Р.В. ВАХНЕНКО
Особенности развития международных пассажирских связей на Дальнем Востоке России
В статье рассматривается современное состояние международных пассажирских связей, показаны закономерности формирования международных пассажиропотоков на востоке России с учетом влияния рыночных отношений. Проводится оценка сложившихся уровней транспортного взаимодействия, выявляются возможности использования новых транспортных международных коридоров.
Ключевые слова: Дальний Восток России, международные пассажирские связи, доступность транспортных услуг, транспортная подвижность, транспортная инфраструктура, туризм.
Благоприятное геополитическое положение Российской Федерации в треугольнике основных центров экономического развития в мире Европа-Северная Америка-Азия предопределяет ее существенную роль в обеспечении политических, культурных и, прежде всего, торгово-экономических связей между этими регионами. Набирающие обороты процессы интеграции и гармонизации мировой экономики, создание транснациональных и межгосударственных экономических и политических объединений вызвали необходимость ускоренного развития транспортной инфраструктуры, повлияли на увеличение пассажирских перевозок на всех видах транспорта. Массовые перемещения людей по миру говорят о масштабах и проблемах этих явлений [10].
Характерной чертой современного международного пассажиропотока является высокая концентрация его в Европе и Северной Америке. Разнообразие природных рекреационных ресурсов и культурно-исторических достопримечательностей, превосходная сеть наземных транспортных коммуникаций, хорошо развитая туристическая инфраструктура — всё это способствует интенсивному внутриевропейскому международному пассажирскому обмену.
ВАХНЕНКО Римма Васильевна — кандидат географических наук, старший научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, г. Владивосток.
Самая привлекательная страна для туристов — Франция, ее доходы от туризма составляют 6,5 % ВВП. За год эту страну посещают около 80 млн человек. На втором месте — Испания, на третьем — США [16]. Курорты Карибского региона посещают американцы и канадцы. Увеличилась численность туристов в Антарктиду, составив в 2008 г. 48 тыс. человек. Гренландия, крупнейший остров в мире, почти полностью покрытый ледником, сегодня стал одним из популярных мест: в 2008 г. посмотреть на глобальное потепление приехали около 20 тыс. человек. Туристический поток на Аляску превышает 200 тыс. человек в год. Огромными темпами развивается массовый туризм в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По динамике роста туристических потоков можно предположить, что в ближайшие 10 лет затраты землян на туризм возрастут в 5 раз. Число обслуживающих туристов ныне составляет 250 млн человек и вскоре возрастет до 300 млн [12].
Россия вплоть до конца 80-х годов ХХ в. была относительно изолирована от внешнего мира, международные пассажиропотоки были незначительными. Глубокие перемены, произошедшие в начале 90-х годов во всех сферах экономической и общественной жизни России, существенно изменили характер транспортной подвижности населения. В настоящее время международные поездки приобрели массовый характер и в России: поездки в Египет, Турцию, страны Европы и Азии, отдых за границей воспринимаются как обыденное явление.
Существенное влияние на увеличение числа международных поездок оказало снятие российскими властями ограничений на выезд за границу и упрощение процедуры оформления выездных документов. Пик числа выездов пришелся на 1995 г., что демонстрирует наличие огромного отложенного спроса (рис. 1).
Рис.1. Динамика выезда граждан России за рубеж (млн человек)
По данным Росстата, в 2008 г. за границу в туристических целях выезжало более 12,4 млн россиян. Лидером международного потока является китайское направление [10]: около 3 млн наших сограждан выбрали для зарубежных поездок Поднебесную (табл. 1).
Таблица 1
Выезд российских граждан за рубеж по целям поездок
Страна Цели поездок 2008 г. 2009 г. % к 2008 г.
Китай Туризм 2 059 326 999 202 48,5
Служебные 557 405 286 322 51,4
Всего 3167219 1 679 209 53,0
Республика Туризм 49 414 58 704 118,8
Корея Служебные 17 584 18 432 104,7
Всего 124 716 133 742 107,2
Япония Туризм 31 857 23 894 74,9
Служебные 14 424 8 286 57,6
Всего 139 215 86 317 62,0
В том числе Туризм 11 313 697 9555212 84,5
другие страны Служебные 1 967 736 1 294 439 65,8
Всего 36 537 521 34 440 653 94,3
Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. оказал значительное влияние на выбор поездок за рубеж, причем существенно уменьшились поездки на китайском и японском направлениях (рис. 2). Основными причинами этого стали не только финансовый дефицит, но и нарушения сложившегося режима международных транспортных сообщений, связанные с введением запретов и ограничений на пути трансграничного трансферта с января 2009 г., т. е. на международный пассажиропоток существенно повлияли административнокомандные решения.
Расположение вдоль государственной границы на востоке России таких стран-соседей, как Китай (Северо-Восточный Китай, далее — СВК), Япония, КНДР, Республика Корея, США — важный фактор расширения потенциала международного туризма Дальневосточного федерального округа (ДФО) (табл. 2).
Таблица 2
Близость стран Северо-Восточной Азии друг от друга (в километрах) [2]
Страны СевероВосточного альянса Россия (ДФО) Китай (СВК) Япония КНДР Республика Корея
Россия (ДФО) минимум - - 24 - 450
максимум - 5580 6840 5520 5760
Китай (СВК) минимум - - 600 - 300
максимум 5580 - 3225 1762 2250
Япония минимум 24 600 - 420 60
максимум 6840 3225 - 1800 1950
КНДР минимум - - 420 - -
максимум 5520 1762 1800 - 1125
Республика Корея минимум 450 300 60 - -
максимум 5760 2250 1950 1125 -
Трансграничные контакты стали важной составляющей взаимоотношений между российским Дальним Востоком и КНР. Основной мотив высокой активности населения этих поездок носит торгово-коммерческий характер.
2004 2005 2006 2007 2008
ф Выезд из Приморского края Выезд из Забайкальского края
А Выезд из Хабаровского края Выезд из Еврейской АО
Рис. 2. Динамика выезда российских граждан из некоторых регионов Дальнего Востока в Китай (тыс. человек)
Китай располагает сегодня самым большим в мире потенциалом приема туристов. По экспертным оценкам, к 2020 г. Поднебесная станет одним из мировых лидеров по объему въездного туризма.
По числу иностранных туристов в КНР Россия занимает третье место, после Южной Кореи и Японии. Три четверти из числа российских туристов, посещающих Северо-Восточный Китай, составляют жители Дальнего Востока и Забайкалья. По объему международного туристического потока Приморье занимает четвертое место в России, а по безвизовому туризму с КНР — первое. Кардинальное улучшение российско-китайских отношений послужило стимулом для развития международных пассажирских связей в Дальневосточном регионе. В конце 90-х годов на приграничных территориях Дальнего Востока открылись 20 транспортных переходов. Наличие протяженных сухопутных границ в Приморском крае способствовало тому, что край имеет семь постоянных круглогодично действующих наземных международных транспортных коридоров. Возросло не только число трансграничных пассажирских поездов и международных авиалиний, но и открылось автобусное международное сообщение. Для жителей Дальнего Востока весьма важным является доступность этих поездок.
В основе отношений между сопредельными территориями России и Китая лежит взаимная заинтересованность в развитии торгово-экономических связей. Российскому Дальнему Востоку, в период экономических реформ отставшему даже от среднесоюзного уровня, региональные связи с Китаем позволили удовлетворить первичный спрос населения на продукты питания и товары широкого потребления, избежать социальных потрясений.
Транспортная подвижность населения в международных связях в регионе в немалой степени отражает как благосостояние населения, так и изменение образа жизни людей, их потребительские предпочтения.
Главной причиной роста числа пересечений границы российскими гражданами в Амурской области стало распространение статуса свободной экономической зоны на весь Хэйхэ. Причем китайские власти упростили режим пересечения границы: достаточно лишь паспорта, не надо виз и приглашений. Более того, граждане России получили право покупать и снимать жилье на территории свободной экономической зоны (СЭЗ) Китая. Для предпринимателей предусмотрены различные налоговые льготы. Всё это способствует высокому уровню интенсивности международных связей (табл. 3).
Таблица 3
Поездки российских и китайских граждан через Благовещенский пограничный переход
Годы Число выездов россиян в КНР, тыс. человек Число прибытий граждан КНР, тыс. человек
Всего В том числе туристов Туристов, в % Всего В том числе туристов
2000 129,8 98,2 75,6 162,0 80,0
2005 362,5 213,0 58,8 117,1 52,2
2006 460,8 233,2 50,6 103,7 42,2
2007 522,7 265,0 50,7 110,3 49,6
2008 583,7 321,4 55,0 132,5 42,3
2009 301,4 - - 135,2 -
Примечание: по данным Федеральной пограничной службы (ФПС) России
Проведенная оценка рейтинга регионов, ДФО и Забайкалья, по масштабам развития международных пассажирских перевозок показала следующие результаты:
— первое место по объему перевозок занимает Приморский край. В этом регионе самый высокий уровень интенсивности связей. На его долю в 2008 г. пришлось 49 % (1,2 млн пассажиров) от общерегионального объема перевозок;
— второе место — Амурская область с крупнейшим международным переходом Благовещенск-Хэйхэ (584 тыс. чел. — 23 %);
— третье место — Забайкальский край (413 тыс. чел. — 16 %);
— четвертое место — Хабаровский край (238 тыс. чел. — 9 %);
— пятое место приходится на Еврейскую автономную область, Сахалинскую область и Камчатский край.
Следует сказать, что средняя дальность одной международной поездки в Амурской области [15] составляет всего 800 метров, именно такое расстояние отделяет Благовещенск от китайского города Хэйхэ (табл. 4).
Таблица 4
Распределение перевозок пассажиров по видам транспортного сообщения в Амурской области (2009 г.)
Вид транспортного сообщения Перевезено пассажиров Пассажирооборот Средняя дальность одной поездки, км
тысяч человек в % к 2008 г. млн пасс.-км в % к 2008 г.
Международное 411,8 59,8 0,3 35,3 0,8
Междугородное (автобусное) 169,2 67,8 15 662,0 74,4 92,6
Пригородное (автобусное) 1294,3 86,5 23 183,0 75,0 17,9
В Хабаровском крае при международных поездках чаще используется воздушное сообщение. Это объясняется особенностями транспортной доступности территории и отсутствием крупных приграничных транспортных коридоров (табл. 5).
Таблица 5
Международные перевозки пассажиров транспортом общего пользования в Хабаровском крае (тыс. человек) [14]
Годы Вид транспорта
Автобусный Водный Воздушный Всего
2005 3,6 49,0 129,5 182,1
2006 1,5 55,0 136,9 193,4
2007 - 57,6 204,4 262,0
2008 - 69,8 141,9 211,7
2009 - 73,0 106,4 179,4
Анализ показал, что в структуре перевозок за истекшие 20 лет произошли существенные изменения. Если в начале 90-х годов доминировали приграничные поездки и на их долю приходилось более 90 %, то к 2010 г. увеличивается доля цивилизованного туризма, хотя экономтуры составляют еще около 70 %. Подобная тенденция позволяет сделать вывод о качественных изменениях в характере спроса по целям поездок. И всё же тот факт, что в общем пассажиропотоке доля экономтуров остается высокой, свидетельствует о дефиците материальных средств у большинства населения региона, поэтому они предпочитают совершать близкие поездки (рисунки 3, 4).
Глубокие и противоречивые изменения в транспортной подвижности населения в международных связях невозможно понять, не принимая во внимание особенности природно-географического, геополитического, социальнополитического характера. Международные поездки развиваются в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагируют подъе-
мом и спадом темпов роста как на политическое и экономическое положение в мире, так и на воздействие внешних факторов.
Амурская
18
Приморский край
33 %
Рис. 3. Доля международного пассажиропотока в КНР (2008 г.)
Так, экономический кризис и повышение таможенных пошлин на импортные автомобили, ограничения челночного бизнеса оказали существенное влияние на все экономические показатели деятельности Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) в 2009 г. Одним из негативных последствий для транспортного комплекса явилось снижение объема пассажирских перевозок. В результате через пропускные пункты ДВТУ в 2009 г. прошло чуть более 3 млн человек. По сравнению с предыдущим годом (5,5 млн) поток упал почти в два раза, что отразилось на показателях сбора таможенных пошлин [8].
В 2010 г. происходят изменения в качественной структуре пассажирских связей: увеличивается спрос на оздоровительные, познавательные туры, хотя объемы перевозок еще весьма далеки от прежнего уровня.
Устойчивые международные транспортные связи имеют и важную политическую нагрузку. Их геополитический эффект в том, что они не только связывают отдельные страны в единое экономическое пространство, но и способствуют взаимопониманию.
Приморский край 49 %
Амурская область
23 %
Рис. 4. Доля отдельных субъектов ДФО, включая Забайкалье, во внешних международных перевозках региона (2008 г.)
Пассажирская составляющая является важной частью международной политики и взаимоотношений со странами АТР на востоке России. Направление международных поездок в регионе в значительной степени
Прочие
Хабаровский край 3 %
Забайкальский край 16 %
Забайкальский край 13 %
определяется приграничным положением территории. Для разных регионов Дальнего Востока ситуация значительно различается: если в южной части региона преимущественно связи направлены на Китай, то основной обмен туристами Сахалинской области, Камчатского края ведется с Японией и Кореей. На севере региона по взаимному соглашению между Россией и США стали популярны безвизовые поездки на Аляску: в 2006 г. Чукотской таможней было оформлено 4,1 тыс. физических лиц. Важно отметить, что в секторе выездного туризма в Приморском крае, исключая Китай, устойчивый рост имеет корейское направление (табл. 6). Работают регулярные морские линии Владивосток-Зарубино-Сокчо (Республика Корея), уже более 10 лет действует паром Корсаков-Вакканай (Япония).
Таблица 6
Диаграмма выезда российских туристов из Приморского края в Республику Корея и Японию (человек) [9]
Годы Выехало за границу из Приморского края Въехало в Приморье из Республики Корея
Всего В том числе
в Республику Корея в Японию
2000 205 000 5740 2143 2405
2001 302 000 6991 3341 2928
2002 228 000 6282 2610 3760
2003 300 000 7208 7148 4903
2004 389 000 9628 11 238 4498
2005 432 000 11 502 12 152 6907
2006 548 000 11 060 10 271 8316
2007 862 000 10 166 9619 6991
2008 1050 000 13 739 10 939 7808
Географию направлений международных воздушных линий в значительной мере определяет сеть аэропортов, играющих роль важных узловых транспортных центров. В России из 330 имеющихся аэропортов 52 обслуживают международные рейсы, в том числе на Дальнем Востоке 70 аэропортов, восемь из них — международные. Крупными авиаузлами на востоке России являются Хабаровск, Владивосток, Якутск, Южно-Сахалинск.
На степень интеграции городов в глобальные сети указывает показатель — связанность воздушными авиалиниями. Например, из Южно-Сахалинска в 2009 г. осуществлялись регулярные авиарейсы в города Хакодате, Сеул, Пусан, а также чартерные рейсы в Ниигату, Саппоро, Токио, Далянь, Харбин, Шанхай.
Важнейшими компонентами управления деятельностью по обеспечению устойчивых транспортных связей являются оценка состояния региональных транспортных систем и анализ развития транспортной инфраструктуры в сопредельных странах.
В настоящее время при воздушных полетах по миру дальневосточники используют аэропорт Инчхон (Республика Корея), который является лучшим аэропортом мира1. Аэропорт Сеул (Республика Корея) выступает важным посредником в организации глобальных пассажирских связей, обеспечивая качественное и своевременное выполнение заказов. Таким образом, Сеул нашел свою нишу в глобальных связях в качестве предоставления посреднических услуг [6].
Достаточно высокими темпами растут услуги международных аэропортов в Дальневосточном регионе. Так, за первое полугодие 2010 г. услугами международного аэропорта Владивосток воспользовались 546 тыс. человек (на 144 тыс. больше, чем за аналогичный период прошлого года). Общий объем перевозок увеличился по сравнению с прошлым годом на 36 %. Росту воздушных перевозок в регионе способствует открытие новых маршрутов. Во Владивостокский аэропорт совершают регулярные полеты зарубежные авиакомпании «Шанхайские авиалинии», «Китайская северная компания», «Корейские авиалинии». На долю иностранных компаний приходится четверть от общего объема авиаперевозок.
В регионе постоянно идет процесс совершенствования и модернизации связей. География авиаперелетов заметно расширяется. К примеру, если ранее в столицу Японии летали из Южно-Сахалинска, то с весны 2010 г. Токио (аэропорт Нарита) начал принимать прямые рейсы из Владивостока и Хабаровска. Регулярность рейсов — 2 раза в неделю. По маршруту Владивос-ток-Пекин и обратно с 1 апреля 2010 г. самолеты ОАО «Владивосток Авиа» летают 4 раза в неделю.
Межстрановые различия в оплате транспортных расходов, гостиничного комплекса и пр. превратились в мощный фактор, влияющий на пассажирооб-мен. Сравнительная характеристика стоимости международных авиаперевозок различных авиакомпаний из Москвы и Владивостока дает довольно любопытную картину: весьма парадоксальным является тот факт, что стоимость перелета в страны Юго-Восточной Азии дешевле из Москвы, чем с Дальнего Востока (табл. 7).
Например, тарифы на перелеты из Москвы в Пекин, Токио, Сеул ниже, чем при перелете из Владивостока по этим же маршрутам. Хотя затраты времени на полеты из Владивостока в три раза ниже. Ситуацию усугубляет тот факт, что здесь не срабатывает самая весомая причина перевозчиков — цена на топливо. Отсюда можно сделать вывод, что на рынке международных авиаперевозок — конкуренция, которая и определяет такую картину. Десятимиллионная Москва может дать гораздо больший пассажиропоток, чем небольшой Владивосток, поэтому принимающая сторона предоставляет московскому направлению различные скидки. В результате фактор привлекательности зон отдыха в АТР для столичного региона гораздо выше.
1 Далее по международной значимости следуют: сингапурский аэропорт Чанги, голландский Схипхол, гонконгский Чек Лан Кок и английский Хитроу.
На этом фоне вызывает недоумение и второй подобный пример. Расстояние от Владивостока до Токио, Сеула, Пекина примерно одинаково. Однако из-за доступности цен и приемлемых транспортных расходов на поездку предпочтительным остается Пекин, а не Токио или Сеул. Вопрос «как долго дальневосточники будут летать по завышенным тарифам?» остается открытым [1]. Это еще раз подчеркивает, что для центра Дальний Восток по-прежнему остается далекой метрополией, до которой ему нет дела.
Таблица 7
Сравнительная стоимость билетов различных авиакомпаний из Москвы и Владивостока [7]
Маршрут Минимальный тариф в обе стороны Полетное время Авиакомпания Тип самолета
Владивосток- Пекин 310 евро 2 ч 20 мин Владивосток Авиа Ту-204, А-320
Москва-Пекин 290 евро 7 ч 25 мин Аэрофлот Boeing 767
Владивосток- Сеул 430 евро 455 евро 2 ч 20 мин 2 ч 35 мин Владивосток Авиа, Кореан Эйр Ту-204, А-320 Boeing 737
Москва-Сеул 420 евро 8 ч 35 мин Аэрофлот Ил- 96
Владивосток- Тояма 670 евро 2 ч 40 мин Владивосток Авиа Як-40
Москва-Токио 650 евро 9 ч 40 мин Аэрофлот Boeing 767
Кстати, среди жителей Приморья лидером роста популярности стало Королевство Таиланд. По данным краевой администрации, объем выездного туризма в 2008 г. из Приморья в КНР вырос по сравнению с 2007 г. — на 22 %, в Республику Корея — на 35 %, Японию — 13 %, Вьетнам — на 19 %, а в Таиланд — на 59 %. Всё большим спросом пользуется размещение туристов на виллах. Это хорошее решение для тех, кто отдыхает семьей или большой компанией. Получается дешевле и комфортнее, чем в гостинице.
Сегодня система транспортной подвижности в международном сообщении сталкивается с существенными проблемами. Свободное передвижение населения зависит от устранения барьеров на пути реального снижения транспортных тарифов, и многое определяет повышение жизненного уровня населения. Возрастающая роль АТР в мировой экономике увеличивает значимость Дальнего Востока как контактной зоны по обеспечению внешнеэкономического и социокультурного сотрудничества России в регионе. Инвестиционная деятельность, создание свободных экономических зон вдоль границы, совместная работа над масштабными экономическими проектами — все это способствует дальнейшему развитию двусторонних пассажирских связей.
Дальний Восток непосредственно граничит с группой стран, относящихся к наиболее активной части мира. Это означает, что реальное включение
России в экономическое и транспортное взаимодействие с мировой экономикой в азиатском сегменте предполагает превращение транспортной системы Дальнего Востока, особенно в ее наиболее концентрированной и индустриально развитой южной части, в зону устойчивого инновационного развития. Важнейшей задачей на этом пути в предстоящей перспективе является импульс формированию глобальной экономической социальной среды.
Одна из форм межстранового взаимодействия — международные транзитные перевозки. В настоящее время Россия реализует около 5 % своего транзитного потенциала и практически находится в самом начале своего становления. Транспортно-транзитный потенциал региона огромен. Для долгосрочного развития страны важны не только экономические, но и пассажирские связи. Уже давно назрела потребность в прямой скоростной безопасной автомобильной магистрали, связывающей всю территорию России от Тихого океана до Балтийского моря. Ее создание позволит поднять автомобильные международные перевозки на новый уровень, обеспечить возможности развития автомобильного международного туризма для жителей стран АТР.
Вопрос развития транспортной инфраструктуры на маршруте Европа-Россия-страны Азиатско-Тихоокеанского региона обсуждался на Байкальском экономическом форуме как один из основных [10].
Межконтинентальным транспортным коридором должна стать автодорога Владивосток-Москва, имеющая большое социально-экономическое и геополитическое значение. В конце сентября 2010 г. дорога, о которой мечтали дальневосточники, наконец-то стала реальностью. Теперь по ней можно будет проехать от Парижа до Находки. В будущем эта дорога может стать составной частью автомагистрали Токио-Сахалин-Хабаровск-Чита-Москва.
Дальневосточный регион находится на пересечении транспортных потоков из Европы в Азию. Через его территорию проходит несколько воздушных транспортных коридоров: Хабаровск-Ниигата-Харбин-Шеньян; Сан-Франциско-Аляска-Петропавловск-Камчатский-Москва-Европа; Хоккайдо-Южно-Сахалинск-Хабаровск-Европа; Сеул-Хабаровск-Европа; Благовещенск-Северо-Восточный Китай; Ханой-Сеул-Владивосток-Москва.
Посольство Франции в России совместно с МИД России изучает возможности трансконтинентальных перелетов через российский Дальний Восток из Франции во французскую Новую Полинезию, расположенную в Тихом океане, и в страны АТР.
Складывающиеся в регионе тенденции совершенствования транспортной инфраструктуры к саммиту АТЭС 2012 года создают хорошие предпосылки развития Владивостока как центра международных связей. Предполагается, что к саммиту уровень сервиса в новом международном аэропорту будет отвечать самым высоким мировым стандартам. Новый аэровокзальный комплекс станет крупным международным хабом по перевозке пассажиров и грузов. Аэропорт сможет обслуживать до 1240 человек в час на международных рейсах и 1360 пассажиров в час на внутренних линиях.
Выгодное географическое положение на основных направлениях евроазиатских связей и наличие мощного аэропорта позволит расширить участие Владивостока в перевозках пассажиров из других регионов России и стран мира, будет способствовать развитию интермодальных сообщений, повысит эффективность в конкуренции на мировом рынке.
Список литературы
1. Вахненко Р.В. Глобализация и региональные аспекты устойчивого развития международных связей // Приоритеты Байкальского региона в азиатской геополитике России. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2010. С. 10-12.
2. География стран АТР. Владивосток: ДВУ, 2008, с. 141.
3. Григорьева Т. Кризис в Поднебесной: мифы и реальность // Владивосток. 2009. 20 авг.
4. Жунусов О. Объекты АТЭС приобретают плоть // Дальневосточный капитал. 2009. № 9. С. 16-17.
5. Круизный туризм // Владивосток. 2010. 19 августа.
6. Лучший аэропорт в мире // Дальневосточный капитал. 2010. № 2. С. 31.
7. Макарова О. Заоблачная даль // Дальневосточный капитал. 2009. № 5. С. 62.
8. На заседании коллегии ДВТУ // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2009. № 4. С. 3.
9. Пан Хюн Бон. Развитие туризма между республикой Корея и Приморским краем // Туризм в Приморском крае: региональные особенности и перспективы развития. Владивосток: ДВГУ, 2009. С. 146-149.
10. Развитие сотрудничества в сфере транспорта в Азиатско-Тихоокеанском регионе: доклад министра транспорта РФ И.Е. Левитина // Европа-Россия-АТР: развитие транспортной инфраструктуры: междунар. конф. 2010. 8 сент. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mintrans.ru/news/detail
11. Российский статистический ежегодник. М., 2010. 795 с.
12. Сколько в мире путешественников // Свет. 2010. № 9. С. 27.
13. Страны и народы мира: энциклопед. справочник. Ростов н/Д: Феникс,
2009. 544 с.
14. Транспорт и связь в Хабаровском крае: статист. сборник. Хабаровск,
2010. 64 с.
15. Туризм и отдых в Амурской области: статист. сборник. Благовещенск, 2010. 86 с.
16. Цифры и факты // Наука и жизнь. 2008. № 4.