ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Авдеева Е. А., Чаплыгина У. А. Особенности развития малого и среднего бизнеса в информационной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S13. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470166.htm.
ART 470166 УДК 334.012.6
Авдеева Евгения Александровна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар avdeeva-evgeniya@bk.ru
Чаплыгина Ульяна Александровна,
студентка ФГБОУ ВО «(Кубанский государственный университет», г. Краснодар ulyana.chaplygina@mail.ru
Особенности развития малого и среднего бизнеса в информационной среде
Аннотация. В статье рассматриваются особенности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в условиях информационной экономики, определяются характерные черты информационной экономики для сектора малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: информационные технологии, бизнес процессы, Интернет-технологии.
В современном мире все большее число субъектов малого и среднего бизнеса вовлечены в сферу информационных технологий, т.к. использование последних повышает конкурентоспособность предприятий на информационном рынке.
На сегодняшний день развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий является главным трендом экономики, который достиг таких масштабов, что уместно назвать текущий период времени очередной ступенью научно-технического прогресса. Показателем уникальности сложившейся ситуации является тот факт, что процесс научно-технической революции протекает в информационной среде. Производство, обработка и передача информации - всё происходит в виртуальной реальности посредством глобальной сети и облачных технологий [1]. Данная тенденция непосредственное влияет на формирование «информационного» сознания людей, а, следовательно, на переход к информационной экономике.
В этой связи необходимо разделить реальную экономику с использованием Интернет-технологий и информационную экономику. В первом случае Интернет выступает в качестве некого связующего элемента, который служит для более удобной и быстрой формы общения и работы с данными, но подавляющая часть процессов и механизмов бизнеса остаётся в рамках традиционного предпринимательства. Во втором случае реализация экономических отношений и бизнес-процессов происходит только за счёт информационных технологий, таким образом, весь цикл воспроизводства осуществляется с помощью новейших технологий [2].
Согласно статистическим данным, в последние годы наблюдается следующая тенденция: все большее число предприятий используют Интернет-технологии в профессиональной деятельности. Так в 2016 г. их объем составил 89,2 %.
Наблюдается постоянный рост компаний, имеющих web-сайт. В 2016 г. их удельный вес составил 47,3 %. При этом отмечается положительная динамика в сфере электронной торговли. Доля населения, использовавшая Интернет для покупки товаров и услуг, насчитывала 22,4 % от экономически активной части населения. Компании, размещавшие заказы на товары и услуги в Интернете, - 46,4 %. Организации, получившие заказы посредством сети Интернет, составили 20,3 % [3].
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Авдеева Е. А., Чаплыгина У. А. Особенности развития малого и среднего бизнеса в информационной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S13. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470166.htm.
Чтобы в полной мере использовать инструменты, которые предоставляют миру информационно-коммуникационные технологии, компаниям не нужно обладать особым доступом или привилегиями. Преимущество текущего времени заключается в доступности информации и технологий, поэтому независимо от формы собственности или размера, любая компания может развиваться в данной сфере, а Интернет-технологии выступают катализатором вовлеченности в процесс воспроизводства малых и средних предприятий, а также домашних хозяйств.
Нельзя упускать из внимания тот факт, что информационная сфера демонстрирует миру самые высокие показатели по эффективности вложения капитала. Здесь необходимо упомянуть информационное предпринимательство - тип предпринимательской деятельности, сконцентрированной на удовлетворении потребительского спроса на информационные товары и услуги. Интернет-обучение, консультационная деятельность, маркетинг - эти и многие другие направления занимают всё более устойчивые позиции на рынке, что влечёт за собой повышение инвестиционной привлекательности Интернет-проектов как в среде предпринимателей, так и со стороны государственных структур.
Постепенная глобализация экономики диктует свои правила, в которых Интернет-технологии играют ключевую роль. С одной стороны, они используются как вспомогательный инструмент для развития и поддержания конкурентоспособности бизнеса, с другой - они являются мощной площадкой для быстрого старта, поскольку позволяют сократить время и затраты в момент входа на рынок [4].
Трансформация бизнеса привела к появлению принципиально новых направлений и методов работы с бизнес-процессами. Для малого и среднего предпринимательства Интернет-технологии особенно привлекательны тем, что они позволяют выйти на ранее недоступные из-за высокой конкуренции рынки. Это совершенно не означает отсутствие конкуренции в Интернет-среде, наоборот, её уровень сильнее, однако, шансы найти свой сегмент и свою аудиторию намного выше, чем в рамках традиционной хозяйственной деятельности.
При помощи Интернета компании с легкостью преодолевают информационные и географические препятствия на пути своего роста и расширения. Сокращение операционных издержек, увеличение каналов сбыта, удобная и эффективная систематизация в работе с поставщиками и клиентами, повышение качества услуг за счет более тщательного исследования потенциальных клиентов - всё это стало доступно компаниям, занимающимся электронным бизнесом. Кроме того, такие инструменты поддержки бизнеса как корпоративный сайт с предоставлением удаленных консультационных услуг, Интернет-магазин и Интернет-банкинг способствуют эффективному устранению или хотя бы значительному сокращению информационной асимметрии при заключении сделок, а также обеспечивают мобильность бизнеса, что в наше время является одним из важнейших критериев его актуальности и успешности [5].
Рассматривая информацию как основной продукт воспроизводства в современной экономике, необходимо учитывать, что информационное производство становится наукоёмким. Качество товаров и услуг информационного сектора экономики будет сильно зависеть от того, какими темпами в данном направлении развивается государство, от масштабов внедрения информационно-коммуникационных технологий в отрасли, которые зависят от уровня развития образования, науки и техники. Это также необходимо помнить при оценке конкурентоспособности компаний. Успешность компании будет зависеть от стратегической важности тех инновационных продуктов и технологий, которые она использует в своей деятельности [2]. Следовательно, повышение научно-технической компетенции организации повлечет за собой формирование
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Авдеева Е. А., Чаплыгина У. А. Особенности развития малого и среднего бизнеса в информационной среде // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № S13. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470166.htm.
более выгодного портфеля заказов, как с точки зрения прибыльности, так и с точки зрения стратегического планирования продаж.
В экономическом значении большое значение отводится состоянию и степени развития интеллектуальных ресурсов страны, её трудового потенциала, как в целом, так и отдельно взятых регионах. Когда происходит массовое внедрение информационных технологий во все сферы деятельности людей, получение достоверной и актуальной информации становится главной потребностью человека для полноценного формирования и развития его личности и обеспечения благоприятной среды для успешной деятельности. Таким образом, информационные ресурсы страны и каждого отдельно взятого региона выступают в качестве одного из самых стратегически важных факторов социально-экономического развития государства и общества [6].
Информационные технологии являются основой усовершенствования интеллектуальных ресурсов страны, которые необходимы для предоставления дополнительного потенциала экономического роста. Интернет-технологии, которые обеспечивают возможности повышения качества работы и компетентности субъектов рынка труда, занимают особое место в этом процессе [7].
Современные социально-экономические отношения развиваются неразрывно от информационно-коммуникационных технологий. Использование Интернет-ресурсов и технологий способствует формированию благоприятной среды для реализации потенциала малого и среднего бизнеса и домашних хозяйств, что повышает продуктивность общественного воспроизводства. Также наблюдается рост «информационной зависимости» всех этапов воспроизводства от доступа к актуальным и проверенным данным, средствам их получения и использования.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что процессы информатизации и виртуализации текущих социально-экономических отношений - это основополагающий фактор стабильного развития малого и среднего бизнеса, а также способ вовлечения домашних хозяйств в экономику с целью повысить мотивацию каждого субъекта в собственной эффективности и в развитии и благосостоянии целого государства. Исследуя особенности и практические стороны использования информационно-коммуникационных технологий в экономике, в первую очередь, следует уделять внимание разработке идей и направлений развития деловой и творческой активности субъектов хозяйственной деятельности, а также нахождению новых приёмов координации и методов стимулирования информационных процессов в современной рыночной экономике.
Ссылки на источники
1. Котельников В. Новая экономика. Основные черты эры быстрых перемен. - URL: www.cecsi.ru/coach/new_economy.html.
2. Зайцева Н. Е. Прикладной аспект информационной экономики // Вестник Ивановского государственного университета. - 2015. - № 2(24). - С. 88-89.
3. Данные статистических исследований распространения информационных технологий и развития информационного общества в РФ. - URL: www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/sta-tistics/ science_and_innovations/it_technology.
4. Зайцева Н. Е. Особенности влияния Интернет-технологий на процесс развития современного информационно-открытого общества // Известия высших учебных заведений. Сер. Экономика, финансы и управление производством. - 2015. - № 1(23). - С. 127-137.
5. Зайцева Н. Е. Особенности Internet-потенциала как фактора развития рыночных отношений // Вестник молодых ученых ИвГУ. - 2014. - С. 32-34.
6. Зайцева Н. Е. Становление и развитие социально-экономических и политических функций Интернет в современном обществе // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики: сб. науч. тр. / под ред. Б. Д. Бабаева, Е. Е. Николаевой. - Иваново, 2014. - Вып. 7 (23). -С. 18-32.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Авдеева Е. А., Чаплыгина У. А. Особенности развития малого и среднего бизнеса в информационной среде // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № S13. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470166.htm.
1. Петухова С. П. Информационные технологии - основа модернизации интеллектуального ресурса России // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 4. - С. 42-53.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 06.06.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 08.06.17
Принята к публикации Accepted for publication 08.06.17 Опубликована Published 13.06.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Авдеева Е. А., Чаплыгина У. А., 2017
www.e-koncept.ru
977230412017364