ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ кАДрОВ
Полевая М.В., к.пс.н., доц., зав. кафедрой психологии управления Московского государственного института индустрии туризма Анненкова Н.В., к.пс.н., доц. кафедры практической психологии Финансовой академии при правительстве РФ
В статье рассматриваются особенности подготовки кадров для индустрии туризма в свете компетентностного подхода. Анализируются различные трактовки определения компетенций и дается авторское определение. Обозначается противоречие между компетенциями, требуемыми туристскими предприятиями, и теми, которые предоставляет современное профессиональное образование. Определяется ряд компетенций, являющихся ключевыми для специалистов сферы туризма.
Ключевые слова: специалисты, компетенция, туризм, кадры.
PECULIARITIES OF COMPETENCES DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY SPECIALISTS WITHIN THE FRAMEWORK OF PROFESSIONAL TRAINING
Polevaya M., candidate of psychological sciences, assistant professor, The Moscow State Institute for the Industry of Tourism Annenkova N., candidate of psychological sciences, assistant professor, Finance Academy
Peculiarities of training specialists for the tourism industry in terms of the competence approach are considered in the article. Various interpretations of the term ‘competence ’ are analyzed, and the author’s own definition is given. The contradiction between the competences required by tourist properties and the ones aimed at by contemporary vocational education is elicited. A number of key competences for specialists in the sphere of tourism are determined.
Keywords: experts, expertise, tourism, personnel.
Одной из актуальных проблем профессиональной подготовки кадров в России является подготовка специалистов, конкурентоспособных на российском и международном рынках квалифицированного труда.
Сегодня, в быстро меняющемся мире технологий, традиционные способы обучения не позволяют сформировать требуемый уровень подготовки выпускника ВУЗа и специалиста. Связано это со значительным расширением спектра профессиональных задач, а также повышением требований к эффективности и результативности профессиональной деятельности специалиста туристской индустрии.
В этой связи, перед образовательными учреждениями возникают задачи, связанные с интеграцией традиционных эффективных технологий обучения с инновационными, обеспечивающими формирование специалистов требуемого уровня подготовки; перемещением акцентов в отношении содержания и технологий обучения кадров на формирование профессиональных компетенций.
В соответствии, с Болонской концепцией, именно такой подход к подготовке современных специалистов будет способствовать повышению уровня их социально-профессиональной мобильности, конкурентоспособности в различных сферах производственной деятельности. Иными словами, при подготовке кадров для индустрии туризма следует учитывать методы, предусмотренные Болонским процессом.
Совместное заявление европейских министров образования, подписанное в 1999 году в г. Болонье, предусматривает построение зоны европейского высшего образования путем реализации следующих мероприятий:
- принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней образования для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан в любой европейской стране;
- внедрение системы кредитов по типу ECTS, европейской системы перезачетов, одним учебным заведением дисциплин, сданных в другом учебном заведении;
- содействие мобильности студентов и обеспечение доступности образования и практической подготовки;
- сотрудничество в разработке сопоставимых критериев оценки знаний и методологий, совместных программ обучения и т.п.
Основными задачами в подготовке и переподготовке кадров туристской индустрии, на сегодняшний день, являются: повышение качества и привлекательности профессионального образования, развитие мобильности студентов и выпускников учреждений профессионального образования, обеспечение эквивалентности и взаимного признания документов об образовании.
Особенность профессиональной подготовки кадров состоит в том, что любые инновации осуществляются при участии соци-
альных партнеров (работодателей) и представителей гражданского общества (студентов и слушателей).
На наш взгляд, после того, как Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, высшее профессиональное образование столкнулось с серьезными вопросами и задачами. Так, переход высшего профессионального образования на двухуровневую систему сопряжен с целым рядом новых требований, в том числе с серьезным акцентом в ходе образовательного процесса подготовки кадров на формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
В ходе анализа научной литературы, мы можем выделить несколько определений термина «компетенция» (от лат. сотрем -добиваюсь, соответствую, подхожу). Так Л. и С.Спенсеры считают, что компетенция — это базовое качество индивидуума, определяющее эффективное или наилучшее выполнение им некоторых работ или действий по определенным ситуациям. При этом под термином базовое качество понимается, что компетенция является очень глубоко лежащей и устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение человека во множестве ситуаций и выполняемых им работ. [1].
Р.Бояцис, один из основателей концепции компетенций, определил компетенцию, как основную характеристику личности, которая лежит в основе эффективного или превосходного выполнения работы. Это может быть мотив, черта, навык, аспект представления человека о самом себе или своей социальной роли, а также знания, которыми он пользуется. Все это вместе образует своего рода иерархию в структуре личности, и каждая компетенция может существовать на различных уровнях: мотивы и черты
- на бессознательном, образ «Я» и социальная роль - на сознательном, а навыки - на поведенческом уровне. [2].
В педагогике под «компетенцией» понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность. Таким образом, компетенции имеют отношение к способности человека эффективно реализовать на практике усвоенные за период обучения и профессионального становления знания, умения и т.п. [3].
Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Как отмечают В.А.Болотов и
В.В.Сериков, компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта. [4].
Альтернативной трактовкой понятия компетенции является попытка свести их к профессионально важным качествам (ПВК). Под профессионально важными качествами понимаются индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения [5]. Однако, ПВК
- это психологическое понятие и работы в области изучения ПВК направлены на анализ качеств личности и личности в профессиональной деятельности.
С.Уиддет и С.Холлифорд (Whiddett, Steve and Hollyforde, Sarah), давая определение компетенций, характеризуют их в терминах проявляемого поведения: компетенции - это поведенческие модели, которые демонстрируют люди, эффективно выполняя рабочие задачи в организационном контексте. [6]. Речь идет о характеристиках, определяющих эффективность деятельности в конкретной организации, на конкретном уровне. Компетенции имеют определенную структуру: название, определение, набор поведенческих индикаторов, характерных для организации. При этом, совершенно не важно, как называется компетенция - вся суть характеризуемого ею поведения содержится в описании. Соответственно, за одним и тем же названием в разных компаниях могут скрываться совсем разные компетенции.
Под компетенциями мы понимаем, способность человека осуществлять продуктивную конкретную деятельность; это уровень владения человеком технологиями профессиональной деятельности, а также наличие качеств личности вне предметного характера, соответствующих этой деятельности.
Современная практика не только образования, но и бизнеса подтверждает целесообразность использования компетентностно-го подхода, поскольку он позволяет делать упор на то, какие факторы и качества непосредственно связаны с успехом в определенной конкретной деятельности. При этом данный подход дает возможность моделировать результаты профессиональной подготовки специалистов и их представления как нормы качества обучения.
Значимым отличием от других подходов здесь оказывается выделение параметров, действительно приводящих к наибольшей эффективности в работе, а не учет всего спектра факторов, наиболее достоверно описывающих значимые рабочие характеристики специалиста туристской отрасли.
Однако, в ходе изучения данного вопроса, мы пришли к выводу, что в ситуации актуальности и востребованности данного подхода, высшее и дополнительное профессиональное образование сталкивается с серьезной проблемой «преемственности» компетенций. С одной стороны, профессиональные компетенции, позволяющие быть эффективными в определенной специальности, по сути своей, являются базовыми и могут быть успешно развиты в ходе образовательного процесса. С другой стороны, модели компетенций сотрудников компаний, в которые трудоустраиваются выпускники ВУЗов, не совпадают с моделями компетенций, на которых базируется обучение. Поскольку, помимо профессиональных компетенций, работодатели рассматривают также личностные, управленческие компетенции и пр. Так, например, большое число компаний, при подборе персонала оценивает способность кандидата работать в команде, способность выстраивать партнерские отношения. Не менее значимой компетенцией, востребованной в компаниях, оказывается, коммуникативная составляющая: умение четко формулировать мысли, убедительность изложения, умение работать со сложной информацией и участвовать в групповой дискуссии, успешно и конструктивно обсуждая проблемы или поставленные вопросы и пр.
Помимо этого, в ходе работы, у каждого специалиста возникает потребность в дополнительном профессиональном образовании. Семинары, курсы повышения квалификации также должны основываться на компетентностном подходе.
Однако, в ходе анализа, нами было выявлено, что получаемые компетенции в ходе дополнительной профессиональной подготовки, также не всегда совпадают с рабочими, поскольку учебная деятельность вне зависимости от ее направленности, имеет свою специфику. Особенно, если такое обучение не внутрикорпоративное, а проходит в рамках высших учебных заведений. В тоже время, дополнительная профессиональная подготовка, курсы повышения квалификации, в основе своих учебных планов, иногда и вовсе не имеют разработанных базовых компетенций.
В современных требованиях работодателей к специалистам туристской отрасли акцент делается на их способность к практи-
ческому решению задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности. В то же время профессиональная подготовка в вузах, на курсах повышения квалификации до сих пор больше ориентирована на формирование у обучающихся знаний и умений.
Решение практических кейсов, участие в деловых играх и пр. способствует не только обучению студентов и слушателей в рамках определенного предмета и специальности, но и дает бесценный опыт в использовании базовых компетенций, востребованных на рынке труда, в том числе управленческих.
Таким образом, ориентация на практику, использование тренингов, иных интерактивных методов обучения может способствовать не только развитию компетенций, но и являться связующим звеном между стандартами профессионального образования и требованиями работодателя. Помимо этого, практические формы могут являться основой подготовки кадров индустрии туризма, ориентируя обучение в первую очередь на требуемый опыт и практические компетенции.
В подготовке и переподготовке кадров индустрии туризма использование таких методов обучения, как элементы тренинга, кейсы и деловые игры, позволяют развивать целый ряд компетенций, являющихся ключевыми для специалистов, работающих в сфере туристской индустрии:
1. Ориентацию на достижения, выражающуюся в проявлении конструктивной активности, направленной на достижение поставленных целей; заботу о том, чтобы хорошо работать или соревноваться со стандартами совершенства.
2. Умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения возникающих проблем.
3. Способность воздействовать на окружающих и оказывать влияние. Данная компетенция выражает намерение и умение убедить, уговорить, повлиять или впечатлить окружающих с целью заставить их поддерживать планы говорящего.
4. Умение практически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, многосторонний анализ сложившейся ситуации, творческий подход в решении нестандартной проблемы. Умение четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в реальной жизни; уметь генерировать новые идеи, творчески мыслить.
5. Командную работу и сотрудничество, подразумевающее подлинное намерение работать совместно с другими, быть частью команды, работать вместе в противопоставление работе по одиночке или конкуренции.
6. Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций.
7. Умение грамотно работать с информацией, собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем. Способность искать информацию и работать с ней - это очень значимая компетенция, подразумевающая приложение усилий к получению большей информации, не веря ситуациям «на слово».
8. Инициативу, проявляющуюся в желании и, отчасти, «привычке» делать больше, чем требуется или ожидается в работе, делать то, чего никто не просил и что улучшит или увеличит результаты работы и поможет избежать проблем, или же в поиске, или создании новых возможностей.
9. Уверенность в себе, как бесценный опыт человека и вера в собственные способности выполнить задание. Сюда входит выражение человеком уверенности в борьбе с все более трудными обстоятельствами, в достижении решений или формировании мнений и в конструктивной работе над неудачами.
На наш взгляд, перечисленные выше компетенции - это далеко не полный список значимых, для успешной профессиональной деятельности специалистов индустрии туризма, качеств, способов и моделей поведения, позволяющих достигать высоких результатов в трудовой деятельности. В тоже время он отражает спектр необходимых компетенций.
По нашему мнению, использование компетентностного подхода в подготовке кадров, использование интерактивных форм обучения оказывается не просто важной и необходимой частью качественного образования, а имеет определяющую роль в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов сферы туризма.
Литература:
1. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. Изд.: Hippo, 2005.
2. Boyatzis Richard E. The competent manager: a model for effective performance, John Wiley & Sons, 1982.
3. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость.//Мир образования-образование в мире. - 2001, № 4.
4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика.- 2003, № 10
5. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. - М.: Издательская корпорация «Ло-
гос», 1996.
6. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. -Изд.: «Hippo», 2003.
7. Мучински П. Психология, профессия, карьера. - СПб.: Питер, 2004.
8. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологичские и методические вопросы). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
9. Филлипов В.М. Модернизация российского образования. -М., 2003.
государственное регулирование судостроительной отрасли
Шамхалов А.Ш., соискатель ИМПЭ им. А.С. Грибоедова
Правительственная помощь национальным отраслям судостроения осуществляется путем прямого субсидирования строительства судов, предоставления облегченных условий при кредитовании и налоговых послаблений, размещения государственных заказов на постройку гражданских судов на национальных верфях, списания долгов, предоставления финансовой помощи при модернизации и реконструкции судостроительных верфей и т.п.
Ключевые слова: судостроение, кредитование, государственные заказы, верфь.
STATE REGULATION OF THE SHIPBUILDING INDUSTRY
Shamhalov А., A.Griboedov IMPE, the competitor
Government assistance to the national shipbuilding industry by direct subsidiesfor the construction of ships, the provision of facilitated conditions for loans and tax exemptions, placement of state orders for the construction of the civil courts in national shipyards, debt relief, financial assistance for reconstruction and modernization of shipyards, etc.
Keywords: Shipbuilding, loans, government jobs, shipyard.
Объем рынка судостроительной продукции составляет 70-80 млрд. долл. в год. Стоимость фрахта судов, обеспечивающих перевозки грузов морем, ежегодно составляет 230-250 млрд. долл. в год. Стоимость ежегодно добываемых в море рыбы и морепродуктов колеблется от 35 до 40 млрд. долл. в год. Не менее прибыльна добыча на морском шельфе нефти и газа, оцениваемая в 80-100 млрд. долл. кроме того активная деятельность на море обеспечивает транспортную и экономическую безопасность страны, особенно при наличии анклавов, дает возможность решения геополитических задач и приносит дополнительные рабочие места, увеличивая занятость населения.
Понимание этого лежит в основе отношения к национальному судостроению в ведущих морских странах мира. Все морские страны имеют систему экономического регулирования национального судостроения и судоходства, а по существу ? систему серьезной экономической поддержки. Причина, как было отмечено выше, в чрезвычайной конечной выгодности морского дела. Масштабы такой поддержки столь велики, что Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) приняла специальное соглашение, ограничивающее размеры государственного субсидирования, размеры кредита и его сроки, запрещающее прямую финансовую поддержку. Цель ? создание нормальных условий конкуренции в коммерческом судостроении. Соглашение разрешает правительствам лишь оказывать помощь национальным судостроителям на научные исследования и разработки.
Это международное соглашение, но многие страны, тем не менее, его существенно нарушают, и размеры господдержки по факту превышают разрешенные соглашением. Особо заслуживает внимания тот факт, что многие страны субсидируют постройку судов на экспорт в размере до 30% стоимости судна.
В России все с точностью до наоборот. Если зарубежным судостроителям или судовладельцам дается кредит на 10-12, а иногда и более лет под 5-8% годовых или беспроцентный, то российским ? на 2-3 года под 15-20% годовых. За рубежом государство выдает гарантии под кредиты, у нас ? нет. В зарубежных судостроительных странах отменяются таможенные сборы и налоги на импортируемое комплектующее оборудование, у нас ? наоборот налагаются. Чисто российским изобретением является налог на незавершенное производство, НДС с авансовых платежей. Дополнительная налоговая нагрузка в России составляет 15-20% от стоимости су-
дов без учета процента на кредит.
Субсидирования тех перевооружения российских судостроительных предприятий нет вообще.
Созданные неравные с зарубежными судостроителями экономические условия работы российских судостроителей вынудили отечественных судовладельцев ? заказчиков судов уйти с российских верфей к зарубежным судостроителям. В результате объем гражданского судостроения сократился более чем в 5 раз. Уровень использования мощностей на судостроительных предприятиях снизился до 20-25%.
Резкое сокращение объемов строительства гражданских судов в России не обеспечивает восполнение естественного старения отечественного флота. Дедвейт морского торгового флота России за последние десять лет сократился в 3,5 раза. Морской транспорт России ежегодно теряет на фрахте зарубежных судов под перевозки отечественных экспортно-импортных грузов до 5,5 млрд. долл. подобная ситуация и в рыбопромысловом флоте. Налогово-таможенный пресс давит и и на судовладельцев, не позволяя им осуществлять воспроизводство основных фондов, в результате чего флот России сокращается и стареет.
Потеря гражданского судостроения имеет и другие последствия. Сегодня в мировой практике военного кораблестроения стало устойчивым направление переноса достижений гражданского судостроения в военное. Больший (в 140-150 раз) мировой тоннаж гражданского флота по сравнению с военно-морским, его многократно более интенсивная эксплуатация, неизмеримо более высокие стандарты безопасности и безусловное требование конкурентоспособности гражданских судов на рынке послужили причиной существенного пересмотра стандартов военного кораблестроения в ведущих морских державах в направлении заимствования гражданского опыта. Таким образом, экономическая политика, ведущая к свертыванию гражданского судостроения, по существу бьет и по обороноспособности страны.
Однако главная проблема в области гражданского судостроения состоит в том, что существующий уровень налогообложения, таможенных пошлин, процентов по кредиту делает отечественные верфи неконкурентоспособными при строительстве основных типов судов. Поэтому естественно и оправданно стремление добиваться реализации положений Морской доктрины, в которой к числу приоритетных задач государства отнесены строительство флота