УДК 376.1
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
© Чимитова Дарима Владимировна
магистрант 2-го курса Педагогического института, Бурятский государственный университет E-mail: [email protected]
© Климентьева Наталья Николаевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии детства Педагогического института, Бурятский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье раскрывается проблема формирования коммуникативной компетенции младших школьников в условиях школы-интерната. Уточняются сущность коммуникативной компетенции младших школьников и определяются критерии и показатели. Авторы предлагают программу, которая выявляет и экспериментально обосновывает пути формирования коммуникативной компетенции младших школьников в условиях школы-интерната (внеучебная деятельность).
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, внеучебная деятельность школьников
Общение самое необходимое условие для бытия людей, без которого у человека невозможно полноценное формирование не только психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Общение-это совместная деятельность, чтобы жить — чрезвычайно важно сотрудничать, взаимодействовать.
Отечественные ученые Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция [1].
Младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными навыками, в силу особой чуткости к языковым нормам, к интересам речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика — актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативности индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию [1].
Коммуникативная компетенция — овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;
- способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;
- совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств, для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения [3].
И. Н. Зотова исследовала комплекс коммуникативной компетенции, и она включает следующие компоненты:1) эмоциональный компонент (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров); 2) когнитивный компонент (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми); 3) поведенческий компонент (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т. п.) [2].
Эмпирическое исследование с целью выявления сформированности коммуникативной компетенции у младших школьников было проведено нами на базе РБНЛ-И № 1 г. Улан-Удэ. В эксперименте приняли участие дети младшего школьного возраста в количестве 31 человек 2-го «А» класса. Нами были определены следующие критерии коммуникативной компетенции: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил общения, принятие других, управление поведением партнера Методики, используемые для диагностики коммуникативной компетенции: «Шкала Фейя», «Рукавички» и «Кто прав» Г. А. Цукерман, Методика «Мозаика».
По результатам методики «Шкала Фейя» по принятию других: на высоком уровне 16%, на среднем 54% и на низком уровне 30% детей.
В результате проведенной диагностической работы были полученные следующие результаты: 32% детей показали высокий уровень по методике «Рукавички» — дети активно обсуждали возможный вариант узора, и приходили к одному и тому же решению, они могут договориться друг с другом. 38% испытуемых показали средний уровень и оставшиеся 30% детей имеют низкий уровень развития сотрудничества. Они с заданием не справились, в узорах явно преобладают различия, или вообще нет сходства, дети даже не пытались между собой договориться, и каждый настаивал на своем.
По результатам методики «Мозаика » на выявление эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника и реакции на его поощрении на констатирующем этапе выглядят следующим образом: у 37% детей выявлен низкий уровень эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника и реакции на его поощрении. На среднем уровне показали 45%, это говорит о том, что ребенок увлечён переживаниями, деятельностью сверстника, но и значительную часть внимания уделяет своей деятельности, и на высоком уровне и у 18% они с заданием справились. Во время работы у них не возникало проблем, они быстро выполняли задания.
По результатам методики «Кто прав» представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении сформировано на высоком уровне у 9% испытуемых (дети демонстрируют понимание относительности оценок
подходов к выбору, учитывают различие персонажей, могут высказать свое мнение и обосновать его, т.е. могут встать на место другого. Выполняют правила общения со взрослыми и сверстниками), 43% детей показали низкий уровень, это говорит о том, что школьники не учитывают возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (испытывают трудности при общении, часто не знают правил общения).
На основании проведенного исследования можно сказать, что у большинства детей средний уровень развития коммуникативной компетенции, т.е., не всегда дети могут оказать взаимопомощь и договориться между собой, знают нормы и правила общения, могут ими пользоваться. Поэтому необходима целенаправленная работа по её формированию у младших школьников, при этом одним из средств данной работы может стать внеучебная деятельность. Внеучебная деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы).
На основе результатов проведенного эмпирического исследования нами была определена экспериментальная группа из 31 детей младшего школьного возраста (2-й «А» класс), с более низкими показателями развития коммуникативной компетенции.
Целью формирующего эксперимента является: формирование коммуникативной компетенции младших школьников в условиях школа-интернат.
Основные задачи, решаемые в ходе коррекционно-развивающей работы:
• Расширить и закрепить представления детей о правилах общения; формировать доброжелательное отношение друг к другу; развивать умение слушать, побуждать к общению, развивать навыки общения, чуткость и выносливость.
• Формировать положительные взаимоотношения между детьми и сверстниками;
• Развивать умение заботиться о ближнем, налаживать взаимоотношения, умение действовать сообща.
Программа коррекционно-развивающий занятий включает в себя три раздела:
Раздел 1. Введение. Знакомство.
Раздел 2. Развитие коммуникативной компетенции.
Раздел 3. Заключительная часть.
Работа состоит из 10 занятий, каждое из которых длится 40-50 минут. Занятия проходят 2 раза в неделю, после уроков. Группа предполагает постоянный состав участников на протяжении всей работы.
В каждое занятие включены игры и упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетенции.
Для обработки математической статистики нами был выбран t критерия Стъдента.
По результатам контрольного этапа по методике «Шкала Фейя» по принятию других: на высоком уровне 19%, на среднем 65% и на низком уровне 16% детей (t= 2,46; p<0,01) полученное значение t критерия Стъдента находится в зоне значимости)
По методике «Рукавички» были получены следующие результаты: у 45% детей показали высокий уровень, 39% испытуемых показали средний уровень, остальные 16% низкий уровень; (t= 2,96; р<0,01) полученное значение t критерия находится в зоне значимости.
По результатам методики «Мозаика» на высоком уровне показали 26% детей, 52% испытуемых показали средний уровень, и 22% низкий уровень; t= 2,87; р<0,01) полученное значение t критерия Стьюдента находится в зоне значимости
По результатам методики «Кто прав» были получены следующие результаты: у 26% детей показали высокий уровень, 45% испытуемых показали средний уровень, остальные 29% низкий уровень. (t= 2,97; р<0,01) полученное значение t критерия Стьюдента находится в зоне значимости.
Таким образом, именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика — актуальная задача образовательного процесса начальной школы.
Литература
1. Андриенко Е. В. развитие коммуникативной компетенции учащихся в профильном обучении // Педагогическая наука и образование. — 2010. — №11. — С. 3035.
2. Зотова Н. И. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности // Начальная плюс До и после. — 2011. — № 4. — С. 78-83.
3. Сытенко Т. В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности. 2006 г. Электронный ресурс: http://5fan.ru/wievjob.php?id=38601
4. Овсянникова Е. А. Развитие коммуникативных умений у младших школьников в тренниговой группе // Начальная школа плюс До и после. 2004. № 7. С. 42-44.
FEATURES OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF
LOW SCHOOL STUDENTS IN THE CONDITIONS
OF BOARDING SCHOOL
Chimitova Darima V.
undergraduate 2 courses Teacher training college,
Buryat State University
E-mail: [email protected]
Klimentyeva Natalya N.
candidate of psychological sciences,
associate professor of psychology of the childhood of Teacher training college, Buryat State University E-mail: [email protected]
In article the problem of formation of communicative competence of low school students in the conditions of boarding school reveals. Are specified an entity of communicative competence of low school students and criteria and indices are defined. Authors offer the program which reveals and experimentally justifies ways of formation of communicative competence of low school students in the conditions of boarding school (extracurricular activities).
Keywords: communicative competence, extracurricular activities of school students.