Список литературы
1. Асафьев, Б. В. Задачи и методы современной музыкальной критики [Текст] / Б. В. Асафьев. - М. : Музыка, 1975. - 232 с.
2. Белинский, В. Г. Речь о критике [Текст] / В. Г. Белинский. // Отечественные записки. - 1842. -№9,- 40 с.
3. Бергер, Л. Г. Закономерности истории музыки [Текст] : парадигма познания эпохи в структуре художественного стиля / Л. Г. Бергер. // Музыкальная академия. - 1993. - № 2. - 131 с.
4. Богданов-Березовский, В. М. Страницы музыкальной публицистики [Текст] / В. М. Богданов-Березовский. - Л. : Музгиз, 1963. - 288 с.
5. Валькова, В. Б. Между элитой и массами: В. В. Стасов и три модели музыкальной критики в России [Текст] / В. Б. Валькова. - М. : Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2004. - 149 с.
6. Грубер, Р. И. О музыкальной критике как предмете теоретического и исторического изучения [Текст] / Р. И. Грубер. - СПб. : Музыка, 1987. -213 с.
7. Курышева, Т. А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика [Текст] / Т. А. Курышева. - М. : Владос-пресс, 2007. - 294 с.
8. Курышева, Т. А. Слово о музыке [Текст] : о музыкальной критике и музыкальной журналистике / Т. А. Курышева. - М. : Композитор, 1992. — 173 с.
9. Рыцарева, М. Г. Критика музыкальная [Электронный ресурс] / М. Г. Рыцарева. -URL: http://www.classic-music.ru/kritika.html (дата обращения: 05.04.2017).
10. Artists United Against Apartheid: «Sun City» [Электронный ресурс] - URL: http:// www.rollingstone.eom/music/lists/100-best-albums-of-the-eighties-20110418 (дата обращения: 05.04.2017). - Загл. с экрана.
11. VanHalen: «1984» [Электронный ресурс] -URL: http://www.rollingstone.com/music/ albumreviews/1984-19840301 (дата обращения: 05.04.2017).
12. Buena Vista Social Club: «Buena Vista Social Club» [Электронный ресурс] - URL: http://www.rollingstone.com/music/lists/100-best-albums-of-the-nineties-20110427 (дата обращения: 05.04.2017).
13. Jamiroquai: «Automation» [Электронный ресурс] - URL: http://www.rollingstone.ru/ music/review/23943.html (дата обращения: 05.04.2017).
14. The Jésus & Mary Chain: «Damage And Joy» [Электронный ресурс] - URL: http:// www.rollingstone.ru/music/review/23924.html (дата обращения: 05.04.2017).
Жумаш Ж. M.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ В ЭПОХУ НОВЫХ МЕДИА (НА ПРИМЕРАХ ТЕЛЕКАНАЛА «КАЗАХСТАН- КОСТАНАЙ» И КОНВЕРГЕНТНОЙ РЕДАКЦИИ OTYRAR.KZ)
В статье исследуются особенности развития казахстанских региональных телеканалов в эпоху новых медиа. На примере отдельных телеканалов показаны разные пути их развития, отличия в особенностях организации работы небольших редакции с ограниченной аудиторией на фоне общего переходного периода мировой медиаплатформы от средств массовой информации к средствам массовой коммуникации.
Ключевые слова: средства массовой коммуникации, новые медиа, глобализация, конвергентная редакция, мультимедиа, сеть Интернет, региональные телеканалы.
Эпоха новых медиа обусловлена бурным развитием технологий, возрастающей популярностью сети Интернет. На пороге третьего тысячелетия мир вступил в новую фазу развития, в эру глобализации, которая меняет, трансформирует все сферы жизнедеятельности. В словаре Г. И. Глебова дается следующее определение «глобализации» - это процесс всемирной политической, экономической, культурной и религиозной интеграции и унификации [1]. Фиксировать временной отрезок глобализации мировых сегментов в единую системную совокупность не представляется возможным -процесс происходит и в настоящее время, включает необратимые изменения структуры мирового хозяйства, которое еще недавно понималось как совокупность национальных хозяйств [2]. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики - геоэкономики. Экономическое преобразование мира влечет за собой изменения и во всех остальных сферах.
Кровеносная система мира, меняющегося в эпоху глобализации - сеть Интернет. Она ускоряет процессы глобализации, форсируя техническую революцию и появление средств сообщения, связывающих в единое целое все мировое сообщество. Бурное развитие технической сферы интегрированного мира предоставляет возможность большей части членов общество получать любую информацию из любого уголка планеты. Человечество не успевает осмыслить перемены, происходящие во всех сферах жизнедеятельности, но общественное бессознательное уже выработало иную и весьма устойчивую модель получения и передачи информации. Эта новая модель в условиях глобализации меняет сегмент рыночной экономики, вписывает новые конфигурации в мир, который «сжался» до размеров деревни, пусть и глобальной, как определил эту виртуальную планетарную трансформацию канадский философ Герберт Маршалл Маклюэн [3]. И в то же время самая обычная деревня получила возможность вместить в себя огромный мир: виртуально раздвинуть границы своей территории, стать участницей всех процессов -политических, образовательных, медицинских, военных.
Рождение глобального мира неизбежно привело и к появлению глобальных СМИ -информационных конглометатов-мегамаркетов. Более того, цифровые (компьютерные) технологии позволяют конвертировать любую информацию в биты. Общий цифровой язык, на котором данные мгновенно доставляются в любую точку мира, стирает различие между информационными источниками: звук, изображение, текст перестают быть прерогративой определнной сферы СМИ и становятся единой командой, формирующей тело информационного или развлекательного продукта, доставляемого потребителю контента СМИ. Новые информационные технологии не только способствуют развитию вы-шеозначенныох симбиозов, они еще и изменяют образ жизни, влияют на создание новых производств с новыми отношениями. Это относится и к отношениями журналиста с аудиторией. Говоря о взаимоотношениях информационного общества и новых средств массовой информации, специалисты обращают внимание на три основных аспекта. Первый - возможности средств массовой информации на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий и Интернета. Второй - традиционные средства массовой информации в условиях «интернетизации». Третий - новые масс-медиа или новые средства массовой коммуникации [4].
Массовая коммуникация (англ. mass communication) - процесс производства и воспроизводства массового сознания, средствами массовой коммуникации (СМК) - сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации. Это особая форма связи и общения: средства массовой коммуникации представляют собой способ производства, хранения и распространения всевозможной информации с заложенными в ней ценностями, рассчитанный на массовое восприятие.
Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества с его экономикой, политикой и культурой. Революционизирующее значение для массовой
коммуникации имеет появление Интернета с его возможностями обратной связи и его возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества. Массовая коммуникация не только имеет непосредственное отношение ко всем этим процессам, но и сама предстает в этой связи как одна из важнейших глобальных проблем, от решения которой зависит развитие всей человеческой цивилизации [5].
С повышением технического потенциала общества изменяется система формирования и доставки информационного потока, у средств массовой информации появляется принципиально новый инструментарий, наиболее эффективный в эпоху мобильных гад-жетов, позволяющих получать информацию в любой точке земного шара. Если раньше поле деятельности СМИ ограничивалось определенным регионом и конкурентная среда строилась и взращивалась в рамках отдельно взятого информационного сообщества, то эра глобализации меняет эти отношения. Интернет становится глашатаем любого информационного источника - будь то личный блог, узкоспециализированное издание или крупное информационно-политическое формирование с именем и историей. В эпоху глобализации регалии и раскрученный бренд может уступить дорогу молодому и нерас-крученному изданию, при условии, что последнее будет грамотно использовать инструменты воздействия на аудиторию, применять не только современные технологии продвижения СМИ в сфере Интернет, но и механизмы, формирующие тело информационной молекулы.
Технология коммуникаций изменяется стремительно. Мультимедийные программные средства становятся общими для создания любой массовой информации. Новая информационная среда оказывает возрастающее влияние даже на язык, в котором наряду с линейной формируется гипертекстовая структура. В условиях бурного развития новых информационно-коммуникационных технологий происходят существенные перемены в традиционных СМИ - в печати, радио, телевидении, в доступе к ним, в способах доставки и, естественно, в содержании. Особенно легко коммуникативное воздействие осуществляется в Интернете [6].
На фоне изменений облика мировой медиаплатформы меняются и небольшие редакции, имеющие ограниченную аудиторию и территорию вещания. Обращаясь к объектам данного исследования - региональным телеканалам Казахстана - можно видеть, что несмотря на относительно равные стартовые возможности, сходный потенциал и даже период существования, каждый телеканал выбирает собственный путь развития: кто-то держится на плаву благодаря более выгодной форме сосуществования с более крупным телеканалом, финансируемым государством, а кто-то ищет новый путь, используется не только инструменты новых медиа, но и пробует новые формы организации, создавая конвергентные редакции.
Проведенные изыскания показали, что данная статья - одно из немногих научных исследований вопросов возникновения, развития и функционирования региональных телеканалов Казахстана. Удалось установить, что региональные телеканалы в республике Казахстан стали появляться на рубеже XX и XXI веков. До этого Казахстан как одна из союзных республик бывшего СССР подобно другим странам державы, не отличался разнообразием в сетке вещания. Жители республики смотрели центральные каналы, не имея выбора. Однако, для сохранения национальной самобытности стран, входящих в состав СССР, в каждой из ниих были созданы местые телеканалы. В Казахстане в 1958 году появился первый национальный телеканал «Казахстан», положивший начало развитию казахского телевидения. На заре своего появления телеканал осуществлял еженедельное пятичасовое вещание. Со временем развивалась инфраструктура телевидения, заметно улучшались технические возможности. Уже к 1987 году по объему телевещания «Казахстан» занимал четвертое место среди всех союзных республик, а по производству
художественных и документальных фильмов — второе [7]. Телеканал «Казахстан» и сегодня продолжает оставаться крупнейшим медийным ресурсом страны. Техническое оснащение отвечает всем требованиям современного телевизионного вещания и позволяет покрыть вещанием практически 100% территории Республики Казахстан, а также приграничные области России, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Китая и Монголии. Одним из важнейших достижений канала является лидерство среди остальных участников медийного пространства по пропаганде и популяризации государственного языка. Телевизионная продукция, выходящая в эфир на государственном языке, составляет более 70%, остальные 30% программ выходят на русском, немецком, корейском и уйгурском языках. Кроме того, телеканал также лидирует и по производству собственных проектов, составляющих не менее 87% от общего объема вещания. В сегодняшнем эфире телеканала присутствуют программы всех жанров - развлекательные и образовательные программы для людей разного возраста, новости и оригинальные ток-шоу, общественно-политические и экономические передачи, проекты, направленные на популяризацию государственного языка [8].
В конце девяностых годов на базе телеканала «Казахстан» была создана сеть региональных подразделений, которые действуют в каждой области Казахстана. Региональные каналы носят базовое название «Казахстан» и дополняются названиями области, в которой работают: «Казахстан-Костанай», «Казахстан-Павлодар», «Казахстан-Семей» и т.д. Всего таких региональных телеканалов четырнадцать. Они финансируются государством и развиваются благодаря поддержке официальных структур, являются проводниками государственной политики Казахстана.
У частных региональных телеканалов другой путь возникновения. Начался он тоже на переломе веков. В 1990 году в Алматы была создана республиканская ассоциация коммерческого ТВ, ее первыми членами стали: КТК - Коммерческий телевизионный канал и «ТАН» («Утро»), Телеканал «КТК» был создан 2 ноября 1990 года, ТАН - 1 апреля 1991г. С середины 1993г. В эфире города Алматы появляется «31 канал», вслед за ним вышла независимая компания «Тотем», которая прекратило свое существование в 1997 году. Алматинское ТВ было преобразовано в государственное акционерное общество «АТД» (Алматы дидары) - АТВ (Алматинское ТВ) - ныне телекомпания «Рахат», которое вещает на казахском и русских языках. В начале 1990-х годов были независимые телекомпании «Азия ТВ», «Отырар», «Дала», «Гульжан ТВ», «Крамдс Твин», которые к середине и к концу XX столетия прекратили свое вещание. В это же время начинают создаваться региональные телеканалы. Не все из них смогли преодолеть сложные годы, однако, по информации Национальной ассоциации телерадиовещателей Казахстана (HAT) сегодня в стране действуют более 40 региональных частных телеканалов. Новостные сюжеты региональных каналов ТДК-42 (Уральск), «Отырар» (Шымкент), APT (Караганда), ТВК-6 (Семей) и других часто показывают по общенациональному телевидению. Многие из них работают на телерынке и вещают в эфир по 15-20 лет [9].
По мнению представителей HAT Казахстана, все эти годы региональные телеканалы являются для местных жителей, неравнодушных к проблемам земляков, источниками информации, более независимыми, более критичными к недостаткам, чем государственные каналы. Они открыто сообщают о безобразиях, будь то массовое заражение детей, затопление поселков, коррупция чиновников и многое другое, что творятся на местах, вдали от столицы [10].
Рассмотрим подробнее, в каком режиме сегодня функционируют телеканалы, представляющие две группы — государственные и частные. Телеканал «Казахстан-Костанай» образовался в 1991 году. Пробные передачи вышли в эфир на телеканале «^азак;стан» 2 раза в неделю - во вторник и в пятницу, по 30 минут на казахском и русском языках. Регулярное ежедневное вещание началось ближе к концу года.
К 1992 году объем вещания увеличен до 256 часов в год. Благодаря техническому перевооружению осуществились в прямом эфире телемарафон, телемост Костанай - Ал-маты, Костанай - Рудный - Житикара, интерактивные телепроекты.
С 1 марта 2007 года областное вещание филиала осуществлялось через спутниковую приемно-передающую станцию (СППС), находящуюся в здании филиала. Это позволило произвести охват областным вещанием до 98% населения области на передатчиках НТК «^азак;стан». С 2013 года Костанайский ОФ АО РТРК «^азак;стан» ежедневно осуществляет вещание на область 17 часов в сутки с 07:00 - 01:00 ч.
В настоящее время Костанайский филиал АО «РТРК «Казахстан» осуществляет областное телевизионное вещание на передатчиках в ста одиннадцати населенных пунктах Костанайской области. В их числе такие крупные населённые пункты области как: Костанай, Рудный, Лисаковск, Житикара, Качары, Карабалык, Боровское, Узунколь, Куш-мурун и Аркалык. Распространение сигнала осуществляется посредством спутниковой приёмо-передающей станции через первый космический спутник Республики Казахстан «KazSat». Охват телевизионным вещанием населения области составляет 96%. Это единственный в области телеканал имеющий такую аудиторию - более 900 000 зрителей. Кроме этого, Костанайский областной филиал АО «РТРК «Казахстан» производит вещание в городе Костанае на 28 TBK ежедневно. Телекомпания производит съемку, монтаж и выдачу в эфир телепередач на современном цифровом оборудовании [11].
Сетка вещания телеканала линейная. В эфире телеканала присутствуют программы всех типов: информационно-аналитические, социальные, развлекательные, детские, есть сериалы, концерты. Однако основу телепередач составляют информационно-аналитические программы с рекламным блоком. Анализ контента информационно-аналитических программ показывает, что 100 % информации носит положительный характер (если не принимать во внимание криминальные сводки). В целом политика телеканала определяется источником его финансирования: выполнение государственного заказа по освещению политики государства, освещение тем, которые являются приоритетными для Казахстана и обозначены в программах и таких документах как ежегодное Послание президента народу Казахстана, исключают возможность появления на телеканале негативных, критических материалов. В целом отсутствие конкурентной среды сказывается и на работе журналистов телеканала: им нет необходимости искать «горячие» материалы, нет надобности изыскивать новые подходы к освещению тем, искать новые приемы и инструменты формирования контента.
Однако, сказать, что телеканал «Казахстан-Костанай» не следит за веяниями времени, нельзя. В настоящее время любой медийный ресурс, даже небольшой и ограниченный в территории вещания, имеет интернет-версию, которая предназначена для того, чтобы удерживать аудиторию, расширять ее. Сайт телеканала «Казахстан-Костанай» создан не по необходимости, скорее это дань тенденции, нежели борьба за место под солнцем. Возможно, именно поэтому при анализе сайта выявляется следующее:
К плюсам можно отнести наличие онлайн-вещания и архивных записей передач. Есть ссылки на аккаунты в социальных сетях, программа телепередач. Но, судя по всему, сайт рассчитан скорее на постоянного зрителя, который приходит к этому ресурсу, потому что доверяет. И для такого зрителя не так важно, какой у сайта интерфейс и насколько удобно им пользоваться. А вот нового потребителя контента таким сайтом будет непросто привлечь и удержать.
Перечислим недостатки:
- невнятный интерфейс — непонятно, какая новость главная, не виден логотип, не очень удобная навигация;
- скудное количество средств передачи информации: так используется в основном только видео, нет фото, текстовые сопровождения не всегда профессионально выписаны, заголовки не отвечают требованиям мультимедиа;
- слабо выражена значимая связь с социальными сетями: ссылки на аккаунты находятся внизу страницы, не привлекаются внимания.
Подытоживая, можно сделать вывод: от наличия или отсутствия источника финансирования напрямую зависит развитие телеканала. Учитывая, что данный объект исследования не имеет проблем с финансированием, можно сделать вывод: телеканал и далее будет работать в том же режиме. Техническое обеспечение, сохранение языковой культуры, пропаганда деятельности государства - эти три кита не позволят каналу «Казахстан-Костанай» двинуться в свободное плавание и искать свои трамплины к преодолению барьеров медийного конкурентного пространства. Данная сеть телеканалов - монополист медийной сферы Казахстана. Для благополучия сети редакций это хорошо. Однако, монополия останавливает в развитии и не дает искать новые подходы, меняться. Для отдаленного будущего - не лучший залог. Возможно, с развитием мультимедийного пространства, технической составляющей общества и новых медиа, данная сеть телеканалов может оказаться за бортом современности. А вот о следующем объекте исследования этого не скажешь.
Телеканал 01угаг.кг появился в Южно-Казахстанской области в 1992 году. Позиционировался как информационно-развлекательный канал для всей семьи. Миссия звучала так: «Основное направление - нести достоверную и максимально полную информацию о политической, экономической, культурной и социальной жизни Южного Казахстана, поддерживая и сохраняя межнациональное согласие, уважение друг к другу». Важной составляющей миссии канал считает выполнение государственного закона о языках. Поэтому особое внимание уделяется созданию интересных и разноплановых программ на казахском языке. Программы телеканала «Отырар ТУ» рассчитаны на широкую аудиторию: информационные аналитические программы, сводки происшествий, музыкальные, авторские программы, сериалы, художественные фильмы, развлекательные программы» [12].
Телеканал «Отырар ТУ» изначально транслировался в городах Шымкент и Шардара (ЮКО) в цифровом эфирном телевещании ОТАи ТУ национального оператора «Казте-лерадио»; на 52 дециметровом канале в аналоговом вещании; в кабельных сетях Алма ТВ и Дана ТВ; в городе Кентау в сети кабельного оператора «Элем ТВ»; на всей территории Казахстана в бесплатном пакете «Оцтустш» сети ¡Б ТУ оператора «Казахтелеком». С недавнего времени стали практиковать интернет-трансляции. Таким образом, телеканал не просто работает с уже сложившейся аудиторией, но и нарабатывает новую, не ограничиваясь рамками региона. В 2009 году телеканал был соединен с двумя печатными изданиями и портал 01угаг.кг в Шымкентской области стал примером первой конвергентной редакции в Казахстане. И поныне успешно действующей!
Образована она была в 2009 году из трех самостоятельных изданий - газет «Рабат», «Онтустик Рабат» и телеканала «Отырар-ТВ». Создали ее буквально за два дня. Тридцать два сотрудника новой конвергентной редакции, включая журналистов, рекламщиков, сисадминов, редакторов, продюсеров, прошли обучение на тренингах Оксаны Силантьевой, магистра мультимедиа, доцента Высшей школы журналистики (Москва). За технический запуск сайта отвечал Олег Гант, руководитель проекта «Развитие новых медиа в ЦА», Интерньюс Нетуорк (Алматы).
По итогам первых двух дней работы сотрудники увидели результат: если ранее их издания работали в традиционном русле и ничем не выделялись в информационном медиа-пространстве Казахстана, то после преобразования в течение двух дней были опубликованы 33 статьи, в том числе три фоторепортажа, подготовленных специально для о1угаг-1:у.к2. Из этого информационного поля около 5 историй, опубликованных на о!угаг-^.кг, получили репост в республиканских информационных агентствах. Активно формировался и диалог с читателями, которые стали присылать новости в рубрику «Народные
новости», опубликованные посты получили более полусотни комментариев. По совету коучеров редакция выбрала предмодерацию комментариев, посчитав, что для
них такая схема публикации пользовательских мнений наиболее приемлема. Такие решения принимают многие владельцы онлайн-ресурсов в домене кг, так как в Казахстане интернет-сайты по Закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» приравнены к СМИ и несут ответственность за публикацию не только постов, но и комментариев к ним, опубликованных пользователями.
Сегодня 01угаг.кг является фаворитом на медиарынке области. Исходя из анализа контента сайта компании, следует, что в данной редакции большое внимание уделяют проблемным темам, оперативно работают в новостном поле, разрабатывают собственные проекты и создают контент кросс-медийных редакций. На сайте можно найти лонгриды, сформированные из аудио-, видеоматериалов, с активным использованием иллюстраций.
Принципы работы, заложенные при основании компании, остаются для ее сотрудников приоритетными. При подготовке материала они:
- Проводят единое планирование материалов сразу на несколько платформ (ТВ, газета, сайт);
- Редакторы выдают журналисту перед выездом лист задач (расписанные требования к материалам, необходимо ли видео, фото, аудио, и что в каком виде будет опубликовано на каждой из платформ);
- Журналисты берут с собой фотоаппараты, чтобы подготовить с события фоторепортаж на сайт;
- Все сотрудники учатся находить «вирусные» заголовки для среды интернет, продавать рекламу.
В настоящее время контент сайта продолжает оставаться уникальным: здесь есть и программа телевидения, и возможность посмотреть прямые трансляции, новости же сконцентрированы в поле сайта, привлекают внимание заголовками, темами - они острые и злободневные. Данный пример функционирования телеканала в новом режиме свидетельствует о том, что отсутствие поддержки мобилизует редакционные коллегии к развитию, заставляет идти в ногу со временем.
Современное медийное пространство является уникальной системой, которая постоянно совершенствуется, изменяется, меняя мир вокруг. Изначально основополагающей чертой СМИ являлась их мобильность, склонность к оперативному реагированию не только на события, но и на тенденции, веяния времени. И сегодня, в эпоху превращения средств массовой информации в средства массовой коммуникации, медиасообщество продолжает преобразовываться, развиваться и идти в ногу со временем. Это свойственно и крупным медиахолдингам, и небольшим региональным медиасообществам. В эру «глобальной деревни» последним, возможно, даже легче наладить контакт с аудиторией: они ближе.
Подводя итог исследованию, можно сказать, что в эпоху становления и развития новых медиа, региональные телеканалы выбирают разные пути существования в среде с возрастающей кокурентностью. Одни используют новые возможности, которые представляет интернет, лишь формально, как модный аксессуар. Это происходит потому, что финансовое обеспечение и прочная позиция на рынке не дает посыла к развитию. Другие пользуются новыми инструментами формирования контента, взаимодействия с аудиторией весьма эффективно, уверенно лидируя на медиа-рынке не только в своем регионе, но и выходя далеко за его пределы.
Таким образом, региональные телеканалы Казахстана можно условно поделить на две группы. Первая находится вне изменений, происходящих сегодня в медиасфере, вторая более или менее активно в них участвует, развиваясь и совершенствуясь. И хотя в на-
стоящем времени, возможно, прочнее позиция у первой группы, вторая имеет куда более благоприятные условия для развития.
Список литературы
1. Абенова, Г. Национальные телеканалы опасаются перехода на цифровой формат Радио Азаттык [Электронный ресурс] / Г. Абенова. - URL: https://rus.azattyq.org.
2. Википедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org.
3. Глебов, Г. И. Современные международные отношения [Текст] / Г. И. Глебов, О. В. Милаева. -М., 2013.-96с.
4. Глобализация социальной жизни [Электронный ресурс]. - URL: http://stydopedia.ru.
5. Засурский, Я. Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации [Текст] / Я. Н. Засурский // Информационное общество. - 2001. - Вып. 2. -С. 24-27.
6. Значение региональных негосударственных телеканалов и отношение населения к внедрению цифрового ТВ Национальная ассоциация телерадиовещателей Казахстана [Электронный ресурс]. - URL: www.natkaz.kz.
7. Маклюэн, М. Понимание медиа [Текст] / М. Маклюэн. - М., 1999. - 135 с.
8. Официальный сайт телеканала Казахстан [Электронный ресурс]. - URL: kaztrk.kz.
9. Официальный сайт телеканала «Казахстан - Костанай» [Электронный ресурс]. -URL: http://kostanaytv.kz/ru/channel/about.
10. Официальный сайт конвергентной редакции otyrar.kz [Электронный ресурс]. -URL: https://otyrar.kz/live.
11. Развитие телевидения Казахстана 1958-2013 Журналистика [Электронный ресурс]. -URL: http://studbooks.net.
12. Сергеев Е. Ю. Средства массовой коммуникации в условиях глобализации [Текст] / Е. Ю. Сергеев // Общество. Среда. Развитие. - 2009. -№1-25с.
Иванова М. А.
МЕДИАИМИДЖ СТУДЕНТОВ ЧЕЛГУ
В статье рассматривается образ студентов ЧелГУ, складывающийся на основе публикаций в СМИ (по большей части - региональных). Описываются выделенные в результате социологического исследования доминантные характеристики обучающихся в вузе, а также анализируются «сильные» и «слабые» стороны их медиаимиджа. В конце даются рекомендации по поддержанию и совершенствованию информационного статуса студентов.
Ключевые слова: медиаимидж, габитарный имидж.
В последнее время система высшего образования становится все более клиентоориен-тированной, чтобы «выжить», вузам приходится приспосабливаться к новым социально-экономическим условиям, встраиваться систему рыночных отношений. Образовательные учреждения превращаются в конкурирующие организации, и важнейшим фактором успеха здесь становится престижность учебного заведения. От того, насколько благоприятен имидж вуза, напрямую зависит функционирование университета в принципе.
Одной из главных составляющих бренда вуза являются имиджи его представителей, причем едва ли не главную роль в формировании отношения к образовательному учреждению играют студенты1. Привлекательный имидж обучающихся в университете становится средством привлечения абитуриентов, мотивирует спонсоров вкладывать деньги