жильцы, доверяющие своей управляющей компании и позитивно оценивающие мероприятия, проводимые в комплексе ЖКХ, составили 30%. Испытуемые, входящие в группу богатых и в группу бедных граждан распределились в одинаковой степени и составили по 20% в каждой группе.
При статистическом анализе когнитивного компонента социальных установок не выявлено достоверных различий. Однако наблюдается тот факт, что минимальное количество респондентов всех групп проявляют желание участвовать в работе товариществ собственников жилья и осуществлять контроль над работой управляющих компаний.
Подводя итог исследования компонентов социальных установок населения в зависимости от возраста, пола, рода занятий, уровня образования и доходов по отношению к реформе ЖКХ и работе управляющих компаний, можно сказать, что когнитивный компонент социальных установок у населения сформирован в недостаточной степени. При этом наблюдается недостаточное понимание проводимых изменений в жилищно-коммунальном секторе. В связи с этим можно
отметить тенденцию к тому, что, чем старше граждане, тем менее сформировано понимание сути реформы; чем ниже уровень образования, тем понимание сущности проводимых преобразований более расплывчато; чем ниже доход, тем негативнее восприятие реформирования.
В связи с вышесказанным следует отметить, что у населения чаще всего нет определенной позиции по отношению к реформированию ЖКХ. Это связано, прежде всего, с недостаточной информированностью населения о том, какие конкретные действия осуществляются по организации жилищной сферы нового поколения, что, как следствие, ведет к затруднениям при осознании населением функций управления и обслуживания жилищного фонда, а также к расплывчатому пониманию дифференциации различных жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, слабое осознание населением проводимых преобразований, неясность представлений и присутствие амбивалентного отношения к изменениям становится барьером для стабилизации и развития структур ЖКХ.
Статья поступила 17.10.2014 г.
Библиографический список
1. Винокуров М.А., Вебле П., Карнышев А.Д. Экономическая психология в структуре жизненных реалий: могография. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. 251 с.
2. Карнышев А.Д., Дмитриева А.И. Социально-психологические аспекты реформы ЖКХ (по результатам исследования): психолого-экономический анализ. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2003. 64 с.
3. Карнышев М.А., Бурменко Т.Д. Собственность: психолого-экономический анализ: монография. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. 204 с.
4. Цвигун И.В. Научно-исследовательская работа по подготовке методических рекомендаций в рамках реализации Концепции областной государственной жилищной политики. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. 140 с.
УДК 377.031.4:93
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (1993-2000)
© О.А. Горощенова1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Раскрывается один из важнейших периодов становления Иркутского государственного технического университета - его преобразование из политехнического института в технический университет (1993-2000). На основе выявленных ранее неизвестных исторических источников рассматривается, уточняется и обобщается история вуза, его материально-техническая база, учебная и научная работа, международная деятельность, спорт, студенческая жизнь, студенческая наука, профессорско-преподавательский состав. Показаны проблемы и достижения ИрГТУ за этот период. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: среднее, высшее, послевузовское, дополнительное техническое образование в Восточной Сибири; Иркутский государственный технический университет; постсоветское время; учебная, научная деятельность; международное сотрудничество; студенчество.
DEVELOPMENT FEATURES OF IRKUTSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY (1993-2000) O.A. Goroschenova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The paper describes one of the most important formation periods of the Irkutsk State Technical University - its transformation from Polytechnic Institute into the Technical University (1993 - 2000). Based on the found and previously un-
1 Горощенова Ольга Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, профессор РАЕ, директор Музея истории, тел.: 89148727644, e-mail: [email protected]
Goroshchenova Olga, Candidate of History, Associate Professor of the Department of General Education, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences, Director of the Museum of History, tel.: 89148727644, e-mail: [email protected]
known historical sources the author considers, specifies and generalized the history of the university, its material and technical base, academic activities and research, international activities, sports, student life, student science, academic staff. ISTU problems and achievements in the period under investigation are shown as well. 10 sources.
Keywords: secondary, higher, postgraduate, additional technical education in Eastern Siberia; Irkutsk state technical university; post-Soviet era; educational, scientific activity; international cooperation; student community.
Целью данной публикации является углубленное изучение истории ИрГТУ, уточнение статистики, фактов, событий, личностей, влиявших на развитие вуза. С 1993 г. политехнический институт перешел на новый качественный этап. По распоряжению Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1992 г. № 1691-р и постановлению Совета Министров от 16 июня 1993 г. № 549 Иркутский политехнический институт был переименован в Иркутский государственный технический университет. Подтверждением университетского статуса вуза стало постановление Госкомвуза России от 30 ноября 1994 г. № 6 и лицензия, выданная Госкомвузом России от 6 марта 1994 г. № 16Г-082. В этот период университет получил сертификат по аттестации образовательного учреждения (1997), прошел государственную аккредитацию (1998), дающую право на ведение образовательной деятельности в сфере среднего, высшего, послевузовского, профессионального дополнительного образования.
Став университетом, вуз получил неограниченные возможности для расширения области подготовки специалистов, которая не была свойственна политехническому институту. Список традиционных технических специальностей университета пополнился экономическими и гуманитарными. Поистине, в рамках одного университета был эффективно решен вечный вопрос «физиков» и «лириков».
Презентация крупнейшего вуза Восточной Сибири состоялась 23 марта 1994 г. В этот день коллектив принимал поздравления от Министерства науки и технической политики РФ, российских, зарубежных вузов и, конечно же, своих выпускников. В рамках презентации прошли такие мероприятия, как выездная коллегия Государственного комитета РФ по высшему образованию; научно-техническая конференция «Наука: современность, перспективы»; обширная культурная программа, в том числе выставки по истории развития вуза «Годы, события, люди», научных и научно-методических работ; экскурсии в библиотеку, музеи истории, минералогический и боевой славы.
Специалистами вуза была разработана и утверждена на ученом совете «Комплексная программа развития и преобразования ИПИ в ИрГТУ», рассчитанная на 1993-2000 гг. Основной задачей технического университета стало создание учебной и методической базы в соответствии с университетским стандартом, гуманизация и гуманитаризация технического образования. Реализация этой программы планировалась в два этапа: первый (1993-1995) - это перестройка деятельности института, формирование новой системы и механизмов его деятельности, связанных с преобразованием в технический университет. Второй этап (1995-2000) - завершение формирования и ста-
новления вуза как технического университета, отработка механизмов повышения качества и эффективности деятельности технического университета, начало его интеграции в международную систему образования, науки, культуры.
Во время преобразований был разработан новый Устав (1997), в котором основными задачами университета были признаны: удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования; организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования; подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие системы государственного дополнительного профессионального образования на территории региона; организация обучения, подготовки и повышения квалификации граждан иностранных государств.
В целях эффективности работы всех систем вуза началась перестройка структуры университета, которая 11 сентября 1997 г. получила логическое завершение приказом «Об упорядочении структуры университета» (№ 185-0). Проведенная реорганизация - это результат огромного труда ректората, ученого совета и непосредственно ректора С.Б. Леонова.
Осуществляя свою деятельность в соответствии с программой преобразования и Уставом за 7 лет (1993-2000) Иркутский государственный технический университет стал одним из крупнейших образовательных, научных и культурных центров Восточной Сибири.
Концепция подготовки кадров в университете кроме получения глубоких профессиональных знаний предполагала изучение мировой экономики и права, овладение современной компьютерной техникой, свободное общение на одном или двух иностранных языках. С этой целью совершенствовалась структура ИрГТУ: вводились новые факультеты, специальности, создавались научные специализированные центры и циклы, совершенствующие образовательный процесс. Педагогическому составу вуза пришлось немало потрудиться, чтобы привести учебные планы и образовательные комплексы ИрГТУ в соответствие с требованиями университетского образования. Эта огромная кропотливая работа выполнялась под руководством первого проректора, проф. В.В. Нагаева.
В 1997 г. профильные кафедры были объединены
в циклы математических и естественнонаучных дисциплин (проф. В.К. Воронов), гуманитарных и социально-экономических (и.о. проф. И.Д. Третьяков), общепрофессиональных наук (и.о. проф. Б.Б. Пономарев), который позднее влился в факультет технологий и компьютеризации машиностроения. В это время в рамках университета были созданы: первое в регионе негосударственное образовательное учреждение «Средняя школа Леонова», центр детского архитектурно-художественного творчества «Пирамида» (Н.В. Ремезова), культурный центр (А.А. Кузнецова), восточный факультет (Т.А. Харнахоева), центры языковой подготовки (Т.П. Антонян), новых информационных (В.В. Нагаев) и компьютерных технологий (А.Г. Громышев). На базе подготовительного создан международный факультет (И.А. Покровская), на базе факультета повышения квалификации - Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов ИрГТУ (МРЦПК) (А.Е. Беляев). В составе гуманитарного центра была открыта психологическая лаборатория, при центре информационных технологий -лаборатория автоматизированных систем научных исследований, на факультете геологии - геоинформационный центр. Также были организованы центр прогнозирования и контроля состояния строительных конструкций, испытательная лаборатория автомобилей и нефтепродуктов, созданы лаборатория «Искусство народов Сибири и Севера» и научная лаборатория социального исследования. При Усольском общетехническом факультете открыта кафедра общеинженерной подготовки.
В 1995 г. решением ученого совета вуза был ликвидирован общетехнический факультет, который не имел в своем составе ни одной кафедры.
На основании приказа по университету № 185-О были укрупнены и переименованы факультеты, которых в 2000 г. насчитывалось двенадцать: архитектурный; восточный; геологии, геоинформатики и геоэкологии; горный; международный; строительства и городского хозяйства; технологий и компьютеризации машиностроения; транспортных систем; химико-металлургический; энергетический; военного обучения; заочно-вечерний. Отметим, что восточный и международный факультеты имели гуманитарную направленность, что не было типичным для технического вуза [6-9].
В это же время начался плавный переход российских вузов на международную систему многоуровневого высшего образования, которая предполагала присвоение следующих квалификаций выпускникам вуза: 2 года - неполное высшее образование; 4 года -бакалавр; 5 лет - дипломированный специалист (инженер); 6 лет - магистр, преподаватель высшей школы (приоритетное направление). При заочно-вечернем факультете действовала экстернатура, где можно было получить высшее образование по ускоренным программам по некоторым специальностям.
В связи с развитием дистанционного обучения в ИрГТУ возникла необходимость в открытии собствен-
ного телевизионного учебно-образовательного канала «ТВ-23» (1998). Целью нового иркутского канала стало развитие образовательной деятельности в единой системе дистанционного обучения России. Тематика вещания: аналитические, научно-популярные программы, учебные, культурно-просветительские, развлекательные и новостные передачи. При учебно-образовательном канале ИрГТУ была создана учебная студия телевидения, в которой обучались будущие специалисты телевидения, журналисты. Руководил ТВ-каналом и студией кинорежиссер, председатель Восточно-Сибирского отделения Союза кинематографистов России В.И. Самойличенко.
Началом обучения студентов в области искусства в ИрГТУ можно считать 1973 г., когда была открыта специальность «Архитектура» на строительном факультете ИПИ. Позднее, в 1990 г. специальность переросла в факультет архитектуры и дизайна. В 1998 г. архитектурный факультет отмечал 25-летие открытия своей первой специальности. В рамках юбилейной программы коллектив факультета совершил познавательную поездку по городам Европы летом 1998 г., организованную деканом проф. В.В. Козловым, послужившую хорошим стимулом для укрепления международных связей факультета. Кроме того, была проведена международная научно-практическая конференция «Взаимовлияние культур Востока и Запада. Трансформация в архитектуре», итогом которой стал выпуск научного сборника с одноименным названием. Преподаватели факультета в это время выполнили ряд проектных работ для Иркутска: пригородный павильон железнодорожного вокзала ст. Иркутск-пассажирский (В.В. Козлов, Я.В. Нильсен, 1998), Кня-зе-Владимирская церковь (реставрация, Т.В. Аржеуц-кая, Е.В. Хохрин в соавт., 1998), драматический театр (реставрация фасадов, Е.В. Хохрин в соавт., 1999), часовня на месте падения самолета Ан-2 (проект, Е.В. Хохрин в соавт.), магазин «Алмаз» (интерьер, А.П. Картопольцев, 1999), Автобанк (В.В. Козлов, 1999). В девяностые годы на архитектурном факультете увеличилось количество выпускников, а также появились новые специальности - «Дизайн архитектурной среды» (1996), «Промышленный дизайн» и «Реклама» (дизайн) (1998).
Стремительно развивался сравнительно молодой факультет - восточный. Он был открыт по инициативе ректора С.Б. Леонова и Т.А. Харнахоевой, ставшей его первым деканом. Основной целью создания факультета было удовлетворение потребности народов Сибири в возрождении прогрессивных традиций национальной культуры, а также вхождение региона в мировую хозяйственную систему. Первоначально в его составе были организованы следующие кафедры: востоковедения, декоративно-прикладного искусства, рыночной экономики и бизнеса, правоведения, этно-социологии и социальной педагогики, а также оздоровительно-экологический центр народной медицины. Через год факультет пополнился новыми кафедрами: лингводидактики и перевода, монументально-декоративной живописи, информационных технологий
в сфере культуры, искусствоведения.
Много труда в дело становления факультета вложили профессора Т.А. Харнахоева, В.Х. Харнахоев, А.А. Аюшев, А.Я. Якобсон, В.И. Зоркальцев, И.И. Орлов, И.А. Будеев, Ю.М. Бутин, О.П. Гуменюк, народный художник России В.Г. Смагин, доценты Т.А. Ларе-ва, А.И. Литвинцева, В.П. Калужина, В.И. Несынов, А.А. Вычугжанин, М.Д. Воронько, преподаватели Г.С. Орлов, Н.М. Шкаленков, С.И. Мельничук, М.Ю. Лозинская, О.К. Федорова и другие. Традиции факультета продолжала декан С.С. Тимофеева, которая активно развивала международные связи, материальную и методическую базу, открывала новые направления деятельности. Факультет обучал студентов по престижным специальностям в области экономики, юриспруденции, социологии, востоковедения, искусства и рекламы со знанием одного из европейских и восточных языков.
Необходимо отметить, что преподаватель восточного факультета кафедры дизайна Владимир Голенев разработал логотип университета в виде буквы «U» (от лат. «universitatis» - университет) и композиции с раскрытой книгой вверху буквы.
В 1990-е гг. таким престижным специальностям, как «Мировая экономика», «Журналистика», «Культурология», «Психология», велось обучение на международном факультете. В рамках «Мировой экономики» в ИрГТУ можно было специализироваться по направлениям «Внешнеэкономическая деятельность», «Индустрия туризма», «Связь с общественностью». В 1999 г. в университете открылась специальность «Ре-гионоведение», так необходимая факультету, где обучались иностранные граждане.
В переходный период техническим университетом были получены лицензии на открытие десяти новых специальностей: журналистика, социальная работа, менеджмент в социальной сфере, технология продуктов питания, материаловедение и технология новых материалов, физико-химические методы исследования процессов и материалов, технология электрохимических производств, менеджмент, культурология -все они имели высокий спрос: специалисты по данным направлениям были широко востребованы на рынке труда.
В 1998 г. энергетический факультет, один из крупнейших в университете, отмечал свое 35-летие. В день празднования этой даты не хватало места в просторном здании университета, так как выпускников, желающих поздравить родной факультет, оказалось более тысячи (всего к 1998 г. было выпущено более 10000 инженеров). Среди выпускников - ведущие специалисты и руководители промышленных предприятий и организаций, ученые, политики и государственные деятели. Так, например, энергетический факультет ИПИ окончил бывший мэр г. Иркутска и губернатор Иркутской области, а затем посол в Монголии Б.А. Говорин.
Факультет военного обучения был сформирован в 1997 г. на основе военной кафедры ИрГТУ. Он выполнял важную роль в процессе подготовки специали-
стов. Начиная с третьего курса большинство студентов университета проходили обучение различным военным специальностям. Помимо основной деятельности военный факультет всегда проводил большую патриотическую, образовательную и воспитательную работу среди молодежи. 10 лет факультет возглавлял полковник В.И. Трегубов - талантливый руководитель, сумевший достаточно быстро создать мощную материально-техническую базу и грамотно организовать учебную и воспитательную работу факультета.
Одним из важнейших вопросов любого учебного заведения является процесс контроля качества знаний будущих выпускников. Для совершенствования процесса обучения студентов на всех его этапах методическим советом университета была разработана и утверждена «Комплексная программа повышения качества подготовки специалистов» (1998), охватывающая широкий круг вопросов, начиная от потребности рынка труда в специалистах и заканчивая анализом результатов трудовой деятельности выпускников. Но главной составляющей программы стал контроль качества знаний студентов (система рейтинга), включающий требования при конкурсном отборе абитуриентов, текущий контроль над успеваемостью студентов и итоговую аттестацию выпускников.
В этот период в ИрГТУ обучалось около 30 тысяч студентов по более чем 80 специальностям инженерно-технического, социально-экономического, гуманитарного и художественного направлений по очной, заочной и вечерней формам.
Рост качества подготовки специалистов технического университета постепенно увеличивался: 1995/96 уч. г. - 45,5%; 1996/97 уч. г. - 50,4%; 1997/98 уч. г. -52%. В целом по университету в 1999 г. успеваемость составляла 80,9% [6-9].
Также о качестве подготовки специалистов в этот период развития ИрГТУ красноречиво говорят факты получения студентами вуза трех стипендий Президента РФ, четырех стипендий Правительства РФ, семи стипендий губернатора Иркутской области, шести стипендий фонда Сороса, семидесяти четырех стипендий Совета университета, стипендии им. А.А. Игошина и им. С.Б. Леонова.
Высокое качество обучения отражалась на востребованности выпускников в экономике Иркутской области: 71% выпускников получили направление на работу, из них 48% в соответствии с заключенными с предприятиями договорами. Однако фактически на ведущие предприятия Иркутской области было распределено более 60% специалистов [6-9].
Иркутский государственный технический университет в 1993-2000 гг. выстраивал систему непрерывного образования: вуз - высшее академическое образование, которое осуществлялось в виде повышения квалификации научно-педагогических кадров (магистратура, аспирантура, докторантура), а также переподготовки инженерно-технических и руководящих работников через МРЦПК. Прием в аспирантуру осуществлялся по 54 приоритетным специальностям технического, экономического и гуманитарного профилей,
в докторантуру - по горному, геологическому и металлургическому направлениям.
В связи с большим разнообразием дисциплин и широкой номенклатурой специальностей особенное значение имело методическое и информационное обеспечение учебного процесса. Большинство педагогических методов было основано на современных информационных технологиях автоматизированного проектирования и инженерного анализа, различных системах ведения проектов, баз данных и программирования. В ИрГТУ в то время было создано более 20 центров и лабораторий по применению в учебном процессе автоматизированных обучающих систем, мультимедийных технологий, CFD/CAM/CAE/PDM-технологий. Был организован целый ряд подразделений: учебный центр компьютерных технологий, учебные центры «AutoCAD», «Кредо», «NASTRAN», ГИС-лаборатория, лаборатория информационных технологий на транспорте, Восточно-Сибирский центр CAD/CAM-технологий. Центры имели тесные деловые связи с компаниями - разработчиками программных продуктов, успешно внедряли информационные технологии при подготовке кадров с ведущими предприятиями и проектными институтами региона. Результаты их деятельности неоднократно отмечались на международных, российских и региональных уровнях.
Особое внимание в ИрГТУ всегда уделялось научно-технической библиотеке. В 1990-е гг. в ее фонде насчитывалось более миллиона наименований учебной, научной, справочной и художественной литературы, фонд редких книг. Ежегодно университет обновлял и пополнял ее фонды. Традиционно в библиотечных залах действовали тематические выставки, лектории, позволяющие более подробно ознакомиться с проблемами науки, техники и искусства.
Благодаря мощной учебно-научно-
производственной базе учебный процесс и научные исследования в университете были организованы на достаточно высоком уровне.
В составе ИрГТУ было два научно-исследовательских института (Экологической геофизики и Проблем использования недр), проблемные, межотраслевые и отраслевые, межвузовские и кафедральные научно-исследовательские лаборатории, базы практик студентов (Черноруд, Поповка).
Несмотря на различные сложности, в том числе и материального характера, коллектив университета активизировал научный потенциал. Ученые университета все чаще стали участвовать в общероссийских и международных образовательных программах и грантах. Научной работой университета в этот период руководил проф. В.М. Салов, научно-исследовательской частью - П.Н. Райковский.
Профессорско-преподавательский состав ИрГТУ состоял из более 500 штатных докторов и кандидатов наук, которые вели многолетние фундаментальные, поисковые и прикладные научно-исследовательские работы по 14 направлениям, охватывающим различные области знаний и производственной сферы.
Широкий спектр подготовки специалистов пред-
определил и разносторонние научные направления университета - от естественнонаучных дисциплин (математика, физика, химия, астрономия, геология, горное дело как исторически базовая отрасль любой цивилизации) до методологии комплексного изучения человека, а также современных важнейших отраслей экономики (энергетика, машиностроение, авиация, кибернетика, радиоэлектроника).
При университете действовало пять советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, совет министерства образования РФ по направлению науки и техники «Системы жизнеобеспечения человека», международный совет в области горных наук.
Наиболее интересные и результативные научные работы в это время велись под руководством профессоров С.Б. Леонова, Г.С. Вахромеева, А.И. Бегунова, В.Г. Власова, А.К. Комарова, Р.М. Лобацкой, А.В. Петрова, Л.А. Пластинина, А.Г. Покатилова, А.И. Промп-това, О.В. Репецкого, В.А. Филонюка.
Учеными университета ежегодно издавалось до 30 монографий, сборников научных трудов, более 600 научных статей в различных изданиях. Результаты их работы нашли широкое признание не только в России, но и за рубежом. По этому показателю университет занимал 8 место (из 65) в группе технических университетов страны. Важно отметить, что вуз имел свой редакционно-издательский отдел и научный журнал.
Наряду с маститыми учеными научно-исследовательской работой активно занимались студенты. На кафедрах университета действовали студенческие конструкторские бюро (СКБ), студенческие технологические бюро (СТБ), учебно-научно-производственные комплексы (УНПК). Руководителем студенческого исследовательского бюро ИрГТУ с 1979 г., а также центра научных достижений ИрГТУ с 1996 г. была Э.А. Волгарева [10].
В 1990-е гг. значительно расширилась география государств, заинтересованных в сотрудничестве с ИрГТУ. Международную работу возглавлял проф. Е.В. Чудогашев, руководила международным отделом вуза Н.В. Сафонова.
Кроме традиционных партнерских отношений со странами Азии и Ближнего Востока, стали укрепляться связи с Англией, ФРГ, Францией, США, Канадой, Южной Кореей, Японией. Комплексная подготовка, соответствующая международным стандартам, создала вузу высокий международный авторитет, сделала его привлекательным для студентов и слушателей из стран Азии, арабского Востока, Африки, Латинской Америки и Европы. Высокой оценкой международного признания и авторитета ИрГТУ стало его избрание действительным членом Международной корпорации выпускников советских вузов «Инкорвуз», членом Российского фонда университетов Европы, коллективным членом Международной организации ректоров вузов, членом Ассоциации иностранных студентов (АС-СИСТ), что является признанием выпускников, работающих во многих странах мира [5].
На базе ИрГТУ в 1998 г. было проведено 14 международных и региональных конференций и семина-
ров с участием более 850 преподавателей, 46 студентов успешно выступили с докладами на 14 конференциях и семинарах в других вузах. Университет участвовал в 12 выставках внешнего уровня.
В июле 1999 г. на базе ИрГТУ был проведен международный семинар бывших стипендиатов Немецкой академической службы обменов (DAAD) и профессоров из Германии. На семинаре обсуждались актуальные вопросы системы образования и подготовки специалистов в вузах России и Германии, а также проблемы экологии, архитектуры и строительства, современного машиностроения, новых информационных технологий в области эксплуатации транспорта.
Многие студенты университета принимали участие в российских и международных олимпиадах, конкурсах, выставках. Так, бизнес-проект «Дорога в XXI век», выполненный СТБ под руководством проф. О.И. Дошлова, получил международную премию. Проект «УНИТРЕК - 1,2» для обучения оперативно-диспетчерского персонала электростанций (разработан студентами энергетического факультета А. Домы-шевым, А. Осаком, А. Цызманом, под руководством проф. А.Н. Висящева и доц. Л.А. Акишина) был отмечен дипломами международного студенческого форума стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Студенты-архитекторы (В. Семенов, Ю. Беляева, С. Жигжитова, Ю. Вырупаева., Е. Григорьева, Н. Левина) в конкурсе «Большая ось Парижа» были награждены первым знаком отличия с вручением денежной премии. Кроме того, студенты архитектурного факультета в течение многих лет были участниками и призерами международных конкурсов, конгрессов, конференций, семинаров (Испания, США), академических обменов и проектов (Германия, Австрия). Руководителями студенческих проектов были проф. В.В. Козлов, А.И. Кулаков, В.И. Марков, П.Н. Мурай, Б.Т. Литвинов.
Традиционными стали «Дни языка» в университете. Так, в апреле 1999 г. был проведен первый тур вузовской студенческой олимпиады. С приветствием на немецком, английском, французском, японском, испанском, монгольском и русском языках выступили организаторы и гости. В личном первенстве отличились 20 студентов, среди них И. Андрусенко (Д-98, архитектурный фак.), Е. Котляревский (ПГС-98-2, строительный фак.), О. Терехова (ДИ-96, восточный фак.), Е. Усольцева (международный фак.).
Помимо учебы и научной работы студенты университета занимались в спортивных секциях, кружках, посещали лектории, принимали участие в конкурсах, экспедициях, экскурсиях, вели полноценную студенческую жизнь, основанную на многолетних традициях ИрГТУ.
Большое внимание в ИПИ, ИрГТУ всегда уделялось развитию физической культуры и спорта. Спортивные достижения студентов и преподавателей университета были отмечены многочисленными медалями, призами, грамотами. В ИрГТУ имелся крупнейший среди вузов города спортивный зал и два стадиона, лыжная база, тир, лагерь «Политехник». Студенты занимались в более 30 спортивных секциях. Спортив-
ный клуб ИрГТУ объединял любителей по игровым видам, борьбе, скалолазанию, боксу, атлетической гимнастике, кикбоксингу, аэробике и шейпингу, лыжным гонкам и биатлону. Команды ИрГТУ - неоднократные победители среди вузов, призеры кубка России, Иркутской области, международных турниров.
Продолжал работу студенческий клуб, организованный еще в 30-е гг. XX в. В состав клуба входили такие творческие коллективы, как известный в Иркутске театр «Предместье», ансамбль танца «Радуга», ансамбль русской песни, команда КВН, джаз-ансамбль, студии - цирковая и пластического танца, мужской вокальный ансамбль. Коллектив театра «Предместье» в 1998 г. впервые стал лауреатом областного фестиваля «Молодость. Творчество. Современность» в номинации «Любительский театр» со спектаклем «Чио-Чио-Саня» Г. Башкуева (реж. Л.С. Серикова). А исполнитель главной роли, актер Михаил Синчурин, стал лауреатом первой премии фестиваля. Руководила работой студклуба ИрГТУ Г.Г. Катунцева [1-3; 10].
Большую работу по нравственному и эстетическому воспитанию студентов проводил культурный центр, созданный в 1995 г. по инициативе ректора С.Б. Леонова. Центр занимался культурной, образовательной и просветительской деятельностью, поддержкой творчества не только студентов, но и преподавателей. В числе образовательных и просветительских программ центра - мероприятия, пропагандирующие культурные традиции России, ее историю (выставки, лектории, тематические вечера и праздники). Готовясь к 70-летию университета, культурный центр провел конкурс на лучший гимн ИрГТУ, издал новый сборник стихов преподавателей и студентов. Более 10 лет центром руководила А.А. Кузнецова.
В ИрГТУ продолжали свою работу минералогический музей, музей истории университета и музей боевой славы. Минералогический музей активизировал международное сотрудничество: коллекции музея экспонировались в МНР, Польше, Китае. По приглашению минералогического общества Великобритании в ноябре 1991 г. коллекция музея была представлена на международной выставке SUSSEX MINERAL SHOW, а сама выставка была посвящена минералогическому музею Иркутского технического университета. За активную общественную и культурно-просветительскую деятельность в 1997 г. указом Президента РФ директору минералогического музея ИрГТУ Л.Д. Вахромее-вой было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ».
Активизировал свою работу и музей истории ИрГТУ. В его стенах (левая рекреация актового зала) прошло несколько авторских выставок школы В.Г. Смагина, выставки декоративно-прикладного творчества студентов. В эти годы музей находит новую форму работы - презентация персональных выставок преподавателей и выпускников вуза. Первой и крупнейшей стала открытая в 1996 г. выставка, посвященная выпускнику вуза, заслуженному геологу РФ, доктору геолого-минералогических наук, проф. П.М. Хре-
нову (авт. О.А. Горощенова). Музей истории в рамках общего сайта ИрГТУ создал первый в Восточной Сибири виртуальный музей (В. Налунин, О. Горощенова). Кроме того, в 1998 г. музей истории ИрГТУ принял участие в Днях ИрГТУ в МНР, а выставка, разработанная специально для Монголии, была оставлена по просьбе выпускников в российском посольстве. Руководили музеем Н.Н. Азарова (1992-1997), а затем Г.Е. Лобанова (1998-2003), которая в 1994 г. возглавила научно-методический совет музеев при совете ректоров вузов Иркутской области, сменив на этом посту Л.Д. Вахромееву.
Все события, происходившие в вузе и за его пределами, отражались на страницах газеты «Зеркало», где размещались публикации не только профессиональных журналистов, но и воспоминания преподавателей, очерки руководителей учебных практик, «пробы пера» студентов вуза. Главному редактору Г.П. Приваловой удалось сделать газету поистине любимой и родной для всех студентов и сотрудников ИрГТУ [3].
Девяностые годы для Иркутского государственного технического университета - это время перехода на новый качественный этап в развитии, время оттачивания мастерства и совершенствования системы государственного образования. Как и Россия в целом, университет переживал трудности переходного периода в государственном строе, экономике, системе взаимоотношений. Проблемы в российском образовании и кризис в стране, конечно же, сказывались на общем положении ИрГТУ. Но, несмотря на это, руководство вуза нашло возможность провести капитальный ремонт, поддерживать в нормальном состоянии техническое обеспечение университета. Проректором по административно-хозяйственной работе в то время был Н.П. Коновалов, умевший находить выход из, казалось бы, самых сложных материально-технических проблем. Справедливости ради надо отметить, что в 1993 г. по личному распоряжению ректора С.Б. Леонова университет начал создавать Ассоциацию выпускников - справиться с материальными трудностями одному вузу было не под силу. Организацией ассоциации занимался проректор по социальной и воспитательной работе Г.М. Азаров.
Важно отметить, что несмотря на трудное финансовое положение вуз находил возможность выплачивать материальную помощь особо нуждающимся сотрудникам. Заработная плата в вузе была невелика, поэтому была большая текучесть кадров.
Как известно, историю делают люди. В ИрГТУ всегда был высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Об этом свидетельствует
количество преподавателей, награжденных правительственными наградами и удостоенных почетными званиями. В конце 1990-х гг. ректор университета С.Б. Леонов был награжден высшим орденом Монголии «Полярная Звезда» и знаком «За заслуги перед Иркутской областью». Многие сотрудники ИрГТУ удостоены звания «Почетный работник профессионального высшего образования России», в их числе А.С. Жданов, О.П. Лившиц, А.И. Промптов, В.А. Юшин, Е.В. Чудогашев, Ю.А. Чернов. Впервые в истории Иркутска и нашего университета проф. Н.А. Снопкова за развитие международных связей и личный вклад в подготовку специалистов для России была удостоена титула «Женщина 1998 года», присуждаемого Главным советом Американского биографического института [6-9].
После А.А. Игошина вузом более 20 лет (1978-1999) руководил С.Б. Леонов - личность яркая, незаурядная. Сергей Борисович продолжил стратегический курс на усовершенствование высшего профессионально-технического образования в регионе. «Технический университет - университет будущего», -любил повторять С.Б. Леонов. Будучи много лет председателем совета ректоров вузов Иркутской области, он приложил все усилия для укрепления позиций ИПИ (затем ИрГТУ) в регионе, укрупнения его структуры и поддержания материальной и методической базы. Кроме того, С.Б. Леонов активно отстаивал сохранение традиций высшего образования в министерствах и ведомствах РФ. Все, кто когда-либо с ним работал, признавали, что С.Б. Леонов - дальновидный руководитель и человек с широким кругозором, далеко выходящим за стандартные рамки. В сложной и непредсказуемой ситуации 1990-х гг. он сумел удержать на плаву огромный многопрофильный вуз, по примеру своего предшественника А.А. Игошина реформировав его в учебное заведение высшего порядка и заложив тем самым основы на будущее [3; 4].
В 1999 г. Иркутский государственный технический университет постигла невосполнимая утрата - скончался ректор Сергей Борисович Леонов, возглавлявший вуз с 1978 года.
С 1999 г. и до выборов нового ректора вузом руководил и.о. ректора проф. В.В. Нагаев. Много лет он возглавлял учебную часть университета и в период «межсезонья» успешно довел начатые реформы по преобразованию ИПИ в ИрГТУ. Таким образом, к 2000 г. Иркутский государственный технический университет выполнил программу комплексного преобразования в университет, начался новый этап развития вуза.
Статья поступила 04.12.2014 г.
Библиографический список
1. Горощенова О.А. Сибирский горный институт - становление вуза // Вестник ИрГТУ. 2014. № 1 (84). С. 182-189.
2. Горощенова О.А. Иркутский политехнический практический институт - первое высшее техническое учебное заведение Иркутска // Университет на Востоке и Западе: взгляд из Сибири: мат-лы Всерос. науч. конф. (Иркутск, 17 мая 2012 г.). Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. С. 176-185.
3. Горощенова О.А. От навигацкой школы к техническому университету. Ч. 1 (1754-1917): монография. Иркутск: Изд-
во ИрГТУ, 2009. 220 с.
4. Горощенова О.А., Горощенов А.С. Особенности развития Иркутского горно-металлургического института в 1938-1960 гг. // Вестник ИрГТУ. 2014. № 9 (92). С. 270-274.
5. Горощенова О.А. Международная деятельность Иркутского государственного технического университета (1930-2000) // Сибирь - территория межнационального мира и согласия: сб. мат-лов I межрегион. форума Сибирского федерального округа (Иркутск, 29-30 мая, 2014 г.) / под общей ред. проф.
А.Д. Афанасьева. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. С. 16-20.
6. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 1807. О. 1. Д. 26.
7. ГАИО. Ф. 1807. О. 1. Д. 33.
8. ГАИО. Ф. 1807. О. 1. Д. 38.
9. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 185. Оп. 5. Д. 369.
10. Иркутский государственный технический университет. 1930-2000 / сост. Н.Я. Хлебкова; отв. ред. В.М. Салов. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2000.
УДК 159.9.37.015 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СТРУКТУРЫ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ
© Н.Е. Горская1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрена одна из важных проблем современной психологии - проблема структуры мотивации личности. Обоснована актуальность представленной темы. Определены следующие понятия: мотивация, структура мотивации, ценностные ориентации. Раскрыта сущность структуры потребностной сферы человека. Представлены различные точки зрения исследователей на данную проблему. Описаны подходы, в которых прослеживается мотивационный синдром потребности, позволяющей интерпретировать поведение человека не только с точки зрения мотивов, но и более глубинных побуждений. Подчеркнуто, что наличие оптимальных балансов создает внутреннюю гармонию, которая является модулятором процесса самореализации и саморазвития личности. Сделан вывод о том, что структура мотивации является развивающейся, изменяющейся в процессе жизнедеятельности, поскольку мотивы представляют собой не независимые диспозиции личности, а вплетенные в контекст целостности и одновременно интегрированности личности. Библиогр. 14 назв.
Ключевые слова: мотивация; структура мотивации; потребностная сфера; потребительные и производительные ценности; гармонизация; базовые стремления.
THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY OF PERSONALITY MOTIVATION STRUCTURE N.E. Gorskaya
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
One of the most important problems of modern psychology - the problem of personality motivation structure is discussed in the article. The paper justifies the relevance of the topic; gives definitions to the concepts of motivation, motivation structure, value orientations; describes the essence of the structure of the need sphere of a person; introduces different viewpoints of researches of this problem. It also describes the approaches, which reflect the motivational syndrome of needs that allows to interpret person's behavior, on the basis of motives as well as deeper aspirations. It is emphasized that the presence of optimal balances creates inner harmony, which is a modulator of the process of personality self-fulfillment and self-development. It is concluded that the structure of motivation develops and changes in the process of life, since the motives are rather represented by the personality dispositions woven into the context of individual wholeness and integrity than by independent personality dispositions. 14 sources.
Keywords: motivation; structure of motivation; need sphere; consumptive and productive values; harmonization; basic aspirations.
Одной из важнейших задач современного общества является воспитание ответственного, критически мыслящего молодого поколения, готового самостоятельно и реалистично намечать и реализовывать свои профессиональные перспективы в постоянно изменяющейся общественно-экономической ситуации. Социальная ситуация в стране оказывает многостороннее влияние на молодое поколение: происходит размывание мотивов, изменение ценностных ориентаций, норм поведения, самих процессов социализации. В связи с этим исследование мотивационной сферы личности является в настоящее время проблемой
высокого жизненного значения, поскольку мотиваци-онная сфера человека оказывается той высшей инстанцией, которая подчиняет себе все его другие жизненные проявления, определяет направленность и пристрастность человеческого познания (К.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Н.А. Васильев, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, В.Е. Клочко, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Патяева).
Мотивация как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и как конкретный мотив, и как единую
1Горская Наталья Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 1, тел.: 89025680932, е-mail: [email protected]
Gorskaya Natalia, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages no. 1, tel.: 89025680932, e-mail: [email protected]