Сафарова Джамиля Эльшад кызы ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ..
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
© 2016
Сафарова Джамиля Эльшад кызы, докторант, кафедра социальной и педагогической психологии
Бакинский государственный университет (1148, Азербайджан, Баку, ул. ЗХалилова, 23, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассмотрены мнения психологов о сознании, самосознании, этнокультурном «Я» с учетом образовательной ситуации. Известны многие подходы исследователей в рассмотрении этнокультурного «Я» как существенной характеристики человека в рамках образовательного процесса. Выявлены различные подходы в изучении данной проблемы в историческом аспекте, с точки зрения ее теории и методологии. Взаимосвязь диалектики общего и частного, особенно в эпоху глобальных процессов, выдвигает на передний план важность исследования этнического национального самосознания. При проведении демократических преобразований и гуманитарных реформ в системе образования важен учет структуры этнического самосознания личности, поскольку роль этнического самосознания в современном неустойчивом мире все время возрастает. Сделан вывод о том, что есть реальная потребность в развитии этнического образования, этнопсихопедагогики, все это связано с доминирующими тенденциями развития процесса образования во всем мире. В условиях глобализации мировых процессов, значительного перемещения большой волны мигрантов, конфликтов, в которых народы подвергаются лишениям, культурной конвергенции система образования может служить эффективным механизмом этнокультурной идентификации личности, и одновременно - средством гармонизации межэтнических отношений.
Ключевые слова: формирование личности, учебный процесс, национальное образование, этническое сознание и самосознание, национальная культура.
PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF ETHNIC SELF-AWARENESS IN TERMS OF EDUCATIONAL PROCESS AS A SCIENTIFIC PROBLEM
© 2016
Safarova Jamila Elshad, Doctoral student, department of Social and Pedagogical Psychology
Baku State University (1148, Azerbaijan, Baku, Z. Khalilov Str., 23, e-mail: [email protected])
Abstract. The article reviews the psychologists' opinions about consciousness, self-consciousness, ethno-cultural "I" with regard to the educational situation. There are many known approaches of researchers in consideration of ethnocultural "I" as essential characteristics of a person in the framework of the educational process. The article reveals various approaches to the study of this problem in historical perspective, from the point of view of theory and methodology. Dialectic relationship of the public and the private, especially in an era of global processes, brings the importance of the study of ethnic national identity to the fore. In carrying out of democratic and humanitarian reforms in the education system it is important to take into account the structure of the ethnic self-consciousness, as the role of ethnic identity in today's uncertain world constantly increases. The article concludes that there is a real need for the development of ethnic education and ethnical psychological pedagogics, because all of this is associated with the dominant trends of the education processes in the world. In the conditions of globalization of world processes, a significant movement of a large wave of migrants, conflicts in which peoples are subjected to hardship, cultural convergence of the education system can serve as an effective mechanism for identifying ethnic and cultural identity, and at the same time as a means of harmonization of interethnic relations.
Keywords: formation of personality, educational process, national education, ethic consciousness and self-awareness, national culture.
Постановка проблемы. В условиях глобальных трансформаций в обществе, неустойчивых социально-политических, экономических и межэтнических преобразований исследование психологического аспекта формирования личности в этническом плане приобретает чрезвычайную актуальность. Этнопсихология, как междисциплинарная наука, раскрывает существенные аспекты формирования психологических аспектов этноса, этнических социальных установок. Наряду с другими вопросами, нами поставлена задача рассмотреть проявления этноцентризма, национальных предрассудков и трансформаций национального бытия в условиях глобального мира.
Студенческий возраст является решающим периодом развития этнического самосознания, его формирования и закрепления. В период обучения в вузе этническое самосознание молодого человека расширяет систему его представлений о мире и уточняет его место в нем.
Выбор темы этнического самосознания и поликультурного образования обуславливается тем, что именно эти характеристики являются ведущими в формировании педагогической культуры, психологии и педагогики межнационального взаимодействия и сосуществования в сложном мире мультикультуральных отношений. По нашему мнению, есть достаточно оснований, чтобы говорить не только о глобализации мира, но и о глобалистике, как современной комплексной, системной парадигме, сопровождающей мировые отношения в условиях глобализации мира. Следует отметить, что становление национальной самости образования представляет
существенное основание в деле развития национальной идентичности и культуры, а также гармонизации межнациональных отношений в поликультурной среде.
Рост этнического самосознания народов в полиэтническом государстве в условиях современной парадигмы общественного развития характеризуется рядом особенностей, которые проявляются также в культурной и образовательной сферах жизни. Изменения в социальной, экономической и идеологической ситуации, этнографической картине нашей жизни оказывают влияние на формирование национальной культуры и ее этнопедаго-гическую направленность, а также на психологию национальной идентичности и самобытность, существенные проявления мультикультуральных тенденций.
Исходя из этого, возникает необходимость педагогического управления этнической социализацией подрастающего поколения, формирования этнического самосознания, причем не только на уровне этнокультурного «Мы» или представления об особенностях, традициях, культуре этноса, но и на уровне личностного, этнокультурного «Я», или четкого, осознанного представления о себе как носителе этнокультурных традиций, особенностей и ценностей, а также индивидуальной ответственности за состояние и сохранение национальной культуры.
Степень научной разработанности проблемы. Для раскрытия сущности проблемы этнического сознания его порождения, пробуждения необходимо исследовать такие фундаментальные психологические понятия, как «самосознание». Такие понятия освещены в произве-
Сафарова Джамиля Эльшад кызы ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ...
дениях выдающихся философов (Аристотель, Декарт, Локк, Кант, Гегель и др.), русских ученых (Н.Бердяев, Е. Бобров, Н.Алферов).
Огромное значение в исследовании проблемы в ХХ веке внесли: У. Джемс, надстраивающий самосознание субъекта как духовную личность над личностью физической и социальной; З. Фрейд, по мнению которого «Я» служит одним из структурных компонентов психики человека и находится под постоянным давлением неосознанных влечений и требований реальности; К. Хорни, указывающая на неизбежность возникновения отклонений в самосознании при столкновении личности с окружающим миром; К. Роджерс, показывающий, что понятие Я-концепции включает наше восприятие того, какие мы есть, и какими мы должны быть, или хотели бы быть; Э. Эриксон, рассматривающий идентичность как важнейшую характеристику личности; Р. Бернс, предложивший дифференцированную структуру Я-концепции, показав, что содержанием Я является система установок (когнитивных, эмоциональных и поведенческих), направленных на себя, и др.
В работах Ю. В. Чернявской, А. П. Садохина, В. В. Столина, Ю. В. Арутюняна, Ю. В. Бромлея, И. А. Снежкова и других авторов рассматривается специфика развития этнического самосознания на разных возрастных этапах, особенности ее становления, а также проявления и формы. Поскольку тема данной статьи связана с различными подходами в исследовании вышеуказанной проблемы, то дальше будет следовать конкретный анализ работ указанных и других авторов.
В Азербайджане вопросы исследования сознания были отражены в работах Б.Г. Алиева, И.М. Байрамова, М.В. Велиева, Т. Фарадова, Р. Кадыровой, А.М. Мустафаева, и др.
Так Т. Фарадов указывает, что для Азербайджана, который является многонациональным, полиэтническим государством, проблема оптимизации межэтнических отношений является одной из ключевых практических проблем в переходный период. Очевидно, что построение у нас демократического и гражданского общества было бы крайне затруднительно без конструктивных и устойчивых отношений между различными национальными группами и общностями [5].
Р. Кадырова подчеркивает, что в современную эпоху степень эффективности государства в значительной мере зависит от того, насколько оно сумело «привить» своим согражданам чувство национальной идентичности. В этой связи процессы государственного и национального строительства, начавшиеся в Северном Азербайджане после обретения им независимости в конце XX века, тесно связаны с проблемой развития новых форм идентичности, прежде всего национальной [4].
М.В. Велиев, И.М. Байрамов, А.М. Мустафаев подчеркивают, что политика толерантности и мультикуль-турализма является доминирующей в современном культурном развитии азербайджанского общества [1].
Изложение основного материала. Этнос является существенным носителем определённых культурных традиций и норм. Объективная оценка роли и значения отдельных национальных культур и влияние этих процессов на самосознание народов является существенной отличительной чертой формирования современного этнокультурного образования.
Этническое самосознание - это осознание этносом своего этнического единства, совокупность идей, взглядов и чувств, связанных с самоопределением этнической общности, осознанием своего места среди других общностей подобного типа.
Злободневность теоретической и практической разработки становления этнического самосознания обострена несколькими обстоятельствами: социально-демографическими изменениями, вызванными массовой иммиграцией; усилением процессов национально-культурного самоопределения; наличием агрессивных наци-
оналистических настроений в обществе.
Вопросы воспитания личности, с уважением относящейся к своим этническим корням, и в тоже время лишенной национальной ограниченности, приобретают особую актуальность и могут быть разрешены педагогами, осмыслившими эту проблему через мировой опыт поликультуризма, а также с учетом теоретических и практических разработок по этой проблематике ряда исследователей (в том числе А.Ю. Белогрудов, Г.Д. Дмитриев, Б.Л. Вульфсон, М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, Д.В. Сажин, и др.).
Согласно В.С. Мухиной, структуру этнического самосознания составляют идентификация с именем, особенности притязаний на признание в традиционных и новых видах деятельности через быт, обычаи, религию, половая идентификация, детерминированная стереотипными формами мужского и женского поведения, присущими этносу, психологическое время (прошлое, настоящее, будущее) конкретной личности и этноса, к которому оно принадлежит; социальное пространство этнической личности, ее субъективно оцениваемые права и обязанности, которыми она обладает в системе национальных обычаев и традиций своей общности [8, с. 63].
Этническое сознание представляется в виде специфических этностереотипов, качеств национального характера, самосознания, чувств и настроений, интересов, ориентаций, традиций, когнитивных процессов, культурологических различий, проявляющихся в форме национальных особенностей протекания психических процессов и состояний человека, как представителя определенного этноса; национальных особенностей взаимоотношений и общения людей, которые принято называть национально-психологическими особенностями.
Этническая идентичность - один из самых устойчивых видов идентичностей, поскольку связан с детством человека, с семьей и родственниками. Для большинства людей она первична. Именно к ней люди возвращаются в трудные периоды своей жизни, когда рушится привычный порядок вещей и наступает дезорганизация.
В системе любой этнокультуры заложен механизм воспитания у ее представителей не только уважения к другим культурам, но и чувства предпочтения своих культурных ценностей. Это функция защиты этнической идентичности, рассматриваемой, как условие целостности и саморазвития личности.
Важным обстоятельством является и то, что этническая идентичность может расти или ослабевать под влиянием обстоятельств, в ответ на внешние условия. Как правило, источником роста этнической идентичности являются последствия межэтнических отношений. Так, ответом на обострение межэтнических отношений, на притеснения, критику этнокультурных ценностей является рост сепаратизма, явления этнорелигиозного экстремизма, вплоть до терроризма, которые, к сожалению, существуют в современном мире.
По мнению Т. Г. Стефаненко, этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности. Учёный отмечает, прежде всего, когнитивную составляющую, хотя и говорит о наличии эмоциональных переживаний [13, с.25].
Этнокультура предполагает выработку у представителей данного этноса общности психологических черт и форм жизнеобеспечения, когнитивной ориентации, этнического «самосознания», «стереотипа» и «менталитета», являющихся функцией единой этнической картины мира.
Принципиальная, с точки зрения педагогики, проблема заключается в том, что, с одной стороны, этнокультурная идентичность обеспечивает жизнь человека смыслом на разных стадиях его жизненного цикла, задает человеку одобряемые модели поведения и делает его
Сафарова Джамиля Эльшад кызы психологические
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ... науки
жизнь гармоничной и устойчивой. С другой стороны, идентификация только со своей культурой в условиях полиэтнической среды будет предполагать и некоторый сепаратизм. Следовательно, одной из главных задач современного образования является формирование позитивной этнокультурной идентичности в условиях поликультурного общества.
В структуре этнокультурной идентичности, согласно известной схеме, можно выделить такие компоненты, как: когнитивный - знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя, как ее члена на основе определенных характеристик; аффективный
- потребность в соответствии этнической группе, оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства; поведенческий - реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы.
Э. Эриксон справедливо полагал, что идентичность
- это динамическое образование, претерпевающее изменения на протяжении всей жизни человека [8].
Изучение этнического самосознания учащихся позволяет детально представить состояние этнического самосознания той среды, в которой происходит социализация их личности. Являясь сокровенной и особенно закрытой частью самосознания личности, воспитанной в условиях социалистического стирания граней между народами, этническое самосознание взрослых практически недоступно для объективного изучения. Поэтому обращение к этническому самосознанию учащихся является актуальным и особенно важным.
Основными педагогическими условиями, обеспечивающими формирование позитивной этнокультурной идентичности учащихся, являются приобщение учащихся к этнической культуре в единстве таких ее составляющих, как этнические знания, этнические отношения, этническое взаимодействие; создание специальных обучающих программ, направленных на формирование этнической идентичности и адаптированных к личностным и возрастным особенностям учащихся.
Поскольку нами изучается понятие этнокультурного «Я», которое близко понятию этнической идентичности, уточним различие этих понятий. По мнению Кадацких, различие усматривается в том, что в этнической идентичности в большей степени представлен бессознательный компонент. Этническая идентичность и ее элементы формируются достаточно рано в онтогенезе не столько в результате самостоятельного поиска и выбора, сколько вследствие идентификации под влиянием родителей или другого социального окружения. Под этнокультурным «Я» автор понимает осознанное отнесение себя к определенному этносу, с личностным принятием психологических характеристик, норм, ценностей этноса, и личностной рефлексией по поводу достижений и неудач этноса. Итак, этнокультурное «Я», по мнению автора, более осознанно рефлексивно и менее имплицитно [2].
Признаками сформированного этнокультурного «Я» выступают выраженность этнонима (самоназвания) в структуре самосознания личности; осознание как положительных, так и негативных характеристик своего этноса (или сформированность автостереотипа); принятие на личностном уровне психологических особенностей этноса (проявляющихся в близости «Мы-образа» и «Я-образа»); рефлексия по поводу личного участия в достижении положительной динамики и сохранении этнической культуры и ответственности за состояние этнической культуры [2, с.8].
Признание в педагогической психологии феномена самосознания, этнокультурного Я, понимание его как подлинной проблемы человека означает отказ от традиционной формулировки проблемы сознания и самосознания.
В Азербайджанской Республике полиэтничность и полиментальность в гармоничных условиях развития этнокультурного «Я» представляет существенную цен-398
ность для педагогической психологии и подчеркивает особую значимость этнокультурного фактора в образовательном процессе на конкретном материале отдельного государства в условиях мультикультурального общественного развития.
Азербайджанская Республика, как известно, находится на пересечении миграционных путей, являясь полиэтническим и поликонфессиональным регионом. Колоссальные сдвиги в межнациональных отношениях, происходящие в мире и нашей стране, не могут не затронуть межэтнические процессы. Поэтому сама жизненная реальность выдвигает на первый план проблему изучения этнического самосознания личности учащихся.
Особую значимость представляет изучение особенностей этнического самосознания представителей молодого поколения как части этнического общества, наиболее сенситивно воспринимающей идеи этнических коллизий. Именно на этом возрастном рубеже происходит развитие и расширение персональной системы ценностных ориентаций, формируется мировоззрение личности. Молодежная тема актуальна во все времена жизнедеятельности человечества, так как связана с его настоящим и будущим. С большой долей вероятности можно сказать о том, что от специфики ценностных ори-ентаций современной молодежи, образующих систему личностных смыслов, конструктов в структуре этнического самосознания, особенностей межэтнических взаимодействий и активности участия в них молодых людей во многом зависит настоящее и будущее в сфере национальной государственной политики.
На современном этапе развития общества проблема формирования этнического самосознания достаточно остро стоит также в практике педагогической деятельности. Отсутствие четких ценностных ориентаций парализует социальную активность молодежи, порождает в ней скептицизм, нигилизм, неверие в наличие высших ценностей, страх перед будущим и другие негативные явления. Все это приводит в отдельных случаях к обесцениванию человеческой жизни, заполнению образовавшегося духовного вакуума агрессивным национализмом, экстремизмом, пропагандой бездуховной культуры среди молодежи.
Таким образом, из вышеизложенных положений можно сделать следующие выводы:
1. По своей направленности и назначению этническое самосознание (осознание представителями этнической группы самих себя) представляется многоликим, содержательным, интегративным образованием, которое можно характеризовать, как продукты социализации и архетипические составляющие, многофакторное духовное явление, этнические установки и предрасположения, состояние этнического самосознания среды, этнокультурное «Я» и, конечно же, социально-психологическая детерминация этнического самосознания и соответствующей рефлексии.
2. Социально-психологическая составляющая подчёркивает взаимосвязь общественно-психологических особенностей этнического самосознания, проявляющихся в поведении, темпераменте, манере общения и психических состояниях. Функциональные особенности этнического самосознания непосредственно связаны с практической деятельностью представителей этнической общности.
3. Этнокультурное «Я» осмысливается как осознанное отнесение себя к определенному этносу, с личностным приятием психологических характеристик, норм, ценностей этноса, рефлексией по поводу достижений и неудач этноса.
В настоящее время, в условиях широкого распространения потребительской психологии в педагогической деятельности, в поликультурном многонациональном обществе уделяется недостаточно внимания подготовке молодежи к жизни, привитию чувства уважения к этносу, его культуре, истории, языку, чувству принадлежно-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
Сафарова Джамиля Эльшад кызы ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ...
сти к национальным и общечеловеческим ценностям и достижениям. В стороне остаются вопросы самовоспитания и саморазвития, формирования этнического самосознания молодежи, слабо выражена активная гражданская позиция студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Велиев М. В., Байрамов И.М., Мустафаев А.М. Многоликие культуры: мир и Азербайджан. Баку 2016. С.292.
2. Кадацких И.Ю. Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Воронеж 2009.
3. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее Текст. / В.С.Мухина // Психологический журнал. 1994, №3. - С. 42-49
4. Кадырова Р. О некоторых социально-психологических аспектах развития национальной идентичности азербайджанской молодежи. CAGCC Press R, Sweden 1998-2000.
5. Фарадов Т. Этнокультурная идентичность и некоторые аспекты психологии межнационального общения в Азербайджане // gumilev-center.az.
6. Фрейд, 3. Основные принципы психоанализа Текст. / 3. Фрейд.- М.: Ваклер, 1998. - 288 с.
7. Чебоксаров, Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых Текст. / Н.Н. Чебоксаров // СЭ, 1967. № 4. - С. 99-106.
8. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон; М.: 1996. - 344 с.
9. Юнг, К. Г. Сознание и бессознательное Текст. / К. Г. Юнг.- СПб. : Университетская книга, 1997. - 536 с.
10. Horney, K. Neurosis and Human Growth / K. Homey.- New York Norton, 1950.