Научная статья на тему 'Особенности развития деловых путешествий в России'

Особенности развития деловых путешествий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛОВЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ / ВЫСТАВКИ / КОНГРЕССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ИНСЕНТИВ-ТУРИЗМ / ТУРИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития деловых путешествий в России»

■ сократить время таможенных, сертификационных и других процедур;

■ повысить качество предоставляемых услуг до международного уровня. И как результат — увеличить конкурентоспособность российской транспортной системы и рост доходности транспортного комплекса России в целом [3].

Литература

1. Газета «Транспорт России», № 12, 2007 г.

2. Гордон М. П., Тишкин Е. М. Усков Н. С. Как осуществить экономичную доставку товара отечественному и зарубежному покупателю: Справочное пособие для предпринимателя. — М.: «Транспорт», 1993. — 64 с.

3. Журнал «Транспорт Российской Федерации», № 2, 2006 г.

Д.А. Палшков

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ

В РОССИИ

Ключевые слова: деловые путешествия, выставки, конгрессные мероприятия, инсентив-туризм, туризм.

В России активное развитие деловых путешествий началось в середине 90-х годов XX в., основное внимание в этом бизнесе тогда уделялось продаже авиабилетов. Если в странах Западной Европы продажа авиаперевозок составляет порядка лишь 15—20% общего объема рынка деловых путешествий, то в Российской Федерации она долгое время являлась основной составляющей индустрии деловых путешествий (по разным оценкам, не менее 70%). Однако, по мнению специалистов, в последние годы ситуация начала меняться, и все более весомое значение для операторов приобретает организация конференций, инсентив-туров, выставок и т.д. [3].

Компании, работающие в индустрии деловых путешествий, практически единодушно отмечают, что в России этот сегмент туристского рынка окончательно не сформировался, но продолжает динамично развиваться. Согласно статистике ЮНВТО, уровень расходов туристов-бизнесменов в среднем в три раза превышает расходы среднестатистического туриста на отдых. Принято считать, что заказчик деловой поездки ни в чем себе не отказывает и предпочитает бронировать все услуги, что называется, по максимуму. Но это далеко не так. Цена является одним из главных факторов при покупке бизнес-тура — деньги научились считать все. При профессиональном подходе турфирма, специализирующаяся на деловых путешествиях, может на 20—25% снизить расходы своего клиента, связанные с организацией путешествий [2].

При этом запросы западных и российских компаний к организации авиаперелета, условиям проживания и т. п. практически не отличаются. Например, стандартный вариант размещения при поездке на выставку — отель категории 3—4 звезды, при индивидуальном деловом туре — 4-звездная гостиница, при поездке на конференцию или инсен-тив-туре — 5-звездный отель. В отношении авиаперелета работает негласное правило

© Палшков Д.А., 2013

— чем он дольше, тем выше должен быть класс обслуживания. Однако следует отметить, что во многих западных компаниях существует так называемая тревел-политика, своего рода «табель о рангах», согласно которому уровень сервиса и спектр заказываемых туристских услуг зависит от должности путешествующего, целей его поездки и т. п. В России эта практика еще не прижилась, поэтому основным фактором при формировании тура является сумма, которую готов заплатить предприниматель или его фирма.

Характерной особенностью индустрии деловых путешествий считается преобладание у турфирм постоянных клиентов, на которых и строится операторский бизнес. Немаловажным отличием работы турфирм в секторе деловых путешествий является индивидуальный подход к заказчику. Даже несмотря на то, что турфирмы нередко составляют стандартные турпакеты (чаще всего это касается посещения выставок), каждая деловая поездка — формирование, по сути, нового турпродукта. Если поездки на конгрессы или участие в выставках, как правило, планируются заблаговременно, то в остальных случаях этот бизнес является довольно спонтанным. Требования бизнес-туристов к мобильности и оперативности обусловили появление целого сегмента в мировом авиабизнесе — деловой авиации, чей суммарный парк самолетов в настоящее время оценивается в 12 тыс. бортов. Этот сегмент рынка деловых путешествий развивается и в нашей стране, причем объемы перевозок здесь растут заметно быстрее, чем в среднем по отрасли, примерно на 10— 15% ежегодно [1].

География деловых туров охватывает все больше региональных центров СевероЗападного округа, Урала, Южной Сибири. Особенно динамично развивается внутренний деловой туризм. Популяризируется и организованный корпоративный отдых — преимущественно в пансионатах и домах отдыха в Подмосковье с размещением в номерах высокой комфортности. Но в целом приходится констатировать, что национальная гости-нично-туристская инфраструктура пока не способна полностью удовлетворить спрос в сегменте деловых путешествий.

По оценке компании UTS Travel, объемы реализации услуг для деловых путешественников в их компании распределяются следующим образом. На индивидуальные деловые туры приходится около 45% продаж, выставки — 40%, конференции — 10%, инсентив — около 5%. При этом граница между конференциями и инсентив-туризмом весьма расплывчата, и часто их трудно четко разделить. Специалисты компании считают, что подобная пропорция характерна и для всего российского рынка в целом, разве что доля индивидуальных деловых поездок может быть несколько большей [4].

В отличие от индивидуальных бизнес-туров, поездки на выставки в условиях российского рынка имеют более выраженную сезонность спроса. Пик приходится на февраль-март, «горячим» считается и осенний сезон — с сентября по ноябрь. География выездного выставочного туризма в России сравнительно стабильна. Наиболее востребованы европейские направления, такие, как Германия, Франция, Италия, Финляндия. Довольно популярны и ярмарки, проходящие в США и странах Азии.

Поездки на семинары, конференции и инсентив-туры в условиях российского рынка довольно трудноразличимы применительно к деятельности турфирм. При организации семинаров за рубежом предпочтение отдается странам Южной Европы — Кипру, Мальте, Испании, Турции. Бюджет таких поездок довольно скромен — от 400 евро на человека, а средний размер группы в основном варьируется от 20 до 50 человек. Проведение семинаров нередко привязано к той или иной крупной тематической выставке. Инсентив-программы часто дополняются несколькими деловыми мероприятиями. Кстати, в «чистом виде» инсентив-туризм появился в нашей стране совсем недавно. И если в зарубежной практике эти поездки в большей степени ориентированы на совместный от-

дых для поднятия корпоративного духа, то у нас инсентив, как правило, включает в себя и обучение или другие виды повышения квалификации сотрудников [1].

В настоящее время рынок деловых путешествий восстановился после экономических и финансовых потрясений 2008-2010 гг., поэтому имеет смысл выделить ряд предполагаемых тенденции его развития в будущем. Среди тенденций развития российского рынка деловых путешествий многие эксперты выделяют активное наращивание гостиничной базы в российских регионах; международные сети активно открывают новые отели в регионах России, то есть условия для проведения мероприятий создаются. Тем не менее, на сегодняшний день подходящих площадок для групп от 200 чел. в регионах все еще недостаточно (необходимое количество номеров в отелях, ресторанах и конференц-залах). Постепенно рынок деловых мероприятий в России начинает перемещаться из Москвы и Санкт-Петербурга в другие города (например, Казань (Татарстан), Екатеринбург (Свердловская обл.), Сочи (Краснодарский край), Хабаровск и Владивосток (Дальний Восток) и другие). Другими словами, рост интереса корпоративных клиентов к регионам России как месту проведения мероприятий обусловлен хорошими возможностями по оптимизации расходов, с одной стороны, и развитием гостиничной и деловой инфраструктуры в регионах - с другой.

Следующим трендом, свидетельствующим о стабилизации и дальнейшем развитии рынка, является усиление конкуренции. Наряду с успешно работающими и преимущественно созданными в 90-е годы компаниями на рынке деловых путешествий появляется все больше игроков, что позволяет не только улучшать качество обслуживания и профессионализм в индустрии деловых путешествий, но и изыскивать новые формы работы, оптимизировать цены на предлагаемые турпродукты. Еще одним трендом последнего времени в развитии индустрии деловых путешествий является переход клиентов на условия постоплаты за оказание услуг индустрии деловых путешествий, а также к снижению агентского вознаграждения. Даже в пуле низкобюджетных деловых мероприятий возрастает доля тендерных запросов.

Следующий тренд - активное развитие и рост популярности инсентив-туров. По словам игроков рынка, они становятся все более сложными и креативными. Растет потребность в организации инсентив-туров по России, в повышении интереса к креативной составляющей (основной упор в отличие от предыдущих лет делается не на развлекательную, а на содержательную часть, которая в обязательном порядке должна соответствовать текущим бизнес-задачам компании). Специалисты считают, что при благоприятной экономической ситуации в ближайшем будущем будет расти спрос на тимбилдинги как средство мотивации и повышения лояльности работников компаний.

Дальнейшая консолидация участников рынка деловых путешествий - это тоже одна из тенденций современного периода развития индустрии деловых путешествий. Весной 2012 г. ряд крупных российских агентств деловых путешествий объявили о создании Ассоциации Агентств Делового Туризма (ВТАА) [2]. Основными целями и задачами этой организации были названы: выработка общей стратегии развития рынка делового туризма, решение задач взаимодействия с поставщиками услуг, защита солидарных интересов в государственных органах и проведение аналитических исследований. Ассоциация - это некоммерческое партнерство, где руководящим органом является президиум. К сожалению, работа ассоциации пока не очень заметна на рынке. Безусловно, есть немало задач, которые она могла бы решать в интересах всех игроков, но на практике эта работа пока не дает нужного эффекта, в том числе и по причине узкого круга участников этой ассоциации.

Следующий тренд - это необходимость дальнейшего совершенствования правового обеспечения отрасли деловых путешествий, что предполагает:

1. Создание и развитие правовых основ государственной политики в области развития деловых путешествий в Российской Федерации.

2. Маркетинг (участие в выставках, издание каталогов, выпуск СМИ, создание корпораций, занимающихся продвижением и сбытом услуг российской индустрии деловых путешествий в России и за рубежом и т.д.).

3. Информационное обеспечение. Развитие информационных технологий для обслуживания деловых путешествий.

4. Государственно-частное партнерство. Организация ежегодной общенациональной конференции по развитию деловых путешествий с участием органов государства, муниципалитетов, бизнеса, объединений предпринимателей, ассоциаций потребителей услуг индустрии и др.

5. Развитие лицензирования и сертификации, разработка правил и стандартов предпринимательской деятельности в отрасли деловых путешествий.

6. Подготовка квалифицированных кадров для индустрии деловых путешествий. Разработка образовательных программ и стандартов в области профессионального образования в вузах туристского профиля, выделение грантов на научные исследования, подготовку учебных пособий по экономике, менеджменту, правовому обеспечению деловых путешествий, проведение конкурса студенческих и научно-исследовательских работ и др.

7. Международное сотрудничество. Изучение зарубежного опыта подготовки персонала для организации деловых путешествий, менеджмента, логистики и внедрение его в Российской Федерации.

Литература

1. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 200 с.

2. Растегаева Т.Е., Чуваткин П.П. пути развития делового туризма в России // Известия Сочинского государственного университета.- 2011. -№ 4. - с. 72-76.

3. Рынок MICE - курс на креатив // BusinessTravel. - 2012 . - № 9. - с. 10-15.

4. Туризм как элемент устойчивого развития / Сборник тезисов докладов международной конференции в Санкт-Петербурге, Россия, 6 октября 2011 г. - 252 с.

Я.Ю. Самойленко

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ключевые слова: малый и средний бизнес, поддержка, инновации, конкурентоспособность.

Малый и средний бизнес имеет большой экономический и социальный потенциал для развития практически любого государства, так как именно в этой сфере обеспечива-

© Самойленко Я.Ю., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.