ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Н. П. РОДИНОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета E-mail: [email protected]
Л. А. АКСЕНОВ, кандидат географических наук, доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности E-mail: [email protected]
Рассматриваются региональные особенности принципов и факторов формирования тарифной политики в топливно-энергетическом комплексе Камчатского края.
Ключевые слова:разработка, тарифная политика, региональная экономика, система коммунальных услуг.
Совершенствование территориальной структуры хозяйства страны, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития каждого субъекта Российской Федерации, региона, национальных образований должны быть направлены на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе России.
Каждый экономический регион России имеет свой особый природно-ресурсный потенциал, формирующий своеобразные экономические и социальные условия, которые определяют целостную территориальную хозяйственную систему, где ведущая роль должна принадлежать отраслям рыночной специализации.
Объект рассмотрения данной работы — Камчатский край в составе Дальневосточного федерального округа (ДФО). В связи с особенностями географического положения, изолированностью от материка, характером природно-ресурсного потенциала и сложившейся инфраструктурой хозяйства топливно-энергетического комплекса Камчатского края в целом не обеспечивает электроэнергией
и теплом хозяйственные и социальные объекты, находящиеся на территории субъекта.
Эффективность использования имеющихся в крае топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), от которых зависит энергетическая безопасность территории, во многом связана с государственным регулированием естественных монополий в сфере топливно-энергетического комплекса (ТЭК), предполагает:
• установление тарифов на услуги;
• определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и условий оплаты услуг;
• установление минимального уровня предоставления услуг;
• недопущение ущемления прав потребителей;
• контроль над расходованием средств, получаемых за оказанные услуги, в том числе за обеспечением финансирования инвестиционных программ.
Государственное регулирование тарифов должно осуществляться с соблюдением следующих принципов:
• обеспечение поставок энергоносителей всем потребителям по тарифам, принятым в установленном порядке;
• экономическая обоснованность планируемых себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов;
• открытость, доступность для потребителей и общественности материалов по рассмотрению и утверждению тарифов;
• определение регулируемыми организациями средств, которыми они должны располагать для осуществления соответствующего отраслевого тарифного соглашения;
• определение поставщиков энергетического оборудования на конкурсной основе;
• учет результатов деятельности энергоснабжа-ющих организаций за период действия ранее утвержденных тарифов при установлении новых тарифов.
Федеральная энергетическая комиссия часто принимает для периферийных регионов политические решения по снижению тарифов, в результате чего большинство электростанций не могут вести в необходимом объеме ремонтно-восстановительные работы, не говоря о развитии производства, а по существу являются убыточными.
Понятие «Тарифная политика», на взгляд авторов, должна включать оптимальное соотношение стратегических, экономических и социальных целей развития отрасли электроэнергетики, определяемых степенью государственного регулирования, характером конкуренции в отрасли и механизмом ценообразования.
Основные цели тарифной политики представлены в табл. 1.
Тарифная политика — это система отношений между федеральными и региональными органами власти по обеспечению эффективного энергоснабжения региона и формированию конкурентного энергетического комплекса, способствующая выполнению следующих условий:
• защита экономических интересов потребителей;
• создание механизма согласования, интересов производителей электроэнергии;
Таблица 1
Основные цели тарифной политики
Стратегические цели (государство) Экономические цели (бизнес) Социальные цели (общество)
Перспектива развития отрасли. Охрана окружающей среды. Безопасность электроэнергетики. Комплексное хозяйственное развитие края Эффективность производства энергии и тепла. Высокая инвестиционная привлекательность. Обеспечение потребителей продукцией отрасли. Развитие туризма в крае Низкие цены. Надежность энергоснабжения. Развитие инфраструктуры края
• формирование конкурентной среды в электроэнергетике;
• создание экономических стимулов для энергоснабжения и инвестиций;
• развитие инновационного потенциала энергетики.
Широкая дифференциация тарифной политики представлена в табл. 2.
Энергосистема Камчатского края наряду с энергосистемами Якутии, Магаданской области, Сахалина и Чукотки является изолированной, поэтому должна, по мнению авторов, рассматривать ценовую (тарифную) политику в электроэнергетике региона как часть экономической политики, на которой сосредоточены усилия и область интересов энергокомпаний, потребителей и органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Акционерное общество «Камчатскэнерго» является основным поставщиком электроэнергии на территории Камчатского края, а также вырабатывает более половины тепловой энергии для нужд г. Петропавловска-Камчатского.
Крупнейшими производителями электроэнергии на Камчатке являются работающие на мазуте ТЭЦ-1 (мощностью 235 МВт) и ТЭЦ-2 (160 МВт), расположенные в Петропавловске-Камчатском, Мутновская ГеоЭС (62 МВт), Толмачевский каскад гидроэлектростанций (20 МВт), Паужетская ГеоЭС (1,7 МВт), ветровая электростанция в Алеутском районе (мощностью 0,5 МВт).
Основная масса энергоисточников работает на привозном топливе. Основной объем производства и потребление электро- и теплоснабжения приходится на г. Петропавловск-Камчатский и Елизовский район. В 2006 г. электростанциями края произведено 1 519,8 млнкВт-ч электроэнергии, производство теплоэнергии составило 3 450,5тыс. Гкал.
В 2007—2008 гг. несколько поменялась структура топливно-энергетического баланса; доля электроэнергии, произведенной с использованием нетрадиционных источников энергии, увеличилась до 32,6%, геотермальными электростанциями выработано до29,5 % энергии, гидроэлектростанциями — 5,1, ветроагрегатами — 0,04, а остальная часть энергии (32,7 %) пришлась на традиционные тепловые электростанции, работающие на привозном топливном сырье.
Основные особенности работы Камчатской энергосистемы:
1) Камчатка оторвана от остальной части России и имеет изолированную энергосистему, зависящую от
Таблица 2
Ишы тарифной политики
Наименование Модель производственной конкуренции Модель управляемой конкуренции Модель свободной конкуренции
Характер конкуренции Конкуренция в генерации и в поставке конечному потребителю. Большая часть сектора интегрирована. Торговля осуществляется в основном в рамкахдвустороннихдоговоров (или в рамкахдобровольного пула). Все клиенты имеют возможность самостоятельно выбрать поставщика. Разграничение монопольных и немонопольных услуг Конкуренция в производстве и поставке конечному потребителю. На рынке производства электроэнергии доминирует несколько крупных генерирующих компаний. Законодательное разграничение монопольной и немонопольной деятельности Конкуренция в генерации и поставок конечному потребителю. Прямые продажи осуществляются на основедвустороннихдо-говоров между генерирующими компаниями и поставщиками. Все потребители могут свободно выбирать поставщиков. Формирование дополнительного пула для облегчения торговли
Степень участия государственных органов в регулировании отрасли Принимают решения по структуре и правовым основам функционирования рынка. Осуществляют надзор за развитием системы в целом и соответствием компаний нормам и стандартам деятельности. Определяют цели и мотивацию использования возобновляемых источников энергии Задают общие рамки структуры электроэнергетики. Определяют целевые показатели спроса на электроэнергию и механизмы его стимулирования. Устанавливают топливные стандарты, а также стандарты в области охраны окружающей среды Задают общую структуру рынка электроэнергии. Формируют правовую базу деятельности электроэнергетических компаний. Осуществляют текущее регулирование и контроль соблюдения норм и стандартов, установленных федеральными органами власти
Механизмы ценообразования В регулируемых сегментах рынка (передача и распределение) тарифы устанавливаются специальным регулирующим органом. В нерегулируемых сегментах цены определяются рыночными механизмами. Ценыдля конечных потребителей должны быть одобрены местным регулирующим органом В регулируемых сегментах рынка (передача и распределение) тарифы устанавливаются регулирующими органами. В конкурентных видах деятельности цены устанавливает рынок Регулирующие органы каждой из стран устанавливают тарифы для передачи и распределения, используются поощрительные схемы. Оптовые и розничные цены на электроэнергию определяются рынком
поставок с материка мазута. Поэтому кВт'час на полуострове самый дорогой в России — около 4 руб.;
2) все энергообъекты функционируют в сейс-моопасной зоне, и поэтому Камчатка объективно не может входить в состав какой-либо объединенной энергосистемы Дальнего Востока;
3) на полуострове не могут надежно эксплуатироваться линии электропередач высокого напряжения;
4) энергетический комплекс — один из определяющих факторов освоения промышленного потенциала края, который преобразован из двух глубоко дотационных регионов в единый субъект Федерации в 2008 г.;
5) в структуре потребления электроэнергии вы-сокадоля населения (38,1 %) и бюджетных организаций (22,8), в то время как доля промышленного потребления составляет всего 7,4 %;
6) довольно низкая платежеспособность населения края;
7) Камчатка обладает уникальными запасами геотермальных и энергетических вод (срединная часть полуострова);
8) главная проблема энергетики Камчатского края — это устаревшее оборудование электростанций и электрических сетей. Более 60 % выработки электро- и теплоэнергии обеспечивается разнотипными энергоблоками небольшой мощности, что вызывает пережог топлива, следовательно, и увеличение затрат на производство продукции и обслуживание оборудования;
9) смена привозного дорогого топлива на местные природные ресурсы (природный газ, геотермальные источники, гидроэнергетика и т.д.) позволит значительно сократить тарифы на существующие энергоресурсы.
Администрацией Камчатской области совместно с администрацией Корякского автономного округа разработан перечень инвестиционных проектов, направленных на развитие электроэнергетики Камчатского края на период до 2025 г.: • подготовка Камчатского ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 к переходу с мазутного топлива на природный газ, что позволит на 25—30 % снизить себестоимость 1 Гкал тепловой энергии;
Таблица 3
Структура потребления электроэнергии предприятиями и организациями Камчатского края по отраслям народного хозяйства в динамике, млнкВт-ч
Показатель 1995 1998 2001 2003 2006
Потреблено, всего 1 484,8 1 366,9 1 369,9 1 287,5 1 312,2
В том числе: 371,7 291,4 322,6 336,1 332,6
промышленность
строительство 24,6 23,3 18,9 14,2 13,6
коммунальное хозяйство 564,1 553,7 596,4 502,9 506,3
сельское хозяйство 222,5 204,4 165,3 165,4 160,2
В том числе на производственные нужды 96,4 52,9 21,9 18,5 18,7
транспорт 40,0 20,4 19,6 22,3 23,6
Прочие отрасли 262,9 273,7 247,1 246,7 275,9
Источник: Федеральная служба государственной статистики, территориальный орган статистики по Камчатскому краю (Камчатстат). 09.01.2008 № 03-01, 40/43.
• завершение строительства малой ГЭС-2 (мощностью 24,8 МВт), каскада толмачевских малых ГЭС общей мощностью 55,2 МВт, что позволит увеличить выработку электроэнергии с 50 до 150 млнкВт-ч и снизить себестоимость электроэнергии до 1 руб. за 1 кВт-ч;
• строительство высоковольтной линии ВЛ-220кВ Мильково-Усть-Камчатск (415 км), которое позволит подключить 4 изолированных энергоузла к Центральному энергоузлу и увеличить коэффициент загрузки его генерирующих мощностей;
• модернизация дизельных электростанций на восточном и западном побережьях Камчатки, которая будет проходить в комплексе со строительством ветровых электростанций, поскольку на побережье имеется хороший ветровой потенциал, позволит снизить расход дорогостоящего завозного дизельного топлива и уменьшить себестоимость 1 кВт-ч электроэнергии до 12%;
• масштабное развитие в регионе нетопливной энергетики, т. е. строительство Мутновской ГеоЭС (геотермальная электростанция) № 2 мощностью 50 МВт, приход плавучей АЭС в г. Вилючинск мощностью до 70 МВт значительно снизит зависимость от привозного топлива и улучшит экологическое состояние прилегающих территорий.
Существует довольно простая и весьма точная модель прогнозирования спроса на электроэнергию. Она раскрывает главную функцию, зависящую отразвития экономики и роста населения:
э =нввпк,
э э'
где Ээ — потребление электроэнергии;
Н — коэффициент динамики численности населения;
Кэ — коэффициент эластичности электропотребления по ВВП (определяет, какой процент прироста электропотребления приходится на 1 % прироста ВВП).
Для Камчатского края за 1995—2006гг. коэффициент эластичности Кэ = 0,29, т. е. на 1 % прироста ВВП приходится 0,29% прироста потребления электроэнергии.
Средний тариф для промышленных предприятий, сельскохозяйственных объектов, транспорта, сферы услуг и других потребителей электроэнергии Центрального энергоузла (г. Петропавловск-Камчатский, Вилючинск и Елизовский район) составляет 3,95 руб. за 1 кВт-ч. С учетом дифференциации по диапазонам напряжения ситуация выглядит следующим образом: высокое напряжение — 3,95 руб. за 1 кВт'ч, среднее напряжение — 4,16 — 4,25 за 1 кВт-ч, низкое напряжение — 5,01 руб. за 1 кВт-ч.
Учитывая низкую платежеспособность населения Камчатского края, регулирующие органы вынуждены сохранять перекрестное субсидирование в электроэнергетике. При этом тариф на электроэнергию для населения установлен в размере 2,50 руб. за 1 кВт-ч.
Упорядочение тарифов на электроэнергию на розничном рынке будет стимулировать рост электропотребления и повысит конкурентоспособность товаропроизводителей. Расширение оптового рынка электрической энергии за счет крупных энергоемких потребителей создаст благоприятную конкурентную среду, приведет к снижению и более справедливому установлению тарифов для отдельных групп потребителей.
Список литературы
1. Астапов ^.Реформирование топливно-энергетического комплекса. Экономист. 2004, № 2.
2. Ефимов М. ^.Социально-экономическая статистика, учебник. Финансы и статистика. М. 2009.
3. Колодей Л. Г. Реформирование электроэнергетики как шаг к экономическому росту. ЭКО. 2006. №4.
4. На Камчатке разработана стратегия развития энергетики до 2015 года. Независимая газета, 14.05.2008.
5. О тарифной политике, инвесторах и ФОР-МЭМ. Новости электротехники. 2008. № 3.
6. Региональная экономика // под ред. Т. Г. Морозовой. Изд. ЮНИТИ. М. 2009.
7. Российский статистический ежегодник. Федеральная служба государственной статистики. Финансы и статистика, М., 2008.
8. Россия в цифрах. 2007. Краткий статистический ежегодник. Финансы и статистика, М., 2008.
9. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган статистики по Камчатскому краю (Камчатстат). 09.01.2008. № 03-01-40/43.
10. Ценовая и тарифная политика должна отвечать национальным интересам РФ. Бухгалтерский учет и налоги. 2007. № 10.