УДК 159.9 ББК 88.4 О 75
Ю.Ю. Шавернева
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
Н.В. Петрова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
А.Г. Кошанская
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
Е.Н. Христич
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ, СОЗДАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОПРОСНИКА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ СИТУАЦИЯМ (Рецензирована)
Аннотация. Экстремальная ситуация рассматривается как совокупность неких обязательств и условий, которые оказывают сильное психологическое воздействие на студентов. В статье освещаются основные этапы (определение количества заданий, разработка заданий, оформление теста, пилотажное исследование, анализ заданий, определение надежности теста, факторный анализ, валидность теста, стандартизация теста) создания психодиагностической методики, направленной на оценку уровня готовности студентов к экстремальным ситуациям, начиная с определения количества заданий, спецификации опросника, определения процентного веса содержательных областей, манифестаций и оформления теста. Также рассматриваются особенности проведения пилотажного исследования, анализа заданий, определения надежности и ва-лидности теста. При помощи факторного анализа представлены матрицы корреляций между заданиями шкалы для оценки уровня готовности студентов к экстремальным ситуациям. В заключение анализируются результаты стандартизации теста и данные о внутренней согласованности заданий опросника. Соответствие опросника требованиям надежности, дискриминативности и ва-лидности подтверждает точность и объективность наших измерений.
Ключевые слова: психодиагностический опросник, психологическая готовность, экстремальные ситуации, пилотажное исследование, статистические данные.
Yu.Yu. Shaverneva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, the Adyghe State University; E-mail: yushaverneva@ yandex.ru
N.V. Petrova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of
Pedagogy and Psychology, the Adyghe State University; E-mail: ninamaikop@
mail.ru
A.G. Koshanskaya
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of
Pedagogy and Psychology, the Adyghe State University; E-mail: [email protected]
E.N. Khristich
Senior teacher of the Department of Pedagogy and Psychology, the Adyghe
State University; E-mail: [email protected]
FEATURES OF DEVELOPMENT, CREATION AND STANDARDIZATION OF THE PSYCHODIAGNOSTIC QUESTIONNAIRE FOR ASSESSMENT OF LEVEL OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS FOR EXTREME SITUATIONS
Abstract. The extreme situation is examined as set of certain obligations and conditions which make strong psychological impact on students. The main stages (determination of quantity of tasks, working out of tasks, making the test, a pilot study, the analysis of tasks, definition of reliability of the test, the factorial analysis, a test validity, standardization of the test) of creation of the psychodiagnostic technique directed to assess the level of readiness of students for extreme situations, beginning with determination of quantity of tasks, specifications of a questionnaire, determination of percentage weight of substantial areas, demonstrations and making the test, are covered in the paper. Also features of carrying out a pilot study, the analysis of tasks, definitions of reliability and validity of the test are considered. By means of the factorial analysis matrices of correlations between scale tasks for assessment of level of readiness of students for extreme situations are presented. In the conclusion results of standardization of the test and data on internal coherence of tasks of a questionnaire are analyzed. Compliance of a questionnaire to requirements of reliability, discriminativeness and validity confirms the accuracy and objectivity of our measurements.
Keywords: psychodiagnostic questionnaire, psychological readiness, extreme situations, a pilot study, statistical data.
Введение. Высшая школа в национальных образовательных системах выступает как приоритетный фактор повышения качества социокультурных ресурсов общества. Императивы модернизации высшего образования детерминируют личностно ориентированную парадигму, направленную на создание психологических условий для эффективного развития психологического потенциала студентов вуза, реализацию их потребностей в самоактуализации, самоопределении, самоизменении. В связи с реформированием в образовательную среду высшей школы привносятся
новые факторы рисков и угроз, негативно влияющих на психологическую безопасность субъектов образовательного процесса [3; 4: 41 и др.]. Это обусловило важность переосмысления ранга с выраженным приоритетом потребности в витальной безопасности, системоо-беспечивающими компонентами которой выступают мировоззрение личности, система её ценностей, когнитивные ресурсы, адекватные модели копинг-стратегий, стереотипы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в условиях экстремальной ситуации [3]. В связи с этим проблема защиты
субъектов образовательного процесса от вероятных рисков принимает государственный статус и находит отражение в Федеральном Законе «Об образовании» и, как следствие, в практической деятельности психолога.
Являясь индикатором негативных процессов, происходящих как в природной, так и в социальной сферах, образовательное пространство вуза нуждается в обеспечении и функционировании психологических условий для личностного развития и профессионального становления её субъектов. В этой связи проектирование, создание и сохранение системы психологической помощи субъектам образовательного процесса вуза, направленной на снижение негативного влияния экстремальных ситуаций, нами рассматривается как государственно важный ресурс, оптимизирующий личностное развитие студентов, что повышает актуальность поиска адекватного психодиагностического инструментария, способствующего выявлению уровня психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям.
Теоретические основы. генезис философского обобщения сущности экстремальности находит свое отражение в дефиниции «экстремальная ситуация» [6-8 и др.]. В интерпретации философской научной мысли понятие «экстремальная ситуация» рассматривается как интегративная характеристика внезапно изменившейся обстановки, которая детерминирует неблагоприятные или угрожающие факторы жизнедеятельности человека, возникновение высокой проблемно-сти, напряженности и целесообразности деятельности в данных конкретных условиях [9].
Исходные положения для трактовки «экстремальной ситуации» мы находим в работах по безопасности жизнедеятельности, в которых данное понятие интерпретируется как специфичная обстановка,
возникающая или в природе, или же в процессе жизнедеятельности человека, психофизиологические параметры которой превышают предельный порог компенсаторных возможностей человеческого организма, что, в свою очередь, создает ситуацию нарушения безопасности жизнедеятельности личности [1; 7 и др.].
Несколько иная трактовка феномена экстремальной ситуации предлагается в русле психолого-педагогических исследований, где экстремальными называют те ситуации, которые предъявляют человеку объективно существующие, непосильные трудности, которые создают максимальное напряжение физических, интеллектуальных, эмоциональных сил и мобилизуют личностные ресурсы для достижения положительного результата и обеспечения безопасности жизнедеятельности [3].
Следует отметить, что во многих исследованиях предлагается неправомерная однозначность трактовки данного феномена. Под экстремальной намечается тенденция понимать любую ситуацию, так или иначе связанную со стрессом. На наш взгляд, подобная трактовка в полной мере не отражает сущность данного явления. Нельзя не заметить, что в психологии объяснение этого понятия находится в фазе становления. В самом общем виде экстремальная ситуация рассматривается как совокупность неких обязательств и условий, которые оказывают сильный психологический прессинг на человека [6 и др.].
Понятие экстремальной ситуации хотя и интегративно по своему содержанию, но имеет ярко выраженную тенденцию сближения с исследованиями в области психологии, ибо охватывает довольно широкий круг функциональных и психических состояний человека. Попадая в экстремальную ситуацию, человек начинает испытывать
значительные трудности, для своевременного преодоления которых необходима мобилизация всех личностных ресурсов. Человек начинает испытывать состояние сильного переживания, которое дезорганизует результативность его деятельности, негативно влияет на психику в целом.
Теоретический анализ результатов научных исследований свидетельствует, что первые погружения личности в экстремальную ситуацию чаще всего вызывают стрессовое эмоциональное напряжение [4: 41]. И только при условии обретения практического опыта действий в подобных случаях повышается психологическая устойчивость к влиянию экстремальных ситуаций [11: 156]. Речь идет о формировании определенного потенциального состояния личности, о его готовности к деятельности, направленной на противостояние негативному влиянию экстремальной ситуации.
Анализируя феномен готовности к деятельности, мы пришли к выводу, что на сегодня нет единой его трактовки, имеют место разночтения как по содержанию, так и по степени обобщения. Для более полной характеристики готовности к деятельности отметим основные исходные положения: в работах Б.г. Ананьева готовность к деятельности рассматривается на уровне индивидуальности как проявление способностей [2]; Н.Д. Левитов в определении готовности делает акцент на «ансамбль свойств и психических состояний личности»; в работах М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович психологическая готовность рассматривается как совокупность необходимых свойств личности, психического состояния, установок, адаптации, деятельности [10].
Кроме того, в монографиях, научных статьях представлен также ряд значимых характеристик данного феномена: совокупность психологических образований и механизмов
(самосознание, развитие социальных и познавательных мотивов, рефлексия, ценностные ориентации и др.), обеспечивающих в дальнейшем сознательную, активную жизнь; интегративная субъектная характеристика адаптации, включающая индивидуальные свойства личности и особенности построения индивидуальных стратегий адаптации; активное состояние, необходимое для качественного выполнения задачи; состояние личности, которое зависит от умения управлять собой, целесообразно регулировать свою двигательную активность в экстремальных условиях; совокупность соответствующих умений и способностей; установка на достижение ожидаемого результата.
При кажущейся многоаспект-ности трактовок прослеживается два основных подхода к определению сущности психологической готовности к деятельности: функциональный и личностный. В контексте функционального подхода готовность к деятельности рассматривается как своеобразное состояние психики, которое обеспечивает более высокий уровень достижений в определенном виде деятельности. В контексте личностного подхода основное значение понятия психологической готовности определяется как «интегральное новообразование», обеспечивающее потенциальные возможности для непрерывного роста и развития личности, активное ее отношение к миру и к себе.
В контексте нашего исследования мы отмечаем следующие ин-тегративные компоненты психологической готовности к любому виду деятельности (в том числе и готовности студентов к экстремальным ситуациям): личностную активность, субъективный образ мира, ценностно-смысловую и мотивационно-потребностную сферы [12: 83]. Личностная активность трансформируется под воздействием саморегуляции, уровня
интернальности или субъективного контроля, уровня готовности к риску и типа копинг-стратегии. Субъективный образ мира, сложившийся в сознании человека, становится его жизненным пространством, обретает силу воздействия на его поведение, служит мощным детермина-ционным потенциалом, определяет целенаправленность, результативность и удовлетворенность жизнью, формирует представление о себе. Ценностно-смысловая сфера, как одна из важнейших манифестаций психологической готовности личности к экстремальным ситуациям, структурно представлена блоками внутренних и внешних ценностей, внутриличностной конфликтностью, креативностью. Базовой основой мотивационно-потребностной сферы выступают субъектное и объектное позиционирование, прагматичность позиции, уровень сформи-рованности мотивации. Адекватное встраивание студентов в современные экстремальные условия актуализирует необходимость научной рефлексии происходящего. На наш взгляд, создание психодиагностического инструментария, направленного на выявление уровня психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям, является важным для диагностики особенностей реагирования и формирования у студентов адаптивных форм поведения в экстремальных ситуациях.
Материалы и методы исследования. Для решения поставленных задач нами использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический и сравнительный анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта; наблюдение, беседа; экспертные оценки, психологический эксперимент; обобщение экспериментальных данных; статистическая и аналитическая обработка полученных данных. В процессе опытно-экспериментальной
работы был разработан и использован авторский «Опросник для оценки уровня психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям». Статистическая обработка материалов исследования проведена с помощью вычисления значения коэффициента Кронбаха.
Результаты и обсуждение. Теоретическая разработка опросника. Создание опросника является творческим актом исследователей. Тестирование - это достаточно эффективный способ мониторинга уровня психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям, который способствует выявлению психокоррекционных мишеней, направленных на создание благоприятного взаимодействия между преподавателями и студентами, повышающего качество их жизни. Разработанный психодиагностический опросник, направленный на выявление уровня психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям, позволит диагностировать уровень успешности, надежности и эффективности выполняемой деятельности и сформировать у них адекватные паттерны поведения в различных ситуациях.
Объектом исследования явилась процедура оценки уровня психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям.
Предметом исследования явились теоретико-методологические принципы и практическая процедура разработки опросника для оценки уровня психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям.
Цель - разработка, создание и стандартизации психодиагностического опросника для оценки уровня психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям.
Разработка заданий. Разработка спецификации будущего теста для большей наглядности и удобства была представлена в виде таблицы, в которой по горизонтали были расположены содержательные области,
которые предполагается измерять, а по вертикали - их манифестации, пути, по которым содержательные области могут проявляться. По каждой оси разрабатывалось по четыре категории, и получилась своего рода решетка, количество ячеек в которой равно количеству планируемых для изучения параметров, умноженному на количество их поведенческих манифестаций.
При разработке данного психологического опросника использовалась решетка размером 16 ячеек, которая является идеальной для длины теста, способствующая предъявлению и обработке данных.
Далее определились с количеством тестовых вопросов, которые создавались для каждой из ячеек. В целом процентный вес всех содержательных областей (по горизонтали) и всех манифестаций (по вертикали) составил 100%. Соответственно каждой манифестации приписывается 25% удельный вес.
После того как был определен процентный вес каждой из ячеек решетки и установлено общее количество заданий для пилотажной версии теста, подсчитали количество заданий, которые должны были разработаны для каждой ячейки (табл. 1).
Таблица 1
Спецификация опросника для оценки уровня психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям
Манифестации Содержательные блоки
Специфика личностной активности 1. Саморегуляция 2. Уровень субъективного контроля 3. Готовность к риску 4. Копинг-стратегии
Образ мира Целенаправленность жизни Результативность жизни Удовлетворенность жизнью Представление о себе
Ценностно- смысловая сфера Развитие внутренних ценностей Развитие внешних ценностей Уровень конфликтности всех ценностей Творчество
Мотивационно- потребностная сфера Субъектное позиционирование Объектное позиционирование Прагматичная позиция Несформир-ованность мотивации
Данное расположение процентных весов способствовало определению тех частей от всех заданий, которую следует создать для каждой ячейки. На следующем этапе было принято решение о количестве заданий, которое должно быть включено в тест (пабл. 2).
Пилотажное исследование. В пилотажном исследовании количество заданий предварительного варианта теста было на 50% больше числа тех, которые были включены в окончательную версию. В нашем опроснике мы использовали задания дихотомического типа, которые просты для понимания, удобны
и легки для обработки, требующие минимального времени для ответа. Задания с альтернативным выбором (дихотомические) являются весьма популярными. Блок основной информации включает в себя название теста, а также вопросы, касающиеся имени, пола, возраста, образования, даты и времени заполнения теста.
В пилотажном исследовании апробации теста приняли участие студенты 1-5 курсов факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета. Всего в исследовании приняли участие 166 человек в возрасте от
Таблица 2
Определение процентного веса содержательных областей манифестаций, а также количества заданий опросника для оценки уровня психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям
Манифестации Содержательные блоки Кол-во заданий
I 25% II 25% III 25% IV 25%
Специфика личностной активности (25%) 8 8 8 8 32
Образ мира (25%) 8 8 8 8 32
Ценностно-смысловая сфера (25%) 8 8 8 8 32
Мотивационно-потребностная сфера (25%) 8 8 8 8 32
Кол-во заданий 32 32 32 32 128
18 до 23 лет (средний возраст 21 год), из них 76 юношей и 90 девушек. Анализ заданий по результатам, полученным в пилотажном исследовании, позволил вычислить индекс эффективности задания (этот показатель подсчитывался делением количества обследуемых, давших правильный «ключевой» ответ, на их общее количество). Индекс эффективности задания располагался в интервале от 0,25 до 0,75. Задания, не отвечающие требованиям индекса эффективности, были устранены из окончательной версии опросника. Окончательная
версия опросника представлена в таблице 3.
Оформление теста и анализ заданий. Психодиагностический опросник для оценки уровня психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям включает четыре блока вопросов, каждый из которых содержит по четыре подблока. Количество вопросов по каждому подблоку и соответственно блоку одинаковое (4 и 16). Тем самым итоговый перечень составляет 64 вопроса.
Каждый ответ, совпадающий с ключом опросника, оценивается
Манифестации Содержательные блоки Кол-во заданий
I 25% II 25% III 25% IV 25%
Специфика личностной активности (25%) 4 4 4 4 16
Образ мира (25%) 4 4 4 4 16
Ценностно-смысловая сфера (25%) 4 4 4 4 16
Мотивационно-потребностная сфера (25%) 4 4 4 4 16
Кол-во заданий 16 16 16 16 64
Таблица 3
Процентный вес содержательных областей манифестаций, а также количество заданий в окончательной версии опросника для оценки уровня психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям
в 1 балл, а не совпадающий -0 баллов. Учитывая полученные статистические показатели, нами была произведена разбивка результатов на четыре интервала, в соответствии с типом профиля психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям: интенционально-независимый; интенционально-зависимый; утилитарный; аморфный.
баллы: итоговые; поблочные; вну-триблочные и поподблочные.
Определение надежности теста.
Приведем результаты описательной статистики:
I. Общая результативность:
- Среднее арифметическое М = 37,9879
- Дисперсия Д = 58,3756
- Стандартное отклонение а = 7, 6404
- Максимальное значение х = 57
max
- Минимальное значение х . = 17
min
- Мода Мо = 39
- Медиана Ме = 38 Определив эмпирические и критические значения асимметрии и эксцесса и сравнив между собой (|А |<А ,|Е |<Е ), заключаем,
vl эмп.1 кр. 1 эмп.1 кр.77 7
что полученные результаты соответствуют нормальному закону -закону распределения.
Необходимо отметить, что достаточно высокий показатель стандартного отклонения указывает на то, что данный опросник позволяет дифференцировать результаты и распределять испытуемых на выделенные типологические категории. При этом порядка 95% результатов отнесены ко второму и третьему
Средние интервалы: М±2-о. Тогда: 1-ый интервал (I тип) - 5464 баллов; 2-ой интервал (II тип) - 38-53 баллов; 3-ий интервал (III тип) - 22-37 баллов; 4-ый интервал (IV тип) - 0-21 баллов.
Далее нами приведена частота результатов по каждому интервалу, представленная в таблице 4.
Проведенное обследование позволило определить критериальные
типам, и лишь 5% - к первому и четвертому. И это позволяет предположить, что полученные результаты достоверны, так как естественный уровень психологической готовности людей к повседневным, обычным ситуациям не всегда достаточно высок, не говоря уже об экстремальных ситуациях, требующих вполне конкретной и определенной психологической подготовленности. В таблице 5 приведена поблочная описательная статистика.
Стандартизация теста. Представленные в таблице 5 показатели указывают на то, что в целом поблочные так же, как и итоговые результаты, близки к нормальному распределению. Результаты 11-го и особенно 1У-го блока имеют несколько большее отклонение в связи с тем, что вопросы этого блока направлены на исследование мотивационно-потребностной сферы личности. Неразвитость мотивационно-потребностной сферы говорит о сложности нахождения смысла в собственной профессии и жизни в целом, что может привести к потере интереса, ощущению бессмысленности, возникновению
Таблица 4
Интервалы и частота результатов в зависимости от типа профиля психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям
Типы профиля Интервал результатов Частота
I 54-64 5
II 38-53 82
III 22-37 77
IV 0-21 2
Таблица 5
Поблочная описательная статистика
№ п/п Показатели Блоки
I II III IV
1 М (сред. арифм.) 9, 3253 10, 6928 8, 9759 8, 7530
2 Д(дисперсия) 5, 0988 10, 8444 7, 3085 8, 7932
3 с (стандарт. откл.) 2, 2581 3, 2931 2, 7034 2, 9653
4 х . min 14 16 15 16
5 х max 5 2 3 1
6 Мода Мо 10 14 9 11
7 Медиана Ме 9 11 9 9
фрустрации, пустоты, чувству отчаяния и зависимости. У большинства студентов выявлен низкий уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что свидетельствует о психологической неготовности к восприятию экстремальных ситуаций, что в конечном счете может привести к снижению
самоценности, растущей пустоте, недовольству, отвращению и потере смысла жизни. По нашему мнению, IV блок является самым информативным, так как мотивация является системообразующим основанием экзистенциального самоопределения в операциональном плане. Данные опираются на
Таблица 6
Внутренние корреляционные связи по I блоку
Pii Р12 Р13 Р14 Р1
Pii 1 0,0880 0,0448 0,2530 0,5527
Р12 0,0880 1 0,0827 0,1253 0,4770
Р13 0,0448 0,0827 1 0,0297 0,4185
Р14 0,2530 0,1253 0,0297 1 0,5565
Таблица 7
Внутренние корреляционные связи по II блоку
Р21 Р 22 Р 23 Р24 Р2
Р21 1 0,4022 0,3843 0,3568 0,7107
Р 22 0,4022 1 0,4893 0,4273 0,7685
Р 23 0,3843 0,4893 1 0,4164 0,7491
Р24 0,3568 0,4273 0,4164 1 0,7190
Таблица 8
Внутренние корреляционные связи по III блоку
Р31 Р32 Р33 Р со Р3
Р31 1 0,3309 0,2133 0,1737 0,6843
Р 32 0,3309 1 0,1810 0,1675 0,6358
Р 33 0,2133 0,1810 1 -0,0076 0,5625
Р СО 0,1737 0,1575 -0,0076 1 0,5777
Таблица 9
Внутренние корреляционные связи по IV блоку
Р41 Р42 Р43 Р44 Р4
Р41 1 0,0662 -0,0946 0,2341 0,5163
Р42 0,0662 1 0,2959 0,2247 0,6757
Р43 -0,0946 0,2959 1 0,2581 0,5403
Р44 0,2341 0,2247 0,2581 1 0,5403
Таблица 10
Корреляционные связи между поблочными результатами с итоговыми
Р1 Р2 Р3 Р4 Р
Р1 1 0,0918 0,1319 0,2619 0,4344
Р2 0,0918 1 0,3627 0,3472 0,6820
Р3 0,1319 0,3627 1 0,4869 0,7291
Р4 0,2619 0,3472 0,4869 1 0,7553
результаты пилотажного исследования. Внутренние корреляционные связи по каждому блоку (Р1, Р2, Р3, Р4) отражены в таблицах 6-9 (при р < 0,01).
Результаты, представленные в таблицах 6-9, позволяют предположить, что в целом внутри блоков наблюдается слабая корреляция, указывающая на отсутствие содержательного дублирования вопросов. То есть вопросы в подблоках являются самостоятельными компонентами опросника, направленными на выявление определенных сторон личности (мотивационно-потребностная сфера, ценностно-смысловое позиционирование,
самоидентичность, предметно-практическая оснащенность), и вместе с тем тесно согласуются с итоговыми результатами по блокам.
Аналогично, в основном наблюдается слабая межблочная корреляция, но исключение составляет умеренная корреляция результатов IV блока с результатами других блоков вопросов. Это объясняется тем, что вопросы IV блока способствуют своевременному выявлению направленности мотивации, устойчивости интересов и ценностно-смысловых конструктов мотивов личности и
являются необходимым и приоритетно значимым фактором в плане личностного и профессионального развития студентов, успешности их самореализации и готовности к экстремальным ситуациям. Таким образом, вопросы IV блока, с одной стороны, не могут не влиять и не накладываться на вопросы других трех блоков, но, с другой стороны, они не могут заменить собой вопросы остальных трех блоков. При этом поблочная результативность имеет среднюю корреляцию с итоговой корреляцией (табл. 10). Это указывает на то, что ответы на вопросы взаимно дополняют друг друга в общей результативности каждого из испытуемых, позволяющей с достаточной степенью надежности отнести студентов к одному из выделенных типов реагирования в экстремальной ситуации.
Факторный анализ. При дальнейшем анализе опросника нами были определены показатели надежности: надежности как устойчивости и надежности как внутренней согласованности. Первый показатель был выявлен на основании повторного тестирования (рете-ста) испытуемых по прошествии 2-х месяцев. Коэффициент корреляции
между результатами двукратного опроса составил 0,8234, что указывает на высокую степень устойчивости. Отметим, что нами не был использован метод параллельного тестирования вследствие того, что отсутствует тест-опросник, подобный предлагаемому.
Вопросы, позволяющие выявить уровень психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям (выделенные факторы), были подвергнуты статистической обработке с последующим анализом полученных показателей внутренней согласованности. Для выявления надежности как внутренней согласованности было определено значение коэффициента Кронбаха, которое оказалось равно 0,7, что является наиболее характерным для шкал опросника и обычно колеблется в диапазоне 0,6-0,8. Полученные данные указывают на средний уровень внутренней надежности опросника, что является достаточным показателем надежности.
Заключение. Современная жизнь студентов в условиях социальных перемен в различных сферах, в том числе и образовательной, приводит к кризису идентичности. Приходит осознание необходимости проектирования фундаментальных оснований психологической поддержки
студентов, способствующих повышению качества жизни, решению про-блемдуховногоразвития, упрочнению культурных ценностей. Анализируя итоги опытно-экспериментальной работы, приходим к выводу, что определение уровня психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям является необычайно сложной задачей, так как измерения являются психологическими, а опора осуществляется на математико-статистический аппарат. Соответствие опросника требованиям надежности, дискриминатив-ности и валидности подтверждает точность и объективность наших измерений. Резюмируя исследование в целом, отметим очевидные преимущества разработки программы для оценки уровня психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013661650 от 11 декабря 2013 года) и введения инструментально-измерительных технологий в учебно-информационную среду вуза. Это способствует повышению точности и объективности оценивания профиля психологической готовности, применению Интернет-технологий, обеспечивающих постоянный доступ авторов опросника к банку заданий.
Примечания:
1. Агузумцян Р.В. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 2 (19). С. 40-44.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. 288 с.
3. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: сб. науч. ст. / под ред. И.А. Баева, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой. М.: Изд-во МГППУ, 2013. 304 с.
4. Березина Т.Н. Объективное измерение положительных эмоций у студентов как составляющая оценки безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 41-50.
5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2010. 384 с.
6. Виртц У., Цобели Й. Жажда смысла: человек в экстремальных ситуациях: пределы психотерапии / пер. с нем. Н.А. Серебренниковой. М.: Когито-Центр, 2012. 328с.
7. Гуренкова Т.Н., Кузнецова Т.Ю., Елисеева И.Н. (). Психология экстремальных ситуаций: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Смысл, 2009. 320 с.
8. Гонсалес Ю.Л. Остаться в живых: психология поведения в экстремальных ситуациях. М.: Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 385 с.
9. Гуревич П.С. Психология чрезвычайных ситуаций: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 495 с.
10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных условиях: психологический аспект. Минск: Университетское, 1985. 206 с.
11. Исмаилов Ш.О., Магомедов М.Г. Адаптация личности к экстремальным ситуациям // Материалы IV международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 156-158.
12. Шавернева, Ю.Ю. Основные этапы конструирования психодиагностического опросника для оценки уровня психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ. 2014. Вып.1. С. 83-87.
13. Ball J.D., Archer R.P., Imhof E.A. Time requirements of Psychological Testing: A Survey of Practitioners // Journal of Personality Assessment. 1994. № 63 (2). P. 239-249.
14. Methodology: European Journal of Research Methods for the Behavioral and Social Sciences. Gottingen: Hogrefe & Huber Publishers. 2007. Vol. 3, № 4. 176 р.
15. Tests in print / L.L. Murphy, С. James, C. Impara. [et al.]. Nebraska: University of Nebraska Press, 1999. 2083 p.
References:
1. Aguzumtsyan R.V. Psychological aspects of person's safety // Bulletin of practical educational psychology of education. 2009. No. 2 (19). P. 40-44.
2. Ananyev B.G. Selected psychological works: in 2 vol. Vol. 2. M.: Pedagogika, 1980. 288 pp.
3. Safety of the educational environment: psychological assessment and support: coll. of scient. art. / ed. by I.A. Baev, O.V. Vikhristyuk, L.A. Gayazova. M.: MGPPU publishing house, 2013. 304 pp.
4. Berezina T.N. Objective measurement of positive emotions of students as a part of the safety evaluation of the educational environment // Psychological science and education. 2013. No. 1. P. 41-50.
5. Burlachuk L.F. Psychodiagnostics: a textbook for higher schools. The 2nd ed. SPb.: Piter, 2010. 384 pp.
6. Wirtz W., Zobel J. Thirst sense. Man in extreme situations. Limits of psychotherapy / transl. from German by N.A. Serebrennikova. M.: Kogito Center, 2012. 328 pp.
7. Gurenkova T.N., Kuznetsova T.Yu., Eliseeva I.N. Psychology of extreme situations: a manual for students of higher schools. M.: Smysl, 2009. 320 pp.
8. Gonzalez J.L. Deep survival: the psychology of behavior in extreme situations. M.: Publishing house: Mann, Ivanov and Ferber, 2014. 385 pp.
9. Gurevich P.S. Psychology of emergencies: a manual for students of higher schools. M.: UNITY-DANA, 2012. 495 pp.
10. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A., Ponomarenko V.A. Willingness to work in stressful conditions: a psychological aspect. Minsk: Universitetskoe, 1985. 206 pp.
11. Ismailov Sh.O., Magomedov M.G. Adaptation of the individual to extreme situations // Materials of the IV international scientific conference. Chelyabinsk: Dva komsomoltsa, 2013. P. 156-158.
12. Shaverneva Yu.Yu. The main stages of the construction of psycho-diagnostic questionnaire to assess the level of psychological readiness of students to extreme
situations // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house. 2014 Issue 1. P. 83-87.
13. Ball J.D., Archer R.P., Imhof E.A. Time requirements of Psychological Testing: A Survey of Practitioners // Journal of Personality Assessment. 1994. № 63 (2). P. 239-249.
14. Methodology: European Journal of Research Methods for the Behavioral and Social Sciences. Gottingen: Hogrefe & Huber Publishers. 2007. Vol. 3, № 4. 176 p.
15. Tests in print / L.L. Murphy, C. James, C. Impara. [et al.]. Nebraska: University of Nebraska Press, 1999. 2083 p.