А. А. Шевердяев
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В МЕХАНИЗМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Аннотация
Многоаспектность экономических отношений в неформальном секторе экономики предопределяет необходимость использования комплексного подхода к детерминированию масштабов теневого сектора экономики и учета специфики функционирования отдельных хозяйствующих субъектов и их совокупных товарно-денежных потоков. В связи этим методический инструментарий оценки негативного влияния теневой экономической активности должен включать косвенные методы микроэкономического анализа и совокупность макроэкономических индикаторов, в том числе отражающие прямые потери государства в результате недопоступления налоговых платежей. Механизм противодействия расширению теневого сектора территориально-промышленного комплекса включает ряд взаимосвязанных элементов: гармонизированную промышленную, торговую, налоговую и инвестиционную политику, реализуемую субъектами в процессе воздействия на объекты обеспечения отраслевой мезо-экономической безопасности посредством сокращения неформального сегмента экономики. При этом ключевой его составляющей выступает система мониторинга, включающая комплексные наблюдения, оценку и прогноз трансформаций состояния внелегальной сферы для выявления негативных тенденций и локализации дестабилизирующих последствий.
Ключевые слова
Промышленная политика, механизм, противодействие, теневая экономика, промышленность.
2016 № 1 (53) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
A. A. Sheverdyaev
FEATURES OF DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL POLICY IN MECHANISM OF COUNTERACTION TO SHADOW ECONOMY
Annotation
Complexity of the economic relations in informal sector of economy predetermines need of use of an integrated approach to a determination of scales of shadow sector of economy and the accounting of specifics of functioning of separate economic entities and their cumulative commodity-money streams. In this regard the methodical tools of an assessment of negative influence of shadow economic activity have to include the indirect methods of the microeconomic analysis and set of macroeconomic indicators including reflecting a real loss of the state as a result of a not receipt of tax payments. The mechanism of counteraction to expansion of shadow sector of a territorial and industrial complex includes a number of the interconnected elements: the harmonized industrial, trade, tax and investment policy realized by subjects in the course of impact on objects of providing branch mesoeconomic security by means of reduction of an informal segment of economy. Thus as its key component the system of monitoring including complex supervision, an assessment and the forecast of transformations of a condition of the extra legal sphere for identification of negative tendencies and localization of the destabilizing consequences acts.
Keywords
Industrial policy, mechanism, counteraction, shadow economy, industry.
Существующая сложность системы экономических отношений в неформальном секторе экономики и значительная диверсификация связей отдельных ее составляющих предопределяет наличие существенных ограничений использования методических подходов в части детерминирования масштабов теневого сегмента территориального промышленного комплекса. В связи с этим необходимо использование специальных методов синтезирующих микроуровне-вые подходы, позволяющие оценивать специфику внелегальной деятельности в краткосрочном периоде, а также макроэкономические индикаторы, характеризующие финансовые потоки и использование денежных агрегатов.
Предложенная методика оценки масштабов теневой экономики в промышленном комплексе представляет комбинацию электроэнергетического, балансового и специальных косвенных методов экономического анализа и основана на следующих положениях: целевые
индикаторы внелегальной экономической активности определяются в стоимостном выражении; анализ специфики функционирования неформального сектора охватывает все формы экономических отношений; объем незаконно реализованной продукции определяется на основе метода товарных потоков потери бюджетной системы. Потери государства состоят в недопоступлении налоговых платежей в бюджетную систему и могут быть рассчитаны на основе весовых коэффициентов, отражающих долю прямых и косвенных налогов (налог на прибыль организаций и НДС соответственно) в общем объеме платежей в бюджетную систему территориально-отраслевого промышленного комплекса [1].
Совокупные объемы производства промышленной продукции с учетом теневой составляющей на основе индекса потребления электроэнергии определяются по формуле 1.
Vй = Убаз ^ *ке. (1)
где V" — объем производства промышленной продукции с учетом теневой составляющей;
^баз — базисный объем производства промышленной продукции; J1баз — базисный индекс потребления электроэнергии;
Ке — коэффициент эластичности энергопотребления в зависимости от объемов производства в промышленности.
Как показывают полученные результаты (табл. 1), доля неформального сектора экономики в обрабатывающей промышленности остается отно-
Таким образом, в обрабатывающей промышленности доля неформальной экономики относительно других секторов экономики Ставропольского края, например оптово-розничная торговля или сфера услуг, невелика. Это связано с тем, что значительную долю в промышленном производстве занимают крупные предприятия, которые ведут легальную хозяйственную деятельность. Однако ухудшающаяся макроэкономическая ситуация, рост конкуренции с неформальными и полулегальными производителями товаров и услуг, рост административного давления со стороны фискальных, право-
сительно стабильной и колеблется на уровне от 10,6 до 12,3 %. При этом потери бюджетной системы как в части прямых, так и косвенных налогов слабо коррелируют с долей теневого сегмента экономики. Например, недопоступления НДС в 2013 г. выросли по сравнению с 2009 г. на 198,4 млн руб., а доля внелегального сектора упала на 0,2 %, что связано с различным уровнем экономической активности хозяйствующих субъектов в обрабатывающей промышленности Ставропольского края [2].
охранительных и иных контролирующих органов может привести к увеличению доли теневого сегмента в промышленном комплексе Ставропольского края. Косвенными причинами роста масштабов неформальной активности в регионе являются низкий уровень жизни населения и высокий уровень самозанятости, особенно в сельских районах, ухудшающееся финансовое положение малых и средних производственных предприятий с низкой степенью переработки сырья, обусловленное физическим и моральным износом оборудования и рядом других причин. Все это предопределяет необходимость
Таблица 1 — Результаты расчета масштабов теневого сектора обрабатывающей промышленности Ставропольского края [2]
Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Базисный индекс потребления электроэнергии с учетом эластичности 1,56 1,48 1,37 1,44 1,29
Индекс потребительских цен 109,0 110,1 104,0 106,0 106,7
Текущий объем производства, млн руб. 114 643,5 137 541,0 148 599,7 162 289,5 177 176,3
Базисный объем производства, млн руб. 114 643,5 124923,7 130 236,4 135 128,6 139 728,9
Совокупное производство с учетом теневой составляющей, млн руб. 127 025,0 140 289,3 145 604,3 150 263,1 154 540,2
Объем теневого сектора, млн руб. 12 381,5 15 365,6 15 367,9 15 134,4 14 811,3
Доля теневого сектора, % 10,8 12,3 11,8 11,2 10,6
Потери бюджетной системы (НДС), млн руб. 93,4 206,0 257,1 206,3 291,8
Потери бюджетной системы (налог на прибыль), млн руб. 182,7 425,6 459,6 335,5 240,5
разработки комплексной программы противодействия расширению теневого сектора экономики.
Механизм противодействия расширению теневого сектора обрабатывающей промышленности представляет собой совокупность инструментов, средств мониторинга и принципов обеспечения мезоэкономической безопасности, реализуемых субъектами государственной политики, которые осуществляют разработку эффективных управленческих воздействий на объекты обрабатывающего сектора промышленного комплекса с целью сокращения теневого сегмента последнего.
1. К инструментам рассматриваемого механизма необходимо отнести следующие виды государственной политики:
- промышленную;
- торговую;
- налоговую;
- инвестиционную.
2. Гармонизация отдельных инструментов государственной политики.
3. Субъектами государственной политики противодействия теневизации промышленной сферы являются:
- органы законодательной, исполнительной и судебной власти как на федеральном, так и на территориальном уровне;
- муниципальные органы управления;
- организации - производители промышленной продукции, реализующие хозяйственную деятельность;
- организации - потребители промышленной продукции;
- посреднические торговые организации;
- объединения и общественные организации.
4. Объектами выступают отрасли обрабатывающей промышленности территориального воспроизводственного комплекса.
5. Система мониторинга эффективности противодействия теневизации промышленности.
С учетом данного авторского определения можно сделать вывод, что элементами рассматриваемого механизма выступают следующие (рис. 1).
Совокупность рассмотренных функций, управленческих воздействий, инструментов, субъектов и объектов системы мониторинга как подсистем механизма противодействия расширению теневого сектора обрабатывающей промышленности территории подтверждает особую важность государственной политики в нем, ее ключевой роли в эффективной реализации основных перечисленных элементов, месте гармонизации в обеспечении высокого уровня мезоэкономи-ческой безопасности и устойчивого развития отрасли в целом.
8
&
О
Н
&
&
и
Н
н
о
о
в
В
щ
Ч
=
§
о
&
в
«
и
В
2
Й
ва
2
н
Й
Ю
Й
&
Ю
о
Й
&
о
н
И
щ
и
о
-
о
ва
щ
я
щ
н
2
Я
щ
а
я
В
и
Й
&
№
ва
н
и
«
щ
ч
о
ва
н
о
&
В
§
ро
В
8
Й
И
щ
£
№
СУБЪЕКТЫ МЕХАНИЗМА
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти как на федеральном, так и на территориальном уровне
Муниципальные органы управления
Объединения и общественные организации
Организации-производители промышленной продукции, реализующие хозяйственную деятельность
Организации-потребители промышленной продукции
Посреднические торговые организации
Налоговая нагрузка
Доля государственных инвестиций в ВРП
Размеры штрафов за неуплату налогов
Количество преступлений в сфере экономики
Количество изменений НПА в сфере налоговых правоотношений
Удельный вес убыточных предприятий по данным бухгалтерской отчетности
Удельный вес предприятий, имеющих задолженность по заработной плате
№
Индикаторы теневизации обрабатывающей промышленности
-т г
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА
Рисунок 1 — Механизм противодействия расширению теневого сектора обрабатывающей промышленности территории
Подводя итог, необходимо отметить, что в статье предложена методика оценки масштабов внелегальной деятельности в территориально-отраслевом промышленном комплексе, основанная на синтезе косвенных методов микроэкономического анализа и макроэкономических индикаторов и позволяющая детерминировать долю внелегального сегмента экономики, а также оценить потери бюджетной системы. Также разработана структура механизма противодействия расширению теневого сектора обрабатывающей промышленности территории, субъекты которого реализуют управленческие воздействия на объекты детеневизации производственной сферы посредством эквивалентного, сонаправ-ленного и согласованного использования инструментов инвестиционной, налоговой, промышленной и торговой политики на основе получаемых релевантных данных мониторинговой системы.
Библиографический список
1. Руденко, В. В., Кузьменко, В. В., Трысячный, В. И. Разработка промышленной политики в системе обеспечения экономической безопасности // TERRA ECONOMICUS. — 2014. — № 2-2. — Т. 12. — С. 11-15.
2. Промышленность России. 2013 : стат. сб. — М. : Росстат, 2014.
Bibliographic list
1. Rudenko, V. V., Kuzmenko, V. V., Trysyachniy, V. I. Development of industrial policy in system of providing economic security // TERRA ECONOMICUS. — 2014. — № 2-2. — T. 12. — P. 11-15.
2. Industry of Russia. 2013 : stat. compilation. — M. : Rosstat, 2014.