Особенности разработки мультимедийных приложений в образовании
А.М. Кучукян,
студентка 5 курса ДЦим (ФИТиМ)
Происходит постепенное осознание потребности в обеспечении учащихся не только профессиональными навыками, но и в общем развитии обучающихся, формировании их информационной культуры. Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей в условиях неуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от преподавателя знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий, владения прогрессивными методами и средствами современной науки. Поэтому нужно рассматривать поиск путей овладения современными технологиями в качестве перспективного и своевременного направления повышения эффективности процесса обучения. Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа.
Под термином «мультимедиа» следует понимать компьютерное дидактическое средство, которое, предъявляя содержание учебного материала в эстетически организованной интерактивной форме с помощью двух модальностей (звуковой и визуальной), обеспечивает эффективное протекание перцептивно-мнемонических процессов, позволяет реализовать основные дидактические принципы и способствует достижению как педагогических целей обучения, так и целей развития [1].
Технология мультимедиа позволяет реализовать большинство методов обучения, способна во многих случаях усовершенствовать или даже частично заменить в учебном процессе такие классические методы обучения, как метод устного изложения учебного материала (лекция, рассказ, объяснение и др.), методы наглядного и практического обучения, методы закрепления полученных знаний, методы самостоятельной работы.
Педагогические возможности средств мультимедиа определяются не простым суммированием возможностей компьютерной техники и технологий, в них входящих. Увеличение педагогических возможностей отдельных составляющих средств мультимедиа, которые взаимно развивают и дополняют друг друга, приводит к переходу количества этих возможностей в качество.
Информация в мультимедиа программах передается с помощью трех средств - графики, аудио и видео. При этом возможно достижение максимальной информационной наполняемости как отдельных элементов визуального ряда, так и их совокупности. С помощью компьютерной графики появляется возможность максимально реализовать эстетические законы структурирования формы таким образом, что создаются изображения, представляющие собой интеграцию научного (содержание) и эстетического (форма) компонентов, восприятие которых требует минимума усилий от обучающихся.
Внедрение мультимедиа в образование должно идти на основе того опыта, который уже накоплен в результате применения традиционных технических средств в учебном процессе вуза.
Технические возможности любого средства сами по себе не могут оказывать воздействие на учебную деятельность студента, следовательно, необходимо установить соотношение между возможностями и «ограничениями» как обучающегося, так и самого технического средства. Эффективность подобного средства зависит от степени его гибкости, то есть способности соответствовать потребностям и характеристикам различных групп обучающихся, а также различным образовательным контекстам. Необходимо учитывать индивидуальные способности восприятия графики и анимации. Для повышения уровня восприятия материала одним ученикам достаточно графического сопровождения, а другим необходима анимация динамики изучаемого процесса. В работах зарубежных исследователей также выявлена зависимость уровня опорных знаний и качества восприятия различных форм наглядной фиксации учебного материала [3].
Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение и повышая качество излагаемой преподавателем информации. При этом существенно изменяется роль преподавателя в учебном процессе. Преподаватель эффективнее использует учебное время, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов учебного материала.
Интерактивный урок сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения под руководством педагога и индивидуального компьютерного обучения. Наряду с информационно-познавательным содержанием, интерактивный урок имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе ее изложения компьютерных слайдов [4].
Немаловажным является и то, что заранее готовясь к лекции, преподавателю необходимо разработать на компьютере в приложении «Power Point» программы «Office» необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением [5].
Эффективность применения интерактивного урока в ходе преподавания объясняется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используемых преподавателями дисциплин технического профиля.
Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.
Создание любого компьютерного приложения, а особенно курса мультимедиа-лекций сегодня не мыслится без тщательно продуманного плана разработки. В настоящее время существует хорошо отработанная методология создания компьютерных обучающих систем. Как и всякая методология проектирования, она включает целый ряд последовательных этапов.
Наиболее простым способом разработки мультимедийных приложений является использование современных программ для создания презентаций. С них и начнем.
Современные программы создания презентаций все больше ориентируются именно на мультимедиа. Наиболее интересным примером служит программа PowerPoint фирмы Microsoft. В PowerPoint презентация не должна от начала до конца следовать жесткому сценарию - он может свободно разветвляться в зависимости от реакции пользователя. Программа PowerPoint позволяет создавать сложные программные надстройки за счет использования Visual Basic.
Среди других презентационных программ необходимо отметить Macromedia Action!, Gold Disk Astound и Asymetrix Compel.
Авторское средство разработки (авторская система) представляет собой программу, которая имеет предварительно подготовленные элементы для разработки интерактивного программного обеспечения.
Применение авторской системы - это фактически ускоренная форма программирования: вы не обязаны вникать в тонкости языка или в детали функционирования Windows API (Application Programming
Interface - интерфейс прикладных программ), но должны понимать, как программы работают.
Можно выделить восемь типов авторских систем, использующих следующие метафоры:
• язык сценариев (Scripting Language);
• изобразительное управление потоком данных (Icon/Flow Control);
• кадр (Frame);
• карточку с языком сценариев (Card/Scripting);
• временную шкалу (Timeline);
• иерархические объекты (Hierarchical Object);
• гипермедиа-ссылки (Hypermedia Linkage);
• маркеры (Tagging).
В табл. 1 представлен перечень продуктов-программ, относящихся к определенным типам авторских систем.
Библиографический список
1. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы / Н.В. Клемешова : автореф. дисс. канд. пед. наук. -Калининград, 1999.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. -М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
3. Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения / Ю.Н. Егорова : автореф. дисс. канд. пед. наук -Чебоксары, 2000.
4. Егорова Ю.Н. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения / Ю.Н. Егорова, М.Н. Морозов, В.К. Кириллов // Материалы Региональной научно-практической конференции. - Чебоксары, ЧТУ им. И.Н. Ульянова, 1999. - С. 170-172.
5. Электронный источник: http://journal.sakhgu.ru/ work.php?id=1
6. Коржинский С.Н. Настольная книга web-мастера: эффективное применение HTML, CSS И JavaScript / С.Н. Коржинский. - М. : КноРус, 2000.
7. Электронный источник: www.calenda.ru-Практическая работа «Использование звука и анимации»_65.т1п
8. Иванов Д.В. Феномен компьютеризации / Д.В. Иванов. -
М., 2000.
Таблица 1
Перечень продуктов-программ, относящихся к определенным типам авторских систем
(О №
Продукт Фирма-разработчик ОС разработки ОС воспроизведения Тип Адрес в Internet
PowerPoint Microsoft Windows Windows Презентации http://www. microsoft. com/products/prodref/ 127_ov.htm
Action! Macromedia Windows Windows Презентации http://www.MacOSromedia. com
Astound Gold Disk Windows Windows Презентации http://www.golddisk.com/ astound.com
Grasp (GLpro) Paul Mace Software DOS, Windows DOS, Windows Язык сценариев http://www.gmedia.net
Tempra Media Author Mathematica DOS DOS Язык сценариев нет
Ten Core Language Computer Teaching DOS, Windows DOS, Windows Язык сценариев http://www.tencore.com/-ctc
MediaView Microsoft Windows Windows Язык сценариев ftp://ftp.microsoft.com/ developr/multimedia/ MEDV141.ZIP
Authorware Macromedia MacOS, Windows MacOS, Windows, WWW Изобразительное управление http://www.MacOSromedia. com/software/autorware/
Icon Author Aim Tech Windows, Unix, OS/2 Windows, Unix, OS/2 Изобразительное управление http://www.aimtech.com
TIE Global Information System Windows, Unix Windows, Unix Изобразительное управление нет
Продолжение табл. 1
(О M
Продукт Фирма-разработчик ОС разработки ОС воспроизведения Тип Адрес в Internet
Quest Allen Communication Windows Windows Кадр http://www.allencomm.co-m/p&s/softwa re/quest/
Apple Media Kit Apple MacOS MacOS, Windows Кадр http://www.devcatalog.app-le.com/
Ten Core Producer Computer Teaching DOS, Windows DOS, Windows Кадр http://www.tencore.com/~-ctc
HyperCard Apple MacOS MacOS Карт/сценарий http://www.glasscat.com/ hypercard.html
SuperCard Allegiant Technologies MacOS MacOS Карт/сценарий http://www.allegiant.com/ supercard
Multimedia Toolbok Asymetrix Windows Windows Карт/сценарий http://www.asymetrix.com/ products/toolbook2/
Director Macromedia MacOS, Windows MacOS, Windows, WWW Временная шкала http://www.MacOSromedia. com
PowerMedia RAD Technologies Windows, MacOS, Unix Windows, MacOS, Unix Временная шкала http://www.radmedia.com/ http://www.mcli.dist. maricopa.edu/director/
mTropolis m Factory MacOS MacOS Иерархические объекты http://www.mfactory.com
FireWalker Silicon Graphic Studio SGI Unix SGI, Windows Иерархические объекты http://www.studio.sgi.com/ Products/Firewalker/
HyperMethod Prog. Systems AI Lab DOS, Windows DOS, Windows Гиперссылки http://freya.etu.ru/users/ hyper/
Окончание табл. 1
(О СО
Продукт Фирма-разработчик ОС разработки ОС воспроизведения Тип Адрес в Internet
Formula Graphic Harrow Media Windows Windows, WWW Гиперссылки http://www.harrow.com.au/ formula
Everest Intersystem Concepts Windows Windows Гиперссылки http://ourworld. Compuserve, com/homepages/intersys/
HotDogPro Sausage Software Windows WWW Теги http://sausage.com
FrontPage Microsoft (Vermer) Windows, MacOS WWW Теги http://www.microsoft.com/ products/prodref/62 ov. htm
HoTMetalPro SoftQuad Windows, MacOS WWW Теги http://www.softquad.com/