УДК 349.2
Чебыкина Елизавета Сергеевна Уральский государственный юридический университет
Институт юстиции Россия, Екатеринбург [email protected] Chebykina Elizaveta Sergeevna Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ Аннотация: в настоящее время разработка профессиональных стандартов различных сфер профессиональной деятельности продолжается, однако отсутствует единый слаженный механизм по их внедрению. Юриспруденция достаточно распространенная сфера деятельности специалистов в области права и вполне естественно, что введение профессиональных стандартов в данной сфере требует особого подхода к их разработке.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, юриспруденция, образование, квалификация, правовая деятельность.
ACTUALITY OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL STANDARDS IN THE FIELD OF JURISPRUDENCE Annotation: currently, the development of professional standards in various fields of professional activity continues, but there is no uniform coordinated mechanism for their implementation. The jurisprudence is a fairly widespread field of activity of specialists in the field of law and it is quite natural that the introduction of professional standards in this field requires a special approach to their development.
Key words: professional standard, jurisprudence, education, qualification, legal activity.
Стремление работодателей получать подготовленных специалистов всех уровней, систематизация и документальное закрепление современных требований к трудовому функционалу работников привело к необходимости разработки квалификационных характеристик нового типа - профессиональных стандартов [2; с. 9].
Понятие «профессиональный стандарт» названо в ст. ст. 195.1 - 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации. В настоящее время отсутствует единое определение профессионального стандарта, и используются два. Статья 1 Федерального закона от 03.12.2012 № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статья 1 Федерального закона «О техническом регулировании» дает определение профессионального стандарта как «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности». В Положении «О Профессиональном стандарте», разработанным Российским союзом промышленников и предпринимателей под профессиональным стандартом понимается «многофункциональный нормативный документ, определяющий в области конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям». Другими словами, профессиональный стандарт - это документ, регламентирующий требования к содержанию труда в определенной области профессиональной деятельности, требования к квалификации работников по различным квалификационным уровням. Долгое время в законодательстве отсутствовало понятие профессионального стандарта, и это затрудняло разработку и внедрение профессиональных стандартов на практике.
Как утверждает Кравцов Д. И. «в современном российском обществе одной из значимых задач социально-трудовой сферы выступает повсеместное введение профессиональных стандартов, которое уже столкнулось с целым рядом проблем. На сегодняшний день профессиональные стандарты носят обязательный характер в соответствии с Трудовым кодексом. Однако, как показывает практика, их внедрение затруднено. Одной из причин этого является неполная обеспеченность профессиональными стандартами, что и можно наблюдать в юридической сфере» [1; с.55].
В настоящее время в стране уже утвержден 1261 профессиональный стандарт, причем большинство стандартов подготовлено для рабочих профессий. Если в сфере здравоохранения имеется 61 стандарт, в области связи - 44, то в сфере юриспруденции всего два профессиональных стандарта, относящиеся к профессиям следователей-криминалистов и специалистов в области конкурентного права. Это лишь малая доля всех юридических профессий,но очень важно учесть весь спектр специалистов в области права, а значит, юридическому сообществу предстоит большая работа по разработке и внедрению профессиональных стандартов для них. Для того чтобы советы работодателей смогли сформулировать универсальные требования для своей сферы деятельности, необходимо провести мониторинг рынка труда и определить, как использовать стандарт при оценке квалификации юриста.
Важной особенностью разработки профессиональных стандартов в сфере юриспруденции является то, что деятельность юристов является разноплановой, а в связи с этим появляется проблема в «укомплектовании» всех необходимых знаний, умений и выполняемых трудовых функций для разнообразных юридических профессий.
Юриспруденция объединяет в себе множество профильных специальностей, ведь юристом называют и юридического консультанта в штате какого-либо предприятия, судью, следователя, адвоката, нотариуса, и государственного служащего различных ведомств. Специалистов в области
права множество, но обязанности у них сильно отличаются, а значит должны быть упорядочены и регламентированы профессиональными стандартами.
В связи с этим возникает еще одна проблема в разработке и внедрении профессиональных стандартов для специалистов в области права -необходимость выбора оптимальной «модели» профессиональных стандартов. То есть пока не ясно, необходимо ли внедрять единый для всех юристов профессиональный стандарт, объединяющий в себе все выполняемые работником трудовые функции, необходимые для этого знания и умения? Или же данная задача не выполнима в связи с разноплановостью юридических профессий и требуется разработка и внедрение профессиональных стандартов по каждой отдельно взятой профессии в сфере права? Эти вопросы являются дискуссионными и профессиональное сообщество пока не пришло к единому мнению, что и предстоит сделать в будущем. Предугадать точное содержание профессионального стандарта для юристов не представляется возможным до его опубликования на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.
Говоря о разработке профессиональных стандартов по различным профилям юриспруденции, следует заметить, что в адвокатском сообществе, например, имеются некоторые стандарты, а именно уже действующий Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, разработанный на VIII Всероссийском съезде адвокатов 20 апреля 2017 года. А также разработан проект Стандарта профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров.
Роль профессиональных стандартов значительна, так как для работодателей профессиональный стандарт является профессиональным минимумом - основой для установления более конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учетом специфики деятельности организации. В своем исследовании С.В. Ладаускас и Н.В. Сорокина отмечают, что в практической реализации профессиональные стандарты в большинстве своем будут использоваться работодателями в целях формирования своей
кадровой политики, для обучения работников. Также они найдут отражение и при установлении системы оплаты труда, и даже образовательные организации будут использовать их для своего применения в целях разработки своих образовательных программ профессионального образования. Более того профессиональные стандарты выступают определенным ориентиром для работодателей относительно того, какого бы специалиста они хотели бы видеть в своей организации, каковы его способности и что можно от него потребовать [4; с.52]. Таким образом, основной целью профессиональных стандартов является установление единых квалифицированных требований к работникам, которые осуществляют трудовую функцию по конкретной профессии.
Важно чтобы положения соответствующих профессиональных стандартов учитывались при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Образовательные стандарты должны применяться в комплексе с профессиональными, так как это необходимо для того, чтобы понимать, на какие должности можно рассчитывать при получении того или иного образования, вместе с этим должна решиться и такая проблема, когда выпускник учебного заведения не обладает профессиональными умениями, требуемыми работодателем.
Качество образования и его соответствие потребностям рынка труда в настоящее время недостаточно реализуется в современной системе образования [6; с. 196]. По мнению М. М. Мухлыниной потребность в разработке и введении профессиональных стандартов возникла в связи с разрывом реалий рынка труда и системой образования, что «работодателям часто приходится переучивать вчерашних выпускников, а также проводить адаптацию работников длительное время». По её словам, «в этих целях подготовлена программа обновления действующей системы квалификационных требований к работникам, что неизбежно приведет к изменению или дополнению образовательных программ» [3; с. 122].
Следует согласиться с Д. И. Кравцовым, считающим, что в настоящее время требования профессиональных и образовательных стандартов слабо согласованы между собой, и что это связано с тем, что их разрабатывают разные структуры. А именно, профессиональные стандарты создаются под руководством Министерства труда и социальной защиты, тогда как образовательные - Министерством образования и науки РФ [1; с.56]. При этом профессиональные стандарты разрабатываются в основном профессиональным сообществом и практикующими юристами, тогда, как образовательные -профессорско-преподавательским составом. То есть профессиональные стандарты и фонды оценочных средств в системе независимой оценки квалификаций разрабатывает, как указано выше, одно ведомство, а за образовательную деятельность отвечает другое. Это приводит не столько к упорядочиванию и структурированию на рынке труда, сколько к дополнительным проблемам и сложностям.
Использование профессиональных стандартов для юристов позволяло бы обеспечить наличие четкой регламентации конкретных трудовых функций сотрудников, а также сформировать у студентов соответствующего профиля понимания нюансов и тонкостей предстоящей работы. При этом свои отдельные критерии, помогающие определить, какие умения и знания должен иметь выпускник, являющийся специалистом в области права нужны для имеющих дипломы магистра, бакалавра или специалиста. Особый профессиональный стандарт понадобится и для юристов со средним специальным образованием.
При разработке и внедрении профессиональных стандартов в сфере юриспруденции необходимо также учесть и уже практикующих юристов. Так «несоответствие образования и опыта работника требованиям к квалификации, указанным в профстандарте» - это одна из «болевых точек» внедрения профессиональных стандартов, как отмечают Н. М. Саликова и Ю. А. Кучина в своем исследовании. В связи с чем, возникает необходимость разрешения в
договорном порядке вопроса о получении работником соответствующегообразования (поскольку опыт в любом случае повышению не подлежит), и об источнике оплаты обучения работника [5; с. 81]. Обратить внимание следует и на точку зрения Клепаловой Ю. И. считающей, что в случае добровольного применения профессионального стандарта, а не квалификационного справочника конкретным работодателем возникает ситуация предъявления различных требований к конкретной должности, в частности к уровню образования, опыту работы, необходимым знаниям и умениям, что может повлечь за собой разные требования к содержанию понятия «деловые качества работника» [7; с. 378].
Подводя итог, нужно сказать, что внедрение профессиональных стандартов позволит сделать действия работников-юристов по выполнению ими своих должностных обязанностей легко проверяемыми и измеряемыми. Однако измерять «общим аршином» квалификацию юриста совершенно неуместно, и потому активизировать деятельность по разработке профессиональных стандартов в сфере юриспруденции следует, прежде всего, профессиональным сообществам, способным не только устанавливать обязательные требования к своей профессии, но и учитывать в определенных случаях ее творческий и даже научный характер.
Список литературы:
1. Клепалова Ю.И. К вопросу об обязательности применения профессиональных стандартов / Ю.И. Клепалова //Материалы Всероссийской научно-практической конференции отв. ред. В. Г. Голубцов; О. А. Кузнецова; Пермский государственный национальный исследовательский университет. -2016. - С. 377-378.
2. Кравцов Д.И. Проблемы подготовки юристов в рамках введения профессиональных стандартов / Д.И. Кравцов // Менеджмент социальных и экономических систем. - 2017. - №1. - С. 54-59.
3. Ладаускас С.В. Профессиональные стандарты: особенности внедрения в Российской Федерации / С.В. Ладаускас, Н.В. Сорокина // Научный вестник ЮИМ. - 2017. - №2. - С. 51-56.
4. Максимова Н.В. Инновационное развитие вузов как основа повышения качества образования / Н.В. Максимова, З.Е. Шапорова, А.В. Цветцых // Проблемы современной аграрной науки: материалы международной заочной научной конференции. - 2015. - С.195-197.
5. Мухлынина М.М. О некоторых особенностях разработки и внедрения профессиональных стандартов в трудовом законодательстве РФ / М.М. Мухлынина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 9. - С. 121-124.
6. Саликова Н.М. Актуальные проблемы внедрения профессиональных стандартов / Н.М. Саликова, Ю.А. Кучина // Российское право: образование, практика, наука. - 2017. - С. 79-84.
7. Федотова В.В. Профессиональные стандарты в России: современное состояние вопроса, возможности применения / В.В. Федотова, Н.В. Талапова, С.И. Шинявская, Н.В. Пуртова // Екатеринбург: УрФУ. - 2013. - 51 с.