УДК 070
ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АГИТАЦИОННЫХ ТЕКСТОВ В СМИ (на примере избирательной кампании 2016 г.)
В статье рассматривается проблема использования средствами массовой информации новых технологий коммуникации (официальный сайт редакции, социальные медиа) для распространения агитационных материалов в предвыборный период. На основе качественного социологического исследования выявляются тенденции и закономерности, направленные на объяснения выбора СМИ тех или иных цифровых каналов.
Ключевые слова: средства массовой информации, пресса, радио, телевидение, агитационные материалы, предвыборный период, интернет, новые технологии коммуникации.
A. C. lOQepeea A. S. Yufereva
PECULIARITIES OF THE DISTRIBUTION OF THE AGITATION TEXTS IN THE MEDIA
(on the example of the 2016 election campaign)
The article deals with the problem of using new communication technologies by the media (the official website of the editorial board, social media) for the dissemination of campaign materials during the pre-election period. On the basis of qualitative sociological research, tendencies and patterns are revealed, aimed at explaining the choice of media of certain digital channels.
Keywords: mass media, press, radio, television, agitation materials, pre-election period, Internet, new communication technologies.
Конец двадцатого столетия ознаменовался широким распространением новых технологий коммуникации (прежде всего - интернета), оказывающих влияние на различные сферы жизненного уклада. Исключением не стали средства массовой информации, которые были подведены к рубежу, предполагающему основательные институциональные изменения в СМИ [1; 2; 3]. Трансформации в СМИ, связанные с появлением внутри редакций новых отделов ^д^-отдел, smm-отдел и пр.), апробированием новых способов подготовки и доставки контента поставили вопрос о предопределении их места и роли в системе общественно-политических отношений [4; 5; 6]. Данная проблематика особенно актуальна, учитывая значимость СМИ в построении коммуникативных отношений между властью и обществом, от которых впоследствии зависит развитие многих аспектов социально-политической действительности [7; 8].
Немаловажное значение имеет вовлечение в СМИ новых технологий коммуникации для создания, обработки и распространения информации. В особенности этот процесс является важным в предвыборный период, который требует активного участия в избирательных кампаниях СМИ как легального инструмента воздействия на общественное мнение. В предвыборный период актуализируется такое понятие, как агитация, которая представляет собой призыв проголосовать за список кандидатов или против него либо за кандидата (кандидатов) или против него (них); выражение предпочтения политической партии, кандидату (каким-либо кандидатам) и др. [9]. К предвыборной агитации могут быть отнесены материалы, исключающие явный политический контекст. Использование технологий скрытой рекламы или связей с общественностью позволяет осуществлять латентное формирование положительного или отрицательного отношения к кандидату и/или политической партии (в качестве хрестоматийного примера следует привести участие кандидата в культурно-массовых
мероприятиях, в которых не содержится открытых призывов проголосовать за него на предстоящих выборах). Период агитации начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и заканчивается в ноль часов за сутки до дня голосования. В средствах массовой информации период агитации начинается за 28 дней до дня голосования. Различают следующие способы предвыборной агитации: в периодических печатных изданиях, на каналах телерадиовещания, проведение агитационных публичных мероприятий, выпуск и распространение агитационных материалов.
Анализ активности СМИ в предвыборный период поможет дать корректную оценку объему транслируемых редакциями политически значимых сообщений посредством новых технологий коммуникации (официальный сайт, социальные медиа*). Для изучения данного вопроса автор привлекал первичные эмпирические данные об актуальной практике - участии СМИ города Екатеринбурга в избирательных кампаниях (август-сентябрь 2016 г.), включая выборы депутатов в Законодательное Собрание Свердловской области, выборы в Государственную Думу по одномандатным округам. Критическому осмыслению подлежала проблема использования СМИ цифровых каналов (официальный сайт, социальные медиа) для распространения материалов предвыборной агитации. В частности, интересовал вопрос востребованности данных каналов в предвыборный период и перспектив их использования для распространения агитационных материалов. К анализу привлекались материалы предвыборной агитации в таких формах, как дебаты, дискуссии, круглые столы, пресс-конференции, интервью, выступления
* Социальные сети («ВКонтакте», «Facebook», «Одноклассники»), блоги («Twitter», «Livejoumal», «Blogger» и др.), фото- и видео-сервисы («YouTube», «Instagram» и др.), мес-сенджеры («Telegram», «What's up», «Viber»).
кандидатов. Всего в рамках глубинного интервью было опрошено девять респондентов: два сотрудника печатных изданий, три сотрудника радиостанции, четыре сотрудника телекомпаний (интервью проводилось анонимно). В рамках социологического исследования была поставлена следующая гипотеза: интернет повлиял на функционирование СМИ в системе политической коммуникации, следствием чего стала апробация СМИ новых технологий коммуникации (официальные сайты, социальные сети и другие веб-сервисы) для распространения агитационных материалов. Проанализируем ответы специалистов, объединив их в соответствующие группы.
Первая группа представлена двумя государственными газетами общественно-политической направленности - респондент (1), респондент (2).
По словам респондента (1), их редакция предоставляла площади в газете для публикации предвыборных агитационных материалов. В значительно меньших объемах агитационные материалы были размещены на официальном сайте издания. По итогам качественного исследования опубликованных на официальном сайте СМИ агитационных материалов было выявлено, что в предвыборный период на интернет-ресурсе появилось несколько материалов. Самыми востребованными формами оказались: пресс-конференции, интервью, а также материалы, которые изложены в форме призыва голосовать за политическую партию, или в форме сведений о политической партии. Кроме того, на сайте газеты был опубликован один материал от избирательного комитета Свердловской области в рамках бесплатной печатной площади с указанием ссылок на ст. 59 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [9] и ст. 60 Закона Свердловской области от 29 апреля 2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Свердловской области» [10]. Социальные медиа не использовались для публикации агитационных материалов.
Представитель другой государственной газеты - респондент (2) - отметил, что в предвыборный период агитационные материалы были размещены как на печатном носителе, так и на официальном сайте издания. В газете публиковались агитационные материалы в следующих формах: дискуссии, пресс-конференции, интервью и др. На официальном сайте издания распространялись агитационные материалы преимущественно информационной направленности (коррекция списков избирательных участков, адреса избирательных участков в различных районах Екатеринбурга), а также материалы, в которых неявно выражена популяризация кандидатов в депутаты Государственной Думы. Социальные медиа не использовались для публикации агитационных материалов.
Вторая группа включает три негосударственные радиостанции: две музыкально-информационные радиостанции (респондент (3), респондент (4)) и одну информационно-разговорную радиостанцию (респондент (5)).
В случае с первой радиостанцией каналы (радио-эфир, официальный сайт, социальные медиа) не были использованы для распространения агитационных материалов. Респондент (3) подчеркнул, что политическая сфера в про-
граммах затрагивалась ведущими очень редко, а отношение к ней носило, скорее, обывательский характер.
Другой респондент (4) заявил, что в соответствии с настоящим законодательством их радиостанция предоставляла эфирное время для размещения ограниченных по времени предвыборных агитационных материалов на платных условиях (ролики, интервью и т. п.). Остальные каналы (официальные сайты, социальные медиа) не были вовлечены для трансляции таких материалов.
По сравнению с первыми двумя радиостанциями, политическая активность в предвыборный период на информационно-разговорной радиостанции была выше, что обусловлено в первую очередь содержательно-тематической направленностью СМИ. В предвыборный период в эфире радиостанции было уделено время для трансляции агитационных материалов: ролики, интервью. При этом на радиостанции четко разграничивали разницу между информированием и агитацией: «Мы не размещали рекламную информацию в новостях. Новости у нас вне рекламного поля. Так как новости у нас должны быть честными и объективными. В новостях у нас должно быть то, что интересно слушателям» (мужчина, 40 лет, опыт работы в журналистике - 20 лет, главный редактор радиостанции, образование - высшее, направление подготовки - культурология). Другие технологии коммуникации - официальный сайт, социальные медиа - не были использованы для размещения агитационных материалов.
В третью группу вошли один государственный телеканал (респондент (6)); три негосударственных канала. В числе последних - два общественно-политических (респондент (7), респондент (8)) и один развлекательный (респондент (9)) каналы.
Информационную деятельность государственного общественно-политического канала (8) в предвыборный период допустимо охарактеризовать как активную с точки зрения использования эфирного вещания как инструмента для распространения агитационных материалов: «На нашем телеканале были организованы дебаты, в эфире выходили новости, связанные с выборами, а также "крутились" ролики кандидатов. Насколько я знаю, мы использовали, в основном, традиционные каналы, то есть только телевидение. Сюжеты, в том числе, появлялись на сайте» (женщина, 26 лет, опыт работы в журналистике - 11 лет, корреспондент информационной программы на телеканале, образование -высшее, направление подготовки - журналистика).
Следует пояснить, что сюжеты телеканала на официальном сайте ранжируются по рубрикам (общество, политика, экономика и др.) и появляются на ресурсе после каждого выпуска новостей в виде законченных журналистских произведений длительностью от двух до пяти минут.
На официальном сайте агитационные материалы в форме видео-роликов использованы не были, в то время как другие формы - теледебаты с участием политических кандидатов, интервью с политическими кандидатами, представителями избирательной комиссии Свердловской области -появлялись на сайте только в виде анонсов, длительность которых не превышала пяти минут. Полные версии агитационных сюжетов можно было увидеть только в эфире телеканала.
122
Гуманитарные исследования • 2017 • № 3 (16)
Социальные медиа - группы во «ВКонтакте», в «Facebook», в «Twitter», канал на видео-хостинге «YouTube» - задействованы в предвыборный период для размещения агитационных материалов не были.
Теперь обратимся к анализу агитационной активности негосударственных телеканалов.
Как отметил респондент (9), их телеканал принимал участие в избирательной кампании. Кандидатам предлагались разные формы агитационных материалов для трансляции в телевизионном эфире: «Принимали участие, но я не скажу, что оно было очень активным. Но с кандидатами работали, агитационные интервью, агитационные сюжеты и ролики. Использовали только традиционный канал. Сайт и социальные сети не использовали» (мужчина, 26 лет, опыт работы в журналистике - 8 лет, выпускающий редактор отдела новостей в телекомпании, образование - высшее, направление подготовки - журналистика).
По словам респондента (9), неиспользование новых технологий коммуникаций - официального сайта и социального медиа - обусловлено как минимум двумя основными причинами. Первая причина заключается в невысокой активности телеканала по части размещения агитационных сюжетов, вторая - цифровые каналы (сайт, социальные сети, видео-хостинги и др.) используются недостаточно часто.
Сходная ситуация с точки зрения невостребованности цифровых каналов для распространения агитационных материалов наблюдается в случае и с двумя другими телеканалами.
Характеризуя агитационную активность в предвыборный период, респондент (10) - ведущий на негосударственном общественно-политическом телеканале - подчеркнул, что в телевизионном эфире транслировались предвыборные материалы в двух формах: агитационные ролики и участие в разговорных программах (интервью). Остальные технологии коммуникации (группы во «ВКонтакте», в «Facebook», канал на видео-хостинге «YouTube») в избирательный период не применялись.
Аналогичная картина, доказывающая приоритетную роль традиционного канала - эфирного вещания, характерная для редакции негосударственного развлекательного телеканала, специалист которого также предоставил комментарий: «Есть формальный путь, когда каждый телеканал публикует прайс-лист на размещение политической рекламы самого разного формата: видео-ролики, приглашение гостя в студию и др. Существует и другой путь, связанный с политической позицией редакции. В сентябре 2016 года все было достаточно спокойно, по-бытовому. Мы размещали предвыборные материалы по политическим контрактам. Поскольку мы не государственное СМИ, то у нас не было задачи выдать равное количество времени и возможностей, как это делают в ВГТРК или на ОТВ, у которых другая форма собственности» (мужчина, 38 лет, опыт работы в журналистике - 17 лет, ведущий информационных программ на телеканале; образование -высшее, направление подготовки - журналистика).
Таким образом, в условиях интернета существует реальная возможность для институциональных трансформаций в СМИ, последствия которых могут оказать влияние на характер функционирования СМИ в системе политичес-
кой коммуникации в сторону гибкости и коммуникативности. Однако, как показал анализ актуальных практик, ни средства массовой информации, ни власть пока не отошли от формалистского подхода в процессе распространения агитационных материалов в предвыборный период. В данном контексте на первый план по-прежнему выходит использование таких каналов, которые не предполагают конструктивный диалог с обществом (печатный носитель, радио- и телевизионный эфир). Поэтому гипотеза о том, что интернет повлиял на функционирование СМИ в системе политической коммуникации, следствием чего стала апробация СМИ новых технологий коммуникации (официальные сайты, социальные сети и другие веб-сервисы) для распространения агитационных материалов, подтвердилась частично. Анализируя использование печатными изданиями, радиостанциями и телеканалами официального сайта для размещения агитационных материалов, мы пришли к выводу, что выбор данного канала оказался релевантным для печатных СМИ (двух государственных общественно-политических газет) и одного государственного общественно-политического канала. Одновременно с этим требуется подчеркнуть, что объемы публикуемых на официальных сайтах агитационных материалов были существенно ниже в сравнении с теми, которые распространялись при помощи традиционных каналов. Другие каналы - социальные медиа (социальные сети, блоги, мессенджеры и др.) - ни одним из представленных СМИ не вовлекались для трансляции агитационных материалов. Данная закономерность свидетельствует о том, что ни институциональные трансформации в редакциях, ни появление новых технологий коммуникации не оказали ощутимого воздействия на характер функционирования СМИ в системе политической коммуникации. Из вышеописанных ситуаций становится очевидным, что существует недостаточная степень понимания представителями печатных изданий, радиостанций, телеканалов ролей официального сайта СМИ и социальных медиа как каналов для продвижения политических кандидатов в предвыборный период. На наш взгляд, сложившаяся закономерность обусловлена главным образом отсутствием навыков и умений, связанных с подачей и распространением агитационных материалов в интернете, относительно небольшим опытом работы специалистов СМИ в данной сфере, а также недостаточным количеством удачных прикладных примеров по использованию цифровых каналов СМИ для публикации агитационных материалов.
1. Паулов С. В. Медиатизация политики и место СМИ в системе политической коммуникации // Вестник Забайкальского государственного университета. 2008. № 1. С. 26-30.
2. Пургин Ю. Медиадом: как попасть в будущее // Журналист. 2012. № 3. С. 46.
3. Свитич Л. Г. Изменение журналистской профессии в процессах медиаконвергенции // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5(360). С. 406-414.
4. Грибовод Е. Г. Медиатизация политики как стратегический ресурс политических коммуникаций // Наука Красноярья. 2016. № 6. С. 48-57.
5. Русакова О. Ф., Грибовод Е. Г. Политический медиа-дискурс и медиатизация политики как концепты политической коммуникативистики // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2014. Т. 14. Вып. 4. С. 65-77.
6. Олешко Е. В., Олешко В. Ф. Адаптация журналистов к конвергентным основам информационной деятельности (результаты социологического исследования 20142016 гг.) // Известия Уральского федерального университета. 2016. № 3 (153). С. 27-36.
7. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. М. : Изд-во АПК и ППРО, 2013. 479 с.
8. Володенков С. В. Интернет-коммуникация в глобальном пространстве современного политического управления. М. : Изд-во «Проспект», 2015. 254 с.
9. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_159349/ (дата обращения 25.08.2017).
10. Избирательный кодекс Свердловской области от 29 апреля 2003 г. № 10-Ü3. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 802002042(дата обращения 22.08.2017).
© Юферева А. С., 2017