ПСИХ ОФИЗИООГИЯ
УДК 612.84
Е. С. Фёдорова, И. И. Шошина, Л. Н. Медведев
ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА СКЛОННОСТЬ К ЗРИТЕЛЬНОЙ ИЛЛЮЗИИ
Установлено, что с повышением зрительно-пространственного интеллекта у лиц с правополушарной функциональной асимметрией снижается склонность к зрительному искажению фигуры Поггендорфа
Ключевые слова: зрительные иллюзии, зрительно-пространственный интеллект, межполушарная функциональная асимметрия.
Введение
Геометрические иллюзии представляют собой закономерные искажения зрительного восприятия геометрических параметров стимула: величины, наклона, пространственного расположения элементов, параллельности и других [1]. На характер проявления зрительных иллюзий могут оказывать влияние пол, возраст, тип функциональной межполушарной асимметрии, что, например, имеет место для иллюзии Поггендорфа в модификации Джастроу [2]. При этом обращает внимание, что в отношении знака и величины влияния эти данные в целом достаточно противоречивы [3-5].
Одной из возможных причин неоднозначности результатов экспериментов по изучению зрительного искажения могут являться какие-то не контролируемые факторы. На роль таковых, по-видимому, способны претендовать особенности психики. Данное предположение возникает потому, что на зрительное восприятие, как построение индивидуального зрительного образа объекта, могут накладывать отпечаток особенности внимания, памяти, мышления, интеллекта, индивидуально-типологических характеристик. Например, у большей части шизофреников не возникает иллюзия контраста [6]. Об этом же свидетельствует то, что дети с задержками психического развития и нарушениями познавательных способностей не распознают фигуры, образованные субъективными контурами [7]. Не исключено, что и в пределах психической нормы индивидуальные особенности, в частности зрительно-пространственный интеллект, способны оказать влияние на проявление зрительных иллюзий. С целью выяснения этого вопроса была изучена связь между склонностью к зрительному искажению и зрительно-пространственным интеллектом.
Объект и методы исследования
В экспериментах принимали участие студенты университета в возрасте 18-22 лет с остротой зрения не ниже 0.8. Ведущий глаз устанавливали по Розенбаху [8]. Зрительно-пространственный интеллект (ЗПИ) определяли по Айзенку [9], выражая величину ЗПИ в
абсолютном числе решенных заданий. Испытуемые одной группы в количестве 171 человека (91 женщина) выполняли тест Айзенка в течение 30 мин на рабочем месте непосредственно сразу после инструктажа - группа 0.5 ч. Другие испытуемые - 101 человек (89 женщин) - выполняли такие же задания теста в течение суток, в любом месте, в свободном режиме времени - группа 24 ч.
В качестве объекта, вызывающего зрительную геометрическую иллюзию, использовали фигуру Поггендорфа в модификации Джастроу. Зрительное искажение этой фигуры отдельно каждым глазом устанавливали по методу Медведева-Шошиной [2]. Для этого на экран БТР-монитора 17" выводилась тестовая фигура с углами между вертикальными и боковыми отрезками равными 90° (рис. 1, а). Синхронный поворот боковых отрезков А, В и С от горизонтального положения по часовой стрелке у каждого испытуемого вызывал ощущение нарушения коллинеарности отрезков А и В, проявлявшееся в субъективном смещении отрезка А в сторону отрезка С (рис. 1, б).
б
А
А
С В
\
В
Рис. 1. Фигура Поггендорфа в модификации Джастроу
Поворот отрезков инструктором останавливался в тот момент, когда отрезок А, по мнению испытуемого, располагался на середине между отрезками В и С. Чем меньше был угол, при котором у испытуемого возникало ощущение срединного положения отрезка А, тем большую склонность к иллюзии он проявлял.
Статистический анализ выполнен с помощью программы Statistica 6.0 (StatSoft): оценка корреляции произведена по Спирмену, для проверки нормально-
сти распределения использовали тест Колмогорова-Смирнова.
Результаты исследований и обсуждение
Установлено, что в целом среди испытуемых группы 0.5 ч без подразделения их по полу и типу межпо-лушарной функциональной асимметрии корреляция между ЗПИ и склонностью к зрительному искажению фигуры Поггендорфа отсутствовала (рис. 2; г, = -0.13; р = 0.08). При этом среди испытуемых с левым ведущим глазом имела место слабая прямая связь между ЗПИ и величиной угла наклона боковых отрезков, при котором достигалась фиксированная величина искажения (г, = 0.3; р = 0.05), т. е. наблюдалась обратная зависимость между ЗПИ и склонностью к искажению.
1.2
ч
(С
С!
ТО
I
0
с;
то
1
с;
о
1.0
0.8
0.6
0.4
0.2
♦
♦
♦ X
♦ ♦ ♦
*
10
20
30
40
ЗПИ
Рис. 2. Диаграмма распределения субъектов группы 0.5 ч по склонности к искажению и величине ЗПИ
Характерной особенностью распределения числа субъектов по ЗПИ явилось визуально заметное наличие двух подгрупп (рис. 3). В первой были сосредоточены лица с низким зрительно-пространственным интеллектом, решившие менее 20 заданий теста, во второй - лица, справившиеся более чем с 20 тестовыми заданиями. Данное распределение отличалось от нормального типа распределения случайной величины, о чем свидетельствовал критерий Колмогорова-Смирнова (рис. 3; ё = 0.136; р < 0.01). При этом внутри каждой из подгрупп, визуально выделяемых на диаграмме, распределение носило нормальный характер (первая подгруппа - ё = 0.126; р > 0.2, вторая подгруппа - ё = 0.078; р > 0.2). В каждой из подгрупп между ЗПИ и склонностью к зрительному искажению связь отсутствовала (до 19 правильных ответов -г = 0.08; р>0.5; 20 и более - г = - 0.11; р>0.2).
Особенностью примененного нами теста ЗПИ по Айзенку является ограниченность времени выполнения заданий. Поэтому возможно, что результат тестирования в группе 0.5 ч отражал некоторую комбинацию реактивности зрительно-пространственного интеллекта и его потенциальных возможностей. В силу этого нельзя было исключить, что наличие двух подгрупп и отсутствие связи между ЗПИ и склонностью к искажению для всех испытуемых в целом связано с
40
30
20
10
32
24
28
24
п
21
9
6
□
25
1
Рис. 3
3 8 13 18 23 28 33 38 43 48
Количество верных ответов Диаграмма распределения субъектов группы 0.5 ч по величине ЗПИ
50
ограничением тестирования по времени. Поэтому было естественно предположить, что снятие жесткого ограничения на режим и продолжительность решения заданий, создающее более благоприятную обстановку для проявления зрительно-пространственных интеллектуальных возможностей, существенно изменит результаты эксперимента. Для проверки предположения о том, что на распределение испытуемых по ЗПИ оказывает влияние продолжительность тестирования, был проведен эксперимент с другой группой 24 ч.
Распределение числа испытуемых по ЗПИ в группе 24 ч, как и в группе 0.5 ч, также оказалось двухвершинным, т. е. не аппроксимировалось кривой нормального распределения (рис. 4; ё = 0.172; р < 0.01). Внутри каждой из подгрупп, выделяемых на диаграмме визуально, распределение носило нормальный характер (подгруппа лиц, выполнивших менее 20 заданий теста: ё = 0.135; р > 0.2; более 20: ё = 0.156; р > 0.1). Было установлено, что в целом и в этой группе испытуемых зависимость между ЗПИ и склонностью к искажению фигуры Поггендорфа отсутствовала (рис. 5; г = -0.02; р > 0.2). Однако, как и в первом эксперименте, у испытуемых с левым ведущим глазом имела место слабая зависимость между ЗПИ и склонностью к искажению (г = 0.4; р < 0.05). При
1.0 г
§ 0.8
0.6
♦ ♦
♦ ♦
0.4
0.2
10
20 30
ЗПИ
40
Рис. 4. Диаграмма распределения субъектов по ЗПИ в группе 24 ч
3
0
0
0
25
20
с
о 5 5
22
15
15
23 28 33 38 43 48
ЗПИ
Рис. 5. Диаграмма распределения субъектов группы 24 ч по склонности к искажению и величине ЗПИ
этом в каждой из подгрупп корреляция между ЗПИ и склонностью к зрительному искажению отсутствовала (до 19 правильных ответов - г = -0.12; р > 0.5, 20 и более - г = - 0.09; р > 0.5).
Следует отметить, что соотношение числа испытуемых в подгруппах в первом и во втором эксперименте было примерно одинаковым и составляло соответственно 0.46 и 0.38 (р > 0.2). Обнаруженное в нашем эксперименте наличие двух разных групп по ЗПИ представляет особый интерес, поскольку традиционно подразумевается, что интеллектуальные способности подчиняются закону нормального распределения [10]. В то же время недавно полученные данные показывают, что при корректной обработке результатов тестирования также проявляется двухвершинное распределение числа испытуемых по величине 10. В одном случае это относится к лицам обоего пола и широкого возрастного диапазона [11]. В другом случае - к группе детей 7-8 лет, проживающих в йоддефицитных регионах [12]. Примерно такая же картина распределения была характерна для родителей детей, больных аутизмом, у которых коэф-
фициент интеллектуальных способностей определялся с помощью стандартного североамериканского теста КЛЯТ [13]. При этом в указанных исследованиях тест на 10 выполнялся в условиях ограниченности времени, как и в нашей группе 0.5 ч.
Поэтому наличие левой вершины, казалось бы, связано с тем, что некоторые испытуемые в условиях жесткого ограничения времени по большей части выбирают правильный вариант ответа из числа предложенных в задании случайным образом, а не в результате аналитических манипуляций [11]. Следовательно, удлинение времени тестирования, т. е. существенное понижение темпа работы, должно было бы улучшить результаты тестирования зрительно-пространственных способностей. Однако этого не произошло, поскольку в группе 24 ч двухвершинность распределения сохранилась, число лиц в левой подгруппе практически не уменьшилось, средняя величина ЗПИ в обеих подгруппах не увеличилась. Это показывает, что двухвершинный характер распределения и влияние ЗПИ на склонность к проявлению иллюзии Поггендорфа у лиц с правополушарной зрительной асимметрией носит достаточно фундаментальный характер.
У лиц с левым ведущим глазом, т. е. правополушарной функциональной асимметрией, повышению зрительно-пространственного интеллекта соответствует снижение склонности к искажению фигуры Поггендорфа. По нашему мнению, наличие именно такой, хотя и слабой, связи и только для лиц с левым ведущим глазом связано с доминированием деятельности правого полушария в решении зрительно-пространственных задач [8, 14]. Именно поэтому сравнение простых геометрических фигур точнее осуществляется правополушарными лицами [15], а зрительные иллюзии, включая иллюзию Поггендорфа, у них менее выражены по сравнению с левополушарными [4, 16].
9
6
1
0
0
Список литературы
1. Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. М., 1969. 221 с.
2. Медведев Л. Н., Шошина И. И. Количественная оценка влияния пола и типа межполушарной асимметрии на искажение зрительного восприятия фигуры Поггендорфа в модификации Джастроу // Физиол. человека. 2004. Т. 30. № 5. С. 5-11.
3. Огнивов В. В. и др. Средняя величина и вариабельность иллюзии Мюллера-Лайера в сравнении с глазомером у детей и взрослых // Сенсорные системы. 2006. Т. 29. № 4. С. 288-299.
4. Declerk C., De Brabander В. Sex differences in susceptibility to the Poggendorff illusion // Percept. Mot. Skills. 2002. V. 94. № 1. P. 3.
5. Leibowitz H. W., Gwozdecki J. The magnitude of the Poggendorff illusion as a function of age // Child. Dev. 1967. V. 38. № 2. P. 706.
6. Dakin S. et al. Weak suppression of visual context in chronic schizophrenia // Current Biology. 2005. V. 15. № 20.
7. Мильруд P. П., Можейко А. В. Диагностика стойких и временных познавательных трудностей у младших школьников // Вопр. психол. 2001. № 3.
8. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М., 1981. 288 с.
9. Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта - битва за ра . М., 2002. 267 с.
10. Дружинин В. Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений // Интеллект и творчество: Сб. науч.
тр. / РАН, Ин-т психологии; отв. ред. А. Н. Воронин. М., 1999. С. 5-29.
11. Ларионов А. Считаем IQ. Электронный ресурс : электрон. дан. СПб., 2005. Режим доступа: http://www.bssl.ru/articles/?id=7. - Загл. с экрана.
12. Жуков А. О. Психические расстройства, возникающие в условиях дефицита йода: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. М., 2007. 31 с.
13. Best C. The boundaries of the cognitive phenotype of autism: social cognition and central coherence in young people with autistic traits and their first degree relatives // The University of Edinburgh. 2007. 276 p.
14. Николаенко Н. Н., Егоров А. Ю. Роль правого и левого полушарий мозга в восприятии пространства. Сообщение II. Восприятие глубины как межполушарный феномен // Физиол. человека. 1998. Т. 25. № 6. С. 21-31.
15. Егоров А. Ю. Сравнение фигур в полях зрения и функциональная асимметрия мозга // Сенсорные системы. 1995. Т. 9. № 1. С. 75-80.
16. Шошина И. И., Медведев Л. Н. Возрастные особенности влияния пола и зрительной асимметрии на восприятие фигуры Поггендорфа // Сенсорные системы. 2005. Т. 19. № 1. С. 37-43.