Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №1
ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
особенности работы со студентами первого курса
(из опыта работы механико-математического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета)
А. Г. Кузнецов, С. В. Русаков, С. Ю. Жданова (кафедра прикладной математики и информатики, кафедра психологии развития ПГНИУ; e-mail: [email protected])
В статье рассматривается проблема успеваемости студентов первого курса, анализируются причины низкой успеваемости, факторы ее обусловливающие. Показано, что причиной низкой успеваемости студентов является низкий уровень социально-психологической адаптации студентов. Представлен опыт системной, целенаправленной работы по профилактике низкой успеваемости и формированию социально-психологической адаптации у студентов первого курса к новым условиям образовательной среды на механико-математическом факультете Пермского государственного национального исследовательского университета.
Ключевые слова: успеваемость, социально-психологическая адаптация, мотивация, учебная деятельность, успешность обучения.
Пермский университет учрежден в 1916 г . как отделение Императорского Петроградского университета . Таким образом, в 2016 г . отмечали столетие со дня основания университета . В числе трех первых факультетов - физико-математический . В настоящее время Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ) включает в себя 12 факультетов, а также естественнонаучный институт, региональный институт непрерывного образования и другие обособленные подразделения . В ПГНИУ на 01 . 10 . 15 обучалось - 12 370 студентов различных форм обучения, при этом соотношение «бюджетников» и «договорников» близко к 50/50.
В настоящее время на механико-математическом факультете ПГНИУ (мех-мат) осуществляется подготовка студентов по следующим направлениям бакалавриата: прикладная математика и информатика, математика, механика и математическое моделирование, фундаментальная информатика и информационные технологии, инфо-коммуникационные
технологии и системы связи (с 2016 г . ); и по специальности компьютерная безопасность .
Общее количество студентов мех-мата всех форм обучения по состоянию на 1 сентября 2016 г . - 619 . При этом подавляющее число студентов обучается на бюджетной основе . Студенты, поступающие на договорной основе, как правило, до получения диплома не доучиваются За исключением небольшого количества студентов заочной формы обучения
Динамика численности студентов дневной формы обучения (включая магистратуру) представлена в табл 1
Таблица 1
Динамика численности студентов дневной формы обучения
Учебный год Зачислено на 1 курс Численность студентов на 1 сентября Выпущено по окончании учебы
2012/13 274 709 108
2013/14 241 707 116
2014/15 241 696 93
2015/16 231 651 107
Как видно из таблицы, несмотря на все «хитрости учета», количество выпускников, успешно завершивших учебу, не превышает 45% от числа поступивших на первый курс . Безусловно, что такая результативность образовательного процесса не может устраивать ректорат и профильное министерство, больно бьет по финансовому состоянию факультета в условиях подушевого финансирования При этом одновременно необходимо поддерживать уровень качества образования, не сваливаться в «имитацию» образования, что происходит в ряде вузов и факультетов . Таким образом, перед факультетом стоит задача повышения успеваемости при сохранении качества обучения
С этой целью на факультете в инициативном экспериментальном порядке была проведена диагностика среди студентов мех-мата на предмет изучения их личностных особенностей и мотивации к обучению с привлечением специалистов кафедры психологии развития ПГНИУ.
При выборе в качестве показателей для диагностики характеристик личности и мотивационной сферы, мы руководствовались данными, полученными в исследовании Р . В . Овчаровой, Н . С . Трофимовой (2012; 2014; 2015), Е . Л . Бережковской (2014), согласно которым было обнаружено, что студенты - первокурсники имеют высокие показатели социально-психологической дезадаптации, характеризуются неразвитостью свойств субъекта самосознания, общения, деятельности, обладают низким социальным статусом Несформированность данных свойств обусловливает трудности в адаптации в пространстве студенческой
группы, вызывает серьезные проблемы при освоении программы в ходе учебной деятельности и как следствие приводит к низкой успеваемости [1, 5-9].
Исследование личностных особенностей и мотивации студентов мех-мата проводилось нами в 2014-2015 гг . Выборку составили: в 2014 г. - 71 студент 1-4 курса мех-мата; в 2015 г. - 158 студентов 1 курса мех-мата В ходе исследования были использованы следующие методы и методики исследования: «Индивидуально-типологический опросник» Л . Н . Собчик; «Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерс-Даймонд» в адаптации А . К . Осницко-го; «Методика диагностики учебной мотивации студентов» А А Реана, В . А . Якунина, модификация Н . Ц . Бадмаевой . Выбор данных методов исследования был осуществлен в соответствие с подходом Р . С . Овчаро-вой, Н С Трофимовой, подробно представленным в диссертационной работе Н С Трофимовой, посвященной изучению социально-психологической адаптации студентов [8, 5]
В ходе исследования получены следующие результаты Было установлено, что для первокурсников характерен высокий уровень социально-психологической адаптации - более 60% демонстрируют высокую адаптивность . Это проявляется в том, что они описывают окружающую среду как эмоционально комфортную, положительно оценивают од-ногруппников, заинтересованы в обучении, полагаются на собственные силы в достижении целей, ориентированы на личную ответственность и компетентность .
Вместе с тем, 40% из числа студентов первого курса попадают в «зону риска» ввиду низкой адаптивности Для них характерны внешняя мотивация, ориентация на мнение окружающих, они являются ведомыми и не всегда самостоятельны в принятии решений [3].
Анализ мотивационной сферы показал, что наиболее значимыми для всех студентов являются: профессиональные, учебно-познавательные, социальные мотивы Данные мотивы являются важными для 80% респондентов [2, 3]. Для студентов - первокурсников характерны: профессиональная устремленность, желание познакомиться с профессией, стремление к ее усвоению и достижению успеха в этой деятельности, высокий уровень притязаний и ожиданий относительно обучения в университете . Однако при высоком общем уровне мотивации, внутренняя мотивация к обучению остается на достаточно низком уровне: при выполнении учебных заданий первокурсники ориентируются не на собственные интересы, а, скорее, на традиции, правила, нормы, стараются «не отставать» и «не получить плохую оценку»
Для студентов первого курса характерно преобладание внешних факторов мотивации: при выборе профессии для них значимыми являются - престижность вуза и профессии, советы родителей и учителей
В связи с этим, не обладая навыками самостоятельной работы, вчерашние школьники переживают долгий период адаптации к новой образовательной среде, что приводит к приоритету формальных показателей учебы (оценки, зачеты) в ущерб реальному получению знаний и навыков . Анализ динамики мотивационной сферы показывает, что мотивация к обучению и интерес к профессии в целом начинают снижаться к 3-4 курсу, что влечет за собой академическую неуспеваемость, проблемы профессионального самоопределения . Это связано с тем, что ожидания от процесса обучения у студентов младших курсов не соответствуют действительности . Студенты перестают видеть перспективу применения знаний, полученных на занятиях, в профессиональной деятельности, что влечет снижение мотивации к учебе, вплоть до желания сменить выбранную специальность обучения
Снижение мотивации к учению на старших курсах мы объясняем также возрастающей нагрузкой, появлением новых форм и видов учебной деятельности (например, курсовые, выпускные квалификационные работы), и тем, что многие студенты начинают сочетать учебу и работу [3]. В связи с этим актуальной становится проблема сохранения познавательной мотивации и ее дальнейшее развитие на протяжении всех лет обучения
С целью развития мотивации студентов, начиная с сентября 2015 г . , нами была организована специальная работа по формированию социально-психологической адаптации у студентов - первокурсников на мех-мате ПГНИУ к новым условиям образовательной среды . Данная работа осуществлялась в системе - совместно с администрацией университета, проректором по учебной работе, деканатом факультета, заведующими кафедр, преподавателями факультета, тьюторами, кураторами, и в тесном сотрудничестве с Центром психолого-педагогической помощи ПГНИУ, который был создан по инициативе, в том числе, механико-математического факультета в 2015 г
Методологическим основанием для разработки программы по психологическому сопровождению учебной деятельности студентов - первокурсников и развитию у них социально-психологической адаптации послужили работы Н . С . Трофимовой, Р . В . Овчаровой, (2012; 2014; 2015), Е .Л. Бережковской (2014). Полученные авторами результаты, явились теоретико-методологической основой для разработки методов, приемов психолого-педагогического сопровождения обучения студентов первого курса механико-математического факультета и формирования у них социально-психологической адаптации к новым условиям образовательной среды
С учетом высказанных в данных работах положений были обозначены критерии социально-психологической адаптации, показано, что важным предиктором адаптации студентов, а следовательно
и высокого уровня успеваемости, выступает субъектность личности, которая включает в себя самосознание, активность, открытость социальным контактам, стремление к эмоциональной вовлеченности, рефлексивность, эффективную самостоятельность, инициативность в деятельности и общении [5: 12].
С целью формирования социально-психологической адаптации у студентов-первокурсников к новым условиям образовательной среды в начале сентября 2015 г . в рамках данной программы был организован психологический тренинг, направленный на формирование социально-психологической адаптации студентов В организации мероприятия были задействованы тьюторы, психологи Центра психолого-педагогической помощи ПГНИУ, студенты старших курсов мех-мата, магистранты, обучающиеся по магистерской программе «Психология развития, семьи, личности» В тренинге одновременно приняли участие 10 групп студентов первого курса общим количеством 160 человек Упражнения для тренинга разрабатывались с учетом специфики, а также традиций и ценностей, существующих на механико-математическом факультете Результатами прохождения тренинга явились: сплочение коллектива, адаптация студентов-первокурсников к новым условиям учебной деятельности, сформированность навыков эффективного вну-тригруппового и межгруппового коммуникативного взаимодействия, позитивная мотивация обучения
В ходе последующего исследования было зафиксировано, что студентов первого курса мех-мата характеризует достаточно высокий уровень социально-психологической адаптации, высокий уровень познавательной мотивации, что можно объяснить эффектом проведенного тренинга [2] Одновременно, был проведен также анализ зависимости между баллами ЕГЭ и успеваемостью на 1-м курсе . При проведении данного исследования мы исходили из того, что специфика образовательного процесса в вузе, по сравнению со средней школой, требует от студентов - первокурсников определенной перестройки (адаптации), что даже при наличии у них неплохих остаточных знаний, приводит к низкой успеваемости уже по итогам первого семестра Учет индивидуальных особенностей каждого студента, выявленных еще до начала учебного года, может помочь преподавателям и учебно-воспитательному персоналу более эффективно организовать процесс обучения В качестве факторов, влияющих на успеваемость, были выбранных баллы ЕГЭ по математике и информатике и уровень «Адаптируемости», определяемый с помощью психологического анкетирования, описанному выше Был проведен анализ успеваемости студентов направлений «Прикладная математика и информатика», «Математика» и «Механика и математическое моделирование» по дисциплинам «Алгоритмизация и программирование» и «Информатика и основы программирования»
Так, например, по направлению обучения «Прикладная математика и информатика»: количество студентов - 85 человек, первый триместр, дисциплина «Алгоритмизация и программирование (язык С++)»: трудоемкость 6 условных единиц (кредитов), 28 часов лекций, 14 часов практических занятий, 42 часов лабораторных работ, 28 часов обязательной консультации в присутствии преподавателя Статистические данные по экзаменам «ЕГЭ - математика», «ЕГЭ - информатика» и успеваемости по курсу «Алгоритмизация и программирование» в сто-бальной шкале представлены в табл 2
Таблица 2
Результаты статистического анализа показателей ЕГЭ и успеваемости по дисциплине «Алгоритмизация и программирование» у студентов направления «Прикладная математика и информатика»
Статистические характеристики ЕГЭ -математика ЕГЭ -информатика Алгоритмизация и программирование
Среднее 72. 6 73 . 5 62. 1
Медиана 74. 0 73 . 0 63 . 0
Стандартное отклонение 9 . 5 9 . 3 19. 8
Линейная корреля-
ция с успеваемостью по дисциплине «Ал- 0 . 384 0. 532 1. 000
горитмизация и про-
граммирование»
Линейная корреляция с «ЕГЭ - матема- 1. 000 0. 544 0 . 384
тика»
Из табл 2 видно, что средние результаты успеваемости после первого триместра примерно на 10 баллов ниже, чем «входные данные» ЕГЭ . Кроме того, более чем в два раза увеличивается стандартное отклонение, что говорит о возрастании дифференциации успеваемости студентов Также представляют интерес корреляционные зависимости, которые имеют статистически значимые величины Близкие результаты были получены также при анализе успеваемости студентов других направлений, а также по дисциплине «Информатика и основы программирования»
В ходе проведенного анализа было показано, что балл успеваемости по учебной дисциплине ниже средних значений ЕГЭ по математике и информатике Высокое значение коэффициента корреляции обнаруживается между средними баллами ЕГЭ по математике и информатике, что свидетельствует о синергетическом эффекте знаний по этим
дисциплинам Кроме того, в результате проведенного исследования была подтверждена связь между показателем адаптируемости и уровнем академической успешности Среди группы студентов с высоким показателем по шкале адаптивности на «хорошо» и «отлично» обучается 80% первокурсников . Важно также отметить, что студенты, получившие средние баллы ЕГЭ по профильным дисциплинам и обладающие высокой адаптивностью, показывают высокий уровень академической успеваемости [10]
На основе полученных результатов был сделан вывод о том, что информация о результатах ЕГЭ и социально-психологического анкетирования может позволить выделить группы риска до начала учебного процесса В связи с этим было предложено:
• разработать специальную социально-психологическую анкету, с целью сокращения диагностируемых показателей, поскольку в качестве предиктора высокого уровня успеваемости для студентов механико-математического факультета был установлен показатель социально-психологической адаптации;
• провести анкетирование всех абитуриентов, подавших заявление на факультет;
• обработать анкеты и провести «классификацию» зачисленных абитуриентов до начала учебного года
Данные мероприятия были осуществлены при работе с абитуриентами и их зачислении на первый курс мех-мата в текущем учебном году (2016 / 2017) .
На следующем этапе нашей работы в рамках специальной программы, направленной на формирование у студентов - первокурсников социально-психологической адаптации, нами были разработаны методические рекомендации для студентов Рекомендации были представлены в форме отдельных брошюр, образующих единую серию, названную «Библиотека первокурсника»
Другим важным направлением деятельности в системе работы по формированию социально-психологической адаптации у студентов - первокурсников стало совместное обсуждение проблем студентов - первокурсников психологами Центра психолого-педагогической помощи с преподавателями механико-математического факультета, представителями деканата, заведующими кафедр, а также школьными учителями, осуществляющими подготовку будущих абитуриентов В рамках данной работы сотрудники Центра психолого-педагогической помощи и преподаватели мех-мата приняли участие в работе международных, всероссийских и краевых конференций, на которых выступали с пленарными докладами, а также были организаторами круглых столов, в ходе которых обсуждали вопросы психологического сопровождения учебной деятельности студентов, проблемы успеваемости,
формирования у студентов - первокурсников социально-психологической адаптации к новым условиям образовательного пространства
Согласно Е Л Бережковской, важным условием успешной адаптации студентов-первокурсников является их включение в проектную работу, осуществляемую на кафедрах и факультетах [4: 50]. В связи с этим в рамках программы социально-психологической адаптации студентов - первокурсников преподавателями и заведующими кафедр механико-математического факультета, кафедры психологии развития, сотрудниками Центра психолого-педагогической помощи были определены направления совместной работы, точки совместных исследовательских интересов, обозначены темы курсовых и магистерских работ для студентов механико-математического факультета и студентов - психологов Так, в рамках данной работы студентами мех-мата под руководством Т В Ромашкиной была осуществлена разработка программного обеспечения, направленная на диагностику мотивационной сферы студентов - математиков . В 2016 / 2017 учебном году планируется использовать данную программу с целью диагностики социально-психологической адаптации у студентов - первокурсников механико-математического факультета
В рамках другого совместного исследовательского проекта, в котором принимают участие студенты и магистранты мех-мата, продолжается работа по мониторингу показателей ЕГЭ, уровня адаптивности и текущей успеваемости студентов, продолжается выявление факторов, обусловливающих успешность обучения у студентов мех-мата Данная работа осуществлялась под руководством профессора С В Русакова . Студенты-психологи приняли участие в исследовательских проектах, направленных на изучение мотивации студентов, в разработке психологических коррекционных программ, направленных на снятие нервно-психического напряжения и преодоления экзаменационного стресса
Использование подобных технологий в работе со студентами, участие их в проектной деятельности способствует развитию мотивации студентов, ее сохранению на протяжении всего периода обучения в целом, успешной адаптации студентов и как следствие - высокому уровню успеваемости
Согласно Е . Л . Бережковской, одна из тенденций возрастного развития, заключается в том, что молодые люди хорошо ориентируются в современных технологиях, однако проявляют несоответствующую возрасту инфантильность, в том числе в плане самоопределения и поиска своего места в жизни [4: 53] В связи с этим важным направлением нашей работы в рамках программы по формированию социально-психологической адаптации у студентов - первокурсников является работа с родителями В начале первого триместра деканатом
и преподавателями механико-математического факультета при участии сотрудников Центра психолого-педагогической помощи было организовано и проведено собрание для родителей студентов - первокурсников . В ходе подготовки к собранию сотрудниками Центра психолого-педагогической помощи была разработана памятка-брошюра, в которой были представлены рекомендации для родителей, направленные на то, как помочь ребенку в учебе в университете Особое внимание в процессе разработки рекомендаций было уделено родителям, чьи дети приехали учиться в университет из другого города В процессе родительского собрания осуществлялось индивидуальное консультирование
В рамках программы по формированию социально-психологической адаптации у студентов - первокурсников специальная работа проводилась с преподавателями и тьюторами, которые работают со студентами первого курса на механико-математическом факультете . Результаты работы по адаптации студентов - первокурсников явились совместные с преподавателями и студентами механико-математического факультета научные исследования [2, 3]. Таким образом, представленный материал, позволяет говорить о целенаправленной, систематической работе, осуществляемой на механико-математическом факультете ПГНИУ совместно с Центром психолого-педагогической помощи ПГНИУ
Анализ опыта работы по формированию адаптации первокурсников к новым условиям образовательной среды позволяет сделать следующие выводы:
1 . Для студентов первого курса характерны специфические особенности, которые являются одновременно проблемными зонами в процессе их обучения в вузе К их числу можно отнести:
• слабую школьную подготовку, несмотря на относительно высокие баллы ЕГЭ Высокие баллы по ЕГЭ являются результатом целенаправленного «натаскивания» на получение высокого балла ЕГЭ в ущерб полноте и системности знаний по предмету; система репетиторства, провоцирует окончательную потерю навыков к обучению и самообучению;
• слабую, до очевидности недостаточную внутреннюю мотивацию студентов к познанию и приобретению знаний;
• низкий уровень социализации . Первый курс для многих студентов - это время взросления и личностного роста, но этот процесс чаще всего происходит в условиях стресса, к которому многие первокурсники оказываются не готовы;
• отсутствие четко осознаваемой системы ценностных ориентаций, перекос в сторону потребительских ценностей (поколение <^»);
• зачастую, высокий уровень напряженности во внутрисемейных отношениях, низкую культуру семьи .
2 С целью повышения успеваемости студентов и их социально-психологической адаптации необходимы мероприятия на уровне учебно-методической работы К ним относятся:
• увеличение объема аудиторных занятий на первом курсе; увеличение времени прямого контакта студентов с преподавателями;
• уточнение учебных программ и планов с целью снижения объема новых знаний в первом триместре в пользу наработки базовых навыков и умений, твердого усвоения базовых основ знаний и приобретения навыков учебы в вузе; перераспределение нагрузки по триместрам в сторону большей сбалансированности программ;
• курсы «выравнивания» - организация факультативов и консультаций для устранения пробелов школьного образования;
• реализация курса «Введение в специальность» с целью повышения мотивации за счет знакомства с будущей профессией через встречи с успешными выпускниками, представителями науки и бизнеса;
• активное вовлечение представителей работодателей в формирование учебных программ и планов
3 . Необходима психолого-педагогическая поддержка студентов, которая включает диагностику контингента учащихся с целью выявления «групп риска», психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности студентов:
• становление и активная работа Центра психолого-педагогической помощи ПГНИУ;
• при принятии организационных и воспитательно-распорядительных решений важно учитывать особенности психологического состояния и потенциала студентов и групп студентов;
• актуальность введения освобожденной должности «специалист по учебно-воспитательной работе» (тьютор, воспитатель) для работы со студентами первого курса
4 . Важным направлением программы является работа с родителями студентов В связи с этим необходимо:
• проведение собраний для родителей студентов первого курса;
• использование в работе с родителями юридически корректной формы заявления, закрепляющей возможность прямого взаимодействия с родителями, что позволяет обеспечить максимально полный охват студентов;
• психологическое консультирование родителей студентов .
5. С целью привлечения наиболее талантливых и хорошо успевающих студентов, важно совершенствовать профориентационную работу со школьниками При этом необходимо:
• перенести акцент с привлечения выпускников на конкретный факультет на освоение дисциплин физико-математической и компьютерной направленности для всех возрастов школьников;
• расширить аудиторию профориентации за счет привлечения школьников со средним уровнем подготовки и школьников, ориентированных на гуманитарные дисциплины В процессе этой работы важно дать понять учащимся, что математические способности относятся к числу общих способностей, без которых невозможно стать хорошим специалистом в большинстве современных профессий, что без знаний математики нельзя стать хорошим экономистом, социологом или лингвистом;
• необходима персонифицированная индивидуальная работа с «продвинутыми» школьниками
Список литературы
1. Бережковская Е. Л. Психологический возраст студентов - первокурсников и формы учебной работы в высшей школе «Культурно-историческая психология развития» // Материалы первых чтений, посвященных памяти Л. С. Выготского. М . , 2001. С. 175-178.
2 . Жданова С. Ю., Шавкунова А. В., Кузнецов А. Г. Формирование социально-психологической адаптации у студентов - первокурсников к новым условиям образовательной среды // Психологическая наука и практика: взаимодействие, опыт, новации // Материалы V Форума психологов Прикамья (Пермь, 27-28 ноября 2015). Пермь, 2015. С. 89-95.
3 . Жданова, С.Ю., Печеркина А. В., Кузнецов А. Г. Особенности мотивации учебной деятельности у студентов механико-математического факультета // Экономика знаний в глобальном информационном обществе: Материалы третьей российской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 21-22 апреля 2015). Пермь: Изд-во: ОТ и ДО, 2015. 274с , с 13-16
4 . Кудрявцев В. Т., Бережковская Е.Л., Кравцов О. Г., Меркулова О. П., Новикова Т. С., Перелыгина И. А., Прихожан А. М. Психология раннего студенческого возраста: монография / под ред . Е . Л . Бережковской. М . : Проспект, 2014 192 с
5. Трофимова Н. С. Развитие субъектности личности как фактор социально-психологической адаптации студентов колледжа к новым условиям обучения / автореферат диссертации, представленной на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 - Педагогическая психология . Екатеринбург, 2015. 24 с.
6 . Трофимова Н. С. Психолого-педагогическое сопровождение социально-психологической адаптации студентов на основе развития субъектности личности // Среднее профессиональное образование. 2013. № 4. С. 22-24.
7 . Трофимова Н. С. Исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации и субъектности личности студента колледжа // Педагогическое образование в России . 2013. № 3. С. 116-121 .
8 . Овчарова Р.В. Субъектность личности как фактор социально-психологической адаптации студентов колледжа // Теория и практика общественного развития . 2013 . № 3. С. 69-72.
9 . Овчарова Р. В. Характеристика типологии студентов первокурсников колледжа на этапе социально-психологической адаптации // Теория и практика общественного развития . 2014. № 3. С. 99-103.
10 . Русаков С. В., Перескокова О.И, Печёркина А. В. Исследование успешности освоений курса программирования студентами - первокурсниками // Новые информационные технологии в образовании: материалы IX между-нар. науч. - практ.конф. , Екатеринбург, 15-18 марта 2016 г.// ФГАОУ ВПО «Рос. гос . проф. - пед . ун-т» . Екатеринбург, 2016 . с. 76-80.
Features of work with students of first year
(From the experience of the Faculty of Mechanics and Mathematics of the Perm state National Research university)
A.G. Kuznetsov, S.V. Rusakov, S.Yu. Zhdanova
The article deals with the problem of the first-year students' progress, the reasons for low achievement, the factors that determine the low student achievement. It is shown that low level of students' social and psychological adaptation is the reason for low student achievement. The experience of systematic, purposeful work on the prevention of low achievement and the formation of socio-psychological adaptation in first-year students to the new conditions of the educational environment at the Faculty of Mechanics and Mathematics of the Perm State National Research University is presented.
Key words: academic performance, social and psychological adaptation, motivation, learning activity, education achievement.
Сведения об авторах
Кузнецов Андрей Геннадьевич - кандидат технических наук, доцент кафедры Прикладной математики и информатики, декан механико-математического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета. Тел. 8 919 714-99-14. E-mail: [email protected] Русаков Сергей Владимирович - доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой Прикладной математики и информатики Пермского государственного национального исследовательского университета. Тел. 8 902 838-84-69. E-mail: [email protected] Жданова Светлана Юрьевна - доктор психологических наук, заведующая кафедрой Психологии развития, директор Центра психолого-педагогической помощи Пермского государственного национального исследовательского университета. Тел.: 8 922 300-90-91; e-mail: [email protected]