Научная статья на тему 'Особенности психосоматического статуса студентов медицинского вуза с парафункциями жевательных мышц'

Особенности психосоматического статуса студентов медицинского вуза с парафункциями жевательных мышц Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
322
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС / СТУДЕНТЫ МЕДИКИ / ПАРАФУНКЦИИ ЖЕВАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Родыгина Юлия Кимовна, Черкашина Софья Андреевна

Современное студенчество характеризуется низкими показателями здоровья и высоким уровнем личностной тревожности и тем самым относится к «группе риска» по психосоматическим заболеваниям. Парафункции жевательных мышц относятся к часто встречающимся стоматологическим заболеваниям и являются социально значимой проблемой. Выявлены личностные особенности студентов с парафункциями жевательных мышц. Определены уровни депрессивности и агрессивности, а также представлены данные статистически значимых различий в показателях личностной тревожности студентов с наличием данного расстройства. Представлены взаимосвязи психологических параметров и субъективного уровня соматической заболеваемости студентов с парафункциями жевательных мышц. Обоснована необходимость более глубокого изучения вопросов психосоматической природы возникновения данной патологии, а также нахождения причин склонности студентов испытывать состояние тревоги, оказывающее негативное влияние на особенности соматического состояния личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Родыгина Юлия Кимовна, Черкашина Софья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychosomatic state features of medicine institute students having parafunctions of masticatory muscles

The modern students are characterized by low indicators of health and high level of personal uneasiness and by that treat "group of risk" on psychosomatic diseases. Parafunctions of chewing muscles belong to often-meeting stomatology diseases and are socially significant problem. Personal features of students with parafunctions of chewing muscles are revealed. Depression and aggression levels are defined and also submitted the data of statistically significant distinctions in indicators of personal uneasiness of students with existence of this frustration. Interrelations of psychological parameters and subjective level of somatic incidence of students with parafunctions of chewing muscles are presented. Need in deeper studying of questions of the psychosomatic nature of emergence of this pathology, and also finding of the reasons of tendency of students to experience the condition of anxiety have negative impact on the features of a somatic condition of the personality has been proved.

Текст научной работы на тему «Особенности психосоматического статуса студентов медицинского вуза с парафункциями жевательных мышц»

ния : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пыжова И.В. - СПб., 2007. - 23 с.

4. Макарова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Макарова. - М. : Знание, 1996. - 308 с.

REFERENCES

1. Bigunets, V.D. (2004), Physiological and hygienic characteristics of professional rescue officers Russia, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

2. Ed. Kovtunovich, M.G. (2007), Psychological training of rescuers: studies, Moscow, Russian Federation.

3. Pyzhova, I.V. (2007), Continuous physical training rescuers in the water in the educational system "cadet student" at an early stage of professional education, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

4. Makarov, A.K. (1996), Psychology of professionalism, publishing house “Znanie”, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.04.2013.

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С ПАРАФУНКЦИЯМИ ЖЕВАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ

Юлия Кимовна Родыгина, доктор медицинских наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) Софья Андреевна Черкашина, старший преподаватель,

Санкт- Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ)

Аннотация

Современное студенчество характеризуется низкими показателями здоровья и высоким уровнем личностной тревожности и тем самым относится к «группе риска» по психосоматическим заболеваниям. Парафункции жевательных мышц относятся к часто встречающимся стоматологическим заболеваниям и являются социально значимой проблемой. Выявлены личностные особенности студентов с парафункциями жевательных мышц. Определены уровни депрессивности и агрессивности, а также представлены данные статистически значимых различий в показателях личностной тревожности студентов с наличием данного расстройства. Представлены взаимосвязи психологических параметров и субъективного уровня соматической заболеваемости студентов с парафункциями жевательных мышц. Обоснована необходимость более глубокого изучения вопросов психосоматической природы возникновения данной патологии, а также нахождения причин склонности студентов испытывать состояние тревоги, оказывающее негативное влияние на особенности соматического состояния личности.

Ключевые слова: психосоматический статус, студенты - медики, парафункции жевательных мышц, тревожность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p122-126

PSYCHOSOMATIC STATE FEATURES OF MEDICINE INSTITUTE STUDENTS HAVING PARAFUNCTIONS OF MASTICATORY MUSCLES

Yuliya Kimovna Rodygina, the doctor of medical sciences, the senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg Sofya Andreevna Cherkashina, the senior teacher,

Saint-Petersburg State University of Culture and Arts

Annotation

The modern students are characterized by low indicators of health and high level of personal uneasiness and by that treat "group of risk" on psychosomatic diseases. Parafunctions of chewing muscles

belong to often-meeting stomatology diseases and are socially significant problem. Personal features of students with parafunctions of chewing muscles are revealed. Depression and aggression levels are defined and also submitted the data of statistically significant distinctions in indicators of personal uneasiness of students with existence of this frustration. Interrelations of psychological parameters and subjective level of somatic incidence of students with parafunctions of chewing muscles are presented. Need in deeper studying of questions of the psychosomatic nature of emergence of this pathology, and also finding of the reasons of tendency of students to experience the condition of anxiety have negative impact on the features of a somatic condition of the personality has been proved.

Keywords: psychosomatic state, students-medics, parafunctions of masticatory muscles (brux-ism), anxiety.

ВВЕДЕНИЕ

Часто при возникновении психосоматического заболевания конфликтная динамика определяется понятием «стресс». Под действием стрессоров происходит истощение ресурсов, а также срыв адаптационных механизмов на психическом и физиологическом уровнях, и, как следствие, развиваются психосоматические расстройства [3]. Особую остроту приобретает исследуемая проблема для специальностей системы «человек-человек» [1]. Важно подчеркнуть, что уязвимыми с точки зрения стресса являются студенты ВУЗов, в частности студенты-медики [5].

В психологической науке имеется немалое количество исследований, изучающих тревожность в учебной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки, а люди, имеющие высокую тревожность, относятся к «группе риска» по неврозам и психосоматическим заболеваниям [1].

Психосоматические факторы и стрессовые ситуации являются наиболее частыми причинами парафункций жевательных мышц (ПЖМ) [2]. Одна из разновидностей парафункций жевательных мышц - бруксизм (скрежетание зубами) как заболевание, согласно МКБ-10, F45.8 (Другие соматоформные расстройства), относится к соматоформным психическим расстройствам, а жалобы таких больных сосредоточены на отдельных системах, либо частях тела.

Под ПЖМ подразумевают нарушения функциональной целостности нейромышеч-ного комплекса жевательного аппарата, проявляющиеся в виде повышения или понижения тонуса жевательных мышц, сопровождающихся сжатием или скрежетанием зубов, самопроизвольными беспорядочными движениями нижней челюсти, не связанными с естественными физиологическими актами - жеванием, речью, глотанием и т.д. Не смотря на отсутствие сформированных представлений о патогенезе ПЖМ, все большая роль отводится психогенным и психоэмоциональным причинным факторам [4].

Целью исследования явилось выявление психосоматического статуса студентов с наличием признаков парафункций жевательных мышц в условиях обучения в вузе.

Для достижения указанной цели будут поставлены и последовательно решены следующие задачи:

1. Оценить личностные особенности студентов с парафункциями жевательных

мышц;

2. Оценить психические состояния студентов с парафункциями жевательных мышц на основе оценки уровня тревожности, депрессивности, агрессивности;

3. Проанализировать взаимосвязи психологических параметров и субъективного уровня соматической заболеваемости студентов, имеющих признаки парафункций жевательных мышц.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для осуществления комплексного подхода исследования психосоматического статуса использовались социологический метод исследования (анкетирование); психологические методы исследования (методика «Интегративный тест тревожности» (ИТТ);

опросник невротических расстройств (ОНР); опросник Басса-Дарки для диагностики агрессивных реакций; опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»; опросник А.Т. Бека для диагностики депрессивных состояний, выявления выраженности симптомов депрессии).

Нами обследованы студенты стоматологического факультета 2 и 3 курса Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск). Общее количество студентов, вовлеченных в исследование, составило 96 человек. Данная выборка являлась смешанной: 39 мужчин и 57 женщин; средний возраст участников - 19±2 лет. В группу студентов, характеризующихся наличием ПЖМ, вошли 27 человек (6 мужчин, 21 женщина), контрольная группа - 69 человек без признаков ПЖМ (33 мужчины, 36 женщин).

За основу критериев отбора обследованных взяты признаки, использованные в социологической анкете, а также в медицинских картах стоматологических больных для оценки состояния здоровья, наличия критериев, характерных для ПЖМ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основании полученных данных, можно говорить о таких личностных особенностях студентов как настойчивость в достижении цели, неуверенность в себе, а также сниженная работоспособность в группе с ПЖМ. Студенты контрольной группы более эмоционально стабильны и уравновешены, более толерантны к стрессу, в отличии от группы с признаками ПЖМ.

Студенты с ПЖМ ощущали психическое беспокойство, испытывали озабоченность соматическими симптомами, сообщали о неудовлетворенности. Также у данных респондентов определились средние значения по показателям общей агрессивности и незначительно завышенное значение по показателю враждебности.

Выявились статистически значимые различия между группами в показателях личностной тревожности по шкалам эмоционального дискомфорта (р=0,01). Студенты с наличием ПЖМ имели выше показатели по шкале эмоционального дискомфорта, обладали чувством напряженности, пассивности, озабочены будущим на фоне эмоциональной чувствительности, однако, социальная среда не являлась для них источником тревожных напряжений, по сравнению со студентами контрольной группы. 66,6% респондентов с ПЖМ имели высокий уровень эмоционального дискомфорта; 29,6% - средний и 3,7% - низкий. Студенты без данного признака: 43,5% - высокий; 20,3% - средний и 36,2% - низкий уровень эмоционального дискомфорта.

Наличие критичных показателей личной тревожности студентов с ПЖМ свидетельствует о сниженном эмоциональном фоне, неудовлетворенности жизненной ситуации, эмоциональной напряженности, а также тревожной оценке будущего.

Студенты с наличием ПЖМ злоупотребляли курением, склонны к заболеваниям, характеризующимся хроническим течением и нарушениям сна в большей степени, чем респонденты без данной патологии.

В экспериментальной группе выявлены колебание интенсивности жалоб и связанные с ним ухудшения самочувствия, также статистически значимые различия по шкалам нарушения общей чувствительности, моторики и повышенной возбудимости. Определены взаимосвязи показателей значимости соматических аспектов клинических шкал опросника «Невротических расстройств» («нарушение общей чувствительности»; «психическая истощаемость») с такими психологическими особенностями, как «самооценка личностной тревожности» и «астенический компонент тревожности», то есть именно эти факторы психологического состояния оказывали наибольшее влияние на особенности соматической сферы студентов. Таким образом, студенты с наличием ПЖМ в большей степени не удовлетворены состоянием своего здоровья и общего самочувствия, нежели представители контрольной группы. Соматическое состояние у студентов с ПЖМ в значительной степени связано с их психологическим состоянием.

ВЫВОДЫ

1. Студенты, страдающие парафункциями жевательных мышц, в большинстве своем обладают мотивацией, ориентированной на успех, предпочитают брать на себя средние по трудности, но выполнимые обязательства. Такое качество как потребность в достижении успеха сочетается с неудовлетворенностью общим самочувствием, состоянием здоровья, пониженной работоспособностью.

2. Сниженный эмоциональный фон, эмоциональная напряженность, неудовлетворенность жизненной ситуации, а также тревожная оценка будущего и дальнейших перспектив, является следствием легкой степени депрессии обнаруженной у студентов экспериментальной группы. При этом показатель уровня агрессивности исследуемых студентов обеих групп находится в пределах нормы и это свидетельствует о наличии конструктивных тенденций во взаимоотношении с социальным окружением, способности к групповому взаимодействию.

3. Выявленная склонность студентов с ПЖМ к восприятию достаточно широкого диапазона ситуаций как угрожающих, постоянные ощущения напряженности, пассивности, странных предчувствий в значительной степени связано с нарушениями общего самочувствия, изменениями субъективных ощущений, проявлением психической истощенности, вялости и дискомфорте. У студентов страдающих ПЖМ личностная тревожность усиливается по мере ухудшения их соматического состояния.

Проведенное исследование позволит разработать практические рекомендации врачам, сотрудникам психологических служб вузов, студентам вузов в целях ранней диагностики и профилактики парафункций жевательных мышц, а также тревожности как причинного фактора данного психосоматического расстройства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гредюшко, О.П. Социально-психологические факторы тревожности студентов ССУЗ педагогического профиля : дис. ... канд. психол. наук / Гредюшко О.П. - Казань,

2004. - 161 с.

2. Иорданишвили, А.К. Клиническая ортопедическая стоматология / А.К. Иорда-нишвили. - М. : МЕДпресс-информ, 2007. - 248 с.

3. Исаева, Е.Р. Психологические механизмы адаптации к стрессу у больных психосоматическими и невротическими связанными со стрессом расстройства / Е.Р. Исаева, М.И. Фещенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Психология. - 2010. - № 27. - С. 91-97.

4. Скорикова, Л.А. Лечение больных с парафункциями жевательных мышц / Л.А. Скорикова // Кубанский научный медицинский вестник. - 2001. - № 3. - С. 70-72.

5. Фаустов, А. С. Фрагменты психогигены / А. С. Фаустов. - Воронеж : Истоки,

2005. - 168 с.

REFERENCES

1. Gredyushko, O.P. (2004), Social and psychological factors of anxiety students in pedagogic education: dissertation, Kazan, Russian Federation.

2. Iordanishvili, A.K. (2007), Clinical Prosthetic Dentistry, publishing house “MEDpress- inform”, Moscow, Russian Federation.

3. Isaeva, E.R. and Feschenko, M.I. (2010), “Psychological adaptation of patients with psychosomatic and neurotic diseases”, Bulletin of South State University. Series: Psychology, No. 27, pp. 91- 97.

4. Skorikova, L.A. (2001), “The treatment of patients with parafunctions of masticatory muscles”, Kuban Research Medical Journal, No. 3, pp. 70-72.

5. Faustov, A.S. (2005), Fragments of Mental Health, publishing house “Istoki”, Voronezh, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.04.2013.

УДК 378.147:378.018.43

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ТОЛЕРАНТНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Известно, что развитие личностных качеств обучающегося детерминировано множеством факторов. Толерантность - одно из наиболее значимых, но трудно формируемых личностных качеств: результаты её целенаправленного формирования могут быть нивелированы внешними негативными факторами. Для современных специалистов очевидно, что гуманизация образовательного процесса - главный социокультурный фактор формирования толерантности студентов. Однако интолерантность студенческой социальной среды затрудняет как гуманизацию образовательного процесса (от педагога требуется больше психологических и методических усилий), так и становление толерантности студентов. Несмотря на актуальность проблемы формирования толерантности студентов, по-прежнему не в полной мере разработаны модели студенческой социальной среды как объекта и субъекта толерантных отношений, синергичного распространения интолерантности в социуме. Цель исследования - разработка математических моделей толерантной студенческой среды.

Ключевые слова: толерантность, студент, образовательный процесс, модели, социум, тенденции.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p126-128

MATHEMATICAL MODELS OF THE TOLERANT STUDENT'S ENVIRONMENT

Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, lecturer Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

As well known the personal abilities development is determined by different factors. The tolerance is important personal ability but tolerance formation results may be destroyed by external negative factors. By opinion of modern specialists, the educational process humanization is the main social and cultural factor of student’s tolerance formation. However, intolerance of students social system corrupts the educational process humanization and students tolerance formation. Despite of student’s tolerance formation actuality the models of student’s social system are not elaborated. The purpose of investigation is elaborating of mathematical models of student’s social system.

Keywords: tolerance, student, educational process, models, social systems and tendencies.

Известно, что развитие личностных качеств обучающегося детерминировано множеством факторов (внешних и внутренних, контролируемых и неконтролируемых, ведущих и второстепенных и т. д.). Толерантность - одно из наиболее значимых, но трудно формируемых личностных качеств: результаты её целенаправленного формирования могут быть сведены «на нет» внешними негативными факторами. Для современных специалистов очевидно, что гуманизация образовательного процесса - главный социокультурный фактор формирования толерантности студентов. Однако интолерантность студенческой социальной среды затрудняет как гуманизацию образовательного процесса (от педагога требуется больше психологических и методических усилий), так и формирование (развитие) толерантности студентов. Несмотря на актуальность проблемы формирования толерантности студентов, по-прежнему не в полной мере разработаны модели студенческой социальной среды как объекта и субъекта толерантных отношений. Проблема исследования - вопрос: какими должны быть модели студенческой социальной среды, что-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.