УДК 159.9.072.592
Д.Р. Мерзлякова, М.П. Семкова
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ СИМПТОМОВ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ОБРАЗА Я У ПЕДАГОГОВ-МУЖЧИН И ПЕДАГОГОВ-ЖЕНЩИН
Проведено изучение особенностей психосоматических симптомов и переживания образа Я у педагогов-мужчин и педагогов-женщин. Разработаны модели психофизиологических состояний у педагогов разного пола.
Ключевые слова: синдром психического выгорания, психофизиологические состояния, психосоматические симптомы, образ Я.
Педагогическая деятельность относится к профессиям, подверженным синдрому выгорания. Педагоги испытывают большое количество стрессов, и в результате у них может возникнуть негативная реакция на стресс - психическое выгорание. К. Маслак определяет синдром выгорания как «состояние физического, эмоционального и умственного истощения, отмеченного физическим истощением и хронической усталостью, чувства беспомощности и безнадежности, развитием отрицательной самооценки и негативного отношения к работе, жизни и другим людям». К. Маслак подчеркивает, что выгорание - это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением» [11].
Помимо этого, синдром выгорания опасен появлением психосоматических реакций, что негативно влияет как на самого специалиста, так и на качество и продуктивность его работы. М. Burish и В.Е. Орёл отмечают, что на последних стадиях развития выгорания у специалиста развиваются такие разнообразные психосоматические расстройства, как бессонница, нарушения в сексуальной сфере, тахикардия, повышение давления, головные боли, расстройства пищеварительной системы, снижение иммунитета [10; 7].
Длительное время проблема психосоматических расстройств разрабатывалась в основном последователями 3. Фрейда (A. Freud, 1927; M. Klein, 1932; В. Berd, 1936; L. Kanner, 1955; J. Bowlby, 1961; L. Kreisler, 1994 и др.), предлагавшими психогенетическую трактовку этих состояний, основываясь на психоаналитической концепции. Последнее время эти задачи чаще решаются с позиций психосоматического (Ю.М. Губачев, Е.М. Стабровский, Д.Н. Исаев и др. [3-5]) и онтогенетического подходов (Ковалев В.В.; Шевченко Ю.С. [1; 6]).
Для эффективной профилактики и коррекции синдрома психического выгорания необходимо выявление особенностей восприятия своего психофизиологического состояния и образа Я у педагогов. Изучение особенностей психосоматических симптомов и переживания образа Я у педагогов позволит более эффективно осуществлять систему психологического сопровождения для профилактики и коррекции психического выгорания.
По нашему мнению, восприятие своего психофизиологического состояния во многом зависит от образа Я, который является когнитивной составляющей Я-концепции.
Образ Я есть некоторая система многообразных знаний субъекта о себе, имеющих разную степень осознанности, дифференцированности, обобщенности, функционирующих в неразрывном единстве. В качестве генетически исходной формы образа Я в исследованиях рассматривается «образ самого себя, репрезентирующий целостное отношение ребенка к себе» [2].
Образ Я входит в структуру Я-концепции.
Р. Бернс отмечал, что Я-концепция состоит из трех компонентов.
1. Когнитивная составляющая Я-концепции, или образ Я.
2. Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции, или самооценка.
3. Поведенческая составляющая Я-концепции, заключающаяся в потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Я-концепция рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе на более высоком уровне, как сложившаяся, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система, носящая вместе с тем динамический характер; в Я-концепции исследователи видят константный компонент самосознания, определяющий общее самочувствие личности. Отражение в Я-концепции интегрированных знаний субъекта о себе позволяет ему ощущать собственную определенность, самотождест-
венность и целостность. Я-концепция детерминирует не только восприятие субъектом разных сторон собственной личности, но и окружающего мира. Самооценка выступает в качестве санкционирующего механизма Я-концепции, обеспечивающего иерархизацию знаний человека о себе. Р. Бернс отмечал, что в более узком смысле Я-концепция и есть самооценка [2]. Следовательно, переживание образа Я будет зависеть от восприятия психофизиологического состояния.
Цель нашего исследования - выявление особенностей психосоматических симптомов и переживания образа Я у педагогов-женщин и педагогов-мужчин.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия психосоматических симптомов и переживания образа Я у педагогов разного пола.
Материалы и методика исследований
Были использованы: Гиссенский опросник соматических жалоб; Торонтская алекситимическая шкала (тест адаптирован в институте им. В. М. Бехтерева); Опросник психического выгорания (А.А. Рукавишников) [9]. Помимо этого, с данными испытуемыми было проведено упражнение «Фантом» (А. Асмолов, Г. Солдатова) [8].
Задачами данного упражнения были:
- изучение соматических проявлений стресса;
- обучение навыкам самодиагностики стресса на ранних стадиях.
Участникам раздавались бланки с двумя схематическими изображениями человеческого тела и цветные карандаши. На первом силуэте им предлагалось метафорически изобразить, какие соматические проявления сопровождают их стрессовую реакцию, когда она достигает значительного уровня (фаза истощения). Для этого им необходимо было вспомнить, в каких именно частях тела локализованы эти ощущения, как именно они проявляются. Для наилучшего представления этого процесса было предложено мысленно закончить предложение: «Я чувствую это, как будто...». В результате получилась метафора, которую испытуемые изображали на бумаге. На втором силуэте человеческого тела необходимо было аналогичным образом изобразить самые ранние телесные проявления, которые сигнализируют о начинающемся стрессе.
Результаты и их обсуждение
В выборку вошли педагоги разных образовательных учреждений: ДОУ, школ, училищ и дополнительного образования (46 человек, из них 30 женщин и 16 мужчин). Средний возраст исследуемых - 42,67 года (24 - 57 лет), стаж работы в педагогике в среднем - 20,60 года (2 - 38 лет).
Психофизическое состояние педагогов было исследовано с помощью Гиссенского опросника соматических жалоб и Торонтской алекситимической шкалы. Также с испытуемыми было проведено упражнение «Фантом» с целью выявления психосоматических симптомов стресса. При анализе полученных рисунков учитывались сюжетные и формальные их особенности; эти особенности были подвергнуты кластерному анализу. Преобразование первичных статистик при кластеризации происходило методом k-means. Выделено 3 кластера, отражающих содержательные признаки рисунков, и 3 кластера, отражающих формальные особенности (технику) рисунка. Содержательные - это изображения зон дискомфорта или определенных ощущений. Формальные - цвет, характер нажима, штриховки контура, какую часть площади человеческого контура занимают изображения. В результате показатели рисунков были интерпретированы следующим образом.
В кластер содержаний 1 вошли изображения неприятных симптомов в голове, сердце, животе, отражение общего дискомфорта во всем теле; стрелки и фонтанообразные изображения, направленные за границы тела; изображение опоры (земля, пол) и посторонних предметов в руках или рядом с фигуркой в начале стресса. Все это характерно для рисунков и о начале, и о разгаре стресса. Сюда же относится фрагментация тела за счет обозначения жестких границ между телом и конечностями, головой и шеей, грудью и животом в разгаре стресса. В разгаре стресса центрами интеграции рисунка становятся голова (в каске или ореоле) и/или сердце (большое, круглое, густо закрашенное). В начале стресса тело не воспринимается дифференцированно; в разгаре стресса появляются изображения «блоков» в шее и области живота, что свидетельствует о попытке удержать себя от осознавания нежелательных психических содержаний; голова и сердце относительно автономны, выражают вытесненные эмоциональные содержания в примитивной, недифференцированной форме. Такие особенно-
сти изображения свидетельствуют об ослаблении границ Я в стрессовом состоянии. Компенсировать это ослабление отчасти удается за счет симптома.
В кластер содержаний 2 вошли изображения, отражающие еще большую фрагментацию тела в ощущениях (и в начале, и в разгаре стресса): симптомы скудные, не связанные между собой, изображения органов мелкие, сердце изображается неестественного цвета (коричневое, черное, синее) или пустым; жесткие границы головы или изображение, подобное каске, на ней. В начале стресса из пальцев и стоп могут исходить пучки, подобные лучам; на голову и шею могут давить извне бесформенные пятна или стрелки. В разгаре стресса сердце часто изображается движущимся. Это почти полная потеря границ Я, переживание стресса как распада Я. Здесь нет особой динамики в зависимости от фазы стресса.
В кластер содержаний 3 вошли изображения, связанные с жесткими преградами между головой и туловищем, грудью и тазом, очень структурированными изображениями в области головы (спирали, орнаменты, повязки, изображения мыслей, пучки стрелок, направленных внутрь и наружу, ореолы), сердца и груди (крупное красное сердце или спираль, пучки стрелок из и внутрь сердца), закрашивание ног, суставов, стоп, изображения позвоночника в начале стресса. В разгаре стресса симптомы в голове и груди становятся менее дифференцированными (пятна, штриховка, большой ореол, стрелки, выходящие из области сердца, часто изображение сердца удваивается), преграды в области шеи и живота превращаются в пятна; появляются грузы на руках и ногах, линии в области рук и ног изображают нечто вроде остова, появляются изображения посторонних вещей рядом с человеческой фигуркой. Это борьба за сохранение границ Я. Педагог пытается сохранить равновесие за счет поддержания очень ригидного образа телесного Я в начале стресса; в разгаре стресса этот механизм может дать сбой.
В «формальный» кластер 1 вошли следующие признаки. В изображениях начала стресса преобладают средняя детальность рисунка, средний стабильный нажим, структурированная штриховка (вертикальные или горизонтальные волны, сетка, точки, отдельные штрихи), используются желтый, черный, коричневый цвета (что может свидетельствовать о сильной тревоге и телесном дискомфорте), метафорические изображения (стрелы, молнии, молоты). В разгаре стресса появляется штриховка в виде петель, нажим слабеет, появляются небрежные легкие контуры зон дискомфорта. Видимо, здесь имеет место неплохое осознавание телесных процессов во время стресса; несколько снижается самоконтроль при рисовании симптомов разгара стресса - возможно, это проявление спонтанности автора рисунка. Либо педагог, рисуя, пытается сознательно сконструировать, а не пережить то состояние, которое соответствовало первым признакам стресса. Это признаки стабильного самоконтроля во время стресса.
В «формальный» кластер 2 вошли следующие признаки. В изображениях начала стресса преобладают рисунки с низкой детальностью, контурные (контур слаб и небрежен), используются метки в виде жирных точек, надписи вокруг фигурок вместо рисунков, вопреки инструкции педагоги пользуются шариковой ручкой. В разгаре стресса преобладает контур, он становится жестким и жирным, появляется грубая, густая, небрежная штриховка, нажим колеблется. Педагоги рисуют символические изображения (молоты, гири, цепи), пользуясь шариковой ручкой. Здесь имеет место сопротивление осознаванию стрессового опыта (особенно первых признаков стресса), выраженная агрессия и тревога в разгаре стресса. Этот кластер можно назвать «Сопротивление и отреагирование».
В «формальный» кластер 3 вошли следующие признаки. В изображениях начала стресса преобладают сильный и колеблющийся нажим, рисование в пределах контура (примерно на половине площади фигурки), использование штриховки (слабая, густая, петлями, зубцами, небрежная), красного, синего, зеленого цветов (что говорит о сохранной энергетике, активности, контроле над собой и ситуацией и о стремлении к покою). В изображениях разгара стресса преобладают те же цвета, штриховка становится вертикальной, иногда зубчатой, изображения занимают большую площадь контура фигурки или выходят за его пределы, детальность рисунка средняя или высокая, используются метки в виде жирных точек. Это проявления сильных эмоций во время стресса, желание сохранить контроль над ними. Этот кластер можно назвать «Эмоциональная лабильность».
Были построены модели телесных реакций педагогов на стресс. В рисунке каждого испытуемого подсчитывалось количество признаков каждого формального и сюжетного кластера (наличие признака - 1 балл).
На первом этапе ее создания были выявлены корреляции между результатами исследования (результаты тестирования по Гиссенскому опроснику соматических жалоб, Торонтской алекситими-ческой шкалы (тест адаптирован в институте им. В. М. Бехтерева), опроснику психического выгорания (А.А. Рукавишников)), а также данными кластерного анализа сюжетов и формальных особенностей рисунков педагогов (в баллах) по г-критерию Пирсона.
Определена значимость коэффициентов корреляции. На втором этапе создания модели на основании значимости и знака коэффициентов корреляции было проведено многомерное шкалирование по методике PROXSCAL: +г при р<0,001 присваивался 1 балл, при р<0,01 - 2 балла, р<0,05 - 3 балла; + и - г при р<0,1 - 4 балла; -г при р<0,05- 5 баллов, при р<0,01 - 6 баллов, при р<0,001 - 7 баллов.
Нами были созданы модели психофизиологических состояний у педагогов разного пола. Модель психофизиологического состояния педагогов-мужчин представлена на рис. 1.
Рис. 1. Модель восприятия своего психофизиологического состояния педагогами-мужчинами
Низкие положительные значения по оси У и высокие положительные - по оси Х имеют показатели алекситимии по Торонтской алекситимической шкале и кластера содержаний «Ослабление границ Я во время стресса». Средние положительные значения по обеим осям имеет показатель кластера содержаний «Борьба за границы Я». Все это может быть отражением низкой дифференцированности своих ощущений во время стресса либо сильной тревоги. Положительные (низкие по оси Х и высокие по оси У) имеют показатели формальных кластеров «Сопротивление и отреагирование» и «Сохранение самоконтроля в стрессовой ситуации», кластера содержаний «Стресс как распад Я»: это свидетельства отрицания сильных пугающих эмоций и тревоги, отреагирование их в форме симптома, который также слабо осознается. Область модели с положительными значениями по обеим осям - отражение того, как воспринимается Я во время стресса (хрупким, распадающимся). Ось У «отвечает» за переживание тревоги и ее отрицание; ось Х - за склонность клиента соматизировать переживания.
Низкое отрицательное значение по оси У и высокое положительное - по оси Х имеет показатель возраста. Рыхлое скопление показателей G (желудочные жалобы), Е (истощение), М (ревматический фактор), итоговые показатели Гиссенского опросника соматических жалоб имеют средние отрицательные значения по оси У и положительные (от низких до средних) по оси Х. Это может быть
отражением естественной динамики психофизиологического состояния при старении или/и склонности к конверсии (когда симптом символизирует вытесненное эмоциональное состояние).
Средние отрицательные значения по обеим осям имеет показатель профессиональной мотивации опросника психического выгорания А.А. Рукавишникова. Довольно тесное скопление с низкими отрицательными значениями по оси У, средними и высокими отрицательными - по оси Х образовали показатели психоэмоционального истощения, личностной отстраненности, индекса психического выгорания (опросник А.А. Рукавишникова). Таким образом, психическое выгорание формируется как целостное состояние, обособленное от прочих реакций на острые и хронические стрессы. Высокое отрицательное значение по оси Х и низкое положительное - по оси У - у показателя стажа, что, по-видимому, свидетельствует о прямой связи психического выгорания с длительностью работы по специальности (этот показатель пространственно близок к показателям опросника психического выгорания А.А. Рукавишникова). Низкое отрицательное значение по оси Х и высокое положительное - по оси У имеет показатель формального кластера «Эмоциональная лабильность». Видимо, эмоциональные реакции не воспринимаются как средство адаптации к профессиональным стрессам.
Ось Х данной модели отражает накопленные в опыте состояния, связанные со стрессом: реакции на профессиональный стресс (отрицательные значения) и приобретенные в опыте механизмы совладания со стрессом (положительные значения). Возможно, мужчины-педагоги в ситуации профессионального стресса слабо используют сложившиеся у них защитные стратегии, так как педагогический труд считается традиционно женским, и в субкультуре педагогов правильными и эффективными считаются механизмы совладания со стрессом, характерные для женщин. Мужчины же оказываются довольно беззащитными.
Ось У касается традиционной для нашей культуры, возможно, гендерно обусловленной «мужской» дихотомии телесного (отрицательные значения) - эмоционального (положительные значения). Переживание дробится на телесную и психическую части, не воспринимается целостно, не становится ресурсом.
Модель восприятия своего психофизиологического состояния женщинами-педагогами представлена на рис. 2.
Кластер содержаний «Борьба за сохранение границ Я»
Сердечные жалобы
РеОматический фактор
Всего Гиссенского Опросника
-- / Желудочные жалобы
Кластер содержаний «Переживание стресса как распада Я»
Формальный кластер «Признаки стабильного самоконтроля во Время стресса»
Возраст
\Стаж
І I | І І І І І І І І I | І І І І І І І I l|l І І І І І І І I | І I М Pi І І I |
Формальный кластер «Эмоциональная лабильность»
1
Кластер содержаний «Ослабление границ Я в стрессовом состоянии»
Индекс выгорания
Истощение / ?— Профессиональная мотивация
Психозмоц иоальное истощение
Формальный кластер « Сопротивление и отреагирование»
1
Личностная отстраненность
Торонтская
Алекситимическая Шкала
Рис. 2. Модель восприятия своего психофизиологического состояния педагогами-женщинами
Положительные значения (низкие по оси У и высокие по оси Х) имеют показатели возраста, стажа, формальных кластеров «Сопротивление и отреагирование» и «Сохранение самоконтроля во время стресса». Это показатели довольно сильной тревоги и попыток ее отрицания; видимо, такая тактика по отношению к своим переживаниям позволяет довольно долго адаптироваться к профессиональному стрессу. Средние положительные значения по обеим осям имеет показатель личностной отстраненности (по опроснику психического выгорания А.А. Рукавишникова). Связь потребности в контроле и отрицании с личностной отстраненностью довольно очевидна: это отстраненность, направленная на собственные переживания и на себя, когда Я воспринимается как объект.
Близкое к нулю положительное значение по оси Х и высокое отрицательное - по оси У имеет показатель алекситимии (Торонтская алекситимическая шкала). Близкие к нулю отрицательные значения по оси Х и высокие отрицательные - по оси У имеют показатели психоэмоционального истощения, профессиональной мотивации, индекса выгорания (опросник Рукавишникова) и Е - истощение (Гиссенский опросник соматических жалоб). Таким образом, выгорание формируется как самобытный феномен, в меньшей степени зависит от личностной отстраненности, связано с алекситимией как личностной характеристикой; основным проявлением выгорания, по восприятию педагогов-женщин, является астения.
Низкие отрицательные значения по оси Х и положительные (от средних до высоких) - по оси У имеют показатели кластера содержаний «Стресс как распад»; «Всего», Н (сердечные жалобы), М (ревматический фактор), G (желудочные жалобы) Гиссенского опросника соматических жалоб, кластера содержаний «Борьба за границы Я». Возможно, это восприятие симптомов как «маркеров» телесных границ, указывающих на то, что происходит психотравмирующее воздействие; тело воспринимается как беззащитное.
Ось Х данной модели отражает весь спектр защитных механизмов: от незрелых, типа отреаги-рования и отрицания (отрицательные значения), до относительно зрелых, связанных с реактивным усилением самоконтроля (положительные значения). В средних значениях возникает соматизация или выгорание. На полюсах шкалы в соматизации нет потребности - происходит либо быстрое отыгрывание в поведении (без осознавания), либо подключаются копинг-стратегии.
Ось У касается восприятия субъектом своих переживаний - недифференцированное пассивное переживание (отрицательные значения) и довольно дифференцированное восприятие с попытками влиять на свое переживание (положительные значения).
Выводы
Было проведено изучение особенностей психосоматических симптомов и переживания образа Я у педагогов-мужчин и педагогов-женщин с разным уровнем психического выгорания.
С испытуемыми педагогами провели упражнение «Фантом» с целью выявления психосоматических симптомов стресса. Полученные результаты исследования были классифицированы по содержательными признакам рисунка и по формальным признакам рисунка.
В первый кластер вошли содержательные признаки, свидетельствующие об ослаблении границ Я в стрессовом состоянии. Во второй кластер вошли содержательные признаки, свидетельствующие о почти полной потере границ Я, переживание стресса как распада Я. В третий кластер вошли содержательные признаки, свидетельствующие о борьбе за сохранение границ Я.
В первый кластер, характеризующий формальные признаки, вошли симптомы стабильного самоконтроля во время стресса. Во второй кластер, характеризующий формальные признаки, - «сопротивление и отреагирование». В третий кластер вошли проявления сильных эмоций во время стресса, желание сохранить контроль над ними. Этот кластер можно назвать «Эмоциональная лабильность».
Восприятие своего психофизиологического состояния и формирование синдрома выгорания различны у педагогов-мужчин и педагогов-женщин. Восприятие и развитие выгорания у женщин зависят в основном от личностных особенностей, у мужчин, помимо этого, от расхождения между привычными гендерно обусловленными способами реагирования на стресс и принятыми среди педагогов (в основном женщин) нормами поведения при профессиональном стрессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологически привычные действия у подростков. М.: Изд-во НГМА, 2001. 228 с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 420 с.
3. Губачев Ю.М. Заболевания сердечно-сосудистой системы. СПб.: Бионт, 1998. 456 с.
4. Губачев Ю.М., Стабровский Е.М. Клиникофизиологические основы психосоматических соотношений. Л.: Медицина, 1981. 342 с.
5. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. М.: Специальная литература, 2007. 544 с.
6. Ковалев В. В. Личность и нарушения при соматической болезни // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. М.: Медицина, 1972. 224 с.
7. Орёл В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: дис. ... д-ра пси-хол. наук. Ярославль, 2005. 449 с.
8. Социальная компетентность: режиссура совместных действий/ под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. М.: Гратис, 2006. 254 с.
9. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 344 с.
10. Burish M. In search of theory: some ruminations on the nature and etiology of burnout // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W. B. Shaufeli, Cr. Maslach & T. Marek, Washington: Taylor & Francis, 1993. P. 75-93.
11. Maslach C., Leiter M.P. The truth about burnout: How organization cause personal stress and what to do about it. San Francisco, CA: Jossey - Bass, 1997.
Поступила в редакцию 05.03.13
D.R. Merzlyakova, M.P. Semkova
Features of psychosomathyc symptoms and experiences of the image of Self at male teachers and female teachers
Empiric research is devoted to the study of features of psychosomathic symptoms and to the experience of the image of Self at male teachers and female teachers. We have developed models of psychophysiological conditions at teachers of different sex.
Keywords: burnout, psychosomatic symptoms, psychophysiological conditions, self-image.
Мерзлякова Дина Рафаиловна, кандидат психологических наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: [email protected]
Merzlyakova D.R.,
candidate of psychology, associate professor Udmurt State University
426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6 E-mail: [email protected]
Семкова Мария Петровна, психолог МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения № 5 Устиновского района города Ижевска» 426020, Россия, г. Ижевск, ул. Барышникова, 35 E-mail: [email protected]
Semkova M.P., psychologist Complex Centre of Social Service №5 426034, Russia, Izhevsk, Baryshnikova st., 35 E-mail: [email protected]