3. Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. - М.: ИП РАН, 1999.
4. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. -М., 1993. - С. 456.
5. Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. - Пермь, 2005.
6. Корниенко Д. С. Родительское отношение как метаиндивидуальная характеристика в связи с конфигурацией семьи и возрастом ребенка // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 1 (15) [Электронный ресурс]. -
http://psystudy.ru (дата обращения: 15.06.2011).
7. КрайгГ., Бокум Д. Психология развития. -9-е изд. - СПб.: Питер, 2006.
8. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986.
9. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - № 1. - С. 3-18; № 2. - С. 3-14.
10. Смирнова Е.О., СоколоваМ.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. - 2007. -№ 2. - С. 57-68.
УДК 159.9:61
Меньшикова Александра Алексеевна
Российский государственный социальный университет (г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ У БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Целью исследования было выявление особенностей психологической готовности к материнству у беременных женщин с онкологическими заболеваниями. Высокая частота встречаемости злокачественных новообразований во время беременности и отсутствие данных в отечественной науке относительно психологического состояния беременных женщин с онкопатологией обусловили выбор данной темы.
Ключевые слова: психологическая готовность, материнство, беременность, онкологические заболевания.
В настоящее время в России рост рождаемости сопровождается значительным снижением численности женщин репродуктивного возраста, что создает угрозу национальной безопасности для нашей страны в будущем. Распространенная среди женщин тенденция планирования материнства в позднем репродуктивном возрасте привела к увеличению частоты случаев выявления злокачественных новообразований в период беременности.
Период беременности для женщины является начальным этапом становления ее материнства, при этом плод в утробе будущей матери выступает уже как субъект воспитательных воздействий [2]. Исследования перинатальной психологии доказали, что негативные переживания в период беременности оказывают неблагоприятное влияние на качество привязанности к ребенку и приводят к дисфункциональным отношениям в системе «мать-дитя» [1; 5; 12]. Наличие тяжелой соматической патологии в период беременности является условием хронического психоэмоционального стресса, что выступает главным фактором риска нарушений детско-родительских взаимодействий [4; 7]. Успешность адаптации
женщины к беременности в условиях тяжелого заболевания, ее способность осознавать значимость ребенка и регулировать свое психологическое состояние с учетом требований внешней ситуации - зависит от особенностей ее психологической готовности к материнству [3]. В качестве центральных компонентов психологической готовности к материнству у беременных женщин выступают особенности коммуникативного опыта в раннем детстве, эмоциональное отношение к материнству и родительские установки [6]. Данные исследований совладающего поведения беременных женщин показывают, что негативные родительские установки значимо влияют на выбор неконструктивных копинг-стратегий в период беременности [8], однако также имеются данные о взаимосвязи психологической готовности к материнству и выборами пассивных копинг-стратегий [9]. В условиях болезни выбор пассивных копинг-стратегий признается неконструктивным и зачастую указывает на состояние дезадаптации личности [10].
В контексте изучения особенностей психологической готовности к материнству беременных женщин с онкологическими заболеваниями пред-
ставляется возможным понять не только характер ее эмоционального отношения женщины к материнству, родительских установок, но и их взаимосвязь со способами совладающего поведения в условиях тяжелой болезни.
Цель исследования: эмпирическим путем выявить особенности психологической готовности к материнству у женщин с онкологическими заболеваниями во время беременности.
Гипотеза исследования: 1) Существуют определенные различия в особенностях психологической готовности к материнству у беременных женщин с онкологическими заболеваниями и условно здоровых беременных женщин. 2) Особенности психологической готовности к материнству у беременных женщин с онкопатологией взаимосвязаны с выбором стратегий совладающего поведения.
Методы исследования: 1) цветовой тест отношений Е.Ф. Бажина, А.М. Эткинда использовался для изучения неосознаваемого эмоционального отношения к беременности, материнству и ребенку; 2) методика родительских установок и реакций - PARI (Е. Шефер, Р. Белл) в адаптации Т.В. Нещерет; 3) опросник «Копинг-пове-дение в стрессовых ситуациях» (N. Endler, J.A. Parker), адаптированный Т.Л. Крюковой; 4) тест «Способы копинга» (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк), предназначенный для изучения особенностей совладающего со стрессом поведения. Полученные данные были обработаны с помощью пакета прикладных программ обработки данных SPSS 19.0 путем использования непараметрических критериев углового преобразования Фишера и корреляционного анализа Спирмена.
Выборка исследования. Исследование было проведено на базе ФГУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. Академика В.И. Кулакова» и Родильного дома .№26 г. Москвы. Всего в исследовании приняло участие 120 женщин: основная группа - 60 беременных женщин с онкологическими заболеваниями во время беременности и контрольная группа -60 условно здоровых беременных женщин. Возраст пациенток составил 19-35 (25±7,5) лет.
Результаты и их обсуждение. Изучение содержания психологической готовности к материнству с позиции эмоционального отношения к материнству позволило выявить несколько его типов: позитивное, амбивалентное, общее амбива-
лентное. Позитивное отношение к материнству отмечалось в 38,3% случаев у женщин с онкологическими заболеваниями во время беременности и у 61,7% условно здоровых беременных женщин с нормально протекающей беременностью (ф = 2,58; р<0,01). Данный тип отношения характеризовался тем, что на первых позициях по отношению к понятиям, связанными с беременностью, материнством, ребенком, представлением о себе как матери, стояли основные цвета в сочетании с фиолетовым цветом. Амбивалентное отношение к материнству достоверно преобладало среди женщин с онкологическими заболеваниями во время беременности (45%; р<0,01) и проявлялось в нескольких вариациях: в выборах на первых четырех позициях цветового ряда, ассоциирующихся с понятиями «материнство», присутствовали основные цвета в сочетании с фиолетовым, а на первых позициях, ассоциирующихся с объектом «Ребенок», имелись серый, коричневый, черный цвета или их сочетания; в выборах на первых четырех позициях цветового ряда, ассоциирующихся с понятиями «ребенок», присутствовали основные цвета в сочетании с фиолетовым, а на первых позициях, ассоциирующихся с объектом «материнство», имелись серый, коричневый, черный цвета или их сочетания. Общее амбивалентное отношение к материнству достоверно преобладало в группе женщин с онкологическими заболеваниями во время беременности (16,7%; ф = 2,613; р<0,01), чем среди условно здоровых беременных женщин (3,3%; ф = 2,613; р<0,01). В данном варианте на первых четырех позициях цветовых рядов, ассоциирующихся с большинством объектов, в частности, с понятиями «Материнство», «Беременность», «Мой ребенок сейчас», «Мой ребенок в будущем» присутствовали серый, коричневый, черный цвета и их сочетания.
Исследование содержания психологической готовности к материнству с позиции родительских установок показало, что женщины с онкологическими заболеваниями во время беременности характеризуются излишней концентрацией на ребенке (40%; р<0,01) и эмоциональной дистанцией с ребенком (15%; р<0,05). Женщины основной группы склонны характеризовать себя как зависимую и несамостоятельную мать (54,8%; ф = 2,15; р<0,05), для них свойственны неудовлетворенность ролью хозяйки дома (46%; ф = 1,57; р<0,05) и ощущение самопожертвования в роли
матери (55,7%; ф = 2,7; р<0,05). Среди условно здоровых беременных женщин достоверно преобладают оптимальный эмоциональный контакт с ребенком (63%; ф = 2,021; р<0,01), заботы исключительно о семье (58,3%; ф = 4,004; р<0,001) и доминирование матери в семье (68,3%; ф = 6,682; р<0,001).
Проведение корреляционного анализа показало наличие взаимосвязей в основной группе женщин между позитивным отношением к материнству и родительской установкой по типу оптимального эмоционального контакта (г=0,33; р<0,01), амбивалентным отношением к материнству на фоне позитивного принятия ребенка и родительской установкой по типу излишней концентрации на ребенке (г=0,21; р<0,1), а также общим амбивалентным отношением к себе, материнству и ребенку и родительской установкой по типу эмоциональной дистанции с ребенком (г=0,25; р<0,05). Среди условно здоровых беременных женщин преобладали взаимосвязи между позитивным отношением к материнству и родительской установкой по типу оптимального эмоционального контакта (г=0,27; р<0,01). Соответственно с выявленными корреляционными взаимосвязями с учетом особенностей эмоционального отношения к материнству и родительских установок в основной группе женщин высокий уровень психологической готовности к материнству отмечался в 41,6% случаев, средний уровень -в 46,7%, низкий уровень - в 11,7%. Среди женщин с нормально протекающей беременностью высокий уровень психологической готовности к материнству отмечался в 63,3% случаев, средний уровень - в 30 %, низкий уровень - в 6,7%. При этом высокий уровень психологической готовности достоверно преобладал в группе условно здоровых беременных женщин, чем среди женщин с нормально протекающей беременностью (ф = 2,388; р<0,01), что указывает на негативное влияние ситуации онкологического заболевания на особенности психологической готовности к материнству. В связи с этим выбор способов совла-дающего поведения у беременных женщин с онкологическими заболеваниями выступает показателем их психологической адаптации к болезни.
Рассмотрим особенности психологической готовности к материнству у беременных женщин в связи со спецификой совладающего поведения. Совладающее поведение женщин с онкологическими заболеваниями во время беременности ха-
рактеризовалось доминированием эмоционально-ориентированного копинга (64,5%; ф = 2,766; р<0,01), а также копинга, ориентированного на избегание (53,3%; ф = 2,618; р<0,01). У пациенток основной группы достоверно также преобладали копинг-стратегии дистанцирования (45%; ф = 1,95; р<0,05) и бегства-избегания (60%; ф = 3,351; р<0,01). Осознание невозможности разрешения ситуации болезни и понимание собственной беспомощности в отношении витальной угрозы у беременных женщин с онкологическими заболеваниями обусловливают их склонность к мысленным и поведенческим усилиям, направленными на избегание или бегство от решения проблем, а также стремление к когнитивным усилиям по отделению от конфликтной ситуации патологии во время беременности и уменьшению ее значимости.
В свою очередь для женщин контрольной группы было свойственно использование копинг-стра-тегии поиска социальной поддержки (70%; ф = 1,703; р<0,05), планирования решения проблемы (63,3%; ф = 2,388; р<0,01), проблемно-ориентированного копинга (63%; ф = 2,766; р<0,05) и самоконтроля (40%; ф = 2,131; р<0,05). Женщины с нормально протекающей беременностью склонны обращаться за помощью и поддержкой к другим людям с целью сохранения эмоционального равновесия, а также применять проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы и самоконтроль. Стратегия планирования и решения проблемы у беременных женщин связана с их активной деятельностью по подготовке к родам и предстоящему материнству, а также принятием на себя ответственности, обусловленной ролью матери.
Были выявлены достоверные корреляционные взаимосвязи между особенностями психологической готовности к материнству и способами совладающего поведения. В основной группе женщин выбор способов совладания со стрессом по типу бегства-избегания и отвлечения взаимосвязаны с ощущением самопожертвования в роли матери (г=0,41; р<0,001), неудовлетворенностью ролью хозяйки дома (г=0,33; р<0,01), сверхавторитетом родителей (г=0,254; р<0,05). В группе женщин с онкологическими заболеваниями во время беременности отмечается положительная корреляционная связь между дистанцированием и излишней концентрацией на ре-
бенке (г=0,33; р<0,01), а также между эмоционально-ориентированным копингом и родительской установкой по типу излишней эмоциональной дистанции к ребенку (г=0,33; р<0,01), между эмоционально-ориентированным копингом и ощущением самопожертвования в роли матери (г=0,214; р<0,01). Среди женщин с онкологическими заболеваниями во время беременности были выявлены положительные взаимосвязи между позитивным эмоциональным отношением к материнству и использованием стратегии совладания поиска социальной поддержки (г=0,414; р<0,001) и проблемно-ориентированного копинга (г=0,33; р<0,01). В основной группе женщин амбивалентное отношение к материнству на фоне позитивного отношения к ребенку положительно коррелировало с использованием копинг-стратегии бегство-избегание (г=0,33; р<0,01) и эмоционально-ориентированного копинга (г=0,33; р<0,01), а общее амбивалентное отношение к материнству взаимосвязано с использованием способа совладания со стрессом по типу дистанцирования (г=0,254; р<0,05).
Высокий уровень психологической готовности как у женщин с онкологическими заболеваниями, так и у женщин с нормально протекающей беременностью достоверно взаимосвязан с использованием способов совладающего поведения по типу проблемно-ориентированного копинга (г=0,254; р<0,05) и поиска социальной поддержки (г=0,254; р<0,05). Низкий уровень психологической готовности у женщин с онкологическими заболеваниями достоверно взаимосвязан с использованием дезадаптивной копинг-страте-гии в виде дистанцирования (г=0,254; р<0,05). Средний уровень психологической готовности к материнству у женщин с онкологическими заболеваниями во время беременности достоверно взаимосвязан с использованием эмоционально-ориентированного копинга (г=0,254; р<0,05) и стратегией бегство-избегание (г=0,33; р<0,01). Достоверных взаимосвязей между средним и низким уровнем психологической готовности к материнству и способами совладающего поведения среди условно здоровых беременных женщин выявлено не было. Полученные результаты позволили сделать ряд следующих выводов: 1) Беременные женщины с онкологическими заболеваниями характеризуются средним и низким уровнем психологической готовности к материнству, по сравнению с условно здоровыми женщинами,
которые достоверно отличаются высоким уровнем психологической готовности к материнству.
2) Содержание психологической готовности к материнству беременных женщин с онкологическими заболеваниями характеризуется амбивалентными типами эмоционального отношения к материнству и дисфункциональными родительскими установками. В содержании психологической готовности к материнству условно здоровых беременных женщин преобладают позитивное эмоциональное отношение к материнству и оптимальные родительские установки.
3) Специфика совладающего поведения у беременных женщин с онкологическими заболеваниями определяет особенности их психологической готовности к материнству. В частности, высокий уровень психологической готовности к материнству в основной и контрольной группах взаимосвязан с пребладанием проблемноориентированных копинг-стратегий, средний и низкий уровень психологической готовности к материнству обусловлен выбором пассивных копинг-стратегий у беременных женщин с онкопатологией. 4) Необходимым условием достижения высокого уровня психологической готовности к материнству у беременных женщин с онкологическими заболеваниями является формирование активных способов совладающего поведения со стрессом болезни.
Библиографический список
1. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. - 1997. -№ 7. - С. 38-47.
2. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 82-89.
3. Завялова Ж. В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 18 с.
4. Каплун И.Б. Психологические состояния при нормальном и осложненном течении беременности: Автореф. дис. ... канд. мед наук. -СПб., 1995. - 22 с.
5. КолпаковаМ.Ю. Роль диалога в выявлении и разрешении нравственного конфликта у матерей, отказывающихся от новорожденного // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 6. -С. 81-88.
6. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. -2000. - № 5. - С. 18-27.
7. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 288 с.
8. Подобина О.Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери: Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2005. - 114 с.
9. Скоромная Ю.Е. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен:
Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 185 с.
10. Ташлыков В.А. Личностные механизмы совладания и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии // Медико-психологические аспекты охраны психического здоровья. - Томск, 1990. - С. 60-61.
11. Филиппова Г.Г. Психология материнства. -М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 240 с.
12. Grace J. T. Development of maternal-fetal attachment during pregnancy // Nursing Research. -1989. - №> 38. - P 228-232.
УДК 159.9:316.6
Сапоровская Мария Вячеславовна
кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СЕМЬЯХ С РАЗНОЙ СТРУКТУРОЙ
В статье представлены результаты серии исследований, в которых проанализированы связи между представлениями родителей и детей-подростков об их межличностных отношениях и взаимодействии как фактор актуального и потенциального межпоколенного конфликта в семьях с разной структурной организацией Ключевые слова: поколения в семье, межпоколенное взаимодействие в семье, межпоколенный конфликт, представления поколений друг о друге как фактор деструктивности внутрисемейного конфликта.
Конфликт между поколениями «отцов» и «детей», его причины и следствия, возможность его трансформации в сторону конструктивности - одна из актуальных проблем современной социальной психологии.
Причинами деструктивности межпоколенно-го конфликта, с точки зрения исследователей, являются рассогласование ценностных ориентаций представителей разных возрастных когорт; изменение темпов научно-технического и социального развития, вследствие чего опыт предыдущих поколений оказывается бесполезным [2]; изменение структуры семьи, превращение ее из расширенной в нуклеарную [1], что влияет на утрату преемственности между поколениями. Отношения родителей и детей в семье являются наиболее ярким примером межпоколенных отношений в обществе. Здесь отражаются и объективные, и субъективные, и процессуальные аспекты социального наследования (трансгенерации) [3]. Нередко в системе детско-родительских отношений возникает деструктивные конфликт, что влечет за собой непонимание, обиды, разочарование, отчуждение, а в некоторых случаях полный разрыв этих отношений. Возникновение конфликта в си-
стеме «родитель - ребенок» зависит не только от объективных причин (например, от специфики условий протекания конфликта и характеристик его участников), но и от субъективных факторов -от представления участников конфликта о себе и другом, восприятия и понимания особенностей детско-родительского взаимодействия. К сожалению, данному аспекту проблемы в социальной психологии семьи внимания уделяется явно недостаточно. В большинстве случаев детско-родительские отношения изучаются с позиции родителя, с помощью стандартизированных само-отчетов. Результатом в данном исследовательском подходе являются субъективные представления родителя о своем отношении и воспитании ребенка. Восприятие и понимание ребенком родительского отношения и стиля семейного воспитания в данных исследованиях учитывается редко. Очевидно, что расхождения представлений родителей и детей друг о друге и об их взаимодействии являются значимым, но мало изученным фактором детско-родительского конфликта. Еще острее ситуация межпоколенного конфликта представлена в расширенной семье, для членов которой нередко характерен внутриличност-