УДК 316.6
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИСПЕТЧЕРА ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
© И.М. Михалёва1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
В статье представлены результаты изучения психологической готовности диспетчеров предприятия химической промышленности. Деятельность диспетчеров предприятия химической промышленности может протекать в экстремальных ситуациях, поэтому к ней предъявляются особые требования. Приводится сравнение компонентов психической готовности диспетчеров, работающих без ошибок и совершающих ошибки. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: психологическая готовность; диспетчер; операторская деятельность; преодолевающее поведение.
FEATURES OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR DISPATCHER JOB IN CHEMICAL INDUSTRY I.M. Mikhaleva
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia
The article presents the results of studying psychological readiness of dispatchers in chemical industry. Sometimes chemical dispatchers work in emergencies therefore, special requirements are imposed on them. The article compares the components of psychological readiness of the dispatchers who work without mistakes and those, who make mistakes. 7 sources.
Key words: psychological readiness; dispatcher; operator job; overcoming behavior.
Особенностью химического производства является опасность возникновения экстремальных ситуаций. Статья 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относит к экстремальным ситуациям аварии и инциденты. Здесь даются основные определения этих понятий. Авария - это разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ. Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте [5].
Ввиду возможности возникновения таких экстремальных ситуаций стоит отметить, что в данном случае во избежание возникновения непредвиденных проблем огромное внимание необходимо уделять деятельности диспетчера химического производства. Современное предприятие химической промышленности - это сложнейшая социотехническая система с огромным количеством подсистем и элементов, координацию и контроль деятельности которой и реализуют диспетчеры и операторы. Изначально предполагается, что они должны в совершенстве знать циклы производства и само производство в целом.
Н.Г. Маскутова считает деятельность диспетчеров операторской правильно отнесенной К.К. Платоновым к деятельности, в которой человек взаимодействует «с предметом труда - машиной, внешней средой через посредство информационной модели и органов управления» [4]. В.А. Бодров определяет профессиональную деятельность диспетчеров через сочетание индивидуальных свойств и качеств с наличными сформированными профессиональными знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эффективность труда.
Деятельность диспетчера является напряженным трудом с постоянной активацией психических процессов (внимание, мышление, память) в сочетании с посменной работой на исследуемом предприятии - сутки и ночь, то есть две бессонные ночи подряд. Также деятельность диспетчера осуществляется в экстремальных условиях, которые создаются различными факторами, обусловленными конкретными особенностями внешней среды, характером выполняемой деятельности, свойствами поступающей к человеку информации. Экстремальность условий труда диспетчера может приводить к возникновению ошибок, цена которых высока.
По мнению В.И. Чумака, изучавшего личностные факторы безопасности труда диспетчеров, меры, обеспечивающие охрану труда, чаще направлены на совершенствование техники, что имеет положительные тенденции, а к человеку предъявляются все более жесткие требования, но ошибок меньше не стано-
1Михалёва Ирина Михайловна, старший преподаватель кафедры психологии, тел.: 89500812395, e-mail: [email protected] Mikhaleva Irina, Senior Lecturer of the Psychology Department, tel.: 89500812395, [email protected]
вится, «без изучения закономерностей психической деятельности людей» решить эту проблему невозможно [7].
А.А. Зарудной указывает, что экстремальные условия создаются различными факторами, обусловленными конкретными особенностями внешней среды, характером выполняемой деятельности, свойствами поступающей к человеку информации. Каждый фактор оказывает специфическое воздействие на деятельность и поведение человека. Однако есть общие закономерности, характерные для деятельности в экстремальных условиях. Рассмотрим основные из них.
При работе в экстремальных условиях отмечаются три вида психической напряженности. Эмоциональная (аффективная) напряженность возникает под действием эмоциогенных факторов, вызывающих переживание неизвестности, тревоги, страха, боязни аварии, риска для жизни и других отрицательных эмоций. Данный вид напряженности появляется при динамическом рассогласовании между объективной значимостью ситуации и ее субъективной оценкой и появлении связанных с этим отрицательных изменений в двигательных и психических функциях. В условиях, предъявляющих повышенные требования к умственным ресурсам и двигательному аппарату человека и не связанных с опасностью или другими серьезными последствиями, мысли о которых заставили бы человека волноваться заранее, возникает операционная напряженность. Она возрастает постепенно, как результат выполнения сложной работы. Любой вид деятельности связан с эмоциями, что означает, что при определенных условиях операционная напряженность может перерасти в эмоциональную. Поэтому наиболее распространенной является смешанная напряженность, которая характеризуется различным удельным весом эмоционального компонента в общей структуре напряженности и бывает наиболее характерной для различных видов деятельности в экстремальных условиях.
Экстремальные условия могут вызвать колебания работоспособности человека или снизить ее, что влечет за собой увеличение количества ошибок, нарушение последовательности выполненных операций и т.п. Иногда происходит утрата трудовых навыков: человеку становится сложно выполнять действия, которые прежде выполнялись на уровне автоматизма. Как правило, работоспособность снижается при низком уровне тренированности.
Колебание работоспособности зависит от индивидуальных особенностей человека, прежде всего от свойств нервной системы. В экстремальных условиях более выносливы люди с сильной, уравновешенной нервной системой. У лиц со слабой нервной системой в экстремальных условиях наблюдается растерянность, порой доходящая до шока, снижается общая надежность выполнения работы. Также важна подвижность нервных процессов, быстрота и легкость смены возбуждения торможением. Ошибки переключения действий чаще допускают люди с низкой подвижностью нервных процессов, что может привести к
серьезным последствиям.
Работоспособность человека и его эмоциональная устойчивость повышаются в случае, когда он заранее изучил особенности предстоящей деятельности, обстановку, в которой будет проходить деятельность, орудия и средства труда, последствия ошибочных действий. Как правило, незнание обстановки во время принятия решения вызывает большее психическое напряжение, чем определенный сигнал об опасности.
На работоспособность человека в экстремальных условиях существенное влияние оказывает уровень его тренированности, предварительная подготовка, объем практического опыта. В некоторой мере человек может привыкнуть к экстремальным условиям.
Немаловажное значение в экстремальных условиях имеют моральные, волевые и другие характерологические качества личности, в частности степень развития чувства ответственности.
Характерным для деятельности человека в экстремальных условиях является немонотонная и нелинейная зависимость качества деятельности от интенсивности и продолжительности экстремальных воздействий. Как правило, малоинтенсивные и непродолжительные воздействия оказывают мобилизующее действие.
Под влиянием экстремальных факторов на поведенческом и функциональном уровнях у человека происходят определенные изменения. Изменения на функциональном уровне оцениваются по мышечно-двигательным, биохимическим, вегетативным, психологическим изменениям в состоянии организма.
Вероятность объективных ошибок диспетчеров В.А. Затучный связывает с сенсорной и физиологической перегрузкой, компетентностью и психоэмоциональным состоянием. Поведение диспетчера на рабочем месте алгоритмизированно и предполагает сфор-мированность стратегий и моделей преодолевающего поведения [3].
Изучение моделей и стратегий преодолевающего поведения как компонента психологической готовности диспетчеров в условиях химического производства является важным, так как модели и стратегии преодоления являются интегративной характеристикой личности.
К.К. Белявцева в своем исследовании преодолевающего поведения диспетчеров энергосистем отмечает, что они «склонны к проблемно-фокусированным усилиям по изменению ситуации, которые предполагают также способность контролировать и варьировать свое поведение при изменении информации» [1].
Интерес представляет психологическая готовность к деятельности, так как при отборе кадров на должность диспетчера существуют конкретные требования, в соответствии с которыми подбирают этот персонал. В беседе диспетчеры подчеркивают значимость своего дела, средняя заработная плата у них выше средней по заводу, они обладают рядом социальных льгот, но ошибки в работе одних возникают часто, в работе других их нет.
Существует большое число подходов к определе-
нию понятия психологическая готовность к деятельности. Мы опираемся на обобщенную формулировку А.П. Вяткина, который в своей статье отмечает, что психологическая готовность - это целостное психическое состояние. Являясь предварительным психологическим условием эффективности выполнения конкретной деятельности, она представляет собой совокупность психологических свойств и психических процессов личности в сочетании с активностью, необходимой для обеспечения предстоящей деятельности «как установки, эффективно связывающей личность с конкретной ситуацией деятельности», и профессиональной компетентностью [2].
Психологическая готовность к деятельности диспетчера складывается из интеллектуального, волевого, мотивационного, эмоционального компонентов с обязательным учетом нервно-психического напряжения как психофизиологического показателя.
Автором на базе предприятия «Саянскхимпласт» Иркутской области по заказу администрации завода было проведено исследование, в котором приняли участие 90 человек: все женщины в возрасте от 20 до 45 лет со стажем работы от 2 до 15 лет, что составляет 20% от общего числа работающих диспетчеров. Они являлись представителями всех служб и цехов, в равных пропорциях как имели, так и не имели опыт ошибок. Анализ исследования внутри выборки проводился по различным направлениям: по возрасту, по стажу работы диспетчером, по особенностям работы на производстве (всегда ли человек работал диспетчером или переведен с должности оператора (оператор контролирует только один или несколько циклов, не зная подробно всего производства)), по количеству ошибок в работе (без ошибок ли человек работал, с единичными, незначительными ошибками или совершал ошибки чаще).
Исследование опиралось на следующие методы: наблюдение, беседа, фокус-группы, психодиагностические методики (многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, опросник НПН (признаки нервно-психического напряжения) Т.А. Немчина, опросник «SACS» (С. Хоббфо-ла), тест общих способностей Г. Айзенка), а также методы математической статистики.
Нервно-психическое напряжение (НПН) является важнейшим показателем психофизиологического состояния, особенно для личности, работающей в экстремальных условиях. Показатели, превышающие среднюю границу, могут свидетельствовать о возможности диспетчерских ошибок, которые приводят к авариям и инцидентам.
Значение среднего показателя НПН в группе диспетчеров - 45, разброс показателей - 43-79, стандартное отклонение - 7,12, это свидетельствует о разнородности представленности признака в выборке, что дает основание для разделения выборки на группы.
В зависимости от уровня НПН мы выделили три группы:
- группа 1 - низкий уровень: 36 диспетчеров,
имеющих слабую выраженность НПН;
- группа 2 - средний уровень: 32 диспетчера, имеющие средний уровень НПН;
- группа 3 - высокий уровень: 22 диспетчера, имеющие высокий уровень нПн.
Представители группы 1 обладают эмоциональной устойчивостью, к работе проявляют живой интерес, утверждают, что в ночные смены испытывают утомление, но умеют с ним справляться.
В группе 2 испытуемые утверждают, что труд диспетчера для них привычен и особых сложностей не представляет. Их поведение при исследовании обычное, без лишней суеты и жалоб.
Группа 3 - это женщины в возрасте 40-50 лет, рабочий стаж которых составляет 10-15 лет. Они жалуются на высокий уровень стрессогенности условий труда, высокий уровень усталости, отмечают, что «усталость ощущается даже в отпуске, невозможно отдохнуть». При исследовании наблюдения показывали, что они внешне выглядят более изможденными, жалуются на частую заболеваемость.
Исследование показателей адаптивных возможностей позволило охарактеризовать диспетчеров групп 1 и 2 как людей с высоким и средним уровнем адаптивных способностей. Они легко могут сосредо-тачиться на какой-то задаче, уверены в себе, отстаивают свою точку зрения, быстро реагируют на изменения внешней среды, способны быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Уровень выраженности нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции у них средний и высокий, что говорит о высокой и адекватной самооценке и адекватном восприятии действительности и возможности работы в экстремальных ситуациях. Для таких диспетчеров характерен высокий уровень коммуникативных способностей, они легко устанавливают контакты с окружающими, малоконфликтны, хорошо сотрудничают с группой.
Показатель «морально-нравственная нормативность» имеет высокий уровень выраженности, что свидетельствует о социализированной, адекватной оценки своей роли в коллективе, ориентации на соблюдение общепринятых норм поведения.
В целом уровень адаптивности человека к работе в усложненных условиях имеет высокие показатели, диспетчеры легко приспосабливаются к новым условиям деятельности, новым техническим устройствам, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения, обладают высокой эмоциональной устойчивостью, в период адаптации сохраняют работоспособность.
В группе 3 диспетчеры имеют низкий уровень адаптивных способностей. Им нелегко сосредоточиться на какой-то конкретной задаче, еще труднее, когда задач несколько. Появляется неуверенность в себе. Реакция на изменения внешней среды запаздывает, что приводит к появлению ошибок. Уровень выраженности нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции у них средний и низкий, что говорит о
невысокой и не всегда адекватной самооценке и восприятии действительности, низкой результативности в экстремальных ситуациях. Для них характерен невысокий уровень коммуникативных способностей, из-за плохого самочувствия они часто закрыты для окружающих.
У диспетчеров группы 1 и 2 были выявлены адаптивные стратегии преодолевающего поведения с его моделями «ассертивные действия», «вступление в социальный контакт». В группе 3 к адаптивным моделям и стратегиям преодолевающего поведения добавились «поиск социальной поддержки» и пассивная стратегия с моделью поведения «осторожные действия».
Уровень общих способностей у диспетчеров имеет средние показатели. Это говорит о среднем уровне интеллектуальности, в единичных случаях показатели высокие.
Корреляционный анализ Ч. Спирмена выявил разницу в структурах связей внутри групп (коэффициент корреляции г). В группе 1 в центре плеяды находится признак «нервно-психическое напряжение». Для этой группы диспетчеров характерны отрицательные связи между признаками «нервно-психическое напряжение» и: «адаптивные способности» (г = 0,63 при уровне значимости р < 0,01); «ассертивные действия» (г = 0,68 при уровне значимости р < 0,01); «вступление в социальный контакт» (г = 0,71 при уровне значимости р < 0,001). Это свидетельствует о том, что в группе 1 диспетчеров, работающих в экстремальных условиях химического производства, низкий уровень нервно-психического напряжения, хороший адаптивный потенциал, благодаря которому сотрудники могут эффективно трудиться, совмещая две ночные смены, удерживая внимание на 6-11 компьютерных мониторах без фиксации высокого уровня нервно-психического напряжения. При возникновении экстремальных ситуаций они действуют по алгоритму, демонстрируя адаптивные стратегии преодоления.
Плеяда связей признаков в группы 2 имеет в центре признак «адаптивные возможности», который связан положительно с признаками: «морально-нравственная нормативность» (г = 0,64 при уровне значимости р < 0,01); «нервно-психическая устойчивость» (г = 0,61 при уровне значимости р < 0,01); «коммуникативные особенности» (г = 0,62 при уровне значимости р < 0,01); «вступление в социальный контакт» (г = 0,61 при уровне значимости р < 0,01); «поиск социальной поддержки» (г = 0,72 при уровне значимости р < 0,001). Все это свидетельствует о том, что с ростом адаптационного потенциала личности растет и морально-нравственная нормативность, нервно-психическая устойчивость. В общении личность ощущает себя более свободной, поэтому коммуникаций много и они результативны, в стрессовых и экстремальных ситуациях такие диспетчеры реализуют свою основную функцию - являются посредником при решении сложнейших задач.
Для группы 3, работающей с ошибками, характерны положительные корреляционные связи между при-
знаками «нервно-психическое напряжение» и: «морально-нравственная нормативность» (г = 0,60 при уровне значимости р < 0,01); «коммуникативные особенности» (г = 0,60 при уровне значимости р < 0,01); «поиск социальной поддержки» (г = 0,61 при уровне значимости р < 0,01); «осторожные действия» (г = 0,72 при уровне значимости р < 0,001); «избегание» (г = 0,76 при уровне значимости р < 0,001). Это свидетельствует о том, что с ростом нервно-психического напряжения уменьшается морально-нравственная нормативность личности, понижается уровень коммуникативности, то есть снижается и потребность в контактах с коллегами. Чаще всего в экстремальных ситуациях такие диспетчеры нуждаются в поддержке окружающих, действуют осторожно или стремятся переложить ответственность на других.
Признак «нервно-психическое напряжение» имеет корреляционную связь с признаком «количество ошибок» (г = 0,73 при уровне значимости р < 0,001), это свидетельствует о том, что с ростом нервно-психического напряжения растет количество ошибок в профессиональной деятельности диспетчеров группы 3.
В подразделениях предприятия каждая ошибка, инцидент или авария расследуются, принимаются меры для предотвращения возникновения экстремальных ситуаций на производстве. Часто за ошибками следует наказание, которое только наращивает нервно-психическое напряжение. Второй этап анализа предполагал выявление корреляционных связей в группах между признаками «наличие наказания», «количество ошибок за полностью проработанный последний год», «количество наказаний», исключались наказания в виде отстранения от работы на определенный срок или снятия с должности диспетчера.
Корреляционных связей между этими признаками и их связей с другими признаками в группах 1 и 2 не обнаружено. Структура корреляционной плеяды в группе 3 обладает центром - признаком «наличие наказания», который имеет положительные связи с признаками: «количество ошибок за полностью проработанный последний год» (г = 0,59 при уровне значимости р < 0,05); «нервно-психическое напряжение» (г = 0,72 при уровне значимости р < 0,001). Признак «нервно-психическое напряжение» имеет положительную связь с показателем «количество наказаний» (г = 0,76 при уровне значимости р < 0,001), что подтверждает гипотезу о том, что с ростом числа наказаний растет нервно-психическое напряжение, и наоборот. Признак «количество наказаний» имеет положительную связь с признаком «количество ошибок за полностью проработанный последний год» (г = 0,82 при уровне значимости р < 0,001). Признак «количество наказаний» имеет положительную корреляционную взаимосвязь с показателями «осторожные действия» (г = 0,71 при уровне значимости р < 0,001) и «избегание» (г = 0,69 при уровне значимости р < 0,001).
Обобщая вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что при отборе или аттестации персонала на должность диспетчера наряду с оценкой профессио-
нально-важных качеств, которые лежат в основе профессиональной компетентности личности, нужно учитывать психологическую готовность к деятельности диспетчера. Психологическая готовность к деятельности диспетчера складывается из интеллектуального, волевого, мотивационного, эмоционального компонен-
тов с обязательным учетом нервно-психического напряжения как психофизиологического показателя. Обязательным должен быть учет количества предыдущих ошибок, опыта аварий и инцидентов.
Статья поступила 07.07.2014 г.
Библиографический список
1. Белявцева К.К. Механизмы психологической защиты и совладающее поведение у диспетчеров энергосистем // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2009. № 8 (54). С. 14-18.
2. Вяткин А.П. Проблема психологической готовности к экономической деятельности // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2006. № 3. С. 97-100.
3. Затучный Д.А. Построение оптимальной связи «диспетчер - пилот» // Надежность и качество: труды Междунар. симпозиума. Т. 1. Пенза: Изд-во информ.-издат. центра пГу, 2010.
4. Максутова Н.Г. К проблеме профессиональной пригодности начинающих диспетчеров экстренных служб // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 27. С. 128-130.
5. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: федер. закон от 04.03.2013 г. № 22-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144721
6. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Харьков: Гуманитарный центр, 2007. 276 с.
7. Чумак В.И. Исследование личностного фактора безопасности труда диспетчеров (на примере диспетчеров по управлению железнодорожным движением на горнообогатительных комбинатах Кривбасса Минчермета УССР): дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.03. Л., 1983.
УДК 4Р М92
КОНЦЕПТ ПАМЯТЬ В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА © Л.С. Муфазалова1
Восточно-Сибирская государственная академия образования, 664011, Россия, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9.
Рассмотрены понятия: концепт, языковая картина мира, взаимоотношение культуры и языка; выделены основные методики анализа концепта. Определены состав и структура лексико-семантического поля этического концепта память в системе русского языка, исследованы языковые единицы как вербализаторы концепта в русской языковой картине мира (на материале лексикографических источников). Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: художественный текст; концепт; языковая картина мира; лексико-семантическое поле.
CONCEPT "MEMORY" IN RUSSIAN LINGUISTIC PICTURE OF THE WORLD L.S. Mufazalova
East Siberian State Academy of Education, 9 Sukhe-Bator St., Irkutsk, 664011, Russia.
The article gives consideration to the notions of concept, linguistic picture of the world, interaction of culture and language and describes the fundamental methods of concept analysis. It identifies the composition and structure of the lexical and semantic field of the ethical concept of "Memory" in the system of the Russian language, as well as studies linguistic units verbalizing the concept in the Russian linguistic picture of the world (according to the materials of lexicographic sources). 11 sources.
Key words: fiction; concept; linguistic picture of the world; lexical and semantic field.
Образ человека многоаспектно реконструируется в разных областях гуманитарного знания. Наиболее обширен и интересен, загадочен и непознаваем внутренний мир человека, чувственная сфера его бытия.
Каждый естественный язык характеризуется определенным способом восприятия и концептуализации мира. Выражаемые в языке значения складываются в единую систему взглядов, то есть национальное самосознание, менталитет. Единицами такой системы являются концепты. Концепты - это наибо-
лее существенные для данной культуры смыслы, включенные в модель ценностной картины мира нации, отраженные и сформулированные в формах национального языка.
Концепт - термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека; содержательная оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины
1Муфазалова Людмила Сергеевна, аспирант, тел.: (3952) 202143, e-mail: [email protected] Mufazalova Lyudmila, Postgraduate, tel.: (3952) 202143, e-mail: [email protected]