Popova Elena Isaakovna, Karpova Natalia Vladimirovna PECULIARITIES OF DRUG ADDICTS' PSYCHOLOGICAL ..
psychological science
УДК 159.99
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАРКОЗАВИСИМЫХ В ПРОЦЕССЕ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
© 2018
Попова Елена Исааковна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии» Карпова Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии» Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме (627720, Россия, Ишим, ул. Ленина, 1 e-mail:ntverdohlebova@mail.ru) Аннотация. В статье рассматривается психологическая составляющая процесса немедикаментозной реабилитации наркозависимых. Описаны патопсихологические синдромы наркозависимых, мишени психологического воздействия (эмоциональная, когнитивная, поведенческая, мотивационная), ресурсы личности резидентов, этапы реабилитации (предреабилитационный, реабилитационный, ресоциализационный и постреабилитационный) и соответствующие им формы и методы психологической и психотерапевтической помощи (мотивационное интервью, психологическое тестирование, индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия, групповые и индивидуальные тренинги, семейное консультирование, когнитивно-поведенческая психотерапия, рационально-эмотивная психотерапия, элементы гештальт-терапии, арт-терапия; клиент-центрированная психотерапия по К. Роджерсу; психодрама). Названы основные темы информационных занятий и индивидуального (группового) консультирования. Особое место в описании психологического сопровождения резидентов в процессе реабилитации отведено профессиональной ориентации посредством формирования soft skills. Представлен спектр тренингов («Навыки самоорганизации (тайм-менеджмент)»; «Управление собственным развитием»; «Управление отношениями»; «Управление конфликтами»; «Лидерство»; «Навыки сохранения ресурсного состояния»; «Командная работа и сотрудничество»; «Эффективная самопрезентация»), позволяющих выявить проблемы в развитии у резидентов soft skills, и, с помощью активизирующих методик, превратить их в сильные стороны личности.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, немедикаментозная реабилитация, этапы реабилитации, индивидуальное и групповое консультирование, реабилитант, резидент, профессиональная ориентация, soft skills, тренинг.
PECULIARITIES OF DRUG ADDICTS' PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN THE PROCESS
OF NON-DRUG REHABILITATION
© 2018
Popova Elena Isaakovna, candidate of pedagogic sciences, associate professor at the department of «Pedagogics and psychology» Karpova Natalia Vladimirovna, candidate of psychological sciences, associate professor at the department of «Pedagogics and psychology» Tyumen State University, branch in Ishim (627720, Russia, Ishim, Lenin st, 1, e-mail:ntverdohlebova@mail.ru) Abstract. The article deals with the psychological component of the process of drug addicts' non-drug rehabilitation. It describes the drug addicts' psycho-pathological syndromes, the targets of psychological influence (emotional, cognitive, behavioral, conative), the resources of the respondents' personalities, the stages of rehabilitation (pre-rehabilitation, rehabilitation, resocialization and post-rehabilitation) and the corresponding forms and methods of psychological and psy-chotherapeutic help (conative interview, psychological testing, individual psychotherapy, group psychotherapy, group and individual trainings, family counseling, cognitive-behavioral psychotherapy, rational-emotive psychotherapy, elements of gestalt therapy, art therapy, C.Rogers's person-centered therapy, drama therapy). The authors give the main topics of information sessions and individual (group) counseling. In the description of the respondents' psychological support in the rehabilitation process they draw special attentionis to the vocational guidance by means of the soft skills formation. The article describes some trainings («Self-organization skills (time management)», «Management of your own development», «Relations management», «Conflict management», «Leadership», «Resource state continuance skills», «Team-work and cooperation», «Effective self-presentation»), which allow to identify the problems in the respondents' soft skills formation and with the help of activating techniques to turn them into the personal strengths.
Keywords: psychological support, non-drug rehabilitation, rehabilitation stages, individual and group counseling, rehabilitant, resident, vocational guidance, soft skills, training.
Проблема повышения качества реабилитационной работы с наркозависимыми является актуальной в связи с сохраняющейся напряженной наркологической ситуацией в Российской Федерации. Между тем, проблеме немедикаментозной реабилитации наркозависимых посвящено крайне мало исследований. В рамках статьи предпринимается попытка анализа психологического сопровождения наркозависимых в процессе немедикаментозной реабилитации в социально-реабилитационном центре (на примере АНО ЦСА НА «Единство» г. Тюмень).
Работа Центра построена по модели «терапевтического сообщества», использующего программу 12 шагов [1-4]. Ключевым для понимания терапевтических сообществ является достижение изменений путём взаимопомощи и самопомощи в условиях совместного проживания. Главнейшая задача терапевтических сообществ кардинальное изменение способа и стиля жизни, включающее в себя не только отказ от употребления наркотиков, но и изменение направленности и форм поведения, формирование новых ценностных ориентаций,
приобретение полезных навыков [5].
При этом психологическое воздействие направлено на единые мишени: эмоциональная, когнитивная, поведенческая, мотивационная сферы реабилитантов и ориентировано на работу с ними и их родственниками для: преодоления отрицания болезни (анозогнозии); понимания и принятия факта наличия болезни; формирования личностной установки на воздержание от ПАВ; формирования навыков преодоления патологического влечения к ПАВ и осознания психологических защит, распознавания предвестников обострения болезни; проработки иррациональных установок, дезадаптивных личностных паттернов поведения, автоматических мыслей, поддерживающих употребление наркотиков; осознания наиболее типичных когнитивных механизмов обострения болезни.
Решение задач реабилитации предполагает обязательное использование семейного консультирования как для диагностики и коррекции семейных проблем, так и для создания внутрисемейной реабилитационной среды [6]. Программа работы центра строится с учетом особенно-
психологические науки
Попова Елена Исааковна, Карпова Наталья Владимировна ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ...
стей данного контингента больных, которым свойственны: сниженная способность к рефлексии; дефицит целепола-гания; отчуждение от своих социальных ролей и качеств Я; отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил; ложная самоидентичность и заниженная самооценка; искаженное восприятие внутренней картины болезни; стойкая мотивация к употреблению психоактивных веществ; снижение эмоционального интеллекта; не-сформированность ассертивного поведения; алекситемия; регидность; нарушения волевого самоконтроля; психологическая и социальная дезадаптация; деформация смысло-жизненных ориентаций; высокий уровень макиавеллизма; наличие сформированности всех мотивов употребления наркотиков, выраженные нарушения, связанные с искажением восприятия психологического времени и др. [7-11].
В качестве ведущих проблем наркозависимых, считает С. Даулинг, выступают базовые трудности саморегуляции в четырех основных сферах:
- чувства;
- самооценка;
- взаимоотношения;
- забота о себе [12].
Согласно выявленной проблематике, формируется программа тренинговой и индивидуальной психокоррекци-онной работы с резидентом на всех этапах реабилитации, которая направлена на устранение личностных и поведенческих расстройств, формирование новых личностных качеств резидента и закрепление достигнутых результатов, мотивацию на участие в реабилитационных программах и выработке стойких мотивов на отказ от употребления ПАВ.
Особое значение придается выявлению ресурсов личности, определяющих способность реабилитанта бороться со своей склонностью к зависимости и позволяющих в процессе реабилитации компенсировать личностные и/или жизненные проблемы.
Психодиагностическое тестирование и осмысление собственного опыта позволили к числу таких ресурсов отнести: общительность, способность к сотрудничеству; ценности здорового образа жизни; интеллект, в том числе эмоциональный; специальные способности; восприимчивость к позитивному опыту других людей; честолюбие; хобби; вовлеченность в учебу или работу; значимые личные отношения; жизненный опыт; умение получать удовольствие от разных вещей; открытость; активность; желание избавиться от пристрастия к ПАВ.
Анализ научных исследований по проблеме реабилитации наркозависимых позволил выявить направления реабилитационной работы, которые внедрены в работу центра: терапия реабилитационной средой и занятостью; групповая и семейная психотерапия; тренинги; трудовая социализация и профессиональная ориентация [8, 13].
В зависимости от этапа реабилитации (предреабили-тационного, реабилитационного, ресоциализационного и постреабилитационного) определяются: проблема резидента, задачи этапа; подбираются соответствующие формы и методы психологической и психотерапевтической помощи, позволяющие успешно воздействовать на такие важные психопатологические феномены, как отсутствие критической оценки наркозависимым своего заболевания, различные формы патологических проявлений психологической защиты, неспособность изменять стереотипы наркоманического поведения, вырабатывать адекватное отношение к болезни, к роли своей личности в выздоровлении и т.п.
Так, на предреабилитационном этапе используется мо-тивационное интервью, психологическое тестирование, индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия, групповые тренинги, семейное консультирование и теоретическое обучение резидента при проведении лекционных занятий; на реабилитационном этапе применяется психологическое тестирование, индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия, групповые и индивидуальные тренинги, когнитивно-поведенческая психотерапия, ра-ционально-эмотивная психотерапия, элементы гештальт-
терапии, арт-терапия; клиент-центрированная психотерапия по К. Роджерсу; психодрама; на ресоциализационном этапе - психологическое тестирование, индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия, групповые и индивидуальные тренинги, когнитивно-поведенческая психотерапия, элементы гештальт-терапии, арт-терапия. Мероприятия постреабилитационного этапа определяются сугубо индивидуально и зависят от ресурсов личности наркозависимого и уровня его мотивационной готовности, возможностей и включают в себя закрепление полученных в процессе реабилитации навыков, поведенческих реакций и установок, а также профилактику рецидивов.
Важно подчеркнуть, что на каждом этапе психологической реабилитации осуществляется психодиагностическое тестирование наличия / отсутствия изменения психологических показателей, так как воздержание от приема психоактивных веществ является важным, но не единственным критерием успешной реабилитации.
Теоретическое обучение резидента дает знания о природе, специфике, развитии и последствиях заболевания, о психологических и личностных особенностях химически зависимого и членов его семьи, о всемирном движении АН.
Основные темы теоретических (информационных) занятий:
1. Наркомания, алкоголизм - болезнь.
2. Природа зависимости.
3. Поведенческие признаки зависимости.
4. Медицинские симптомы зависимости.
5. Формы психологической защиты у зависимых.
6. Психология поведения зависимых людей.
7. Нейробиологическая теория зависимости.
8. Программа выздоровления АН.
9. Негативные личностные характеристики и их проявления при зависимости. Рецидивы (срывы) и стратегии их профилактики.
10. Психологические факторы формирования зависимости.
11. Стыд и вина и др. [6].
Как правило, в процессе индивидуального и группового консультирования резидентам предлагаются следующие темы:
1. Концепция лечения и соответствующие симптомы при химической зависимости.
2. Люди, места, вещи, вызывающие у пациента желание употреблять ПАВ.
3. Структура личного времени.
4. Влечение к употреблению.
5. Ситуации повышенного риска.
6. Социальный прессинг к употреблению.
7. Острые симптомы, возникающие после отказа от употребления привычного наркотика, способы их преодоления.
8. Употребление других наркотических веществ (алкоголя, лекарств, не прописанных врачом и др.).
9. Участие в группах АН и в других группах само- и взаимопомощи.
Кроме того, групповое консультирование включает пошаговую работу по программе «12 шагов».
Работа с семьей реабилитанта направлена на восстановление и гармонизацию взаимоотношений с близкими, преодоление дисфункциональных паттернов семейных отношений.
Представленный комплекс реабилитационных мероприятий включает в себя тренинги, в рамках которых осуществляется: работа с целеполаганием; формирование позитивного видения окружающего мира, мышления и опыта; работа с сопротивлением; развитие коммуникативных навыков; работа с чувствами; работа с телесным осознанием; работа с образом «Я» и самооценкой; восстановление целостности; работа с границами, инвентаризация личностных ресурсов и применение их в микросоциуме; работа с моделированием основных видов конфликтов; вооружение способами разрешения интраперсо-
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22)
303
Popova Elena Isaakovna, Karpova Natalia Vladimirovna PECULIARITIES OF DRUG ADDICTS' PSYCHOLOGICAL ..
psychological science
нальных и интерперсональных конфликтов и др. [14].
Особое место в психологическом сопровождении наркозависимых в процессе реабилитации занимает профессиональная ориентация, при организации которой мы исходим из того, что согласно последним исследованиям около 5 млн. рабочих мест будет утеряно уже к 2020 году, благодаря развитию искусственного интеллекта, робототехники, нанотех-нологий и других социо-экономических факторов. Появятся новые 2.5 млн рабочих мест, но они будут требовать новых навыков и умений, частности, soft skills («мягких» навыков). Soft skills в мире считаются самыми востребованными.
Soft skills - это социально-психологические навыки: коммуникативные, лидерские, командные, публичные и другие, которые могут пригодиться в большинстве жизненных ситуаций и использоваться для своего дальнейшего развития в профессиональной деятельности [15,16].
С 2016 года на базе центра осуществляется эксперимент по включению в реабилитационный процесс тренингов по развитию soft skills.
К soft skills мы относим следующие 4 группы универсальных умений:
1. Социальные компетенции отвечают за успешное взаимодействие с людьми:
а. Коммуникабельность;
б. Грамотная письменная и устная речь;
в. Умение выступать на публике;
г. Эмоциональный интеллект (умение распознавать эмоции и мотивы других людей);
д. Гибкость и принятие критики.
2. Интеллектуальные компетенции отвечают за постоянное профессиональное развитие в рамках своей области:
а. Аналитический склад ума;
б. Умение видеть и решать проблему;
в. Хорошая память;
г. Обучаемость;
д. Креативность;
3. Волевые компетенции отвечают за достижение целей в работе:
а. Ориентированность на результат;
б. Управление временем;
в. Упорство;
г. Стрессоустойчивость;
д. Готовность выполнять рутинную работу.
4. Лидерские компетенции отвечают за успешное использование ресурсов для достижения общих целей:
а. Умение принимать решения;
б. Ответственность;
в. Умение сформировать команду;
г. Наставничество;
д. Умение разрешать конфликты.
Психологами центра разработан спектр тренингов,
позволяющих выявить проблемы в развитии у резидентов soft skills, и, с помощью активизирующих методик, превратить их в сильные стороны личности:
а. «Навыки самоорганизации (тайм-менеджмент)»;
б. «Управление собственным развитием»;
в. «Управление отношениями»;
г. «Управление конфликтами»;
д. «Лидерство»;
е. «Навыки сохранения ресурсного состояния»;
ж. «Командная работа и сотрудничество»;
з. «Эффективная самопрезентация».
Высокая эффективность тренингов достигается за счет комбинации различных средств и методов: теоретический материал в форме интерактивных лекционных блоков; ролевые игры; упражнения с записью на видеокамеру и последующим детальным анализом; групповые дискуссии; работа в малых группах; упражнения в парах; индивидуальная тренировка; творческие задания; анализ конкретных ситуаций (кейсов); работа с раздаточным материалом; интервизия; обучение действием и т.п.
Реабилитантам предоставляется возможность выбора тренингов с учетом их индивидуальных особенностей.
Следует заметить, что программа психологического
сопровождения реабилитации наркозависимых выстроена в той же логике, что и весь реабилитационный процесс. Такой подход, как показывает многолетний опыт, позволяет максимально оптимизировать вхождение наркозависимых в ненаркотический социум.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Батищев В.В., Негериш Н.В. Методология организации программы психотерапии и реабилитации больных зависимостью от психоактивных веществ, имеющих низкий уровень мотивации на лечение / М.: Фонд НАН, 2000. 184 с.
2. Попова Е.И. К вопросу о реабилитации наркозависимой молодежи // Актуальные вопросы экологии человека: социальные аспекты: материалы Международной научно-практической конференция (15-17 мая 2017 г. Уфа). Том 2. Уфа : РИО ИЦИПТ, 2017. С. 53-55.
3. Кочуровска И. Заслуживающий внимания опыт лечения наркомании: наблюдения из Европы // Наркология. 2009. № 6. С. 78-82.
4. De Leon G. Community as a method: Therapeutic Communities for special populations and special settings // Westport Connecticut. Praeger Publishers. 1997. 140 р.
5. Валентик Ю.В. Терапевтические сообщества - основа наиболее успешных программ реабилитации больных наркоманиями // Лучшие практики диагностики, лечения и реабилитации зависимости от психоактивных веществ: Психотерапия и реабилитация зависимых. Том 2. Павлодар: РГКП. 2003. С. 173-183.
6. Клинические рекомендации по медицинской реабилитации больных наркологического профиля / Научно-исследовательский институт наркологии - филиал ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского» Минздрава России ГБУ города Москвы, «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы». М., 2015. 123 с.
7. Зенцова Н.И. Системная модель психологического этапа реабилитации больных наркоманией: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук : 19.00.04 / Москва, 2015. 55 с.
8. Зенцова Н.И., Мубаракова К.С. Психологическая реабилитация в структуре медико-социальной помощи наркозависимым // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 212-215.
9. Будников М.Ю. Самоотношение у наркозависимых в процессе стационарной реабилитации: автореф. дис. канд. психологических наук: 19.00.04 / Санкт-Петербург, 2014. 24 с.
10. Змановская Е.В. Девиантология / М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с.
11. Карпова Н.В. Особенности формирования профессиональной идеттичности будущих учителей физической культуры // Теория и практика физической культуры, 2016. №4. С.52-53.
12. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С Даулинга / Пер. с англ. Р.Р. Муртазина / М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 240 с.
13. Шайдукова Л.К. Современные подходы к реабилитации наркозависимых // Казанский медицинский журнал. 2013. № 3. С. 402-405.
14. Пилипенко А.В., Соловьева А. И. Зависимые, со-зависимые и другие трудные клиенты: психологический тренинг / М.: Психотерапия, 2011. 192 с.
15. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/softskills. shtml (Дата обращения: 16.12.2017)].
16. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft- skills и hard- skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // «Науковедение», 2017. Т.9. № 1.
Статья поступила в редакцию 28.01.2018
Статья принята к публикации 28.03.2018_