УДК 159. 923. 3 © Д. Г. Орлова, 2017
Особенности психологического благополучия будущих офицеров войск
национальной гвардии
Дарья Григорьевна Орлова,
старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета
Пермь, Россия. e-mail: 13-orlova@mail.ru
Актуальность данного исследования обусловлена сложностями переходного периода как в сфере военного образования (реформирование внутренних войск МВД России в войска национальной гвардии Российской Федерации), так и в области высшего образования в целом. Представлен обзор основных теорий психологического и субъективного благополучия в зарубежной и отечественной психологии, в современных исследованиях, выполненных на выборках курсантов высших военных учебных заведений. В эмпирическом исследовании принимали участие 102 человека (51 курсант и 51 студент). Для оценки показателей психологического благополучия была использована диагностическая методика «Шкалы психологического благополучия К. Рифф» (в адаптации Д. Г. Орловой). В результате сравнительного анализа были получены статистически значимые различия между выборками. Курсанты военного института продемонстрировали более высокие показатели по всем шкалам психологического благополучия (за исключением показателя «Автономия»). Данные результаты могут свидетельствовать о том, что юноши, обучающиеся в военном вузе, характеризуются более позитивной оценкой себя и собственной жизни в целом, более уверены в своих возможностях и в дальнейшей самореализации.
Ключевые слова: психологическое благополучие, военное образование, курсанты, войска национальной гвардии.
Для цитирования: Орлова Д. Г. Особенности психологического благополучия будущих офицеров войск национальной гвардии // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3(70). С. 32-35.
В условиях стремительного развития современного общества и в результате постоянных изменений во внешнеэкономической и внутриэкономической среде вопрос психологического благополучия личности актуален как никогда. Безусловно, свою значимость он не теряет и в сфере военного образования. Трудности переходного периода, переживаемого системой высшего образования России, многократно усиленные проблемами, испытываемыми военной организацией общества в целом, в полной мере коснулись высших военно-учебных заведений [1].
Научное исследование вопроса психологического благополучия обусловлено требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности офицера войск национальной гвардии РФ современными ФГОС Данные требования отражены в широком списке компетенций (в том числе личностные качества, соотносимые со структурой психологического благополучия), которые необходимы в условиях реформирования внутренних войск МВД России в войска национальной гвардии Российской Федерации
При исследовании феномена психологического благополучия в зарубежной и отечественной психологии собрано и проанализировано достаточное количество теоретической и эмпирической информации. Теоретическую основу для понимания данного феномена в 1969 г. заложил американский психолог Н . Бредберн [2]. Немного позднее в работах Э. Динера [3-5] было охарактеризовано семантически близкое понятие «субъективное благополучие», которое тоже получило большое распространение в зарубежной психологии
Еще одним автором, внесшим вклад в изучение психологического благополучия, стала американская исследовательница К. Рифф [6, 7]. Опираясь на учение Н Бредберна, она разработала собственную структуру благополучия и выделила шесть основных компонентов: самопринятие, позитивные отношения с окружающи-
ми, автономию, управление окружающей средой, цель в жизни и личностный рост К Рифф были предложены оригинальный метод психотерапии и опросник «Шкалы психологического благополучия» Последний активно применяется на практике
Среди отечественных авторов данной тематики наиболее известны А. В. Воронина, Т. Д . Шевеленко-ва и П. П. Фесенко [8-10]. А. В. Воронина разработала уровневую модель психологического благополучия Суть ее в том, что на разных уровнях пространства бытия человека, формируемых в разных типах деятельности, закладываются внутренние интенции (сознательные и бессознательные ресурсные установки) Они и составляют качественные своеобразно-иерархические уровни психологического благополучия человека: социальной адаптации, психосоматического, психического и психологического здоровья Автор полагает, что каждый новый уровень, формирующийся в процессе развития и воспитания, дает человеку иное видение себя, мира и своего места в мире, т е новые возможности для реализации замыслов, творческой активности; большую степень свободы в выборе путей адекватного реагирования
Основываясь на концепции психологического благополучия, созданной К. Рифф, отмечая вслед за Е. Ди-нером, что исследование психологического благополучия должно учитывать не только непосредственно измеряемый уровень благополучия, но и внутреннюю индивидуальную систему координат, с которой человек соотносит собственное психологическое благополучие, Т. Д . Шевеленкова и П . П. Фесенко определяют психологическое благополучие как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования (личностный рост, самопринятие, управление средой, автономия, цели в жизни, позитивные отношения
с окружающими), а также показатель степени реализованное™ этой направленности, субъективно выражающийся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и своей жизнью [9; 10].
В рамках данного исследования особый интерес представляют работы отечественных авторов, посвященные благополучию субъектов военного образования Так, П. П. Фесенко пришел к выводу, что психологическое благополучие курсантов военной академии связано не с объективным положением индивида в группе, с его представлениями о собственном статусе, а больше с самопринятием личности [10]. А. А. Шадрин с помощью регрессионного анализа выявил основные социально-психологические предикторы субъективного благополучия курсантов военного института (локус контроля «Я», «процесс жизни, т. е . интерес и эмоциональная насыщенность жизни», эмоциональная лабильность и спонтанная агрессивность, ценности — свобода (как независимость в поступках и действиях), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие), убеждение в доброте людей) [11]. В кандидатской диссертации С. В . Оспенникова особое внимание уделено вопросу психолого-педагогического сопровождения личностного роста курсантов (как необходимое условие полноценного военного образования) [12].
Однако при всем разнообразии исследований за рамками научного анализа осталось изучение особенностей психологического благополучия курсантов в сравнении со студентами невоенных специальностей
Целью данного исследования является сравнительный анализ показателей психологического благополучия курсантов военного института войск национальной гвардии и студентов гражданских вузов
Эмпирический этап исследования проводился в 20162017 учебном году на базе четырех высших учебных заведений г. Перми: Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, Пермской государственной фармацевтической академии Минздрава России, Пермского национального исследовательского политехнического университета и Пермского военного института войск национальной гвардии РФ Выбор данных образовательных учреждений объясняется стремлением охватить выборкой студентов различной профессиональной направленности — гуманитарной, естественнонаучной, технической и военной.
Общая выборка — 102 человека (51 чел . из Пермского военного института войск национальной гвардии РФ и 51 чел . из остальных вузов). Все участники являются курсантами и студентами 2-3 курсов обучения в возрасте от 18 до 23 лет. Участие в исследовании юношей, обучающихся исключительно на 2-3 курсах, позволило минимизировать такие побочные факторы, как процесс адаптации (процесс вхождения первокурсников в новую образовательную среду), предэкзаменационный стресс и повышенное чувство неопределенности в связи с итоговой аттестацией и сменой основного вида деятельности
Для эмпирического исследования проблемы психологического благополучия в данной работе была выбрана концепция психологического благополучия К. Рифф . Использование «Шкал психологического благополучия» К. Рифф в модификации Д . Г. Орловой [13] позволило оценить 6 показателей психологического благополучия: позитивные отношения, автономию, управление средой, личностный рост, цели в жизни и самопринятие
Для определения статистически значимых различий в показателях психологического благополучия между выборками был применен Т-критерий Стьюдента [14] для независимых выборок, результаты которого отражены в таблице
Таблица. Статистические показатели курсантов военного института и студентов невоенных вузов
Показатели психологического благополучия Среднее значение (курсанты) Среднее значение (студенты) Т-критерий Уровень значимости, p
Позитивные отношения 57,3 49,1 4,3 < 0,001
Автономия 52,2 53,9 -0,8 > 0,001
Управление средой 59,2 48,6 5,4 < 0,001
Личностный рост 58,0 50,1 3,7 < 0,001
Цели в жизни 57,0 47,7 4,7 < 0,001
Самопринятие 57,2 49,6 3,8 < 0,001
Проведенный сравнительный анализ результатов психологического благополучия курсантов и студентов показал, что выделенные выборки значимо отличаются по всем показателям психологического благополучия (на уровне значимости р <0,001), кроме показателя «Автономия»
Из таблицы видно, что курсанты военного института более высоко оценивают способности быть открытыми для общения, по успешному овладению различными видами деятельности, свою компетентность, стремление развиваться, учиться и воспринимать новое, а также ощущение собственного прогресса Курсанты могут характеризоваться и большей осмысленностью собственного существования, более высокой самооценкой себя и своей жизни в целом
Вероятно, основанием для данных результатов является совокупность сразу нескольких факторов:
— специфика абитуриентов, поступающих в военный вуз (юноши, делающие свой профессиональный выбор в пользу военной сферы, могут обладать определенными особенностями личностной сферы);
— особенности организации учебной и внеучеб-ной работы в военных вузах;
— высокий статус будущей профессии;
— субъективное ощущение стабильности в процессе обучения и дальнейшей профессионализации и т д
Отметим, что перечень данных факторов носит предположительный характер и требует дополнительной эмпирической проверки
Отдельного внимания заслуживает факт отсутствия статистически значимых различий по показателю «Автономия» Это может говорить о том, что курсанты военного института и студенты невоенных специальностей идентичны в ощущении собственной независимости Вероятно, это объяснимо тем, что нестандартное мышление и поведение, а также противопоставление собственного мнения позиции большинства не воспитываются, а в некоторой степени даже порицаются в рамках обучения в военном образовательном учреждении
Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, могут свидетельствовать, что выбор военного вуза, а также его образовательная среда впоследствии более благоприятны для психологического благополучия юношей (по сравнению с невоенными вузами). Юноши, обучающиеся в военном институте, могут быть охарактеризованы как личности более осознанные, позитивно оценивающие себя и собственную жизнь (по сравнению со сверстниками, получающими невоенное образование)
Причина в особенностях военного образования: четкость и прозрачность системы требований и вознаграждений, высокий социальный статус и перспективность будущей профессии, карьерный рост, что позволяет курсантам военных вузов демонстрировать более высокие показатели психологического благополучия
В соответствии с поставленной целью исследования были сформулированы следующие выводы:
1 Юноши, обучающиеся в военном институте национальной гвардии, демонстрируют более высокие значения показателей психологического благополучия («Позитивные отношения», «Управление средой», «Личностный рост», «Цели в жизни» и «Самопринятие») по сравнению со сверстниками, получающими образование в гражданских вузах Курсанты наиболее положительно оценивают себя, свои способности, собственную жизнь и дальнейшие перспективы
2 . Курсанты военного института национальной гвардии не отличаются от студентов гражданских вузов по показателю «Автономия», т е не проявляют более выраженного стремления выделиться из окружения и руководствоваться только собственным видением ситуации
Перспективами данного исследования являются: рассмотрение особенностей психологического благополучия
курсантов в динамике от младших до выпускных курсов, подробный анализ соотношения и взаимосвязей показателей психологического благополучия курсантов с различными внутренними и внешними факторами (например, личностными и темпераментальными особенностями, социальным статусом в группе, успеваемостью и т. д. ).
Список литературы
I. Денисенко П. А. К постановке проблемы парадиг-мальности военного образования. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/k-postanovke-problemy-paradigmalnosti-voennogo-obrazovaniya (дата обращения: 30.05.2017).
2 . Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. Chicago, 1969. 320 p .
3 . Diener E. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. № 68 . P. 653-663.
4. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. № 95 . P. 542-575.
5 . Diener E., Suh E. M., Lucas R. E., Smith H. L. Subjective Well-being: Three decades of progress // Psychological Bulletin . 1999. Vol. 125(2). P. 276-302.
6 . Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological wellbeing // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. P. 1069-1081.
7. Ryff C. D. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69 . P. 719-727.
8 . Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекци-онной работы психологической службы : дис. . . . канд. психол. наук. Томск, 2002. 172 с.
9 . Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3 . С 95-129.
10 . Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности : дис.... канд. психол. наук. М. , 2005. 206 с.
II. Шадрин А. А. Социально-психологические предикторы субъективного благополучия курсантов военных вузов. URL: http://cyberleninka ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-prediktory-subektivnogo-blagopoluchiya-kursantov-voennyh-vuzov (дата обращения: 30.05.2017).
12 . Оспенников С. В. Психолого-педагогическое сопровождение личностного роста курсантов военно-образовательного учреждения войск национальной гвардии РФ : автореф . дис . ... канд. психол. наук. Кемерово, 2017. 27 с .
13 . Орлова Д. Г. Оценка психометрического качества и модификация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Вестник Удмуртского университета. Философия Психология Педагогика 2016 № 3 C 53-62
14. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб . , 2004 392 с
Peculiarities of Future National Guard Officers' Psychological Well-Being
Orlova Darya G.,
senior lecturer of the department of Theoretical and Applied Psychology,
Perm State Pedagogical University Perm, Russia. e-mail: 13-orlova@mail.ru
The relevance of the attempted research is determined by the difficult transition period in both military education (reorganization of internal troops of the Russian Ministry of Internal Affairs into Russian National Guard troops) and higher education in general. The author reviews the main theories of psychological and subjective well-being in foreign and domestic psychology and in current researches conducted among higher military school cadets. The empirical research was done sampling 102 male youths (51 cadets and 51 students). To estimate the indicator of psychological well-being the diagnostical method of K.Ryff Psychological Well-Being Scale (D.Orlova's version) was used. The comparative analysis resulted in statistically significant differences between the samples. The military institute cadets show higher scores in all scales of psychological well-being (except that of "Autonomy"). The obtained results can indicate that male youths studying at a military institute are characterized by a more positive self-assessment and estimate of their life in general, they are more confident in their opportunities and further self-realization.
Keywords: life-long education, police higher educational institution, designing educational activity, process of upbringing.
Citation: OrlovaD. G. Peculiarities of Future National Guard Officers' Psychological Well-Being. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(70). 2017. P. 32-35.