УДК 159.923:378
Александров Игорь Юрьевич
аспирант e-mail: igor170-93@mail. ru
Маркелов Владимир Вениаминович
доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин, кафедр теоретической и прикладной психологии и практической психологии
e-mail: markelov@rambler. ru
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, ул. Сибирская 24, +7 (342) 238-63-44
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Igor Y. Aleksandrov
Graduate Student e-mail: igor170-93@mail. ru
Vladimir V. Markelov
PpD, Professor of the Chairs of Sport Disciplines, Theoretical and Applied and
Practical Psychology e-mail: markelov@rambler. ru
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia
FEATURES OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION AND COPING-STRATEGIES IN THE STRUCTURE OF PERSONALITY OF STUDENTS OF THE FACULTY OF PHYSICAL CULTURE
Аннотация. Статья посвящена исследованию эмпирически выявленных различий в использовании механизмов психологической защиты и копинг-стратегий, а также взаимосвязи между этими формами поведения у студентов факультета физической культуры.
Ключевые слова: копинг-стратегии, студенты, психологическая защита, студенты.
© Александров И.Ю., Маркелов В.В., 2016
Abstract. Our research is to empirically identify the differences in the use of psychological defense mechanisms and coping strategies as well as the relationship between the behaviors of the students of the Faculty of Physical Education.
Key words: coping strategies, students, psychological defense, students.
Становление и развитие современной отечественной психолого-педагогической науки, придерживающейся традиций гуманистического, личностно-ориентированного подхода, ставят в ряд актуальных научно-практических задач изучение проблемы активности студентов как субъектов деятельности и проявлений их индивидуальности во взаимодействии с окружающим миром. В этой связи не менее актуальным сегодня является изучение психологических закономерностей и факторов, потенциально обеспечивающих эффективность учебной деятельности студента.
В качестве одного из таких факторов выступает феномен психологической защиты, тесно связанный с проблемами психической адаптации, регуляции и становления личности.
Начиная с работ 3. Фрейда проблема психологической защиты была и остается предметом пристального внимания представителей самых разных психологических школ и направлений (3. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, В. Райх, Ф. Перлз, Н. Мак-Вильяме, Ф.В. Басейн, В.И. Журбин, И.М. Никольская, Р.М. Грановская, В.А. Усталов и др.). Несмотря на существующие между исследователями разногласия в понимании феноменологии защитных механизмов, их роли в онтогенезе и социальной адаптации личности, большинством авторов тем не менее поддерживается точка зрения, согласно которой действие психологической защиты при определенных условиях может препятствовать личностному развитию и самореализации человека в социальном мире.
На сегодняшний день в отечественной психологии можно условно выделить три основных линии исследований феномена психологической защиты.
Первая связана с изучением проявлений защитных механизмов в условиях различного рода профессиональной деятельности.
Вторая линия включает в себя исследования, ориентированные на изучение психологических защит у больных с различными типами хронических заболеваний: нервно-психических, психосоматических и соматопсихических.
Наконец, третье направление исследований психологической защиты является преимущественно теоретическим и связано с поиском ответов на вопросы относительно феноменологии защитных механизмов, их роли в индивидуальном онтогенезе, социальной адаптации и деятельности человека.
Перечисленные группы исследований феномена психологической защиты обладают несомненной теоретической и прикладной ценностью. Вместе с тем в области изучения данной проблемы остались недостаточно изученными взаимосвязи защитных механизмов психики с разноуровневыми
индивидуальными свойствами (нервной системы, темперамента и личности) в контексте целостного, интегрального подхода к изучению индивидуальности спортсмена. На наш взгляд, разработка проблемы стиля психологической защиты в контексте изучения его адаптивных функций, источников детерминации, особенностей индивидуальных проявлений имеет сегодня важное теоретическое и практическое значение. Она вносит вклад в понимание закономерностей проявлений активности спортсмена в его взаимодействии с окружающим миром, расширяет возможности практики оказания психологической поддержки индивидуальному развитию и может быть отнесена к области актуальных научно-исследовательских психолого-педагогических задач. Наряду с механизмами психологической защиты эффективность социально-психологической адаптации обеспечивается использованием копинг-стратегий, которые представляют собой индивидуальные способы преодоления трудных ситуаций. Они функционально едины, однако их отличие состоит в том, что защитные механизмы неосознаваемы и пассивны, а копинги используются субъектом сознательно и активно (Л. Мерфи, А. Маслоу, А. Биллингс, Р. Моос, Т.Д. Крюкова).
Копинг-стратегии используются как стратегии действий личности, направленные на устранение ситуации психологической угрозы. Структуру копинг-процесса можно представить следующим образом: восприятие процесса - когнитивная оценка - выработка стратегий преодоления - оценка результата действия. Р. Лазарус исходит в большей степени из приоритета субъективного восприятия и переживания стресса и уделяет особенное внимание когнитивным процессам и когнитивной оценке. При столкновении со стрессовым событием происходит динамический процесс когнитивной оценки, переоценки и эмоциональной переработки ситуации и совладания.
В зависимости от степени конструктивности защитные механизмы и копинг-стратегии могут способствовать или препятствовать успешности преодоления ситуации.
Цель нашего исследования заключается в том, чтобы эмпирически выявить различия в использовании механизмов психологической защиты и копинг-стратегий, а также взаимосвязи между этими формами поведения у студентов первого и четвертого курсов факультета физической культуры.
Задачи:
1. Экспериментально выявить различия в использовании защитных механизмов и копинг-стратегий студентами факультета физической культуры.
2. Экспериментально выявить характер взаимосвязи защитных механизмов и копинг-стратегии у студентов факультета физической культуры.
Для того чтобы исследовать уровень напряженности основных психологических защитных механизмов, а также оценку общей напряженности всех измеряемых защит у студентов в трудных ситуациях, мы использовали опросник «Индекс жизненного стиля». Показатели представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты средних значений индекса напряженности по методике «Индекс жизненного стиля»
№ п/п Психологические механизмы защиты (ПМЗ) Напряженность ПМЗ у студентов 1-го курса Напряженность ПМЗ у студентов 4-го курса ¿-критерий Стьюдента Р
1 Отрицание (max 13) 8,7 10,2 ¿=1,8 р>0,05
2 Подавление (max 12) 7,3 3,2 ¿=4,2 ^<0.01
3 Регрессия (max 14) 11,8 8,2 ¿=3,1 р>0,05
4 Проекция (max 13) 8,7 11,4 ¿=2,8 р>0,05
5 Замещение (max 13) 10,3 4,7 ¿=4,5 ^<0.01
6 Интеллектуализация (max 12) 6,8 11,1 ¿=3,6 ^<0.01
В результате диагностики защитных механизмов мы выявили, что студенты первого курса превосходят студентов четвертого курса по многим показателям. Однако статистически значимые различия обнаружены только по трем показателям.
Нами получены статистически значимые различия по показателю «подавление». Так, у студентов первого курса этот показатель равен 7,3, а у студентов четвертого курса он равен 3,2 (/=4.2; ^<0.01). Это связано с тем, что в отличие от старшекурсников, студенты первого курса более тревожны и дисциплинированны из-за опасений быть отчисленными. Студенты первого курса превосходят старшекурсников по показателю «замещение», этот показатель равен 10,3, а у студентов четвертого курса - 4,7 (/=4,5; /><0.01). По-видимому, связано это с тем, что студенты первого курса недостаточно устойчивы эмоционально и в отличие от студентов четвертого курса, имеющих достаточный опыт, могут непроизвольно редуцировать негативные переживания на основе использования нейтральных объектов.
Вместе с тем обнаружено, что студенты четвертого курса превосходят студентов первого по показателю «интеллектуализация». Так, у студентов четвертого курса этот показатель равен 11,1, а у студентов первого курса - 6,8 (/=3,6; ^<0.01). Связано это с тем, что на старшем курсе студенты стараются бессознательно абстрагироваться от чувств, трезво оценить ситуацию, придумать механизм объяснения, который облегчит им жизнь и социальную адаптацию.
Все остальные показатели у студентов четвертого и студентов первого курса находятся вне зоны значимости, что свидетельствует о том, что они и у тех и других проявляются в одинаковой степени.
Вместе с тем результаты исследования показали, что в случае возникновения трудной ситуации студенты первого курса чаще используют такой наивный механизм психологической защиты, как регрессия (11,8). Это можно предположительно объяснить тем, что студенты первого курса полагают, что они еще только вступают во взрослую жизнь и многие погрешности в поведении и инфантильность будут «сходить им с рук». В поведении студентов четвертого курса преобладают такие защитные механизмы, как проекция (11,4) и отрицание (10,2). Это объясняется тем, что студенты четвертого курса, в отличие от первокурсников, более самостоятельны, серьезнее и более осознанно относятся к учебе и к выбранному профессиональному поприщу.
Для того чтобы выяснить особенности поведения студентов в сложных (стрессовых) ситуациях, а также для определения стратегии поведения учащихся в таких ситуациях, мы провели диагностику по методике «Стратегии и модели преодолевающего поведения - копинг-стратегии Г.С. Никифорова и М.А. Дмитриевой». Показатели представлены в табл. 2.
Таблица 2
Среднегрупповые показатели копинг-стратегий, используемых студентами в стрессовых ситуациях
Модель поведения Модели преодолевающего поведения, % (1-й курс) Модели преодолевающего поведения, % (4-й курс) ¿-крите- рий Стью-дента Р
низкая средняя высокая низкая средняя высокая
Импульсивные действия 15,5 - - - 19,5 - ¿=4,3 ^<0.01
Агрессивные действия - 17,5 - - - 21,6 ¿=3,9 ^<0.01
Результаты тестирования по данной методике показали, что у студентов первого курса импульсивные действия находятся в низкой степени выраженности, а все остальные показатели находятся в средней степени выраженности. У студентов 4-го курса, в трудной ситуации, агрессивные действия находятся в высокой степени выраженности, все остальные показатели - в средней степени.
Из этого следует, что на первом курсе обучения студенты более сдержанны, не импульсивны, стараются выполнять правила распорядка, всячески избегать стрессовых ситуаций.
В результате исследования копинг-поведения выявили, что все показатели у студентов первого и четвертого курсов находятся в средней степени выраженности, статистически значимые различия не выявлены, кроме 2 показателей.
Так, нами обнаружено, что показатель преодолевающего поведения «импульсивные действия» у студентов четвертого курса равен 19,5, а у студентов первого курса - 15,5 (/=4,3; ^<0.01). Это связано с тем, что студенты первого курса более сдержанны, опасаются конфликтов с преподавателями и студентами, так как только «вступили в новую жизнь» и стараются не портить отношение с окружающими.
Показатель преодолевающего поведения «агрессивные действия» у студентов четвертого курса равен 21,6, а у студентов первого курса - 17,5 (/=3,9; ^<0.01). Это можно объяснить тем, что на четвертом курсе студенты приобретают социальную смелость и снижают уровень исполнительного и ответственного отношения к учебе.
В результате исследования взаимосвязей изучаемых переменных обнаружено, что у студентов четвертого курса показатели ассертивности коррелируют с такими показателями защиты, как подавление (0,458) и интеллектуализация (0,503). В то же время имеется связь показателя «ассертивность» с показателем «проекция» (0,478), а показатель копинга «вступление в социальный контакт» коррелирует с показателями регрессии (0,611) и проекции (0,542).
У студентов первого курса нами была выявлена взаимосвязь конструктивной копинг-стратегии «вступление в социальный контакт» и подавления (0,458). Обнаружена связь с деструктивными механизмами защиты. Так, показатели ассертивности связаны с такими механизмами, как «регрессия» (0,523), «замещение» (0,503) и «реактивное образование» (0,598). Студенты четвертого курса овладевают этими конструктивными механизмами психологической защиты, что проявляется в более тактичном поведении в конфликтных ситуациях, дают отчет своим поступкам, а у студентов первого курса копинг-стратегия «вступление в социальный контакт» связана с механизмом подавления.
Можно предположить, что необходимость вступления в социальные контакты вынуждает подавлять потребность общаться лишь в кругу предпочитаемых людей, тем самым расширяет круг контактов.
Выводы:
1. В условиях стресса психологическая адаптация человека происходит главным образом посредством двух механизмов: психологической защиты и копинг-поведения. Студенты первого и четвертого курсов используют разные психологические механизмы защиты и копинг-стратегии и в разной степени проявляют их в трудных жизненных ситуациях. У студентов первого курса ярче выражены такие примитивные механизмы психологической защиты, как регрессия и замещение. У студентов четвертого курса преобладают более сложные защитные механизмы - проекция, интеллектуализация и отрицание. Преодолевающее поведение студентов разных курсов различается по таким показателям копинг-стратегий, как импульсивные и агрессивные действия.
2. Корреляционный анализ позволил обнаружить связь некоторых показателей механизмов защиты и копинг-стратегий. Студенты первого курса, использующие защитный механизм «подавление», более активны в применении копинг-стратегии «вступление в социальный контакт». Студенты четвертого курса, использующие механизмы психологической защиты «подавление» и «интеллектуализация», чаще прибегают к конструктивному копинг-поведению в форме ассертивного поведения.