Научная статья на тему 'Особенности психологических защит и адаптационного потенциала педагогов с разной профессиональной мотивацией'

Особенности психологических защит и адаптационного потенциала педагогов с разной профессиональной мотивацией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
257
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОСТЬ / ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ADAPTABILITY / PROTECTIVE MECHANISMS / PROFESSIONAL MOTIVATION / PEDAGOGICAL ACTIVITY / STRESS RESISTANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Камнева Ольга Анатольевна, Мельникова Марина Васильевна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления психологических компенсаторных механизмов педагогов для оптимизации процесса обучения детей с нормой и патологией развития. Цель статьи направлена на определение психологических защит и адаптационного потенциала педагогов общеобразовательных школ и центра реабилитации детей. Авторами рассмотрены мотивационный комплекс, виды психологических защит, мотивы достижения успеха и избегания неудач, копинг-поведение в стрессовых ситуациях. В ходе проведенного исследования авторами показаны достоверные различия в использовании защитных механизмов для ослабления стресс-факторов у педагогов общеобразовательных школ и центра реабилитации детей. Доказано, что использование разных форм психологических защит может зависеть от контингента, с которыми работают педагоги. Отмечено, что существует взаимное влияние психологических защит, адаптационного потенциала и профессиональной мотивации педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Камнева Ольга Анатольевна, Мельникова Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION AND ADAPTATIVE POTENTIAL OF TEACHERS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL MOTIVATION

The relevance of the study is governed by the need of identifying psychological compensatory mechanisms of teachers for teaching both average children and those with health peculiarities. The purpose of the article is to determine psychological defenses and adaptive potential of teachers of general educational schools and those of rehabilitation centers. The authors considered, the motivation complex, types of psychological defends, coping behavior. In the course of the study, the authors found out that teachers of general educational schools and those of the rehabilitation centers use significantly different protective mechanisms to reduce stress. Authors argument, that teachers’ usage of different psychological defenses depends on their pupil contingent. It is noted that there is a mutual influence of psychological defenses, adaptive potential and professional motivation of the teacher.

Текст научной работы на тему «Особенности психологических защит и адаптационного потенциала педагогов с разной профессиональной мотивацией»

УДК 159.9.072

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ

И АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ

С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИЕЙ

О.А. Камнева, М.В. Мельникова

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления психологических компенсаторных механизмов педагогов для оптимизации процесса обучения детей с нормой и патологией развития. Цель статьи направлена на определение психологических защит и адаптационного потенциала педагогов общеобразовательных школ и центра реабилитации детей. Авторами рассмотрены мотивационный комплекс, виды психологических защит, мотивы достижения успеха и избегания неудач, копинг-поведение в стрессовых ситуациях. В ходе проведенного исследования авторами показаны достоверные различия в использовании защитных механизмов для ослабления стресс-факторов у педагогов общеобразовательных школ и центра реабилитации детей. Доказано, что использование разных форм психологических защит может зависеть от контингента, с которыми работают педагоги. Отмечено, что существует взаимное влияние психологических защит, адаптационного потенциала и профессиональной мотивации педагога.

Ключевые слова: адаптивность, защитные механизмы, профессиональная мотивация, педагогическая деятельность, стрессоустойчивость.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION AND ADAPTATIVE

POTENTIAL OF TEACHERS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL MOTIVATION

O. Kamneva, M. Melnikova

Abstract. The relevance of the study is governed by the need of identifying psychological compensatory mechanisms of teachers for teaching both average children and those with health peculiarities. The purpose of the article is to determine psychological defenses and adaptive potential of teachers of general educational schools and those of rehabilitation centers. The authors considered, the motivation complex, types of psychological defends, coping behavior. In the course of the study, the authors found out that teachers of general educational schools and those of the rehabilitation centers use significantly different protective mechanisms to reduce stress. Authors argument, that teachers' usage of different psychological defenses depends on their pupil contingent. It is noted that there is a mutual influence of psychological defenses, adaptive potential and professional motivation of the teacher.

Keywords: adaptability, protective mechanisms, professional motivation, pedagogical activity, stress resistance

Проблема изучения психологических защит и копинг-стратегий личности, её адаптационного потенциала является актуальной для практической психологии и связана с вопросами профилактики профессионального выгорания, адаптации личности, сохранения психического здоровья [2]. Защитные механизмы личности могут рассматриваться в контексте понимания адаптивных психических процессов, так как закрепляясь и актуализируясь в определенных ситуациях, обеспечивают адаптацию личности и её стрессоустойчивость [3]. Если психологические защиты помогают повысить адаптацию и стрессоустойчивость, их можно считать успешными, а когда снижают -неуспешными [5]. Профессия педагога социально значима, но в то же время входит в группу профессий с большим присутствием стресс - факторов и, следовательно, предъявляет повышенные требования к адаптации личности. Следовательно, изучение психологических защит педагогов имеет важное значение для педагогического процесса, так как отражает

умение решать личностные и профессиональные задачи, определяет стрессоустойчивость [4]. Важную роль играет тот факт, с какими детьми работает педагог. Для того, чтобы определить особенности психологических защит и адаптационного потенциала педагогов, работающих с детьми с нормой и патологией развития, было протестировано 80 педагогов. В группу испытуемых входили учителя нескольких средних образовательных школ города Астрахани и специалисты государственного автономного учреждения Астраханской области «Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие». В исследовании приняли участие учителя-предметники, учителя начальных классов, педагоги-дефектологи, педагоги-психологи, воспитатели, педагоги по адаптивной физической культуре, педагоги-организаторы. Возраст испытуемых составил от 24 до 60 лет. Все испытуемые - женщины.

Исследование проводили в контексте гипотезы, что на стрессоустойчивость и

адаптационный потенциал может влиять профессиональная мотивация. В зависимости от преобладания мотивационного комплекса педагоги используют разные виды психологических защит и обладают разным адаптационным потенциалом. Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы SPSS Statistics 21(критерий Колмогорова-Смирнова, линейная корреляция Пирсона, ранговая корреляция Спирмена).

Установлено, что в выборке педагогов из общеобразовательных школ (48 % испытуемых) и в выборке педагогов реабилитационного центра (44%) преобладают лица с оптимальным мотивационным комплексом ( методика К. Замфир в модификации А. Реана). При этом значимые различия между двумя выборками респондентов отсутствуют.

Неоптимальный мотивационный комплекс (отрицательный мотивационный комплекс, эмоциональная нестабильность) выражен у 38% педагогов средних школ и 43% у педагогов реабилитационного центра. Большой процент неоптимального мотивационного комплекса мы связываем с тем, что профессия педагога социально значима, но в то же время низко оплачиваема, и деятельность специалиста может быть обусловлена внешними факторами -работой за дополнительную плату, подарки. Стоит отметить, что у педагогов общеобразовательных школ оптимальный мотивационный комплекс несколько выше, чем у педагогов реабилитационного центра.

Степень выраженности мотива достижения успеха и мотива избегания неудач изучалась с помощью методик Т. Элерса «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач». Установлено, что независимо от места работы педагога, 25 % испытуемых имеют высокую мотивацию избегания неудач и, следовательно, в большей степени ориентированы на психологические защиты. Об этом говорит желание педагогов уйти от «сложных случаев», внедрения инновационных аппаратных методик (педагоги реабилитационного центра), нежелание выполнять общественную работу и внедрять новые методы обучения (педагоги общеобразовательных школ). Мотив избегания неудач коррелирует с неоптимальным мотивационным комплексом (уровень значимости p<0,01). Высокая мотивация к успеху наблюдается у 16% учителей средних школ и 14% педагогов реабилитационного центра, что связано с оптимальным мотивационным комплексом (уровень значимости p<0,05). Педагоги с мотивацией к

успеху работают с детьми со сложными диагнозами, любят использовать новые методы работы, сами разрабатывают программы эффективной реабилитации детей, принимают активное участие в конференциях и вебинарах, ведут элективные курсы, занимаются научной деятельностью.

Тем не менее, достаточно большой процент испытуемых ориентирован на мотивацию избегания неудач и, следовательно, представляет интерес для рассмотрения видов психологических защит, которые используют педагоги.

С помощью опросника Плутчика-Келлермана-Конте «Методика «Индекс жизненного стиля» [1] было установлено, что педагоги общеобразовательных школ и педагоги реабилитационного центра по частоте встречаемости применяют такие защиты, как «вытеснение», «отрицание» и «рационализация», 38% педагогов реабилитационного центра и 30% педагогов общеобразовательных школ имеют общую напряженность защит выше нормы. Если педагоги реабилитационного центра чаще всего используют механизм «вытеснение», то педагоги школ - «рационализация». Оптимальный мотивационный комплекс коррелирует с таким механизмом психологической защиты, как «рационализация» (уровень значимости р<0,01), неоптимальный - с механизмами «вытеснение», «отрицание» (уровень значимости р<0,05). Другие виды психологических защит -«компенсация», «проекция», «реактивное образование» у педагогов общеобразовательных школ коррелируют с такими переменными, как внутренняя мотивация («проекция», уровень значимости р<0,01), внешняя отрицательная мотивация («компенсация», уровень значимости р<0,05, «реактивное образование», уровень значимости р<0,05).

Педагоги реабилитационного центра, использующие виды психологических защит -«компенсация», «проекция», «реактивное образование» обладают внутренней мотивацией в случае использования защитного механизма «компенсация» (уровень значимости р<0,05) и отрицательной - при использовании механизма «реактивное образование» (уровень значимости р<0,05). «Компенсация» - защитный механизм, который используется сознательно в работе с детьми с нарушениями и отклонениями в развитии, педагоги часто берут на себя «функцию слабого звена» ребенка, а потом компенсируют его в совместной деятельности, поэтому настроены на серьезную методическую работу над собой. Именно этим можно объяснить связь между «компенсацией» и

внутренней мотивацией педагога. «Проекция» для педагогов общеобразовательных школ - это возможность приписать своим воспитанникам качества, которыми обладает учитель, что отчасти заставляет его совершенствоваться, то есть быть внутренне мотивированным.

Доминирующие копинг-стратегии

определяли с помощью методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, в адаптации Т.А. Крюковой). Педагоги общеобразовательных школ ориентированы на такие копинги в стрессовых ситуациях, как «решение задач» и «эмоции» (56% испытуемых). При этом, копинг «решение задач» положительно коррелирует с внутренней мотивацией (уровень значимости p<0,05), копинг «эмоции» - с внешней положительной мотивацией (уровень значимости p<0,05). Педагоги реабилитационного центра используют в стрессовой ситуации такие копинги, как «решение задач», «эмоции», «отвлечение» (60% испытуемых). Копинги «решение задач» и «эмоции» положительно коррелируют с внутренней мотивацией (уровень значимости p<0,05), а копинг «отвлечение» - с внешней. Опора на эмоциональную разрядку (эмоционально-ориентированный копинг) в стрессовой ситуации, по всей видимости, является конструктивным копингом у педагогов, работающих с детьми с особенностями в развитии и, следовательно, может определять внутреннюю мотивацию испытуемых. В то время как у педагогов общеобразовательных школ, эмоциональная стратегия определяет лишь внешнюю положительную мотивацию, и только когнитивная стратегия связана с мотивацией внутренней, поскольку ориентирует испытуемых на решение задач

профессионального плана.

В связи с этим представляет интерес

рассмотреть адаптационный потенциал испытуемых. Установлено, что 19% педагогов от всей выборки обладают низким адаптационным потенциалом (методика «Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» А.Г. Маклакова). Только 8% педагогов общеобразовательных школ обладают высоким адаптационным потенциалом (группа нормальной адаптации), который значимо коррелирует с защитными механизмами «рационализация» и «проекция» (р<0,01). Более 50% педагогов попадают в группу удовлетворительной адаптации. У педагогов реабилитационного центра определен средний (89% испытуемых) уровень адаптационного потенциала, группа с высокой адаптацией не выявлена. Установлена положительная корреляция в значениях «компенсация» (р<0,01), «проекция» (р<0,05) и средний уровень адаптационного потенциала. Эмоционально-ориентированный копинг, преобладающий у педагогов реабилитационного центра, коррелирует с такими защитными механизмами, как - «отрицание» (р<0,05), «компенсация» (р<0,05) и «проекция » (р<0,05). Когнитивный копинг учителей общеобразовательных школ обнаруживает достоверную связь с защитными механизмами «проекция» (р<0,05),

«рационализация» (р<0,01).

Таким образом, использование разных форм психологических защит может зависеть от контингента, с которым работают педагоги. Эти защиты являются компенсаторным механизмом, ослабляющими профессиональный стресс, и определяют адаптационный потенциал личности. В свою очередь, обнаруживается взаимное влияние психологических защит и профессиональной мотивации педагога. Можно отметить, что защитные механизмы также определяют мотивационный комплекс испытуемых.

1. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. - Спб.: СПбНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005.- 167 с.

2. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом.- Казань, 2003. - 98 с.

3. Налчажан А.А. Психологическая

адаптация. Механизмы и стратегии. М.:Эксмо, 2009.- 203 с.

4. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. - Мытищи: Талант, 2013.- 94 с.

5. Штроо В.А. Исследование групповых защитных механизмов // Психологический журнал. - 2011. - № 1. - С. 36-38.

Казанский педагогический журнал №2, 2018 Сведения об авторах:

Камнева Ольга Анатольевна (г. Астрахань, Россия), кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и когнитивной психологии ФК, Астраханский государственный университет, е-mail: [email protected]

Мельникова Марина Васильевна (г. Астрахань, Россия), заведующая отделением комплексной экспертизы и диагностики, ГАУ АО «Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие», е-mail: [email protected]

Data about the authors:

O. Kamneva (Astrakhan, Russia), candidate of biological sciences, associate professor of the Department of General and Cognitive Psychology, Astrakhan State University, е-mail: [email protected]

M. Melnikova (Astrakhan, Russia), Head of the Department of Comlex Examination and Diagnostics, GAU "Scientific and Practical Center for Rehabilitation of Children "Correction and Development", е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.