Научная статья на тему 'Особенности психоэмоционального статуса у детей при различных вариантах синдрома раздраженного кишечника'

Особенности психоэмоционального статуса у детей при различных вариантах синдрома раздраженного кишечника Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
368
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ РАЗДРАЖЕННОГО КИШЕЧНИКА / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / IRRITABLE BOWEL SYNDROME / PSYCHO-EMOTIONAL STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ботвиньев О. К., Ляликова В. Б., Еремеева Алина Владимировна, Али Мохамед Гамал Эльдин Мансур

Целью исследования стало изучение особенностей психоэмоционального статуса у детей с различными вариантами синдрома раздраженного кишечника (СРК). Проведено исследование психоэмоционального статуса у 67 детей в возрасте от 12 до 17 лет. У большинства пациентов выявлена дистимия, высокая тревожность в сочетании с различными акцентуациями характера. Сделан вывод о необходимости психологического сопровождения детей с СРК, а также проведения психиатрического обследования с целью своевременного назначения соответствующего медикаментозного лечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of psychoemotional status in children with various forms of irritable bowel syndrome

The purpose of the study was to investigate the characteristics of mental and emotional status of children with different forms of irritable bowel syndrome (IBS). The study of mental and emotional status in 67 children aged 12 to 17 years with various IBS was carried out. The high frequency of dysthymia and a high level of anxiety, combined with a variety of character accentuations have been revealed. It is advisable to conduct psychological counseling and inclusion in the complex therapy of psychotropic drugs for children with CRK.

Текст научной работы на тему «Особенности психоэмоционального статуса у детей при различных вариантах синдрома раздраженного кишечника»

Медико-психолого-педагогическая помощь детям

О.К. Ботвиньев, В.Б. Ляликова, А.В. Еремеева, Али Мохамед Гамал Эльдин Мансур

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Особенности психоэмоционального статуса у детей при различных вариантах синдрома раздраженного кишечника

Контактная информация:

Еремеева Алина Владимировна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии педиатрического факультета ГБОУ ВПО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России

Адрес: 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, тел.: (499) 256-60-26; e-mail: [email protected] Статья поступила: 22.12.2011 г., принята к печати: 01.03.2012 г.

Целью исследования стало изучение особенностей психоэмоционального статуса у детей с различными вариантами синдрома раздраженного кишечника (СРК). Проведено исследование психоэмоционального статуса у 67 детей в возрасте от 12 до 17 лет. У большинства пациентов выявлена дистимия, высокая тревожность в сочетании с различными акцентуациями характера. Сделан вывод о необходимости психологического сопровождения детей с CРК, а также проведения психиатрического обследования с целью своевременного назначения соответствующего медикаментозного лечения.

Ключевые слова: синдром раздраженного кишечника, психоэмоциональный статус.

ВВЕДЕНИЕ

Синдром раздраженного кишечника (СРК) объединяет функциональные расстройства кишечника, при которых неприятные ощущения, боль в животе, изменения частоты и характера стула сочетаются с другими признаками нарушений опорожнения кишечника [1].

СРК часто встречается как у взрослых, так и у детей. В развитых странах распространенность СРК варьирует, по данным различных исследований, от 14-22 до 30-48% в популяции [2]. По данным российских исследователей, в одном из западносибирских мегаполисов среди подростков в возрасте 14-17 лет симптоматику СРК имели от 14 до 24% обследованных [3].

Данная патология по ряду причин изучалась в основном у взрослых пациентов. Актуальность изучения синдрома раздраженного кишечника у детей определяется не только его распространенностью, но и тенденцией к хронизации, а также влиянием болезненных ощущений на эмоциональное состояние ребенка, что, соответственно, будет отражаться на качестве процесса школьной адаптации. Кроме того, в ряде случаев истоки СРК, реализованной у взрослых пациентов, лежат в детском возрасте [3-7].

Концепция СРК как биопсихосоциальной функциональной патологии предполагает, что в развитии сим-птомокомплекса данного заболевания важным являет-

0.K. Botviniev, V.B. Lyalikova, A.V. Eremeeva, Ali Mohamed Gamal Eldin Mansur

1.M. Sechenov First Moscow State Medical University

Features of psychoemotional status in children with various forms of irritable bowel syndrome

The purpose of the study was to investigate the characteristics of mental and emotional status of children with different forms of irritable bowel syndrome (IBS). The study of mental and emotional status in 67 children aged 12 to 17 years with various IBS was carried out. The high frequency of dysthymia and a high level of anxiety, combined with a variety of character accentuations have been revealed. It is advisable to conduct psychological counseling and inclusion in the complex therapy of psychotropic drugs for children with CRK.

Key words: irritable bowel syndrome, psycho-emotional status.

ся взаимодействие вегетативных дисфункций, факторов психологического дискомфорта с моторными и секреторными нарушениями различных отделов кишечника [3-5, 7-9].

Цель исследования — изучение особенностей психоэмоционального статуса у детей с различными вариантами СРК.

ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Были обследованы 67 детей в возрасте от 12 до 17 лет с различными вариантами СРК (38 девочек и 29 мальчиков), находившихся в отделении гастроэнтерологии ДГКБ № 9 им. Г. Н. Сперанского.

Больным был проведен полный комплекс клинических, лабораторных и инструментальных обследований. На основании результатов проведенных исследований и в соответствии с Римскими критериями III [10] был выставлен диагноз СРК.

Все дети были разделены на 3 клинические группы: I — 37 детей с преобладанием запоров (20 девочек и 17 мальчиков); II — 5 детей с преобладанием диареи (3 девочки и 2 мальчика); III — 25 детей со смешанными нарушениями (11 девочек и 14 мальчиков).

Для оценки психосоциального статуса ребенка были использованы:

• 16-факторный опросник Р. Кеттелла (многомерная методика для оценки свойств нормальной личности, описания личностной структуры человека и выявления личностных проблем) [11];

• патохарактерологический опросник А. Е. Личко, который предназначен для определения типов характера при психопатиях, психопатических состояниях, а также при акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы [12];

• шкала социально-ситуационной тревоги Спилбер-гера (тест позволяет определить уровень тревожности) [13].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенные исследования показали, что у большинства (59,7%) детей с СРК выявлены различные нарушения психосоциального статуса. Среди таких нарушений чаще наблюдалась дистимия — у 20 больных (29,8%). Дистимия — это затяжная субдепрессия с симптомами,

недостаточными для постановки диагноза «Депрессия», но принимающая хроническое течение. При этом у 15 детей (75%) с дистимией определена тенденция к ее дальнейшему развитию.

Что касается характеристики детей по клиническим группам, то необходимо отметить, что у детей, имеющих СРК с запором, склонности к пониженному настроению не выявлено. Наличие в клинической картине СРК диареи часто сочеталось с развитием у детей дистимии. Так, при смешанном варианте течения СРК дистимия отмечена у 16 (64%) детей, при СРК с диарей — у 4 (80%) (табл.).

При оценке психологического состояния детей с разными вариантами течения СРК по тесту Спилбергера зафиксирован различный уровень тревожности. Реже всего повышенная тревожность отмечалась в группе детей СРК с запором — у 6 (16,2%), у детей с диарей — чаще (у 4 из 5), среди больных с СРК смешанного типа — у 10 (40%). Низкий уровень тревожности был более характерен в группе детей с СРК с запором — у 31 (83,8%) ребенка (см. табл.).

Данные тесты указывают на то, что более высокий уровень дистимии и тревожности характерен для детей с наличием диареи в клинической картине СРК.

При изучении психологического статуса с помощью патохарактерологического опросника А. Е. Личко у 57 (85%) обследованных детей выявлены различные типы акцентуации характера. Лабильный астено-невротический и циклоидный типы диагностированы у 27 (73%) пациентов I группы, 22 (88%) детей II группы и у всех детей III группы (см. табл.). Акцентуация характера присуща всем клиническим вариантам течения СРК. Эти дети отличаются конфликтностью и повышенной чувствительностью к психотравматическим воздействиям.

Таким образом, при исследовании психосоциального статуса детей с различными вариантами СРК выявлена высокая частота дистимии и высокого уровня тревожности, сочетающихся с различными акцентуациями характера, что может влиять на качество жизни детей, снижение школьной адаптации и способствовать прогрессированию симптомов СРК. В зависимости от формы СРК у детей определяются различные варианты нарушения психосоциального статуса, которые наиболее выражены при наличии диареи.

Таблица. Психоэмоциональный статус у больных с различными вариантами синдрома раздраженного кишечника (СРК)

Характеристика детей по клиническим группам I группа (СРК с запором) п = 37 II группа (СРК смешанного типа) п = 25 III группа (СРК с диарей) п = 5 р

Дистимия, % - 64 80 1-2 р < 0,05

Высокий уровень тревожности, % 16* 40 80 1-2 р < 0,05

Низкий уровень тревожности, % 84* 60 20 1-2 р < 0,05

Акцентуация характера, % 73 88 100 -

Примечание. * — при сравнении указанных групп между собой p < 0,05.

ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ /2012/ ТОМ 9/ № 2

Подобные психосоматические изменения также были обнаружены у взрослых больных с гастроэнтерологической патологией (больные с СРК, с дисфункцией билиарного тракта). В связи с этим пациентам назначались психотропные препараты: получен положительный клинический эффект [14, 15].

Ранее нами были выявлены повышенная тревожность и дистимия у больных с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки и гастродуоденитом. В комплексную терапию данных больных с хорошим клиническим эффектом был включен препарат растительного происхождения, обладающий анксиолитическим и антидепрессив-ным действием [4, 7, 16].

Проведенное исследование показывает, что в план обследования больных детей с различными вариантами СРК необходимо включать консультацию детского клинического психолога.

Достижение клинической ремиссии у детей с СРК в соответствии с традиционными рекомендациями не всегда сопровождается адекватной нормализацией

психологического статуса, что определяет целесообразность формирования дифференцированных, личностно ориентированных программ терапии, когда выбор медикаментов определяется с учетом типа психофункциональных расстройств у ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У больных с синдромом раздраженного кишечника выявлены различные психосоматические изменения. Повышенная тревожность наиболее часто отмечалась у детей при наличии в клинической картине СРК диареи. Учитывая высокий уровень психопатологических расстройств у больных с СРК, целесообразны широкое внедрение в гастроэнтерологическую практику доступных психометрических методик и организация психологического консультирования для корректного психосоматического диагноза. При обнаружении различных нарушений в психосоциальном статусе в комплексное лечение детей целесообразно включать препараты, корректирующие выявленные нарушения.

88

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ивашкин В. Т., Шептулин А. А. Избранные лекции по гастроэнтерологии. М.: Медпресс. 2008. 82 с.

2. Kay L., Jorgensen T., Jensen K. N. The epidemiology of irritable bowel syndrome in a random population: prevalence, incidence, natural history and risk factors. J Intern Med. 1994; 236: 23-30.

3. Детская гастроэнтерология. Избранные главы / под ред. А. А. Баранова, Е. В. Климанской, Г. В. Римарчук. Москва. 2002. 591 с.

4. Ботвиньев О. К., Смирнова Г. И., Ляликова В. Б. и др. Эффективность препарата Гелариум Гиперикум в комплексной терапии психосоматических нарушений у детей с гастроэнтерологической патологией. Детский доктор. 2001; 5 (6): 34-38.

5. Ляликова В. Б., Смирнова Г. И. Синдром раздраженного кишечника у детей. М.: Первый МГМУ им. И. М. Сеченова. 2011. 81 с.

6. Парфенов А. И. Синдром раздраженного кишечника. Московский медицинский журнал. 1999; 6: 12-15.

7. Сулаберидзе И. Э. Клиническая, психовегетативная и фенотипическая характеристика детей с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки. Автореф. дис.... канд. мед. наук. Москва. 2007. 26 с.

8. Ботвиньев О. К., Еремеева А. В., Али Мохамед Гамал Эльдин Мансур, Ляликова В. Б. Особенности нервной системы у детей с синдромом раздраженного кишечника. РЖГГК. 2011; 21 (6): 19-22.

9. Смулевич А. Б. Депрессии в общей медицине. М.: Медицинское информагентство. 2001. 254 с.

10. Drossman D. A. The functional Gastrointestinal Disorders and the Rome III Process. Gastroenterology. 2006; 130 (5): 1377-1390.

11. Александровская Э. М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника R Кеттелла. Москва. 1995. 40 с.

12. Личко А. Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л.: Медицина. 1979. 336 с.

13. Feldman C. F. The development of adaptive intelligence. San Francisko. 1974. 490 p.

14. Хисматуллина Г. Е., Волевич Л. В., Хакамова Г. Я., Баширова Э. С. Современные возможности коррекции психоэмоциональных нарушений у больных с заболеваниями билиарной системы. Доктор ру. 2011; 5: 48-51.

15. Яковлев А. А., Писковец В. А. Структура психосоматических нарушений у больных с синдромом раздраженного кишечника и оценка эффективности дифференцированной терапии. Казань: Практика. 2009. С. 43-47.

16. Ботвиньев О. К., Смирнова Г. И., Ляликова В. Б. и др. Эффективность препарата Гелариум в комплексной терапии психосоматических нарушений у детей с гастроэнтерологической патологией. Психиатрия и психофармакотерапия. 2002; 4 (2): 57-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.