Научная статья на тему 'Особенности проявления спортивной мотивации у студентов вузов'

Особенности проявления спортивной мотивации у студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / УНИВЕРСИТЕТ / ПОДГОТОВКА / SPORTS MOTIVATION / STUDENTS / UNIVERSITY / TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соломченко Марина Александровна

В данной статье рассматриваются проблемы спортивной мотивации. Показано в литературных источниках некоторые разночтения в термино логических аспектах мотивации. Даны рекомендации по исследованию мотивов и индивидуально типологических особенностей студентов для достижения ими спортивных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соломченко Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SPORTS MOTIVATION AMONG UNIVERSITY STUDENTS

The proposed article deals with the problems of sports motivation. Some discrepancies in the terminological aspects of motivation are shown in the literature. Recommendations are given for the study of motives and individual typological features of students to achieve sports results.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления спортивной мотивации у студентов вузов»

УДК 796.051.3

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ FEATURES OF SPORTS MOTIVATION AMONG UNIVERSITY STUDENTS

Соломченко Марина Александровна

Заведующая кафедрой теории и методики физической культуры и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Solomchenko Marina Aleksandrovna Head of the Department of theories and methods of physical culture and sports

Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы спортивной мотивации. Показано в литературных источниках некоторые разночтения в терминологических аспектах мотивации. Даны рекомендации по исследованию мотивов и индивидуально-типологических особенностей студентов для достижения ими спортивных результатов.

Abstract. The proposed article deals with the problems of sports motivation. Some discrepancies in the terminological aspects of motivation are shown in the literature. Recommendations are given for the study of motives and individual typological features of students to achieve sports results.

Ключевые слова: спортивная мотивация, студенты, университет, подготовка.

Keywords: sports motivation, students, university, training.

В литературных источниках существует множество противоречивых концепций и определений понятия «мотивация». Мотивация может рассматриваться как «побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; осознаваемые и неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели» [1, 2]. Некоторые авторы признают, что в широком смысле термин «мотивация» используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения [5, 6]. Существует и другое определение: в наиболее общем смысле, мотивация рассматривается как внутреннее состояние организма, побуждающее его вести себя определенным образом [7, 8]. Мотивация - состояние направленности личности на определенные цели. Именно взаимодействие состояния и процесса компонентов мотивации осуществляет гармоничную саморегуляцию личности.

Понятие «мотивация» тесно связана с понятием «мотив». Словари трактуют оба этих понятия по-разному. Приведем развернутое определение понятия «мотив» [4]:

- «побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта»; «совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность»;

- «предмет, материальный или идеальный, побуждающий к деятельности и определяющий выбор ее направленности, ради которого она и осуществляется»;

- «осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности».

Мы решили остановиться на определении «мотива» как осознаваемой причине, лежащей в основе поведения личности. При исследовании мотивации спортивной деятельности применялись следующие методические средства: наблюдение, анкетирование, опросники [3]. В исследовании принимали участие студенты Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева в количестве 200 человек, которые занимаются в спортивных секциях. Целью исследования являлось - изучение факторов, влияющих на мотивацию занимающихся, выявление сходств и различий в этой сфере, разработка программ по привлечению студентов в спорт согласно их мотивационной сфере.

Сначала проводилась беседа, которая несла определенную смысловую установку. В ходе нее изучались мотивы и потребности, объяснились задачи исследования и велась подготовка к анкетированию. Беседу начинали с общих вопросов, потом переходили к специальным. В итоге беседы проявлялись мотивы занятий тем или иным видом спорта.

В ходе наблюдения фиксировалось отношение спортсмена к тренеру в процессе занятия, к выполнению тренировочного упражнения, готовность и желание тренироваться. Особое внимание уделялось студентам, у которых не было желания тренироваться.

Для оценки мотивационной сферы студентов применялось анкетирование в ходе групповых занятий. В ходе анкетирования объясняли, что результаты помогут тренерам индивидуализировать работу с группой занимающихся тем или иным видом спорта. В результате было выявлено, что на формирование мотивационной сферы студентов влияет множество факторов. В их числе внешняя среда, условия жизни, коллектив, семья, тренер и общественные организации. Выявлено, что интерес к спорту проявляется в таком возрасте, когда сформированы черты воли и характера. На вопрос анкеты о том, для чего студенты занимаются спортом мнения разделились. Результаты следующие: 24 % - укрепить здоровье, 29 % -развитие физических качеств, 13 % - достичь спортивных результатов. Следовательно, для привлечения студентов к занятиям спортом важно разделять их на тех, кто занимается «для себя», и тех, кто занимается для результата. Студенты, которые занимаются для себя, посещают занятия 2-3 раза в неделю. Студенты, стремящиеся к спортивным достижениям, занимаются 5-6 раз в неделю.

Студенты, занимающиеся спортом, в большинстве своем ведут здоровый образ жизни и удовлетворены режимом питания. Занятия спортом, с одной стороны, дисциплинируют студентов, а с другой - приносят им моральное удовлетворение, что очень важно при определении мотивации студентов-спортсменов.

Мотивационный и потребительский подходы к формированию личности позволяет рассматривать спортивный процесс, при котором у студентов формируются определенные потребности, причем потребности эти наиболее благоприятны для здоровья, физического развития и совершенствования.

С этой целью предлагается программа развития мотивации, в которую входят следующие действия:

- выявить потребности и определить способности у студентов в области спорта;

- формировать у студентов общечеловеческие ценности и идеалы; культивировать здоровье, честность, способность видеть, чувствовать и понимать красоту;

- реализовать интересы студентов в сфере спорта и средств оздоровления человека;

- сформировать заинтересованное отношение к укреплению своего здоровья, к овладению «теоретическими знаниями и практическими навыками по повышению физических кондиций человека, к поддержанию здоровья средствами спорта» [9].

Потребность в спортивной деятельности связана с созреванием у студента познавательной сферы и самосознания. Эту потребность можно отнести к классу социальных потребностей. Она является сложной побудительной силой, в которой доминируют различные мотивации (заинтересованность в красивом строении тела, высокой работоспособности, уверенности в себе и др.) [5].

На основании полученных результатов исследования выявлены направления формирования потребностей в занятиях спортом, критерии эффективности физкуль-турно-спортивной деятельности.

Гуманистическая направленность спорта через формы и виды деятельности студентов предусматривает: разнообразие форм и методов спортивной деятельности в вузе; стимулирование развития индивидуальных способностей; индивидуализацию обучения с учетом выявления интересов и способностей студентов.

Критериями эффективности физкультурно-спортивной деятельности являются: отношение студента к избранному виду спорта; овладение навыками спортивных движений; наличие интереса к специальным занятиям, средствам и методам оздоровления организма; расширение знаний о виде спорта и др.

На основании проведенного исследования разработаны рекомендации по поощрению внутренней мотивации занятий спортом. Во-первых, нужно подстегивать самолюбие и желание выделиться из толпы. Во-вторых, необходимо избегать исчезновения самостоятельности в деятельности, злоупотребление внешними наградами и постоянным контролем. Награды можно применять, но только заслуженно, когда усилия студента не напрасны.

Таким образом, данное исследование мотивации спортивной деятельности студентов позволило не только выявить структуру мотивов занятий спортом, нои предложить программу, направленную на развитие у студентов вуза потребности в физическом совершенствовании.

Литература

1. Киселев Ю. Я., Куликов Ю. Д. Методика оценки мотивации в системе психологического обеспечения подготовки спортсменов. Прикладные вопросы спортивной психологии : сборник научных трудов. Смоленск, 1989. С. 36-38.

2. Леонтьева А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М. : Изд-во Московского университета, 1971. 153 с.

3. Марищук В. Л. Методики психодиагностики в спорте. М. : Просвещение, 1990.

345 с.

4. Мещеряков Б. Г. Мотив. // Большой психологический словарь. СПб., 2006. С. 305306.

5. Палайма Ю. Ю. Мотивы спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. № 8. 1966. С. 56-64.

6. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М. : Наука, 1984. 198 с.

7. Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романовой. М. : Издательство Московского университета, 1982. 320 с.

8. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия / под ред. А. А. Реана. СПб. : Питер, 2000. 320 с.

9. Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1959. 220 с.

References

1. Kiselev Yu. Ya., Kulikov Yu. D. Metodika otsenki motivatsii v sisteme psikhologicheskogo obespecheniya podgotovki sportsmenov. [Method of assessing motivation in the system of psychological support of athletes]. Prikladnye voprosy sportivnoy psikhologii: sbornik nauchnykh trudov [Applied problems of sport psychology: collection of scientific works.tr.]. Smolensk, 1989, pp. 36-38. (In Russia).

2. Leontieva A. N. Potrebnosti, motivy, emotsii [Needs, motives, emotions]. Moscow, Moscow University Publ., 1971, 153 p.

3. Marishchuk V. L. Metodiki psikhodiagnostiki v sporte [Methods of psychodiagnostics in sports]. Moscow, Enlightenment Publ., 1990, 345 p.

4. Meshcheryakov B. G. Motiv [The Motive]. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' [Large psychological dictionary]. St. Petersburg, 2006, pp. 305-306.

5. Palayma Yu. Yu. Motivy sportivnoy deyatel'nosti [Motives of sports activity]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and practice of physical culture, 1966, no. 8, pp. 56-64.

6. Piloyan R. A. Motivatsiya sportivnoy deyatel'nosti [Motivation of sports activity]. Moscow, Nauka Publ., 1984, 198 p.

7. Gippenreiter Yu. B. (de.), Romanova V. Ya. (ed.). Psikhologiya individual'nykh razlichiy [Psychology of individual differences].Moscow, Moscow University Press Publ., 1982, 320 p.

8. Rean A. A. (ed.). Psikhologiya lichnosti v trudakh zarubezhnykh psikhologov [Personality psychology in the works of foreign psychologists]. St. Petersburg, Peter Publ., 2000, 320 p.

9. Puni A. C. Ocherki psikhologii sporta [Essays on the psychology of sport]. Moscow, PhysicalcultureandsportPubl., 1959, 220 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.