ский подход к управлению профессиональным развитием учителей заключается в использовании управленческих механизмов, обеспечивающих взаимодействие всех участников целостного педагогического процесса на основе равноправности и открытости отношений, проявления их как полноценных и полноправных субъектов своей деятельности; возможности со-управления.
В нестабильных условиях с трудно предсказуемыми изменениями, отличающие инновационную практику эффективными могут быть только гибкие (органические) структуры управления, поэтому мобильность (подвижность) управленческой структуры, горизонтально-координационный тип взаимодействия её компонентов является важным условием к
управлению профессиональным развитием учителей в условиях развивающейся практики, основа реализации синергетического и диалогического подходов к управлению.
Обобщая вышеизложенное, мы полагаем, что в условиях инновационной деятельности школы рефлексивное управление профессиональным развитием учителей является наиболее эффективным. Нами выделяются следующие его особенности: рефлексивно-аналитический, ценностно-ориенти-
рованный характер управления, диалогический принцип взаимодействия субъектов инновационной деятельности школы, мобильность организационной структуры управления. Оптимальным способом реализации рефлексивного управления является проектно-программный подход.
Библиографический список
1. Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. - 1998. - №1.
2. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994.
3. Котельников, С.И. Социокультурные и ситуационные факторы экономического развития. Проектный и программный подход // Вопросы методологии. - 1994. - № 1-2.
4. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / под ред. Г.Н. Прозументовой. - Барнаул-Томск: ААЭП, 1997.
5. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташника, B.C. Лазарева. -М.: Новая школа, 1995.
6. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования. - М.: Эксперимент, 1993.
Bibliography
1. Adolf, V.A. The formation of the future teacher’s professional competency // Pedagogy. - 1998. № 1.
2. Abdeev, R.F. Philosophy of informational civilization. - M.: VLADOS, 1994.
3. Kotelnikov, S.I. Sociocultural and situational factors of economic development. Project and program approach // Problems of methodology. -1994. - №1-2.
4. Innovation processes in pedagogical practice and education / Edited by G.N. Prozumentova. - Barnaul-Tomsk: AAEP, 1997.
5. Management of school development: Manual for heads of educational establishments / Edited by M.M. Potashnik and V.S. Lazarev. - M.: New school, 1995.
6. Shchedrovitsky, P.G. Essays on educational philosophy. - M.: Experiment, 1993.
Статья поступила в редакцию 09.04.11
УДК 159.922
Ushakova G.G. PECULIARITIES OF CO-DEPENDENCE MANIFESTATION AMONG MEMBERS OF ADDICTIVE FAMILIES WITH DIFFERENT LEVELS OF SELF-APPARISAL. The article presents the results of the experimental work connected with the analysis of psychological manifestation of co-dependence in problem families in which one or two members suffer from alcohol addiction.
Key words: addictive personality, self-appraisal, co-dependence, self-consciousness, addictive behavior, problem family.
Г.Г. Ушакова, доц. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЗАВИСИМОСТИ У ЧЛЕНОВ АДДИКТИВНЫХ СЕМЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
В статье представлены результаты экспериментальной работы, связанной с изучением психологических особенностей проявления созависимости в неблагополучных семьях, один или несколько членов, которых страдают алкогольной зависимостью.
Ключевые слова: аддиктивная личность, самооценка, созависимость, самосознание, зависимое поведение, дисфункциональная семья.
Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории лизации наркотизации. Американский психолог М. Малер
девиаций выделяется группа так называемого зависимого или рассматривает проблему созависимости, а также процесс ее
аддиктивного поведения, которое представляет собой серьёз- развития на ранних стадиях онтогенеза и считает созависи-
ную социальную проблему, поскольку в выраженной форме мость одной из главных причин зависимости человека от пси-
имеет такие негативные последствия, как утрата работоспо- хотропных веществ. Необходимо подчеркнуть, что созависи-
собности, конфликты с окружающими, совершение преступ- мость, как и самооценка, берет свои истоки из детства, а как
лений, деформация семейных отношений [1-3]. мы знаем, иммунитет к любому злу формируется в семье.
В соответствии с современными взглядами семья играет Существует ряд научных подходов, призванных изучать
существенную роль не только в происхождении, но и в под- проблему созависимости. Один из самых распространенных
держании зависимого поведения. Родственники сами могут подходов - это медицинский, который утверждает, что созави-
иметь различные психологические проблемы и, как следствие симость является наследственным заболеванием, вызванным
развивается состояние созависимости. неизвестными причинами или болезнью, связанной с алкого-
Исследования психологов показали, что неадекватность и лизмом, или рождением в дисфункциональной семье. В лю-
низкий уровень самооценки может являться причиной алкого- бом случае она считается неизлечимой, надеяться можно
лишь на длительное лечение и систему поддержки, с помощью которой человеку удастся избежать фактора зависимости (от других созависимых людей), а, следовательно, уберечься от установления деструктивных созависимых отношений.
Эволюционный подход рассматривает созависимость как болезнь не врожденную, а приобретенную и связанную непосредственно с воспитанием и развитием человека. Это нарушение, с которым можно справиться при помощи соответствующей информации, определенных средств и психологической поддержки. Созависимость - это приобретенное дисфункциональное поведение, возникающее вследствие незавершенности решения одной или более задач развития личности в раннем детстве. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.
Самооценка - это ядро личности, главный регулятор поведения. От нее зависит взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно только, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку, выросшему в среде созависимых отношений, поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.
С целью изучения особенностей созависимости членов аддиктивных семей с разным уровнем самооценки было организовано экспериментальное исследование на базе медицинского центра «Асклепион» г. Бийска. В исследовании приняли участие 40 членов семей, имеющих алкоголиков.
Для выявления уровня самооценки в нескольких областях жизни использовалась методика «Опросник для определения самооценки» разрабатывалась американским психологом Б. Уайнхолдом. В ходе проведения методики испытуемым предлагалось 24 вопроса. Данная методика содержала четыре субшкалы: «Умение устанавливать контакт»; «Искусство принимать себя»; «Умение оказывать влияние»; «Искусство постоянства». Каждый из приведенных пунктов субшкал оценивался от 1 до 4 баллов в зависимости от того, насколько последовательно испытуемый был способен придерживаться указанной линии поведения.
Максимальные показатели по каждой субшкале составляли 24 балла, что показывало высокий уровень самооценки в данной области жизни. Средний показатель по субшкале 1820 баллов. Полученные показатели по субшкалам суммировались, общее количество баллов определяло уровень самооценки в большинстве областей жизни испытуемого.
Методика «Проверка личных качеств», разработанная американскими психологами Б. Уайнхолдом и Дж. Уайнхол-дом использовалась для выявления степени созависимости. В ходе проведения методики испытуемым предлагалось 20 вопросов, в которых указывались типичные характеристики созависимых людей. Каждый из приведенных пунктов опросника оценивался от 1 до 4 баллов, в зависимости от того, насколько названные характеристики соответствовали личным качествам испытуемого. Обработка результатов сводилась к тому, что полученные баллы суммировались.
Для анализа полученных в ходе эмпирического исследования результатов был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Математическая обработка результатов проводилась при помощи компьютерной программы 8Р88 (версия 10.0).
Результаты, полученные в ходе исследования самооценки показали, что по субшкале «Умение устанавливать контакт» 40% от выборки имеют высокий уровень, 60% - средний. Испытуемые, имеющие низкую самооценку по данной субшкале
были не коммуникабельны, замкнуты, с трудом устанавливали взаимоотношения с другими людьми. Субшкала «Искусство принимать себя» показала, что только 5% испытуемых были независимы от мнения других, четко и ясно выражали свои мысли, искренне выражали чувства, уделяли большое внимание своей внешности, манере одеваться, могли позволить себе свободное время провождение без испытания чувства вины перед окружающими; 45% - показали низкие уровень самооценки в данной области жизни, что отражается в невозможности защищать свои взгляды, боязни выделиться на общем фоне, критичности к своей внешности и способностям. Набравшие низкое количество баллов по шкале «Умение оказывать влияние» (80% от выборки) были не способны определять свои психологические границы, имели склонность воспринимать чужие проблемы как свои собственные, избегали ответственности, были неуверенны в себе. Испытуемые, получившие низкое количество баллов по субшкале «Искусство постоянство» (75 % от выборки) были неуверенны в себе, не могли признавать свои ошибки, болезненно реагировали на критику, испытывали смущение при похвале, теряли самоконтроль при несбывшихся планах, способность к решительным действиям.
Выявленный уровень созависимости по методике «Проверка личных качеств» показал, что высокий уровень созави-симости имеют 26 испытуемых (65% от выборки), средний уровень созависимости имеют 14 человека (35% от выборки).
При сопоставлении результатов двух методик была получена достоверная связь по всем шкалам, которая статистически отличается от нуля.
В ходе анализа полученных данных была установлена обратная корреляция между показателями степени созависимо-сти и уровня самооценки по субшкале «Умение устанавливать контакт». Коэффициент корреляции равен -0,662. Связь статистически значима при р < 0,01. Таким образом, личность с высокой степенью созависимости замкнута, с трудом устанавливает взаимоотношения с другими людьми, не коммуникабельна. Личность же с низкой степенью созависимости легко устанавливает контакт с окружающими, открыто демонстрирует свои чувства, проявляет лидерские качества, активно участвует в коллективной деятельности.
Также выявлена статистически значимая связь (при р < 0,01) между показателями степени созависимости и уровня самооценки по субшкале «Искусство принимать себя». Коэффициент корреляции равен -0,623. Это говорит о том, что со-зависимая личность неспособна принять себя, защитить свои взгляды, очень критично относится к своей внешности, способностям, боится выделиться на общем фоне, зависит от мнения других людей. В то время как личность, имеющая низкую степень созависимости, независима от мнения других, четко и ясно выражает свои мысли, уделяет большое внимание своей внешности, манере одеваться, может позволить себе свободное время проводить без испытания чувства вины перед окружающими.
Обратная корреляция была отмечена и между показателями степени созависимости и уровня самооценки по субшкале «Умение оказывать влияние». Коэффициент корреляции равен -0,483. Связь статистически значима при р < 0,05. Следовательно, личность с высокой степенью созависимости не способна определять свои психологические границы, имеет склонность воспринимать чужие проблемы как свои собственные, избегает ответственности, неуверенна в себе. А несозависимая личность обладает высоким внутренним локус - контролем, готовностью отвечать за свои поступки, может идти на риск и легко принимать решения в трудных ситуациях.
Коэффициент корреляции равный -0,597 между показателями степени созависимости и уровня самооценки по субшкале «Искусство постоянства» говорит о статистически значимой связи при р < 0,01. Таким образом, личность с высокой степенью созависимости неспособна признавать свои ошибки, болезненно реагирует на критику, испытывает смущение при похвале, теряет самоконтроль при несбывшихся планах, способность к решительным действиям, а личность с низкой сте-
пенью созависимости уверена в себе, решительна, адекватно реагирует как на отрицательные, так и на положительные отклики других людей, обладает лидерскими качествами, настойчива в достижении цели, способна превращать несбыв-шиеся надежды в новые стимулы.
Также была установлена обратная корреляция между показателями степени созависимости и общего уровня самооценки. Коэффициент корреляции равен -0,727.
Таким образом, высокая степень созависимости способствует понижению уровня самооценки и накладывает отрицательный отпечаток на такие способности личности как умение устанавливать контакт, искусство принимать себя, умение оказывать влияние на свою жизнь и умение признавать свои ошибки. Личность, поведение которой отличается необщительностью, закомплексованностью, неумением искренне выражать собственные чувства, чрезмерным контролем над окружающими, в конечном итоге начнёт испытывать внутреннее напряжение и неудовлетворённость, что может проявиться в эмоциональном срыве.
Созависимые полностью зависят от внешних оценок, от взаимоотношений с другими, хотя они слабо представляют, как другие должны к ним относиться. Из-за низкой самооценки созависимые могут постоянно себя критиковать, но не переносят, когда их критикуют другие, в этом случае они становятся самоуверенными, негодующими, гневными. Созависи-
мые не умеют принимать комплименты и похвалу должным образом, это может даже усиливать у них чувство вины, но в то же время у них может портиться настроение из-за отсутствия такой мощной подпитки своей самооценки, как похвала, "словесные поглаживания" по Э. Берну. В глубине души соза-висимые не считают себя достаточно хорошими людьми, они испытывают чувство вины, когда тратят на себя деньги или позволяют себе развлечения.
Для коррекции и профилактики созависимости в реабилитационном центре «Асклепион» разработана и внедряется программа, включающая в себя образование дисфункциональных семей не только по вопросам зависимого поведения, но и созависимости: семейная и супружеская психотерапия, индивидульные и групповые консультации, тренинги, обучение техникам релаксации и преодоления стрессов. Особое место занимают техники, направленные на повышение низкой самооценки.
Результаты работы центра могут быть использованы в деятельности социально-психологической службы кризисных центров, центров реабилитации наркологических больных, образовательных учреждений для проведения коррекционной и профилактической работы с семьями, члены которых страдают алкоголизмом, наркоманией по формированию у них адекватной самооценки и снижению степени созависимости.
Библиографический список
1. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. - М.: Академия, 2004.
2. Уайнхолд, Б. Освобождение от созависимости / Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд. - М., 2003.
3. Гущина, С.В. Формирование личности ребенка в семье, отягощенной алкогольной зависимостью / С.В. Гущина, Г.Г. Ушакова // Актуальные проблемы психологии образовательной деятельности: труды 13-й Школы молодых учёных. - Бийск: АГАО им. В.М. Шукшина, 2011.
Bibliography
1. Zmanovskaya, Ye.V. Deviantology: Psychology of deviant behavior. - M.: Academy, 2004.
2. Winehold, B. Release from co-dependence / B. Winehold, J. Winehold. - M., 2003.
3. Gushchina, S.V. The formation of the child’s personality in the family encumbered with alcohol addiction / S.V. Gushchina, G.G. Ushakova //
Actual problems of the psychology of educational activity: works of the 13th School of Young Scientists. - Biysk: ASAE named after V.M. Shukshin,
2011.
Статья поступила в редакцию 09.04.11
УДК 159. 92
Trubnikova N.I. COMPREHENSION OF LIFE AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF LIFE SELFDETERMINATION. The article presents the results of the research on the comprehension of life as an important component of life self-determination.
Key words: life self-determination, life comprehension, meaning of life, meaningful life orientations.
Н.И. Трубникова, канд. психол. наук, доц. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
В статье представлены результаты исследования осмысленности жизни как важнейшего компонента жизненного самоопределения.
Ключевые слова: жизненное самоопределение, осмысленность жизни, смысл жизни, смысложизненные ориентации.
Жизненное самоопределение каждого человека обуслав- радостно, хорошо? Все стремятся к «хорошей» жизни, находя
ливает направление и характер его дальнейшего развития, все новые и новые способы достижения этой цели.
препятствует или способствует самореализации, достижению Известно, что в настоящее время процесс самоопределе-
вершин личностного и профессионального роста. Жизненное ния, обретения зрелости, затягивается из-за того, что юноше-
самоопределение связано с поиском смысла собственного ские мечты в реальности наталкиваются на множество просуществования, выбором жизненной стратегии. Это трудная и блем и трудностей взрослой жизни. Поэтому изучение вопро-
животрепещущая задача для многих молодых людей. Каждый са жизненного самоопределения современной молодежи того,
человек в определенный момент своей жизни задумывается как она справляется с задачами периода вхождения во взрос-
над тем, что есть жизнь и в чем ее смысл. Для большинства лость, становится сегодня актуальным.
людей этот вопрос связан, прежде всего, со способом сущест- Проблемой жизненного самоопределения занимались
вования: как прожить жизнь счастливо, достойно, красиво,
многие ученые такие, как К.А. Абульханова-Славская,