УДК 159.922
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ РУССКОЙ, КУМАНДИНСКОЙ И УЙГУРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
Вдовина Ксения Юрьевна, аспирантка кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов (РУДН), ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198; e-mail: [email protected]
Кудинов Сергей Иванович, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов (РУДН), ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198; e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Рассматривается проблема проявления общительности у представителей различных национальностей. Общительность анализируется в контексте диспозиционной концепции свойств личности и индивидуальности. Проводится сравнительный анализ особенностей проявления и психологической структуры этого свойства. Обсуждаются специфические национально-этнические и общие идентичные характеристики и признаки данного психологического образования.
Ключевые слова: общительность, личность, национальность, особенности, этнос, свойство, переменные, структура, характеристики, анализ.
Проблема общительности имеет длительную историю своего исследования как в отечественной, так и зарубежной психолого-педагогической науке. В настоящее время насчитывается огромное количество концептуальных идей к изучению данного феномена, которые объединяет фрагментарный подход, ориентированный на изучение общительности не как целостной единицы, а как составляющей общения, коммуникации. Другая особенность этих исследований в том, что они изучают отдельные фрагменты этого свойства, не рассматривая его целостной, завершённой структуры.
В отдельных исследованиях данного свойства реализуется системный подход как наиболее перспективный. Так, начиная с 1990-х годов, общительность изучается в рамках диспозиционной концепции свойств личности и индивидуальности, разработанной А.И. Крупновым. В русле этой концепции общительность рассматривается как многомерно-функциональное свойство личности, как совокупность инструментальных, мотивационно-смысловых, эмоционально-волевых и рефлексивно-оценочных характеристик. Это позволяет более детально анализировать возрастные, гендерные, национально-этнические и индивидуально-типологические особенности проявления этого свойства личности.
Настоящее исследование проведено в рамках этого концептуального подхода. Исследование проводилось в Республике Алтай. В нём приняли участие 120 человек русской, кумандинской и уйгурской национальностей, все они — студенты II—IV курсов университета. В качестве базовых методик использовали тест-опросник общительности и бланковый тест общительности, разработанные А.И. Крупновым. Это общеизвестные методики, они прошли неоднократную проверку на надёжность и валидность.
Специфика проявления общительности у представителей разных этносов определяется своеобразным соотношением и доминированием отдельных признаков в поликомпонентной структуре данного свойства личности. Используя многомерно-функциональную
модель, можно выделить существенные аспекты изучаемого свойства, определяющие, на наш взгляд, психологическую характеристику коммуникативного поведения респондентов той или иной национальности.
Как видно на рис.1, у русских респондентов наиболее высокие показатели были получены по осмысленности, предметно-коммуникативной и субъективно-личностной продуктивности, интернальности, стеничности и личностно значимым ценностям.
Прежде всего, следует отметить, что наиболее выраженной особенностью русских выступает осмысленность их общительности. Данный факт говорит о том, что представители русской национальности имеют достаточно полное и целостное представление как о самом свойстве, его функциях, так и о формах его проявления.
40
1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ......* Русские Кумандинцы — — — -Уйгуры
Рис. 1. Средние значения общительности у представителей русской, уйгурской и кумандинской национальностей (объём выборки N = 120).
Примечание: 1 — социально значимые ценности; 2 — личностно значимые ценности; 3 — эргич-ность; 4 — аэргичность; 5 — стеничность; 6 — астеничность; 7 — интернальность; 8 — экстер-нальность; 9 — социоцентризм; 10 — эгоцентризм; 11 — осмысленность; 12 — осведомлённость; 13 — предметно-коммуникативная продуктивность; 14 — субъектно-личностная продуктивность; 15 — инструментальные трудности; 16 — личностные трудности.
Так, например, большинство опрошенных считают, что общительность — это степень готовности человека к межличностному взаимодействию, постоянная потребность человека в общении, способ взаимопонимания и взаимовлияния друг на друга, а также средство познания себя и других людей. При этом значительная часть наших респондентов уверена в том, что изучаемое свойство — одна из форм проявления активности человека, необходимое условие достижения поставленных целей и важный фактор успешности любой деятельности.
В целом общительность русскими понимается как важнейшее условие развития личности, её самоопределения и самореализации, как средство раскрытия субъективного мира человека.
Другой весьма важной особенностью представителей русского этноса является то, что их общительное поведение реализуется повсеместно. Из проведённого опроса видно, что большинство опрошенных уверены в том, что их общительность способствовала получению новой производственной и учебной информации, решению деловых и производственных вопросов, налаживанию межличностных отношений, снятию конфликтов и эмоционального напряжения других людей. Значительная часть респондентов считает, что общительность помогала им добиваться большей результативности в осуществлении своих планов и задуманных дел, способствовала лучшему пониманию своих партнёров. Однако было бы неверно утверждать, что общительностью русских движет только стремление добиться успеха в работе, учёбе, решении деловых вопросов и т.д. Так, например,
большинство опрошенных считают, что их общительность помогла им глубже осознать особенности своего поведения, устроить личную жизнь, обогатить сферу своих интересов и сформировать собственную жизненную позицию. Они уверены, что общительность способствовала получению новой производственной и учебной информации, решению деловых и производственных вопросов, налаживанию межличностных отношений, снятию конфликтов и эмоционального напряжения других людей. Русские студенты склонны считать, что успех в общении — результат специальных усилий человека и мало зависит от обстоятельств и случайностей. Опираясь на свои внутренние ресурсы, они позитивно оценивают свою коммуникацию с другими людьми, с интересом и удовольствием общаются с самыми разными оппонентами. Между тем выраженность субъектно-личностных установок общительности свидетельствует, что их общительность в большей степени осуществляется для решения каких-то важных проблем, либо для удовлетворения потребности в общении.
В качестве основных характеристик общительности русских студентов можно выделить широкую сферу контактности, достаточную продуманность процесса общения, выраженный самоконтроль коммуникативного поведения, позитивный психоэмоциональный настрой во время коммуникации и личностно значимую направленность общительности.
Психологические особенности общительности представителей кумандинской национальности характеризуются доминированием осмысленности, предметно-коммуникативной продуктивности, социоцентрической мотивации интернальности, стеничности и личностно-значимых ценностей. Для студентов кумандинцев характерен очень высокий уровень активной регуляции поведения, они проявляют самообладание и самоконтроль, являющиеся национальной особенностью характера.
По свидетельству Е.В. Базаркиной [1], для тюркских народов именно самоконтроль является атрибутом воспитания. Дети с раннего возраста придерживаются так называемой духовной дисциплины: им запрещается появляться где-либо впереди взрослых, вмешиваться в разговор старших, при обращении к ним необходимо строго придерживаться субординации и учитывать номенклатуру родства, уважительно обращаться на «Вы». Подобная интернальность поведения связана с пониманием сущности общения, осознанием активности действия и настойчивости в достижении целей в общении. Интересно, что выраженная интернальность в общении не вызывает проявления астенических эмоций, а наоборот, стимулирует доминантные стенические эмоции. Традиционным считается, что принятие ответственности на себя в случае неудачи вызывает разочарование, тревожность, в случае кумандинского этноса эта закономерность не соблюдается. Побудительная сила к вступлению в межличностные отношения — социоцентрические мотивы. По мнению Ф. Майленовой, соотношение альтруизма и эгоизма можно соотнести с двумя моделями отношения к жизни в целом: жизнь сообразно долгу или жизнь для себя, ради получения удовольствия [9]. Используя это выражение, заключим, что национальной особенностью проявления общительности является стремление, связанное с чувством долга и необходимостью выполнения порученных дел. Кроме доминирующей социоцентриче-ской мотивации вступления в общение, кумандинцы побуждаются и эгоцентрическими мотивами, то есть стремлением найти личную выгоду от общения. Таким образом, у кумандинцев в сфере общения удовлетворяются потребности, связанные с желанием утвердиться в группе; стать популярным, получить положительную оценку своих результатов деятельности. Идея гармоничного сочетания эгоизма и альтруизма представляется наиболее плодотворной также с точки зрения справедливости, как одной из ведущих общечеловеческих ценностей.
Таким образом, специфической особенностью студентов кумандинской национальности выступает яркий самоконтроль в коммуникации, избирательность в контактности, широкая мотивированность и позитивный настрой, обусловленный личностно значимой направленностью общения.
Специфику проявления общительности респондентов уйгурской национальности
определяет доминирование осмысленности, предметно-коммуникативной продуктивности, социоцентричности и эгоцентричности.
Уйгурам свойственна высокая степень осознания роли общительности в жизни человека. Представители этого этноса осмысленно относятся к сути коммуникативного акта. Они с лёгкостью могут дать точное определение общительности, выделить её существенные признаки и функции, а также склонны более абстрактно, научно понимать общительность.
Интересно положение мотивационного компонента в структуре общительности. Одинаково интенсивно проявляется как социоцентричность, так и эгоцентричность. Иными словами, общительность побуждается не только чувством долга или необходимостью выполнения порученных дел; желанием реализовать намерения близких людей; оградить близкого человека от неприятностей; помочь окружающим, но и стремлением утвердиться в группе, улучшить своё материальное положение или получить поощрение, обратить на себя внимание других людей. Ярко выраженный характер альтруизма и его доминирование над эгоцентрическими мотивами в общении можно объяснить ценностями, присущими уйгурам. Так, Е.А. Балашова отмечает, что данному этносу присущи качества человеколюбия, стремления к всеобщему братству, самоотдача, закреплённые в религии.
Результативный компонент характеризуется предметно-коммуникативной продуктивностью, проявляющейся в самореализации путём демонстрации коммуникативных навыков и в проявлении независимости.
Несколько менее ярко в структуре общительности проявляется эмоциональный компонент. Но стенические эмоции чаще и интенсивнее актуализируются при коммуникативном акте, при этом уйгуры испытывают радость, восхищение, удовлетворение от общения с людьми, гордость при установлении новых контактов, оптимизм в ходе коммуникативного акта, предвосхищение его последствий. Астенические эмоции (неуверенность в начале нового дела, предчувствие неудачи, тревожность, раздражение, если что-то не ладится, разочарование и упадок сил в случае неудачи при межличностном общении) представителями уйгурской национальности сдерживаются в соответствии с принципом самообладания, сдержанности и спокойствия. Уйгуры — представители китайского народа, очень сдержаны в выражении своих чувств, хотя китайцы, воспитанные в других культурах, могут стать столь же экспрессивными, как и европейцы. Именно этим объясняются средние по выраженности показатели эмоциональности. Уйгуров отличает активная коммуникативная регуляция, они уверены, что все удачи и неудачи зависят только от их коммуникативных навыков. При этом в общении не надеются на внешние обстоятельства и других людей — на наш взгляд, это может быть связано с высокой осмысленностью данного качества.
В связи с вышесказанным обнаруживается доминирование не эргичности, а аэргич-ности в общительности. Уйгуры, понимая ценность человеческого общения, реализуют его не экстенсивным путём (то есть посредством постоянного стремления к общению; частых вступлений в контакт с людьми; разнообразием средств и способов коммуникативного поведения), а интенсивным — через интимность, глубину межличностных контактов, их устойчивость. То или иное явление можно характеризовать с помощью не только наличных признаков, но и отсутствующих или слабо выраженных. Поэтому характеристику общительности представителей уйгурской национальности можно дополнить низкой внешней регуляцией этого свойства.
Таким образом, особенностью общительности уйгуров выступает ограниченная, но устойчивая контактность, слабо проявляющаяся эмоциональность и недифференцированная мотивированность общительности.
Проведённое эмпирическое исследование позволило установить некоторые специфические особенности в проявлениях общительности у представителей русской, кумандин-ской и уйгурской национальностей, а вместе с тем выявить общие закономерности в проявлениях этого свойства. Полученные данные могут быть использованы в дальнейших исследованиях при разработке программ оптимизации общительности для представителей разных этносов.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Базаркина Е.В. Национально-психологические особенности проявления любознательности учащимися: Автореф... дисс. канд. псх. наук. — Барнаул, 2001. — 21 с.
[2]. Вдовина К.Ю., Кудинов С.С. Сравнительный анализ факторной структуры общительности у представителей русской, уйгурской и кумандинской национальностей/ К.Ю. Вдовина, С.С. Кудинов // Вестник Российского университета дружбы народов. М.: РУДН, 2013. № 4. С. 49-57.
[3]. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности / А.И. Крупнов // Системные исследования свойств личности. — М.: РУДН,1994. С. 9-23.
[4]. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология: теория и методология: Учеб. пособ. Ч.1. — М.: Изд-во Институт молодёжи, 1992. — 142 с.
[5]. Кудинов С.С. Соотношение переменных общительности и самореализации личности / С.С. Кудинов // Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. 2011. № 7. С. 22-27.
[6]. Кудинов С.С. Психологический анализ общительности как условия самореализации представителей различных национальностей / С.С. Кудинов // Вестник Российского университета дружбы народов. М.: РУДН, 2011. — Вып.4. С. 17-25.
[7]. Кудинов С.И. Национально-психологические особенности общительности. (На примере народов среднего Поволжья) / С.И. Кудинов// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 1. С. 28-37.
[8]. Кудинов С.И. Психологический анализ общительности как условия самореализации представителей различных национальностей / С.И. Кудинов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 4. С. 17-26.
[9]. Кудинов С.И. Межкультурное взаимодействие в университетском образовании / С.И. Кудинов // Университетское образование: Опыт, проблемы, перспективы развития: тез. докл. 3-го Междунар. конгресса. Минск, 15-17 мая 2013 г. В 2 ч. Ч. 1 / Отв. ред. Р.С. Пионова. — Минск: МГЛУ. С. 32-36.
[9]. Майленова Ф. Выбор и ответственность в психологическом консультировании. — М.: КСП+, 2002. С. 348.
FEATURES OF SOCIABILITY MANIFESTATION IN STUDENTS OF RUSSIAN, KUMANDIN AND UIGHUR NATIONALITIES
Ksenia Yu. Vdovina, post-graduate student of the Department of Social and Differential Psychology, Peoples' Friendship University of Russia (PFUR), 6 Miklukho-Maklaya Street, Moscow, Russia, 117198; e-mail: [email protected]
Sergei I. Kudinov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of Social and Differential Psychology, Peoples' Friendship University of Russia (PFUR), 6 Miklukho-Maklaya Street, Moscow, Russia, 117198; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article discusses the problem of sociability manifestations in representatives of different nationalities. The sociability is analyzed in the context ofthe dispositional concept of personality traits and individuality. The comparative analysis of the manifestation peculiarities and the psychological structure of the above mentioned property is carried out. The specific national and ethnic, and also common identical characteristics and features of the given psychological formation are discussed.
Keywords: sociability, personality, nationality, peculiarities, ethnic group, property, variable,
structure, characteristics, analysis.
REFERENCES
[1]. Bazarkina E.V. National-psychological features of curiosity manifestation in students. Dissertation abstract... PhD. Candidate. PSC. Sciences. — Barnaul, 2001. — 21 p.
[2]. Vdovina K.Yu., Kudinov S.S. Comparative analysis of factor structure of sociability in representatives of Russian, Uighur and Kumandin nationalities / K.Yu. Vdovina, S.S. Kudinov // Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. 2013. № 4. P. 49-57.
[3]. Krupnov A.I. Comprehensive and functional approach to the study of personality traits / A.I. Krupnov // System studies of personality traits. — M.: UDN, 1994. P. 9-23.
[4]. Krysko V.G., Derkach A.A. Ethnic psychology: Theory and Methodology: Manual. P. 1. — M.: Youth Institute, 1992. — 142 p.
[5]. Kudinov S.S. Ratio of variables of sociability and self-realization / S.S. Kudinov // Pedagogical education and science. Scientific-methodical journal. 2011. № 7. P. 22-27.
[6]. Kudinov S.S. Psychological analysis of sociability as condition of self-realization in different nationalities / S.S. Kudinov // Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. 2011. Is. 4. P. 17-25.
[7]. Kudinov S.I. National and psychological features of sociability. (By the example of the peoples of the Middle Volga Region) /S.I. Kudinov // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy. 2011. № 1. P. 28-37.
[8]. Kudinov S.I. Psychological analysis of sociability as a condition of self-realization of various nationalities /S.I. Kudinov // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy. 2011. № 4. P. 17-26.
[9]. Kudinov S.I. Intercultural Interaction in University Education, S.I. Kudinov // University education: experience, problems and prospects of development: proceedings. 3 Intern. Congress, May 15-17, Minsk. 2013. In part 2. P. 1 / Publishing. Ed. R.S. Pionova. — Minsk State Linguistic University. P. 32-36.
[9]. Maylenova F. Choice and responsibility in psychological counseling. — M.: KSP +, 2002. P. 348.