Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 10 (76). 2024. № 1. С. 166-175
УДК 159.943
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Чуносов М.А.
Евпаторийский институт социальных наук, филиал ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Евпатория, Россия E-mail: voker.rb. sas@gmaiL com
В статье рассматривается проблема проявления девиантного поведения у детей дошкольного возраста. Рассмотрено понятие девиантное поведение в научной литературе. Отмечено, что проблема девиантного поведения рассматривается в психолого-педагогических, социологических и юридических науках. Рассмотрена специфика развития детей дошкольного возраста. Показано, что на формирование девиантного проведения у детей дошкольного возраста влияют биологические, социально-психологические и психолого-педагогические факторы. Отмечено, что факторы девиантного поведения являются теми предпосылками, которые оказывают влияние на его формирование, но не порождают его практическую реализацию. Уточнено, что между девиантным поведением и факторами, которые его формируют, нет жесткой динамической связи. Существование таких связей не сразу и не всегда ведут к девиантному поведению у детей дошкольного возраста, однако чем больше будет присутствовать факторов, тем более вероятно возникновение отклонений в поведении. Рассмотрены причины появления девиантного поведении у детей дошкольного возраста, к которым относятся специфика протекания психических процессов, характерологические особенности, социально-психологические проблемы, недостаточный контроль со стороны взрослых, неразвитость психоэмоциональной сферы. Сделаны выводы, что девиантное поведения у детей дошкольного возраста проявляется, как правило, в ответ на действия взрослых и сверстников.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, психическое развитие, девиантное поведение, норма, факторы, причины, форма поведения, мотивы поведения.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современного общества выдвигает особые требования к научным отраслям знаний, которые занимаются проблемой воспитания несовершеннолетних. Особой возрастной группой среди несовершеннолетних является группа детей дошкольного возраста. Специфика развития детей дошкольного возраста достаточного широко представлена в научных работах трудах (Белкин В.Н., Безруких М. М., Гонина О.О., Ефимова С. П., Кулагина И.Ю., Идобаева О. А., Матяш Н. В., Обухова Л. Ф., Павлов Т. А., Першина Л. А., Пирлик Г. П., Подольский А. И., Федосеева А. М., и др.). Анализ научных трудов показал, что в периодизации психического развития ребенка дошкольный возраст имеет определенные границы - от 3 до 6-7 лет. Развитие ребенка в этом возрасте определяется расширением и усложнением его связей с окружающим миром, все повышающимся уровнем требованием к ребенку. Дошкольный возраст является
166
благоприятным для развития познавательных процессов (внимание, воображение, память, речь, мышление и др.).
В дошкольном возрасте внимание становится более устойчивым, так как ребенок выполняет деятельность (игровую, продуктивную и др.) под руководством и влиянием взрослых (воспитателей, родителей и др.), которые обеспечивают как его мотивированность, так и текущий контроль [1]. Развитие внимания, опосредованно закладывает предпосылки для развития волевых процессов, активного усвоения норм поведения [2]. В целом, в дошкольном возрасте возрастает умение концентрировать внимание, развивается устойчивость и опосредованность внимания.
Восприятие детей дошкольного возраста становится одним из видов деятельности, направленной на ориентирование не только в пространстве, но и в социуме. При восприятии осуществляется формирование исследовательских действий. Восприятие тесно связанно с речью, воспринимаемый предмет дети могут описывать, делать предположения относительно назначения и свойств воспринимаемого объекта. Восприятие становится управляемым, осмысленным процессом, посредством чего восприятие мира усложняется [3].
В дошкольном возрасте активно развивается воображение, которое характеризуется на начальном этапе неопределённостью, неустойчивостью, отсутствием определённой смысловой насыщенности. С развитием познавательной сферы воображение стабилизируется, приобретает структурированность и мотивированность.
В дошкольном возрасте наиболее активно развивается образная память. Развитие образной памяти тесно связанно с совершенствованием процесса восприятия и мышления. Также у детей дошкольного возраста усложняется двигательная память. Моторные реакции осуществляются на основе сформированного зрительного образа наблюдаемых движений, что приводит к усложнению движений. Однако следует учитывать, что в дошкольном возрасте преобладает непроизвольная память, основанная на эмоциональной компоненте, т.е. дошкольники лучше запоминает привлекательные материалы, характеризуемые яркостью красок, наличием контрастности, звукового и речевого сопровождения [4].
Развитие внимания, восприятия, воображения и памяти создают условия для развития коммуникативных способностей, качественные показатели которых проявляются в речи. Речь включается во все виды деятельности, в том числе, познавательную. Основными особенностями развития речи детей дошкольного возраста является то, что: во-первых, речь становится средством общения; во-вторых - речь совершенствуется; в-третьих - речь становится инструментом обмена информацией; в четвёртых - развитая речь является условием для освоения грамотности.
Развитие памяти, детерминирует процессы воспоминания, отражающих переживаемый опыт ребёнка, что в последующем окажет влияние на развитие личности детей. В дошкольном возрасте происходят и физиологические изменения: улучшается координация движения, развивается мелкая моторика,
167
совершенствуются психические функции, прежде всего развитие речи и, в целом, становление коммуникативной сферы. В дошкольном возрасте активно развивается наглядно-образное мышление, что способствует развитию пространственных представлений. Развитие пространственных представлений способствует, наряду с развитием речи, игровой деятельности, которая осуществляется посредством выполнения действий, направленных на развитие мелкой моторики (рисование, лепка, и др.). Развитие речи и мышления является основополагающим показателем развития психики детей дошкольного возраста [5].
Психическое развитие детей дошкольного возраста направлено, с одной стороны, на стремление к познанию мира, с другой стороны - на стремление к общению. Следует учитывать, что в дошкольном возрасте развивается «ролевое подражание», т.е. дошкольники стремятся приобщиться к взрослой жизни посредством ролевых игр, которые определяют ведущую деятельность в данном возрасте. В дошкольном возрасте осуществляется изменение и усложнение мотивов поведения, что обусловлено развитием познавательных процессов, прежде всего памяти, а также усложнения восприятия времени. Как следствие, к концу дошкольного возраста формируются постоянные мотивы и создаются условия для формирования направленности личности в будущем.
Ряд эмоций у ребёнка возникают в процессе кризиса трёх лет. Например, чувство гнева у детей возникает в условиях общения и, чаще всего, при общем пользовании игрушками, книгами. В такой же мере это чувство проявляется и во взаимоотношениях с взрослыми, но здесь уже в форме упрямства и капризов с целью получить желаемое. Именно в дошкольном возраста начинает развиваться самосознание, формируется специфическое чувства «Я», что позволяет ребенку анализировать свое физическое состояние, свои желания, потребности, формируется стремлении их удовлетворить, порождая эгоистические тенденции [6]. В целом, дошкольный возраст характеризуется усилением процесса социализации, который сопровождается началом усвоения норм и правил поведения в социуме. В процессе усвоения норм и правил поведения может наблюдаться и непринятие детьми определённых норм, что приводит к возникновению отклонений в поведении, которое в последующем может приобретать устойчивые формы девиантного поведения. Наличие отклонения в поведении предполагает необходимость анализа не только факторов и причин их происхождения, но и понимание специфических поведенческих проявлений, определяющих возможность диагностировать у детей дошкольного возраста девиантное поведение, которые могут служить «маркерами» для установления риска ее возникновения такого поведения.
Цель статьи - теоретическое исследование признаков девиантного поведения у детей дошкольного возраста.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
В любой науке существует ряд понятий, имеющих достаточно широкое общепринятое значение. Часто они используются для самых разных содержательных интерпретаций, что вызывает справедливую критику за
168
многозначность и расплывчатость. Именно к таким категориям относят категорию «девиантное поведение». Необходимо отметить, что категория «девиантное поведение» заимствована из зарубежной социологии и криминологии и активно используются в отечественных исследованиях, посвященных проблеме отклонений в поведении. В современной науке трактовка категории «девиантное поведение» неоднозначна и, по нашему мнению, не имеет каких-либо четких критериев разграничения, что является методологически неверным и затрудняют возможности для научного и практического применения.
Поскольку ключевым понятием является категория «поведение», считаем целесообразным рассматривать проблему определения категории «девиантное поведение» в следующей последовательности: во-первых, рассмотреть категорию «поведение» в научной литературе; во-вторых, определить сущность отклоняющегося поведения; в-третьих - обосновать определение категории «девиантное поведение»; в-четвёртых, проанализировать внешние характеристики девиантного поведения детей дошкольного возраста.
В психологии существуют различные подходы к пониманию поведения. К таким подходам относятся: поведенческий (Уотсон Д., Торндайк Э., Бандура А., Толмен Э., Халла К. и др.), деятельностный (Рубинштейн С.Л. , Леонтьев А.Н. , Гальперин П. Я., Давыдов В.В. и др.), психодинамический (Фрейд З. , Адлер А. , Юнг К. , Левин К. и др. .) и гуманистический подходы (Маслоу А. , Роджерс К. , Франкл В. и др.).
Деятельностный подход, как система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, начал формироваться в психологии в 20-е гг. В 30-е г трактовка деятельностного подхода в психологии предложена Рубинштейном С.Л. [7], сформулировавшим принцип единства сознания и деятельности. В социально-педагогической практике термин «поведение» имеет специфическое толкование. Так, в словаре социальной педагогики поведение рассматривается как образ жизни и действий, как форма взаимодействия человека с окружающей средой, опосредованное его внешней (двигательной) и внутренней (психической активностью) [8].
Одним из наиболее сложных вопросов современная наука признает вопрос критериев определения «нормы». Проблемы социальной нормы рассматривали в своих трудах такие ученые, как Змановская Е.В., Клейберг Ю.А., Саламатина И.И. , Шнейдер Л.Б. и другие. Следует учитывать, что у каждого человека есть свои представления о «норме» поведения, причем не всегда данное представление совпадает с нормами поведения, принятыми в социуме. И это зачастую приводит к открытому, либо скрытому конфликту, который может привести к «отклоняющемуся поведению».
В психологическом словаре «девиантное» определяется как система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам [9]. Аванесов Г.А. в своих исследованиях девиантного поведения рассматривал как действия, которые не соответствуют общественным нормам и типам, так и поведение, которое нарушает общепринятые правила, нормы, стандарты, признаваемые и одобряемые в системе этой культуры
169
[10]. Клейберг Ю.А. девиантным поведением называет такое поведение, которое не соответствует нормам и ролям. В качестве точки отсчета («нормы») используется экспектации (ожидания) соответствующего поведения или аттитюды (эталоны или образцы) поведения[11]. Змановская Е.В. под девиантным поведением понимает устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности [12].
Как отмечают исследователи (Галагузова М.А., Овчарова Р.В., Олиференко Л.Я., Беличева С.А. и др. ) девиантное поведение детей дошкольного возраста является следствием социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении правил взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми.
Для более полного раскрытия обобщающей информации о специфике рассматриваемой проблематики, считаем целесообразным рассмотреть факторы и причины детерминации девиантного поведения детей дошкольного возраста.
Факторы девиантного поведения являются теми предпосылками, которые оказывают влияние на его формирование, но не порождают его практическую реализацию. Между девиантным поведением и факторами, которые его формируют, нет жесткой динамической связи. Существование таких связей не сразу и не всегда ведут к девиантному поведению, однако чем больше будет присутствовать факторов, тем более вероятно возникновение отклонений в поведении. Анализ научных трудов показал, что на формирование девиантного поведения у детей дошкольного возраста влияют биологические, социально-психологические и психолого-педагогические факторы. Биологические факторы обусловлены наследственными особенностями, проявляющимися в проблемах генетического характера, которые препятствуют нормальному развитию структур головного мозга ребёнка. К биологическим факторам также можно отнести сложности в протекания беременности, нарушения на стадии перинатального периода. Биологические факторы влияют на развитие психики детей дошкольного возраста и обуславливают развитие специфических свойств нервной системы и темперамента. Биологические факторы определяют нарушение умственного развития, проблемы с развитием слуха и речи. Особенности нервной системы определяют повышенную утомляемость, импульсивность поведения, проблемы с развитием предметной деятельности, нарушение игровой деятельности, проблемы с адаптацией во внешней среде, проблемы общения со сверстниками и др.
Социально-психологические факторы формирования девиантного поведения детей дошкольного возраста обусловлены влиянием ближайшего социального окружения ребёнка: состав семьи (полная или неполная семья), отношения родителей к ребёнку, конфликтные ситуации в семье, наличие вредных привычек у родителей, «непринятие» ребёнка одним из членов семьи.
Психолого-педагогические факторы формирования девиантного поведения детей дошкольного возраста обусловлены ошибками в процессе воспитания детей. Первичные представления о «норме» в поведении дети дошкольного возраста черпают в процессе восприятия моделей поведения взрослых: вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков при детях и др.); ссоры родителей в присутствии детей; демонстрация агрессивного поведения (физического,
170
вербального); отсутствие единого мнения родителей на процесс воспитания детей; перегруженность ребёнка; отсутствие у родителей первичных знаний о развитии детей дошкольного возраста; отсутствие у родителей знаний о методах воспитания детей дошкольного возраста; большое количество запретов со стороны родителей; вседозволенность со стороны родителей; отсутствие реагирования со стороны взрослых на нарушения в поведения детей; излишняя суровость наказания за дисциплинарные проступки; поощрение родителями поведения детей, нарушающих общепринятые нормы и др.
К основным причинам появления девиантного поведении у детей дошкольного возраста относятся:
- специфика протекания психических процессов, например, гиперактивность: высокая психическая и моторная подвижность и импульсивность поведения, частая изменчивость настроения, недовольство, раздражительность, упрямство;
- характерологические особенности личности ребёнка, которые внешне проявляются в агрессивности, вспыльчивости, обидчивости, грубости, жестокости, пассивности;
- неразвитость познавательных процессов, проявляющаяся в невнимательности, отсутствии интереса к познавательной деятельности, в проблемах с развитием коммуникативных умений;
- социально-психологические проблемы: недостатки в семейном воспитании детей, отсутствие доверия детей к взрослым, чрезмерный контроль со стороны взрослых (гиперопека), недостаточный контроль со стороны взрослых (гипоопека), безразличие к ребёнку, асоциальное поведение родителей;
- неразвитость психоэмоциональной сферы, проявляющаяся в высокой психической и моторной подвижности и импульсивности поведения, повышенной тревожности.
Девиантное поведение деструктивно влияет на социализацию детей дошкольного возраста. Частые отклонения в поведении детей замедляют развитие игровых навыков, формируют противоречивость в восприятии социальных явлений, снижают контролирующую функцию сознания, повышают тревожность, деформируют самооценку. Как следствие, импульсивность и конфликтность в поведении детей дошкольного возраста приобретают доминирующие поведенческие формы. Таким образом, своевременное выявление девиантного поведения является приоритетной задачей. Для выявления девиантного поведения у детей дошкольного возраста целесообразно использовать метод наблюдения за детьми, как в детских дошкольных заведениях, так и в повседневной жизни ребёнка. Эффективно также применение метода экспертной оценки.
Девиантное поведения детей дошкольного возраста проявляется как часто повторяющиеся, приоритетные формы поведения в ответ на действия взрослых и сверстников:
- повышение конфликтности со сверстниками и взрослыми, сопровождающееся проявлением вербальной (крики) и физической агрессии (нанесение ударов по сверстникам, стремление сломать предметы и др.);
171
- излишняя моторная возбудимость, непроизвольные моторные движения, сбегание от родителей;
- упрямство, игнорирование, отказ от выполнения предъявляемых родителями и воспитателями требований;
- реактивные образования на психотравмирующие воздействие со стороны взрослых: плач, нервная дрожь, заикание, сбивчивость дыхания, повышенная потливость, развитие «онихофагии» (привычки грызть ногти) и др.;
- избегание общения с взрослыми и сверстниками;
- нежеланием посещать детский сад.
Следует учитывать, что сформированное девиантное поведение распространяется посредством активного взаимодействия ребёнка с социумом. Отдельные формы девиантного поведения, усвоенные в домашних условиях, «переносятся» ребёнком и в условия внешкольного образовательного заведения и наоборот, усвоенные в дошкольном образовательном учреждении (например: в детском саду), могут быть перенесены и на общение детей, как в домашних условиях, так и в условиях улицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что развитие детей дошкольного возраста сопровождается бурным ростом познавательной активности, а дошкольное детство является первым периодом психического развития ребенка и поэтому самым ответственным. Отмечено, что в это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности, а также развиваются компоненты готовности к обучению в школе. Показано, что на формирование девиантного поведения детей дошкольного возраста влияет специфика протекания психических процессов, характерологические особенности личности ребёнка, проблемы социально-психологического развития, неразвитости психоэмоциональной сферы,
Рассмотрение девиантного поведения детей дошкольного возраста предполагает выделение их существенных признаков. Для констатации у детей дошкольного возраста девиантного поведения необходимо учитывать следующее: во-первых, девиантное поведение детей дошкольного возраста, является таким поведением, которое не соответствует общепринятым правилам, традициям и социальным установкам; во-вторых, дети дошкольного возраста, демонстрирующие девиантное поведение, вызывают негативную оценку со стороны других людей; в-третьих, девиантное поведение дошкольника может наносить реальный ущерб как самому ребенку, так и окружающим; в-четвертых, девиантное поведение детей дошкольного возраста должно рассматриваться как проекция осознаваемой или бессознательной установки личности по отношению к ее социальному окружению; в-пятых, девиантное поведение детей дошкольного возраста носит повторяющийся характер. Многократно повторяясь и подкрепляясь, девиантное поведение приобретает характер поведенческого стереотипа.
172
Проблема формирования девиантного поведения у детей дошкольного возраста актуализирует проблемы диагностики, профилактики и коррекции.
Список литературы
1. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. - 2-е изд., испр. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. -413 с.
2. Подольский А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 124 с.
3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 170 с.
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Учебное пособие для студентов высших учебных заведений] / И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464 с.
5. Пирлик Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности : Учебное пособие / Г.П. Пирлик, А. М. Федосеева. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2020. -372 с.
6. Першина Л.А. Возрастная психология [Учебное пособие] / Першина Л.А. - М.: Академический Проект, 2020. - 374 с.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 592 с.
8. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике: [учебное пособие] / Л. В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
9. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: ИПЛ, 1990. - 494 с.
10. Аванесов Г.А. Криминология / Г.А. Аванесов - М.: ЮНИТИ, 2019. - 480 с.
11. Психология девиантного поведения: [Учебное пособие для вузов] / Ю. А. Клейберг - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001. - 160 с.
12. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: дисертация доктора психол. наук: спец. 19.00.06 «Юридическая психология» / Е.В. Змановская -Санкт-Петербург, 2006 - 429 с.
FEATURES OF THE MANIFESTATION OF DEVIANT BEHAVIOR OF PRESCHOOL CHILDREN
Chunosov M.A.
Yevpatoria Institute of Social Sciences, branch of the Crimean Federal State Educational Institution named after V. I. Vernadsky, Yevpatoria, Russia E-mail:voker.rb. sas@gmail. com
The article deals with the problem of deviant behavior in preschool children. The concept of deviant behavior in the scientific literature is considered. It is noted that the problem of deviant behavior is considered in psychological, pedagogical, sociological and legal sciences. The specifics of the development of preschool children are considered. It is shown that the formation of deviant behavior in preschool children is influenced by biological, socio-psychological and psychological-pedagogical factors. It is noted that the socio-psychological factors of the formation of deviant behavior of preschool children are due to the influence of the child's immediate social environment, such as: family
173
composition, parents' relationship to the child, conflict situations in the family, the presence of bad habits among parents, the "rejection" of the child by one of the family members. Psychological and pedagogical factors of the formation of deviant behavior of preschool children are caused by mistakes in the process of raising children. It is emphasized that the primary ideas about the "norm" in behavior, preschool children draw from the process of perceiving adult behavior patterns: bad habits; quarrels of parents in the presence of children; demonstration of aggressive behavior; lack of a unified opinion of parents on the process of parenting; child overload; lack of primary knowledge of parents about the development of preschool children; parents' lack of knowledge about the methods of raising preschool children; a large number of prohibitions on the part of parents; permissiveness on the part of parents; lack of response on the part of adults to violations in the behavior of children; excessive severity of punishment for disciplinary offenses; encouragement by parents of the behavior of children who violate generally accepted norms, etc. It is noted that the factors of deviant behavior are the prerequisites that influence its formation, but do not generate its practical implementation. It is clarified that there is no rigid dynamic relationship between deviant behavior and the factors that form it. The existence of such connections does not immediately and does not always lead to deviant behavior in preschool children, however, the more factors are present, the more likely it is that behavioral abnormalities will occur. The reasons for the appearance of deviant behavior in preschool children are considered, which include the specifics of the course of mental processes, characterological features, socio-psychological problems, insufficient control by adults, underdevelopment of the psycho-emotional sphere. It is concluded that deviant behavior in preschool children manifests itself, as a rule, in response to the actions of adults and peers. Repeatedly repeated and reinforced, deviant behavior acquires the character of a behavioral stereotype. To establish deviant behavior in preschool children, it is necessary to take into account the following: firstly, deviant behavior of preschool children is behavior that does not comply with generally accepted rules, traditions and social attitudes; secondly, preschool children demonstrating deviant behavior cause a negative assessment from other people; thirdly Deviant behavior of a preschooler can cause real damage to both the child himself and others; Fourthly, the deviant behavior of preschool children should be considered as a projection of a conscious or unconscious attitude of a personality towards its social environment; fifthly, the deviant behavior of preschool children is repetitive. Repeatedly repeated and reinforced, deviant behavior acquires the character of a behavioral stereotype. The study showed that deviant behavior of preschool children manifests itself as frequently recurring, priority behaviors in response to the actions of adults and peers. External signs that allow identifying deviant behavior in preschool children include: increased conflict with peers and adults, accompanied by the manifestation of verbal (shouting) and physical aggression (hitting peers, striving to break objects, etc.); excessive motor excitability, involuntary motor movements, running away from parents; stubbornness, ignoring, refusal to comply with the requirements imposed by parents and caregivers; reactive formations to psycho traumatic effects from adults: crying, nervous trembling, stuttering, shortness of breath, excessive sweating; avoidance of communication with adults and peers; unwillingness to attend kindergarten. It is concluded that the formation of deviant behavior of preschool
174
children affects the specifics of the course of mental processes, the character logical characteristics of the child's personality, problems of socio-psychological development, underdevelopment of the psycho-emotional sphere.
Keywords: preschool children, mental development, deviant behavior, norm, factors, causes, form of behavior, motives of behavior.
References
1. Golovey L. A. Developmental psychology and age psychology: textbook and workshop for universities 413 p. (Moscow: Yurayt Publishing House, 2021).
2. Podolsky A. I. Psychology of development. Psychoemotional well-being of children and adolescents: a textbook for universities. 124 p. (Moscow: Yurait Publishing House, 2021).
3. Belkina V. N. Psychology of early and preschool childhood: a textbook for universities. 170 p. (Moscow: Yurait Publishing House, 2021).
4. Kulagina I. Y. Age psychology: The full life cycle of human development. [Textbook for students of higher educational institutions] 464 p. (M.: Shopping center Sphere, 2004).
5. Pirlik G. P. Age psychology: child development in activity: A textbook. 372 p. (M.: Moscow Pedagogical State University, 2020).
6. Pershina L. A. Age psychology [Textbook]. 374 p. (M.: Academic Project, 2020).
7. Rubinstein S. L. Fundamentals of general psychology. 592 p. (St. Petersburg: Peter, 2000).
8. Mardakhaev L. V. Dictionary of social pedagogy: [textbook]. 368 p. (M.: Academy, 2002).
9. Psychology. Dictionary. Edited by A. V. Petrovsky, M. G. Yaroshevsky. 494 p. (M.: IPL, 1990).
10. Avanesov G. A. Criminology. 480 p. (M.: UNITY. 2019).
11. Psychology of deviant behavior: [Textbook for universities]. 160 p. (M. : Shopping center Sphere, with the participation of "Yurayt-M" 2001).
12. Zmanovskaya E.V. Psychology of deviant behavior: a structural and dynamic approach: dissertation of the doc. psycho. Sciences: spec. 19.00.06 "Legalpsychology". 429 p. (St. Petersburg, 2006).
175