ния 9750 человек на 1 км2. В Самаре 2575 человек на 1 км2.
Теперь посмотрим на восток. Сибирь и Дальний Восток - это 15 млн. км2. И живет там 20 млн. человек. А теперь приложим наши мерные 6 соток к Дальнему Востоку. А там 6 млн. км2. И живет 6 млн. человек. Плотность населения 1 человек на 1 км2.
Плотность населения в Китае в 15-30 раз выше, чем в Сибири и на Дальнем Востоке. А удержать землю можно только при определенной плотности населения. И потому семейная политика - это и геополитика. 6 соток
- как-то уж очень экономно, если не сказать скупо. Для кого мы землю бережем?
И при хороших стимулах не кинутся все землю заселять. Небольшой процент молодежи только и осядет на земле. Да и хотя бы осел. Ибо если будет этот процент
- будет и надежда на живое будущее России. Хотя бы в варианте Алексея Толстого: «Да если хоть один уезд от нас останется, так и оттуда пойдет Русская Земля!»
А пока, что говорить о Дальнем Востоке, когда в Самарской области - в 83 селах уже никто не живет, а в 138 живет меньше 10 человек.
Надо дать молодым семьям не участки, а целые угодья. Дать кредиты на освоение территорий и последовательно гасить их крупными частями при рождении каждого очередного ребенка.
Хочу сразу оговориться. Я вовсе не зову в 1897 год и в неолитический образ жизни. «Нельзя дважды вступить в одну и ту же реку».
Возвращение семьи в природу не означает ее отрыва от достижений прогресса. Высокие бытовые и промышленные технологии можно взять и в природу. Дистанционное обучение возможно и в природе. Выполнение производственных заданий при современных технологиях возможно дома, среди природы. Все это возможно и возможно в условиях более высокого качества жизни.
Повторяю, природные пространства, доставшиеся нам от предков, позволяют нам осуществить улучше-
ние демографических показателей и укрепление семьи. Другое дело - мы растеряли культуру и технологии сотрудничества с природой, мы теперь почву под ногами расцениваем как грязь, а живительные дожди - как мерзкие атмосферные осадки.
Живое, естественное подвергнуто негативной рациональной коррекции. Следовательно, необходима новая коррекция уже сложившейся коррекции. И она должна включать не только разум, но также совесть и чувства.
Такую коррекцию, аккумулированную в 12-ти советах - технологиях предложил русский самородок, практик-исследователь природы Порфирий Иванов. Он назвал эту свою коррекцию очень симптоматично «Детка». И действительно, в отличие от наших соотечественников, живших в 18, 19 и даже в 20 веках, многие современные взрослые перед лицом природы - дети.
Нет необходимости комментировать «Детку». Это уже многажды делалось.
Я скажу только, что советы «Детки» помогают семье восстановить экологические связи с природой, содействуют оздоровлению человека, семьи, общества. Они закладывают гуманистическую культуру взаимоотношений людей.
У нас есть ресурсы и возможности для последовательной защиты и утверждения блага и российской семьи и нашей великой Родины.
А природа нам поможет!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Lasswell H. World Politics and Personal Insecurity -a Study of Power. Glencoc, 1950
2. Рашин А. Г. Население России за 100 лет. М.; Госстатиздат, 1956
3. Менделеев Д. И. Заветные мысли. -М.; Мысль, 1995
4. Некрасов Н. А. Зелёный шум / Лирика -М.; Художественная литература, 1968
5. Гумилёв Л. Откуда есть пошла Русь...// Чтобы свеча не погасла. М.; 2003
NATURE AND FAMILY L.P. Didurenko, candidate of philosophical sciences, associate professor of Philosophy, history and theory of word culture chair
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: The article deals with the problem of overcoming the crisis of modern Russian family through strengthening ties with the live energy-intensive streams of Nature.
Key words: family; nature; biosphere; ecological relationships; demographic policy.
УДК 159.9.072
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМПАТИИ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
© 2014
Л.Г. Жданова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии С.А. Арнгольд, студентка 5 курса факультета психологии
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: Эмпатия у медицинских работников является необходимой личностной характеристикой и одним из ведущих профессионально значимых качеств. В то же время у медицинского персонала обнаружен заниженный уровень эмпатии. Предполагается, что это связано с необходимостью защиты от эмоционального выгорания и нервного истощения.
Ключевые слова: эмпатия, медицинские работники, профессионально важные качества, эмоциональное выгорание, психологическая защита.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Для разных профессий предполагается развитие разных профессионально важных качеств: умения обращение с техникой, коммуникативность, креативность, наблюдательность, точность вычислений. Эмпатия особенно важна для специалистов, профессиональная деятельность которых связана с межличностным взаимодействием. Климов Е.А. [1] отмечает, что для професси-
оналов, работающих с людьми важна наблюдательность к проявлениям поведения и личностных особенностей человека, умение или способность мысленно представить его внутренний мир, при этом не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту. В связи с этим очень важным является умение слышать, слушать и понимать другого человека. Бойко В.В. [2] подчеркивает, что восприимчивость к эмоциональным состояниям партнера является профессионально необходимым
качеством для тех, кто работает с людьми. Адекватно расшифровать эмоциональные состояния партнера означает уловить в нем именно тот смысл, который в него был вложен. Умение правильно расшифровать эмоциональные сигналы зависит от нескольких условий. Во-первых, личность должна иметь большой опыт общения с людьми разного возраста, разных личностных особенностей, различной культуры, разных национальностей. Во-вторых, необходим объем оперативной эмоциональной памяти для успешного запоминания характера и оттенков эмоций в момент, когда их переживает партнер. В-третьих, необходимо избежать приписывания эмоциям партнера смысл и оттенки, которые в них отсутствуют. В-четвертых, нужен опыт профессионального общения и жизненный опыт.
Эмпатия является общечеловеческой ценностью и необходима для всех профессий. В любых рабочих коллективах ценятся доброжелательные и отзывчивые специалисты, которые умеют эффективно взаимодействовать с другими людьми. Эмпатия у медицинского персонала, по мнению ряда авторов, является необходимой личностной характеристикой и одним из ведущих профессионально значимых качеств медицинского работника, способствующих налаживанию с ним психологического контакта, используя эмоционально-интуитивное понимание внутренней сущности пациента. Эмпатию принято трактовать как способность понимать мир переживаний другого человека, или как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого через разделение с ним его переживаний. Проявление эм-патии оказывает основное влияние на восприятие и коммуникации сферы в системе межличностных отношений «врач-больной». И.А. Терентьев подчеркивает, что, эм-патия является высоко востребованной характеристикой врача, которая наделяется личностными смыслами, отражающими общие профессиональные особенности ее проявления, а также деталями, характеризующими личностные проявления врачей конкретных специализаций. Многие пациенты оценивают врача, учитывая уровень его эмпатийных проявлений [3, 4].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Современное понятие эмпатии как постижение эмоционального состояния, проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие следующих видов эмпатии: эмоциональной эмпа-тии, основанной на механизмах отождествления и идентификации с другим человеком, когнитивной (познавательной) эмпатии, базирующейся на познании мира другого человека, и предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к составлению прогнозов о другом человеке [3]. Как правило, высокая эмпатийность врача помогает лучше прочувствовать и понять состояние пациента. К. Роджерс считал эмпатию основополагающей установкой в отношениях с клиентом и ключевым условием изменения его личности. Эмпатия предполагает временное проживание в жизни другого человека, безоценочное перемещение в ней и частую сверку с другим человеком в отношении точности и правильности ощущений и руководствование теми реакциями, которые исходят от него. Эмпатия признается как навык, необходимый для создания терапевтического климата. Для понимания человека необходимо осознавать, что у каждого есть свой потенциал, необходимо слушать другого человека, быть открытым, помогать другим и двигаться к лучшему. Эти навыки весьма существенны для доктора, лечащего соматические заболевания, поскольку важно расположить к себе пациента, завоевать его доверие и узнать наиболее полноценную информацию о его заболевании. Бытует мнение, что пациенту должно становится немного легче после разговора с врачом. В общем, каждый медицинский работник должен обладать
эмпатией и это является профессионально желательным качеством для врача. Поскольку человек сознательно принял решение работать в сфере медицины, то это подразумевает работу с людьми, которые являются объектом исследования и помощи. Заболевания часто имеют психосоматическую природу, и особенно важным становится найти подход к пациенту и такой контакт, чтобы понять природу заболевания, и при этом чтобы и врач, и пациент чувствовали себя комфортно. Это способствовало бы более плодотворному взаимодействию и выздоровлению. Для врача эмпатия позволяет смотреть на мир глазами пациента, лучше понимать пациентов через видение их мира. Эмпатия помогает врачам лечить своих больных.
В медицине преобладают негативные эмоциональные состояния, в этой сфере деятельности этого не избежать. Медицинские работники постоянно сталкиваются со страданием людей и поэтому вынуждены прибегать к своеобразному барьеру психологической защиты от больного. Из-за этого они становятся менее эмпатичны-ми, поскольку иначе появляется угроза эмоционального перегорания и невротических срывов. При очень высоком уровне эмпатии врачу часто свойственно болезненно развитое сопереживание, слишком тонкое реагирование на настроение собеседника, чувство вины из-за опасения причинить другим людям беспокойство, повышенная психологическая уязвимость и ранимость. Эти качества препятствуют выполнению профессионального ролевого поведения, особенно это проявляется, если недостаточно выражены такие важные профессиональные качества, как решительность, настойчивость, целеустремленность, ориентация на перспективу. Исходя из этого, к медицинским работникам предъявляются противоречивые требования. Наряду с эмоциональной устойчивостью медики должны обладать эмпатичностью. Как эмоциональная заторможенность, так и излишняя эмоциональность могут воспрепятствовать осуществлению необходимых быстрых и четких врачебных действий. В одном из исследований было выявлено, что две трети врачей и медицинских сестер отделения реанимации проявляют признаки эмоционального истощения, что может свидетельствовать об эмоциональном выгорании. Другое исследование показало, что эмоциональное выгорание менее выражено у врачей-онкологов и стоматологов, чем у врачей-кардиологов. Это можно объяснить тем, что в профессиональной деятельности кардиологов чаще возникают экстремальные ситуации.
На основании исследований эмпатии медицинских сестер, которые были проведены в нашей стране, можно прийти к одному однозначному выводу: медицинские сестры не демонстрируют высокий уровень эмпатии. В остальном полученные данные разнообразны. Уровень суммарной эмпатичности медицинских сестер, определенный по методике В. М. Русалова, оказался средним, определенный по методике А. Мехрабяна - чуть выше среднего или ниже среднего. Были выявлены некоторые различия в эмоциональной сфере медицинских сестер, работающих в поликлинике или в терапии, и работающих в реанимационных отделениях. Все медицинские сестры демонстрируют средний уровень тревожности, однако у последних он несколько выше, что может быть связано со спецификой их работы в экстремальных ситуациях. У сестер из отделения реанимации выше и способность к эмоциональной идентификации с больными, но ниже эмоциональная устойчивость.
Врачи проявляют более высокий уровень эмпа-тийности по сравнению с медицинскими сестрами. Л.Н.Васильева исследовала эмпатию у врачей разных специальностей и выявила, что у почти всех испытуемых выявлен заниженный уровень эмпатии. Это объясняется тем, что для эффективного профессионального общения важнее всего не постоянное и бурное сопереживание пациенту, а владение когнитивной эмпатией, которая направлена на действенную помощь [5, 6]. Таким обра-
зом, показатель эмпатии не должен быть слишком высоким для достижения эффективности коммуникации, поскольку иначе решение различных задач врачебной деятельности будет затруднено, а некоторых случаях невозможно. Действенная эмпатия характеризуется не только пониманием одной личностью другой, переживанием за успех и неуспех этой другой личности, но и в то же время содействием и оказанием ей помощи. В целом, уровень эмпатии у врачей соответствует профессиональным особенностям врачебной деятельности и не зависит от специальности («педиатрия» или «лечебное дело») и специализации («акушерство и гинекология», «анестезиология и реаниматология» или «терапия»).
У студентов, обучающихся на врачей, как отмечает А. П. Василькова [3], постепенно изменяется эмоциональное состояние: от безмятежности, расслабленности и беспечности на первом году обучения наблюдается сдвиг в сторону тревожности, напряженности и большей душевной мягкости к третьему курсу. Возможно, это связано с тем, что на третьем году обучения студенты медицинских вузов начинают взаимодействовать с больными. Сопоставление эмпатичности будущих врачей - студентов медицинского вуза и отношения к больным, с которыми студенты имели контакт в течение двух недель, показало, что у высокоэмпатичных студентов положительное отношение к больным возрастало по сравнению с первым впечатлением, в то время как у 50 % низкоэмпатичных отношение не менялось, либо наблюдалось ухудшение отношения к больному. Вместе с тем А.П. Василькова выявила, что для людей с высоким уровнем эмпатии характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, высокий интеллект, а для людей с низким уровнем эмпатии свойственны замкнутость и недоброжелательность. Кроме того, И. В. Грошев обнаружил, что у студентов-медиков имеются некоторые половые различия в эмоциональной сфере: у девушек все эмпатичные характеристики выражены больше, чем у юношей. О.А. Богачева обобщает материал по половым различиям в эмпатии медицинских работников и отмечает, что эмпатия помогает успешному лечению, точной постановке диагноза и является характерной чертой хорошего врача. У женщин-врачей уровень эмпатии выше, чем у мужчин. Благодаря эмпатии женщины более склонны к проведению медицинской профилактики, в то время как мужчины прежде всего склонны решать проблему по мере ее образования. С другой стороны, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин считают, что нельзя сказать однозначно, что женщины более эм-патичны, чем мужчины. Мужчины и женщины имеют практически равные возможности в способности понимать другого человека, но в умении выражать внешне свое понимание и сопереживание женщины в основном превосходят мужчин [7].
В целом, эмпатия способствует выздоровлению пациента, ценится врачами и больным, но при этом она не влияет на карьеру. Высокая эмпатия может стать недостатком, если способствует повышению уязвимости к профессиональному стрессу. Молодые и менее опытные врачи проявляют большую эмпатию к пациентам, чем старшие коллеги, то есть эмпатия снижается с возрастом и опытом.
Формирование целей статьи (постановка задания).
В целях изучения особенностей проявления эмпатии медицинского персонала нами было проведено исследование с помощью методики диагностики уровня эм-патических способностей В.В. Бойко на базе одной из больниц г. Самара. В исследовании приняли участие 37 человек в возрасте от 22 до 65 лет. Респонденты были разделены на две группы: среднее звено и старшее звено.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Полученные данные свидетельствуют о том, что у представителей как среднего, так и старшего звена ме-
дицинского персонала заниженный уровень эмпатиче-ских способностей (средний показатель у медсестер = 14,3, у врачей = 14,1). Это можно объяснить защитой от эмоционального выгорания и необходимостью уверенно решать поставленные медицинские задачи.
Обнаружены значимые различия в установках, способствующих или препятствующих эмпатии, у старшего и среднего медицинского персонала (у медсестер средний балл = 3,4, у врачей = 2,5). Полученные данные говорят о том, что у медицинских работников среднего звена сильнее развиты изначальные установки, которые могут мешать или помогать проявлению эмпатии, чем у медицинских работников старшего звена. На наш взгляд, данные результаты могут быть объяснены разницей в целях работы врача и медсестры. Первичная цель профессиональной деятельности врача - вылечить пациента, а установки, соответственно, могут препятствовать получению информации от больного, что не позволит реализовать цель работы врача. Цель профессиональной деятельности медицинской сестры заключается в поддержании необходимых комфортных условий для пациента и врача. Следовательно, установки, способствующие или препятствующие эмпатии, могут помочь работникам среднего звена реализовывать цель своей деятельности.
У старшего медицинского персонала выявлена обратная взаимосвязь возраста и рационального канала в эмпатии. По мере взросления снижается желание интересоваться другими, подстраиваться под их мир. Это может быть связано с перенасыщенностью профессиональной деятельности врача событиями и людьми. Реализуются принципы: «всех не пожалеешь» и «я не обязан всем нравиться как человек, поскольку я важен и ценен как профессионал». Следовательно, зачастую сохраняется лишь небольшой круг наиболее приятных в общении людей, и достаточно четко разделяются рабочие и личные контакты.
Таким образом, можно говорить не только о том, что уровень проявления эмпатии у медицинского персонала изначально занижен вследствие необходимости защиты от эмоционального выгорания, нервного истощения, но и о том, что с получение опыта уровень эмпатических способностей также понижается.
По отношению к эмпатическим ресурсам у среднего медицинского персонала выявлено наличие связи между ориентацией на эмоции в копинг-поведении и интуитивным каналом в эмпатии (г = 0,5612). Эмоциональное реагирование в совладающем поведении среднего медицинского персонала присутствует в связи со способностью предугадывать, действовать в условиях дефицита информации. Впуская себя во внутренний мир пациента можно гораздо точнее предвидеть его реакции и возникающие проблемы (копинг-поведение было исследовано с помощью методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой).
Анализ данных исследования по старшему медицинскому персоналу показал, что существует взаимосвязь между ориентацией на избегание в копинг-поведении и идетификационным каналом в эмпатии (г = 0,4302). Сталкиваясь со сложной ситуацией в профессиональной деятельности, врачи стараются понять состояние окружающих, проникнуть внутрь обстоятельств. Но с другой стороны, срабатывает механизм защиты и блокировка переноса эмоций и чувств другого на себя и человек старается избежать данной ситуации, так как она грозит ему быстрым эмоциональным выгоранием. Здесь одновременно развертываются эмоциональная и рациональная эмпатии, то есть акцент как на состоянии другого, так и на рефлексии собственного внутреннего мира.
В ходе дальнейшей интерпретации данных по среднему медицинскому персоналу была обнаружена обратная взаимосвязь между цинизмом и проникающей способностью в эмпатии (г = - 0,5933). Полученный резуль-
тат вполне закономерен по своей сути, то есть чем выше циничность, тем ниже способность создавать атмосферу доверительности и открытости в общении. Также закономерна обратная взаимосвязь между агрессией и интуитивным каналом в эмпатии (г = - 0,658) и между враждебностью и интуитивным каналом в эмпатии (г = - 0,5371). Чем более агрессивно и враждебно поведение медицинского работника среднего звена, тем менее он способен на уровне интуиции в условиях дефицита информации обобщить сведения о пациенте. Результаты анализа данных по старшему медицинскому персоналу демонстрируют сходную ситуацию со средним медицинским персоналом: выявлена обратная взаимосвязь между цинизмом и интуитивным каналом в эмпатии (г = -0,5849) и между агрессией и интуитивным каналом в эмпатии (г = - 0,6262) (данные о цинизме, агрессии и враждебности были получены с помощью методики «Диагностика враждебности» (по шкале Кука - Медлей).
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, у медицинских работников обнаруживается заниженный уровень эмпатии, несмотря на то, что эмпатия, безусловно, является социально желательным профессиональным качеством и для врача, и для медсестры. У медицинского персонала по мере взросления и приобретения опыта уровень эмпатии понижается, поскольку необходимо защищаться от нервного истощения и эмоционального выгорания. Психологическая защита достигается с помощью повышения уровня циничности, агрессивности и избегания собственной эмоциональной включенности в ситуацию. Для повышения стрессоустойчивости, снижения нервного истощения и
профилактики эмоционального выгорания рекомендуется проводить индивидуальные и групповые психологические консультации, а также тренинги с медицинскими работникам. Особое внимание надо уделить развитию эмоциональной компетентности, преодолению блоков психологических зашит и методам эффективного межличностного взаимодействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения, М.: Издательский дом «Академия», 2004, 304 с
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других, М.: Информационно-издательский дом «Филин», 1996, 472 с
3. Василькова Алла Панфиловна. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 : СПб., 1998, 166 с
4. Терентьев Игорь Алексеевич. Личностные особенности проявления эмпатии в деятельности врача курортного лечебного учреждения : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01.- Сочи, 2007.- 212 с
5. Богачёва О. А. Половые различия в проявлении эмпатии у медицинских работников / Ярославский педагогический вестник - 2012 - № 2 - Том II (Психолого-педагогические науки), с.263-267
6. Васильева Л.Н. Об эмпатии врачей разных специальностей / http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4643-2012-11-09-06-58-53, 17.04.2014.
7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: Учебное пособие, Спб.: Питер, 2002, 752 с.
FEATURES OF MANIFESTATION OF EMPATHY OF HEALTH CARE WORKERS
© 2014
L.G. Zhdanova, candidate of psychological sciences, associated professor, associated professor
of age and pedagogical psychology chair S.A. Arngold, 5th year student of the Faculty of Psychology
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: Health care workers' empathy is necessary personal characteristic and one of the leading professionally significant qualities. At the same time low level of empathy of medical staff was detected. It is supposed, that this fact is related with necessity to be protected from emotional burnout and brain-fag.
Keywords: empathy, health care workers, professional qualities, emotional burnout, psychological defense.
УДК 377
ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК РЕСУРС НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ
© 2014
Н.Ю. Каракозова, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Ключевые слова: внутрифирменное обучение; виды, формы, методы внутрифирменного обучения; стажировоч-ная площадка; технология модульного обучения; модульная программа; образовательный модуль; технология проблемного обучения, интерактивные технологии, информационные технологии.
Аннотация: В данной статье автором рассматриваются функции, виды, формы и методы организации внутрифирменного обучения педагогических работников, как эффективной формы непрерывного профессионального образования. Обосновывается специфика реализации технологии модульного обучения в процессе функционирования стажировочной площадки -современной инновационной формы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров.
Реализация Федерального государственного стандарта дошкольного образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров.
Изменение содержания образования, способов и технологий организации образовательного процесса, переосмысление цели и результата образования повышает необходимость дошкольной организации постоянно совершенствовать профессиональные навыки педагогов, создавать условия, в которых педагоги оказываются субъектами инновационной деятельности.
Актуальность исследования путей повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования обусловлена не только постоянно услож-
няющимися и обновляющимися требованиями к содержанию и организации деятельности современного педагога, но и недостаточной готовностью субъектов отраслевой системы непрерывного профессионального образования и переподготовки кадров к реализации программ повышения квалификации с учетом требований конкретной образовательной организации к формированию тех или иных профессиональных компетенций своего работника.
Решая данную проблему, образовательная организация может использоватьсобственные учебно-методические, образовательныересурсы для повышения профессионального мастерства педагогов, посредством реали-