Научная статья на тему 'Особенности проведения выборов в органы местного самоуправления в Ленинградской области в 2005 г'

Особенности проведения выборов в органы местного самоуправления в Ленинградской области в 2005 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
130
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения выборов в органы местного самоуправления в Ленинградской области в 2005 г»

В. П. Журавлев

со всеми ее как положительными, так и отрицательными основными и побочными эффектами.1 И если полагать, что «основной целью разделения властей в экономических терминах является предотвращение монополизации принудительной силы государства»,2 то надо признать, что, по крайней мере, на фискальном основании эта цель в современной России не может быть достигнута.

Хотя, конечно, во избежание излишне и неправомерно широкого истолкования всего, сказанного выше, нужно заметить, что сказанное следует понимать с определенными ограничениями (представляющимися само собой разумеющимися и не требующими подробного разъяснения), например, такими, какие следуют из того, что налоговые органы на местах в качестве территориальных органов федерального органа исполнительной власти обеспечивают контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты не только федеральных, но и региональных, и местных налогов, обеспечивая таким образом наполнение региональных и местных бюджетов.

В. П. Журавлев*

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2005 г.

Особенности проведения выборов в органы самоуправления в Ленинградской области в октябре 2005 года связаны с реформой местного самоуправления в Российской Федерации. Соответственно муниципальные выборы в 2005 г. проводятся в переходный период, предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с требованиями реформы и положениями указанного Федерального закона в Ленинградской области в настоящее время принято 17 областных законов об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований районов и муниципальных образований в их составе, а также установлены границы муниципального образования одного городского округа. Образовано 62 городских и 142 сельских поселений.

Дата выборов в представительные органы и глав вновь образованных муниципальных образований установлена областным законом от 29 сентября 2004 г.

1 Кин М. Налоговая координация в Европейском Сообществе с точки зрения «экономики благосостояния» II Сб.: Экономика налоговой политики. Пер с англ. I Под ред. М. П. Девере. М., 2001.

2 Познер Р. А. Экономический анализ права... С. 833.

* Председатель Избирательной комиссии Ленинградской области.

44

Местное самоуправление: проблемы и перспективы

№ 67-оз «Об установлении даты выборов в представительные органы и глав вновь образованных муниципальных образований Ленинградской области» на второе воскресенье октября 2005 г. Согласно этому областному закону сроки полномочий представительных органов и глав муниципальных образований, существовавших до начала переходного периода реформы местного самоуправления, продлены таким образом, что выборы в этих муниципальных образованиях состоятся также 9 октября 2005 г. (поэтому выборы в таких муниципальных образованиях не проводились в декабре 2004 г., когда истекал 4-х-летний срок полномочий органов местного самоуправления). Кроме того, поскольку в некоторых муниципальных образованиях выборы состоялись в переходный период, согласно федеральному законодательству в них не будут проводиться выборы 9 октября 2005 г.

Принят областной закон «О наименованиях органов местного самоуправления в Ленинградской области», который устанавливает наименования представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций. Прошел рассмотрение в первом чтении областной закон «О представительных органах муниципальных образований Ленинградской области», в котором определяется численность депутатов и сроки полномочий представительных органов первого созыва и глав муниципальных образований, а также порядок формирования представительных органов первого созыва муниципальных районов.

В связи с обновлением федерального законодательства о выборах и о местном самоуправлении, Избирательная комиссия Ленинградской области разработала проект областного закона «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области», определяющий порядок подготовки и проведения выборов. Данный законопроект принят во втором чтении Законодательным собранием Ленинградской области.

Избирательной комиссией Ленинградской области в марте этого года сформированы 8 территориальных избирательных комиссий вновь образованных муниципальных районов. В муниципальных районах, являвшихся ранее муниципальными образованиями и территории которых не изменились, действуют сформированные в ноябре 2002 г. территориальные избирательные комиссии со сроком полномочий 4 года. Предполагается возложить полномочия муниципальных избирательных комиссий муниципальных районов на указанные территориальные избирательные комиссии соответствующих районов.

Учитывая, что одной из особенностей предстоящих выборов в органы местного самоуправления является образование в муниципальных районах, городских и сельских поселениях избирательных комиссий муниципальных образований, которые являются комиссиями, организующими подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, Избирательная комиссия Ленинградской области особое внимание уделяет их будущему формированию.

-Ф-

В. П. Журавлев

45

-Ф-

Предполагается, что во вновь образованных муниципальных образованиях — муниципальных районах, городских и сельских поселениях формирование соответствующих муниципальных избирательных комиссий будет осуществляться Избирательной комиссией Ленинградской области в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в срок не более 45 дней после вступления областного закона в силу. Избирательная комиссия Ленинградской области будет возлагать отдельные полномочия, связанные с организационным обеспечением деятельности Избирательной комиссии Ленинградской области по формированию муниципальных избирательных комиссий, на территориальные избирательные комиссии.

Предполагается также, что для проведения выборов депутатов представительных органов будет образовано около 1100 одномандатных и 270 многомандатных избирательных округов. В большинстве случаев окружные избирательные комиссии создаваться не будут, их полномочия возложены на иные избирательные комиссии — муниципальные или участковые.

Схемы избирательных округов и число мандатов в избирательных округах для проведения выборов депутатов представительных органов во вновь образованных муниципальных районах и городских округах будут утверждаться Законодательным собранием Ленинградской области не позднее чем через 45 дней со дня вступления в силу областного закона. Схемы же избирательных округов и число мандатов в избирательных округах для проведения выборов депутатов представительных органов вновь образованных городских и сельских поселений утверждаются муниципальными избирательными комиссиями этих поселений не позднее чем через 60 дней со дня вступления в силу областного закона.

На территории Ленинградской области будет создано ориентировочно 990 избирательных участков.

Для оказания правовой, методической и информационной помощи избирательным комиссиям постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области образованы 8 рабочих органов, в том числе:

— рабочая группа по организации взаимодействия избирательных комиссий, правоохранительных, иных государственных органов в обеспечении законности при подготовке и проведении выборов;

— совет по сотрудничеству со средствами массовой информации и рассмотрению информационных споров;

— рабочая группа для координации работ по проведению регистрации (учета) избирателей;

— координационный Совет по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и правовому обучению избирателей;

-Ф-

46

Местное самоуправление: проблемы и перспективы

— рабочая группа по рассмотрению жалоб и заявлений на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, а также иных жалоб, связанных с нарушением избирательных прав.

В состав рабочих групп вошли не только члены избирательных комиссий, но и представители государственных органов и органов местного самоуправления, специалисты и эксперты. В настоящее время рабочие группы проводят значительную работу по подготовке к выборам.

Учитывая, что в избирательной кампании по выборам глав муниципальных образований и депутатов представительных органов будет задействовано более 15 тысяч членов избирательных комиссий, многие из которых впервые участвуют в избирательной кампании, Избирательная комиссия Ленинградской области разработала дополнительные меры по подготовке и повышению квалификации членов избирательных комиссий, в основном с выездом в районы и города. Составлена учебная программа и тематика семинаров. На занятиях значительное место будет отведено вопросам организации контроля за соблюдением избирательных прав граждан, изучению положений избирательного законодательства, повышению эффективности работы избирательных комиссий. В учебный план также включены вопросы финансирования деятельности избирательных комиссий, организации контроля за формированием и расходованием средств избирательных фондов кандидатов. Семинары будут организованы дифференцированно, с учетом полномочий избирательных комиссий и статуса членов комиссий.

Кроме этого, для членов избирательных комиссий заканчивается подготовка методических рекомендаций по избирательному процессу, которые будут изданы необходимым тиражом в том числе:

— правовой статус избирательных комиссий и ее членов. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий;

— выдвижение и регистрация кандидатов;

— работа участковых избирательных комиссий по работе со списками избирателей;

— информационное обеспечение выборов;

— голосование и определение результатов;

— вопросы применения избирательными комиссиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения избирательного законодательства;

— организация контроля за достоверностью представленных кандидатами сведений об их имуществе и доходах;

— инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов в органы местного самоуправления.

Подобные рекомендации также будут подготовлены для кандидатов, политических партий и средств массовой информации и могут быть использованы в качестве учебно-методических пособий.

-ф-

В. П. Журавлев

47

-Ф-

Главным направлением деятельности Избирательной комиссии Ленинградской области по правовому просвещению избирателей является повышение политической активности молодежи, формирование у молодых людей знаний об избирательном законодательстве.

В этих целях среди студентов высших учебных заведений Ленинградской области проведен конкурс на лучшую научную работу по вопросам избирательного права и процесса. В мае текущего года подведены итоги, победителям вручены денежные премии и дипломы Избирательной комиссии Ленинградской области, а научным руководителям отличившихся студентов — объявлена благодарность Комиссии. Среди старшеклассников и учащихся системы начального профессионального образования (будущие избиратели) проведены олимпиады по избирательному праву с участием Комитета образования Ленинградской области и Ленинградского областного института развития образования.

По инициативе Избирательной комиссии Ленинградской области совместно с администрациями муниципальных образований созданы центр повышения правовой культуры молодых избирателей в Гатчинском районе и Клуб молодых избирателей во Всеволожском районе. На встречах молодые избиратели намечают различные пути привлечения сверстников к избирательному процессу, предлагают собственные проекты по организации и формам работы с молодыми избирателями. В настоящее время идет подготовка к созданию подобных центров повышения правовой культуры избирателей и в других районах Ленинградской области.

Большое внимание уделяется сотрудничеству со средствами массовой информации. Подробная информация о ходе реформы местного самоуправления, подготовке к выборам в органы местного самоуправления регулярно размещается в региональной общественно-политической газете «Вести». Посредством районных газет пресс-служба Избирательной комиссии Ленинградской области информирует избирателей о решениях, принятых на заседаниях Комиссии, публикует материалы, способствующие повышению правовой культуры населения. Для главных редакторов областных средств массовой информации, пресс-секретарей администраций муниципальных образований организованы семинары по вопросам информирования избирателей и освещению хода избирательной кампании. В настоящее время проводится конкурс среди редакций местных газет и журналистов по разъяснению избирательного законодательства и освещению хода подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления.

В помощь избирательным комиссиям, другим организаторам выборов учреждено приложение к газете «Всем-инфо!» в количестве 600 экземпляров. Совместно с Домом радио «Г ардарика» с 30 мая по 2 октября будет проводиться викторина среди радиослушателей на знание законодательства о выборах и о местном самоуправлении.

-ф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.