Научная статья на тему 'Особенности проведения текущего и промежуточного контроля на занятиях по страноведению России на подготовительном отделении'

Особенности проведения текущего и промежуточного контроля на занятиях по страноведению России на подготовительном отделении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ / ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ФОТОЗАДАНИЯ / ЭКСПРЕСС-ОПРОС / linguistic and cultural studies / Russian as a foreign language / preparatory faculty / current and intermediate control / testing / photo tasks / express-questionier.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А А. Форопонова, Е Л. Черникова

Статья посвящена роли изучения страноведения России на подготовительном отделении. Рассматриваются разные виды заданий, направленные на осуществление текущего и промежуточного контроля не только страноведческих знаний, но и уровня сформированности речевых умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF REALIZATION OF CURRENT AND INTERMEDIATE CONTROL ON RUSSIAN COUNTRY STUDIES AT THE PREPARATORY FACULTY

The article is devoted to the role of Russian country studies at the Preparatory Faculty. The article deals with the practice of working out and using the different tasks aimed at the realization of current and intermediate control of country studies’ knowledge and the level of speech skills.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения текущего и промежуточного контроля на занятиях по страноведению России на подготовительном отделении»

УДК 372.881.161.1

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СТРАНОВЕДЕНИЮ РОССИИ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ

© 2020 А. А. Форопонова1, Е. Л. Черникова2

1канд. психол. наук, ст. преподаватель кафедры русского языка для иностранных граждан e-mail: [email protected] 2ассистент кафедры русского языка для иностранных граждан e-mail: Katya0792yandex.ru

Курский государственный университет

Статья посвящена роли изучения страноведения России на подготовительном отделении. Рассматриваются разные виды заданий, направленные на осуществление текущего и промежуточного контроля не только страноведческих знаний, но и уровня сформированности речевых умений и навыков.

Ключевые слова: лингвострановедение, русский язык как иностранный, подготовительный факультет, текущий контроль, промежуточный контроль, тестирование, фотозадания, экспресс-опрос.

В настоящее время продолжает сохраняться устойчивая тенденция интернационализации высшего образования. В связи с тем, что численность иностранных студентов является одним из определяющих показателей эффективности и престижности вуза, по-прежнему остается актуальным привлечение граждан других стран для дальнейшего обучения в России. Большинство иностранцев не владеют русским языком, и их профессиональная подготовка начинается на подготовительных отделениях российских вузов.

В процессе овладения русским языком слушателям подготовительных отделений необходимо освоить дополнительные общеобразовательные программы, к числу которых относится «Страноведение России». Целью данного курса является не только приобретение знаний по истории, географии и культуре страны изучаемого языка, но и формирование у иностранных граждан положительного образа России. В результате освоения данного курса иностранные слушатели должны узнать нормы общения и поведения в российском обществе; особенности географического положения, природные особенности, территориальное деление страны и известные города; особенности русской культуры: обычаи, народные промыслы, праздники и кухню; достижения России в области науки, культуры, политики, промышленности и спорта [Форопонова, Черникова 2017]. Следует отметить, что необходимость изучения традиций, обычаев, а также образа жизни российского народа вызвана проблемами адаптации, с которыми сталкиваются иностранцы в незнакомой стране. Помимо знакомства с основными лингвострановедческими реалиями происходит формирование коммуникативной компетенции, в связи с тем что на данных занятиях язык является не только объектом изучения, но и средством познания окружающей действительности [Махнач 2014].

Лингвострановедение как направление появилось в начале 70-х гг. прошлого века и изначально подразумевало единство изучения языка, культуры и истории страны. Основоположниками данной методической дисциплины являются выдающиеся

языковеды В.Г. Костомаров и Е.М. Верещагин, которые трактовали лингвострановедение как «аспект преподавания русского языка иностранцам, в котором с целью обеспечения коммуникативности обучения и для решения образовательных и гуманистических задач лингводидактически реализуется кумулятивная функция языка и проводится аккультурация адресата, причём методика преподавания имеет филологическую природу - ознакомление проводится через посредство русского языка и в процессе его изучения» [Верещагин, Костомаров 1990: 110].

В 90-е гг. содержание лингвострановедения было изменено, вследствие чего данное направление стало трактоваться как «методическая дисциплина, реализующая практику отбора и презентации в учебном процессе сведений о национально-культурной специфике речевого общения языковой личности с целью обеспечения коммуникативной компетенции иностранцев, изучающих русский язык». Позднее произошло разделение понятий «страноведение», «лингвострановедение», «культуроведение» и «лингвокультурология» [Азимов, Щукин 1999: 137].

Одним из ученых, внесших значительный вклад в развитие отечественной линвокультурологии, является С.Г. Тер-Минасова, которая утверждает, что необходимо более основательно изучать не только язык, но и культуру, образ жизни, национальный характер, менталитет носителей языка, так как именно особенности социокультурной жизни страны определяют выбор и использование лексических единиц в речи [Тер-Минасова 2000].

Е.И. Пассов, наряду с вышеназванными учеными-лингвистами, также отводит важную роль лингвострановедческому и культурологическому компонентам, без которых, по его мнению, невозможно формирование коммуникативной компетенции, то есть общения на иностранном языке. Таким образом, задача преподавателя иностранного языка, в данном случае русского языка как иностранного, состоит как в обучении лексическим и грамматическим формам, так и в построении общения на межкультурном уровне [Пассов 1991].

На начальном этапе обучения при выборе лингвострановедческого материала необходимо учитывать цели обучения иностранных студентов, их уровень владения русским языком, личностные особенности и уровень мотивированности. Задачей преподавателя также является формирование у слушателей подготовительных факультетов и отделений устойчивого лингвострановедческого интереса, в том числе посредством активного использования неформальных методов обучения [Мишонкова, Мельникова 2003].

Согласно вышесказанному в процессе реализации текущего и промежуточного контроля знаний иностранных слушателей целесообразно использовать наряду с традиционными видами контроля нестандартные задания, позволяющие повысить эффективность учебного процесса, мотивацию и интерес учащихся к страноведению [Черникова, Форопонова 2020].

В настоящее время наиболее популярным видом контроля являются задания в тестовой форме, представленные в следующих вариантах: задания закрытого типа (выбор одного или нескольких правильных ответов, установление соответствия между отдельными объектами или утверждениями, определение верного/неверного утверждения) и задания открытого типа.

Одним из самых быстрых, универсальных и потому эффективных методов оценки знаний, особенно в иностранной аудитории, заслуженно считается тестирование. Фрагмент задания закрытого типа в тестовой форме с одним правильным вариантом ответа:

1. Основателем Московского университет был а) М.В. Ломоносов

б) А.С. Попов

в) В.И. Даль

2. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» -

а) А.С. Пушкин

б) В.И. Даль

в) И. П. Павлов

Задания на сопоставление представляют собой две группы слов/чисел, которые необходимо соединить друг с другом.

В качестве примера можно привести разработанное нами упражнение «Россия в числах», позволяющее проверить знания, полученные в рамках темы «География России»:

1) 1Л а) морей

2) 85 б) место в мире по территории

3) 12 N. в) народов

4) 16 N. г) максимальная глубина озера Байкал

5) 2 д) часовых поясов

6) 2 е) субъектов

7) 1 ж) стран-соседей на суше

8) 100 з) в ... частях света находится Россия

9) 3 и) морские границы

10) 1620 к) горные системы

Задания на определение верного/неверного утверждения способствуют быстрой проверке полученных знаний, а исправление неправильного варианта с последующим комментарием дает возможность повторить и закрепить пройденный материал. Примером может служить фрагмент задания по теме «Социальные отношения» (см. табл.). Приблизительный ответ с комментарием: вариант «да» является неверным, так как русские люди используют «Вы» не только в обращении к незнакомым людям, но и как вежливую или официальную форму обращения к старшим по возрасту, званию и т.д.

Фрагмент задания по теме «Социальные отношения»

В русском языке «Вы» нужно использовать только с незнакомыми людьми да нет

Русские люди здороваются обычно несколько раз в день да нет

Женщина должна быть в церкви без головного убора да нет

В России люди не любят приглашать гостей да нет

Дома принято снимать уличную обувь да нет

Русские никогда не берут деньги в долг да нет

Однако наряду с многочисленными преимуществами задания в тестовой форме имеют следующие недостатки: потеря индивидуального подхода, стрессогенность, возможность ошибок при заполнении бланка ответов, невозможность проверки коммуникативных навыков и умений и т.п. [Буцкая 2016].

На наш взгляд, на занятиях по страноведению более эффективными являются задания открытого типа, чем задания закрытого типа, потому что они позволяют не только исключить возможность угадывания правильного ответа или списывания, но и быстро и интересно для слушателей проверить изученные темы, а также степень сформированности речевых умений и навыков. В связи с этим в рамках текущего и промежуточного контроля нами активно используются разные виды упражнений.

Задания открытого типа могут быть представлены в форме вопросов или незаконченных предложений, которые необходимо продолжить или дополнить недостающей информацией. Задания данного типа должны быть сформулированы корректно и иметь однозначный правильный ответ. Фрагмент задания по теме «Русские промыслы»:

Самый популярный русский сувенир — это ... (ответ: матрешка).

Бело-голубая посуда из керамики называется ... .

Традиционные цвета хохломы — это ... .

Кроме заданий в тестовой форме широко используются другие формы контроля, например: устные ответы на предложенную тему («География России», «Русская кухня», «Великие русские люди», «Советский и российский спорт», «Русские праздники» и др.), продолжительность монологического высказывания должна быть не менее пяти минут; творческие письменные работы на предложенную тему («Россия без границ», «Москва - столица России», «Праздники, обряды, традиции русского народа», «Русский национальный характер», «Великие имена России», «Путешествие по России» и др.), объем письменных работ должен быть не менее 200 слов.

Как форма контроля большой интерес, на наш взгляд, представляют фотозадания. На начальном этапе обучения иностранных слушателей русскому языку, а также в процессе преподавания дисциплины «Страноведение России» широкое применение имеет наглядная семантизация - один из основных способов введения новых языковых единиц. Эффективность наглядной семантизации объясняется тем, что при адекватном отборе иллюстративного материала даже те слушатели, которые не владеют языком-посредником (например, английским языком), могут быстро и точно понять значение нового слова, а увиденные образы откладываются в долговременной памяти слушателей. Нужно отметить, что иллюстрации позволяют не только представить лексический материал, но и проверить степень усвоения материала по темам страноведческого цикла [Коменский 2019].

Объектами таких заданий могут являться как отдельные предметы, так и целые явления, события, личности и т.д. Таким образом, выполняется не только контролирующая, но и стимулирующая высказывание функция наглядности. При выполнении фотозадания по теме «Русские праздники» слушатели должны сказать, символами каких праздников являются данные изображения (рис. 1):

Рис. 1. Фрагмент фотозадания по теме «Русские праздники»

Фотозадание на сопоставление (с перекрестным выбором) представляет собой набор картинок и понятий, явлений, дат или имён личностей, которые необходимо соединить (рис. 2).

В 988 г. князь Владимир Красное Солнышко выбрал религию - христианство

В 1240 г. рыцари-крестоносцы напали на Русь

В XIII в. татаро-монголы решили завоевать русские земли

В IX в. у восточных славян появилось государство -Киевская Русь

Рис. 2. Фрагмент задания по теме «История России. ГХ-ХУП вв.»

По нашему мнению, одним из самых эффективных видов промежуточного контроля, обеспечивающих быструю и эффективную проверку знаний, полученных на занятиях по страноведению России, является устный экспресс-опрос. К главным преимуществам данного задания следует отнести возможность определения уровня знаний слушателей по всем пройденным темам за достаточно короткое даже в сравнении с тестовыми заданиями время. Но, в отличие от стандартного тестирования, устная форма проведения контроля способствует выработке у слушателей быстрой реакции, развитию устной монологической речи и памяти, а также осознанию своих ошибок. Кроме того, экспресс-опрос гарантирует выполнение задания без возможности списывания, учет индивидуальных особенностей слушателей, помощь преподавателя в устранении ошибок по окончании выполнения задания [Форопонова, Черникова 2017].

Данное задание представлено 10 вариантами, каждый из которых состоит из 15 вопросов разной тематики, таким образом, вопросы позволяют охватить материал всего курса; выполняется без предварительной подготовки: учащийся получает список вопросов и по порядку отвечает на них. Если один из вопросов вызвал трудности, слушатель может вернуться к нему позднее.

Фрагмент одного из вариантов экспресс-опроса:

1) К кому русские люди обращаются на «ты»?

2) Как называется самое глубокое и чистое озеро в мире?

3) Чем известен русский город Тула?

4) Когда в России отмечают День студента?

5) Где женщина должна надеть платок?

6) Какое число у русских считается несчастливым?

Также для использования на занятиях по страноведению России на подготовительных факультетах и отделениях нами была разработана и апробирована настольная игра «Русская шкатулка», построенная по принципу игры «Alias» («Скажи иначе») [Скорик 2016]. Данное задание позволяет закрепить пройденный страноведческий материал, а также проверить степень овладения лексическими единицами. В зависимости от цели, которую ставит перед собой преподаватель, игра «Русская шкатулка» может использоваться после каждой пройденной / отдельно выбранной темы или по окончании курса. В связи с этим нами было разработано несколько комплектов карточек:

1) тематические карточки «История России», «Русские праздники», «Народное творчество и промыслы» и т.д. (рис. 3);

2) смешанные карточки, с помощью которых преподаватель в игровой форме может проверить знания по всему курсу (рис. 4);

3) дополнительный набор карточек «Русская литература», разработанный для слушателей гуманитарного профиля (рис. 5).

География России

1. Берёза

2. Тундра

3. Лиса

4. Байкал

5. Пустыня:

Русская шкатулка

1. Эльбрус

2. Колобок

3. Мавзолей

4. Хохлома

5. Екатеринбург

Литература

1.Н.М. Карамзин

2. Письменность

3. «Герой нашего времени»

4. М.В. Ломоносов

5. Ссылка

Рис. 3. Карточки по теме «География России»

Рис. 4. Смешанные карточки

Рис. 5. Карточки по теме «Русская литература»

Следует отметить ряд преимуществ данной игры, а именно: сплочение группы, создание на занятии благоприятного психологического климата, повышение мотивации слушателей к учебному процессу, формирование навыка объяснения, закрепление страноведческого материала [Черникова, Форопонова 2020].

Таким образом, изучение дисциплины «Страноведение России» играет важную роль в овладении русским языком, который является средством познания иностранными слушателями новой лингвокультурной действительности, а правильный выбор видов текущего и промежуточного контроля обеспечивает эффективность учебного процесса и повышает интерес к изучению русского языка и культуры России в целом.

Библиографический список

Азимов Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. СПб.: АОЗТ «Златоуст», 1999. 472 с.

Буцкая О.Н. Тесты текущего, рубежного и итогового контроля как виды измерения уровней языковой и коммуникативной компетенции обучающихся на подготовительном факультете // Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сб. ст. по

материалам всерос. науч.-практ. конф. (16-18 мая 2016 г., г. Москва) / отв. ред.: М.Н. Русецкая, Е.В. Колтакова. М., 2016. С. 94-101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Верещагин Е.М. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. М.: Русский язык, 1990. 251 с.

Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / пер. Н.П. Степанов, Л.Н. Корольков, А. А. Красновский. М.: Юрайт, 2019. 440 с.

Махнач Ю.И. Лингвострановедение на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному // Материалы междунар. науч. конф. «На хвалях мовы: да 90-годдзя з дня нараджэння акадэм1ка М.В. Б1рылы». Минск, 2014. С. 185-188.

Мишонкова Н.Г., Мельникова А.А. Лингвострановедческий аспект в преподавании РКИ // Журнал Гродненского медицинского университета. 2003. № 2 (2). С. 83-85.

Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 223 с.

Скорик Е.А. Адаптация настольной игры «Alias» для занятий по русскому языку как иностранному // Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сб. ст. по материалам всерос. науч.-практ. конф. (16-18 мая 2016 г., г. Москва) / отв. ред.: М.Н. Русецкая, Е.В. Колтакова. М., 2016. С. 439-445.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М.: Слово, 2000. 262 с.

Форопонова А.А., Черникова Е.Л. Экспресс-опрос как вид итогового контроля на занятиях по страноведению России на подготовительном отделении // Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сб. ст. по материалам II Всерос. науч.-практ. конф. (6-7 сентября 2017 г., г. Москва) / отв. ред. М.Н. Русецкая, Е.В. Колтакова. М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2017. С. 363-365.

Черникова Е.Л., Форопонова А.А. Из опыта преподавания курса «Страноведение России» иностранным гражданам (на примере иностранной игры «Русская шкатулка») // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: сб. материалов VI Междунар. науч.-метод. конф. (24-25 января 2020 г., г. Воронеж) / отв. ред. Е.А. Пляскова. Воронеж, 2020. С. 126-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.