Научная статья на тему 'Особенности проведения практикума по безопасности жизнедеятельности в высшей школе в рамках педагогической практики магистранта'

Особенности проведения практикума по безопасности жизнедеятельности в высшей школе в рамках педагогической практики магистранта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Опасность / авария / безопасность жизнедеятельности / университет / высшая школа / дисциплина / преподавание / практикум / структура курса / учебное занятие. / Hazard / emergency / health and safety training course / university / higher school / subject / teaching / hands-on training / course structure / training session.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кияшко Леонид Юрьевич, Манякова Гульнара Маратовна, Риянова Эвелина Эльдаровна, Бреднева Татьяна Олеговна, Елизарьев Алексей Николаевич

Цель: Изучение особенностей проведения занятий при подготовке человека к выбору правильного решения в условиях наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций на фоне роста техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты появления разрушительных стихийных бедствий, политических, межрасовых и военных конфликтов для обеспечения безопасной жизнедеятельности человека. В вузах такая подготовка осуществляется в процессе изучения обязательной общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая занимает свое полноправное место в системе дисциплин, ставящих жизнь и здоровье на первое место в шкале человеческих ценностей, и является обязательной для всех образовательных учреждений, независимо от их специализации. Методы: Тематика теоретической части курса может быть общей и формироваться в соответствии с примерной программой дисциплины лектором. В то же время практические и лабораторные занятия по курсу могут проводиться в рамках педагогической практики магистрантов по направлению 280401 «Техносферная безопасность» на старших курсах, как правило, получивших высшее образование в рамках бакалавриата по данному направлению. Результаты: При широком перечне направлений подготовки в университете необходим обоснованный подход к выбору тематики практических и лабораторных занятий в рамках курса «Безопасность жизнедеятельности», особенно при выборе научно-исследовательской работы студента. Практическая значимость: Широкая дифференциация тематик таких занятий при выборе особенно остро стоит при проведении практикума для студентов технических направлений, а также гуманитарных или экономических направлений подготовки в системе высшего образования (бакалавриата, специалитета).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кияшко Леонид Юрьевич, Манякова Гульнара Маратовна, Риянова Эвелина Эльдаровна, Бреднева Татьяна Олеговна, Елизарьев Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME SPECIFICS OF CONDUCTING HEALTH AND SAFETY HANDS-ON TRAINING IN THE HIGHER SCHOOL AS PART OF THE TEACHING PRACTICE OF A GRADUATE STUDENT

Objective: Studying some specifics of providing training in preparing a person for choosing the right solution in the face of most probable emergencies against the background of growing manmade activities of modern society, more frequent destructive natural calamities, political, interracial and military conflicts for the purpose of ensuring human health and safety. In the higher school, such training is conducted in studying a compulsory general professional subject called “Health and safety training course” that takes its rightful place in a set of subjects where life and health are of the first priority on the human values scale and is compulsory for all educational institutions irrespective of their specialization profile. Methods: The subjects of the theoretical part of the course may be of a general nature and be prepared by a lecturer based on a tentative syllabus of the course. At the same time, practical training and laboratory practicals in the course may be conducted as part of the teaching practice of 280401 “Technosphere safety” graduate students that have as a rule had higher education as a bachelor’s degree in the major during their senior years. Results: An extensive list of university majors requires a reasonable approach to choosing subjects for practical training and laboratory practicals in the “Health and safety training course”. It has a special significance in deciding on students’ research papers. Practical importance: A wide variety of subjects in the above training is a singularly burning issue in conducting handson training sessions for engineering students and also humanities or economics students in the higher education system (a bachelor’s degree, specialist degree).

Текст научной работы на тему «Особенности проведения практикума по безопасности жизнедеятельности в высшей школе в рамках педагогической практики магистранта»

ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

УДК 621.6.658.5

Л. Ю. Кияшко, Г. М. Манякова, Э. Э. Риянова, Т. О. Бреднева, А. Н. Елизарьев

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКУМА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТА

Дата поступления: 02.05.2017 Решение о публикации: 10.05.2017

Аннотация

Цель: Изучение особенностей проведения занятий при подготовке человека к выбору правильного решения в условиях наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций на фоне роста техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты появления разрушительных стихийных бедствий, политических, межрасовых и военных конфликтов для обеспечения безопасной жизнедеятельности человека. В вузах такая подготовка осуществляется в процессе изучения обязательной общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая занимает свое полноправное место в системе дисциплин, ставящих жизнь и здоровье на первое место в шкале человеческих ценностей, и является обязательной для всех образовательных учреждений, независимо от их специализации. Методы: Тематика теоретической части курса может быть общей и формироваться в соответствии с примерной программой дисциплины лектором. В то же время практические и лабораторные занятия по курсу могут проводиться в рамках педагогической практики магистрантов по направлению 280401 «Техносферная безопасность» на старших курсах, как правило, получивших высшее образование в рамках бакалавриата по данному направлению. Результаты: При широком перечне направлений подготовки в университете необходим обоснованный подход к выбору тематики практических и лабораторных занятий в рамках курса «Безопасность жизнедеятельности», особенно при выборе научно-исследовательской работы студента. Практическая значимость: Широкая дифференциация тематик таких занятий при выборе особенно остро стоит при проведении практикума для студентов технических направлений, а также гуманитарных или экономических направлений подготовки в системе высшего образования (бакалавриата, специалитета).

Ключевые слова: Опасность, авария, безопасность жизнедеятельности, университет, высшая школа, дисциплина, преподавание, практикум, структура курса, учебное занятие.

Leonid Yu. Kiyashko, graduate student, kly_leonid@mail.ru; Gulnara M. Manyakova, graduate student, gulnara-333@mail.ru; Evelina E. Riyanova, graduate student, riyanovaevelina@mail.ru; Tatyana O. Bredneva, graduate student, brednevaTO@mail.ru; *Aleksey N. Elizarev, Ph. D. Geog., A/Prof., Dean, elizariev@mail.ru (Ufa State Aviation Technical University) SOME SPECIFICS OF

CONDUCTING HEALTH AND SAFETY HANDS-ON TRAINING IN THE HIGHER SCHOOL AS PART OF THE TEACHING PRACTICE OF A GRADUATE STUDENT

Summary

Objective: Studying some specifics of providing training in preparing a person for choosing the right solution in the face of most probable emergencies against the background of growing manmade activities of modern society, more frequent destructive natural calamities, political, interracial and military conflicts for the purpose of ensuring human health and safety. In the higher school, such training is conducted in studying a compulsory general professional subject called "Health and safety training course" that takes its rightful place in a set of subjects where life and health are of the first priority on the human values scale and is compulsory for all educational institutions irrespective of their specialization profile. Methods: The subjects of the theoretical part of the course may be of a general nature and be prepared by a lecturer based on a tentative syllabus of the course. At the same time, practical training and laboratory practicals in the course may be conducted as part of the teaching practice of 280401 "Technosphere safety" graduate students that have as a rule had higher education as a bachelor's degree in the major during their senior years. Results: An extensive list of university majors requires a reasonable approach to choosing subjects for practical training and laboratory practicals in the "Health and safety training course". It has a special significance in deciding on students' research papers. Practical importance: A wide variety of subjects in the above training is a singularly burning issue in conducting hands-on training sessions for engineering students and also humanities or economics students in the higher education system (a bachelor's degree, specialist degree).

Keywords: Hazard, emergency, health and safety training course, university, higher school, subject, teaching, hands-on training, course structure, training session.

Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты появления разрушительных стихийных бедствий, политические, межрасовые и военные конфликты делают актуальной не только проблему обеспечения безопасной жизнедеятельности человека, но и подготовку его к выбору правильного решения в условиях наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций (ЧС).

В высшей школе такая подготовка осуществляется в процессе изучения обязательной общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), которая занимает свое полноправное место в системе дисциплин, ставящих жизнь и здоровье на первое место в шкале человеческих ценностей.

Дисциплина БЖД является обязательной для всех образовательных учреждений, независимо от их специализации. Очевидно, что тематика теоретической части курса может быть общей и формироваться в соответствии с примерной программой дисциплины лектором, в том числе с учетом возможностей для выбора направлений научно-исследовательской работы студента [1, 2].

Вместе с тем принимается во внимание то, что она охватывает весьма широкий круг научных направлений и проблем, а это нельзя не учитывать

в процессе преподавания дисциплины студентам технических и гуманитарных специальностей. Поэтому в практическом аспекте курса при определении количества тем лабораторных работ и практических занятий целесообразно ориентироваться на специализацию обучаемых (техническая или гуманитарная). Кроме того, важно принимать во внимание взаимосвязь входящих и исходящих компетенций, формируемых другими дисциплинами всего учебного плана (см., например, [3]).

В ходе практической деятельности по преподаванию дисциплины БЖД решаются следующие задачи по формированию у студента: 1) представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека; 2) знаний и интеллектуальных способностей, определяющих кругозор личности; 3) мотивационно-ценностных ориентаций, определяющих проявление активности; 4) мировоззрения, оценивающего безопасную жизнедеятельность. Тематика занятий подбирается с таким расчетом, чтобы приобретаемые на них знания, умения и навыки были бы применимы практически в любой отрасли деятельности после окончания образовательного учреждения, с учетом направления подготовки.

Несмотря на некоторые терминологические расхождения в обозначении дидактических единиц, содержание разделов либо полностью совпадает, либо в той или иной степени перекрывает друг друга. Таким образом, представляется возможным построить следующую единую структуру дисциплины:

1. Теоретические основы БЖД (предмет и структура БЖД; основные понятия и определения; человек и среда обитания; негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду; принципы, методы и средства обеспечения безопасности; психологические и эргономические основы БЖД).

2. Производственная санитария и гигиена (основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности; опасные и вредные факторы производственной среды; принципы нормирования опасных и вредных факторов; коллективные и индивидуальные средства защиты от негативных факторов)

[4, 5].

3. Безопасность и экологичность производственных процессов, технических систем и оборудования (электробезопасность; средства снижения травмоопасности технических систем; безопасная эксплуатация систем, работающих под давлением, грузоподъемных машин и механизмов; безопасность функционирования автоматизированных производств; защита окружающей среды). Особо остро встает проблема подготовки в области экологической безопасности (например, с отходами [6-9]), что позволяет решать проблему формирования экологического мировоззрения молодежи.

4. Пожарная безопасность (основы горения, пожарная опасность веществ и материалов; пожарная профилактика технологических процессов;

обеспечение пожарной безопасности при проектировании производственных зданий; методы и средства тушения пожаров).

5. Методы и средства безопасности в условиях ЧС (основные понятия, определения, классификация и стадии развития ЧС; основные поражающие факторы при ЧС, очаги поражения; принципы и способы защиты населения в ЧС; устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС; обеспечение безопасности жизнедеятельности в ЧС) [10-12].

6. Управление БЖД (правовые и нормативно-технические основы управления БЖД; организационные основы управления БЖД; производственный травматизм; системы контроля требований безопасности и экологично-сти; международное сотрудничество) [5, 13].

Таким образом, очевидно, что содержание курса отличается большим объемом, исключительным разнообразием, насыщенностью терминологическим и фактологическим материалами, специфичностью методик, кроме того, значительная часть рассматриваемых вопросов связана с материалом, изучаемым в курсах физики, химии, биологии.

Современное видение методики обучения БЖД предполагает как классический подход, так и нетрадиционные педагогические технологии, поскольку в области инноваций и технологий накоплен богатый материал.

На современном этапе ведется успешная работа в области теории и методологии педагогических технологий, в учебниках по педагогике уделяется должное внимание вопросам педагогических технологий, в частности С. П. Бабанским, В. И. Загвязинским, И. П. Подласым, Г. К. Селевко, П. И. Пидкасистым, В. А. Сластениным, Т. Н. Шамовой и др. [14, 15]. Однако в научно-практической литературе по методике обучения различных учебных дисциплин можно найти множество рецептов проведения того или иного занятия с применением активных форм, методов обучения и воспитания, инноваций и технологий, но нет четкой методологической основы, которая бы обеспечила преподавателю понимание необходимости их использования в учебном процессе.

Так, по рабочим программам различных направлений дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» может преподаваться на I (для гуманитарных или экономических специальностей) или IV курсе (для технических специальностей), что предполагает более обоснованный выбор тематики лабораторных и практических занятий. Преподавание технических дисциплин для нетехнических специальностей должно способствовать формированию у студентов способности к анализу важнейших вопросов и проблем, принятию решений и оценке морального значения и последствий выбора, поэтому растет значимость методологических знаний и формирования аналитических навыков.

В данном случае тематика лабораторных работ и практических занятий для различных специальностей будет неодинакова с учетом уже имеющейся подготовки студента. При распределении тем занятий по специальностям

студентам гуманитарных или экономических специальностей целесообразно выбирать темы лабораторных работ из следующих:

• «Исследование и контроль характеристик производственного освещения» [4],

• «Измерение и оценка параметров микроклимата производственных помещений»,

• «Исследование эффективности защиты от шума методами звукоизоляции и звукопоглощения»,

• «Оценка показателей зрительной работоспособности»;

из тематики практических занятий:

• «Оказание первой медицинской помощи»,

• «Прогнозирование масштабов заражений при авариях на химически опасных объектах»,

• «Количественный анализ безопасности эргатических систем»,

• «Расследование несчастных случаев на производстве»,

• «Потребный воздухообмен в производственных помещениях».

Необходимо отметить, что расчеты по практическим занятиям «Количественный анализ безопасности эргатических систем» позволяют развивать у студентов гуманитарных специальностей аналитический ход мышления, успешно анализировать причинно-следственные связи процессов и явлений, что для студентов I курса создаст необходимый фундамент для дальнейшего обучения.

Библиографический список

1. Титова Т. С. Особенности организации научно-исследовательской работы : учеб.-метод. пособие /Т. С. Титова, Р. Г. Ахтямов, О. В. Гимазетдинова. - Saarbrücken : LAP LAMBERT, 2017. - 81 с.

2. Титова Т. С. Научно-исследовательская работа (в помощь студенту) : метод. указания / Т. С. Титова, Р. Г. Ахтямов. - СПб. : ПГУПС, 2016. - 29 с.

3. Елизарьев А. Н. Разработка рабочей программы дисциплины «Экодиагностика и геоэкологическая оценка территорий» на основе компетентностно-ориентированного подхода / А. Н. Елизарьев, Т. Б. Фащевская, И. Ю. Кияшко // Безопасность жизнедеятельности. - 2012. - № 11. - С. 9-11.

4. Красногорская Н. Н. Исследование характеристик производственного освещения : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям 280100 «Безопасность жизнедеятельности», 280200 «Защита окружающей среды» / Н. Н. Красногорская, Н. Ю. Цвилинева, А. Т. Набиев, А. Н. Елизарьев. - Уфа : УГАТУ, 2011. - 84 с.

5. Терегулова З. С. Оценка влияния условий труда и факторов окружающей среды на состояние здоровья горнорабочих / З. С. Терегулова, А. Р. Кудашева, З. Ф. Аскарова, Л. Н. Белан, Э. И. Таирова, Б. Ф. Терегулов, А. Х. Хусаинова, А. И. Алтынбаева, З. Ф. Терегулова // Вестн. Башкир. гос. мед. ун-та. - 2012. - № 2. - С. 30-36.

6. Ахтямов Р. Г. Геоэкологические проблемы обеспечения безопасности при обращении с отходами / Р. Г. Ахтямов, Т. С. Титова. - Saarbrucken : LAP LAMBERT, 2016. -109 с.

7. Ахтямов Р. Г. Производственная и промышленная безопасность при обращении с отходами / Р. Г Ахтямов, Т. С. Титова. - Saarbrucken : LAP LAMBERT, 2016. - 145 с.

8. Белан Л. Н. Экологическая безопасность: психологические аспекты в свете концепции устойчивого развития /Л. Н. Белан, С. И. Галяутдинова, А. А. Шамаева // Уральск. экологич. вестн. - 2015. - № 2. - С. 2.

9. Белан Л. Н. Особенности формирования экологического сознания в рамках развития современного общества / Л. Н. Белан, А. А. Шамаева, С. И. Галяутдинова // Научное мнение. - 2016. - № 8-9. - С. 87-92.

10. Титова Т. С. Разработка методических основ определения и оценки состояния потенциально опасных объектов / Т. С. Титова, Р. Г. Ахтямов, Г. А. Бухарбаева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 342.

11. Титова Т. С. Основы обеспечения безопасности производственных процессов в чрезвычайных ситуациях : метод. указания / Т. С. Титова, П. Ф. Махонько, Р. Г. Ахтямов. -СПб. : ПГУПС, 2016. - 61 с.

12. Ахтямов Р. Г. Применение сетевых моделей при планировании аварийно-спасательных и других неотложных работ / Р. Г. Ахтямов, А. Н. Елизарьев, И. В. Вдовина, Ю. М. Планида, Э. С. Хаертдинова // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2012. - № 2. - С. 29-34.

13. Титова Т. С. Совершенствование проведения комплексного аудита систем менеджмента безопасности на примере подразделений ОАО «Российские железные дороги» / Т. С. Титова, Р. Г. Ахтямов // Безопасность жизнедеятельности. - 2017. - № 3 (195). -С. 39-44.

14. Юдин В. В. Технологическое проектирование педагогического процесса : монография / В. В. Юдин. - М. : Университетская книга, 2008. - 300 с.

15. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. П. И. Пидкаси-стого. - М. : Педагогич. об-во России, 1998. - 640 с.

References

1. Titova T. S., Akhtyamov R. G. & Gimazetdinova O. V. Osobennosti organizacii nauch-no-issledovatelskoy raboty [Research work management specifics]. Saarbrücken, LAP LAMBERT Publ., 2017, 81 p. (In Russian)

2. Titova T. S. & Akhtyamov R. G. Nauchno-issledovatelskaya rabota (vpomoshch stu-dentu) [Research work (student teaching aid)]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2016, 29 p. (In Russian)

3. Elizarev A. N., Fashchevskaya T. B. & Kiyashko I. Yu. Razrabotka rabochey pro-grammy discipliny «Ekodiagnostika i geoekologicheskaya ocenka territoriy» na osnove kom-petentnostno-orientirovannogo podkhoda [Development of a work program for the "Ecological diagnostics and geoecological area assessment" subject using a competency-based approach]. Life safety, 2012, no. 11, pp. 9-11. (In Russian)

4. Krasnogorskaya N. N., Czvilineva N. Yu., Nabiev A. T. & Elizarev A. N. Issledovanie kharakteristikproizvodstvennogo osveshcheniya [A study of industrial lighting characteristics]. UFA, USATU Publ., 2011, 84 p. (In Russian)

5. Teregulova Z. S., Kudasheva A. R., Askarova Z. F., Belan L. N., Tairova E. I., Teregu-lov B. F., Khusainova A. Kh., Altynbaeva A. I. & Teregulova Z. F. Ocenka vliyaniya usloviy truda i faktorov okruzhayushchey sredy na sostoyanie zdorovya gornorabochikh [Assessment of the effect of working conditions and environmental factors on the miners' health status]. Proceedings of Bashkir State Medical University, 2012, no. 2, pp. 30-36. (In Russian)

6. Akhtyamov R. G. & Titova T. S. Geoekologicheskieproblemy obespecheniya bezopas-nosti pri obrashchenii s otkhodami [Geoecological issues related to ensuring waste disposal safety]. Saarbrucken, LAP LAMBERT Publ., 2016, 109 p. (In Russian)

7. Akhtyamov R. G. & Titova T. S. Proizvodstvennaya ipromyshlennaya bezopasnostpri obrashchenii s otkhodami [Occupational and industrial safety in waste disposal]. Saarbrucken, LAP LAMBERT Publ., 2016, 145 p. (In Russian)

8. Belan L. N., Galyautdinova S. I. & Shamaeva A. A. Ekologicheskaya bezopasnost: psikhologicheskie aspekty v svete koncepcii ustoychivogo razvitiya [Environmental safety: psychological aspects in relation to the sustainable development concept]. Ural Ecological Bulletin, 2015, no. 2, p. 2. (In Russian)

9. Belan L. N., Shamaeva A.A. & Galyautdinova S. I. Osobennosti formirovaniya eko-logicheskogo soznaniya v ramkakh razvitiya sovremennogo obshchestva [Specifics of shaping environmental awareness as part of modern society development]. The Scientific Opinion, 2016, no. 8-9, pp. 87-92. (In Russian)

10. Titova T. S., Akhtyamov R. G. & Bukharbaeva G. A. Razrabotka metodicheskikh osnov opredeleniya i ocenki sostoyaniya potencialno-opasnykh obektov [Development of methodical guidelines for identifying and assessing potentially hazardous facilities' conditions]. Modern problems of science and education, 2015, no. 1-1, p. 342. (In Russian)

11. Titova T. S., Makhonko P. F. & Akhtyamov R. G. Osnovy obespecheniya bezopasnosti proizvodstvennykh processov v chrezvychaynykh situaciyakh [The basis for ensuring production process safety in emergencies]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2016, 61 p. (In Russian)

12. Akhtyamov R. G., Elizarev A. N., Vdovina I. V., Planida Yu. M. & Khaertdino-va E. S. Primenenie setevykh modeley pri planirovanii avariyno-spasatelnykh i drugikh neotlo-zhnykh rabot [Use of network models in planning rescue, salvage and other urgent operations]. Scientific and Educational Issues in Civil Defense, 2012, no. 2, pp. 29-34. (In Russian)

13. Titova T. S. & Akhtyamov R. G. Sovershenstvovanie provedeniya kompleksnogo audita sistem menedzhmenta bezopasnosti na primere podrazdeleniy OAO «Rossiyskie zheleznye dorogi» [Improved comprehensive audit of safety management systems as exemplified by Russian Railways business units]. Life safety, 2017, no. 3 (195), pp. 39-44. (In Russian)

14. Yudin V. V. Tekhnologicheskoe proektirovanie pedagogicheskogo processa [Pedagogical process design]. Moscow, Universitetskaya kniga [University Book] Publ., 2008, 300 p. (In Russian)

15. Pedagogy. Pod red. P. I. Pidaksistyy. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii [Russian Pedagogical Society] Publ., 1998, 640 p. (In Russian)

КИЯШКО Леонид Юрьевич - магистрант, kly_leonid@mail.ru; МАНЯКОВА Гульнара Маратовна - магистрант, gulnara-333@mail.ru; РИЯНОВА Эвелина Эльдаровна - магистрант, riyanovaevelina@mail.ru; БРЕДНЕВА Татьяна Олеговна - магистрант, brednevaTO@mail.ru; *ЕЛИЗАРЬЕВ Алексей Николаевич - канд. геогр. наук, доцент, декан, elizariev@mail.ru (Уфимский государственный авиационный технический университет).

© Кияшко Л. Ю., Манякова Г. М., Риянова Э. Э., Бреднева Т. О., Елизарьев А. Н., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.