Научная статья на тему 'Особенности проведения отечественных методов психокоррекции в работе с осуждёнными'

Особенности проведения отечественных методов психокоррекции в работе с осуждёнными Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
760
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ (РЕКОНСТРУКТИВНАЯ) ТЕРАПИЯ / АНАЛИТИКО-КАТАРТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ (АКТА) / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ОСУЖДЁННЫХ / СОЦИАЛЬНОЕ СООТВЕТСТВИЕ / КУЛЬТУРНОЕ СООТВЕТСТВИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красикова Юлия Юрьевна, Власова Юлия Валерьевна

Авторы обосновывают применение методов отечественной психотерапии и психокоррекции в работе пенитенциарного психолога. Определены критерии, которым должны соответствовать методы психологической коррекции в практике пенитенциарного психолога: социально и культурное соответствие, доступность для пациента, отсутствие сложности в обучении методу психологов и другие. В статье сделан акцент, что психокоррекция должна быть максимально приближена к естественному взаимодействию людей, при этом сохранять высокую эффективность. Отечественные традиции психотерапии и психокоррекции соответствуют указанным требованиям. Представлены методы: личностно-реконструктивная терапия и аналитико-катартическая терапия. Метод аналитико-катартической терапии наиболее подходит для психокоррекции осуждённых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Красикова Юлия Юрьевна, Власова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Russian methods for psychological correction in working with prisoners

The authors substantiate the application of the methods of native psychotherapy and psycho-correction in the work of the prison psychologist. The criteria to be met by the methods of psychological correction in the practice of the penitentiary psychologist include: the social and cultural appropriateness, accessibility for the patient, lack of difficulty in teaching to method for psychologists and others. The article emphasizes that psychological correction should be as close as possible to the natural human interaction while maintaining high efficiency. Russian traditions of psychotherapy and psychological correction meet the specified requirements. The article presents the methods: the personality-oriented (reconstructive) psychotherapy, analytical-cathartic therapy.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения отечественных методов психокоррекции в работе с осуждёнными»

УДК 159.99

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ ПСИХОКОРРЕКЦИИ В РАБОТЕ С ОСУЖДЁННЫМИ

Юлия Юрьевна Красикова, кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры, Юлия Валерьевна Власова, кандидат психологических наук, доцент, Академия ФСИН России, Рязань

Аннотация

Авторы обосновывают применение методов отечественной психотерапии и психокоррекции в работе пенитенциарного психолога. Определены критерии, которым должны соответствовать методы психологической коррекции в практике пенитенциарного психолога: социально и культурное соответствие, доступность для пациента, отсутствие сложности в обучении методу психологов и другие. В статье сделан акцент, что психокоррекция должна быть максимально приближена к естественному взаимодействию людей, при этом сохранять высокую эффективность. Отечественные традиции психотерапии и психокоррекции соответствуют указанным требованиям. Представлены методы: личностно-реконструктивная терапия и аналитико-катартическая терапия. Метод аналити-ко-катартической терапии наиболее подходит для психокоррекции осуждённых.

Ключевые слова: российская психотерапия, пенитенциарная психология, личностно-ориентированная (реконструктивная) терапия, аналитико-катартическая терапия (АКТА), психокоррекция осуждённых, социальное соответствие, культурное соответствие.

FEATURES OF THE RUSSIAN METHODS FOR PSYCHOLOGICAL CORRECTION

IN WORKING WITH PRISONERS

Yuliya Yurievna Krasikova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, department chairman,

Yuliya Valeryevna Vlasova, the candidate of psychological studies, senior lecturer, Academy of Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan

Annotation

The authors substantiate the application of the methods of native psychotherapy and psychocorrection in the work of the prison psychologist. The criteria to be met by the methods of psychological correction in the practice of the penitentiary psychologist include: the social and cultural appropriateness, accessibility for the patient, lack of difficulty in teaching to method for psychologists and others. The article emphasizes that psychological correction should be as close as possible to the natural human interaction while maintaining high efficiency. Russian traditions of psychotherapy and psychological correction meet the specified requirements. The article presents the methods: the personality-oriented (reconstructive) psychotherapy, analytical-cathartic therapy.

Keywords: Russian psychotherapy, penitentiary psychology, personal focused (reconstructive) therapy, analytical-cathartic therapy, psychocorrection of convicts, social compliance, cultural compliance.

Психологу исправительного учреждения приходится решать ряд профессиональных задач, связанных с психокоррекцией осуждённых. Этот раздел практической работы наиболее сложен, поскольку приходится учитывать специфику психологического статуса контингента, особенности режима учреждения, труднодостижимые цели коррекции.

В настоящее время можно говорить об избытке западных методов психотерапии в поле отечественной прикладной психокоррекционной работы. Однако эти методы не могут удовлетворить потребности современного российского психолога. Причин тому немало, и настоящая статья не ставит своей целью критику тех или иных методов. Но стоит отметить, что, очень популярное, например, нейролингвистическое программирование, как самостоятельный метод коррекции не имеет большой значимости. Этот метод доступен только людям с относительно высоким интеллектом, выраженной мотивацией к изменениям, и даже при соблюдении этих условий остается малопонятным, перегруженным терминологией направлением.

Чтобы овладеть методами Западной психокоррекции, психологам приходится длительно обучаться. При этом качество обучения, к сожалению, пока остается неконтролируемым, соответственно, не всегда адекватным.

Западные методы обычно базируются на психоаналитической теоретической основе, либо на традиционном бихевиоризме, либо на иных концепциях, присущих западным традициям психологического образования. Поэтому у молодых российских специалистов неминуем некий когнитивный диссонанс, рассогласование между теоретическими концепциями взглядов на психику, принятых в нашей стране, таких как теория отношений Мясищева, теория деятельности Леонтьева, и требованиям к практике. Нельзя также и игнорировать факт особой сложности осуждённого как субъекта коррекционного воздействия.

Психология осуждённого, помимо его личностных характеристик, формируется под влиянием места исполнения приговора: вынужденное выполнение определённой деятельности, необходимость выстраивать и удерживать систему отношений с администрацией учреждения исполнения наказания и с другими осуждёнными, фрустрация возможностей удовлетворения потребностей, а также настороженное отношение к психологу, как к представителю администрации.

Нередко ограниченная возможность вступить в прямой доверительный контакт с трудным осуждённым заставляет неопытных психологов исправительных учреждений прибегать к так называемым проективным методам психологической коррекции, без соответствующих показаний. Речь идёт о рисуночных методах, работе с метафорическими ассоциативными картами, составлению коллажей, «фильмотерапии» и другими. Безусловно, эти методы несут огромную психодиагностическую и психотерапевтическую значимость. Но, при всей ценности, они не могут ответить на главный запрос, стоящий перед пенитенциарным психологом: исправление и развитие личности осуждённого. Напротив, применение методов, внешне сходных с детской игровой деятельностью, ведёт к поверхностному восприятию осуждённым психологической работы, что лишает её психотерапевтического смысла, приводя, в итоге к профанации работы психолога в исправительном учреждении.

Предполагается, что методы работы, используемые в практике психокоррекции осуждённых должны отвечать следующим требованиям:

- быть доступны для пенитенциарных психологов;

- иметь возможность применения в условиях режима исправительного учреждения;

- отвечать на основной запрос к психокоррекции осуждённых - способствовать исправлению через осознание ответственности и раскаяние;

- обладать культурным соответствием, то есть, быть созвучным социокультурной реальности России;

- обладать методологической основой, сообразной традициям российской научной психологии;

- воздействовать на когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты личности осуждённого.

Современная реальность такова, что психологами незаслуженно игнорируются традиционные отечественные методы психокоррекции, в частности, личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапией и аналитико-катартическим методом А.А. Александрова (АКТА). Отечественными методами практические работники пренебрегают не только при психокоррекции осуждённых, но и в работе с иными категориями клиентов.

В.Н. Мясищев писал, что в основе всякого нарушения поведения лежит нарушенная система отношений, в том числе и отношения к самому себе. Следовательно, психологическая коррекция осуждённых должна быть направлена именно на искажённые,

нарушенные отношения, на утраченное либо неразвитое умение принять позицию другого, и на способность сформировать иную точку зрения.

И несколько слов о групповой терапии и тренингах, которые получили весьма широкое распространение в исправительных учреждениях. Не имея возможности подробно останавливаться на причинах популярности групповых методов в пенитенциарных учреждениях, отметим, что групповая терапия есть полезный опыт зарубежных коллег, которые, как и их пациенты, с детства приучены к кругу церковной протестантской общины. Российские клиенты длительный период времени чувствуют себя в группе скованно, стесняются. Тем более, когда речь идет о возможности покаяния, признания собственной ответственности за ситуацию. Когда речь идет о вине, стыде и совести значительно легче довериться и открыться одному человеку. Это более гармонирует с российским менталитетом, в котором разговор двоих традиционно даёт больше возможностей для самораскрытия.

Группа - мощный инструмент психокоррекции, в том числе и психокоррекции осуждённых, но необходимо учитывать границы его применения.

Личностно-ориентированная терапия последовательно решает следующие задачи:

1. Определение значимого конфликта в нарушенной системе отношений.

2. Осознание противоположных внутренних мотивов: созидательных для личности и разрушительных.

3. Сознательный выбор тех мотивов, которые позволят жить более конструктивно, отказ от деструктивных мотивов.

4. Изменение отношений в проблемных областях, например, отношения к близким, к жертве противоправного поведения, к сегодняшней ситуации лишения свободы.

Но личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия имеет ограничения к применению в работе с осуждённым - этот метод остаётся лишь для устойчиво замотивированных, интеллектуально развитых клиентов, способных глубоко самостоятельно рефлексировать. В противном случае субъект психокоррекции не сможет перенести усвоенный внутри психологической сессии материал в свою повседневность.

Представляется, что аналитико-катартическая терапия ближе подходит к целям и задачам психокоррекции осуждённых, прежде всего потому, что является менее когнитивно нагруженным и более динамичным методом. Аналитико-катартическая терапия А.А. Александрова (АКТА) несколько иначе, чем личностно-реконструктивная терапия решает проблему психотерапевтического воздействия и на когнитивный, и эмоциональный компоненты отношений, трансформируя рациональный метод психокоррекции в ра-ционально-катартический. Методологическими основами АКТА, как и личностно-ориентированной терапии являются психология отношений В. Н. Мясищева, а также теория незавершённых действий Б.В. Зейгарник, концепция «педагогического взрыва» А.С. Макаренко. Методическая основа АКТА - преобразование беседы в действие. АКТА, основываясь на российских теоретических базах, заимствовала практические приёмы из психодрамы, гуманистической психотерапии, можно также увидеть сходство с гештальт-терапией.

Основные техники АКТА: подробная беседа-расспрос клиента с психологом, а затем - разговор клиента с воображаемым собеседником («диалог-встреча») при активном участии психолога (психотерапевта), который обеспечивает эмоциональную поддержку и конфронтацию сопротивлению. В этом диалоге сочетаются приемы психодрамы и не директивной психотерапии К. Роджерса, но при этом АКТА сохраняет самобытность за счёт иной идеологической платформы. Задача диалога - добиться понимания позиции другого, осознать свою роль в конфликте, вызвать катарсис, глубокое эмоциональное от-реагирование. Этот диалог вызывает связанные воедино механизмы психотерапевтического воздействия - эмоциональную разрядку, прояснение, переживание инсайта, (осознание смысла нерешённых ситуаций) приводящих к катарсису, и последующей реорга-

низации личности.

АКТА позволяет сохранять определенную директивность психолога, необходимую для поддержки, и созвучную как общему российскому менталитету (от психолога больше ждут учительской и врачебной позиций), так и специфике психотерапевтического контакта между психологом и осуждённым.

Обобщая, можно утверждать, что российские методы психотерапии, на основании их соответствия требованиям к психокоррекции осуждённых, должны занять основное место в практике психолога исправительного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров, А.А. Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений : учебное пособие / А.А. Александров. - СПб. : СпецЛит, 2014. - 232 с.

2. Александров, А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии / А.А. Александров. - СПб. : Речь, 2000. - 240 с.

3. Карвасарский, Б.Д. Психотерапия : учебник для вузов / Б.Д. Карвасарский. - СПб. : Питер, 2002. - 672 с.

4. Линтон, Р. Личность, культура и общество / Р. Линтон // Личность. Культура. Общество. - 2001. - Т. III. - Вып. 1. - С. 68-87.

5. Лаврентьева, И.В. Основы психотерапии в уголовно-исполнительной системе : практикум / И. В. Лаврентьева, Т. И. Савельева ; Федеральная служба исполнения наказаний, Акад. Федерал. службы исполнения наказаний России. - Рязань : [б.и.], 2013. - 112 с.

6. Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А. А. Александрова. - СПб. : Питер, 2008. - 384 с.

REFERENCE

1. Alexandrov, A.A. (2014), Analytical and cathartic therapy of emotional disturbances. Study guide, SpetsLit, St. Petersburg.

2. Alexandrov, A. A. (2000), Person-oriented psychotherapy methods, Rech, St. Petersburg.

3. Lavrenteva, I.V. and Saveleva, T.I (2013), Fundamentals of psychotherapy in the penal system: Workshop, Academy of Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan.

4. Karvasarskiy, B.D. (2002), Psychotherapy: Tutorial for Universities, Piter, St. Petersburg.

5. Linton R. (2001), "Personality, culture and society", Personality, culture and society, Vol. III. No 1, pp. 68-87.

6. Ed. Alexandrov, A.A. (2008), Psychological diagnostics and therapy, Piter, St. Petersburg.

Контактная информация: julavla@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 21.12.2016

УДК 796.83:159.9

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕНЩИН-БОКСЕРОВ В ПРЕДСТАРТОВЫЙ ПЕРИОД

Тилла Сарсеновна Сактаганова, психолог, Ермахан Сагиевич Ибраимов, кандидат педагогических наук, директор, Центр Олимпийской подготовки Республики Казахстан, Астана, Юлия Кимовна Родыгина, доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье приводятся данные комплексного исследования по выявлению наиболее информативных показателей психических состояний у высококвалифицированных женщин-боксеров в условиях предсоревновательной деятельности. Наибольшую информативность используемого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.