Научная статья на тему 'Особенности процессов модернизации в развитии Орловской губернии конца XIX начала XX века'

Особенности процессов модернизации в развитии Орловской губернии конца XIX начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
543
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУБЕРНИЯ / УЕЗД / МОДЕРНИЗАЦИЯ / УПРАВА / ЗЕМСТВО / ПОМЕЩИК / САЖЕНЬ / ЧЕРЕСПОЛОСИЦА / ДЕСЯТИНА / РОСТОВЩИК / ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ / PROVINCE / DISTRICT / MODERNIZATION / COUNCIL / LANDOWNER / FATHOM / OVERLAPPING / TITHING / USURER / CARTAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Слепцова Е. П.

В данной статье автор подробно рассматривает процессы модернизации во всех сферах экономики Орловской губернии: промышленности, сельского хозяйства, железнодорожного транспорта, рынка, усиление грамотности. Выявлены противоречия, вызванные модернизационными процессами: социальное расслоение, разный уровень развития уездов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, the author examines in detail the processes of modernization in all spheres of economy of the Oryol province: industry, agriculture, rail transport, market, increased literacy. Revealed contradictions caused by the modernization process: social stratification, different levels of development districts.

Текст научной работы на тему «Особенности процессов модернизации в развитии Орловской губернии конца XIX начала XX века»

УДК 008

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ МОДЕРНИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Слепцова Е.П., доцент, к.и.н. ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»

В данной статье автор подробно рассматривает процессы модернизации во всех сферах экономики Орловской губернии: промышленности, сельского хозяйства, железнодорожного транспорта, рынка, усиление грамотности. Выявлены противоречия, вызванные модернизационными процессами: социальное расслоение, разный уровень развития уездов.

Ключевые слова: губерния, уезд, модернизация, управа, земство, помещик, сажень, чересполосица, десятина, ростовщик, гужевой транспорт.

In this article, the author examines in detail the processes of modernization in all spheres of economy of the Oryol province: industry, agriculture, rail transport, market, increased literacy. Revealed contradictions caused by the modernization process: social stratification, different levels of development districts.

Keywords: province, district, modernization, the Council, the Council, the landowner, fathom, overlapping, tithing, the usurer, cartage.

Модернизацию можно определить как всеобъемлющий процесс инновационных мероприятий при переходе от традиционного к современному обществу, включающий в себя структурную и функциональную

дифференциацию общества, процессы индустриализации и урбанизации общества, его бюрократизацию, профессионализацию,

становление современных мотивационных механизмов и т.д. Начало раннеиндустриальной модернизации в Российской империи датируют 90-ми годами XIX века, и связывают ее с деятельностью С.Ю. Витте. Так называемая «индустриализация С.Ю. Витте»

спровоцировала острый системный кризис, завершившийся революцией 1905-1907 годов. Все большие слои населения вовлекались в активную общественную жизнь, пытались самоопределиться в быстро меняющемся мире. Впервые на широкую политическую арену выходит российская провинция, и это пробуждение провинции можно считать одним из условий проведения модернизации. В 90-е годы XIX века этот процесс перешел в новое качественное состояние, которое может быть исследовано. Возникает вопрос: как конкретно

«Обзору Орловской губернии» (приложение к ежегодному отчету орловского губернатора) к 1 января 1894 года в губернии проживало 2 172 029 человек. В городах насчитывалось 242 633 жителя, в сельской местности проживало 1 929 396 человек. Первая всеобщая перепись населения, проведенная в Российской империи в 1897 году, показала следующие результаты: общее количество жителей - 2 033 798 человек, из них в сельской местности проживало 1 789 740 человек (88 % населения), в городах - 244 008 человек (12 % населения). [1]

По данным первой переписи большинство населения губернии составляли крестьяне -90,31%. За ними следовали мещане - 7,12% и лица духовного звания - 0,68%. Четвертое место занимали почетные граждане - 0,46% населения. Дворяне потомственные составляли 0,44%, дворяне личные и чиновники не из дворян - 0,43%. Меньше всего в Орловской губернии проживало купцов - 0,31% населения. Еще 0,05% приходилось на иностранных подданных и инородцев. [2] Таким образом, статистические данные свидетельствуют в пользу того, что рассматриваемый социум Орловской губернии сохранил структуру

преломлялись процессы модернизации и общественной трансформации в Орловской губернии, и какова была их специфика.

Общая характеристика губернии. Орловская губерния в конце XIX века включала в себя современные Орловскую и Брянскую, а также часть Липецкой области и была разделена на двенадцать уездов: Орловский, Мценский, Болховский, Елецкий, Ливенский, Малоархангельский, Кромской, Карачевский, Брянский, Дмитровский, Севский и Трубчевский. Согласно статистическому

собственную самоидентификацию. Ниже будет показано, что в сословии орловского крестьянства начался процесс структурной дифференциации с заменой сословной идентичности на групповую и классовую. Но даже в традиционалистском сословном обществе города более пестры по своему социальному составу, чем прилегающая к ним сельская округа.

Процессы модернизации усиливают эту пестроту, превращают город в механизм создания новых классов и групп населения. Статистика первой переписи населения Российской империи подтверждает

вышеизложенное: если население сельских местностей Орловской губернии было по своему социальному составу почти однородным, то в городах наблюдалась сильная социальная дифференциация населения. Здесь жили рабочие, торговцы и привилегированные сословия. Наиболее крупными городами Орловской губернии являлись Орел (69 735 жителей), Елец (46 956 жителей), Брянск (24 781 житель), Болхов (21 446 жителей) Ливны (20 448 жителей); далее шли Карачев (15 493 жителя), Мценск (9 823 жителя), Севск (9 298 жителей), Малоархангельск (7 785 жителей), Трубчевск (7 416 жителей) и Кромы (5 586 жителей). Самым маленьким городом губернии был Дмитровск (5 291 житель).

Что же касается положения хозяйства Орловской губернии, то его общая характеристика содержится в статьях И.Д. Ковальченко и Л.Д. Бородкина, посвященных методам многомерного количественного

традиционного сословного феодального общества. Основную массу населения составляло крестьянство. Остальные сословия и социальные группы населения по численности уступали крестьянам, как минимум, на порядок (мещане) или два порядка (священнослужители и дворяне). Однако, этот вывод можно сделать с серьезной оговоркой: статистика царской России ориентировалась на официальную сословную принадлежность человека, игнорируя при этом его

мучительно и противоречиво. С одной стороны, Орловская губерния все еще являлась типичным сельскохозяйственным регионом средней полосы России. Сельскохозяйственные угодья на территории губернии распределялись следующим образом: 2189 помещиков владели 845 123 десятинами земли, 286 166 крестьянских дворов имели 2 009 103 десятин. Крестьянское хозяйство находилось на уровне развития трехпольной системы. Многопольный севооборот вводился в передовых помещичьих хозяйствах, ставших на капиталистические рельсы. Крестьяне обрабатывали свою землю с помощью одноконной сохи и деревянной бороны. В бедных уездах, таких как, например, Ливенский, уборка урожая производилась косами и серпами, в более богатых конными жатками. Обмолот в крестьянских хозяйствах производился конными молотилками - так называемыми «рязанками», в то время как помещичьи хозяйства пользовались паровыми механизмами.

Помещики продолжали использовать полукрепостнические методы эксплуатации. Так, многие брянские и карачевские помещики сдавали землю крестьянам в аренду «изполу», или под процент с урожая. Это было гораздо выгоднее, чем вводить многопольные севообороты и заменять ручной труд машинным. Широкое распространение в Орловской губернии имел так называемый заблаговременный заем - ссуда зерна у помещиков под обязанность ее отработать. Такая ссуда получила у крестьян название «зимней заёмки», хотя происходила не только зимой, но и осенью. Причины отсталости орловского крестьянского хозяйства земские

анализа в историческом исследовании. Разработанная ими методика позволяет оценить общий уровень развития и интенсивность производства, основные черты земельных отношений, особенности аграрной эволюции. Проанализировав хозяйство 50 губерний Европейской России, И.Д. Ковальченко и Л.Д. Бородкин предложили схему их типологического районирования. Орловскую губернию они отнесли к среднечерноземному типу аграрного производства. Этот тип хозяйства характеризуется широким развитием земледелия и самым низким уровнем продуктивного животноводства.

Среднечерноземные губернии характеризуются также самыми низкими размерами наделов и наиболее высокими ценами на землю, а также арендной платы за нее. Соответственно, здесь была высока доля беднейших и низка доля зажиточных крестьянских хозяйств. Что же касается типа поземельных отношений, И.Д. Ковальченко и Л.Д. Бородкин отнесли Орловскую губернию к внутренне-земледельческому типу, основанному на смешанном, помещечье-крестьянском

хозяйстве. Противоречия модернизации и трансформации в Орловской губернии. Процессы модернизации, начавшиеся в конце XIX века, проходили весьма

помещичьи крестьяне перешли в разряд крестьян собственников. В 1895 году были выкуплены общественные угодья в двух последних имениях. Но затянувшаяся выкупная операция разорила крестьян: долг по выкупным платежам вырос в последние годы XIX века с трех до семи миллионов рублей. Ежегодно крестьяне должны были уплачивать около 3 000 000 рублей выкупных платежей и 182 000 рублей поземельного налога. Для того чтобы выплатить эти налоги, крестьяне продавали урожай за бесценок хлебным маклерам различных торговых фирм. Торговые агенты разъезжали по деревням перед праздником Рождества и покупали зерно на треть или пятую часть ниже установленной на бирже цены. Крестьянские хозяйства были в прямом смысле слова раздавлены непомерными выкупными платежами. Орловская губернская земская управа констатировала в своем докладе 1876

статистики видели: а) в недостаточном количестве земли у крестьян, б) в частых неурожаях, в) отсутствии кредита для крестьян в банках, г) в аграрном перенаселении и административном ограничении

переселенческой политики, д) истреблении лесов, е) в болезнях и падеже скота, ж) тяжелыми налогами и выкупными платежами, з) вмешательством полиции в дело взыскания недоимок. Все они были так или иначе связаны с политикой государства, изымавшего средства из сельского хозяйства на индустриализацию, начатую С. Ю.Витте. Малоземелие крестьян и общинное землевладение приводили к чересполосице. В докладе Ливенской уездной земской управы, например, отмечается, что на многих полях крестьянские полосы не превышают одной сажени ширины. Начавшийся процесс дифференциации крестьянских хозяйств привел к тому, что 20 % крестьянских земель принадлежало

зажиточным крестьянам, составлявшим 12 % крестьянских дворов. 39,4 % крестьянских хозяйств имели по 3,5 десятин надельной земли. К 1894 году в Орловской губернии была завершена выкупная операция, и бывшие

орловские помещики продавали имения с постройками и инвентарем, что увеличивало их цену. Однако, высокий (более половины) процент помещиков среди продавцов земли свидетельствует о начале процесса вытеснения традиционной элиты новыми людьми. Этот инновационный процесс в рамках начавшейся модернизации был долгим, мучительным, и обещал растянуться на десятилетия, если бы его не пресекла революция 1917 года, полностью уничтожившая старую элиту.

Многие орловские помещики в поисках выхода из затруднительного положения закладывали свои имения. В 1900 году было заложено в отделениях Дворянского банка и Государственного земельного банка 68 имений в 29 078 десятин земли, в 1901 году - 59 имений в 36 493 десятины земли, в 1902 году -49 имений в 13 696 десятин земли, в 1903 году - 59 имений в 55 158 десятин земли. Всего за период с 1900 по 1903 годы банки выплатили помещикам 8920900 рублей в виде ссуд под

года: «Хозяйство большинства крестьян стоит на такой ступени экономического развития, что без постороннего заработка довольно одного плохого урожая, что б разорить крестьянина». Правильность этого вывода подтвердил голод 1891-1892 годов, на борьбу с которым администрация и земство Орловской губернии были вынуждены затратить 3 990 157 рублей. Поэтому все большее число крестьян ходатайствовало о переселении в Сибирь. В 1895 году было подано 15 670 таких ходатайств, в 1896 году - 6 259, хотя реальное количество переселенцев было намного меньше. [3] Изъявляли желание переселиться крестьяне, прежде всего Трубчевского, Ливенского и Елецкого уездов.

В тоже время зажиточная часть крестьянства активно пыталась приспособиться к быстро изменяющимся социальным условиям. Зажиточных крестьян Орловской губернии можно было условно разделить на два типа. Первый тип - «опомещичившийся» крестьянин, купивший или снявший на длительный срок в аренду большой участок земли и сделавший его рентабельным за счет его интенсивной эксплуатации и применения машин и механизмов. Второй тип - богатеющий на ростовщичестве и посреднических операциях на рынке. В условиях зоны так называемого рискованного земледелия второй тип - тип «кулака-мироеда» был преобладающим.

Однако хозяйства орловских помещиков находились не в лучшем состоянии, чем крестьянские. По подсчетам орловского отделения Государственного банка, в 1902 году среди продавцов земли 64 % были помещиками, а в 1903 году эта цифра составила 57 %. Банковские служащие объясняли наблюдаемое сокращение операций с куплей-продажей земли влиянием экономический кризиса начала XX века, который поднял цены на землю. К тому же разорившиеся

акционерное общество, выступившее одним из инициаторов создания стекольного синдиката, а в 1916 году превратившееся в крупный военно-промышленный трест. А Брянский арсенал, выпускавший орудия и боеприпасы, вошел в синдикат «Снарядсоюз». Брянский

залог имений. То есть процесс залога шел довольно активно. Это косвенно свидетельствует о том, что начавшаяся модернизация заставляла орловских помещиков интенсивнее переводить свои хозяйства на путь капиталистического хозяйствования. Для этого были необходимы серьезные финансовые вливания, которые и обеспечивались залоговыми операциями.

Таким образом, положение в сельском хозяйстве Орловской губернии в конце XIX века неуклонно ухудшалось. С другой стороны, именно в это время в губернии начинает развиваться крупная промышленность, прежде всего в Брянском уезде. Город Брянск в конце XIX века превратился в мощный транспортный узел железнодорожных линий на Москву, Орел, Харьков, Киев и Гомель.

Самыми крупными предприятиями в это время были Брянский рельсопрокатный завод в селе Бежица и предприятия Мальцевского акционерного общества. При этом акционерное общество «Брянский завод» в Бежице одновременно участвовало в трех синдикатах: «Продамет», «Продуголь» и «Продвагон». Так как в условиях монополистического капитализма создание собственной топливно-сырьевой базы становилось вопросом жизни и смерти, акционерное общество «Брянский завод» превратило свое предприятие в крупный металлургический комбинат, владеющий шахтами и рудниками за пределами Орловской губернии. Это позволяло обществу вместе с пятью другими крупными монополиями играть ведущую роль в распределении квот в синдикате «Продамет». В финансовом отношении акционерное общество «Брянский завод» было связано с Азово-Донским банком. Крупный консорциум предприятий

представляло собой Мальцевское

Дореволюционная статистика разделяла Орловскую губернию на три четко выраженные хозяйственные части: первая - черноземная, земледельческая; вторая - на смешанной почве, земледельческая и кустарная, третья - лесная, ориентированная на развитие промышленности. Первая часть располагалась на территории Елецкого, Ливенского и Малоархангельского

рельсопрокатный и Радицкий

вагоностроительный заводы давали устойчивую прибыль. Так, валовой оборот Брянского рельсопрокатного завода в 1895 году увеличился на четыре миллиона рублей, а в 1896 - еще на один миллион рублей. На остальных предприятиях наблюдалась неустойчивость экономического роста - подъем сменялся падением производства. Первая всеобщая перепись населения Российской империи выявила очень характерную для процесса модернизации деталь: преобладание в крупных промышленных городах в возрастной группе населения от 20 до 35 лет мужчин над женщинами. Это явление является системным индикатором процесса образования городской агломерации: быстро растущие промышленные предприятия нуждались в рабочих руках, отбирая их у сельского хозяйства.

В тоже время, не стоит переоценивать глубину процессов индустриальной

трансформации в городах Орловской губернии. Провинциальные российские города до революции не теряли окончательно связи с аграрным производством, сохраняя характер двух из четырех типов феодального города, а именно - военно-административных и торгово-ремесленных центров. Это заявление несет видимое противоречие с описанными выше процессами модернизации, ибо города должны были стать местом зарождения и концентрации модернизационной элиты. Согласно же свидетельству современников событий, город Орел оставался местом пребывания чиновничества, наполнявшего местный административный аппарат, и помещиков, искавших в городе более комфортную социокультурную среду. Новая

капиталистическая элита оставалась классом малочисленным. Владельцы и акционеры крупных промышленных предприятий, расположенных на территории Орловской губернии, проживали за пределами губернии. Их интересы представляли наемные служащие -профессиональные управленцы.

Это же наблюдение верно и по отношению к уездным городам. Среди уездных городов самыми зажиточными считались Мценск, Елец

уездов; вторая - вокруг Орла, Болхова, Кром и Мценска; третья была представлена Брянским, Карачевским, Трубчевским и Севским уездами. В развитии хозяйства Орловской губернии также наблюдалась районная специализация: в восточных уездах - Елецком, Ливенском, Малоархангельском - сельское хозяйство базировалось на зерновых культурах; в западных уездах - Брянском, Трубчевском, Севском и Карачевском большие площади занимали посевы конопли (5 000 десятин в Брянском уезде). Крестьяне западных уездов зарабатывали также на лесозаготовках и отходничеством.

Начавшиеся в Орловской губернии процессы модернизации только усилили неравномерность развития между тремя районами, выделенными земской статистикой. Большую роль в процессе выделения трех хозяйственных районов сыграли построенные в Орловской губернии железные дороги.

После введения в эксплуатацию в 1868 году Московско-Курской и Риго-Орловской железных дорог и открытия в 1870 году линии на Елец Орел превратился в крупный железнодорожный узел, связывающий Москву и Курск, Ригу и Воронеж.

Во второй половине XIX века в Брянском уезде наблюдалось бурное железнодорожное строительство. В 1868 году вступила в строй линия Дубровка-Орел. В 1878 году была построена Мальцевская узкоколейная дорога, в 1880 -Жуковка-Акуличи, в 1885 была введена в эксплуатацию линия Брянск-Гомель, в 1894 -Брянск-Льгов, а еще через три года - магистраль Брянск-Москва. В 1904 году была проложена линия от Навли к Киеву. Брянск превратился в мощный железнодорожный узел.

Третьим по значению городом губернии после Орла и Брянска стал Елец. Здесь размещались в основном предприятия пищевой промышленности и крупная железнодорожная станция с ремонтными мастерскими. В Елецком уезде активно развивался кружевной промысел. Железные дороги связали Елец с Москвой, Орлом, Липецком, Донбассом.

Таким образом, железнодорожный бум

и Ливны. В этих городах заправляли делами богатые купеческие династии,

придерживавшиеся патриархального образа жизни и остававшиеся посредниками в обращении сырьевых и аграрных ресурсов. Они ориентировались не на развитие промышленности, а на обслуживание интересов помещичьего товарного хозяйства.

Орел оставался важным центром регионального рынка: сюда сходились все местные транспортные артерии и грузопотоки. Железные дороги превратили его в центр всероссийского рынка и внешней торговли Российской империи. В Орле находилось правление одной из крупнейших экспортных магистралей страны - Риго-Орловской железной дороги. Из Орла железные дороги расходились по четырем направлениям, из Ельца - по пяти из Брянска - по шести. Тем не менее, Орел являлся не только «административно

предначертанным» центром губернии, но, и «железнодорожной столицей» края,

соединяющей воедино всю железнодорожную систему.

В тоже время дороги для гужевого транспорта в Орловской губернии находились в очень плохом состоянии. Каменное или асфальтовое покрытие отсутствовало, существовали только грунтовые дороги, которые в период весенней распутицы становились почти непроходимыми. Это сокращало количество перевозок, повышало их стоимость, препятствовало развитию кустарного производства и местной промышленности.

превратил города Орел, Брянск и Елец в субрегиональные центры, каждый из которых «тянул» к себе окружающую сельскую местность.

Что же касается стратегического положения губернии, то близость промышленного Центра и черноземного Юга не только не способствовала развитию экономики Орловской губернии, но наоборот, тормозила его. Юг и Центр создавали отток рабочей силы из губернии: обедневшие крестьяне или уходили на заработки в Московский промышленный район, или нанимались сезонными рабочими в хозяйства южных помещиков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897г. - СПб.-1906.

2. Там же.

3.Обзор Орловской губернии.1879.

4. Извлечение из краткого исторического очерка представленного акционерным обществом Брянского рельсопрокатного завода. Смоленск. 1896.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.