Научная статья на тему 'Особенности процесса развития социальных качеств у младших школьников'

Особенности процесса развития социальных качеств у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1368
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PERSON / PRIMARY SCHOOL STUDENT / SOCIALIZATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалев Василий Петрович, Кузнецова Мария Николаевна

В статье рассматриваются проблемы социализации личности, описываются педагогические условия ее реализации, а также особенности развития социальных качеств у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULARITIES OF SOCIAL SKILLS DEVELOPMENT PROCESS AT PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article considers the problems of socialization of the person, describes the pedagogical conditions for its implementation and also the peculiarities of the development of social skills at primary school children.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса развития социальных качеств у младших школьников»

УДК 37.035

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

PECULARITIES OF SOCIAL SKILLS DEVELOPMENT PROCESS AT PRIMARY SCHOOL CHILDREN

В. П. Ковалев, М. Н. Кузнецова V. P. Kovalev, M. N. Kuznetsova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы социализации личности, описываются педагогические условия ее реализации, а также особенности развития социальных качеств у младших школьников.

Abstract. The article considers the problems of socialization of the person, describes the pedagogical conditions for its implementation and also the peculiarities of the development of social skills at primary school children.

Ключевые слова: личность, младший школьник, социализация, педагогические условия.

Keywords: person, primary school student, socialization, pedagogical conditions.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время система образования -это одна из наиболее бурно развивающихся сфер, поскольку необходимость социальной адаптации человека в современном обществе требует изменения целей, задач и содержания образования. Поэтому все больше и больше уделяется внимания развитию социальных качеств у школьников. В решении данной проблемы немаловажное значение имеет возраст, с которого начинается процесс социализации личности. В связи с этим рационально начинать данный процесс в младшем школьном возрасте.

Материал и методика исследований. Предметом нашего исследования являются особенности процесса развития социальных качеств у младших школьников. Поставленная цель конкретизируется в следующих основных задачах:

- теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;

- выявление индивидуально-психологических особенностей младших школьников;

- изучение социальных явлений, способствующих формированию социальных качеств у детей младшего школьного возраста.

Исследование по теме опиралось на научные публикации и учебные труды, актуальные публикации в периодической печати.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, а также системный подход.

Результаты исследований и их обсуждение. В педагогической науке проведено немало исследований по развитию социальных качеств. Большое внимание проблеме развития социальных качеств уделили такие ученые, как В. Г. Максимов («Педагогическая диагностика в школе»), Н. И. Монахов («Изучение эффективности воспитания: теория и методика»), С. Л. Рубинштейн («Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников»), И. Ф. Харламов («Теория нравственного воспитания»), Н. Е. Щуркова («Диагностика воспитанности») и др.

Социальное развитие человека - это процесс усвоения и интенсивного воспроизводства индивидуумом общественного опыта, системы общественных взаимосвязей и взаимоотношений [3, 102]. Социализация происходит в процессе образования, воспитания и самовоспитания, когда человек описывает для себя цели и добивается их, когда, воспитав в себе чувство собственного достоинства, он убежден в собственном положении в обществе.

Социализация - это феномен, который располагается на пересечении социологии, антропологии и социальной психологии. Социология рассматривает социализацию с точки зрения среды, т. е. тех условий и факторов, которые обуславливают формирование социально компетентной личности. Антропологи подчеркивают влияние культуры на процесс социализации личности. Согласно антропологическому подходу важным результатом социализации является адаптация человека к культуре, в которой он живет [2, 65].

Социальная психология рассматривает личность как социальное явление. Но при этом необходимо помнить и о ее отличительных особенностях, таких как:

- характер и воля;

- интересы и потребности человека;

- ориентация в обществе и особенности мировоззрения;

- сила его умственного развития;

- накопленные знания;

- сознание и самосознание.

Необходимо учитывать, как субъект принимает окружающую обстановку, его общественные отношения, каким образом общается с другими людьми. Процесс социализации личности основывается на деятельности ребенка, его роли в труде, зависит от влияния окружающего мира, от того, как заботятся общество и страна о будущем поколении. Берутся ли во внимание возрастные и индивидуальные особенности малыша в ходе обучения, способен ли он улаживать собственные трудности, как поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах [1].

Существует мнение, что с возрастом внутренние условия развития становятся во всех отношениях наиболее благоприятными. Необходимо помнить, что любой период наиболее благосклонен (сенситивен) для становления психики в определенном направлении. Сенситивные периоды (любой детский возраст со своей точки зрения сенситивен!) указывают на своеобразие отдельных этапов развития и на достаточно большие потенции детства. В эти периоды появляются условия для становления психики в различных направлениях, а затем данные способности со временем ослабевают. При всем этом на одних возрастных ступенях наличествуют предпосылки развития чувствительности к одним граням реальности, на иных - к иным. Важное значение при этом имеет еще и индивидуальная чувствительность к окружающему [5, 44].

Развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результатом развития является становление человека как биологического и как обще-

ственного создания. Социальное становление личности выражается в психическом, духовном, интеллектуальном росте, биологическое же в человеке определяется физическим развитием, которое включает в себя морфологические и физиологические изменения.

Человек становится личностью именно в процессе развития, после того, как достигает такого уровня, когда он может считаться носителем самосознания и когда он способен на самостоятельную преобразующую деятельность.

Развитие человека - довольно трудный, долгий и противоречивый процесс. Перемены в организме человека происходят на протяжении всей его жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека с его приходом в школу [4].

Личность - это социальная характеристика, которая указывает на те особенности, которые формируются под воздействием публичных взаимоотношений, при общении с другими людьми. Человек формируется как личность методом целенаправленного и осмысленного воспитания. Чтобы стать личностью, человеку необходимо как в деятельности, так и на практике проявить, раскрыть собственные качества, заложенные у него природой и приобретенные в процессе воспитания.

Процесс социализации личности можно рассматривать как три основные ступени:

- первая ступень - дошкольный период, период, в котором преобладает игровая деятельность;

- вторая ступень - период становления школьником, период активного познания ребенком окружающей действительности;

- третья ступень - процесс самообразования, внешкольного и институтского образования. Личность, познав находящуюся вокруг природу и общество, улучшает свое собственное «Я»; складывается ее мировоззрение.

В нашем исследовании особый интерес представляет младший школьный возраст. В семилетнем возрасте у ребенка меняется социальная ситуация: ослабевает влияние семьи и усиливается влияние со стороны учителя и одноклассников. Каждый ребенок по-разному реагирует и приспосабливается к изменившимся условиям и изменившейся обстановке. Первостепенное значение при этом имеют индивидуальные особенности личности.

В этом возрасте младший школьник сенситивен к учебной деятельности. Психологические характеристики младшего школьника:

- глубокая уверенность в учителе;

- вера в истинность всего, чему учат;

- доверчивая исполнительность.

Их умственная активность ориентирована на повторение, внутреннее принятие, подражание [7, 32].

Младшие школьники сенситивны не только к учебной деятельности, но и к вне-учебным делам, в которых они могут проявить свои новые возможности. Довольно серьезные перемены происходят в отношениях детей с учителем и ровесниками. Достаточно четко проявляется желание школьника включиться в совместную деятельность и в общение со своими сверстниками. В этот период деятельность и общение семилеток регулируются учителем. Именно под руководством учителя школьники получают навыки работы в коллективе, которые имеют общественную направленность.

Не всегда в отношениях со сверстниками дети находят общий язык. Не исключена возможность возникновения конфликтных ситуаций, в которых ребенок порой не может разобраться самостоятельно, хотя по сравнению с дошкольниками младшие школьники способны анализировать свои действия, свои собственные поступки. В таких случаях не-

обходима помощь учителя, который путем проигрывания подобных ситуаций помогает детям разобраться в сложившихся противоречиях и учит детей ориентироваться в тех или иных жизненных ситуациях.

У младших школьников формируются предпосылки для приобретения высоконравственных убеждений, достигается правильность нравственной оценки, возрастает уровень ее аргументированности и соответствия эталону, как правило, объем понятий, употребляемых в оценке, увеличивается, углубляется осознанность нравственных мотивов поведения. Приобретение моральных знаний младшими школьниками идет в следующих направлениях: улучшается качественный состав нравственных знаний, меняется их внутренняя структура, возрастает их осознанность, увеличивается объем [3, 22].

Поступки младших школьников еще недостаточно дифференцированы, поэтому оцениваются они не всегда однозначно. Но в то же время помимо таких важных черт, как щедрость, чуткость, готовность прийти на помощь, у них повышается эмоциональность, что является необходимым условием для формирования у детей сочувствия и сопереживания, доброты и милосердия, отзывчивости и стремления к справедливости, уважительного отношения к старшим и своим сверстникам.

У детей семилетнего возраста интенсивно развиваются потребности: меняется их тенденция, потребности становятся наиболее осознанными и управляемыми. Появляются все виды самооценок: адекватная уравновешенная, завышенная уравновешенная и неуравновешенная (завышенная или заниженная). В данном возрасте самооценка формируется под воздействием оценки взрослых. Между детьми и взрослыми наблюдается тесное взаимодействие, которое еще ждет своего анализа. Совершенно ясно одно: в случаях оценки учителем гуманных, нравственных качеств ребенок старается развить выделенные качества. У ребенка меняется содержание самооценки: конкретно-ситуативная самооценка становится более обобщенной. Обобщенность самооценки представляет собой эталон нравственного поведения. Этим идеалом для детей является нравственный пример. Девятилетние школьники способны сами себя оценивать, в то время как младшие школьники способны осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого или в коллективе сверстников [3, 22].

Мотивация в младшем школьном возрасте становится стимулом, который порождает активность. Наиболее важным образованием данного возраста является эмпатия (способность к сопереживанию). Эмпатия оказывает большое влияние как на отдельные поступки ребенка, так и на поведение вообще, становясь звеном нравственно-гуманистического опыта личности. Особенность становления личности младшего школьника обусловливает склонность у него к формированию гуманности (человечности). Присвоение гуманистических форм его деятельности и поведению порождает психологические новообразования, формирующиеся в данном возрасте:

- абстрактное мышление;

- внутренний план действий;

- произвольность поступков;

- самоконтроль и самооценка.

Данные особенности создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания гуманистически устойчивой личности [3, 23].

Л. С. Славиной отмечено, что в этом возрасте у некоторых детей обнаруживается предрасположенность к аффективным состояниям, которые могут проявляться в грубо-

сти, вспыльчивости, а также психологической неустойчивости. Доверчивость, послушание, восприимчивость вне зависимости от содержания и тенденции воздействия и воздействующего лица скрывают внутри себя опасность неконтролируемого влияния, которое могут оказать на младших школьников отдельные подростки с отклоняющимся поведением. Поэтому важно, чтобы носитель авторитета (учитель, родители и др.) обладал необходимыми нравственными достоинствами [6, 33].

Развитие психических процессов и свойств личности будет проходить намного успешнее, если ребенок получит как можно больше возможностей для этого в соответствующий сенситивный период. Взрослым, которые его будут окружать, необходимо помнить о том, что именно они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно будет осуществляться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить время, посодействовать полностью раскрытию индивидуальных особенностей в наиболее подходящий для этого момент - задача как родителей школьника, так и его педагогов.

Резюме. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что процесс социализации личности - это непрерывный жизненный процесс соответствия и увязывания отличительных черт человека с общественными условиями, общепризнанными правилами поведения в обществе. Социализация - это результат сформированности социальных качеств, социальных норм и правил, установок, необходимое условие для интенсивного самосознания, самосовершенствования и достижения желаемого значения развития. Становление личности не может осуществляться без помощи других, необходимо преднамеренно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические предпосылки. Стихийная, мало управляемая и направляемая социализация без учета индивидуальных особенностей ребенка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия. Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие особенности формирования социальных качеств у младших школьников:

- целенаправленное воздействие на ребенка;

- длительность воздействия;

- индивидуальный подход.

Социальное развитие по своей сути представляет собой развитие нравственное, эстетическое, этическое, патриотическое и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова, М. В. Социализация личности в современных социокультурных условиях [Электронный ресурс] / М. В. Антонова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 гг. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/214545/.

2. Кожанов, И. В. Этнокультурная социализация учащихся: теоретические аспекты / И. В. Кожанов, М. Б. Кожанова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2012. - № 2 (74). Ч. 2. - С. 64-70.

3.Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. Г. Максимов. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

4. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / И. П. Подласый. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru.

5. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. - 656 с.

6. Сироткин, Л. Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание : учебно-методическое пособие / Л. Ю. Сироткин, А. Н. Хузианхметов. - Казань : Изд-во «Матбугат-йорты», 1999. - 212 с.

7. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Совершенство, 1998. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.