самым улучшив уровень физической готовности будущих выпускников к предстоящей профессиональной деятельности.
Выводы. Таким образом, проведенный эксперимент доказал эффективность использования ФП в учебном процессе физического воспитания обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, который явился одним из действенных средств в формировании у будущих управленцев должного уровня физической готовности для выполнения ими своих профессиональных обязанностей в будущем. Мы считаем, что мониторинг показателей ФП на протяжении всего периода изучения дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)» позволяет своевременно вносить коррективы в содержательно-методическое обеспечение учебного процесса, для достижения должного уровня физической готовности и качественной подготовки управленческих кадров к последующей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Алтынова, Н.В. Анализ особенностей респираторной системы студенток младших курсов в условиях селенодефицита [Текст] / Н.В. Алтынова // В сборнике: Результаты научных исследований Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. - 2015. - С. 29-32.
2. Гилев, Г.А. Состояние здоровья и образ жизни студенческой молодежи [Текст] / Г.А. Гилев, К.И. Гвоздева, Е.А. Клусов // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: научные труды ХХ Международной научно-практической конференции (п. Новомихайловский, 2530 сентября 2017 г.). - Ростов н/Д: Издательско- полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2017. - С. 54-57.
3. Каменская, В.В. Качество подготовки выпускников вуза в оценке работодателей: компетентностный подход [Электронный ресурс] / В.В. Каменская, О.В. Пенькова // Современные наукоемкие технологии. -2016. - № 3-2. - С. 350-354. - Электрон. дан. - URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35749. - Загл. с экрана.
4. Керн, И.С. Требования современных работодателей к выпускникам вуза: компетентностный подход [Электронный ресурс] / И.С. Керн // Наука и образование ONLINE (Наука, практика, современность). - 2017. - Электрон. дан. - URL доступа: https://student.eee-science.ru/listing/trebovaniya-sovremennyh-rabotodatelej-k-vypusknikam-vuza-kompetentnostnyj-podhod/. - Загл. с экрана.
5. Меерманова, И.Б. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях [Электронный ресурс] / И.Б. Меерманова, Ш.С. Койгельдинова, С.А. Ибраев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 2-2. - С. 193-197.
6. Михайлова, С.В. Мониторинг физического развития студентов Нижегородской области [Электронный ресурс] / С.В. Михайлова, Ю.Г. Кузмичев, В.Н. Крылов и др. // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 9. - Электрон. дан. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/72003. -Загл. с экрана.
7. Резник, В.В. Готовность студентов экономических специальностей в профессиональной деятельности: сущность и структура [Электронный ресурс] / В.В. Резник // Науюда публкаци. - Режим доступа: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/6102-gotovnist-studentiv-ekonomichnih-spetsialnostej-do-profesijnoyi-dijalnosti-sutnist-ta-struktura.html. - Загл. с экрана.
8. Таланцева, В.К. Пути совершенствования процесса формирования психофизической готовности бакалавров экономики к профессиональной деятельности [Текст] / В.К. Таланцева, Т.И. Волкова, А.А. Суриков // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-8. - С. 247-257.
Педагогика
УДК 796. 332. 065. 2
аспирант 3 года обучения, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Алшувайли Хассун Хашим
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);
доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск), Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика
М.Ф. Решетнева (г. Красноярск), Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);
кандидат педагогических наук, доцент Панов Евгений Валентинович
Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);
доцент Лепилина Татьяна Викторовна
Сибирский государственный университет науки
и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск);
кандидат педагогических наук, доцент Горбатенко Татьяна Борисовна
Читинский Институт (филиал) ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» (г. Чита)
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛЬНЫХ СУДЕЙ В РОССИИ И В ИРАКЕ С УЧЕТОМ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В статье анализируются вопросы процесса комплексной подготовки футбольных судей в России и в Ираке с учетом мотивации обучающихся. Среди них выделяется основной вопрос, заключающийся в составлении мотивационного профиля и учета формирования мотивов к занятиям судейской деятельностью. Определен мотивационный профиль российских и иракских слушателей курса «Школа молодого арбитра». Установлены ведущие мотивы при подготовке футбольных судей, связанные с удовлетворением их потребностей в самосовершенствовании и личностном саморазвитии, в занятии общественно полезной работой в процессе судейской деятельности. Отмечается, что российские и иракские обучающиеся нуждаются в совершенствовании знаний методики судейства, практики анализа всех ситуаций. Основываясь на эмпирических данных, сделано заключение о том, что психологическая мотивационная
готовность российских обучающихся к работе судей в футболе сформирована лучше, нежели у иракских обучающихся.
Ключевые слова: футбол, судейство, арбитр, комплексная подготовка, обучающиеся, мотивационный профиль футбольного судьи.
Annotation. The article analyzes the process of complex training of football judges in Russia and Iraq, taking into account the motivation of students. Among them, the main issue is the preparation of a motivational profile and taking into account the formation of motives for judicial activities. Results. The motivational profile of Russian and Iraqi students of the course "School of young arbitrator" is defined. The leading motives in the training of football judges associated with the satisfaction of their needs for self-improvement and personal development, in the occupation of socially useful work in the process of judicial activity are established. It is noted that Russian and Iraqi students need to improve their knowledge of the methodology of refereeing, the practice of analyzing all situations of professional activity in the role of a football referee. Based on empirical data, it is concluded that the psychological motivational readiness of Russian students for professional refereeing in football is better formed than that of Iraqi students.
Keywords: football, refereeing, referee, comprehensive training, students, motivational profile of a football referee.
Введение. Современный футбол - это динамичная, зрелищная игра, для которой характерны высокая двигательная активность футболистов и судей и быстрота переключения от одного технического приема к другому. Развитие футбола позволило перейти к современной системе игры, для которой характерны высокая скорость, тактические перестроения, универсализация поведения футболиста во время игры. Судья на игровом поле будет успешен при условии комплексной подготовки, эффективному обучению, которое состоит из теоретической подготовки арбитра, физической, психологической подготовки футбольного судьи.
Исследования последних лет посвящены, в своей основе, физической подготовке футбольных арбитров и этому есть свое объяснение, но, к сожалению, приходится признать отсутствие методики физической подготовки футбольных арбитров, а о необходимости психологической подготовки футбольных судей говорят специалисты, но до сих пор нет фундаментальных разработок в сфере психологической подготовки футбольного арбитра.
Методологию исследования составляют исследования последних лет, которые посвящены, в своей основе, теоретической, практической и физической подготовке футбольных арбитров.
Обзор научной литературы проведен на основе анализа психологических аспектов деятельности футбольных судей, которые рассматривались в диссертационных исследованиях различных авторов. А.В. Шибаев исследовал психофизические качества футбольных судей [12]. М.А. Кузьмин рассмотрел психологические факторы судейской деятельности футболе [5]. А.В. Масленников и М.М. Соловьев отметили важные компоненты качества судейской деятельности. Футбольный судья должен учитывать вопросы успешности исполнения судейства [7].
Следует отметить, что психологической подготовке футбольного судьи посвящено недостаточное количество публикаций, при том, что двигательная активность футбольного судьи во время матча должна сочетаться с процессами восприятия, сосредоточенности внимания, наблюдательностью, быстрой ориентацией в сложных ситуациях, к запоминанию и воображению, управлению эмоциями, стрессоустойчивость. Наиболее весомыми стрессовыми факторами, сопровождающими деятельность арбитра, является высокий уровень психоэмоционального напряжения. Несомненно, футбольный арбитр должен обладать коммуникативными умениями, педагогическим тактом, эти качества могут упростить судейство, исключить ненужные споры.
В последние годы, в преддверии проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, увеличилось число публикаций на тему физической подготовки судей, авторы предлагают авторские методики с использованием современных средств подготовки и развития физической формы арбитра.
М.М. Соловьев, А.В. Масленников, Г.В. Грецов предлагают использовать самые разнообразные средства легкой атлетики в физической подготовке футбольных арбитров [13].
Следует отметить, что отбор судей и их включение в число профессиональных судей во многом зависит не только от их теоретической и физической подготовки, но и от их личностных качеств. Несмотря на то, что многие человеческие качества формируются в детском и юношеском возрасте, некоторые из них можно и нужно развивать путем аутотренинга, идеомоторного тренинга, психологических упражнений, дыхательной гимнастики и т. п. Все эти формы обучения следует включать в программу обучения футбольных арбитров.
Зарождение судейства произошло одновременно с появлением спорта как некоего состязания, и первоначально имело абсолютно другие формы, мало схожие с нынешними [4].
Формирование же судейства, как института, вероятно, можно связать с зарождением и развитием Древних олимпиад, отсчёт которых начался в 776 году до нашей эры. Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались элланодиками; они назначались при помощи жребия из граждан Элиды и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, ещё позднее 10; со 103-й Олимпиады (368 до н. э.) их было 12, по числу элейских фил. В 104-ю олимпиаду число их было уменьшено до 8, наконец, со 108-й олимпиады их насчитывалось 10 человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадионе особые места. За порядком под надзором судей наблюдала особая стража (галита), которая даже могла наказывать нарушителей палками. Уже тогда имели место и попытки подкупа судей. Уличённому в мошенничестве атлету приходилось выплачивать штраф, и на эти деньги изготавливались бронзовые статуи Зевсу, которые устанавливались вдоль дороги, ведущей к стадиону. Например, во II веке до н.э., во время одной из Олимпиад, было установлено 16 статуй, что свидетельствует о том, что даже в древние времена честную игру вели отнюдь не все спортсмены, а на судей возлагалась особая моральная ответственность [4].
В историческом аспекте судейство развивалось от пассивных действий: первые судьи фиксировали и оценивали результаты состязательной деятельности без прямого вмешательства в сам процесс состязания [10].
В качестве конкретного примера можно проследить, с чего начиналось эволюционное развитие в судействе футбола. Судья находился вне поля, на трибуне, но внимательно следил за всем, что происходит на поле. Он отлично знал правила игры и умел трактовать их, однако вмешиваться в игру ему не разрешалось, за
исключением спорных ситуаций, в которых игроки могли апеллировать к нему. Такая форма судейства зачастую приводила к дракам. И лишь в 1878 г. судья впервые вышел на поле и стал двадцать третьим участником матча. Поначалу он должен был следить за игровым временем, записывать события матча и удалять игроков за нарушение правил, а в сезоне 1889-1890 получил право назначать наказание за нечестную
игру [3].
Эволюция спортивного судейства продвигается в направлении расширения полномочий судей, что закономерно влечёт за собой и усиление степени ответственности за совершаемые ими действия и принимаемые решения.
В советское время в нашей стране 90 человек были удостоены звания почётного судьи, звание судьи всесоюзной категории присвоено 9,6 тыс. человек, и 402-м судьям - звание «судья международной категории».
Положение регламентировало требования и порядок присвоения судейских категорий по спорту, права и обязанности судей. Судейство соревнований определялось как почётная и ответственная общественная работа, выполняемая на добровольных началах. Были установлены следующие судейские категории: «Юный судья по спорту»; «Судья по спорту»; «Судья по спорту I категории»; «Судья по спорту республиканской категории»; «Судья по спорту всесоюзной категории».
Прямое отношение к вопросу о судействе спортивных соревнований имеет вопрос о правилах соревнований [15].
Со временем наметился качественный переход функций спортивного судейства к специально уполномоченным лицам [9].
Стремление участников соревнований опередить соперников порождает такие направления спортивной деятельности, как использование новых стратегических и тактических схем в состязании, технических инноваций и даже элементов недобросовестной конкуренции.
Очевидно, что некомпетентному или недостаточно компетентному человеку практически невозможно определить допущенные нарушения. Кроме того, выявленные нарушения необходимо квалифицировать таковыми, что можно сделать только лишь на основании установленных правовых норм, которые признаются всеми сторонами спортивно-юридических отношений. Таким образом, становится очевидным тот факт, что формирование института спортивного судейства - не спонтанный процесс, а исторически обусловленная необходимость.
Определение судейства как социального института требует рассмотрения его с философско-социологических позиций. С таких позиций, судейство - уникальное по своей сути явление, которое имеет место во всех сферах жизни человека. Целью судейства является исполнение регулятивной функции в отдельной области. Эта функция выражается в воздействии на общественные отношения. Судейство осуществляет судья - должностное лицо, которое безупречно знает правила и умеет их трактовать [16].
Феномен судейства фактически существует внутри каждого социального института. В системе образования судья предстает как преподаватель на экзамене, который в совершенстве владеет предметом, и оценивает знания обучающегося по принятой балльной системе.
Роль судьи выполняет тот, кто старается сохранить социальный институт в соответствии с его установками и нормами [1]. Следовательно, судейство является социальным феноменом, так как оно не является изолированным и не изучается без сравнения его с другими социальным явлениями.
Следует отметить, что на сегодняшний день социологией спорта феномен спортивного судейства практические не изучен.
Столяров В.И. утверждает, что в вопросе об отнесении спортивного судейства к социальным институтам, следует заметить, что социальными явлениями называют объекты, процессы, образованные в результате общественной деятельности [14].
Спортивное судейство тесно связано не только со спортом, но и с другими социальными явлениями и институтами. Экономически судейство, как вид экономической деятельности, имеет собственную цену [11].
Осинина Д.Д. и Урожок Е.А. считают, что большое влияние на спортивное судейство постоянно оказывает институт политики: стараясь контролировать деятельность института спорта [8].
Тот факт, что спортивное судейство является социальным институтом, подтверждается, в числе прочего, тем обстоятельством, что оно регламентируется в юридическо - правовом поле специальными нормами закона.
В ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» законодатель определяет спортивного судью как физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного соревнования обеспечить соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию.
В указанной норме закона отмечается, что предназначение спортивного судьи заключается, главным образом, в том, чтобы следить за соблюдением правил и пресекать их нарушения.
Вместе с тем, по мнению многих специалистов, одна из важнейших функций судьи - воспитательная.
Так, например, К.Л. Вихров подчеркивает, что «Роль судьи в отечественном спорте не ограничивается чисто техническими функциями. Судья - это, в первую очередь, педагог, воспитатель спортсменов и зрителей» [2].
Но важную воспитательную роль судьи указывает и член судейского комитета ФИФА Н.Г. Латышев. Он считает, что человек, равнодушный к воспитательной работе, вряд ли сможет стать хорошим судьёй [6].
В работе отмечается исследование иностранного специалиста по проблемам подготовки футбольных судей [18].
Арбитр из Румынии К. Манушариде подчеркивает, что воспитательное воздействие оказывается при условии следования духу игры, который представляет собой философское понятие [17].
В ходе соревнований между спортсменами, тренерами, судьями нередко возникают конфликтные ситуации, среди них всегда найдутся недовольные судейским решением. Здесь на первый план выходят личные качества, которыми должен обладать судья. Спортивных судей отличают принципиальность, честность, организованность и высокая дисциплина. Судья должен уметь спокойно, аргументировано объяснять своё решение, в особенности тренерам - людям, как правило, эмоционально реагирующим на происходящее в ходе соревнований. Задача арбитра в общении с тренерами заключается, в первую очередь, в
том, чтобы избежать конфликта интересов и с их помощью, силой их авторитета наладить дисциплину среди спортсменов в очень жёстких, а порой и грубых поединках, что способствует уменьшению риска травматизма в игре и повышает зрелищность спортивного мероприятия.
Изложение основного материала статьи. Средние значения показателей выраженности мотивов, диагностируемых методикой Ш. Ричи и П. Мартина, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средние значения показателей выраженности мотивов (по методике Ш. Ричи и П. Мартина)
Перечень диагностируемых мотивов Средние значения выраженности мотивов
Российские обучающиеся Иракские обучающиеся
Вознаграждение 10,4 33,5
Условия работы 19,1 51,5
Структурированная работа 8,55 2,7
Социальные контакты 26,25 57,25
Взаимоотношения 37,6 37,15
Признание 11,5 57,8
Достижение 25,5 11,25
Власть 5,25 7,1
Разнообразие 38,2 50,75
Креативность 51,75 20,1
Самосовершенствование 67,25 27,6
Общественно полезная работа 61,65 6,3
На основании данных таблицы 1 построим мотивационный профиль для каждой из двух исследуемых групп.
Усреднённый мотивационный профиль российских обучающихся представлен на рисунке 1.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
ш
о т
(О ^
О
СР о = Ю СР (О
ср
О
а> 3 о
(О
сц т
(О
а>
(О
о О
ш о;
го
X X
го со
т ф
о сц
т о
1— с го
о X ф о X X 1— о ю
3 ф го
СР т СР
Ф 1—
т о
о ф
о о Ш ГО ^ ю О
О
Рисунок 1. Усреднённый мотивационный профиль российских обучающихся
Из рисунка 1 видно, что в мотивационном профиле российских слушателей курса «Школа молодого арбитра» ведущие позиции занимают мотивы, связанные с удовлетворением потребностей в самосовершенствовании и личностном саморазвитии, в занятии общественно полезной работой.
Кроме того, достаточно ярко выраженным оказался мотив, связанный с удовлетворением потребности в принятии и генерировании новых, творческих идей.
Мотивационный профиль группы иракских обучающихся представлен на рисунке 2.
Отображённые на рисунке 2 данные со всей очевидностью указывают на преобладание мотивов, связанных с реализацией следующих потребностей: потребность в расширении социальных контактов, потребность в завоевании признания со стороны других людей, потребность в комфортных условиях работы, потребность в переменах и стимуляции.
70 60 50 40 30 20 10 0
1—1 п п
ш *
(О
СР (О
ср
О
а> 3 о
о о
са
ю о
о |=3
о О
ф о;
со
X X
со
со 0>
о сц
со о
1— с со
о X 0> о X 1— о ю
Ч со
со
0> 1—
со о
о 0>
о о ^ ю
со о
о
Рисунок 2. Усреднённый мотивационный профиль иракских обучающихся
Сопоставив данные рисунков 1 и 2, мы обнаруживаем явные различия в выраженности подавляющего большинства мотивов.
При сравнительном анализе полученных данных следует обратить внимание на следующие обстоятельства:
1) Мотив, связанный с удовлетворением потребности в самосовершенствовании, личностном развитии, в группе россиян выражен вдвое сильнее, нежели в группе иракских обучающихся;
2) В сравнении с российскими обучающимися, у иракских обучающихся выраженность потребности в реализации себя в общественно полезных видах деятельности оказывается незначительной;
3) В отличие от иракских обучающихся, российские обучающиеся редко испытывают потребность в признании их заслуг окружающими, в положительной оценке своей деятельности с их стороны;
4) Комфортные условия работы гораздо важнее для иракских обучающихся, нежели для российских;
5) Тенденция всегда находиться в состоянии приподнятости, готовности к действиям и переменам имеет место в обеих группах в, однако её выраженность в группе иракских обучающихся выше, чем в группе российских обучающихся;
6) Для российских обучающихся широта социальных контактов имеет гораздо меньшее значение, нежели для иракских обучающихся.
Не исключено, что такие различия обусловлены особенностями национального менталитета. Несмотря на существенно изменившиеся социально-экономические условия, которые в российском обществе за последние десятилетия активизировали тенденции потребительского отношения к жизни, ориентировки на общественно значимую деятельность и внутренняя содержательность осуществляемой деятельности для россиян по-прежнему остаются очень значимыми ценностно-смысловыми установками и мотиваторами.
Для того чтобы определить, насколько значимыми являются обозначенные различия, мы подвергли количественные данные статистической обработке с применением ^критерия Стьюдента.
Результат: tЭмп = 2.8
Критические значения (Жр)
р<0.05 р<0.01
2 2.66
Значение tЭмп находится в зоне значимости, поэтому по показателям выраженности диагностируемых потребностей в мотивационных профилях испытуемых являются статистически значимыми.
Выводы. На основании всей совокупности эмпирических данных мы приходим к выводу о том, что в отношении теоретической и практической подготовленности к моменту завершения освоения образовательной программы в обеих группах обучающихся наблюдаются сходные проблемы, а именно: и российские, и иракские обучающиеся нуждаются в совершенствовании знания методики судейства, практики анализа тех ситуаций, с которыми им с самого начала профессиональной деятельности в роли футбольного арбитра придётся столкнуться.
Ещё один вывод, который можно сделать, основываясь на эмпирических данных, заключается в том, что психологическая готовность российских обучающихся к профессиональной судейской деятельности в футболе сформирована лучше, нежели у иракских обучающихся. Вместе с тем, нельзя не признать того факта, что специальной психологической подготовки, которая заключалась бы в целенаправленном формировании необходимой футбольному судье мотивации, развитии конструктивных смысложизненных ориентаций, повышении стрессоустойчивости с применением специальных психологических методов обучения, не осуществляется, а полученные в ходе тестирования показатели во многом обусловлены типовыми для россиян характеристиками, помноженными на возможность постоянно непосредственно общаться со своими наставниками (педагогами, кураторами).
Что касается физической подготовки, то тренировочный процесс в условиях обучения, предполагающих не только контроль, но и возможность посоветоваться с тренером по поводу нагрузок, поупражняться в сдаче нормативов с сопутствующими рекомендациями по улучшению результатов, безусловно, будет оказывать влияние на показатели тестирования по стандартным тестовым процедурам ФИФА, что мы могли наблюдать, сравнивая данные по уровням физической подготовки российских и иракских слушателей.
Общий вывод по результатам исследования таков: особенности подготовки футбольных судей, с учётом мотивации обучающихся, требуют пересмотра процессуальной и содержательной сторон по всем исследованным направлениям.
Литература:
1. Виноградов П.А. Социология физической, культуры и спорта: Учебное пособие / П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.И. Чеботкевич. Пенза, 1995. - С. 7-25
2. Вихров К.Л. Подготовка футбольного арбитра. Киев: Здоровье, 1987. - 135 с.
3. Говоров А.Е. Спортивное судейство как социальный институт (на примере футбола): выпускная квалификационная работа / Под науч. рук-вом канд. филос. наук, доц. кафедры прикладной и отраслевой социологии СПбГУ М.В. Пашкова. СПб., 2016. - 65 с.
4. Зуев В.Н. Спортивный арбитр: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2004. - 394 с.
5. Кузьмин М.А. Психологические факторы судейской деятельности в футболе: автореф. дис. кан. пед. наук. СПБ., 2004. - 15 с.
6. Латышев Н.Г. Практикум по судейству футбола. М.: ФиС, 1973. - 170 с.
7. Масленников, А. В. Двигательная активность футбольных арбитров различной квалификации / А.В. Масленников, М.М. Соловьев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 135-138. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvigatelnaya-aktivnost-futbolnyh-arbitrov-razlichnoy-kvalifikatsii
8. Осинина Д.Д. Спорт и политика в современном мире / Д.Д. Осинина, Е.А. Урожок // Научные записки молодых исследователей. 2016. № 2. - С. 77-81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sport-i-politika-v-sovremennom-mire
9. Паначев В.Д. Спорт как социальный институт в развитии личности: дисс. ...канд. социол. наук. Пермь, 2000.
10. Починкин А.В. К вопросу об эволюции состязательной деятельности человека // Теория и практика физической культуры. 1997. №5. С. 21 - 22. URL: http://sportlib.info/Press/TPFK/1997N5/p21-22.htm
11. Починкин А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России: дисс. ... докт. пед. наук. Малаховка, 2006.
12. Развитие профессионально значимых психофизиологических качеств футбольных арбитров: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Шибаев Алексей Валерьевич; [Место защиты: Моск. гос. акад. физ. культуры]. - Малаховка, 2009. - 23 с.
13. Соловьев М.М. К вопросу об использовании средств легкой атлетики в физической подготовке футбольных арбитров / М.М. Соловьев, А.В. Масленников, Г.В. Грецов // Лёгкая атлетика: сб. научно-методических трудов под ред. А.В. Масленникова. Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2015. - C. 33-38
14. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта. М.: Флинта: Наука, 2004. - с. 400.
15. Тюриков Р.А. Управление массовыми спортивными практиками: сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта: дисс. ... канд. социол. наук. М., 2017.
16. Хайрулин А.Р. Комплексный подход к методике подготовки спортивных судей в единоборствах: дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008. [электронный ресурс] Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-kompleksnyy-podhod-k-metodike-podgotovki-sportivnyh-sudey-v-edinoborstvah#ixzz58whncog
17. Шкловский Э., Хусаинов С. Делимся опытом / В кн.: Футбольный арбитр. М.: Советский спорт, 1988. - С. 70-80.
18. D'Ottavio S. Physiological load imposed on elite soccer referees during actual match play. Journal of Sports Medicine and Physical Fitness. 2001. No. 41. - P. 27-32.
19. FIFA Associations and Confederations [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fifa.com/associations/index.html
20. Instancy LRS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.instancy.com/learning-record-store.html
21. Lucidchart is diagram maker [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.lucidchart.com
22. ProProfs LRS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.proprofs.com/training/learning-record-store
23. Wax LRS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.saltbox.com/wax-learning-record-store.html
Педагогика
УДК 371
кандидат филологических наук Аметова Эльмира Куртмоллаевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИЛОЛОГОВ
Аннотация. В статье решается проблема поиска эффективных путей активизации познавательной деятельности студентов-филологов и их творческого потенциала. В работе проведен анализ понятий «познавательная деятельность», «активизация познавательной деятельности». На основе теоретического анализа проблемы активизации познавательной деятельности студентов и их творческого потенциала в работе обоснована эффективность исследовательского метода обучения как средства решения изучаемой в данной статье педагогической проблемы. В работе изучены основные особенности исследовательского метод и феномена исследовательской деятельности студентов, приводятся организационно-педагогические условия его реализации в учебно-воспитательном процессе высшей школы в контексте осуществления профессиональной подготовки будущих филологов.
Ключевые слова: метод, исследовательский метод обучения, исследовательский подход в образовании, исследовательская деятельность, познавательная активность, познавательная деятельность, творческий потенциал, активизация познавательной деятельность, исследовательская активность, профессиональная подготовка филологов.
Annotation. The article solves the problem of finding effective ways to enhance the cognitive activity of students of Philology and their creative potential. The paper analyzes the concepts of "cognitive activity", "activation of cognitive activity". On the basis of theoretical analysis of the problem of activation of cognitive activity of students and their creative potential in the work the effectiveness of the research method of teaching as a means of solving the pedagogical problem studied in this article is substantiated. The paper studies the main features of the research method and the phenomenon of research activities of students, the organizational and pedagogical conditions of its implementation in the educational process of higher education in the context of the implementation of professional training of future philologists.
Keywords: method, research method of teaching, research approach in education, research activity, cognitive activity, cognitive activity, creativity, activation of cognitive activity, research activity, professional training of philologists.
Введение. Современное информационное общество характеризуется повышением требований к качеству образования в целом и к филологическому в частности. Система образования сегодня нуждается в учителях-филологах, способных эффективно работать в условиях роста объемов научной информации, стремящихся к профессиональному самосовершенствованию и самореализации, владеющих умениями анализа, интерпретации и продуцирования специальных текстов, проектирующих образовательный процесс и его результаты, способных создавать атмосферу исследовательско-познавательного сотрудничества, собственным примером формирующих исследовательскую позицию, обладающих творческими способности и высоким уровень коммуникативной, информационной и педагогической культуры.
Для реализации всего спектра педагогической деятельности при получении профессиональных знаний в высшей будущий филолог должен находиться в активной познавательной позиции. «По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями, стремлением к познавательной активности» [1, с. 15]. В этой связи в учебно-воспитательном процессе высшей школы должны применяться методы активизации познавательной деятельности студентов-филологов и их творческого потенциала. Эффективным методом в данном контексте, по нашему мнению, выступает исследовательский метод.
Изложение основного материала статьи. Активация познавательной деятельности студентов является одной из актуальных проблем науки и практики. По словам Т.Б. Устиновой, «задача активизации познавательной деятельности обучаемых - одна из центральных в педагогике» [5, с. 199].
Обучение выступает деятельностью студента, которая мотивируется как извне (со стороны преподавателя), так и внутренне (со стороны студента). Когда мотивация обучения организована только извне, то, соответственно, студент учится только ради оценок, стипендии, диплома. Если есть внешние факторы (стимулы), то формируется внутренние желания к освоению знаний, умений, навыков, основанных именно на внутреннем интересе, соответственно активизируется познавательная деятельность студентов.
По мнению А.М. Дюкаревой, «познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой - результат особых усилий учителя в организации познавательной деятельности» [1, с. 16].
Согласно определению Г.И. Щукиной, термин «познавательная деятельность» понимается как «личностное образование, выражающее интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, умственно-эмоциональную отзывчивость в познавательном процессе» [7, с. 94].
Познавательной деятельности присущи следующие критерии: единство чувствительного восприятия, теоретического мышления и практического применения.
По мнению Т.И. Шамовой, активизация познавательной деятельности - это «мобилизация учителем (с помощью специальных средств) интеллектуальных, морально-волевых и физических усилий учащихся на достижение конкретной цели обучения и воспитания. Иначе говоря, активизация учащихся есть процесс и результат стимулирования активности» [6, с. 6].
Для достижения высокого уровня познавательной активности студентов-филологов необходимо создать не только соответствующие психолого-педагогические, но и организационно-методические условия, учитывая возможны факторы, влияющие на процесс активации познавательной деятельности.