Научная статья на тему 'Особенности противодействия коррупции в Сингапуре'

Особенности противодействия коррупции в Сингапуре Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2546
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CORRUPTION OFFENSES / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / COUNTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаликова Наталья Ивановна

В статье рассматривается пагубный характер коррупции как угрозы национальной безопасности России, с учетом данных Индекса Восприятия Коррупции, опубликованного международной неправительственной организации Transparency International. Анализируется положительный международно-правовой опыт противодействия коррупции в Сингапуре, специфические методы и средства, широко апробированные и показавшие свою высокую эффективность. Описываются ключевые аспекты борьбы с коррупцией, принимаемые политическим лидером Сингапура с целью устранения коррупциогенных факторов в высших эшелонах власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of counteraction to corruption in Singapore

The article discusses the pernicious nature of corruption as a threat to Russia's national security, taking into account the data Corruption Perceptions Index published by the international non-governmental organization Transparency International. The positive international legal experience in combating corruption in Singapore is analyzed, specific methods and tools, widely tested and shown to be highly effective. Describes The key aspects of the struggle against corruption are described, taken by a political leader of Singapore to eliminate corruption arising factors in the higher echelons of power.

Текст научной работы на тему «Особенности противодействия коррупции в Сингапуре»

Н. И. Шаликова. Особенности противодействия коррупции в Сингапуре

УДК 343.2 (592.3)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СИНГАПУРА

© Шаликова Наталья Ивановна, магистр юриспруденции, ассистент кафедры уголовного процесса Бурятского государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]

В статье рассматривается пагубный характер коррупции как угрозы национальной безопасности России, с учетом данных Индекса Восприятия Коррупции, опубликованного международной неправительственной организации Transparency International. Анализируется положительный международно-правовой опыт противодействия коррупции в Сингапуре, специфические методы и средства, широко апробированные и показавшие свою высокую эффективность. Описываются ключевые аспекты борьбы с коррупцией, принимаемые политическим лидером Сингапура с целью устранения коррупциогенных факторов в высших эшелонах власти.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, противодействие.

SOME FEATURES OF CORRUPTION COUNTERACTION IN SINGAPORE LEGISLATHION

Shalikova Natalia I., LLM, assistant, department of the criminal procedure, law faculty, Buryat State University

24a, Smolina, Ulan-Ude, 670000, Russia

The article discusses the pernicious nature of corruption as a threat to Russia's national security, taking into account the data Corruption Perceptions Index published by the international non-governmental organization Transparency International. The positive international legal experience in combating corruption in Singapore is analyzed, specific methods and tools, widely tested and shown to be highly effective. Describes The key aspects of the struggle against corruption are described, taken by a political leader of Singapore to eliminate corruption arising factors in the higher echelons of power. Keywords: corruption, corruption offenses, counteraction.

Если Вы подаете пример правильного поведения, кто осмелится продолжать вести себя неправильно?

Конфуций

Одной из наиболее острых проблем современной России является коррупция как важный фактор, препятствующий стабильному развитию правового государства. Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости разработки эффективных методов и средств противодействия коррупции с учетом принципа «лучшей практики», согласно которому в любом сложном деле следует учиться не на чужих ошибках, а на чужих достижениях. Автор проанализировал положительный опыт Сингапура в деле противодействия коррупции.

По данным Индекса восприятия коррупции за 2014 г., опубликованного международной неправительственной организацией Transparency International, Сингапур занимает 7-е место в рейтинге и входит в число государств, наименее подвергнутых коррупционным проявлениям. В свою очередь, Россия заняла 136-е место, коррупции объясняется многими факторами, такими как низкий уровень раскрываемости коррупционных преступлений, отсутствие действенной эффективной системы международного антикоррупционного сотрудничества, хаотичность и бессистемность способов противодействия коррупции.

По мнению аналитиков, ключевыми слагаемыми успеха политики Сингапура в борьбе с коррупцией стали постоянные усилия руководства государства по подбору и воспитанию честных, неподкупных, эффективно действующих политиков и государственных служащих, системность и методичность антикоррупционных мер. Четкие и простые с точки зрения восприятия и понимания цели государственных реформ, жесткие методы их достижения, нередко противоречащие требованиям западных моделей развития, абстрактным идеям либерализма, демократии и прав человека, тем не менее приводят к достижению отличных результатов.

Секрет успешной политики Сингапура в борьбе с коррупцией кроется не столько в особом способе подбора кадров, сколько в его сочетании с отлаженной системой борьбы с коррупцией. На пер-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2(2)/2015

вый взгляд, рассматриваемый механизм борьбы с коррупцией мало чем отличается от аналогичного опыта других стран. К их числу следует отнести развитое законодательство, наличие специализированных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, особый контроль за властными структурами, сокращение, упрощение и прозрачность большинства административных процедур. Однако в случае с Сингапуром указанные меры отличаются продуманностью, последовательностью и высокой эффективностью.

Ключевая идея политики Сингапура в борьбе с коррупцией заключается в стремлении снизить и в конечном счете абсолютно исключить условия, приводящие к совершению коррупционных преступлений [3]. Соблюдение вышеназванной идеи обеспечивается посредством соблюдения таких принципов, как:

1) использование специальной формулы при оплате труда государственных служащих;

2) контролируемая ежегодная отчетность государственных должностных лиц об их имуществе, активах и долгах, при этом прокурор обладает правом осуществлять проверку любых банковских, акционерных и расчетных счетов лиц, подозреваемых в нарушении акта о предотвращении коррупции;

3) особая строгость при разбирательстве дел о коррупции в отношении высокопоставленных чиновников для поддержания морального авторитета неподкупных политических лидеров;

4) ликвидация действующих административных барьеров для развития экономики;

5) назначение на должности только высококвалифицированных и высокоморальных людей, чей профессионализм и морально-этические качества соответствуют требованиям, предъявляемым к кандидатам на соответствующий пост.

Резюмируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что ключевыми слагаемыми успеха Сингапура в деле противодействия коррупции является системность принимаемых государством мер и непрерывность их применения. Реальная борьба с коррупцией в большей степени предполагает применение силовых методов, чья действенность очевидна. В противном случае борьба с коррупцией превратится только в видимость, а идея верховенства закона и «чистых чиновничьих рук» — недостижимый в принципе идеал.

Литература

1. Северная Европа: регион нового развития / под ред. Ю. С. Дерябина, Н. М. Антюшиной. — М.: Весь мир, 2008. — С. 25.

2. Индекс восприятия коррупции за 2014 г. Transparency International [Электронный ресурс]. — URL: http://www.transparency.org/ (дата обращения: 27.01.2015).

3. Хонг Марк. Сингапур — страна, победившая коррупцию. [Электронный ресурс]. — URL: http://world.ng.ru/azimuth/2000_05_18/6sing.htm (дата обращения: 25.01.2015).

УДК 347. 943

ФУНКЦИИ ПРОКУРОРА ПРИ РАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В ОСОБОМ ПОРЯДКЕ

© Тугутов Булат Анатольевич, соискатель кафедры уголовного процесса, правосудия и

прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, г. Москва

Россия, 119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, 1/13 корп. 4. E -mail: [email protected]

© Калмыков Алексей Степанович, ст. преподаватель кафедры МП и МО юридического факультета

Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ

Россия, 670000, г. Улан -Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]

Авторами исследуются уголовно-процессуальные функции прокурора при рассмотрении уголовных дел судами в особом порядке, установленном главой 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в сравнении их с функциями прокурора при рассмотрении дел в общем порядке. Дается авторская классификация функций прокурора с выводом о том, что функция поддержания государственного обвинения не является единственной и присутствует у него только при рассмотрении дел в общем порядке.

Ключевые слова: уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, уголовно-процессуальные функции, поддержание государственного обвинения, надзор, принятие мер по восстановлению законности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.