Бизнес в законе
2’2013
8.4. ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
Боев Александр Александрович, аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
alex. boew@gmail. com
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы в осуществлении прокурорского надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления в современных условиях. Автором предлагаются практические меры, регламентирующие деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением конституционной законности в правовой деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации.
Ключевые слова: законодательное регулирование,
местное самоуправление, прокурорский надзор
FEATURES OF PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION OF LEGALITY OF ACTIVITY LOCAL GOVERNMENTS IN RUSSIA
Boev A. A. Place of study: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration.
alex. boew@gmail. com
Annotation: in article problems in implementation of public prosecutor's supervision of legality of activity of local governments in modern conditions are considered. The author offers the practical measures regulating activity of prosecutor's office on supervision of observance of the constitutional legality in legal activity of local governments of the Russian Federation.
Keywords: legislative regulation, local government, public prosecutor's supervision
Прокуратура является мощной опорой Конституции Российской Федерации, действенным инструментом правового демократического государства. Основной смысл деятельности прокуратуры - осуществление высшего государственного надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории России законов. Деятельность прокуратуры России основана на инициативности, оперативности, доступности и бесплатности для граждан [1]. Немаловажным обстоятельством является то, что прокуратура осуществляет не присущую судам проверочную деятельность.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является основным направлением деятельности прокуратуры. Правозащитная роль прокуратуры присуща практически всем направлениям ее деятельности.
Прокурорский надзор осуществляется посредством оценки полноты и законности деятельности государственных и местных органов, с учетом прав, свобод и законных интересов граждан [2]. Данная сфера деятельности характеризуется разнообразием поднадзорных объектов. Предмет общего надзора, закрепленный в ст. 21 Закона о прокуратуре охватывает исполнение и соблюдение законов.
Особое место в деятельности прокуратуры принадлежит прокурорскому надзору за законностью деятельности органов местного самоуправления. Основы деятельности органов местного самоуправления определены федеральными законами: «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»; «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»; «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и др. Надлежащее соблюдение и исполнение указанных законов имеет особую важность в условиях федеративных отношений, поскольку от этого зависит реализация прав граждан на местное самоуправление.
От законности деятельности органов местного самоуправления в указанных сферах во многом зависит объективная защищенность и благосостояние граждан, проживающих на территории соответствующего территориального образования.
Органы местного самоуправления самостоятельны в решении обозначенных вопросов, что гарантировано законом и обеспечено судебной защитой. Вместе с тем, весь круг вышеперечисленных вопросов регламентирован каждым муниципальным образованием по-разному, поскольку каждая территория специфична.
В ведении муниципальных образований находятся также и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Однако прокурорский надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления существенно осложняют проблемы статуса местного самоуправления. В их числе:
- несистематизированность законодательства РФ о местном самоуправлении, наличие актов, противоречащих Конституции РФ;
- неполное и непоследовательное законодательное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления.
- несоблюдение законодательства РФ о местном самоуправлении;
- бездействие органов государственной власти субъектов РФ, отсутствие нормативного регулирования вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления;
- отсутствие четкого разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов РФ) и органами местного самоуправления;
- недостаточное обеспечение финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований;
- несовершенство механизмов судебной защиты местного самоуправления.
Значительные сложности прокурорской деятельности связаны с чрезвычайно объемным и всесторонним характером общего надзора, который требует от прокуроров высокой квалификации, знания огромного объема нормативного материала, надзорных методик, а также наличия практических навыков работы в различных сферах общественных отношений.
От прокурора требуется не только обеспечение соблюдения и исполнения законов муниципального уровня, но и федерального, регионального уровней. Это существенно усложняет прокурорскую деятельность, определяет специфику, индивидуальность правовых основ каждого конкретного муниципального образования. К тому же орган местного самоуправления является не единственным объектом прокурорского надзора.
Боев А.А.
ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
В настоящее время существенные трудности в осуществлении прокурорского надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления создают организационно-правовые трудности. Так, во-первых, имеет место отсутствие, а в последнее время также и упразднение межрайонных прокуратур. В такой ситуации возникает вопрос о том, кто осуществляет надзор за законностью деятельности муниципального образования в целом? Получается, что надзор в данной сфере расчленен, поскольку территориальные прокуратуры надзирают лишь в пределах своего муниципального округа или района, в предмет надзора при этом не входит цельный субъект права - орган местного самоуправления. Прокуратуры субъектов федерации не могут уделить необходимое надзорное внимание отдельным муниципальным образованиям, т.к. их на территории каждого субъекта существует внушительное количество.
Кроме этого органы местного самоуправления своими правовыми актами, решениями и действиями нередко нарушают нормы федеральных законов, законов субъектов федерации. От законности же деятельности органов местного самоуправления во многом зависит ход правовых реформ, степень обеспеченности и защищенности прав и свобод граждан [3].
Имеют место случаи нарушения законодательства, гарантирующего права граждан на осуществление местного самоуправления. Эти вопросы определяют основы всего объема деятельности каждого конкретного органа местного самоуправления, поскольку связаны: с регулированием порядка проведения муниципальных выборов и местных референдумов, уделяя особое внимание правам граждан осуществлять местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через избираемые ими органы; с обеспечением права населения самостоятельно определять структуру органов власти муниципальных образований и участвовать в установлении границ их территории.
Наряду с проблемами, связанными с осуществлением специальных и обеспечивающих функций, существуют и некоторые организационные проблемы. Одна из них - это недостаточная квалификация и профессиональные качества прокуроров, несоответствие их сложившейся криминальной обстановке. Реальность сегодняшнего дня требует от прокуроров твердости и решительности, высокого уровня юридической грамотности и профессионализма.
Необходимо усиливать и поддерживать единство, централизацию, независимость органов прокуратуры, искать новые пути получения оперативной информации, совершенствовать координационную работу. Требуется постоянно работать над функционированием «плавающего» предмета общего надзора, основанного на поочередном в зависимости от приоритетности выбором объектов надзора и оптимальном сочетании внутриорганизационных принципов деятельности
прокуратуры (зональный, предметный, предметнозональный).
В ходе прокурорского надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления
достаточно проблематично применение уголовной и административной ответственности. Местные
представительные органы, как правило, коллегиальные, а потому не являются субъектами данных видов
ответственности. Это также усложняет исполнение требований прокуроров органами местного самоуправления.
В целом ситуация такова, что прокуроры вправе самостоятельно принимать окончательное решение лишь по узкому кругу вопросов. В большинстве же случаев они дают лишь квалификационную прокурорскую оценку в форме требования, обязательного для рассмотрения, в итоге предполагающую принятие соответствующего решения органом (должностным лицом) судебной или исполнительной власти, принятие им соответствующих мер. Очевидна потребность расширения полномочий и компетентности прокурорского надзора.
Список литературы:
1. Гулягин А.Ю. Прокуратура как государственно-правовой институт и ее положение в системе правоохраны // Журнал российского права. - 2011. - № 7.
2. Капинус О.С., Андреев Б.В., Казарина А.Х. К вопросу о методологии и методике оценки эффективности прокурорского надзора // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. - 2012. - № 1.
3. Макаренко М.А. Прокурорский надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц // Дальневосточный научный центр местного самоуправления (электронный ресурс). - 2012.
Reference list:
1. Gulyagin A.Yu. Prosecutor's office as state and legal institute and its situation in right protection system // Magazine of the Russian right. - 2011 . - No. 7.
2. Kapinus O.S., Andreev B.V., Kazarina A.Kh. To a question of methodology and a technique of an assessment of efficiency of public prosecutor's supervision // Messenger of Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. - 2012 . -No. 1.
3. Makarenko M.A. Public prosecutor's supervision of legality of activity of local governments and officials // Far East scientific center of local government (an electronic resource). - 2012.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Боева А. А. «Особенности прокурорского надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления в России»
Стабилизация, равномерное развитие и совершенствование системы местного самоуправления в Российской Федерации возможны только при обязательном и неукоснительном соблюдении конституционной законности в соответствии с действующим законодательством как на конституционном, федеральном, так и на региональном уровнях. Поэтому статья, в которой рассмотрены особенности прокурорского надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления в России написана на актуальную тему.
В статье обозначаются проблемы, которые существенно осложняют прокурорский надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления, в их числе автором выделяются: несистематизированность законодательства РФ о местном самоуправлении, наличие актов, противоречащих Конституции РФ; неполное и непоследовательное законодательное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления и др.
Особого внимания заслуживают предложенные соискателем практические меры по регламентации деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением конституционной законности в правовой деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации.
Все вышесказанное позволяет положительно оценить содержание рецензируемой статьи и рекомендовать ее к публикации в научном издании.
Кандидат юридических наук,
консультант Фонда развития науки
и поддержки молодых ученых
Г.Н. Щедролюбова