Научная статья на тему 'Особенности производства по делам с участием несовершеннолетних'

Особенности производства по делам с участием несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
881
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Енсебаева А. Р.

Статья посвящена актуальной проблеме развития защищенности прав и законных интересов несовершеннолетнего участника в ходе уголовного судопроизводства. Проведен обстоятельный анализ национального уголовно-процессуального законодательства, содержит необходимый научный аппарат. Изложены взгляды автора на современное состояние защищенности прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних в ходе уголовного судопроизводства. Автором вносятся рационально обоснованные предложения и рекомендации по внесению некоторых дополнений в действующий Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Енсебаева А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности производства по делам с участием несовершеннолетних»

А.Р. ЕНСЕБАЕВА,

преподаватель кафедры уголовного судопроизводства и криминалистики Казахского гуманитарно-юридического университета

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Одной из актуальных проблем обеспечения решения задач уголовного судопроизводства в современных условиях, является расширение гарантий и средств защиты прав и личности участников уголовного процесса. В.К. Лисиченко в связи с этим отмечает, что требуется «разработка законопроектов, направленных на расширение демократических и гуманитарных основ уголовного судопроизводства и совершенствование процедур их осуществления, поскольку в действующем УПК не в полном объеме реализуются общепризнанные основополагающие принципы, признанные в отечественной теории уголовно-процессуального права и ряде международных документов о правах человека и гарантиях их защиты» [1, С. 69].

Так, согласно статье 82 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее УПК РК) в качестве свидетеля при даче показаний может быть вызвано и допрошено любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для дела.

В пункте 4 части 2 данной статьи указано, что допросу не подлежит лицо, которое в силу своего малолетнего возраста, либо психических или физических недостатков, неспособно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания.

Таким образом, свидетелем может стать любое физическое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства и которое может давать показания.

Часть 3 регламентирует право свидетеля на дачу показаний в присутствии своего адвоката, если последний не участвует в деле, в каком-либо ином качестве . Неявка адвоката не препятствует проведению допроса, в установленное следователем время.

В соответствии с частью 1 статьи 75 УПК РК, потерпевшим признается лицо, в отношении которого есть основания полагать, что ему непосредственно преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Часть 3 гласит, что лицо признается потерпевшим с момента вынесения органом, ведущим уголовный процесс, соответствующего постановления.

Положения статьи 80 УПК РК устанавливают перечень представителей потерпевшего. Так, часть 2 данной статьи регламентирует, что для

защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, к обязательному участию в деле привлекаются их законные представители.

Согласно пункту 21 статьи 7 УПК РК, представитель - это лицо, уполномоченное представлять законные интересы потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, в силу закона или соглашения.

Пункт 22 вышеуказанной статьи УКПК РК определил понятие законного представителя. Так, законными представителями являются, родители, усыновители, опекуны, попечители подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, а также представители организаций и лиц, на попечении или иждивении которых находится подозреваемый, обвиняемый или потерпевший [2, С. 192-193, 179, 190, 51].

Анализ вышеуказанных положений процессуального законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов, показал, что законом фактически регулируются процессуальные права, обязанности совершеннолетнего свидетеля, потерпевшего.

При этом процессуальное положение несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в сравнение с процессуальным положением несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля регламентировано намного лучше. Например, если несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, следователь обязан обеспечить в следственных мероприятиях участие адвоката, психолога, педагога, законного представителя, то в отношении несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля такой жесткой регламентации нет. Что, на наш взгляд, увеличивает вероятность нарушения конституционных прав, свобод и иных законных интересов этих несовершеннолетних участников уголовного процесса.

Согласно пункту 4 Руководящих принципов, касающихся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений, от 22 июля 2005г., для тех случаев, когда характер виктимизации затрагивает разные ка-

тегории детей различным образом, например, в случае сексуального насилия над детьми, в особенности девочками, в каждой правовой системе при осуществлении Руководящих принципов должны быть предусмотрены надлежащие методы подготовки и отбора кадров и процедуры защиты детей-жертв и свидетелей преступлений и учета их особых потребностей.

Положения следующих пунктов вышеприведенных Руководящих принципов гласят:

Специалисты, работающие с детьми-жертвами и свидетелями, должны иметь доступ к надлежащей подготовке, образованию и информации в целях совершенствования и закрепления специализированных методов, подходов и позиций, направленных на защиту детей-жертв и свидетелей и эффективное обращение с ними с учетом их интересов (п. 40).

Специалисты должны пройти подготовку, для эффективной защиты и удовлетворения потребностей детей-жертв и свидетелей, в том числе в специализированных подразделениях и службах (п. 41).

Такая подготовка должна включать:

а) соответствующие нормы, стандарты и принципы в области прав человека, включая права ребенка;

б) принципы и этические нормы выполнения соответствующих служебных обязанностей;

в) признаки и симптомы, которые могут свидетельствовать о совершении преступлений в отношении детей;

г) навыки и методы оценки кризисных ситуаций, особенно при обращении к каким-либо инстанциям, с уделением особого внимания необходимости соблюдения конфиденциальности;

д) влияние последствия, включая негативные физические и психологические последствия, а также травматическое воздействие преступлений в отношении детей;

е) специальные меры и методы оказания помощи детям-жертвам и свидетелям в процессе отправления правосудия;

ж) межкультурные и возрастные проблемы, связанные с языком, религией, социальным положением и полом;

з) надлежащие навыки общения между взрослыми и детьми;

и) методы опроса и оценки, сводящие к минимуму любую возможность травмирования ребенка при обеспечении получения от него информации максимально высокого качества;

к) навыки обращения с детьми-жертвами и свидетелями на основе внимания, понимания, конструктивного и ободряющего подхода;

л) методы защиты и представления доказательств и допроса детей-свидетелей;

м) функции специалистов, работающих с детьми-жертвами и свидетелями, и используемые ими методы (п. 42) [3].

Из вышеперечисленного следует, что национальное уголовно-процессуальное законодательство еще в не полной мере соответствует международному. Если казахстанское уголовно-процессуальное законодательство в первую очередь ориентировано на обеспечение гарантированной юридической помощи несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, то международное, стремится обеспечить равные условия для защиты своих законных интересов, как свидетелю, потерпевшему, так и подозреваемому, обвиняемому, не достигшему совершеннолетия, в том числе, и в ходе уголовного процесса.

Статья 215 УПК РК регламентирует следующий порядок проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, так ч. 1 гласит: для участия в допросе свидетеля или потерпевшего в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и для участия в допросе свидетеля или потерпевшего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вызывается педагог. При допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, вправе присутствовать его законные представители.

Диспозиция части 2 статьи 215 также гласит, что свидетели, потерпевшие, в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний. При разъяснении таким свидетелям и потерпевшим процессуальных прав и обязанностей им указывается на необходимость говорить только правду. Несовершеннолетним свидетелю и потерпевшему разъясняется право отказа от дачи показаний, уличающих в совершении преступления, их самих или близких родственников.

В связи с отсутствием каких-либо оговорок следует, что допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего также производится по правилам статей 212, 213 УПК РК. Из чего следует: согласно регламентации части 2 и 3 ст. 212 УПК РК допрос производится в дневное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства. Допрос не может продолжаться непрерывно более четырех часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи. Причем общая длительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов.

Однако при обращении к процессуальному

порядку производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого мы видим, что порядок допроса имеет свои особенности, а именно: согласно положению части 1 статьи 485 допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого производится в присутствии защитника, законного представителя, а при необходимости - психолога, педагога. В соответствии с частью 2 допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого производится в дневное время суток и не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день. В случаях явного утомления несовершеннолетнего допрос должен быть прерван и до истечения этого времени.

Таким образом, налицо несоответствие положений о процессуальном порядке допроса несовершеннолетних участников допроса в зависимости от их процессуального статуса. Принимая во внимание факт признания особенностей производств по делам несовершеннолетних и выделения отдельных норм, регламентирующих порядок производства тех или иных процессуальный действий, тем не менее, законодатель, упускает из виду необходимость регламентирования временного интервала для отдыха и приема пищи при допросе несовершеннолетнего лица. При этом, устанавливая четкий временной интервал, указанный в статье 212 УПК РК.

Так, согласно части 3 статьи 212 допрос не может продолжаться непрерывно более четырех часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, причем общая длительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов. Соответственно, совершеннолетнему допрашиваемому лицу, следователь обязан предоставить шестидесяти минутный перерыв, а в случае с регламентацией времени и места производства допроса несовершеннолетнего лица, независимо от его процессуального статуса данный временной интервал не установлен, что свидетельствует о несовершенстве отдельных норм уголовно-процессуального законодательства. Конечно, здесь можно говорить о распространении положения вышеназванной статьи на порядок допрос несовершеннолетнего, однако, в упомянутой норме не имеется какой-либо оговорки касательно допроса несовершеннолетнего лица.

Тем самым закон предоставляет, следователю, возможность установления временного интервала - перерыва по своему усмотрению. При этом законодатель в положениях статьи 212 УПК РК не делает ссылку на нормы регулирующие производство допрос несовершеннолетнего участника

уголовного процесса.

Так, например, часть 2 статьи 485 УПК РК указывает, что в случаях явного утомления несовершеннолетнего допрос должен быть прерван, но при этом, ни в одной норме УПК РК не дана четкая формулировка понятию «явное утомление». Соответственно, должностные лица, производящие допрос будут трактовать данное понятие согласно своему внутреннему убеждению, поскольку психофизиологическое состояние несовершеннолетних допрашиваемых разнится друг от друга, то и процесс «явного переутомления» будет выражаться в нескольких видах - агрессивность, пассивность, сонливость и т.д.

На основании вышеизложенного, в целях оптимального развития положений, регламентирующих процессуальный порядок допроса несовершеннолетнего участника, а также с учетом особенностей порядка производства предварительного расследования по делам с участием несовершеннолетних, представляется целесообразным установить между двухчасовыми допросами перерыв продолжительностью не менее двух часов. При этом, оговорить, что в случае необходимости данный интервал может быть увеличен.

Также в положениях УПК РК мы не находим, признаков индивидуализации несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, что говорит о том, что законодателем не принимается в расчет их возрастные особенности. В действующем уголовно-процессуальном законе есть только указание на недопустимость допроса малолетнего свидетеля, в случае, если «лицо, которое в силу своего малолетнего возраста, либо психических или физических недостатков неспособно, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания» [2, С. 193].

В данном случае мы выражаем полную солидарность с О. Галимовым, указывающем, что характерные для детей особенности психики, несомненно, влияют на процессы формирования и дачи свидетельских показаний, однако они не являются ни психическими, ни физическими недостатками. Поэтому было бы правильнее заменить слово «недостатков» на слово «особенностей» [4, С. 113].

Общеизвестно, что достоверность свидетельских показаний зависит от психологических возможностей и особенностей свидетеля, поэтому, применительно к малолетним лицам, особое значение приобретает оценка уровня их психического развития. Недостаточное внимание практических работников к выяснению в процессе подготовки к допросу несовершеннолетних индивидуально-психологических особенностей

конкретных свидетелей или потерпевших, существенно снижает эффективность допроса и влияет на оценку полученных показаний.

Как было указано ранее п. 3 ст. 82 УПК РК гласит, что неявка адвоката не препятствует проведению допроса в установленное следователем время. При этом, законодатель не делает оговорки касательно порядка допроса несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего в отсутствие адвоката. Что дает возможность допросить потенциального подозреваемого вначале в качестве свидетеля, тем самым, ущемляя его процессуальные права.

Также хотелось бы обратить внимание на совершенствование процессуальной формы регламентации порядка задержания несовершеннолетнего лица, подозреваемого в совершении преступления. Данная необходимость обуславливается положением статьи 134 УПК РК, согласно которому, в срок не более трех часов с момента фактического задержания следователь или дознаватель составляет протокол, в котором указываются основания и мотивы, место и время задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола.

Таким образом, несовершеннолетнее лицо, подозреваемое в совершение преступления, фактически вовлеченное в орбиту правосудия, в течение 3 часов находится без квалифицированной юридической помощи. Более того, особо остро порядок (в особенности начало) обеспечения квалифицированной юридической защиты прав и свобод актуализируется при задержании лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста. В связи с тем, что достоверный возраст несовершеннолетнего задержанного может быть установлен следователем, дознавателем и спустя два часа после задержания, а в случаях отсутствия документов, подтверждающих возраст, в более поздние сроки.

Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что согласно положению части 3 статьи 233 УПК РК личный обыск может быть произведен и без вынесения специального постановления и без санкции прокурора, если он производится при задержании лица или заключения его под стражу. В этом случае личный обыск может быть произведен в отсутствии понятых. При этом, ни положения статьи 134, ни 135, ни 233 УПК РК не делают исключения для несовершеннолетнего лица. К тому же, как указывает профессор М. Когамов личный обыск по стандартам задержания подозреваемого необходимо производить по месту его фактического задержания, то есть там, где он первоначально задержан. Следовательно, протокол личного обыска в таких случаях составляется ранее протокола задержания.

Любое умышленное отклонение от стандартов задержания подозреваемого в первые и последующие сутки, бесспорно, влечет признание фактических данных, закрепленных в протоколах задержания или допросах подозреваемого, не имеющими юридической силы [2, С. 279-280, 279].

В разделе 4.4. Концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы указывается на то, что в системе уголовного правосудия для несовершеннолетних, ориентированной на защиту прав детей, профессиональным защитником является адвокат. Адвокат защищает несовершеннолетнего на всех стадиях уголовного процесса, начиная с первого допроса и заканчивая обжалованием судебного приговора. Участие адвоката в уголовном процессе в отношении несовершеннолетнего является обязательным [5]. Также в Концепции, со ссылкой на практический опыт, указывается, что подростки, подозреваемые в совершении преступления, уже с момента фактического задержания имели не только юридическую, но и социально-психологическую помощь и поддержку [5].

Однако, ни УПК РК, ни Концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009- 2011 годы не дают расшифровку определению «фактическое задержание». Более того, понятие «фактическое задержание» используется только в положениях статьи 134 УПК РК и вышеуказанной Концепции. В связи с чем, возникает вопрос, каким образом, законодатель разграничивает понятия «задержание» и «фактическое задержание»?

Принимая во внимание особенности правового статуса несовершеннолетнего гражданина Республики Казахстан, а также работу государства в сфере повышения уровня защищенности прав и свобод граждан видится необходимость законодательного урегулирования вопроса привлечения адвоката к защите интересов несовершеннолетнего не с момента первого допроса, как указано в УПК РК и Концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы, а уже при составлении протокола задержания.

Конечно, участие адвоката было бы желательно уже в момент производства задержания подростка, однако, принимая во внимание, что задержание может быть произведено любым лицом, имеющим основания для задержания, мы не можем говорить о необходимости его обязательного нахождении в зоне задержания.

Тем не менее, обращая внимания временной интервал, предоставляемый законодателем для составления протокола задержания, видится реальная возможность обеспечения участия

профессионального защитника уже к началу (в момент) составления протокола задержания несовершеннолетнего лица.

В результате при задержании несовершеннолетнего лица в качестве подозреваемого у него уже будет профессиональный защитник реально участвующий в деле с «самого начала», что, несомненно, послужит укреплением его процессуального статуса. Как один из вариантов разрешения данного вопроса мы рассматриваем возможность привлечения дежурного адвоката.

Кроме того, задача обеспечения участия адвоката к началу составления протокола задержания актуальна не только касательно защиты прав, свобод несовершеннолетнего лица, но и при задержании лица достигшего совершеннолетия.

Что, несомненно, указывает на необходимость пересмотра порядка участия адвоката в уголовном судопроизводстве, то есть, на законодательном уровне установить необходимость обеспечения участия адвоката до начала составления протокола задержания, что, несомненно, послужит усилению степени защищенности процессуальных прав свобод задержанного.

Возможность обеспечения участия адвоката уже к началу составления протокола задержания обосновывается тем, что данный протокол составляется в течение трех часов с момента «фактического задержания» лица, что более чем красноречиво говорит о необходимости внесения в нормы УПК РК регулирующих порядок участия адвоката в уголовном процессе., а именно, необходимости внесения соответствующих дополнений и изменений в положения норм УПК, так:

- в часть 2 статьи 68: В случае фактического задержания подозреваемого или применения к нему меры пресечения до предъявления обвинения...;

- в часть 7 статьи 68: Подозреваемый вправе: знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, ходатайствовать об участии адвоката при составлении протокола задержания;

- в часть 3 статьи 70: В случае фактического задержания лица подозреваемого в совершении преступления защитник допускается к участию в деле с момента составления протокола задержания,

- в часть 1 статьи 134: в срок не более трех часов с момента фактического задержания следователь или дознаватель, в присутствии адвоката составляет протокол.;

- в статью 135 лицо, осуществляющее фактическое задержание.;

- в части 1, 2 статьи 216 дополнить термином

«фактического» задержания;

- в часть 2 статьи 4826 изложить следующим образом: По делам о преступлениях несовершеннолетних защитник допускается с момента составления протокола задержании. Или защитник допускается в течение трех часов с момента фактического задержания до времени составления протокола задержания.

Всегда необходимо помнить, что несовершеннолетние могут быть вовлечены в орбиту правосудия не только в качестве подозреваемого, обвиняемого, задержанного, но и свидетеля, потерпевшего. Однако, на наш взгляд, при регламентации порядка участия несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего законодателем урегулирования вопрос касающихся процессуальных прав, свобод последних была произведена по аналогии с процессуальными правами и свободами совершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, за исключением факта участия педагога, психолога, законного представителя. Так, например, часть 1 ст.82, часть 2 ст.215 УПК РК, указывают на право свидетеля, отказаться от дачи показаний, которые могут повлечь для него или близких родственников преследование, согласно действующему законодательству, но согласитесь, трудно представить, что у несовершеннолетнего, вызванного на допрос, хватит решимости заявить отказ от дачи показаний, заявить отвод или же какое-либо ходатайство.

Кроме того, явно не в пользу несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего регламентирован процессуальный порядок производства такого следственного действия, как допрос. Взять, к примеру, положения главы 52 УПК РК, а именно статей 485, 486, 487, 788, 492 УПК РК, которые прямо указывают на необходимость, обязательного участия профессионального защитника, законного представителя, психолога, педагога в ходе проведения процессуальных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. При этом, данные положения отсутствуют в нормах УПК РК регламентирующих порядок производства допроса несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, что несомненно указывает на необходимость усиления защиты прав и свобод несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

В связи с чем, на наш взгляд, представляется целесообразным внесение в соответствующие пункты статьи 82 УПК РК ссылки на положения статьи 215, 352 УПК РК регламентирующей процессуальный порядок допроса несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля. Так, исследования уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних

обнаружили необходимость обязательного участия психолога в ходе всех процессуальных действий производимых с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Справедливо отмечает Ж.Т. Куттыкужанов: «Следует обратить внимание на тот факт, что действующее законодательство предусматривает участие специалиста лишь в некоторых действиях, имеется мнение о целесообразности снятия ограничения» [6].

Принимая во внимание, единые основы специфики психофизиологического состояния несовершеннолетнего, попавшего в орбиту уголовного процесса, представляется необходимым, более тщательное рассмотрение вопроса, относительно обязательного участия психолога в ходе всех процессуальных действий, проводимых с участием несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, и в особенности, когда в роли потерпевшего, свидетеля выступают малолетние лица.

Данное мнение основано, на работах психологов, занимающихся проблемами аффективных деликтов, подтверждающих неоднозначность связи между ситуационными изменениями и характером возникающей стрессовой реакции. Степень воздействия психического стресса в значительной степени обусловлена адаптационными возможностями личности, которые определяются характером индивидуального опыта, значимостью для личности нарушений привычных стереотипов и стабильностью психофизиологических систем. Существуют две основные причины возникновения психического стресса: недостаточная структурированность ситуации, которая способствует формированию ощущения угрозы, и неэффективность приспособительных реакций человека [7, С. 8].

Участвующий в таких следственных действиях как допрос, очная ставка, опознание психолог будет оказывать содействие следователю в правильной постановке вопроса, указывать на необходимость прерывания следственного действия в связи с усталостью несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, рекомендовать место и время проведения следственного действия.

Как отмечает С. Илюсизова, свидетельские показания - результат непроизвольного запоминания. Люди обычно плохо запоминают детали, второстепенные обстоятельства. Самооценка людьми события не всегда соответствует действительности, в особенности нарушается нормальная психическая деятельность у потерпевших. У них смешивается последовательность событий, переносятся признаки одного объекта на другой, отдельные моменты запечатлеваются четко, другие обобщаются.

Несовершеннолетние, допрашиваемые, не имеют достаточного жизненного опыта для правильной оценки событий, у них меньший объем восприятия и долговременной памяти. При допросе несовершеннолетних нужно учитывать, что особенностью детской памяти является конкретность и образность [8, С. 179, 180, 183].

На наш взгляд, вопрос об обязательном участии психолога в ходе всех процессуальных действий проводимых с участием несовершеннолетнего, независимо от его процессуального статуса, не вызывает сомнений, поскольку необходимость участия психолога основана на психофизиологических, особенностях участвующего в деле подростка, и не в коей мере не должна зависеть от его процессуального статуса. В случаях же определения необходимости обязательного участия психолога в зависимости от процессуального статуса несовершеннолетнего лица более чем туманно. Так, например, непонятно в чем именно законодатель проводит различия между 15 летним и 16-летним подростком, а также между несовершеннолетним обвиняемым, подозреваемым и несовершеннолетним свидетелем, потерпевшим.

Также не следует забывать о том, что преступность несовершеннолетних отличается своим латентным характером, и обращение несовершеннолетних потерпевших в правоохранительные органы связана не с их желанием восстановления справедливости, а в первую очередь, и в большинстве случаев, с волеизъявлением его законного представителя. И в этом большую роль играет тот факт, что законодателем не в полной мере урегулирован порядок принятия и регистрации правоохранительными органами Республики Казахстан заявлений несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста о совершенном в их отношении противоправном деянии.

Таким образом, на основании вышеизложенного, для обеспечения эффективности защиты прав и свобод несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства целесообразно на законодательном уровне, с последующим внесением дополнений и изменений в УПК РК, урегулировать:

во-первых, обязательный порядок участия законного представителя во всех следственных и судебных действия проводимых с участием несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего;

во-вторых, обязательный порядок участия психолога во всех следственных и судебных действиях, проводимых с участием несовершеннолетнего участника, независимо от его процессуального статуса;

в-третьих, в целях оптимального повышения эффективности допроса несовершеннолетнего

ПЯЛ

свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого внести в соответствующие статьи УПК РК дополнения, устанавливающих обязательный двух часовой временной интервал между допросами. При этом, необходимо оговорить, что в случае необходимости, в зависимости от психофизиологического состояния несовершеннолетнего допрашиваемого, временного интервал может быть увеличен лицом, производящим допрос;

в-четвертых, в целях исключения допроса потенциального подозреваемого в качестве свидетеля, и производства допроса в соответствии с положениями статей 82, 211, 215 УПК регламентирующих процессуальный порядок производства допроса несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, а также недопущения иных нарушений процессуальных прав, свобод и законных интересов, установить обязательный порядок участия адвоката в ходе всех процессуальных действий, проводимых с участием несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего;

в-пятых, в целях эффективности участия адвоката в ходе уголовного судопроизводства установить допуск адвоката в производство с момента составления протокола задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. При задержании же несовершеннолетнего лица в качестве подозреваемого в совершении преступления дополнительно установить обязательное участие адвоката в течение трех часов с момента фактического задержания и до момента составления протокола задержания;

в-шестых, в статьи 68, 70, 134, 135, 486 УПК РК понятие «задержания» дополнить понятием «фактического»;

в-седьмых, путем внесения дополнений в статью 7 УПК РК дать разъяснение понятию «фактическое задержание».

в-восьмых, путем внесения дополнений в статью 7 УПК РК дать разъяснение понятию «явное утомление».

Использованная литература

1. Бахин В., Когамов М., Карпов Н. Допрос на предварительном следствии (уголовно-процессуальные и криминалистические вопросы): Монография. Изд.-2-е - Алматы: Жет жаргы, 2004. - 192с.

2. Когамов М.Ч. Комментарий к Уголовно - процессуальному кодексу Республики Казахстан. Общая и Особенная части. - Алматы: Жет жаргы, 2008. - 896 с.

3. Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений, 2005/20, Е/2005/ЮТ/2М^.1, 22 июля 2005 г.

4. Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. - СПб: Питер, 2001.-224 с.: ил.- (Серия «Закон и практика»).

5. Концепция развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Куттыкужанов Ж.Г. Современные направления развития судебной экспертизы по делам ДТП. Автореф. дис... к. ю. н. - Алматы, 1995.

7. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно - следственной практике. Учебное пособие. -СПб.: Речь, 2002. - 255 с.

8. Илюсизова С.М. Общая и юридическая психология: Учебник. - Алматы: «Юридическая литература», 2006. - 304 с.

Автор мацалада цэмелетке толмагандардыц цатысуымен ютер бойынша цылмыстьщ сот iсiн журпзу мэселелерш зацнамалыц децгешнде реттеу цажеттшп туралы айтады.

Статья посвящена актуальной проблеме развития защищенности прав и законных интересов несовершеннолетнего участника в ходе уголовного судопроизводства.

Проведен обстоятельный анализ национального уголовно-процессуального законодательства, содержит необходимый научный аппарат. Изложены взгляды автора на современное состояние защищенности прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних в ходе уголовного судопроизводства.

Автором вносятся рационально обоснованные предложения и рекомендации по внесению некоторых дополнений в действующий Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.