Научная статья на тему 'Особенности производства холоднокатаной ленты из горячекатаного подката многократной ширины'

Особенности производства холоднокатаной ленты из горячекатаного подката многократной ширины Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
545
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Куницын Глеб Александрович, Голубчик Эдуард Михайлович, Смирнов Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности производства холоднокатаной ленты из горячекатаного подката многократной ширины»

УДК 621.77

Г.А. Куницын, Э.М. Голубчик, П.Н. Смирнов

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ХОЛОДНОКАТАНОЙ ЛЕНТЫ ИЗ ГОРЯЧЕКАТАНОГО ПОДКАТА МНОГОКРАТНОЙ ШИРИНЫ

В последние годы резко возросли требования к качеству проката черных металлов, поскольку ужесточилась конкурентная борьба на мировом рынке производителей стали при одновременном повышении требований потребителей к качеству. Это приводит к тому, что к продукции, используемой в различных отраслях народного хозяйства (автомобилестроении, строительстве, судостроении, а также в производстве товаров народного потребления), предъявляются жесткие требования к геометрии листового проката, одним из показателей которой является точность по толщине, в которую входят как продольная, так и поперечная разнотолщинность.

В настоящее время большая часть горячекатаного полосового проката толщиной 1,5-7 мм с широкополосных станов горячей прокатки служит исходной заготовкой (подкатом) для полосовых станов холодной прокатки. Таким образом, в технологической цепочке производства холоднокатаной полосовой стали горячая прокатка занимает одно из ключевых мест. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что точность, качество поверхности и свойства холоднокатаного проката, а также технико-экономические показатели работы станов холодной прокатки зависят, прежде всего, от соответствующих параметров подката. Например, установлено, что искажение поперечного профиля (дефекты формы) горячекатаного подката оказывает решающее влияние на плоскостность холоднокатаных полос и эффективность процесса холодной прокатки. В действующих стандартах и технических условиях на полосовой прокат, в том числе и на горячекатаный подкат, в качестве характеристики точности поперечного профиля принята поперечная разнотолщинность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим значениями толщины, измеренными в одном поперечном сечении. При этом обычно

k

&

r —

Рис. 1. Идеальный поперечный профиль проката

46------------------------------------------------

предполагают, что поперечный профиль горячекатаного подката является двояковыпуклым («чечевицеобразным») и симметричным относительно продольной оси (рис. 1). В связи с этим о поперечной разнотолщинности подката судят по результатам измерений толщины вдоль ширины проката в нескольких (пяти, иногда в семи) равноудаленных точках, за вычетом утоненных при-кромочных участков шириной 40-50 мм с каждой стороны:

Ah = hcp - hK ,

где hcp, hK — толщина средней части и кромок поперечного профиля подката.

По технологическим соображениям такая форма поперечного профиля подката (см. рис. 1) является идеальной, поскольку моменты, создаваемые поперечными силами трения в процессе холодной прокатки, уравновешиваются, что обеспечивает поперечную устойчивость полосы и предупреждает или минимизирует ее поперечный изгиб. Однако получить горячекатаный подкат с таким поперечным профилем чрезвычайно трудно или практически невозможно [1]. Поэтому изменение толщины полосы в поперечном направлении, т. е. форма поперечного профиля подката, имеет стохастический характер и существенно отличается от формы поперечного профиля, показанного на рис. 1.

Дефекты формы поперечного профиля горячекатаного подката вызывают значительную неравномерность деформации при последующей холодной прокатке как по ширине, так и по толщине полосы. При холодной прокатке неравномерность деформации по ширине и толщине полосы, вызванная несоответствием поперечного профиля горячекатаного подката профилю активных образующих рабочих валков, приводит к частичному сглаживанию дефектов формы поперечного профиля горячекатаного подката и к появлению не-плоскостности. В то же время холодная прокатка полос с ярко выраженной разнотолщинностью нарушает стабильность процесса, уменьшает стойкость валков, снижает производительность и ухудшает качество получаемой продукции. Кроме того, неплоскостность холоднокатаных полос приводит к свариванию витков при отжиге проката в колпаковых печах, затрудняет транспортиро-

----------Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2007. № 2.

вание рулонов проката, а также дрессировку и порезку готовой продукции [2, 3].

В настоящее время в ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» освоено производство холоднокатаной продукции из горячекатаного подката двух- и многократной ширины при изготовлении жести в ЛПЦ-3 и стальной ленты в ЛПЦ-8, при производстве которых особенно остро наблюдается проблема повышенной разно-толщинности, как поперечной, так и продольной. Под прокатом (подкатом) многократной ширины (ПМШ) будем понимать стальной прокат, предназначенный для переработки в холоднокатаную полосу (ленту) с предварительным продольным роспуском широкой горячекатаной полосы на узкие полосы.

Например, в процессе переработки тонкого широкого горячекатаного подката «двойной» ширины с регламентируемой формой поперечного сечения, предназначенного для последующего изготовления жести, после его продольного роспуска на две равные по ширине полосы, в каждой из них будет явно выраженная клиновидная форма поперечного сечения. Прокатка такого клиновидного подката на непрерывных станах холодной прокатки приводит к появлению трудноразрешимых технологических проблем, особенно при производстве жести толщиной 0,25 мм и менее, в частности, многочисленным порывам, снижению скорости прокатки и т.д. Именно этот факт сдерживает развитие прокатки широкого горячекатаного подката для жести «двойной ширины» на металлургических предприятиях. А применение производства узких полос в качестве подката для жести существенно (практически в 2 раза) снижает производительность широкополосных станов горячей прокатки. Еще в большей степени данная проблема получения качественной продукции проявляется при производстве холоднокатаной ленты.

Рассмотрим случаи, возникающие в процессе продольного роспуска горячекатаного подката многократной ширины с традиционной «чечевицеобразной» формой (см. рис. 1) с исходной поперечной разнотол-

щинностью на узкие полосы равной ширины (рис. 2):

а) при роспуске на две по ширине полосы в каждой из них будет наблюдаться исходная поперечная разнотолщинность горячекатаного подката (рис. 2, а). При этом в каждой из полос появляется клиновидность, причем разнонаправленная;

б) при роспуске на три полосы в двух крайних будет наблюдаться максимальная исходная поперечная разнотолщинность с максимальной клино-видностью, а в средней полосе разнотолщинность будет минимальной (либо отсутствует полностью) с минимальной клиновидностью (рис. 2, б);

в) при роспуске на четыре полосы в крайних полосах поперечная разнотолщинность будет ярко выражена с максимальной клиновидностью, а центральные полосы будут иметь незначительную разнотолщинность (рис. 2, в);

г) при роспуске на пять полос (и более) раз-нотолщинность и клиновидность будут возрастать от центральных полос, где наблюдается практически прямоугольная форма полосы, до максимальных исходных значений в полосах, расположенных близи краевых участков исходной широкой полосы (рис. 2, г).

Следует учесть, что к параметрам поперечной разнотолщинности добавляется значение продольной разнотолщинности, в результате чего полосы, распущенные из одного широкого ру-

Рис. 2. Возможная форма поперечного сечения широкой полосы после ее продольного роспуска на узкие полосы: а - на две части; б - на три части; в - на четыре части; г - на пять частей

Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2007. № 2.

лона, будут иметь значительный разброс по раз-нотолщинности и клиновидности, тем больший, чем выше кратность продольного роспуска и ближе к кромочному участку расположена данная полоса. Это приводит к тому, что при переработке горячекатаного рулонного подката, например в холоднокатаную ленту заданного типоразмера из одного и того же рулона, в готовой ленте будет наблюдаться существенный разброс значений геометрических параметров. При этом, чем меньше значения ширины и толщины конечной ленты, тем в большей степени будет проявляться эта разница. В результате, переработка такого подката многократной ширины вызывает значительные трудности в последующей технологической цепочке.

Таким образом, необходимо в настоящее время, с одной стороны, обеспечивать на стадии горячей прокатки оптимальный профиль и форму горячекатаного полосового проката многократной ширины, что достигается посредством применения при горячей прокатке современных технических средств и автоматизированных систем управления. С другой стороны, следует вести поиск путей снижения поперечной разнотол-щинности в процессе холодной прокатки ПМШ.

На сегодняшний день способы управления формой полос в ходе прокатки достаточно хорошо классифицированы и описаны в технической литературе. Также имеются отдельные исследования по управлению поперечным профилем в процессе горячей прокатки. Они отличаются по принципу действия, надежности, диапазону и точности регулирования, быстродействию, уровню капитальных затрат на реализацию и эксплуатацию, а также по другим показателям [4]. Наиболее распространенными можно считать следующие способы воздействия: 1) гидравлические нажимные устройства, противоизгиб и дополнительный гиб, дополнительно к которому (или в сочетании с ним) для более эффективного воздействия на профиль и форму полосы, применяются системы теплового профилирования, оснащенные быстродействующими отсеченными клапанами, позволяющими оперативно управлять охлаждающими форсунками и дискретно воздействовать на профиль бочки рабо-

чих валков; 2) скрещивание рабочих и опорных валков и осевая сдвижка, обеспечивающие высокое качество поверхности полосы, возможность реализации беспрограммной прокатки, при сокращении числа перевалок; 3) на стадии горячей прокатки применение систем ламинарного охлаждения полосы типа «водяная завеса» на отводящем рольганге с соответствующими системами регулирования технологических параметров, которые позволяют эффективно управлять температурой смотки, скоростью охлаждения и таким образом достичь заданных механических и технологических параметров полосы.

Основные способы по снижению продольной разнотолщинности холоднокатаных лент и полос, являющейся одним из основных показателей их качества, заключаются в широком использовании различного рода систем автоматического регулирования и в применении многовалковых рабочих клетей с валками малого диаметра [5]. Вместе с тем, реализация данных технических решений связана со значительными удельными капитальными затратами и повышенными эксплуатационными расходами.

Альтернативным вариантом в этом случае является использование процессов асимметричной прокатки, обеспечивающих снижение подпирающего эффекта сил внешнего трения, уменьшение модуля жесткости прокатываемых лент и, как следствие, снижение наследственной составляющей их продольной разнотолщинности [6, 7]. В то же время такой недостаток, как передача момента прокатки в основном только ведущим рабочим валком снижает технологические возможности процессов асимметричной прокатки с точки зрения интенсификации режимов обжатий, а это, в свою очередь, ограничивает диапазон их возможного использования.

Таким образом, в настоящее время в научнотехнической литературе не приводятся данные о результатах исследования процесса производства холоднокатаной ленты из подката многократной ширины. Кроме того, практически не описаны способы управления поперечной разнотолщин-ностью в процессе холодной прокатки. Данный вопрос требует всестороннего изучения.

Библиографический список

1. Божков А.И., Настнч В.П. Плоскостность тонколистового проката. М.: «СП Интермет Инжиниринг», 1988. 264 с.

2. Василев Я.Д., Дементиенко А.В. Исследование точности поперечного профиля горячекатаного подката // Производство проката. 2002. № 8. С. 16-21.

3. Франценюк И.В., Франценюк Л.И. Современное металлургическое производство. М.: Металлургия, 1995. 528 с.

4. Управление качеством тонколистового проката / В.Л.Мазур, А.М.Сафьян, И.Ю.Приходько, А.И.Яценко. М., 2006. 165 с.

5. Мартин Ж.П. Контроль качества и ошибки измерения профиля проката на стане горячей прокатки рентгеновским профилеме-ром // Труды Второго конгресса прокатчиков, Череповец, 27-30.10.1997 г. М.: АО Черметинформация, 1998. С. 119-124.

48---------------------------------------------------------------------Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2007. № 2.

6. Технология процессов прокатки и волочения. Листопрокатное производство: Учебник / М.М.Сафян, В.Л. Мазур, А.М. Сафьян и др. Киев: Вища шк., 1988. 351 с.

7. Синицын В.Г. Несимметричная прокатка полос и лент. М.: Металлургия. 1984. 249 с.

УДК 621.778

А.Д. Носов, А.Г. Корчунов, В.В. Андреев, В.Н. Лебедев, В.Е. Семенов, Е.А. Слабожанкин

МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЖИМОВ ВОЛОЧЕНИЯ КАЛИБРОВАННОЙ СТАЛИ*

Калиброванная сталь является одним из наиболее рентабельных и высоколиквидных видов продукции отечественной метизной отрасли. ОАО «ММК-МЕТИЗ» входит в число ведущих производителей качественной калиброванной стали и постоянно наращивает свое присутствие на рынке за счет расширения марочного сортамента и повышения эксплуатационных свойств готовой продукции. Производство калиброванного металла в условиях завода характеризуется широким диапазоном типоразмеров, получаемого из подката с различным структурным состоянием и механических свойств. Характерной особенностью при этом является применение малых от 5 до 20% степеней деформации при обработке крупных диаметров исходного подката. В реальных условиях это приводит к неравномерности течения поверхностных и центральных слоёв металла в очаге деформации, что определяет особенности распределения деформаций и напряжений по сечению калиброванной стали. Возможности управления характером течения металла в процессе волочения весьма ограничены и трудно реализуемы на практике. Один из резервов повышения качества калиброванной стали заключается в изучении напряженного состояния в очаге деформации.

В настоящей работе приводятся результаты моделирования режимов волочения калиброванной стали на основе анализа напряженного состояния в очаге деформации методом линий скольжения. Современная вычислительная техника и программные процедуры открывают новые возможности

Волочение

Глаеный лист | Sigma = Sigma RR j| Sigma YY j Sigma RY | u | Эпюра напряжений на входе

□ -1372.53 МПа Щ -1214.55 МПа

□ -1056.57 МПа | Щ -898.60 МПа

-740.62 МПа I g -582.64 МПа

□ -424.66 МПа | -266.69 МПа

□ -10S.71 МПа j 49.27 МПа

] Координаты узловых и

| Напряжения | Скорости |

Эпюра напряжений на выходе из очага деформации

Ось проволоки

б Рис. 1. Визуализация полей напряжений в очаге деформации: а - поле продольных напряжений ауу; б - поле радиальных напряжений а ,,(при в=12%, полуугол волоки - 6°, Г = 0,06)

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ.

Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2007. № 2.-----------------------------------------------------------------------49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.