Научная статья на тему 'Особенности программ бакалавриата и специалитета'

Особенности программ бакалавриата и специалитета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
884
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / LEVELS OF EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARDS / EDUCATIONAL PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлев В. Ю.

Рассмотрены требования и особенности формирования профессиональных образовательных программ разного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлев В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF bachelor and specialIST PROGRAMMES

The article describes the requirements and features of formation of professional educational programs at different levels.

Текст научной работы на тему «Особенности программ бакалавриата и специалитета»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

УДК 378.145

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА И СПЕЦИАЛИТЕТА

В. Ю. Журавлев

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассмотрены требования и особенности формирования профессиональных образовательных программ разного уровня.

Ключевые слова: уровни образования, образовательные стандарты, образовательные программы.

FEATURES OF BACHELOR AND SPECIALIST PROGRAMMES

V. Yu. Zhuravlyov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article describes the requirements and features of formation of professional educational programs at different levels.

Keywords: levels of education, educational standards, educational programmes.

С 2009 года в России официально действует двухуровневая система высшего образования «бакалавриат -магистратура», что соответствует принципам Болон-ской системы. Но специфика образовательного пространства нашей страны такова, что на ряде технических специальностях до сих пор учатся по программе специалитета, в то время как большинство гуманитарных и естественно-научных специальностей перешли на бакалавриат-магистратуру. Каждая из образовательных систем имеет свои преимущества и недостатки. В чем же разница между двумя системами подготовки инженерных и научных кадров.

При двухуровневой системе «бакалавриат-магистратура» обучающийся имеет возможность после 4 лет обучения в бакалавриате более четко выбрать (при наличии) более узкую специальность магистратуры, а в некоторых случаях даже получить две разные специальности, что является важным преимуществом на рынке труда. Кроме того, учиться в магистратуру можно пойти в другой вуз. Еще одно преимущество состоит в упрощении признания дипломов бакалавра и магистратуры за рубежом. Распространяется схема, когда человек заканчивает бакалавриат в России, а в магистратуру поступает в зарубежный вуз.

Бакалавриат, магистратура и подготовка специалистов - самостоятельные уровни профессионального образования, имеющие свои государственные образовательные стандарты. Таким образом, обучение в магистратуре позволяет дополнить базовое образование (специалитет и бакалавриат) и получить степень магистра как по уже имеющейся специальности, так и по другому направлению подготовки.

Программы бакалавриата - широкопрофильные программы первого уровня обучения, имеют общена-

учный и общепрофессиональный характер. Бакалавр получает фундаментальную подготовку в широкой области знаний по выбранному направлению (в отличие от дипломированного специалиста), необходимую для успешной работы на рядовых исполнительских должностях [1]. В программу бакалавриата входят базовые сведения из других научных областей. Данный уровень высшего профессионального образования не имеет узкой специализации.

К недостаткам системы бакалавриат-магистратура можно отнести еще невысокий спрос на выпускников бакалавриата на рынке труда. Работодатели не спешат принимать на работу бакалавров, считая, что они существенно уступают специалистам по качеству подготовки. Такая точка зрения не лишена смысла, хотя по документам бакалавриат - это полноценное высшее образование. Фактически уместить 5-летнюю программу в 4 года невозможно, и подготовка бакалавров отличается от подготовки специалистов как целями, так и наполнением учебных программ. Проблема могла бы решаться, если бы все бакалавры, желающие продолжить образование, могли бесплатно поступить в магистратуру. Но это невозможно, так как новая двухуровневая система существенно сократила количество бесплатных мест в магистратуре. Выходом из положения здесь может стать возможность поработать несколько лет между бакалавриатом и магистратурой (это допускается законом) и накопить денег на второй уровень высшего образования. Бакалавриат в большинстве вузов так и не стал новой, более современной формой обучения (например, мало где введена 100-балльная система оценки успеваемости, за исключением нескольких ведущих вузов, на бакалавриате учатся по старинке, получая от 2 до 5 баллов).

<Тешетневс^ие чтения. 2016

Программы специалитета - это монопрограммы (автономный курс, не разделяющийся на уровни). Студенты овладевают специальными умениями и знаниями, достаточными для успешной работы по узкой специальности. Углубленный уровень профессиональных знаний, по сравнению с бакалавриатом, достигается через специализированное обучение студентов, овладение узкопрофильными знаниями и особенностями конкретных профессий.

Главным преимуществом специалитета остается его высокий престиж в глазах работодателей и полноценная подготовка не меньше 5 лет, а иногда и 6. Также специалитет более удобен тем, кто планирует заниматься научной работой и учиться в аспирантуре, так как специалист может сразу поступать на эту форму обучения, тогда как бакалавр должен сначала окончить магистратуру. К недостаткам специалитета можно отнести сложность признания диплома специалиста за рубежом, где не существует такой формы обучения.

При разработке образовательных программ различного уровня необходимо учитывать их особенности. Это выражается на примере специфики феде-

ральных образовательных стандартов по одному из направлений подготовки (см. таблицу).

В соответствии с областью, объектом, видом профессиональной деятельности и компетенциями выпускников должны формироваться образовательные программы по перечню, объему и содержанию учебных дисциплин, каждого уровня получаемого образования. Анализ образовательных программ по ряду направлений подготовки показывает стремление выпускающих кафедр составить программы обучения бакалавров по блоку специальных дисциплин сход-ныме с программами подготовки специалистов за счет сокращения объема естественно-научных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Отличие программ бакалавриата от специалитета предполагает более широкую фундаментальную общетехническую подготовку и более усеченную по сравнению со спе-циалитетом специальную подготовку по предлагаемым направлениям магистратуры. Только такой подход позволит актуализировать востребованность бакалавров на производстве с возможностью дальнейшего повышения квалификации в магистратуре.

Название

Характеристика профессиональной деятельности ФГОС ВПО по направлению подготовки, квалификация

Двигатели летательных аппаратов, бакалавр Двигатели летательных аппаратов, магистр Проектирование авиационных и ракетных двигателей, специалист

Область профессиональной деятельности Методы, средства и способы проектирования, конструирования и производства ракетных и реактивных двигателей, способных перемещать в атмосфере, гидросфере и в космосе различные летательные аппараты и перемещающиеся в пространстве объекты Методы, средства и способы проектирования, конструирования, исследования, отработки производства, маркетинга, эксплуатации, утилизации двигателей летательных аппаратов, способных перемещать в атмосфере, гидросфере и в космосе различные летательные аппараты и перемещающиеся в пространстве объекты Методы, средства и способы проектирования, конструирования, производства авиационных, ракетных и других реактивных двигателей летательных аппаратов, способных перемещать в атмосфере, гидросфере и в космосе различные летательные аппараты и перемещающиеся в пространстве объекты

Объекты профессиональной деятельности Авиационные, ракетные и электроракетные двигатели, методы их расчета, проектирования, изготовления, испытаний и исследований Авиационные, ракетные и электроракетные двигатели и двигательные установки, энергетические установки различных типов, методы их расчета, проектирования, изготовления, испытаний и исследований, диагностики и отработки Авиационные, ракетные и электроракетные двигатели и энергетические установки ЛА, методы их расчета, проектирования, изготовления, испытаний и исследований

Виды профессиональной деятельности Проектно-конструкторская, производственно технологическая, организационно-управленческая Научно-исследовательская, проектно-конструкторская, производственно технологическая, лабораторно-испытательная, организационно-управленческая Научно-исследовательская, проектно-конструкторская. производственно технологическая, лабораторно-испытательная, организационно-управленческая

Библиографическая ссылка

Reference

1. Журавлев В. Ю. Интегрированная система аэрокосмического образования // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 39-48.

1. Zhuravlyov V. Yu. Integrated System of aerospace education. Higher education in Russia. 2010. № 1. P. 39-48.

© Журавлев В. Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.