Я. В. Грибова
ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ
Ключевые слова: лекарственные средства; потребность; прогнозирование.
Определение потребности в лекарственных средствах (ЛС) - это объективная необходимость, обусловленная уровнем заболеваемости, мерами борьбы с болезнями, сложившаяся на определенном этапе развития медицинской науки и практики и количественно выражающаяся объемом ЛС, необходимом для своевременного и наиболее полного снабжения населения и лечебно-профилактических учреждений. Автор рассматривает категории спроса, потребности и потребления, оценивает факторы, влияющие на них. Рассматриваются основные принципы и функции прогнозирования. Дается классификация прогнозов. Автором определены условия, необходимые для достоверного и точного прогнозирования.
Key words: medical products; requirement; forecasting.
Definition of requirement for medical products (MP) is objective. The necessity caused by level of disease, measures of struggle against illnesses, Developed at a certain stage of development of a medical science and practice and quantitatively expressed in volume MP, necessary for timely and most Full supply of the population and treatment-and-prophylactic establishments. The author considers categories of demand, requirement and consumption, estimates the factors influencing them. Main principles and forecasting functions are considered. Classification of forecasts is given. The author defines the conditions necessary for authentic and exact forecasting.
Определение потребности в лекарственных средствах (ЛС) - это объективная необходимость, обусловленная уровнем заболеваемости, мерами борьбы с болезнями, сложившаяся на определенном этапе развития медицинской науки и практики и количественно выражающаяся объемом ЛС, необходимом для своевременного и наиболее полного снабжения населения и лечебно-профилактических учреждений [3].
В практике маркетинговой деятельности категория потребности часто подменяется категорией спроса. Несмотря на тесную связь, они имеют принципиальные отличия [2].
1. Потребность - первична, спрос - вторичен. Это значит, что спрос может возникнуть лишь после признания потребителем наличия потребности и осознания им этого факта как объективной реальности.
2. Потребность носит объективный характер, а спрос носит вероятностный характер, которым можно управлять.
3. Спрос в меньшей мере зависит от объемов производства и в большей степени от качества товара, чем потребность.
4. В отличие от потребности спрос можно стимулировать.
5. Спрос на некоторые товары может иметь скачкообразные изменения во времени,
связанные с появлением новых товаров. Потребность же претерпевает гораздо более плавные и устойчивые изменения, то есть потребность имеет более инерционный характер, чем спрос.
6. Спрос является основой текущего планирования производства, а потребность лежит в основе долгосрочных прогнозов.
Таким образом, спрос определяется как платежеспособная потребность. Спрос можно охарактеризовать также как часть конкретных общественных потребностей, которая обеспечена деньгами и представлена на рынке [1].
На величину спроса оказывают влияние потребность в товаре, его ассортимент и качество, цена, реклама и сбыт, финансовые возможности потребителей, сегментация рынка и другие внешние факторы.
Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Прогнозирование имеет две стороны или плоскости конкретизации: предсказательную (дескриптивную, описательную) и предуказательную (предписательную). Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности.
Таким образом, в прогнозировании различают два аспекта: теоретико-
познавательный и управленческий.
Прогнозирование следует рассматривать в комплексе с более широким понятием -предвидением, которое дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план [8].
Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.
Прогноз в сравнении с гипотезой имеет значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью.
План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План - это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования
- создать научные предпосылки для их принятия.
Таким образом, задача прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования, опираясь на составленный прогноз [1].
Прогнозирование основывается на ряде принципов.
1. Принцип системности прогнозирования означает, что экономика рассматривается, с одной стороны как единый объект, а с другой - как совокупность относительно самостоятельных объектов или направлений прогнозирования. Системный подход предполагает построение прогнозов на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной субординацией и последовательностью.
2. Принцип единства политики и экономики означает, что при рассмотрении вопросов развития экономики, составлении прогнозов и программ следует исходить из совокупности экономических интересов всех субъектов хозяйствования и в то же время по некоторым направлениям прогнозирования необходимо, в первую очередь, учитывать общегосударственные вопросы (устойчивость финансовой системы, обеспечение целостности страны, ее обороноспособности и т.д.).
3. Принцип научной обоснованности означает, что в прогнозировании необходим всесторонний учет требований объективных законов развития общества, использование научного инструментария, достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов.
4. Принцип адекватности (соответствия) прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей развития и создания теоретического аналога реальных процессов с их полной и точной имитацией.
5. Принцип вариантности прогнозирования связан с возможностью развития объекта прогнозирования по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях.
6. Принцип целенаправленности предполагает активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели.
Основные функции прогнозирования:
1. Научный анализ экономических, социальных процессов и тенденций. Он осуществляется в три стадии: ретроспекция, диагноз, проспекция.
Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования.
Диагноз - это такой этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования. На этой стадии анализ заканчивается не только разработкой моделей прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования.
Проспекция представляет собой этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификации), а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез).
2. Исследование объективных связей социально-экономических явлений в конкретных условиях в определенном периоде.
3. Оценка объекта прогнозирования базируется на сочетании аспектов детерминированности (определенности) и неопределённости.
4. Выявление объективных вариантов экономического и социального развития.
5. Накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений.
Прогнозирование товарного рынка - это оценка перспектив его развития, изменения рыночных условий на предстоящий период. Внутри комплексного прогноза развития рынка наиболее важную часть представляет прогнозирование покупательского спроса [7,9].
Прогнозирование спроса основывается на анализе фактических данных прошлого и
настоящего исследуемого рынка.
Для классификации прогнозов применяют следующие признаки:
1. По региональным масштабам:
- глобальные прогнозы;
- национальные прогнозы;
- региональные прогнозы;
- прогнозы по конкретному целевому рынку и его сегментам;
- прогнозы спроса групп населения и конкретных потребителей.
2. По товарному принципу:
- прогноз общего объема спроса (емкости рынка);
- прогнозы спроса по товарным группам и потребительским комплексам;
- прогнозы спроса на конкретные товары.
3. По времени упреждения или временному горизонту:
- краткосрочные (до 2 лет);
- среднесрочные (от 2 до 5 лет);
- долгосрочные (свыше 5 лет).
4. По функциональному признаку прогнозы подразделяются на 2 типа:
а) поисковый прогноз, который основан на условном продолжении в будущее тенденции развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем и отвлечении от условий, способных изменить эти тенденции;
б) нормативный прогноз, который представляет собой определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования, принимаемых в качества цели.
5.По применяемому методу прогнозирования:
- экстраполяция
- экспертные оценки;
- экономико-математическое моделирование:
- структурное моделирование;
- нормативный метод;
- расчеты на основе коэффициентов эластичности и другие.
Потребность в ЛС для основного состава населения не является постоянной и возникает только в период патологических изменений организма человека. Исключение составляет лишь определенный контингент больных, вынужденных из-за устойчивых патологических изменений функций и систем организма пожизненно или в течение длительного времени принимать ЛС (например, больные сахарным диабетом). Особенностью потребления ЛС является и то, что большая часть ЛС не может быть выбрана самим больным, поскольку требует врачебного назначения с учетом характера заболеваемости и индивидуальных особенностей организма человека. Данные особенности необходимо учитывать при прогнозировании потребности в ЛС.
При прогнозировании потребности в ЛС необходимо учитывать планируемые органами здравоохранения лечебные и профилактические мероприятия, состояние и прогнозы эпидемической обстановки, возможные сезонные колебания потребления отдельных ЛС, специфические особенности потребления ЛС.
Обязательным условием предварительного этапа прогнозирования фармацевтического потребления является и сбор достоверной информации о потреблении ЛС в динамике за ряд лег. Исходными данными для прогнозирования потребности в ЛС должны служить сведения о фактическом расходе ЛС, отпущенных населению и лечебнопрофилактическим учреждениям. В качестве основных источников информации
используются данные снабжающих организаций (заявки, счета поставщиков, требования и инвентаризационные описи аптек); медицинской документации, фиксирующей назначение, следовательно, потребление ЛС (рецептурные бланки, листы назначений, амбулаторные карты и т.д.); специальных исследований потребления ЛС (анкеты, листы учета и т.д.).
Следует отметить, что спрос - категория не статическая, а динамическая. Его будущее развитие, как любого другого инерционного экономического процесса, во много определяется тенденциями, характерными для предшествующего периода. Поэтому анализ динамики и структуры потребления, как одного из этапов прогнозирования потребления ЛС, проводится, как правило, с использованием методов вариационной статистики и сопровождается расчетом средней дисперсии, коэффициента вариации, стандартного отклонения и т.д.
Лекарственные средства относятся к специфической группе товара. Фармацевтическое потребление - процесс удовлетворения потребностей, отражающийся в фактическом расходе ЛС за определенный период на нужды диагностики, лечения и профилактики. Потребление ЛС формируется под влиянием целого комплекса медицинских, экономических и социальных факторов, которые могут вызвать как увеличение, так и уменьшение потребления (табл. 1) [5].
Анализ процесса потребления ЛС предусматривает выявление наиболее весомых факторов, формирующих потребление ЛС, как по фармакотерапевтическим группам, так и по отдельным ЛС. Анализ факторов, формирующих потребление ЛС, проводится в несколько этапов: предварительный выбор факторов на основании логического анализа; определение степени воздействия каждого фактора на процесс потребления; исключение факторов, не оказывающих существенного влияния на процесс потребления; отбор факторов, оказывающих наибольшее воздействие на потребление ЛС. На первом этапе при логическом отборе факторов многие авторы приводят классификацию факторов, формирующих потребление ЛС. В этом отношении не существует единого мнения [10].
Так, В.Фикр и Я.Федерман классифицируют факторы, формирующие потребление ЛС следующим образом: фактор состояния здоровья населения; фактор количества, структуры и естественной динамики населения; фактор труда, жизненных условий и жизненного уровня; фактор мощностей и оборудования лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ); фактор цен на ЛС; фактор бюджета, фактор продаж ЛС за наличные деньги.
Установлена возможность классификации факторов, формирующих потребление ЛС, на две группы: факторы, остро реагирующие на потребление ЛС (эпидемия, неудовлетворение спроса, ошибки в планировании, прекращение производства и др.); факторы, влияющие на потребление ЛС в перспективе (рост населения, здоровье населения, научные исследования в области изыскания новых методов лечения и создания новых ЛС и т.д.).
А.Н.Узденников считает, что факторы, формирующие потребление ЛС, можно разделить на две группы: формирующие текущее потребление ЛС (заболеваемость, деятельность ЛПУ и др.) и перспективное потребление (медицинские, экономические, социальные и др.).
Л.В. Кобзарь утверждает, что потребление ЛС обусловлено, прежде всего, состоянием здоровья населения, объемом профилактических мероприятий, а также состоянием снабжения и информации о ЛС. Изменение процесса потребления ЛС во времени связано, прежде всего, с медицинскими, экономическими и социальными факторами для каждой фармакотерапевтической группы и конкретно для каждого ЛС.
М.Г.Королева и М.В.Шугалева отмечают, что основными факторами,
формирующими потребление ЛС, являются заболеваемость отдельными нозологическими формами, стадия и степень тяжести заболевания, индивидуальный подход при лечении больного, профессиональный уровень врачей и внедрение новых ЛС.
Таблица 1 - Факторы, влияющие на потребление лекарственных средств
1. По масштабу воздействия 1.1.Общие факторы, формирующие потребность во всех товарах 1.2.Специфические факторы, формирующие потребность в ЛС
2. По направлению воздействия 2.1. Факторы, увеличивающие потребление ЛС 2.2. Факторы, снижающее потребление ЛС
3. По системной характеристике процесса потребления 3.1 Факторы, влияющие на здоровье населения 3.2 Факторы, влияющие на назначение ЛС 3.3 Факторы, влияющие на обеспеченность ЛС
4. По содержанию факторов 4.1 Качественные 4.2 Количественные
5. По силе воздействия на потребления 5.1 Сильнее 5.2 Умеренные 5.3 Слабые
6. По продолжительности воздействий 6.1 Постоянный 6.2 Временные
7. По характеру факторов 7.1 Объективные 7.2 Субъективные 7.3 Случайные
З.А.Гринберг классифицирует факторы, формирующие потребление ЛС, на повышающие потребление (рост населения, изменение возрастной структуры в сторону увеличения числа пожилых людей, приближение специализированной помощи населению, повышение санитарной культуры и грамотности населения, рост доходов населения и др.) и снижающие потребление (снижение заболеваемости, проведение профилактических мероприятий, внедрение новых, более эффективных ЛС и др.).
Л.И.Аристов и А.Г.Натрадзе установили, что факторами, влияющими на формирование возрасаюшего спроса на ЛС, являются общий прогресс в развитии биологических и медицинских наук, повышение общеобразовательного и культурного уровня, медицинской грамотности населения, совершенствование методов лечения, применение современных диагностических методов, назначение ЛС при заболеваниях, которые ранее считались не поддающиеся лекарственной терапии, значительное увеличение лиц пожилого возраста, урбанизация.
Обзор всех приведенных принципов классификации факторов, формирующих потребление ЛС, свидетельствует о достаточно большом разнообразии трактовок данного вопроса. Для четкой классификации факторов необходимо исходить из процесса
потребления. В нашей стране существует три типа потребления ЛС: потребление амбулаторными больными по рецептам; потребление стационарными больными по листам назначений; безрецептурное потребление.
Процесс потребления ЛС состоит из трех компонентов: наличие заболеваемости (или необходимость профилактики, диагностики); назначение Л С (или выбор в случае безрецептурного потребления); наличие ЛС. В процессе потребления ЛС участвуют три лица: больной, врач, провизор (или фармацевт). Исходя из этого, в основу классификации факторов, формирующих потребление ЛС, представляется необходимым включить действия больного, врача и провизора (или фармацевта).
Заболеваемость является одним из показателей, характеризующих здоровье населения, поэтому основным фактором, формирующим потребление ЛС, целесообразно считать не заболеваемость, а здоровье населения [4].
К основной группе факторов, формирующих потребление ЛС, относятся факторы, влияющие на здоровье населения, их две группы: общие социально-экономические условия и физическая среда. Из данной группы факторов основное внимание исследователей привлекают заболеваемость населения и деятельность ЛПУ, а такие факторы, как социально-экономические условия и демографические показатели, исследованы недостаточно. К третьей группе относятся факторы, влияющие на обеспечение ЛС: это наличие ЛС, что связано, в первую очередь с производством и финансовыми возможностями аптек и ЛПУ.
При проведении исследований по изучению факторов, формирующих потребление ЛС, встречаются и другие классификационные подходы: по характеру, степени влияния на процесс потребления, силе и направлению воздействия на него и др.
При проведении анализа процесса потребления ЛС необходимо учитывать все принципы классификации факторов в их гармоническом единстве.
Литература
1. Айрапетян, М.С. Методические основы анализа и прогнозирования макроэкономических процессов/ М.С. Айрапетян. - М.: Наука, 2003.- 45с.
2. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз / И.К.Беляевский. -М.: Финансы и статистика, 2007. - 320с.
3. Дремова, Н.Б. Основные направления исследования научного прогнозирования потребления лекарственных средств / Н.Б.Дремова, Л.В.Кобзарь // Фармация. - 1992. - № 2. - С. 7-9.
4. Кобзарь, Л.В. Концепция развития здравоохранения и лекарственного обеспечения до 2020г.: все ли предусмотрели разработчики? / Л.В. Кобзарь // Новая аптека.-2009. - №8. - С.14-19.
5. Кобзарь, Л.В. Планирование необходимо / Л.В. Кобзарь // Новая аптека.-2007.-№8.- С.17-18.
6. Коржавых, Э.А. Развитие организационно-экономических исследований за рубежом в 90-е годы / Э.А Коржавых //Экономический вестник фармации. - 2001. - №1. - С.97-105.
7. Кондрашков, Н.Г. Анализ рынка и прогнозирование потребности в ЛС в условиях аптеки / Н.Г. Кондрашков, В.В. Кулик, Т.И. Кабакова // Новая аптека. - 2004.-№5.-С. 23-26.
8. Льюис, К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей К.Д.Льюис. - М.:Финансы и статистика, 2005. - 130 с.
9. Муслимова, Н.Н. Педагогическое проектирование модели профессионального последипломного образования специалистов-провизоров-организаторов / Н.Н. Муслимова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 1. - С. 357-364.
10. Прокопишин, В.И. Основные факторы, формирующие потребление лекарств и их системная классификация / В.И.Прокопишин, В.Н.Сафта / / Фармация. - 1980. - № 2. - С. 1-6.
© Я. В. Грибова - канд. фарм. наук, доц. каф. управления и экономики фармации КГМУ, [email protected].