Психологические науки
УДК 159.9:159.923
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ В УКРАИНЕ 1
М.В. Грищенко, Харьковский национальный университет внутренних дел (Харьков, Украина), e-mail: [email protected]
Резюме. Освещены теоретические аспекты понятия профессиональной самореализации личности и профессиональной самореализации будущего работника полиции. Раскрыты суть и основные характеристики этого феномена. Акцентировано внимание на структуре профессиональной самореализации.
Ключевые слова: самореализация личности, профессиональная самореализация, структура
профессиональной самореализации, трудности самореализации курсанта.
Самореализация является неотъемлемой частью развития личности человека, она присуща человеку на разных этапах жизненного пути, имеет свою специфику и характерные особенности. Изменение принципов организации жизни и деятельности людей, их социальных норм, норм поведения и ценностей вызывает необходимость поиска новых
1 Статью представила Чудакова Вера Петровна - Научный сотрудник Института педагогики Национальной Академии педагогических наук Украины; научный корреспондент Института психологии имени Г.С. Костюка Национальной Академии педагогических наук Украины (Киев, Украина). Рецензент: Анастасия Николаевна Большакова, профессор, д. психол. наук (Харьков, Украина)
механизмов, путей и средств регулирования и управления ими.
Многие ученые отмечают, что самореализация личности - это проблема междисциплинарная, видимо, поэтому еще не создана единая концепция представления о самореализации личности и профессиональной самореализации личности. Выявление факторов, влияющих на профессиональную самореализацию курсантов, является одной из перспективных задач, решение которой будет способствовать профессиональному росту и развитию компетенции будущих полицейских. Исследование закономерностей профессиональной самореализации делает возможным прогнозирование поведения личности работника полиции в тех или иных ситуациях [4; 6-8; 14].
Постановка проблемы. Подготовка кадров в полицейских учебных заведениях недостаточно ориентирована на перспективу, не носит опережающего характера, а готовность выпускников к профессиональной деятельности в области охраны правопорядка остается низкой. Многие выпускники, столкнувшись в практической деятельности с трудностями социального, экономического и психологического характера, разочаровываются и оставляют службу, находят другое применение своим способностям, знаниям и навыкам. Это свидетельствует о том, что, наряду с такими важнейшими качественными показателями подготовки специалиста, как знания, умения, навыки, должны формироваться не менее важные профессионально-значимые качества личности, способствующие самореализации в профессиональной сфере.
Сложившиеся формы и методы обучения не всегда в полной мере способствуют раскрытию личностного потенциала курсантов, поэтому процесс профессиональной самореализации курсантов в учебном процессе происходит не всегда эффективно. Современное профессиональное образование должно обеспечивать курсантам развитие самостоятельности, собственного взгляда на жизнь и будущую профессию, уверенность в своих силах, а также создавать условия для более полной реализацииими своих способностей, возможностей и интересов, определения своей жизненной стратегии развития.
Целью нашей статьи является исследование различных взглядов на профессиональную самореализацию в научной литературе. Термин «самореализация» ^е^геа^айоп) впервые приведены в словаре по философии и психологии, изданному 1902 в Лондоне: «самореализация -
осуществление возможностей развития». Такое определение соответствует, разделяемой многими исследователями, доктрине, согласно которой высшим конечным результатом развития человека является его самореализация. К актуальным исследовательским задачам можно отнести исследование структуры профессиональной самореализации личности [1-3; 8; 14].
Цель самореализации и потребности в деятельности связаны между собой мотивами, потому что именно мотивация отражает степень необходимости потребности в этом виде деятельности. Начальным этапом формирования структуры профессиональной самореализации является развитие мотивационной сферы личности, побуждающей человека раскрывать и реализовывать собственный внутренний потенциал (потребности, желания, цели, стремления, направленность, намерения, способности, возможности). Подтверждением этой концепции является утверждение исследователей о том, что:
- мотивы возникают и формируются на основе потребностей, которые необходимо рассматривать, как стремление узнавать о собственных возможностях, определять способы их воплощения; концентрировать внимание на положительных результатах самореализации; прогнозировать перспективы в реализации своих возможностей [1];
- личность, мотивирована стремлением самореализации, пытается получить те элементы универсального значения, которые будут способствовать развертыванию, структурированию и реализации ее перспектив по совершенствованию актуального социума и собственного Я [1; 9];
- «укреплению мотивации, ее развитию, способствуют целенаправленное формирование личности, ее направленности, систематическая эффективная деятельность и оптимальная ее организация, своевременное оценочное влияние, положительное влияние коллектива» [9; 12].
По тому, как развитие мотивации, соотносится с условиями профессиональной среды, можно выделить два типа мотивации личности: внутреннюю (например, интерес к будущей профессии, желание достичь успеха в ней) и внешнюю, побуждающие к конкретной деятельности [14, с. 93].
Мы считаем, что формированию готовности к профессиональной самореализации будущих полицейскихспособствует и действие фактора психолого-педагогического воздействия (внешняя мотивация), что поможет курсантам понять тонкости будущей профессии, не бояться трудностей, связанных со сложной профессиональной спецификой и определиться с собственными потребностями, желаниями, целями, стремлениями, способностями. Таким образом «сочетание внешних условий и процессов развития также влияет на становление мотивации» [7; 8].
Одним из компонентов структуры профессиональной самореализации личности и ее предпосылкой является самопознание, «открытие в себе новых возможностей, отыскания способов их реализации и требует познания собственного «Я» [3]. Приведем примеры различныхинтерпретаций понятия самопознания:
- «это условие получения психического и психологического здоровья личности»;
- «неотъемлемый компонент психической жизни личности, способствующий ее полноценному «функционированию»;
- «форма сознания, которая предполагает активность и самостоятельность личности как субъекта своей жизнедеятельности»;
- «средство получения внутренней гармонии и психологической зрелости»; «единственный путь для саморазвития личности, ее самореализации» [1; 7;11; 15].
Все эти понятия взаимосвязаны и не существуют изолированно, поскольку в той или иной психологической концепции только акцентируется внимание на определенном аспекте. С позиции акмеологии, «самопознание - это последовательность действий для достижения определенной цели, открытие себя, выявление, прежде всего своих положительных качеств и возможностей и тех задатков, которые затем путем самовоспитания человек может превратить в способности, талант, устойчивую черту характера» [8].
Т.М. Барышникова предлагает различать такие формы самопознания: осмысление, самокритику, самопонимание, самооценку, рефлексию [3], что является «основой процесса самореализации личности». Необходимым условием развития личности является ее постоянное пребывание в «состоянии самопознания» и развитие рефлексивных способностей. Акмеологи считают, что важным
проявлением самопознания является построение собственной Я-концепции личности, которая является предпосылкой развития рефлексии [9; 16].
Соглашаясь с этим представлением, можно считать, что результатом рефлексии как формы самопознания курсанта и составляющей его профессиональной самореализации является адекватная оценка собственных способностей, возможностей и самого себя как субъекта самореализации в полицейской профессии. Очень важным является при этом: обращение к собственному самосознанию, самоанализ, самоопределение, осознания себя и своих действий как таковых, которые должны стать предпосылкой целенаправленного профессионального развития работника полиции.
Профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, так как зависят не только от внешних, в основном благоприятных условий; но и от личностных качеств человека. Профессиональное самоопределение, начинаясь с выбора профессии, в сочетании с профессиональным обучением, специализацией, определением путей повышения квалификации, является путем к профессиональной самореализации личности. Профессиональное самоопределение курсантов, по мнению В.Г. Михайловского, достигается благодаря согласованности внутриличностных и социально-профессиональных норм, что обеспечивает «процесс формирования у курсантов положительного, заинтересованного, творческого отношения к будущей профессиональной деятельности» [16].
С точки зрения акмеологов, можно считать, что профессиональное самоопределение курсанта - это активное определение своей позиции относительно профессиональных ценностей, обязанностей, потребностей, построенное на основных личностных смыслах и ориентированное на свои способности, стремления и возможности проектирования собственной профессиональной самореализации. Е.А. Климов не ограничивает акмеологическую идею самоопределения только профессиональной самореализацией специалиста, который уже самоутвердился как профессионал, он считает, что нужно рассматривать «самоопределение растущей личности будущего профессионала», потенциального субъекта труда, который продолжает развиваться» [13].
По мнению А.К. Марковой процесс профессионального
самоопределения «предполагает развитие самосознания как формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала» [15]. Л.А. Коростылева также связывает процесс самоопределения «с функционированием самосознания, а также с самореализацией личности в деятельности, с процессами самопознания и саморегуляции» [14].
Понятие «самосознание» определяется как «один из аспектов сознания, направленной на осознание и переживание человеком себя как личности: своих переживаний, чувств, мотивов поведения, ценностей, идеалов, положительных и отрицательных качеств, а также процесс получения представлений о них. В отличие от самосознания профессиональное самосознание более специфично по своему содержанию: «это инстанция, в которой происходит оценка имеющихся достижений, однако ее можно считать избирательной деятельностью самосознания, подчиненной задаче профессионального самоопределения. Сущность последнего заключается в осознании человеком себя как субъекта будущей профессиональной деятельности» [1].
Согласно данному утверждению, развитие профессионального самосознания курсантов также в большей степени связано с развитием их личности в целом. Реализуя представления о себе в результате самопознания, самоанализа, участвуя в разных видах учебно-профессиональной деятельности, курсант имеет возможность оценить свое соответствие выбранным идеалам, осознать уровень своих возможностей, соотнести их с реальными условиями их реализации в профессиональной деятельности.
Выделяются следующие стадии развития профессионального самосознания: 1) этап неосознанности; 2) этап развития; 3) этап профессионального самоопределения; 4) этап профессионального обучения; 5) этап молодого специалиста; 6) этап профессионала; 7) этап мастера [4].
Согласно вышеназванными этапами, можно сделать вывод, что профессиональное самосознание не является константой, а наоборот, требует постоянного развития для достижения профессиональной самореализации, особенно в сфере профессий связанных с риском. В основе такого представления должно лежать не только постоянное
стремление к самовоспитанию, саморазвитию вучебно-профессиональной деятельности, но и стремление подняться на высокую ступень профессиональной карьеры.
Мы рассматриваем профессиональное самосознание курсанта как развивающуюся, саморегулируемую систему, идущую от не всегда осознанного своего выбора и восприятия будущей профессиональной деятельностиработника полиции к пониманию его основных характеристик:
- обеспечение свободы и защиты личности граждан;
- понимание человека как высшей ценности, а не как средства для достижения цели;
- честность, прямота в оценке действий;
- неприятие аморальных поступков;
- единство цели и воли коллектива;
- сотрудничество и взаимопомощь;
- равное отношение и уважение к мужчине и женщине;
- уважение к идеалам человека, его возрастным, национальным признакам, политическим взглядам, и, как следствие, к профессиональной самореализации в будущей деятельности в экстремальных условиях [6; 7].
По мнению многих исследователей И.А. Акиндиновой, В.П. Бута, А.В. Галимова, Я.В. Мацегоры и др. самосознание связано с: 1) формированием профессионализма; 2) профессиональных деформаций; 3) преодолением стрессов, 4) отношением к суициду; 5) тендерными особенностями самоутверждения и самореализации в правоохранительной деятельности; 6) с формированием партнерских отношений с населением и коллегами [2-7], что требует необходимости его учета при профессиональной подготовке будущих работников полиции.
Самооценка - существенный элемент самосознания, выступает как относительно устойчивое структурное образование - компонент Я-концепции. Основу самооценки составляет система личностных смыслов личности, выбранная ею система ценностей,она формируется на базе оценок окружающих, оценки результата собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представления о себе. Эти аспекты присутствуют в любой деятельности человека, в том числе и профессиональной.
С точки зрения акмеологических представлений, самооценка является отправной точкой в моделировании программ личностно-профессионального развития. Благодаря такому важному компоненту самооценки как «истинность, то есть адекватность отношения личности к самой себе» [1], личность дополняет, исправляет и перерабатывает представление о себе, создает установку на саморазвитие и самореализацию.
В процессе учебно-профессиональной деятельности происходят значительные изменения в динамике становления профессиональной самооценки. На этапе профессионального самоопределения прогностическая самооценка деятельности заметно зависит от общей самооценки личности и в большинстве случаев несколько завышена, что в целом играет положительную роль, позволяя ставить цели достаточно высокого уровня и активно стремиться к их достижению. Известно, что существенно завышенная или заниженная самооценка отрицательно влияет на соответствие профессионального выбора возможностям личности. Слишком низкая самооценка часто свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, порождает неуверенность курсанта в своих силах, что проявляется в чрезмерном волнении, трудностях во взаимодействии с окружающими, в реализации профессиональных возможностей. Завышенная самооценка порождает самоуверенность. Курсанты с завышенной самооценкой не способны адекватно анализировать свои действия, у них заниженные требования к себе; указания на ошибки в учебно-профессиональной деятельности они воспринимают как необъективное отношение к их личности.
Особенностью самооценки является то, что она является итогом практического опыта процесса самопознания личности. Вместе с тем, находясь в диалектической взаимосвязи с самореализацией личности, самооценка выполняет своеобразную корректирующую функцию по отношению к ней, меняя цели и смысл самореализации.
Исследователи отмечают также взаимосвязь самореализации и самоорганизации, правда, ученые определяют его неодинаково: «самореализация опирается на самоорганизацию, то есть осуществляется на ее основе» (А.К Маркова); «самоорганизация как структурный компонент самореализации» (В.П. Бут); «самоорганизация активируется на основе онтологической самости и ведет к самореализации» [4; 5; 15].
Принимая эти представления, будем считать, что самоорганизация является основой самореализации личности и является ее структурным компонентом. Эффективность самореализации зависит от самоорганизации внутренних резервов личности, правильности выбора жизненного и профессионального пути, организации деятельности, направленной на успешность результата. «С помощью самоорганизации субъект достигает поставленных целей, строит собственный жизненный путь. Самореализация приобретает продуктивный характер, когда она направлена на развитие личности и опирается на адекватные субъективные стратегии» [4].
Концепция самоорганизации является чрезвычайно актуальной для курсанта, ведь подготовка к профессиональной деятельности в специализированных учебных заведениях МВД значительно отличается от обучения в гражданских вузах. Важно правильно организовать свое время (у курсантов значительно меньше свободного времени для самоподготовки и самообразования, чем у студентов), умение самостоятельно работать, мыслить, осознавать учебный материал и уметь применять его во время практических занятий - все это можно считать необходимыми предпосылками эффективного формирования у курсантов готовности к профессиональной самореализации.
Профессиональная самореализация предполагает самопроектирование - то есть, представление о том, какой каждая личность хочет видеть себя в будущей деятельности. «Личности как субъекту деятельности свойственны такие особые индивидуальные умения, как умение прогнозировать будущую деятельность, предусматривать ее события, устанавливать оптимальные для себя режимы активности и отдыха, определять ритмы деятельности» [2].
Считается также, что важным компонентом самореализации личности является саморазвитие - это становление тех свойств и качеств, которых не было раньше, а также способностей и умений, развитие которых не прекращается даже при достижении профессионального «акме» и должно направляться на постоянное его повышение до уровня следующего «акме». Осмысление личностью процесса саморазвития как жизненной ценности, создание условий для самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности, познания, актуализация собственной индивидуальности приводит к постановке новых целей,
которые открывают возможности для новых жизненных альтернатив, для новых шагов восхождения к самоутверждению.
Совершенствование профессиональной подготовки будущих полицейских, повышение требований к их творческой самореализации, самопознания и самосовершенствования обусловлено новизной и нестандартностью служебных задач и ситуаций, которые их сопровождают. Согласно квалификационным характеристикам профессий, кроме принятия полицейским решения по выполнению задач, связанных с охраной правопорядка, защитой населения и территорий от противоправных посягательств, решаются сложные проблемы ежедневной профессиональной деятельности, устанавливаются межличностные отношения в подразделениях, прогнозируются возникновение противоправных ситуаций, разрабатываются планы реагирования на них, что достаточно часто требует творческого подхода.
Учитывая это, считаем, что важной составляющей профессиональной подготовки курсантов в вузе является формирование личности, готовой к самостоятельному творческому поиску, саморазвитию и самосовершенствованию [5; 6].
На пути самореализации курсанта встречаются объективные трудности. Следует отметить, что во время профессиональной подготовки курсантов в учебном заведении доминирует авторитарный стиль управления. Курсанты обучаются в условиях четкого распределения обязанностей, высокой регламентации жизнедеятельности, строгого уставного порядка, уставных взаимоотношений и интенсивной физической нагрузки. Курсанты находятся в условиях принудительного общения; обязаны подчиняться старшим по званию, соблюдать как формальные, так и неформальные нормы поведения; ограничены в выборе и принятии решений [7; 8].
Указанные выше факторы не способствуют формированию самостоятельности и креативности личности курсанта, способной к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию. Личности, которая стремилась бы творчески освоить новые, необходимые для своего развития знания и умения, а скорее снижают уровень самостоятельности курсантов при решении различных задач и приучают к шаблону, сдерживают самостоятельное принятие решений. Влияние этих факторов усиливается недостаточной готовностью командиров и профессорско-
преподавательского состава вуза создавать условия для проявления и развития творчества в процессе профессиональной подготовки. Это означает, что молодой специалист, придя на работу после окончания вуза, не всегда может продемонстрировать способность к творческому подходу при решении нештатных служебных задач. Это вызывает необходимость замены модели обучения информационного образца на модель самосовершенствования и активизации личности, формирования у курсанта потребности в творческой инициативе и развития его творческих способностей, самостоятельности с первых дней пребывания в специализированном вузе.
Выводы. Профессиональная самореализация курсанта, будущего работника полиции, имеет, с нашей точки зрения, следующуюфункцио-нальную структуру взаимосвязанных компонентов: 1) профессиональное самоопределение, открывающий путь к профессиональной самореализации личности 2) учебно-профессиональная мотивация, побуждающая курсанта раскрывать и реализовать свой внутренний потенциал, свои жизненные ресурсы; 3) самопознание (самокритика, самопонимание, самооценка, рефлексия) как основа процесса самореализации; 4) моделирование своей будущей профессиональной деятельности, построение эталонов в виде идеального образа профессионала; 5) саморазвитие; 6) стимулирование творческого потенциала в учебно-профессиональной деятельности, позволяющего находить нестандартные способы решения проблемных ситуаций профессионального характера; 7) самообразование.
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1980. - 198 с.
2. Акиндинова И. А. Различные аспекты самоактуализации в профессиональной деятельности / И. А. Акиндинова // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. -СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - 224 с.
3. Барышникова Т. И.Педагогические условия развития способности к самореализации / Т. И. Барышникова. - Хабаровск: Хабаровск. гос. ун-т,
2002. - 186 с.
4. Бут В. П. Методические рекомендации относительно особенностей профессионального отбора в оперативно-спасательные службы гражданской защиты МЧС Украины: уч. пособие / В. П. Бут, В. В. Вареник. - Черкассы : ЧИПБ МЧС Украины, 2004. - 133 с.
5. Га^мов А. В. Формування творчост як складово! професмно! компетентной особистост офщера / А. В. Га^мов, I. О. Грязнов, О. А. Вальчук // Зб. наук. пр. НАДПСУ. - Серiя Педагопчн та психолопчн науки. - 2009. - № 49. - С 4-8.
6. Грищенко М. В. Теоретичн проблеми самореалiзацií особистост ризиконебезпечних професм / Грищенко М. В. // Проблеми екстремально! та кризово! психологи.: зб. наук. праць. Вип. 13. - Х. : НУЦЗУ, 2013. - С. 8591.
7. Грищенко М. В. Ыдивщуально-психолопчы особливост особистост як пщстава для вибору ризиконебезпечно! професи / Грищенко М. В. // Актуальн проблеми психологи: зб. наук. праць 1нст-ту психол. iм. Г. С. Костюка НАПН Украши. - Житомир: ЖДУ iм. I. Франка, 2013. - Том VII. Еколопчна психолопя. - Вип. 34. - С. 39-49.
8. Грищенко М. В. Цшысы орieнтацií як показник професмно! самореалiзацií офiцерiв державно! служби Украши з надзвичайних ситуацм / Грищенко М. В. // Наука i освiта. - № 9. о СХХМ, 2014. - С. 113-117.
9. Деркач А. А. Акмеология : учеб. пособ. / Деркач А. А., Зазыкин В. В. о СПб. : Питер, 2003 - 256 с.
10. Диденко О.В. Аналiз зовышых чиннимв, як впливають на формування в особистост здатност до творчост / О. В. Дщенко // Зб. наук. пр. Нац. акад. держ. прикордон. Служби Украши iм. Б. Хмельницького. -Хмельницький, 2006. - № 38. - Ч. II. - С 60-91.
11. Донченко О. А. Адаптацмний невроз як ознака нашого часу / Донченко О. А. //Со^альна полiтика в Укра!н та сучасн стратеги адаптаци населення. - К.: Освта, 1994. - 40 с.
12. Желтобрюх С. П. Педагогические условия социальной адаптации курсантов военно-экономического вуза: дис. ... кандидата пед. наук: 13.00.01 / Желтобрюх Светлана Петровна. - Ярославль, 1997. - 137с.
13. Климов Е. А. Психология профессионала / Климов Е. А. П Воронеж: НПО НО-ДЭК, 1996. - 400 с.
14. Коростылева Л. А. Самореализация личности в
профессиональной среде: генезис затруднений. / Вып. под. ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. - СПб. : СПб. гос.ун-т, 2001. - 3-23 с.
15. Маркова А.К. Мотивация воинской деятельности: содержание и проблемы. - М.: Воениздат, 1994. - 374 с.
16. Михайловский В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров / В. Г. Михайловский. - М.: ВАД, 1995. - С. 53-56.
Features of professional self-realization in preparation of future ^ police officers in Ukraine
M (by M.V. Grishchenko)
Abstract: The theoretical aspects of the concept of professional self-realization and professional fulfillment of future police officer are discussed. The essence and main characteristics of this phenomenon are revealed. The author pays attention to the structure of professional fulfillment.
Keywords: personal fulfillment, professional self-realization, structure of professional self-realization, difficulty of self-realization of cadet
Сведения об авторе
Максим Витальевич Грищенко - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин, Харьковский национальный университет внутренних дел, профессор РАЕ (Харьков, Украина).
© М. В. Грищенко, 2016.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2016. — • —