Юбилей
143
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРА ПО ГИМНАСТИКЕ
ТЕРЕХИНА Раиса Николаевна - д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой теории и методики гимнастики, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. E-mail: [email protected]
МЕДВЕДЕВА Елена Николаевна - канд. пед. наук, проф., Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. E-mail: [email protected]
КРЮЧЕК Елена Сергеевна - канд. пед. наук, проф., Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. ВИНЕР-УСМАНОВА Ирина Александровна - д-р пед. наук, проф., Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта.
Аннотация. Количественные и качественные характеристики тренерских кадров являются существенными показателями возможностей страны в области подготовки высококвалифицированных гимнасток. Наша страна гордится целой плеядой выдающихся педагогов, которые прославили художественную гимнастику как вид спорта. Многие национальные федерации пользуются услугами российских тренеров, что способствует развитию художественной гимнастики в мире. Это свидетельствует об эффективности системы подготовки и повышения квалификации тренеров по художественной гимнастике в России. Прежде всего - это обучение в специальных учебных заведениях, а также повышение квалификации путём обобщения передового опыта ведущих педагогов в стране и мире. Подготовка тренеров должна вестись с учётом тех требований, которые предъявляет современная спортивная практика.
Ключевые слова: программа подготовки тренера по гимнастике, проектирование профессиональной подготовки тренера, практико-ориентированный подход, современная спортивная практика
Для цитирования:: Терехина Р.Н, Медведева Е.Н, КрючекЕ.С., Винер-Усманова И.А. Особенности профессиональной подготовки тренера по гимнастике // Высшее образование в России. 2016. № 11 (206). С. 143-146.
Современные достижения гимнасток позволяют судить об уровне развития вида спорта в целом. В основе результативности спортивной деятельности лежит профессионализм тренера.
Профессия современного тренера по гимнастике связана с необходимостью владения большим объёмом специальных знаний, навыков и умений. Лучших тренеров отличает то, что они обладают чувством перспективы, понимают, в каком направлении развивается гимнастика, какой она станет завтра. Тренеру важно четко представлять особенности професси-
ональной деятельности, учитывать, какое влияние на неё оказывает сама специфика избранного вида спорта и тенденции его развития.
Профессиональная подготовка тренера по гимнастике должна осуществляться с учётом взаимосвязи многих компонентов, обусловливающих эффективность процесса. Данная взаимосвязь может быть выражена в виде логической схемы (Рис. 1), содержательное наполнение которой циклически обновляется вместе с динамикой изменений, происходящих в нашем виде спорта. При этом решение задач проекти-
144
Высшее образование в России • № 11, 2016
процесс профессиональной подготовки тренера по виду спорта
образовательная программа подготовки по направлению высшего образования
федеральный государственный
образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки
ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОЙ СБОРНОЙ КОМАНДЫ РФ
федеральный стандарт спортивной подготовки
по виду спорта «художественная гимнастика»
тенденции развития вида спорта «художественная гимнастика»
Рис. 1. Логическая схема компонентов профессиональной подготовки тренера по гимнастике
рования процесса профессиональной подготовки в долгосрочной перспективе должно базироваться на систематическом взаимодействии педагогов и студентов кафедр, реализующих программы подготовки будущих тренеров, со специалистами детско-юношеских спортивных школ, а также сборных команд по гимнастике. Только такой практико-ориентированный подход
позволяет определить действительные запросы современной спортивной подготовки и адекватно спроектировать соответствующий учебный процесс в вузе.
Исторически сложилось так, что кафедра теории и методики гимнастики НГУ им. П.Ф. Лесгафта является не только местом зарождения художественной гимнастики, но и методическим центром профес-
Юбилей
145
сиональной подготовки и повышения квалификации тренеров для этого вида спорта. Гимнастки высокой квалификации ежегодно поступают на кафедру и продолжают изучать различные аспекты этого вида спорта. Среди выпускников университета - олимпийские чемпионки Алина Кабаева и Евгения Канаева. Аспиранты, магистры и студенты активно участвуют в деятельности комплексной научной группы по научно-методическому обеспечению сборных команд России по художественной гимнастике, а также проводят исследования в рамках научно-исследовательских работ Министерства спорта. Кроме
того, ведущие специалисты кафедры осуществляют тесную связь с техническим комитетом по художественной гимнастике Международной федерации (FIG) и ведут исследования, направленные на повышение объективизации экспертной оценки исполнительского мастерства гимнасток. Совместно с Всероссийской федерацией и тренерами детско-юношеских спортивных школ, культивирующих художественную гимнастику, осуществляется обоснование и подготовка программных документов (Федеральный стандарт спортивной подготовки, Программа спортивной подготовки, Целевая ком-
146
Высшее образование в России • № 11, 2016
плексная программа и др.). Постоянное участие специалистов кафедры в системе подготовки спортивного резерва и сборных команд России по художественной
гимнастике позволяют реализовывать принцип обратной связи и своевременно вносить коррективы в содержание программы подготовки будущих тренеров.
Статья поступила в редакцию 19.07.16.
CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL TRAINING OF GYMNASTICS COACHES
TERYOKHINA Raisa N. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Head of the Gymnastics Theory and Methods Department, Lesgaft National University of Physical Education, Sport and Health. St. Petersburg, Russia. E-mail:
MEDVEDEVA Elena N. - Cand. Sci. (Pedagogy), Prof., Lesgaft National University of Physical Education, Sport and Health. St. Petersburg, Russia. E-mail: [email protected] KRYUCHEKElena S. - Cand. Sci. (Pedagogy), Prof., Lesgaft National University of Physical Education, Sport and Health. St. Petersburg, Russia.
VINER-USMANOVA Irina A. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Lesgaft National University of Physical Education, Sport and Health. St. Petersburg, Russia.
Abstract. Quantitative and qualitative characteristics of coaches are the essential indicators of possibilities for preparing highly qualified gymnasts in the country. Our country is proud of a great number of outstanding coaches, who glorified rhythmic gymnastics as a sport. Many National Federations invite Russian coaches and this promotes developing rhythmic gymnastics in the world, testifies the effectiveness of the training system, and enhances coaches' qualification in rhythmic gymnastics in Russia. The high quality of gymnastics coaching is provided by education in special educational establishments and also qualification development by means of assimilating and mastering of the previous experience of the leading coaches in the country and all over the world. Coach preparation should be led by paying special attention to the demands of the contemporary sports practice with the consideration of the future.
Keywords: contemporary sporting practice, gymnastics coach training programme, designing of coach training programme, practice-oriented approach
Cite as: Terhyokhina, R.N., Medvedeva, E.N., Kryuchek, E.S., Viner-Usmanova, I.A. (2016). [Characteristics of Professional Training of Gymnastics Coaches] Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11 (206), pp. 143-146. (In Russ., abstract in Eng.)