УДК 1/159.9 ББК 88
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА ЕФИМЕНКО,
аспирант кафедры Социальной психологии Московского института психоанализа
Научная специальность E-mail: [email protected])
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В настоящее время психологическое консультирование стремительно развивается, оно стало частью жизни современного общества, и сравнительно недавно возникшая специальность психолог-консультант стала массовой профессией. Постоянно возрастающая потребность в этой профессии ведет к быстрому увеличению количества специалистов психологов-консультантов, в то время как практика их подготовки в вузах нуждается в совершенствовании.
Ключевые слова: умение слушать, навыки общения, коммуникативная компетентность, профессиональная подготовка психолога-консультанта, профессионально важные качества психолога.
Annotation. Now counseling is developing rapidly, it has become part of modern life, and relatively recently emerged specialized counselor became a mass profession. Constantly increasing demand for this profession leads to a rapid increase in the number of specialist counselors, while the practice of their training in universities needs to be improved.
Keywords: listening skills, communication skills, communicative competence, training consultant psychologist, professionally important qualities of the psychologist.
Введение. Обучение в вузе на факультетах психологии является одним из важнейших этапов профессионального становления будущих психологов-консультантов. В этот период времени формируется представление о будущей профессии, закладываются основы профессиональных качеств, вырабатываются специальные профессиональные умения и навыки, необходимые будущему психологу-консультанту; возникает позитивное отношение к обучению по данной специализации. Возрастающая потребность в ней ведет к быстрому увеличению количества психологов-консультантов, в то время как практика их подготовки в вузах несколько отстает от потребностей жизни и нуждается в совершенствовании.
Сложившаяся система подготовки будущих психологов-консультантов основное внимание уделяет не столько развитию личности специалиста, сколько его интеллекту и обеспечению необходимым минимумом знаний. В такой системе студент формируется в основном как носитель информации, а должного внимания развитию его личности и профессиональных умений и навыков не уделяется.
Подготовка современного психолога-консультанта сложна, поскольку в ней необходимо учитывать
не только теоретическую базу, но и практическую готовность психолога-консультанта к работе. Взаимодействие теории и практики, где соединяются научные знания и их практическое применение, составляет основу и, вместе с тем, определенную проблему в подготовке психологов-консультантов. Именно здесь возникают главные трудности в разработке программ профессионального образования будущих психологов-консультантов. Общего психологического образования, которое получают студенты-психологи в современных вузах, им зачастую не хватает для качественного проведения психологического консультирования.
В отечественной научной литературе существует немало исследований, посвященных изучению проблемы формирования и развития навыков общения, умения слушать, формированию эмпатии, мотивации к обучению. Данные проблемы изучали, например, Т.З. Адамьянц [1, с. 130—139], Т.А. Гончар [2], Е.А. Ичаловская [4, с. 64—66], Ю.М. Орлов [5] и др. Их работы значительно обогатили представления о коммуникативной компетентности, но тот факт, что соответствующие проблемы и вопросы поднимаются до сих пор, говорит о недостаточной изученности
проблемы, особенно применительно к практике подготовки психологов-консультантов.
Цель исследования — разработка и опытная проверка практической модели профессиональной подготовки психологов-консультантов, обеспечивающей улучшение качества подготовки будущих специалистов и совершенствование на этой основе практики психологического консультирования. Предполагалось, что организация учебных занятий в виде разработанного нами тренинга будет способствовать развитию профессионально важных умений и навыков психологов-консультантов как основы их профессиональной компетентности, а также повысит мотив достижения успехов.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на студентах, получающих дополнительное образование по специализации «Психологическое консультирование» в Московском институте психоанализа. В эксперименте приняли участие 182 студента.
Тренинг был разработан, опираясь на данные, представленные в современных исследованиях по психологическому консультированию, а также на сведения, полученные в результате анализа организации практик подготовки психологов-консультантов в ряде ведущих вузов страны.
Предполагалось, что включение студентов в соответствующий тренинг будет способствовать приобретению ими умений, навыков и ряда важных для профессии психолога-консультанта личностных качеств, в том числе эмпатии как психологической основы профессиональной компетентности будущего психолога-консультанта.
Программа тренинга включала четыре составляющие.
1. Информационно-теоретические знания общего характера о психологическом консультирова-
нии и общении, используемом в процессе проведения консультирования.
2. Практические упражнения, направленные на формирование навыков общения с людьми.
3. Упражнения, ориентированные на выработку специальных профессиональных умений и навыков, связанных с организацией и проведением консультирования на разных его этапах.
4. Блок упражнений, направленных на формирование у студентов эмпатии.
Опытная часть исследования была проведена с участием экспериментальной и контрольной групп. В экспериментальной группе занятия проводились по предложенной тренинговой программе. В контрольной группе обучение студентов-психологов велось традиционными методами. В обеих группах была проведена входная и выходная психодиагностика знаний, умений, навыков, а также психологических свойств, которые должны были, согласно гипотезе, сформироваться и развиться в проведенном эксперименте.
В исследовании были использованы следующие методики:
1) методика «умение слушать» [6, с. 567, 568];
2) «опросник оценки навыков общения» (авторский);
3) методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко;
4) «вопросник для оценки профессиональных знаний и умений психолога-консультанта» (авторский);
5) тест на мотивацию достижения успехов и избегания неудач Т. Элерса;
6) тест самоактуализации Э. Шострома (адаптация Е.А. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовицкой).
Результаты исследования и их обсуждение. Предполагалось, что проведение эксперимента по данной программе будет способствовать формированию и развитию у студентов — будущих психологов-кон-
Рис. 1. Оценка профессиональных знаний и умений по предмету «Психологическое консультирование» в экспериментальной и контрольной группах испытуемых до и после эксперимента
30 25 20 15 10 5 0
До эксперимента
Т
После эксперимента
П
Экспериментальная группа Контрольная группа
Рис. 2. Уровень развития умения слушать у студентов экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента
сультантов следующих психологических свойств и форм профессионального поведения:
1) коммуникативная компетентность (умение слушать, навыки общения и эмпатические способности);
2) знания в области психологического консультирования;
3) мотивы достижения успехов;
4) самосознание;
5) умение слушать;
6) способность подстраиваться под собеседника в процессе общения;
7) умение сопереживать;
8) эмпатические способности.
На рисунке 1 представлены оценки знаний по предмету «Психологическое консультирование» до и после эксперимента в экспериментальной и контрольной группах.
Значение t — критерия в экспериментальной группе оказалось равным 6,5 (р < 0,001), в то время как в контрольной группе этот показатель составил t = 1,5 (р > 0,05). Это означает, что в результате проведенных тренинговых занятий студенты из экспериментальной группы получили более глубокие знания по психологическому консультированию, чем те, которыми располагали студенты из контрольной группы.
Данные, касающиеся развития умения слушать у студентов экспериментальной и контрольной групп, представлены на рисунке 2. В нем указаны средние значения показателя умения слушать в обеих группах до и после эксперимента.
В экспериментальной группе испытуемых, которые принимали участие в тренинге, уровень умения слушать повысился, и его среднее значение после окончания эксперимента увеличилось на 4,1 балла. Что касается контрольной группы, то в ней существенных изменений не произошло, и уровень умения слушать за время проведения эксперимента вырос только на 1,8 балла.
Статистическая проверка изменений, которые произошли в экспериментальной группе в процессе формирующего эксперимента, показала, что они являются достоверными, ^ = 2,3; р < 0,05), в то время как в контрольной группе наблюдалась лишь тенденция к росту, статистически не достоверная = 1,3; р > 0,05).
Обратимся к данным, полученным по «Опроснику для оценки навыков общения». Они представлены на рисунке 3.
У студентов, принявших участие в тренинге, уровень развития навыков общения повысился на 0,36 балла. До эксперимента он составлял 3,51 балла, а после эксперимента стал равным 3,87 балла. Что касается контрольной группы, то в ней уровень навыков
4 3,8 3,6 3,4 3,2
Экспериментальная группа Контрольная группа
До эксперимента
После эксперимента
Рис. 3. Уровень развития навыков общения в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента
30 20 10
0
Экспериментальная группа Контрольная группа
До эксперимента
После эксперимента
Рис. 4. Уровень развития эмпатических способностей по В.В. Бойко у испытуемых экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента
общения с 3,63 баллов повысился до 3,73 баллов, что составило 0,1 балла. Статистически проверив произошедшие изменения, мы получили следующие результаты. В экспериментальной группе изменения оказались статистически значимыми при t = 2,25 (р < 0,05). Что касается контрольной группы, то здесь показатель t составил 0,52 и не является достоверным. Из этих данных можно сделать вывод о том, что проведенный тренинг положительно повлиял на развитие навыков общения.
На рисунке 4 представлены данные, касающиеся развития эмпатии у испытуемых из экспериментальной и контрольной групп.
Данные, представленные на рисунке 4, указывают на то, что в экспериментальной группе студентов, которые принимали участие в тренинге, уровень эмпатии повысился, и его среднее значение по сравнению с состоянием до эксперимента увеличилось на 5,0 баллов. Что касается контрольной группы, то в ней за
время проведения эксперимента существенных изменений в эмпатии не произошло, и уровень эмпатии вырос только на 1,8 балла. Эти различия являются статистически значимыми при t = 2,3 (р < 0,05) для экспериментальной группы. Следовательно, в результате проведенного тренинга произошли статистически достоверные изменения в положительную сторону уровня эмпатии. Что касается контрольной группы, то здесь показатель t составил 0,8 и не является достоверным.
Результаты, касающиеся развития мотивов достижения успехов и избегания неудач в экспериментальной и контрольной группах представлены на рисунках 5 и 6.
В контрольной группе испытуемых существенных изменений, относящихся к развитию этих двух мотивов, не произошло. Что касается изменений в экспериментальной группе, они произошли и заключаются в следующем. Во-первых, увеличился мотив достиже-
20 15 10 5
0
Экспериментальная группа Контрольная группа
До эксперимента
После эксперимента
Рис. 5. Уровень развития мотива достижения успеха у экспериментальной и контрольной групп до начала и после окончания эксперимента
25 20 15 10 5 0
Экспериментальная группа Контрольная группа
До эксперимента
После эксперимента
Рис. 6. Уровень развития мотива избегания неудач у экспериментальной и контрольной групп до начала и после окончания эксперимента
ния успехов с 14,3 до 18,2 (это статистически достоверный результат, t = 2,2; р < 0,05). Во-вторых, была отмечена тенденция уменьшения силы мотива избегания неудач с 2,2 до 1,8, хотя эти различия статистически достоверными не оказались ^ = 1,1; t =1,98). Соответственно, можно говорить лишь о тенденции наличия статистических различий. В результате проведенного входного и выходного тестирования в группах-участниках эксперимента было установлено, что средние показатели в экспериментальной группе возросли больше, чем в контрольной.
Обработка результатов по тесту самоактуализации Э. Шострома дала следующие результаты. Значительные изменения произошли по шкале синергии. Здесь средний балл вырос с 2,8 до 4,2. Это статистически достоверно при t = 2,2, р < 0,05. Следовательно, после тренинга у студентов из экспериментальной группы произошли существенные позитивные изменения по шкале синергии, отвечающей за способность к целостному восприятию мира и людей. Что касается уровня развития самоактуализации в контрольной группе, то здесь за время проведения эксперимента существенных, статистически значимых изменений не произошло.
Было также проведено сравнение уровня развития самоактуализации между группами до и после эксперимента. Статистически значимыми оказались результаты по шкале представлений о природе человека. Здесь показатель t=3,0, при р < 0,01. Значимые изменения произошли и по шкале контактности. После окончания эксперимента t = 2,1, что статистически достоверно при р < 0,05. Наметилась тенденция к росту по шкалам поддержки ^ = 1,7) и ценностных ориента-ций = 1,7). Правда, соответствующие различия статистически достоверными не оказались.
Вывод. Таким образом, предложенная модель профессиональной подготовки будущих психологов-консультантов себя оправдала, а связанные с ней гипотезы в опытной части проведенного исследования экспериментально подтвердились.
Литература
1. Адамьянц Т.З. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека // Мир Психологии. 2008. № 1.
2. Гончар Т.А. Формирование ключевых компетенций у студентов психологических специальностей: Дисс. ... канд. пед. наук, М., 2013.
3. Зимняя И.А. Психология говорения и слушания: Дисс. ... докт. псих. наук. М., 1973.
4. Ичаловская Е.А. Роль эмпатии в воспитании конкурентоспособного специалиста // Актуализация технологии личностного ориентирования на самоидентификацию модели современного специалиста. Воронеж, 1998.
5. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективной учебной деятельности студентов вуза: Дисс. ... докт. псих. наук. М., 1984.
6. Райгородский Д.Я. Психодиагностика персонала. Т. 4. М.: Барбах. Самара, 1998.
7. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
8. McClelland D.C., Winter D.G. Motivating Economic Achievement. N.Y., 1969.
9. Rodgers C.R. Empatic: annappiciated way of being // The Counceling Psychologist // 1975, V. 5, № 2.
References
1. Adamiants T.Z. Kommunikativnye navyki kak kharakteristika i uslovie optimizatsii vzaimodeistviia cheloveka // Mir Psikhologii. 2008. № 1.
2. Gonchar T.A. Formirovanie kliuchevykh kom-petentsii u studentov psikhologicheskikh spetsialnostei: Diss. ... kand. ped. nauk, M., 2013.
3. Zimniaia I.A. Psikhologiia govoreniia i slusha-niia: Diss. ... dokt. psikh. nauk. M., 1973.
4. Ichalovskaia E.A. Rol empatii v vospitanii kon-kurentnosposobnogo spetsialista // Aktualizatsiia tekh-nologii lichnostnogo orientirovaniia na samoidentifi-katsiiu modeli sovremennogo spetsialista. Voronezh, 1998.
5. Orlov Iu.M. Potrebnostno-motivatsionnye fak-tory effektivnoi uchebnoi deiatelnosti studentov vuza: Diss. ... dokt. psikh. nauk. M., 1984.
6. Raigorodskii D.Ia. Psikhodiagnostika personala. T. 4. M.: Barbakh. Samara, 1998.
7. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
8. McClelland D.C., Winter D.G. Motivating Economic Achievement. N.Y., 1969.
9. Rodgers C.R. Empatic: annappiciated way of being // The Counceling Psychologist // 1975, V. 5, № 2.