УДК 378
Тайкова Людмила Владимировна
ассистент кафедры профессионального педагогического образования и социального управления, аспирант Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого [email protected] Lyudmila V. Taykova
assistant to chair of professional pedagogical education and social management, graduate student of the Novgorod state university of a name of Yaroslav the Wise [email protected]
Особенности профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в системе высшего образования
Features of vocational training of preschool teachers in system of the higher
education
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы подготовки педагогических кадров для системы дошкольного образования в вузе. Выделены наиболее значимые особенности деятельности педагога детского сада.
Ключевые слова: профессиональная подготовка педагогов, дошкольное образование, система высшего образования.
Summary. In article some problems of preparation of pedagogical shots for system of preschool education in higher education institution are considered. The most significant features of activity of the teacher of kindergarten are marked out.
Keywords: vocational training of teachers, preschool education, system of the higher education.
Сложные и противоречивые изменения, происходившие в нашей стране за последние годы, серьезно повлияли на все институты жизни общества, и, прежде всего, на образование, потребовали переосмысления качества профессиональной подготовки педагогических кадров. В условиях гуманизации образования, когда индивидуальность человека является высшей ценностью, формирование профессиональной индивидуальности будущего педагога становится одной из важнейших задач системы профессиональной подготовки.
Проблема подготовки педагога дошкольного образования в настоящее время является чрезвычайно важной - это первая образовательная ступень человека. Современная государственная политика в области образования в нашей стране предусматривает серьезные изменения в сфере дошкольного образования: предстоит значительная работа по повышению престижа деятельности педагога, который стоит у истоков человеческой личности и имеет дело с особым внутренним миром ребенка, отличающимся особой пластичностью и огромными потенциальными возможностями.
Пересматриваются концепции дошкольного образования, сделан акцент на предшкольном образовании детей. Высшая педагогическая школа активно переходит к многоуровневой системе образования, определяющей содержание и процесс профессиональной подготовки студентов. Концептуальные аспекты перехода высшего образования к многоуровневой системе обсуждались в научных публикациях, на международных и региональных семинарах и конференциях (Г.А. Балыхин, Н.Ф.Голованова, Л.С.Гребнев, В.Б.Касевич, В.Колесов, Д.Ливанов, М.А.Лукацкий, А.М.Митлева, Ю.М.Перегудова, В.А.Садовничий, В.М.Филиппов, А.А.Фурсенко, Е.В.Шаренкова и др.).
Стоит отметить несколько преимуществ двухуровневой системы подготовки профессионалов с высшим образованием: бакалавр по сравнению со специалистом соответствует международной классификации и приветствуется зарубежными работодателями; фундаментальная основа подготовки бакалавров в соответствии с ГОС позволяет без особых усилий сменить профессию, т.е. за один год можно перейти к любой совместимой профессии.
Переход российского высшего образования на уровневую основу, позволяет готовить бакалавров как специалистов с базовым высшим образованием. В связи с этим возникает такая проблема, как перестроение образования таким образом, чтобы бакалавриат гарантировал получение выпускником вуза подготовки, позволяющей ему осуществлять основные виды профессиональной деятельности; привлекал работодателей к участию в подготовке бакалавров педагогики, востребованность которых на рынке труда как специалистов определяется профессиональной компетентностью [1].
В качестве основной методологической идеи многоуровневой профессионально-педагогической подготовки выступает непрерывное образование, которое рассматривается как структурная характеристика многоуровневой подготовки. В свою очередь, многоуровневость образования рассматривается как форма организации непрерывного образования. Эта позиция определяет возможность рассмотрения специфики современного этапа реформирования высшего педагогического образования как становления традиции многоуровневой педагогической подготовки. Логика непрерывного образования заключается в предоставлении обучающемуся такого базового общего и профессионального образования соответствующего уровня, которое позволяло бы ему постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень в соответствии со своими потребностями и потребностями общества [2].
Образование, выстроенное по двухуровневой системе, предполагает опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых социальных ролей и функций. В данном случае главным становится не информированность студента, а его умение решать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности, в практической жизни при выполнении социальных ролей, при овладении профессией в высшем учебном заведении, при самоорганизации, выборе стиля и образа жизни и т.д. [1].
Двухуровневая модель «бакалавриат - магистратура» представляет студентам возможность стать участником образовательного процесса, представляя право на выбор профиля подготовки в процессе самого обучения в вузе. В период обучения в бакалавриате студент получает общее ориентированное профессиональное образование, содержание которого интегрирует базовую фундаментальную подготовку по социально-экономическому, гуманитарному, естественно-научному и
общепрофессиональному блокам дисциплин [2, с.65]. Уровень бакалавриата ведёт к освоению ключевых, необходимых для любой профессиональной деятельности (умение работать с информацией, вступать в коммуникации, владение социально-правовыми основами поведениями личности в обществе и т.д.) компетентностей и базовых, отражающих специфику определённой профессиональной деятельности, до уровня, позволяющего применять их в стандартных ситуациях [3]. Обучение в бакалавриате даёт общетеоретическую базу для дальнейшего освоения конкретной выбранной профессии в процессе трудовой деятельности либо путём самообразования. Бакалаврский уровень востребован теми студентами, для которых достаточным является овладение базовыми общими и профессиональными знаниями, умениями и навыками. Выпускники магистратуры, в свою очередь, получают углубленную фундаментальную и профессиональную подготовку.
Бакалавриат - базовый уровень законченного высшего образования. Это не профессиональное, а общее высшее образование - в отличие от магистратуры и специалитета. Основная характеристика бакалавриата - это практико-ориентированное обучение. Студент, в дальнейшем «бакалавр», получает фундаментальную подготовку в широкой области знаний по выбранному направлению. Кроме того, в программу бакалавриата входят базовые сведения из других научных областей. Данный уровень высшего профессионального образования (бакалавриат) не имеет узкой специализации. По окончании данного уровня выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр» [4]. Главной функцией бакалавриата становится не профессиональная подготовка, а социализация молодежи. Рынок труда требует всё больше мобильных специалистов, способных выполнять работу, относящуюся к разным отраслям знаний и требующую навыков приспособления к быстро меняющимся условиям рынка труда.
Современная педагогическая действительность характеризуется усложнением профессионального содержания подготовки педагога дошкольного образовательного учреждения, так как сегодня необходим педагог высокой культуры, развивающий индивидуальные потенциалы своих воспитанников и свои собственные, способный к постоянному личностно-профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.
Поэтому, профессиональная деятельность педагога дошкольного образования, наряду с общими для педагогической деятельности чертами, обладает рядом особенностей. Первая особенность профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования заключается в умении и
способности развивать ребенка как самобытную личность. Вторая особенность касается вопроса педагогических технологий, т.к. новые Федеральные государственные требования к содержанию образовательной программы детского сада предполагают не только включение инвариантного раздела, но и вариативного, учитывающего специфику деятельности конкретного дошкольного образовательного учреждения. Следующая особенность подготовки педагога дошкольного образования связана с его личностью. Так как специфика деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения такова, что личностные характеристики специалиста, наряду с его профессиональными качествами, являются факторами, определяющими эффективность педагогической деятельности [5].
В силу особенностей профессиональной деятельности процесс и результат подготовки педагога дошкольного образования в условиях вуза должен обладать спецификой. Процесс вузовского педагогического образования должен быть в значительной степени ориентирован на развитие не только профессионально важных знаний и умений, но и личностных свойств. Поэтому, на наш взгляд, в настоящее время наиболее подходящим для реализации целей образования является компетентностный подход. Следующая особенность заключается в том, что студент должен быть включен в процесс собственного профессионального становления. Уже на этапе профессионального самоопределения студент должен осознать свои интеллектуальные и личностные возможности и соотнести их с требованиями педагогической профессии [5].
Следует отметить, что профессиональные качества педагога дошкольного образования не появляются сами по себе, они могут и должны быть сформированы в процессе подготовки педагогов в ВУЗах.
Литература:
1. Зёлко, А.С. Педагогическая поддержка студентов вузов при переходе на двухуровневую систему подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08/ А.С. Зёлко ; Балтийский федерал. ун-т им. И. Канта. - Калининград, 2011. -23с.
2. Дьяконов, С. Концепция перехода к двухуровневой подготовке кадров / С. Дьяконов, Р. Зинурова //Высшее образование в России. - 2008. - № 2. - С.64-69.
3. Митяева, А.М. Направленность содержания многоуровневого высшего образования на развитие учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров / А.М. Митяева // Управление общественными и экономическими системами. - 2007. - №1.
4. Панкратова М.Е., Рашева Н.Ю. Многоступенчатая структура подготовки в рамках российского высшего профессионального образования: преимущества и недостатки. [Электронный ресурс]. Систем. Требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://gpf.mstu. edu. ru/files/education.pdf
5. Принципы подготовки педагогов дошкольного образования в контексте обновления высшего профессионального образования/Н.Белкина,
Т.А. Степанова/Ярославский педагогический вестник (Психолого-педагогические науки)- 2012 - № 2 - Том II. С.151-153.
Literature:
1. Zyolko, A.S. Pedagogicheskaya support of students of higher education institutions upon transition to two-level system of preparation: автореф. yew. ... edging. пед. sciences: 13.00.08/Ampere-second. Zyolko; Baltic federal soldier. un-t of I. Kant. - Kaliningrad, 2011. - 23 pages.
2. Deacons, Page. The transition concept to two-level training / Page. Deacons, R. Zinurova//the Higher education in Russia. - 2008 . - No. 2. - Page 64-69.
3. Mityaeva, A.M. Napravlennost of the maintenance of multilevel higher education on development of educational and research competence of bachelors and masters / A.M. Mityaeva//Management of public and economic systems. - 2007 . -No. 1.
4. Pankratova M. E. Rasheva N. Yu. Multistage structure of preparation within the Russian higher education: advantages and shortcomings. [Electronic resource]. Systems. Requirements: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://gpf.mstu.edu. ru/files/education.pdf
5. The principles of training of preschool teachers in a context of updating of the higher professional education / Н.Белкина, T.A. Stepanova//the Yaroslavl pedagogical messenger (Psychology and pedagogical sciences) - 2012 - No. 2 -Volume II. Page 151-153.