Научная статья на тему 'Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения'

Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8417
826
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФКОНСУЛЬТАНТ / БЕЗРАБОТИЦА / ВЫПУСКНИК / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / EMPLOYMENT / LABOR MARKET / VOCATIONAL GUIDANCE / THE EXPERT IN VOCATIONAL GUIDANCE / UNEMPLOYMENT / THE GRADUATE / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шикина Елизавета Александровна

В статье анализируется современная система профориентации, ее влияние на рынок труда, приводятся результаты проведенного автором эмпирического исследования, выносятся рекомендации по совершенствованию профориентационной работы среди школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шикина Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VOCATIONAL COUNSELLING OF GRADUATES OF SCHOOLS: PROBLEMS AND DECISIONS

In article the modern system of vocational guidance, its influence on a labor market is analyzed, results of the empirical research carried out by the author are brought, and recommendations about work perfection about vocational guidance among schoolboys are taken out.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения»

УДК 316.334.2+331. 5

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Шикина Елизавета Александровна

Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Г ригорьевича и Николая Г ригорьевича Столетовых студентка e-mail: liza.shikina@yandex. ru

Аннотация. В статье анализируется современная система профориентации, ее влияние на рынок труда, приводятся результаты проведенного автором эмпирического исследования, выносятся рекомендации по совершенствованию профориентационной работы среди школьников.

Ключевые слова: занятость, рынок труда, профориентация,

профконсультант, безработица, выпускник, самоопределение.

Сегодня российская экономика переживает период глубокого реформирования, это оказывает существенное влияние на предложение на рынке труда и выбор профессии выпускниками общеобразовательных учреждений. Проблемы профессиональной ориентации актуализируются в связи с тем, что повышаются требования к общеобразовательной школе и ее выпускникам. Трудность сложившейся ситуации заключается в том, что процесс перехода к рыночной системе еще не завершен, и поэтому структуры спроса-предложения на рынке труда находятся в стадии их формирования. В этой связи молодые люди, находящиеся в ситуации профессионального выбора, осуществляют его либо на основе искаженных представлений о рынке труда, либо вообще не могут определиться с предпочтениями.

По мнению автора, профессиональное самоопределение нельзя сводить к одномоментному мероприятию по выбору профессии. Его необходимо рассматривать как сложный и длительный процесс, в результате которого происходит увязка личностных свойств и профессиональных требований. Чтобы профессиональная ориентация в школе дала нужные результаты, она должна быть непрерывной, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов. В настоящее время исследователи выделяют следующие компоненты профориентационной работы:

-профессиональное просвещение, то есть информирование учащихся о мире профессий, их особенностях и условиях труда, а также формирование профессиональных установок;

-профессиональная консультация, которая заключается в оказании такого воздействия на клиента профориентации, в результате которого определяются соответствия личностных характеристик человека (индивидуальных, психологических) конкретным требованиям определенных профессий;

©Шикина Е.А.

-профессиональный отбор, представляющий собой мероприятие, цель которого состоит в раскрытии пригодности индивида к тому или иному виду деятельности;

-социально-профессиональная адаптация - процесс и способствование такому процессу адаптации молодых специалистов к условиям труда, коллективу и специфическим особенностям конкретной профессии.

На отдельных этапах профессиональной ориентации соответствующие мероприятия проводятся педагогическим коллективом школ. Однако, на наш взгляд, их проведение должно быть прерогативой специалистов-профконсультантов, компетентных во всех аспектах профессиональной ориентации.

Следует заметить, что проблема профориентации является комплексной, требующей междисциплинарных подходов к решению (как и многие проблемы регулирования рынка труда). [2, с.3] Однако в ней ярко выражен

экономический аспект выбора профессии. Так, низкий интерес к конкретному виду труда и отсутствие мотивации к деятельности напрямую влияют на возникновение ущерба производству (аварии, брак), а соответствие человека выбранной им профессии, напротив, способствует росту производительности труда и успешной реализации индивида, а значит, наиболее эффективному использованию трудовых ресурсов.

Однако институты социализации практически не оказывают системного воздействия на выпускника, поэтому интерес к профессиям редко идет в разрез с групповыми мнениями и стереотипами. То есть, среди преобладающих направлений деятельности уже многие годы находятся экономическое, юридическое. Между тем, в условиях диспропорционального рынка труда в России [3, с. 181], ситуация конкуренции среди соискателей на вакантные должности всё более усугубляется с притоком специалистов одинакового профиля. В условиях увеличения дифференциации заработной платы наиболее оптимальным видится ориентирование школьников не только на доходные, но и преимущественно востребованные профессии, что только увеличит уровень занятости в будущем. Однако профессиональная ориентация зачастую оказывается оторванной от реально существующей ситуации. Так, например, С.В. Малин и А.А. Поляруш отмечают, что добиться значимого эффекта от разовых мероприятий не представляется возможным. По мнению авторов, необходимо обеспечить формирование системы взаимодействия образовательных учреждений, властных структур, родителей и потенциальных работодателей [4, с.116].

Также одной из проблем молодежной занятости является переход к практике прерывистой занятости и неоднократной смене рода деятельности. Многие молодые люди ориентируются на получение нескольких профессий, поскольку не уверены в своем профессиональном будущем. А смена профессий и мест работы приводит к увеличению затрат на переподготовку специалистов.

Недостатки профориентации сказываются и при приеме на работу: причинами неудач зачастую становится неумение сделать грамотную самопрезентацию или составить резюме. Нестабильность молодежи как

©Шикина Е.А.

трудового ресурса выражается в постоянной смене мест работы по разным причинам, нежелании руководителей принимать специалистов без опыта работы и необходимых квалификационных навыков. Реальное состояние сферы профессиональной ориентации школьников не соответствует в полной мере современным образовательным требованиям: имеет место серьезное

ослабление внимания к вопросам социально-профессионального самоопределения учащихся во всех типах учебных заведений и, прежде всего, в общеобразовательной школе, недостаточно развиты связи между системой образования и рынком труда.

H.С. Пряжников среди проблем, препятствующих эффективной профориентационной работе, выделяет следующие [5, с. 47]:

I. Неопределенность целей профессионального самоопределения на уровне государственной власти.

2. Отсутствие принятых в социуме образов жизненного и профессионального успеха.

3. Отсутствие одобряемой обществом элиты, не только обладающей талантами, но и способной направлять их на пользу обществу.

4. Недостаток смелости и упорства педагогов, зачастую не желающих рисковать при столкновении с сложными проблемами профессионального самоопределения в условиях затянувшегося социально-экономического и духовного кризиса.

5. Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных наук и сфер познания.

6. Недостаточность времени, отведенного в школах для работы по профориентации.

7. Относительно слабое привлечение в профориентационную работу родителей учащихся.

8. Слабое внимание к школьной профориентационной работе различных социальных институтов (кадровых служб фирм и организаций, работников многих вузов и колледжей, медицинских учреждений, правоохранительных учреждений и т.п.).

9. Явный недостаток новых методик, предполагающих активизацию выпускников на рассмотрение проблем самоопределения в плане реализации возможностей и способностей на благо общества.

Таким образом, молодые люди, поступая на невостребованные профессии, заведомо рискуют оказаться в числе безработных. Так, например, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в конце апреля 2012 составила 1 254 000 человек. Росстат сообщает, что средний возраст безработных в апреле 2012г. составил 35,2 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,1%. Отчасти, возникновение у молодежи проблем с трудоустройством можно связать и с неэффективной профориентационной работой. Молодые люди, как правило, еще не имеют четких профессиональных целей, нестабильны в плане закрепления на одном рабочем месте, а также не имеют достаточного опыта работы и квалификации.

©Шикина Е.А.

Поэтому развитие и раскрытие потенциала будущих специалистов является немаловажным аспектом в реализации образовательных программ.

Также одной из проблем в сфере ориентирования молодежи является формирование у выпускников интереса к профессиям массового характера (строительство, обслуживание, транспорт, промышленность), а также к профессиям бюджетной сферы (например, педагог сельской местности).

В связи с этим можно говорить о том, что отсутствует адресность в обучении и ориентация образования на конкретного работодателя. Экономический заказ есть, а между тем многие специалисты - в числе безработных. Это в очередной раз доказывает, что работа по профессиональной ориентации не является комплексной и системной, а ее содержательная сторона весьма ограничена.

Всероссийский центр изучения общественного мнения обнародовал результаты исследования, проведенного в ноябре 2011 года, которое было посвящено восприятию и отношению к современной системе профессионального образования в России. Опрос проводился в четырех целевых аудиториях: ученики 9-х и 11-х классов школ, родители учеников, студенты НПО и СПО (учебных заведений начального и среднего профессионального образования), студенты вузов.

Родители, по результатам данного опроса, хотят видеть своих детей работающими в банковской и экономической сфере (32 и 31% соответственно). А самыми неудачными вариантами занятости признаются охрана и безопасность, делопроизводство. Важнейший критерий оценки профессионального образования для всех участников исследования -востребованность на рынке труда (62-73%). На втором месте для учеников и студентов вузов стоит социальная значимость образования (63 и 67% соответственно), для учащихся НПО и СПО - престижность (63%), для родителей - доходность (59%).

С точки зрения респондентов, высшее образование - это возможность хорошо зарабатывать. Ученики на второе место ставят возможность занять высокое положение в обществе, родители - возможность стать квалифицированным специалистом. По 51% опрошенных в обеих группах также считают, что высшее образование следует получить для того, чтобы в дальнейшем заниматься интересной работой.

В рамках изучения данной тематики автором проводится социологическое исследование, цель которого - выяснить, как учащиеся средних образовательных заведений выбирают профессию, и в какой мере на этот выбор влияет профессиональная ориентация. Была выдвинута гипотеза: в средних образовательных учреждениях не выстроена четкая система профориентации, которая позволяла бы с максимальным успехом выбрать специальность в соответствии с индивидуальными возможностями и запросами трудовой сферы. Несмотря на то, что исследование является количественным, особый подход был осуществлен при построении выборки, [1] в которую попали первокурсники всех специальностей МИВлГУ, причем опрос проводился три года подряд (наборы абитуриентов 2009-2011 гг.).

©Шикина Е.А.

Первый этап исследования прошел в феврале-марте 2010 года. В выборку попали 170 студентов МИВлГУ, поступивших в 2009 году. Из них 58% девушек (98 чел.) и 42% - юношей.

На втором этапе (март 2011) анкетирование охватило 188 студентов первого курса, поступивших в 2010 году (50% - юношей, 50% - девушек).

В ходе выведения результатов исследования первого и второго этапов основная гипотеза получила подтверждение - профессиональная ориентация молодежи в средних образовательных учреждениях проводится неэффективно, так как профориентационные мероприятия практически не повлияли на выбор выпускников. К примеру, при подведении итогов первого этапа было выяснено, что профориентация имела значение при выборе профессии лишь в 6% случаев. В 2011 году ситуация ухудшилась: лишь 1 человек из опрошенных воспользовался этим вариантом ответа.

Если говорить о выборе вуза, то среди выпускников школ, независимо от пола, преобладает выбор учебного заведения из-за близости к дому (93 чел. -55% опрошенных). И для 14% респондентов место учебы не принципиально.

Второй этап исследования показал схожие результаты: 51% выбрали вуз из-за близости к дому, 15 % - по совету родителей, 10% привлекла доступная оплата. И лишь 2 человека из всех опрошенных указали наличие понравившейся специальности в качестве причины выбора ВУЗа.

В марте-апреле 2012 года был проведен третий этап исследования, выборка которого составила 129 человек (40,3% - юноши, 59,7% - девушки). При выявлении факторов, влияющих на выбор специальности, большинство респондентов воспользовались вариантом ответа «Учет собственных интересов и способностей» (65,1%). На втором месте, по мнению студентов, находится престиж профессии. Следует отметить, что престижной посчитали свою профессию, например, студенты экономических специальностей. Ни один из опрошенных не указал профессиональную ориентацию как фактор, повлиявший на выбор специальности.

При определении субъектов профориентационной деятельности нами было выяснено, что практически равными оказываются психолог и классный руководитель. Психолога указали в 43,1% случаев, а классный руководитель как субъект профориентации находится на втором месте - 37,5%. Усиления профориентационной работы органов занятости населения не произошло - в качестве субъектов профессиональной ориентации специалистов ЦЗ выбрали 17% (15 человек) из тех, в чьем учебном заведении проходили

профориентационные мероприятия (в прошлом году - 25 человек). А в 31,7% случаев профессиональная ориентация вообще не проводилась.

Среди причин выбора вуза, как и в предыдущие этапы проведения исследования, преобладает вариант «близость к дому» (62% опрошенных). 8,5 % привлекла доступная оплата, и для 4,6% место учебы не является принципиальным.

10,8 % опрошенных хотели бы сменить свою специальность по причине ее несоответствия собственным интересам и способностям. 6,9% указали, что для

©Шикина Е.А.

них не важна полученная специальность, а цель обучения - получить диплом о высшем образовании.

Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена. То есть современное состояние профориентационной работы является неудовлетворительным, она неэффективна.

Проведенные исследования позволяют утвердительно говорить о том, что выбор большего числа выпускников не является осознанным, поскольку он осуществляется во многом стихийно или под влиянием окружения. То есть, необходимо теоретическое моделирование системы, предполагающей комплексную профориентационную работу с будущими абитуриентами, которая позволила бы осуществлять профессиональный выбор с максимальным успехом.

Автор выносит следующие рекомендации для повышения качества профориентационной работы:

-проведение профессиональных консультаций специалистами центра занятости населения;

-налаживание информационных каналов с ЦЗ для своевременного получения свежей и достоверной информации;

-регулярная диагностика школьников среднего и старшего звена с последующим консультированием, поэтапность и комплексность работы с учащимися;

-включение в практическую деятельность самих учащихся: просмотр фильмов, экскурсии на предприятия, обыгрывание проблемных ситуаций;

-использование новейших методик профориентирования молодежи, в том числе активизирующих;

-организация в школах работы специалиста-профориентолога либо обучение школьного персонала современным методам работы по профессиональной ориентации;

-просвещение педагогов и родителей по вопросам профессиональной ориентации.

Образовательные учреждения должны быть нацелены на развитие у самоопределяющейся личности готовности к осуществлению профессионального выбора и выстраивание грамотного сопровождения

данного выбора с обязательным участием специалистов.

Список литературы:

1. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Особенности обработки эмпирической

информации в качественных и количественных исследованиях социальной сферы // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. - 2011. - №2. [Электронный ресурс]. ЦКЬ:

http://amisod.ra/mdex.php/mdex.php?optюn=com_content&view=artide&id=32:ami sod-2011-2-4&catid=14:amisod-2-17-2011

2. Горина Е.Е. Исследование рынка труда: междисциплинарный подход

//Современная экономика: проблемы, перспективы, тенденции. - 2011. - №5. [Электронный ресурс]. ЦКЬ:

©Шикина Е.А.

http ://www.mivlgu.ru/ site_arch/educational_activities/joumal_ec/j ournal_arch/N5/go rina.pdf

3. Горина Е.Е. Служба занятости: проблемы формирования и оптимизация функционирования // Регионология. - 2010. - №2. - С. 176-186.

4. Малин С.В., Поляруш А.А. Активизирующие технологии профориентационной работы со старшеклассниками в современной школе// Теория и практика общественного развития. - 2010. - №4. - С. 115-120.

5. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 108с.

FEATURES OF VOCATIONAL COUNSELLING OF GRADUATES OF SCHOOLS: PROBLEMS AND DECISIONS

Shikina Elizaveta Aleksandrovna

Murom Institute (branch) of Vladimir State University name after Aleksandr Grigorevich and

Nikolay Grigorevich Stoletovs

Abstract. In article the modern system of vocational guidance, its influence on a labor market is analyzed, results of the empirical research carried out by the author are brought, and recommendations about work perfection about vocational guidance among schoolboys are taken out.

Key words: Employment, labor market, vocational guidance, the expert in vocational guidance, unemployment, the graduate, self-determination.

©Шикина Е.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.