УДК 81'276.6:34
DOI: 10.15593/2224-9389/2016.2.6
Д.С. Ларионова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
Получена: 20.03.2016 Принята: 30.03.2016 Опубликована: 30.06.2016
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Рассмотрены языковые особенности в юридической коммуникации. Проанализированы навыки и умения, необходимые специалистам в данной сфере общения, а именно, речевые умения, социально-психологические умения, психологические умения, использование норм речевого этикета, использование невербальных средств общения, умение взаимодействовать. Помимо вышеперечисленных умений изучены личностные качества, которые развиваются у специалиста во время обучения, саморазвития и практики. Сюда относятся понимание психологии человека, психологические процессы познания (объем восприятия; внимательность; определенные свойства памяти, которые могут заключаться в исключительном запоминании имен, лиц, дат и эмоциональных реакций; особые свойства мышления, проявляющиеся в способности анализировать поступки человека; воображение и интуиция), эмоционально-волевая устойчивость, способность к выбору стилей общения. Выявлена и обоснована структура коммуникативного акта в юридической сфере, где рассмотрены семь этапов, отвечающие за основные коммуникативные связующие, которые помогают успешно выстроить переговоры и достичь целей коммуникации. В соответствии с изученными пунктами были установлены языковые особенности юридической коммуникации. Среди них индивидуальность поводов для выступления (обвинение и защита); присутствие множества целей для каждого из актов общения, что подтверждается тем, что помимо получения информации в юридической коммуникации целью является воспитание индивида; конфликтный характер общения, подразумевающий несогласие сторон в вопросе решения спора; формализация общения, т.е. наличие документов, регламентирующих данную сферу общения; особое значение эмоционального состояния в начале коммуникации, которое формирует эмоциональный тон на все время переговоров.
Ключевые слова: юридическая коммуникация, языковые особенности, этапы речевого акта, личностные качества юриста, речевые умения, социально-психологические умения, коммуникативный акт, формализация общения.
This article describes the language features in the legal communication. The skills such as speech skills, psychosocial skills, psychological skills, use of the rules of speech etiquette, use of nonverbal means of communication, ability to interact, necessary to the specialists in this communication sphere are analyzed. In addition to these abilities, personality traits developed by special training, self-development and practice are studied. It includes understanding of human psychology, psychological processes of cognition (the volume of perception, attention, certain memory properties, which may consist in exceptional memorizing the names of persons, dates, and emotional reactions, special properties of thinking, exposed in the ability to analyze human behavior, imagination and intuition), emotional and volitional stability, the ability to communicate the choice of styles. The structure of the communicative act in the legal field is revealed and proved. Seven stages responsible for basic communication links that help build successful negotiations and achieve the goals of communication are described. According to the data obtained, linguistic peculiarities of legal communications have been established. These
D.S. Larionova
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
Received: 20.03.2016 Accepted: 30.03.2016 Published: 30.06.2016
LANGUAGE FEATURES IN THE LEGAL COMMUNICATION
are the reasons for individual performances (prosecution and defense); the presence of a variety of purposes for each of the acts of communication; conflictual communication, implying opposition parties in the settlement of the dispute; formalization of communication, that is, the availability of documents regulating this sphere of communication; particular importance of emotional state at the beginning of communication, which forms the emotional tone for the whole duration of the negotiations.
Keywords: legal communication, language features, stages of the speech act, legal personality, speech skills, psychosocial skills, communicative act, formalization of communication.
Проблема коммуникации в юридической сфере стоит очень остро, потому что юрист в современном мире - это профессионал, специально обученный разрешать социальные конфликты с точки зрения правового аспекта, который подразумевает справедливость и разумность в соответствии с определенными рамками свободы. А данные идеи выражаются в юридической сфере именно в речевой форме.
В пример можно привести судебные речи адвоката и прокурора, которые направлены на достижение профессиональных целей и должны включать в себя ряд определенных составляющих, а именно: нравственное обоснование своей позиции, анализ и оценку доказательств, а также быть ясными и лаконичными. Данная работа требует словесного мастерства, и поэтому речевая коммуникация является важнейшим орудием в деятельности юриста.
Для успешной коммуникации в юридической сфере необходимо обладать определенными навыками и умениями, среди которых мы выделим речевые умения, социально-экономический умения, психологические умения, использование норм речевого этикета, использование невербальных средств общения, умение взаимодействовать [1].
Речевые умения играют важную роль в деятельности юриста, потому что составляют неотъемлемую часть его профессиональных навыков. Они сопряжены с освоением речевой деятельностью и речевыми средствами общения. Данные умения подразумевают собой грамотность и ясность в формулировании своих мыслей, достижение коммуникативной цели своей речи, осуществление главных речевых функций (подтверждение, возражение, сомнение, одобрение, согласие, предложение, осознание, приглашение и др.), выразительность речи (выбор правильного тона для коммуникации, расстановка логического ударения, поиск необходимой интонации и др.), целостность высказывания, самостоятельность речи, которая подразумевает выбор стратегии выступления, разработку самостоятельной программы речи без опоры на письменный вариант, импровизация речи, выражение собственной оценки в процессе коммуникации [2].
Социально-психологические умения имеют отношение к осваиванию процессов взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания и взаимовлияния. Для данных умений характерны психологическая оценка ситуации при вступлении в контакт, поддержка общения, психологическое стимулирование активности коммуникантов, определение «точки» завершения общения, успешное использование социально-психологических характеристик для осуществления стратегии коммуникации, прогнозирование вариантов развития
ситуации общения, реакций партнеров по коммуникации, психологическая адаптация к эмоциональному фону партнеров по коммуникации, овладение и удержание инициативы общения, «провоцирование» необходимой реакции у партнера по коммуникации и формирование их социально-психологического настроя с целью управления им, психологическое стимулирование проявления инициативы партнера по коммуникации [3].
Психологические умения реализуются через освоение процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования. Эти умения включают преодоление психологических барьеров во время коммуникации, способность противостоять стрессу, активизацию психофизической установки для принятия инициативы в коммуникации, эмоциональную настройку на обстановку коммуникации, установка контакта с партнером по коммуникации посредством физической и психологической «пристройки», выбор определенных жестов и поз в соответствии с коммуникативной ситуацией, использование эмоций в качестве средства общения [4].
Выбор норм речевого общения происходит в зависимости от конкретной коммуникативной обстановки. Умение их использовать состоит в исполнении ситуативных норм обращения и привлечения внимания, организации знакомства с партнерами по коммуникации, реализации ситуативных норм поведения, согласованного с ситуацией выражения просьбы, совета, пожелания, сочувствия, упрека [5].
Невербальные средства общения являются неотъемлемой частью любого личного акта коммуникации, более того, составляют его большую часть (около 60 %). Следовательно, умение верно их использовать дает большое преимущество во время коммуникации [6]. Они включают в себя такие пара-лингвистические средства общения, как интонация, пауза, темп, громкость, мелодика, ритмика; экстралингвистические средства (смех, плач, кашель, вздохи); кинетические средства коммуникации (жесты, прикосновения, мимика); проксемические средства (дистанция, позы, движения) [7].
Умение взаимодействовать со своими партнерами по коммуникации также является важной частью комплекса компетенций общения в юридической сфере. Взаимодействие может происходить на нескольких уровнях: уровень диалога -коммуникация с индивидом или группой людей; уровень полилога - коммуникация с массовой аудиторией, уровень межгруппового диалога [8].
Помимо необходимости знания норм и правил профессиональной коммуникации также следует развивать личные качества, способствующие успеху в коммуникации. Для успеха в юридической коммуникации человек должен обладать следующими качествами [9]:
1) Понимание психологии другого человека, которое в основном заключается в понимании ценностных ориентаций своего партнера по общению (интересов, мотивов, потребностей) - того, что человек считает по-
настоящему важным. В данном случае проблемой для юридической коммуникации становится то, что часто в связи с негативной завязкой коммуникации юристы обращают внимание на недостатки своих собеседников и ориентируются не на человеческий фактор, а на исполнение правового документа.
2) Качества, отвечающие за познавательность психологических процессов. Сюда входят: объем восприятия, который позволяет распределить внимание по нескольким параметрам партнера по коммуникации; внимательность, которая помогает замечать изменения в поведении и настроении партнера; определенные свойства памяти, которые могут заключаться в исключительном запоминании имен, лиц, дат и эмоциональных реакций; особые свойства мышления, проявляющиеся в способности анализировать поступки человека, узнавать мотивы его поведения и предугадывать развитие событий; воображение и интуиция, которые проявляются в эмпатии к своему собеседнику [10].
3) Эмоционально-волевая устойчивость, предполагающая внутреннюю ориентацию на рациональное восприятие происходящего, вне зависимости от эмоциональных реакций собеседников по коммуникации.
4) Способность делать выбор в пользу оптимального стиля общения, который соответствует сложившейся коммуникативной ситуации и подразумевает определенный способ обращения с собеседником.
Личностные черты определяют общий стиль общения. Общение - это социально-психологическое явление, которое детерминировано конкретно-историческими и личностными особенностями людей [11], их социальным положением, целями и задачами деятельности. Эффективность делового общения юриста определяется как структурой и этапами процесса общения, так и развитием у него профессионально-властных качеств, навыков, умений [12].
Помимо развития личностных качеств человек, участвующий в юридической коммуникации, должен понимать определенные закономерности построения процесса общения в данной сфере и уметь управлять своей стратегией коммуникации от этапа к этапу этого процесса [13].
Первым этапом в юридической коммуникации, как и в других видах общения, является установление контакта, т.е. достижение обоюдной готовности к приему и передаче информации. Это начальная фаза общения, которая подразумевает целенаправленную деятельность, создающую условия для дальнейшего развития коммуникации и достижения целей обеих сторон. Для благоприятного начала коммуникации необходимо понимать, что основа контакта - это способность собеседников понять цели и интересы друг друга, а также продемонстрировать то, что их цели близки [14].
Вторым этапом юридической коммуникации является информационный обмен между партнерами по коммуникации. На данной стадии общения необходимо передать все необходимые сведения в соответствии с запросом собеседника и обменяться мнениями и способами решения сложившейся ситуации.
Третий этап - побуждение партнера к активному обмену информацией, т.е. агитировать его дать необходимые сведения.
Следующим этапом следует координировать коммуникацию - согласовать планы обеих сторон, их действия и юридические позиции по главным вопросам.
Пятый этап подразумевает формирование взаимопонимания, это не только понимание смысла получаемой информации, но и осмысление партнерами по коммуникации намерений, переживаний и целей друг друга.
Шестым этапом является эмоциональное воздействие, при котором партнера по коммуникации побуждают к определенным эмоциональным состояниям, необходимым для другого партнера, и координируют его реакцию со спецификой общения.
Седьмой этап - установление взаимоотношений, под которым понимают установление взаимных позиций, принципов и правил сотрудничества, условий и взаимных уступок.
И последним этапом данного вида коммуникации является регуляция поведения партнера по коммуникации, что проявляется в изменении поведения (решений, представлений, установок, намерений) партнера в рамках коммуникации для достижения взаимного соглашения сторон [15].
Последовательное прохождение этих этапов общения является одним из условий оптимизации делового общения юриста, т.е. обеспечения достижения целей юридической практики. Более того, сами эти этапы играют роль условий эффективного общения.
Для успешного профессионального общения юристу необходима коммуникативная компетентность, которая заключается в знании юристом норм и правил общения, владение технологиями данного вида коммуникации [16].
В соответствии с вышеизложенным мы выяснили определенную языковую специфику профессионального общения юриста и определили ряд особенностей, относящихся к разным видам их деятельности. В их число входят:
1) Индивидуальность поводов для выступления. Для юриста основным поводом для выступления является совершение преступления, правонарушения или асоциальное поведение. В связи с этим определяются содержание общения и его цели, а также устанавливается ограниченный круг участников общения (пострадавшие, свидетели, правонарушители).
2) Присутствие множества целей для каждого из актов общения. В сфере юридического общения коммуникация имеет своей целью не только получение информации (о совершенном преступлении, правонарушителе и способах наказания), но и реализацию задач воспитания индивида, устранения социально-негативных качеств личности, предотвращение правонарушений.
3) Конфликтный характер общения. Природа коммуникации в юридической сфере подразумевает, что мнения участников общения не совпадают или не воспринимаются сторонами как приемлемые для соглашения. Из этого
следует конфликтность коммуникации и подразумевается потребность в специальной подготовке коммуникантов для успешных переговоров в предоставленных условиях.
4) Формализация общения. Под данным пунктом мы понимаем существование определенных документов (уставов, наставлений, приказов, инструкции и т.п.), которые регламентируют цели, характер и способы общения. Формализация существует двух видов: жесткая, где предусматривается принудительный характер регуляции общения, и гибкая, при которой регуляций необязательна. Целями формализации общения являются защита психики коммуникантов, а в частности, лиц, работающих в правоохранительной сфере, от обильных психологических нагрузок, и увеличение активности участников коммуникации.
5) Специфичность психологической обстановки во время общения. Поскольку особенность поводов для коммуникации в юридической сфере состоит в урегулировании конфликта, характер общения предусматривает определенное психологическое состояние с обеих сторон коммуникации, а именно стрессовое состояние участников из-за высокой ответственности за результаты общения и преобладание негативных эмоций во время переговоров.
6) Особое значение эмоционального состояния в начале коммуникации. Данный аспект имеет определенный вес в юридической сфере, так как начальная фаза взаимодействия формирует дальнейшее развитие коммуникации как в информативном, так и в эмоциональном плане.
Таким образом, специфика профессионального общения юриста подразумевает наличие у него высокого уровня развития коммуникативных качеств, навыков и умений, которые генерируются при обучении, самообразовании и в практике коммуникации.
Список литературы
1. Афанасьева О.В., Пищелко А.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. - М., 2001.
2. Большакова С.Е. Основы речевой культуры сотрудников органов внутренних дел. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 287 с.
3. Филатов Ф.Р. Общая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001.
5. Сокова З.К. Профессиональная этика. - М., 2000.
6. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. - М., 1992. (Библиотечка сотрудника органов внутренних дел).
7. Реан А. Л. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004.
8. Прикладная юридическая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. А.М. Столяренко. - М., 2005.
9. Романов В.В. Юридическая психология. - М.: ЮРИСТЪ, 2006.
10. Юридическая психология: хрестоматия / сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. -М., 2000.
11. Социальная психология / под ред. А.М. Столяренко. - М., 2001.
12. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие. - М., 2003.
13. Аракелов Ю.С., Джегутанов Б.К., Олейников В.С. Профессиональная этика юриста: ответы на экзаменационные билеты. - СПб.: Питер, 2006. - 128 с.
14. Юридическая психология: учебник для студентов вузов / под ред. В.Я. Ки-котя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.
15. Жалинский А.Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. - М.: Проспект, 2009.
16. Хромов С.С., Зверева Е.Н. Филологизация университетских образовательных программ по юриспруденции как необходимое условие обновления высшего образования в России // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. - СПб.: Изд-во Общества преподавателей рус. яз. и лит-ры, 2014. - С. 161-166.
References
1. Afanas'eva O.V., Pishchelko A.V. Etika i psikhologiia professional'noi de-iatel'nosti iurista [Ethics and psychology of professional activity of the lawyer]. Moscow, 2001.
2. Bol'shakova S.E. Osnovy rechevoi kul'tury sotrudnikov organov vnutrennikh del [Fundamentals of speech culture of law enforcement officers]. Moscow: IuNITI, 2011. 287 p.
3. Filatov F.R. Obshchaia psikhologiia [General Psychology]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 2003.
4. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Saint-Petersburg: Piter Publ., 2001.
5. Sokova Z.K. Professional'naia etika [Professional ethics]. Moscow, 2000.
6. Shchekin G.V. Vizual'naia psikhodiagnostika: poznanie liudei po ikh vneshnemu obliku [Visual psychodiagnostics: Knowing people by their appearance]. Moscow, 1992.
7. Rean A.L. Psikhologiia lichnosti. Sotsializatsiia, povedenie, obshchenie [Personality Psychology. Socialization, behavior, communication]. Saint-Petersburg: Praim-EVROZNAK Publ., 2004.
8. Prikladnaia iuridicheskaia psikhologiia [Applied legal psychology]. Ed. by A.M. Stoliarenko. Moscow, 2005.
9. Romanov V.V. Iuridicheskaia psikhologiia [Legal psychology]. Moscow: IuRIST"", 2006.
10. Romanov V.V., Romanova E.V. Iuridicheskaia psikhologiia [Legal psychology]. Moscow, 2000.
11. Sotsial'naia psikhologiia [Social psychology]. Ed. by A.M. Stoliarenko. Moscow,
2001.
12. Psikhologiia i pedagogika v professional'noi podgotovke sotrudnikov organov vnutrennikh del [Psychology and pedagogy in the training of law-enforcement bodies]. Moscow, 2003.
13. Arakelov Iu.S., Dzhegutanov B.K., Oleinikov V.S. Professional'naia etika iurista [Professional legal ethics]. Saint-Petersburg: Piter Publ., 2006. 128 p.
14. Iuridicheskaia psikhologiia [Legal psychology]. Ed. by V.Ia. Kikotia. Moscow: IuNITI-DANA: Zakon i pravo Publ., 2006.
15. Zhalinskii A. E. Vvedenie v spetsial'nost' "Iurisprudentsiia". Professional'naia deiatel'nost' iurista [Introduction to the specialty "Jurisprudence". Professional activities of a lawyer]. Moscow: Prospekt Publ., 2009.
16. Khromov S.S., Zvereva E.N. Filologizatsiia universitetskikh obrazovatel'nykh programm po iurisprudentsii kak neobkhodimoe uslovie obnovleniia vysshego obrazovaniia v Rossii [Philologization of university's legal curricula as a prerequisite of successful higher education renewal in Russia]. Dinamika iazykovykh i kul'turnykh protsessov v sovremennoi Rossii. Saint-Petersburg: Izd-vo Obshchestva prepodavatelei russ. iaz. i lit-ry, 2014, pp. 161-166.
Сведения об авторе
ЛАРИОНОВА Дарья Сергеевна
e-mail: dslarionova@yandex.ru
Магистрант, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Москва, Россия)
About the author
Daria S. LARIONOVA
e-mail: dslarionova@yandex.ru
Master's Degree Student, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia)