Научная статья на тему 'Особенности профессиональной деятельности журналиста с позиций системного подхода к ее изучению'

Особенности профессиональной деятельности журналиста с позиций системного подхода к ее изучению Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1130
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMS APPROACH / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА / МАССОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / MASS INFORMATION FLOW / ПОРОЖДАЮЩАЯ МОДЕЛЬ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА / GENERATIVE MODEL OF JOURNALIST'S CREATIVE WORK / СТРУКТУРА СПОСОБА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА / THE STRUCTURE OF WAY OF A PROFESSIONAL ACTIVITY OF A JOURNALIST / PROFESSIONAL ACTIVITY OF A JOURNALIST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лазутина Г. В.

Статья посвящена выявлению тех черт профессиональной деятельности журналиста (ПДЖ), которые открываются благодаря системному подходу к предмету изучения. С одной стороны, рассматриваются место и роль ПДЖ в системе социальной деятельности и общества, куда она входит как компонент. С другой стороны, характеризуется ее собственная структура, благодаря которой ПДЖ реализует свои функции в социуме. Особо подчеркивается, что развернутый в этом контексте комплекс представлений о порождающей модели ПДЖ и ее способе вполне поддается освоению и при соответствующей организации университетской подготовки журналистов может быть достаточно быстро переведен в пласт практических умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Journalists' Professional Activities from the Perspective of System Approach to Their Studying

The article is devoted to revelation of such traits of professional activity of a journalist (PAJ), which are opening owing to systems approach for the subject of examination. On the one hand place and role of the PAJ in a system of social activities and a society that includes it as a component are examined. On the other hand the structure of PAJ due to which it realizes its functions in society is characterized. It emphasizes that expanded in this context complex of ideas about generative model of PAJ and its way is guite easy to adopt and under a due organization of university training of journalists can be rapidly transferred into stratum of practical skills.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной деятельности журналиста с позиций системного подхода к ее изучению»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 5

Г.В. Лазутина, кандидат филол. наук, доцент кафедры периодической

печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА С ПОЗИЦИЙ

СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ

Статья посвящена выявлению тех черт профессиональной деятельности журналиста (ПДЖ), которые открываются благодаря системному подходу к предмету изучения. С одной стороны, рассматриваются место и роль ПДЖ в системе социальной деятельности и общества, куда она входит как компонент. С другой стороны, характеризуется ее собственная структура, благодаря которой ПДЖ реализует свои функции в социуме. Особо подчеркивается, что развернутый в этом контексте комплекс представлений о порождающей модели ПДЖ и ее способе вполне поддается освоению и при соответствующей организации университетской подготовки журналистов может быть достаточно быстро переведен в пласт практических умений.

Ключевые слова: системный подход, социальная деятельность, профессиональная деятельность журналиста, массовые информационные потоки, порождающая модель журналистского творчества, структура способа профессиональной деятельности журналиста.

The article is devoted to revelation of such traits of professional activity of a journalist (PAJ), which are opening owing to systems approach for the subject of examination. On the one hand place and role of the PAJ in a system of social activities and a society that includes it as a component are examined. On the other hand the structure of PAJ due to which it realizes its functions in society is characterized. It emphasizes that expanded in this context complex of ideas about generative model of PAJ and its way is guite easy to adopt and under a due organization of university training of journalists can be rapidly transferred into stratum of practical skills.

Key words: systems approach, social activities, professional activity of a journalist, mass information flow, generative model of journalist's creative work, the structure of way of a professional activity of a journalist.

Рассмотрение профессиональной деятельности журналиста в качестве предмета научного исследования продиктовано актуальной для сегодняшнего дня проблемой подготовки кадров работников СМИ. Она может быть определена как поиск оптимальных условий для освоения профессии журналиста в рамках вузовского образования в период формирования и развития в стране рыночной экономики.

На протяжении десятилетий считалось, что лучший путь для становления журналиста — обучение профессии непосредственно на практике, через передачу опыта от старшего поколения к младшему «из рук в руки». С акцентом на это и строились занятия

в университетах. Тот факт, что таким образом вместе с достижениями практики передаются новичкам и ее минусы, долгое время внимания к себе не привлекал. Он был осознан как проблема только в ситуации, когда наметился заметный разрыв между требованиями к журналисту, которые предъявило время, и реальным уровнем готовности выпускников высшей школы к профессиональной деятельности.

Чтобы разрешить эту проблему, требовалось определить необходимый объем теоретических знаний, которые помогут студентам осознать плюсы и минусы практики в современных обстоятельствах, а также получить необходимый набор практических умений (сегодня такие комплексы знаний и умений принято называть компетенциями). Наука о журналистике оказалась перед неизбежностью обращения к исследованию профессиональной деятельности журналиста с позиций, которые бы позволили адекватно отразить не только ее функции в обществе, но и особенности ее инструментария и процесса.

Как известно, такие позиции обеспечивает системный подход — направление в методологии научного познания, основу которого составляет понимание мироздания как мегасистемы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой элементов, представленных системами разных типов, разных уровней, разной степени сложности. Ориентируя познавательный процесс на адекватное отображение взаимосвязей компонентов реального мира, системный подход как раз и предполагает при рассмотрении того или иного объекта действительности выявление его места и функций в системе более высокого порядка, с одной стороны, и особенностей его собственной структуры, определяющих возможность реализации этих функций, — с другой.

Профессиональная деятельность журналиста (далее ПДЖ) — объект системного типа, поскольку состоит из взаимосвязанных разнопорядковых элементов, объединенных в несколько структур, и обладает целостностью — способностью проявлять свою сущность только через взаимодействие этих элементов.

Наряду с иными видами профессиональной деятельности ПДЖ и сама выступает в качестве элемента по отношению к системам более высокого уровня, в которые она входит. Прежде всего здесь следует назвать социальную деятельность. Она представляет собой способ существования материи на том этапе ее развития, когда в ней определились субъектно-объектные отношения, а информационно-управляющие и вещественно-энергетические процессы, из которых она состоит, стали опосредованными. Этот этап начался с момента, соответствующего возникновению человечества, ознаменовавшему собой появление социальной формы движения, существенно отличающейся от биологической.

6 ВМУ, журналистика, № 5

81

Сущность социальной деятельности проявляется через взаимодействие ее субъекта — человечества (общества) — с объектом, в качестве которого выступает среда обитания человечества (природа), при помощи создаваемых субъектом средств. Протекая в виде прямой и обратной связи, это взаимодействие получает возможность саморегуляции, благодаря чему социальная деятельность как система обретает способность в меняющихся условиях бороться за свою целостность и устойчивость.

Человечество с такой точки зрения выступает в качестве элемента социальной деятельности, но элемента, функция которого для системы оказывается определяющей, поскольку состоит в том, что он выполняет роль участка управления по отношению к другим элементам, образующим в совокупности управляемый участок системы. Как не трудно догадаться, эти другие элементы включают в себя объект деятельности, интегрирующий в себе множество потенциальных предметов для переработки в продукты, и развернутый комплекс средств деятельности.

Как самостоятельная система человечество тоже характеризуется способностью к саморегуляции. И поскольку оно представляет собой образование сложное, многоуровневое, полиструктурное, контуров саморегуляции в нем несколько, причем они тесно связаны. Это позволило немецкому философу Г. Клаусу назвать их «переплетенными контурами регулирования»1. Одна из регулятивных структур в данном случае — автономные отношения сознания и поведения людей, в которых первое выступает в качестве участка управления, а второе — в качестве управляемого участка. Вторая регулятивная структура — отношения между институтами власти, создаваемыми как механизм для обеспечения согласованности действий общества в его собственных интересах, и народом — массами, совокупностью образующих общество индивидов. В данном случае участком управления являются первые, а управляемым участком — вторые. Обе структуры характеризуются тем, что процесс прямой и обратной связи управляющего и управляемого участков в них многократно опосредствованы, что обеспечивают особые виды деятельности, известные как производство и распространение информационных и вещественно-энергетических продуктов, вызванных к жизни многообразными потребностями человечества (общественными потребностями). Переплетение контуров саморегуляции общества возникает как следствие включенности одних и тех же средств в разные регулятивные структуры.

Журналистика как профессиональная деятельность представляет собой в данном отношении ярчайший пример. Она включена

1 См.: Клаус Г. Кибернетика и общество. М., 1967.

в качестве средства и в отношения между сознанием и поведением людей (общественным сознанием и общественным поведением — назовем их отношениями саморегуляции общества как системы), и в отношения институтов власти и народа (назовем их отношениями управления в обществе как системе). Однако, реализуя свою функцию средства, журналистика играет в этих отношениях — в этих разных регулятивных структурах — далеко не одинаковую роль. Будучи включенной в отношения управления, она занимает в обществе место между властью во всех ее проявлениях и народом. Журналистика информирует о властных решениях, способствует их распространению и разъяснению, сообщает о реакции масс на них, оглашает требования народа к власти, — словом, действует как одно из звеньев механизма управления общественными процессами. А будучи включенной непосредственно в отношения общественного сознания и общественного бытия, она выступает как автономное, самостоятельное звено в механизмах саморегуляции общества. И эта ее роль возлагает на нее особые обязанности. Состоят они, в частности в том, чтобы:

— давать членам общества оперативное знание о действительности, обо всех ее существенных изменениях, причем как на очевидном уровне (события), так и на неочевидном, постигаемом усилиями мысли (проблемы) и, заметим, независимо от того, хотят или не хотят этого институты власти;

— обеспечивать гражданам арену свободного обмена мнениями, создавая возможность для самоопределения общественного мнения, — и опять-таки часто вопреки желанию властных структур это мнение направленно формировать;

— насыщать направляемые обществу массовые информационные потоки материалами, несущими в себе еще не освоенные аудиторией знания, нормы и ценности, обеспечивая возможность их конкуренции и побуждая тем самым людей к нравственным, духовным исканиям, благодаря которым осуществляется развитие массового сознания общества при сохранении необходимого уровня его преемственности.

Двойственность предназначения становится объективной основой для возникновения двух противоречивых тенденций в ПДЖ: тенденции к сопряженности ее с властью и тенденции к независимости от власти. Естественно, что в ходе функционирования журналистики между этими тенденциями неизбежно обозначается противостояние и вспыхивает борьба. Она становится движущим противоречием журналистики, определяющим ее развитие, имеющим множество проявлений и предрешающим периодическую смену ее состояний. В зависимости от стадии развертывания противоречия, на разных исторических этапах журналистика обретает различный

облик. То в официальном своем проявлении она выглядит придатком власти, связанным по рукам и ногам (пример тому — ее положение в тоталитарных государствах), и в таком случае в обществе неизбежно формируется ее второй, неофициальный, подпольный слой, претендующий на честное посредничество в отношениях между сознанием и поведением человека. А то вдруг она становится в жесткую, бескомпромиссную оппозицию властным структурам, вызывая ситуации, при которых институты власти задыхаются без информационной поддержки прессы, а народ страдает от несогласованности практических действий и хаоса в общественной жизни. Бывают моменты, когда она заигрывает с народом, идет на поводу отнюдь не самых передовых его слоев, и это оборачивается очередным витком стагнации общественного сознания. Случаются и периоды гармоничного сосуществования тенденций. Как правило, они совпадают с периодами гармонизации общественных отношений, с оптимизацией условий жизни людей.

Однако исключить новые обострения движущего противоречия журналистики такие периоды не могут. Разрешаясь то в пользу одной тенденции, то в пользу другой, оно неизбежно возникает вновь, на новом уровне, заявляя о себе, между прочим, и как очередное обострение борьбы за свободу прессы. Не удивительно, что совокупный субъект ПДЖ обречен то и дело попадать в сложные обстоятельства, подобные тем, в которых сегодня оказался журналистский корпус России.

Возможности выхода ПДЖ из кризисных состояний в тех или иных исторических обстоятельствах открываются тем точнее, чем глубже осознаны не только ее место и роль в системе общества, не только конкретные условия текущего момента, но и ее характеристики как самостоятельной системы. Первым при их определении встает вопрос о том, что делает журналистика, как именно она выполняет свои общественные обязанности. Может показаться, что он подталкивает к азбучным, банальным ответам. Однако это не так, и убедиться в том совсем не сложно.

Широко распространена точка зрения, будто журналистика реализует свои функции, воздействуя на объект, каковым для нее являются люди. Между тем и за рубежом, и у нас в стране есть исследования, показывающие, что отношения средств массовой информации с аудиторией — не что иное, как взаимодействие субъектов, которое становится отчетливо видимым, если подойти к журналистике как деятельности продуктивной. А иной подход к ней, если мы хотим понять ее суть, малоплодотворен. Да, важнейшая характеристика журналистики состоит в том, что она — продуктивная деятельность, производство информационного продукта, предназначенного потребителю, который отнюдь не является объектом

воздействия, поскольку он — субъект волеизъявления, а следовательно, своей волей решает, потреблять ему продукцию журналистики или нет.

А что конкретно представляет собою продукция ПДЖ?

Отвечая на данный вопрос, авторы подавляющего большинства теоретических трудов в центр внимания выдвигают проблемы, связанные с созданием отдельных журналистских произведений, т.е. видят главную обязанность журналиста именно в личном его творчестве. То обстоятельство, что он предлагает обществу информационную продукцию не только в виде отдельных, лично выполненных текстов, остается в тени. Между тем это можно считать доказанным и журналистской практикой, и усилиями исследователей организации работы СМИ. Дело в том, что само по себе, «в одиночку», журналистское произведение не живет (исключение составляют лишь случаи, когда часть изданий уходит в «подполье» и вынуждена распространять свои тексты в виде листовок). Обычно отдельный журналистский материал бывает частью газетного номера, радио-или телевизионной программы, выпуска интернет-издания. А номер, программа, выпуск представляют собой очередную дискретную порцию информации, которая вливается в массовые информационные потоки, непрерывно циркулирующие в обществе. Это обстоятельство не отменяют даже законы интернет-пространства, открывающие возможность беспредельного общения: в отличие от публицистических выступлений, вывешиваемых на сайты по инициативе автора как его индивидуальное обращение к обществу, журналистские тексты предлагаются читателю в мозаике других сообщений.

Структура массовых информационных потоков сложна: они вбирают в себя самые разные продукты информационного производства — от выступлений общественных деятелей, аналитических статей, художественных произведений до игр, рекламы и метеосводок. Здесь есть все, что необходимо для удовлетворения потребностей общества в актуальной массовой информации, назначение которой — поддерживать относительную инвариантность массового сознания и в то же время способствовать его обогащению. А от состояния массового сознания зависит уровень взаимопонимания в обществе, уровень согласованности его практических действий. Одновременно массовые информационные потоки создают возможности для самоопределения общественного мнения, поскольку несут в себе не только новости о происходящих событиях, но и знакомят с аргументацией лиц, высказывающих собственные мнения о них (да и о любых других вопросах). Решения государственных органов, касающиеся всех, становятся известны населению тоже с помощью массовых информационных потоков. В них обнаружи-

вают себя общественные дискуссии, ориентированные на многогранное рассмотрение тех или иных обстоятельств общественной жизни. Словом, значение массовых информационных потоков для нормального бытия общества трудно переоценить, и объясняется это тем, что они напрямую связаны с ключевыми звеньями механизмов саморегуляции общества как системы — массовым сознанием и общественным мнением.

Для того чтобы русло потоков, образуемое каналами печати, радиовещания, телевидения, компьютерными сетями, было всегда наполненным, требуются согласованные усилия общества. Необходимо сотрудничество представителей самых разных видов деятельности, самых разных видов информационного производства, начиная от администрации президента и заканчивая отделами прогнозов погоды метеослужб. Организация такого сотрудничества в обществе выпадает на долю журналистики. Именно ПДЖ оказывается той силой, которая проявляет себя как «участок сборки» общего продукта. В обязанности журналистов в этом случае входит:

— планировать массовые информационные потоки, привлекая к участию в них представителей самых разных областей жизни;

— редактировать полученные тексты, доводя их до принятых в обществе норм цивилизованного текстового общения;

— конструировать из этих текстов некоторое единство, именуемое номером газеты или журнала, программой радиовещания или телевидения;

— с определенной периодичностью выпускать такие «притоки потоков» в свет.

И неудивительно, что в общественном сознании массовые информационные потоки живут как продукт журналистики. Люди смотрят по телевизору бесконечные сериалы, но все равно воспринимают телевидение как журналистику. Это вполне обоснованно. Концентрируя в редакционных службах множество произведений разных видов творчества, журналистика использует их как составные части для «сборки» все новых и новых «порций» интегрального продукта. Он представляет собой движущуюся, объемную, полифо-ничную информационную картину социальной действительности в каждый конкретный момент (включая и отражение ценностных ориентаций общества)2. Такая картина может быть более или менее точной по отношению к реальности, более или менее соответству-

2 Под словами «информационная картина действительности» в данном случае имеется в виду не панорама конкретных событий («информационная картина дня»), а совокупность самых разных видов информационных продуктов, которые представляют в массовых информационных потоках соответствующий момент действительности.

ющей потребностям общества и его интересам, но она позволяет людям довольно уверенно ориентироваться в происходящем, размышлять над ним, корректировать свои решения и действия. И чем она точнее, чем более соответствует общественным потребностям, тем надежнее работают механизмы саморегуляции социума, воздействуя и на механизмы государственного управления. Чем дальше она от реальности, чем произвольнее по каким бы то ни было причинам, тем больше вероятность «сбоев» в тех и других механизмах, тем больше опасностей для общества. Выходит, что журналисты не просто создают массовые информационные потоки — они намеренно или невольно программируют те последствия, которые вызывает в обществе потребление их продукта. Поэтому крайне важно научиться просчитывать риски, сопутствующие процессу творчества. Надо отчетливо понимать: если сегодня на телеэкранах преобладает демонстрация насилия при решении проблем, хотя в жизни существуют и другие возможности справляться с ними, значит, завтра мы можем прийти к тому, что эта «темная» сила станет доминировать над другими ценностями массового сознания.

Сама по себе технология производства массовых информационных потоков не программирует ни хороших, ни дурных последствий. Ее процедуры — планирование, редактирование, конструирование, выпуск информации — достаточно нейтральны. Каждая из них разворачивается в особый этап работы, связанный с решением весьма специфических задач и требующий соответствующих методов, соответствующего технического инструментария, ориентации на соответствующие этические нормативы. Ведь осуществляют профессиональные задачи люди. А это значит, что от того, как они это делают, какие задачи формулируют для себя, какие методы отбирают, каким образом используют технику, конкретно зависят и контент массовых информационных потоков, и социальные последствия его освоения обществом.

Сказанное дает основание заключить, что участие журналиста в подготовке и выпуске массовых информационных потоков образует относительно самостоятельную сторону ПДЖ. Она осуществляется как череда особых технологических процедур, подчиненных формированию и «загрузке» в каналы массовой коммуникации очередного массива информационных продуктов.

А вот другая сторона ПДЖ действительно представлена личным — индивидуальным или коллективным — творчеством, направленным на создание журналистского произведения как специфического типа текстов. В массовых информационных потоках данный тип текстов занимает особое место, образуя «стремнину» потоков, определяя их направление, а иногда и состав остальных «частей».

Почему так происходит? На этот вопрос помогает ответить знакомство с основными чертами журналистского произведения, заключающими в себе своеобразие его семантики, прагматики и синтактики. Оно сводится к следующим моментам.

Семантическое своеобразие журналистского текста проявляется через его тему. При всем богатстве действительности, отражаемой в журналистских произведениях, с точки зрения тематического решения они объединены общим признаком. Он заключается в том, что тема любого текста содержит в себе конкретную жизненную ситуацию, отмеченную новизной и восходящую какой-то из своих сторон (а то и несколькими) к более широкой ситуации проблемного характера, переживаемой обществом. В этой особенности — ключ к актуальности и общезначимости журналистского материала. Скажем, если в газете появится заметка о том, что на юге Восточной Сибири используется новое средство тушения лесных пожаров, она заинтересует всех, кто живет в районах, куда с наступлением летней жары приходит опасность гибели лесных массивов от огня. Если по телевидению ожидается показ специального репортажа из кардиоцентра о новых методиках лечения инфаркта, то у экранов телевизоров соберутся и медики, желающие пополнить свой профессиональный багаж, и те, у кого есть основания стать их пациентами.

Прагматическое своеобразие журналистского текста связано с тем, что он предназначается для ориентации в реальных обстоятельствах, т.е. по определению является практически полезным. Степень его полезности может быть выше или ниже — это зависит от идеи, которая тоже имеет общий для всех журналистских произведений признак: как правило, она содержит в себе две составляющие. Одна — информация о системе ценностей, на которые журналист опирается, анализируя ситуацию, давая оценку фактам (опорная идея). Другая — мысль, выработанная журналистом непосредственно при освоении ситуации и подсказывающая адресату информации внешние или внутренние действия, которые необходимы для разрешения проблемы (рабочая идея3).

Именно на этом основано такое свойство журналистского материала, как его действенность. Благодаря ей оказываются, например, эффективными акции, начинаемые той или иной редакцией с целью сдвинуть с «мертвой точки» затянувшееся общезначимое дело. Однако надо иметь в виду, что рабочая идея журналистского произведения — именно подсказка, не более. Она почти никогда не несет в себе повелительной интонации. Исключение составляют особые социальные обстоятельства, такие, как скажем, состояние

3 Термины «опорная идея» и «рабочая идея» введены Е.И. Прониным.

войны, когда императивность рабочей идеи обоснованно возрастает. В то же время идея журналистского текста не должна являться и скрытым, закамуфлированным навязыванием конкретной модели поведения, превращая материал в инструмент манипулирования сознанием человека.

Своеобразие синтактики журналистского произведения обусловлено его предназначенностью массовой аудитории. Его язык — это язык жизни. Главным средством выражения информации здесь становятся смысловые единицы, предназначенные для передачи реалий: факты, фактоиды, эмпирические обобщения. Отличаясь друг от друга по степени проверяемости, все они тем не менее служат воспроизведению ситуации.

Вскрыть суть реалий, понять их значение адресату информации помогает другой смысловой ряд — известный ему материал культуры, элементы которого журналист использует в тексте в виде образов и нормативов, играющих роль «семантического ключа». Образы представляют собой смысловые единицы, в которых с помощью фрагментов культуры передается прошлый социальный опыт, воплощенный в конкретно-чувственной форме (прецеденты истории, отрывки художественных и фольклорных текстов, экспрессивная лексика и т.д.). Нормативы — смысловые единицы, в которых прошлый социальный опыт передается в виде логических конструкций (положения законов, нормы и тому подобные общественные установления)4.

Перечисленные выше особенности важны не только потому, что делают журналистский текст узнаваемым для аудитории. Главное, что они сообщают ему способность расширять естественные рамки опыта отдельного человека до опыта общества, обогащая тем самым его возможности участвовать в общественных делах и решать собственные житейские проблемы. Отсюда отмеченные исследователями свойства реакций аудитории на журналистские материалы, весьма отличающиеся от реакций на другие тексты массовых информационных потоков5.

Подготовка материала, тема, идея и структура текста которого отвечали бы указанным специфическим признакам, тоже оказывается делом специфическим. Его не правомерно отождествлять ни с литературно-художественным, ни с научным, ни даже с публицистическим творчеством.

Что касается публицистики, подчеркнем: этот близкий журналистике тип творчества принципиально не ограничен профессио-

4 См.: Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект-Пресс, 2000. С. 84—97.

5 См.: Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. М., 1980.

нальными рамками. Он дан человечеству, чтобы каждый гражданин страны мог выразить свое мнение о волнующих его проблемах действительности и подтвердить это фактами из собственного жизненного, гражданского, профессионального опыта. Таким образом человек выполняет свою гражданскую миссию.

Журналист тоже может выступить с публицистическим текстом. Более того, любой журналистский материал способен вобрать в себя личное мнение автора по той или иной проблеме, основанное на его собственном опыте, и тогда у журналистского произведения возникает свойство, названное украинским исследователем В.И. Здоро-вегой публицистичностью6. Однако по определению журналистский текст публицистическому не тождествен: он всегда представляет собой результат специального освоения действительности «здесь и сейчас», предпринимаемого автором. И это существенно. Особенности процесса и инструментария авторской работы журналиста складываются в специфический способ журналистского творчества, который выступает своего рода копилкой позитивного опыта профессии. Чем же он определяется?

Задавшись целью подготовить именно журналистский материал, человек должен решить два блока задач. Первый связан с освоением действительности и разворачивается в осознанную, целенаправленную познавательную деятельность. Она образует начальную стадию творческого акта, в ходе которой, оперативно выполняя соответствующие технологические операции (зачастую построенные на общении), журналист выявляет факты, характеризующие изучаемую им ситуацию, и постигает их суть. Это оперативное журналистское исследование действительности, результат которого должен отвечать определенным критериям надежности.

Второй блок задач связан с переработкой концепции изученной ситуации в замысел конкретного материала и воплощением этого замысла в текст, — иначе говоря, подчинен необходимости предъявления информации аудитории. В разных средствах массовой информации эта стадия творческого процесса протекает по-разному (хотя всегда в жестких временных рамках), но в итоге приводит к появлению журналистского текста для газеты, интернет-издания, телевидения или радио.

Решение такого большого объема задач, причем столь различных по содержанию, требует и применения разных методов. Их состав определяется характером задач, структурой творческого акта, особенностями источников информации, законами познания и восприятия текста. Потому их довольно много. В соответствии со стадиями творческого акта они образуют две развернутые группы:

6 Здоровега В.И. Публицистика, ее природа, общественная роль, гносеологические и психологические основы: Автореф. дис. ... докт. филол. наук. М., 1970. С. 32.

методы познавательной деятельности и методы предъявления информации. Первая группа включает в себя методы получения сведений и методы постижения сути. Вторая объединяет методы предъявления фактов и методы предъявления материала культуры. Каждый из методов представляет собой совокупность научно обоснованных действий, направленных на решение определенной задачи, и это принципиально отличает их от аналогичных действий в обыденной жизни. Скажем, беседа как метод получения сведений в журналистике — совсем не то же самое, что беседа с другом за чашечкой кофе или бокалом вина, хотя и в том и в другом случае могут использоваться одинаковые атрибуты (вспомним хотя бы «застолья» в передачах Тимура Кизякова «Пока все дома»). Стремясь повысить качество информации — и той, которая «добывается», и той, которую предстоит передать аудитории, — журналист руководствуется принципом дополнительности: он должен комбинировать, сочетать разные методы.

Кроме того, при создании собственных произведений современному журналисту необходим богатый «парк» техники, которым он должен свободно владеть. Речь в данном случае идет о технических средствах, выступающих не просто как фактор, благоприятствующий течению деятельности (в подобной роли, например, используется автомобиль). Нет, здесь имеется в виду та техника, которая непосредственно участвует в творческом процессе в качестве его технического элемента и обойтись без которой работник прессы сегодня просто не может.

Но как бы ни была совершенна техника, как бы ни разрабатывалась технология творческого процесса, они образуют только возможность создать качественный материал, способный выполнить свое предназначение. Будет или не будет реализована такая возможность, зависит от того, каким образом журналист использует технологию и технику, т.е. от его личностных проявлений в процессе работы. Поэтому как обязательный компонент в способ журналистского творчества входят и профессионально-нравственные ориентиры, призванные соответствующим образом направлять поведение журналиста в неизбежных для него ситуациях морального выбора.

Если вспомнить теперь производство массовых информационных потоков как сторону ПДЖ, окажется, что журналисту в его работе необходимы два способа деятельности. И можно было бы сказать: да, именно так, коль скоро идет речь о производстве двух вариантов продукта. Но есть обстоятельства, не допускающие этого. Дело в том, что оба варианта подготовки рассмотренных информационных продуктов соотносимы именно с профессией журналиста — и ни с какой иной. При всей их самостоятельности они

тесно связаны друг с другом. У них один и тот же субъект. Они протекают в условиях, для которых характерны преимущественно одни и те же устойчивые черты7. Следовательно, правильно говорить не о двух способах деятельности, а о сложной, составной структуре единого способа деятельности, отражающего в своих подструктурах две стороны ПДЖ. Это обусловлено двумя причинами.

Первая состоит в том, что порождающая модель журналистской деятельности8, носителем которой является ее субъект, по сути своей едина. Представление о характерных чертах журналистского текста связано в профессиональном сознании журналиста с представлением об особенностях массовых информационных потоков как часть и целое — в соответствии с реальным положением дел. Более того, порождающая модель содержит в себе в снятом виде назначение журналистского текста как составляющую назначения массовых информационных потоков. Тем самым увязываются между собой и критерии их качества.

Вторая причина заключается в том, что одинаковой является база решения технологических задач: в обоих случаях для журналиста она представляет собой поле взаимодействия с субъектами других видов и других сфер деятельности. По отношению к журналисту они занимают разные ролевые и ценностные позиции, а потому отнюдь не в равной с ним мере заинтересованы в самом факте взаимодействия. Из-за этого процесс работы полон проблемных ситуаций, решение которых неминуемо связано для журналиста с моральным выбором. Отсюда — особое значение этического начала профессии и единых профессионально-нравственных стандартов.

А теперь — прагматически важный вывод. Рассмотренный выше комплекс представлений о порождающей модели ПДЖ и ее способе вполне поддается освоению и может быть достаточно быстро переведен в пласт практических умений (правда, при использовании специально разработанных методик). Эксперимент, проведенный доктором филологических наук С.С. Распоповой на базе Южно-Уральского и Оренбургского университетов, убедительно показал, что обучение журналистов, организованное как освоение способа журналистского творчества — способа ПДЖ, оказывается вполне результативным и намного облегчает процесс адаптации выпускника вуза в редакции.

7 Тот факт, что одна из таких устойчивых черт состоит в подвижности, изменчивости части условий, ничего не меняет, — это парадокс, который надо принять к сведению.

8 Используя этот термин вслед за Е.И. Прониным (см.: Пронин Е.И. Текстовые факторы журналистского воздействия. М., 1981.), обозначим этим понятием то обобщенное представление о характерных чертах продукта деятельности, которое мы рассмотрели и которое определяет ее способ.

Интересные перспективы в плане дальнейшего изучения ПДЖ открываются, на наш взгляд, при углублении системного подхода. Многое обещает, в частности рассмотрение в качестве самостоятельных систем двух важнейших ее компонентов — личности журналиста как совокупного субъекта профессиональной деятельности и массовых информационных потоков как ее совокупного продукта. Эти направления научных исследований могут дать ценные сведения о том, как движущее противоречие функционирования и развития журналистики влияет на «человеческий фактор» в организации общественной жизни и тем самым позволят учесть такое влияние в процессе вузовской подготовки журналистов.

Поступила в редакцию 18.09.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.